всё о любом фильме:

Крепость: щитом и мечом

год
страна
слоган«Щитом и мечом»
режиссерФедор Дмитриев
сценарийАлександр Боярский
продюсерСергей Сельянов, Александр Боярский
композиторМихаил Чертищев
художникОлег Маркелов
жанр мультфильм, приключения, военный, семейный, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  513.7 тыс.
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время92 мин. / 01:32
1609 год. Идет война. Польско-литовские войска взяли в осаду Смоленск, но русский гарнизон во главе с воеводой Михаилом Шеиным готов держать оборону до конца. Смоленск — главная крепость на пути захватчиков к Москве, и его нельзя сдавать без боя. Об этом знают даже дети.

Мальчик Сашка лепит самодельные бомбы из теста и колдует в защиту города — вызывает на помощь Царя с Огненным щитом и Пламенным копьем. Пока волшебный царь не пришел, Сашка и его друг Федор просятся в помощники к воеводе. Им предстоит разрушить коварные планы польского короля Сигизмунда Третьего и справиться с нечистой силой, что по ночам бродит по осажденной крепости.
Рейтинг мультфильма
IMDb: 6.30 (111)
ожидание: 89% (1550)
Рейтинг кинокритиков
в России
3 + 0 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 557 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Мультфильм «Крепость: щитом и мечом» стал для меня большой неожиданностью. Наконец-то, студия «Мельница» создала нечто действительно стоящее: не глупую пародию на русские сказки про богатырей или Ивана царевича с плоскими (за редким исключением) и порой даже прошлыми шутками и не странный Карлик нос.

    Дело даже не в отрисовке и графике «Крепости», хотя эти стороны мультфильма сделаны на очень хорошем уровне, соответствующем последним творениям «Мельницы». Дело в складном сюжете и посыле фильма. Несмотря на то, что речь идёт о детской картине, авторы решили не заниматься клоунадой, а рассказать серьёзную историю о героической обороне Смоленска, которая была полна трагедий, подвигов и случайных смертей.

    Отдельного внимания заслуживает религиозный мотив, который при этом является совершенно не навязчивым. Суеверия становятся причиной больших бед, а в трудную минуту помощь оказывает некий святой старец.

    Особенно остро на фоне современных событий на Донбассе чувствуется трагедия оставленного один на один с врагом Смоленска в условиях разгорающейся смуты и безвластия в России. Смоленск помог отстоять независимость России, так и не дождавшись помощи Московских ратей…

    Мультфильм, к сожалению, кажется коротким, а концовка — немного смазанной. К недостатками также можно отнести некоторую карикатурность пары главных персонажей из вражеского стана и оставшиеся за кадром мотивы действий русского предателя. Но рядовые солдаты Речи Посполитой показаны достойными противниками, и это, конечно, прошло на пользу атмосфере мультфильма.

    Самое главное, что это не просто красивый, интересный и познавательный мультфильм, но и по-настоящему душевная история. Без всякого пафоса и напыщенного героизма показаны военные будни и почти обыденный подвиг русских людей в осаждённой крепости. Как ни странно, именно детскому мультфильму удалось показать, каким должно быть историческое приключенческое кино. Тем хуже для Хотиненко с его амбициозным и провальным фильмом 1612 про ту же эпоху.

    Не знаю, как «Крепость» заденет чувства детей, но меня он заставил прослезиться несколько раз.

    В общем, браво, «Мельница»! Надеюсь, мультфильм не только окупится, но и задаст новую здоровую тенденцию в нашем кинематографе и мультипликации.

    1 декабря 2015 | 16:17

    «Крепость: Щитом и мечом» вышел в аккурат перед праздником Народного единства, который празднуется в ознаменование освобождения Москвы от польско — литовских войск. И по сути своей должен был стать патриотической агиткой, со всеми вытекающими. Но неожиданно для меня стал прекрасным образцом отечественного полнометражного мультфильма.

    События показанные в мультфильме относятся ко времена Смутного времени в Московском государстве XVII века, когда иноземные захватчики вторглись в пределы государства с целью захвата и порабощения. Не будем лукавить, что несли просвещение и свободу, отнюдь, они несли чуждую веру и обычаи. Именно поэтому почти два года Смоленск не сдавался, несмотря ни на какие посулы. Без понимания этого момента нельзя понять происходящее на экране, почему сопротивление в раздираемой гражданской войной государстве было столь сильно. Авторы смогли показать и уклад русской жизни, и уклад захватчиков. Желание Сигизмунда III подчинить город и державу показаны очень хорошо, предательство интересов государства со стороны своих бояр отраженно замечательно (сцена с посольством в осажденном городе не оставляет места для сантиментов). Но, все эти события показаны глазами мальчика — сироты, который мечтает об отце, о царе огненном щите и всей душой хочет помочь осажденным. Иногда главный герой, глазами взрослого, кажется навязчивым и дерзким, но это заблуждение, он желает одного — быть полезным. Как не странно но все происходящее по сюжету выглядит не навязчиво, без ложного пафоса и драматизма, что не может не подкупать. Воевода Шеин, душа обороны Смоленска, смотрится былинным богатырем, которому нельзя не симпатизировать, готовность к самопожертвованию обороняющихся не смотрится картинно, а Сашкины желания обретают вполне реальные очертания.

    После сказочного эпоса о Трех богатырях студии «Мельница» удалось снять мультфильм, который основан на реальных событиях, но в то же время не лишен детского очарования. Не претендуя на морализаторство могу сказать, просмотр этого мультфильма станет отличным занятием и для детей и взрослых, позволит заглянуть в глубины истории страны и доставит удовольствие от самого действа на экране, снято все со вкусом и смыслом.

    9 из 10

    6 ноября 2015 | 22:38

    Вот уже десять юбилейных лет как в царcтве-государстве «Российская Федерация» празднуется День народного единства. По всей стране весьма и весьма скромно проходят различные мероприятия, митинги, марши и тому подобное. Четвёртому ноября, несмотря на судьбоносные для России события четырёхвековой давности, к сожалению, пока ещё не удалось из дополнительного выходного превратиться в истинно народный праздник, что соответствующим образом нашло своё выражение и в кинематографе царства-государства.

    За десятилетнюю историю праздника ему было посвящено всего лишь две кинопостановки, надо сказать, более чем сомнительного концептуального умысла, — художественная Хотиненко и мультипликационная Дмитриева. Причём последняя стала чем-то вроде анимационного ремейка первой: сюжетная линия обоих фильмов так или иначе основана на обороне крепостей русскими, хотя, как мы помним из школьных учебников, начало ноября 1612 года памятно событием кардинально противоположным — сдачей иноземными интервентами кремлёвской крепости. Кинематограф царства-государства категорически отказывается снимать картины, посвящённые героическому освобождению Кремля от вражеских оккупантов русским ополчением, и вместо этого ко дню русской победы приурочивает премьеру полнометражного мультфильма пускай и про доблестную, но всё-таки павшую оборону Смоленска, по результатам Смуты присоединённого к Речи Посполитой и возвращённого в состав России едва ли не по прошествии половины столетия.

    Где Минин, Пожарский, Сусанин, патриарх Гермоген? Не русские ли, в конце концов, брали крепость, а не наоборот? Смысл подобных кинорокировок достаточно понятен, вот только убежишь ли от предсказаний прозорливейших тайновидцев, большинство пророчеств которых сбылось?

    Сам же по себе мультфильм получился вполне сносным и колоритным. С первых же минут просмотра мне сразу же захотелось сделать главным героем благовоспитанного и смиренномудрого Федьку, а не дерзкого авантюриста Сашку, который своею бравадою невольно напомнил того самого забавного мальчугана со знаменем и в морионе, поучаствовавшего в неудачном штурме крепости. Недосказанную концовку успешно компенсирует проникновенный саундтрек.

    22 ноября 2015 | 08:35

    Хороший новый продуманный мультфильм. Как удивительно столько разных персонажей, каждый из которых детально проработан и «живой». Мальчик, у которого нет отца по своему смущению пред другими на ходу сочиняет истории про него, как это бывает у подростков. Воевода Михаил Шеин, который не прячется за спины солдат, а сам находится на передней линии огня. Исторический сюжет делает картину новой в коллекции «Мельницы».

    Все хорошо, но есть и над чем задуматься. Шпионом изобразили грустно сказать кого(наверное сейчас это модно), а спасителем «Царя Огненный Щит и Пламенное копье»(ЛЕГЕНДАРНЫЙ персонаж: царь этот в воде не тонет и в огне не горит; он испускает из себя пламя и пожигает врагов). Связь со значением слабая, а вот по сюжету мультика и образ данного персонажа: заботливого деда — очень напоминает Серафима Саровского, чудеса прозорливости и простота души.

    Создатели знают, что православная вера объединила русских людей, под руководством князя Пожарского и Кузьмы Минина и поляки были изгнаны из Москвы, но в картине отдается предпочтение мифологии. В завершении фильма, когда должна быть трагическая развязка и нормальный конец по смыслу, для верующего человека, но по фильму следует непонятная череда кадров, по которым не понятно что хотели передать авторы фильма. Такое ощущение, что все-таки изначально создатели планировали сделать акцент на веру, но в конце кто-то решил круто изменить сценарий. В результате ляп и недоумения по концовке фильма.

    Мультфильм получился интересным красочным и динамичным, но с ляпами. Советую всем смотреть и думать:)

    16 ноября 2015 | 21:52

    Вместо предисловия (Русские в крепостях). Незадолго до событий, показанных в фильме, польские войска в купе с немцами осаждали другую русскую крепость: Псково-Печерский монастырь. В нем находились запасы продовольствия и церковные ценности, так необходимые Баторию (тогдашнему польскому королю) для взятия города Псков. Сначала обитателям монастыря просто предлагали сдаться. Но у людей Божьих были свои представления о Новом Завете. В результате на свет появились такие строки, написанные немецким аббатом: «Тамошние монахи творят чудеса храбрости и очень сильно бьют немцев. Было два штурма и оба несчастны. Печерцы удивительно стойко держатся, и разнеслась молва, что русские или чародействуют, или это место действительно святое…». Чуть позже другой западный летописец в своей книги «Ливонские хроники» писал: «Русские в крепостях являются сильными боевыми людьми. Происходит это от следующих причин.

    Во-первых, русские — работящий народ: русский в случае надобности неутомим во всякой опасной и тяжелой работе…

    Во-вторых, русский с юности привык поститься и обходиться скудной пищей…

    В-третьих, если русские добровольно сдадут крепость, как бы ничтожна она ни была, то не смеют показаться в своей земле… в чужих же землях они не могут, да и не хотят оставаться.

    В-четвертых, у русских считалось не только позором, но смертным грехом сдать крепость…»


    К чему я это всё… Через вот такие письменные свидетельства и оценки со стороны можно по-настоящему прочувствовать героизм и отвагу обыкновенных казалось бы людей, защищающих свою землю, свой город. В отношении Смоленска, который два года сдерживал натиск польских интервентов и сковывал вокруг своих стен значительные силы противника, трудно переоценить важность его обороны. Трудно переоценить решительность горожан защищать Смоленск даже после свержения Шуйского. Москва контролировалась польскими войсками, а власть Сигизмунда отныне являлась легитимной. Таким образом смоляне автоматически становились изменниками.

    И тут мы плавно переходим к главному (и единственному) недостатку мультфильма «Крепость».

    Единственный недостаток картины (субъективный) заключается в том, что я не успел прочувствовать вот этот дух, стойкость, решительность и доблесть защитников Смоленска. Патетики очень мало на, мой взгляд. Нет воодушевляющих речей воеводы, не показана ярость и ненависть к врагу, моральные и физические усилия прилагаемые для обороны города. Однако не будем забывать, что кино-то детское, и нужно ли это всё в лентах с рейтингом 6+? Не знаю.

    А теперь о достоинствах картины.

    Поcыл фильма. Мультфильм несет очень важную воспитательную функцию. Помимо любви к Родине, интереса к истории, он также говорит нам о том, что не стоит ждать манны небесной. Только упорный труд, желание двигаться вперед вознаграждается самой судьбой. Судьба, кстати, в фильме имеет вполне конкретный образ, и она лишь направляет или чуть-чуть помогает главному герою. Всё остальное он делает сам. Через весь фильм прослеживается мораль поговорки «На Бога надейся, а сам не плошай». Это как те монахи в осажденном Печерском монастыре, посчитали, что молитва — это, конечно, хорошо, но кипящая смола и пушечные ядра куда более практичны в сложившейся ситуации.

    Адаптация для детей. Еще одним достоинством картины является адаптация довольно трагичной и печальной истории под детское восприятие. А, между прочим, конец этой истории по истине впечатляет. К лету 1611 года число жителей Смоленска сократилось в 10 раз (с 80 до 8 тысяч), оставшиеся в живых дошли до последней степени телесного и душевного изнурения. Кроме того, горожане страдали из-за отсутствия соли (единственный известный консервант на то время, позволяющий хранить еду) и были поражены каким-то моровым поветрием ((с) Ю. Мухин «Наука управления людьми»). И вот в этих условиях защитники еще отражали атаки польских интервентов, еще боролись за судьбу города, хотя прекрасно понимали, что сдача Смоленска — вопрос времени, поскольку помощи ждать было неоткуда (большинство русских городов признали власть Владислава — сына Сигезмунда). Зачем нужна была такая стойкость? Ответ вы найдете в фильме. Здесь же скажу, что в определенном смысле смазанная и чуть размытая концовка картины как нельзя лучше подходит для детского восприятия.

    Судьба воеводы, кстати, не менее печальна. После восьмилетнего польского плена он вернулся на Родину, чтобы через некоторое время быть казнённым боярами за измену этой самой Родине.

    Вместо заключения. Хочется надеяться, что маленькие граждане своей страны когда-нибудь полюбят и начнут интересоваться её историей, и вот тогда они узнают как это было, а пока вот так: ненавязчиво, мультяшно и по-детски им рассказали этот эпизод. Однозначно студия «Мельница» справилась со своей задачей.

    9 из 10

    19 ноября 2015 | 11:23

    Честно говоря, я откровенно не верил в то, что картина мне сколько-нибудь понравиться. После киноленты «1612», которая лично мне понравилась, наш кинематограф в плане освящения истории для меня умер. Ничто не вызывало у меня положительных эмоций. Ни «Гости из будущего», ни`Адмирал», ни «Сталинград». Внезапно студия «Мельница» без поддержки различных министерств, но с помощью опыта в мультипликации, выдаёт приятный фильм «Крепость. Щитом и мечом». Конечно, данное произведение не лишено недостатков, но весь мир не совершенен. Я предлагаю порассуждать о всех достоинствах и недостатках фильма.

    История, которую нам ведают с экрана, развивается в Смутное время. В стране не только политический кризис, но и настоящая интервенция. На пути польской армии в Москву возвышается Смоленск. Его взятие представляет стратегический интерес, к его штурму поляки относятся серьёзно, активно обстреливают город, пытаются взорвать ворота и стены, а так же устраивают диверсии. Возглавляет гарнизон города воевода Шеин, которому не на что полагать, кроме как на храбрость, стойкость защитников крепости, а так же на свою тактическую и стратегическую смекалку. Сюжет разворачивает от лица мальчика Саши, неугомонного, но честного и храброго сорванца, который сыграет важную роль в защите города. Всем вроде бы хорошо сюжет: развивает быстро и динамично, не даёт заскучать зрителю, имеются неожиданные повороты и интриги. Некоторые, конечно, говорят что фильм не очень глубокий, не совсем историчный. Да, есть такое. Однако нельзя забывать, что перед нами мультфильм, который рассчитан больше на детей. Единственное, что омрачает хорошую историю — это концовка, в которой авторы фильма перебрали с аллюзией. Мало того, что сцена слишком яркая и визуально, так ещё и приправлена песней, хотя такие вещи надо подавать изящнее и мягче, так ещё и не совсем мне понятная.

    Главных героев трое: Шеин, Саша и старик банник. Они получились хорошими персонажами, за которыми приятно наблюдать, хочется сопереживать. В общем, классно поработали авторы. Польская сторона представлена королём Сигизмундом, его дядюшкой и гетманом. Последний надо сказать вполне положительная персона. Наиболее странный для меня герой, персонаж — это Царь огненный щит. По идеи, тут должен быть некий герой, олицетворяющий народную волю и его светлый и сильный дух. Авторам нужен был персонаж, который явился бы таким витязе, но в тоже время известным всем потенциальным зрителям. Народный герой — одним словом. Я может не знаю чего-то, но Царь огненный щит — это что-то придуманное самими создателями фильма. Почему нельзя было использовать Георгия Победоносца? Или взять тех же трёх богатырей для конечной сцены битвы?

    Говоря о картинке, графике и анимации, то тут придраться не к чему. «Мельница» на франшизе о «богатырях`отлично набила руку. Правда, должен отметить, что огонь можно было нарисовать и красивее. Крови и всякой «расчеленёнки» нет — всё-таки не аниме японское. Запоминающегося музыкального сопровождения я не услышал, а песня в конце не впечатлила.

    В итоге, хочу сказать, что данный фильм является для меня оплотом надежды на то, что наш кинематограф будет снимать отличные фильмы, не только исторические, но и фантастические, и фэнтезийные, а наши актёры и режиссёры добивались высочайших мировых наград. Всё-таки можем, когда хотим.

    8 из 10

    10 января 2016 | 18:21

    От компании Мельница ожидалось новое легкое развлекательное видео, но в этот раз мультипликаторами была осваиваема тема уже реальных исторических событий. «Крепость: щитом и мечом» — новое творение от студии, подарившей нам зрелищные мультфильмы о богатырях и Иване Царевиче. Сюжет строится на осаде города Смоленска в XVII веке польскими войсками. Происходящие события мы наблюдаем от лица Сашки, который поначалу не вполне понимает серьезность происходящего. В сознании мальчишки это очередная забава.

    Первая половина мультфильма вызвала лично у меня неординарные чувства. Все оттого, что данная картина резко отличается от остальных творений Мельницы. Вместо ожидаемого вас оглушает совершенно новая по качеству и размаху история. В этот раз не будет наивности, взамен сказочной атмосферы готовьтесь видеть реалии жизни со всеми ее сторонами. Да, здесь больше серьезности, реализма, картина не щадит и не сюсюкает, она разговаривает на взрослые темы языком мультипликации. Главный герой по ходу мультфильма эволюционирует от суетливого лоботряса до ответственного юноши, задумывающегося о последствиях. Вместе с ним мы заново осмысливаем, казалось бы, такие избитые и банальные вопросы о патриотизме, преданности, дружбе, самоотверженности. Юному зрителю доходчиво преподнесены последствия войны. Откровенно показана цена человеческой жизни для власть имущих. Что актуально, если вспомнить биографию Шеина, то чтимый и поддерживаемый народом воевода умер вследствие политической интриги.

    Несмотря на реалии, картина учит, что не пустой звук слова самоотверженность и совесть. Что те навсегда останутся в народной памяти, кто не жалеет жизни за других, тех, кто своим героизмом дарит защиту и уверенность. В наше время культивируемого эгоизма такие произведения нужны для отрезвления от зацикленности на себе. Студия «Мельница» определенно справилась со своей задачей.

    3 января 2016 | 23:57

    «Крепость: щитом и мечом» — отличный пример совмещения приятного с полезным. Полезное — это, конечно, тематика: Смутное время, когда иноземным захватчикам противостояли всем миром, от мала до велика. Даже я, человек бесконечно далекий от истории, заинтересовалась. А приятное — все остальное, от динамичного, действительно лихо закрученного сюжета до последнего кирпича крепостной стены, нарисованного с душой и с любовью.

    Во многом «Крепость» похожа на то, что студия «Мельница» делает уже десять лет — мультики про богатырей. Но «богатырская» серия — это скорее комедии, с музыкой, прибаутками, карикатурными персонажами. «Крепость» куда серьезнее — тут все настоящее, и противник — реальный, а не сказочный.

    Очень здорово сделан основной сюжет, про двух детишек. Лично я была тронута буквально до слез! И хотя мультфильм безусловно детский, думаю, он любого взрослого впечатлит, как меня. Если сравнивать с другой отличной работой, вышедшей в этом году, «Тайной Сухаревой башни», «Крепость» гораздо лучше проработана — и характеры, и диалоги.

    Про рисовку я уж не говорю — без всякой компьютерной анимации и трехмерной графики Смоленск выглядит совсем как настоящий. И не только Смоленск — каждый персонаж буквально оживает в кадре. Что ни говори, художники у нас в стране очень талантливые!

    Российские мультики, к сожалению, редко добираются до большого экрана, и «Крепость» — это настоящее событие. Она оставляет примерно такое же впечатление, как старые добрые рисованые мультики, которые все мы смотрели в детстве — шедевры от Диснея, например, или был еще отличный мульт про испанского рыцаря Сида. Не могу сказать, что сейчас мультики стали хуже, но прежние были как-то душевнее, что ли. Именно такой оказалась и «Крепость».

    30 октября 2015 | 22:58

    Новое творение небезызвестной студии «Мельница» «Крепость: щитом и мечом» вызвал у меня очень большой интерес. Ведь это не просто очередная проходная их поделка, это мульт мало того, что на историческую тематику, так ещё и про осаду моего родного Смоленска (!) в период Смутного времени. А этот эпизод российской истории до сего времени в кинематографе не отражался ровным счётом никак.

    Что мы имеем в результате? По сути мульт оказался неожиданно и по-правильному серьёзным, хотя местами и не совсем. Так, король Сигизмунд в нём — откровенно пародийная фигура (хотя в реальности это был крайне опасный и очень упорный противник). Кроме того, мульт местами даже несколько недетский (например, нескольких персонажей в нём реально убивают, правда не напрямую на экране, да и судьба главного героя — вопрос открытый). Посыл фильма опять-таки неожиданно весьма правильный, плюсом для меня явилось и то, что не было откровенного педалирования религиозной тематики (этого я реально опасался).

    Что в минус? Ну герои не слишком выразительны, но это вообще традиционная проблема «Мельницы». Нет историчности? Так это ж мультик, причём всё-таки подростковый, что вы от него хотите? Смоленск показан как-то невнятно? Ну да, есть такое, ощущение, что в городе, кроме Стены, собора на холме и нескольких зданий вообще ничего нет. На это всё, по большому счёту, мелочи.

    Главная претензия к фильму (и не только у меня, а, судя по отзывам, у подавляющего большинства зрителей) по сути одна — концовка!!! Причём для меня лично это даже не поединок Огненного Царя с… непонятно кем, но явно Очень Плохим и даже не последующее вознесение Кое-Кого (во избежание скажем так) на небеса — это всё можно списать на галлюцинации умирающего, а то, что было потом, то есть коротенький эпилог, который испортил всё впечатление от предыдущих двух сцен и смазал их напрочь. Ведь если Кое-Кто всё-таки жив, то сразу же возникает пресловутый вопрос по поединку и вознесению: «Что это было???!!!». А если решили не травмировать детей очередной гибелью персонажа, то на кой чёрт там имеется сцена вознесения?

    В общем, эта невнятнейшая концовка несколько смазала впечатление от картины, но, тем не менее, оно, безусловно положительное. «Мельница» — так держать, продолжайте в этом направлении и завязывайте уже с «богатырями» и «волками» — смотреть тошно!

    8 из 10

    19 декабря 2015 | 18:55

    На дворе 1609-ый год. Россия находится во власти Речи Посполитой, в истории этот период известен как период активности польских интервентов, окончившиеся поражением Поляков тем что собирается второе ополчение во главе с купцом Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, конец интервенции означен 1612-ым годом в следующем году на престол Российской восходит Михаил Романов — первый из большой династии, правившей в общей сложности триста с хвостиком лет. Короче говоря — Смутное время в государстве российском. Вот в такую историческую эпоху происходит действие нового мультфильма от студии «Мельница», подарившей нам «Богатырей», «Карлика Носа», «Ивана Царевича». Эту студию я очень люблю а потому не мог пройти мимо когда увидел в списке заказанных фильмов сей образец. Посмотрел с удовольствием. Теперь можно начать рецензию-обзор по просмотренному мультфильму.

    Сюжет повествует о попытке захвата смоленской крепости польским Королём Сигизмундом третьим, воспользовавшимся бедственным состоянием страны. Все знают Ивана Сусанина, Емельяна Пугачёва и двух других упомянутых героев Смутного времени, но множество других осталось в тени. Как государственный праздник день народного единства был официально оформлен в 2005-ом году. Четвертое ноября стало официальным Днём Народного Единства. Но нам нужно понять что именно мы празднуем, когда его отмечаем. И с этой задачей мультфильм хорошо справляется.

    Смоленск два года держал оборону и не давал полякам прорваться к Москве. Они сковали армию противника и обескровили её, тем самым дав возможность нам набраться сил для противостояния Речи Посполитой. А всё началось еще с Гришки Отрепьева, известного как Лжедмитрий первый. В контекст фильма никак не входит, просто блеснул познаниями. Большой вклад в общее дело внёс воевода Михаил Шеин, герой Смоленска не был удостоен даже памятника в своём родном городе, но надеюсь что сию несправедливость поправили. С другой стороны памятник — это всего лишь литой монумент, который увидят лишь горожане, а «Крепость» — тот «памятник» который увидят по всей России. Воевода предстаёт перед нами идеальным соединением древнего богатыря и современного генерала. Он демонстрирует чудеса тактики и стратегии, тем самым резюмируем: «в полку отечественных экранных супергероев прибыло!».

    Главная мысль мультфильма состоит в том что «Оборона Смоленска — дело всех сознательных граждан, а не только воеводы». Именно этим можно объяснить завязку центрального сюжета на истории мальчика Сашки и его друга Фёдора. Сашка был сыном пушкаря, а Фёдор — послушник владеющий грамотой. В начале Сашка предстаёт перед нами этаким хвастунишкой, любящим изобретать бомбы из теста. И вступительные сцены по своему общему ироническому настроению похожи на предыдущие работы студии «Мельница», в частности комедийно-приключенческие мультфильмы о трёх богатырях. Но по мере развития событий мальчик как личность меняется и все его придумки обращаются в дело, становясь маленьким героем, выполняя все более посильные но отнюдь не менее значимые и опасные подвиги.

    Сноска «От создателей Трёх Богатырей», может не только носить в себе информативную функцию, но и сыграть роль дезориентатора так как мультфильм несколько иного жанра и повествовательного стиля. Здесь нет кровавости, но есть смерти важных персонажей, а Сашке угрожает более чем реальная опасность, в отличие от былинных богатырских сюжетов, где герои по определению сильнее всех и враги могут спокойно проигрывать, изведав силушки богатырской. Шпион, которого Сашка ловит на протяжении всего фильма вражеского лазутчика и он больше похожа на ниндзя, только не доброго анимешного а вполне себе зловещий, коварный и безжалостный.

    Также стоит отдать должное создателям, Поляков они изобразили решительными, отлично вооруженными и подготовленными воинами и по отношению к ним это будет справедливо, ведь город они всё-таки взяли. Пусть и с куда большими усилиями чем рассчитывали. Единственным исключением из правила служит король, изображенный молодым парнем, хотя в действительности ему было за сорок лет. Но такой образ лидера ничуть не ослабляет армию, а сглаживает драматичные углы и добавляет немного юмора не превращая анимацию в «мрачное полотно наподобие «Иванова детства».

    Является ли «Крепость» идеальной? Конечно же нет. В её сюжете есть очевидные прорехи, а кульминация — то что называется «типичный бог из машины», правда один из самых обоснованных из мной виденных, но этого исхода нужно избежать любой ценой, потому врага должны победить герои а не внешние силы. И еще небольшой камень в огород касательно экскурса в историю, их обычно вставляют в начало, а это несколько необычно, но пара слов про Смуту в зачине была бы как нельзя кстати. Мультфильм стоит посмотреть потому что такие мультфильмы могут послужить делу воспитания в ребёнка чувства патриотизма. Динамичный, красиво нарисованный и душевный мультфильм, прославляющий героев и что еще важнее, не унижающий врагов. Рассказывает взрослую историю так чтобы даже детям она была понятна. Сильный и правдивый мультфильм который порекомендую к ознакомлению. Приятного просмотра!

    8 из 10

    20 июня 2016 | 20:37

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>