К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Австралия, где-то в ближайшем будущем. Роджера Вензила переводят в одну из новых «гуманных» тюрем строгого режима. Новая тюрьма построена на открытой планировке, где охранники спокойно относятся к употреблению сильнодействующих наркотиков. Тем не менее, тюремная бюрократия начинает репрессии, провоцируя мелкие инциденты — конфискуя все наркотики, оружие, выключая телевизор — все это провоцирует высокое напряжение, которое настраивает заключенных и охранников друг против друга. Все, наконец, взрывается в одном яростном порыве противостояния.

«Призраки гражданской смерти» — это не фильм, как можно предположить из несколько озадачивающего названия, о приведениях в костюмах, а жестокий, отрезвляющий взгляд на пенитенциарную систему. Название, по-видимому, относится к заключенным, что означает, что пожизненно заключенные фактически мертвы, т.е. являются призраками для остального гражданского общества. В отличие от фильма о тюремной эксплуатации, такого как «Клетчатая жара» (1974) и целого ряда грязных порнографических фильмах о женщинах в тюрьмах, данный фильм приближен к территории «Заводного апельсина» (1971) и его острых вопросов о природе насилия и институциональной реакции на него. Режиссер Джон Хиллкоут, очевидно, был вдохновлен рекламной лекцией о «будущем правоохранительных органов» — предложении о введении частных тюрем в Австралии — и настолько этим проникся, что создал этот мрачный портрет жизни в тюрьме строгого режима. Хиллкоут пишет сюжет совместно с бывшими заключенными и в некоторых сценах включает в актерский состав нескольких реально осужденных бывших заключенных.

По итогу этот фильм создает жестокую и крайне тревожную картину жизни за решеткой. Хиллкоут не боится показывать сцены заключенных, небрежно употребляющих героин, охранников, проверяющих анальные отверстия, любовные сцены трансвеститов и разнообразные избиения заключенных как охранниками, так и другими осужденными. Фильм вызывает удивительную степень симпатии к заключенным в сценах, где мы наблюдаем, как охранники чисто из садистской жестокости, вырывают страницы из книг или разбивают замысловато построенную модель лодки которую сделал один из заключенных.

Соавтором сценария является сам Ник Кейв, более известный как певец группы Nick Cave and the Bad Seeds, играет психа, выдает совершенно безумный спектакль, выкрикивая маты и рисуя на стене собственной кровью — это своего рода импровизация, которая заставляет вас дрожать, когда вы начинаете задумываться о том, что в мире могут существовать такие люди.

«Призраки гражданской смерти» оставляют человека с отрезвляющим портретом социального и психологического эффекта, который создает призыв к более суровому приговору. В то время как большинство людей хотят, чтобы преступники этого мира были выброшены и о них забыли, чтобы они могли спокойно спать по ночам, фильм смело отваживается на другую сторону этого уравнения и оставляет нас с затянувшимся предупреждением — определенным знанием, что жестокий садизм и психологическая депривация создали пороховую бочку, которая когда-нибудь взорвется.

7 из 10

03 февраля 2022 | 19:11
  • тип рецензии:

В римском праве лицо, осужденное за преступление, наказание за которое включало утрату законных прав как личности, было civiliter mortuus, лицом без гражданских прав.

Для каждого есть свой ад. Кто-то видит его в унылости и обыденности своей жизни, кто-то в нищете, многие видят это в серой работе, другие видят это в болезни, социуме, политике или других выдуманных и реальных проблемах. Они узники чего-либо, находятся в клетках.

Часто адом зовут войну (так оно и есть), но есть ещё одна его ипостась, в каком-то роде более скручивающая и выжимающая, - тюремная.

Этот фильм - наглядный пример верного изображения тюрьмы без излишеств и прикрас. Основанный на довольно известной (в определённых кругах) книге небезызвестного Джека Эббота 'Во чреве зверя', а также в фильм были включены личные исследования пенитенциарной системы авторами картины. Хиллкоут и Кейв многим известны в дуэте по фильму 'Дорога'. Но здесь Ник отвечал не только за музыкальное сопровождение, но и за сценарную и актёрскую работу, он отыграл довольно запоминающегося холерика-маргинала, что создавал взрывную атмосферу в контрасте с гнетущим и сковывающим устоем самой тюрьмы. К красивому околоиндустриальному spoken word-саунду были причастны другие музыкальные союзники и собратья Ника по группе - Бликса Баргельд, Мик Харви, а также недавно почившая Анита Лэйн.

Не вижу смысла вдаваться в детали и что-то раскрывать об этом кине. Его также можно рассматривать, как некоторого рода неофициальный пролог к сериалу 'Тюрьма ОЗ'. И там, и там были воссозданы суровые миры тюремной жизни со многими её известными и не очень атрибутами, а также особо строгие режимы сих тюрем. Лично я не могу не проводить ассоциации между этими двумя произведениями. Можно лишь сказать, что если интересны более мрачные стороны тюремной жизни без лоска всяких боевиков и триллеров, то этот фильм то, что нужно. Это не 'Побег' и не 'Выстрел в пустоту' или 'Драка в блоке 99', это нечто более зловещее и гнетущее, но предельно реальное одновременно, не уходящее в чернуху или же зализанный характер чёрно-белого мира. Оно не уходит в излишний гротеск и не возвышает одних над другими.

Каждый вынесет что-то после этого просмотра, найдёт что-то для себя, сделает или не сделает свои выводы, придёт к осознанию чего-либо - оно не останется нетронутым. Это не гуманное или моралистское высказывание, но постановка перед фактом - тюрьма является другим миром, где приходится быть наедине с собой, и с другими одновременно.

Каждый заключённый в этом месте переживает свой личный ад, но все под одним куполом всеобщего чистилища. И как бы ты крут и смел в тюрьме ни был, она опускает всех, а жизнь в этих стенах не ценится слишком дорого, узниками являются и заключённые, и тюремщики. Все они становятся призраками гражданской смерти, каждый по-своему.

10 одиночных камер из 10.

13 января 2022 | 15:05
  • тип рецензии:

Если принять во внимание, что это был режиссерский дебют Хиллкоута, то получилось великолепно. Холодная и равнодушная драма о том, как зреет бунт в австралийской тюрьме, задала тон всему творческому пути режиссера, сделав главными темами его фильмов неизбежность насилия, патологическую жестокость и варварскую сущность человеческих существ. Фильм, безусловно, не для каждого.

Жестокий и нарочито сухой, он пробирает до костей. Также нельзя не упомянуть об участии в создании сценария, саундтрека и в актерском составе культовой фигуры и друга самого Хиллкоута - Ника Кейва. Уж кому фильм обязателен к просмотру, так это поклонникам его творчества, музыкального и литературного. Поверьте, в кино Кейв ничуть не хуже, несмотря на эпизодичность его роли. 'Призраки... гражданской смерти' - фильм-манифест, фильм-пощечина, фильм-обвинение. Быть может, после просмотра и вы почувствуете СОБСТВЕННУЮ вину в том, что с нами происходит.

01 марта 2013 | 00:40
  • тип рецензии:

Думаю, я не являюсь исключением. Этот фильм был посмотрен мною по одной причине - прямое отношение к нему Николаса Эдварда Кейва, или просто - Ника Кейва.

Кейв человек многих талантов - писатель, музыкант, сценарист и актёр. Осталось только срежиссировать что-нибудь, этакое очень по кейвовски, с его неповторимым голосом и внутренним сознанием, помещённое в тело удивительного физического сложения.

Фильм 'Призраки...гражданской смерти' является первым фильмом режиссёра Джона Хиллкоута, который сегодня известен как режиссёр фильма 'Предложение', по сценарию того же Кейва и просто его другом. Так же это и первый сценарный опыт Кейва.

Если вы спросите меня, о чём этот фильм, я наверное на секунду задумаюсь. Во-первых, что вы точно хотите услышать - тему или идею. Тема - про тюрьму, про бунты в тюрьме, про превращение человека в животное. Идея -... Тут я задумаюсь ещё больше. Первая идея, которая приходит на ум мне - идея корня зла. Мы понимаем, что невиновные и святые в тюрьмы не попадают. Тюрьмы ещё называются 'исправительными учреждениями', и исходя из этого должны 'исправлять' своих 'клиентов', ставить их на путь истинный, чтобы выйдя оттуда они туда больше никогда не попадали...

Но в реальности всё не так. Больше 50 (а то и все 80 %) людей, отбывавших строки в заключении, рано или поздно снова туда возвращаются. Неужто зло неискоренимо? Или исправиться может лишь тот человек, который сам этого хочет?

'Призраки...' немного сыроваты. Они текут очень медленно, и думаю чувствуется ещё не набитая рука режиссёра (не в упрёк!). Не знаю как остальным, но для меня фильм был оживлён несколькими минутами появления Кейва в кадре. 'Призраки...' выглядят очень брутально, резко, слишком жестоко и в то же время очень натурально (способ съёмки взял что-то от документального кино). Но, к нашему большому сожалению, эта и есть та реальность. Реальность нашего мира. Мы бежим в кино, чтобы может подсознательно укрыться от давки этого мира и губительной реальности. И если вы ищете укрытие в мистера Кейва и Ко, то вас ждёт разочарование.

Особенно сильно читается многоточие в оригинале названия. Немного таинственно и оттягивающе момент разрешения ситуации, кульминации.

Фильм, в большей степени, на любителя. Но на любителя искушенного. Есть что-то в этом фильме, что перевешивает и не даёт назвать его 'сырым, скучным и куском неопытности'. Одним из этих грузиков является, несомненно, музыкальное сопровождение. Композиторами выступили Ник Кейв, Мик Харви и Бликса Баргельд (Bad Seeds в практически полном составе). Кейв более убедителен в роли композитора (чего стоят его соавторства с Уоренном Эллисом над 'Дорогой' и 'Предложением' того же Хиллкоута). Но персонаж Кейва получился яркий и незабываемый. Крест на актёрской карьере Нику ставить не надо, если вдруг подвернётся работёнка, пускай берёт и не боится! Большинству его почитателям это всё равно понравится.

Думаю, нам нужны такие фильмы. Чтобы никакие супер-современные стены и животного вида охранники не скрывали от нас правду. Фильм-обвинение ('фильм должен быть как камень в ботинке', как-то раз говаривал Ларс. Что фон Триер). Ведь мы не имеем права унижать и ненавидеть тех, кто ещё недавно был как мы.

7 из 10

13 апреля 2011 | 01:20
  • тип рецензии:

Под «гражданской смертью» в фильме (и в римском праве) подразумевается потеря гражданских прав вследствие тюремного заключения, а малопонятное сочетание слов «призраки гражданской смерти» соответственно обозначает просто зеков. Не особо жалую фильмы на тюремную тематику и этот начал смотреть исключительно из-за участия в проекте Ника Кейва, который в соавторстве с Хиллкоутом и другими парнями накатал сценарий, написал саундтрек и минут на десять засветился в небольшой, но невероятно яркой роли расиста и отморозка.

Сюжет крутится вокруг бунта, поднятого зеками в суперсовременной футуристической тюряге «демократического» типа, а точнее – вокруг попыток анализа судебным комитетом причин, которые к этому бунту привели. Фильм собственно и представлен в форме выдержек из доклада этому самому комитету, то есть это некоторым образом оригинальная псевдодокументалистика. Здесь стоит упомянуть, что «Призраки» некоторым образом основаны на истории известного американского рецидивиста и по совместительству писателя Джека Генри Эббота, который имел склонность обвинять в своих преступлениях насквозь прогнившую исправительную систему США. Соответственно, на гниении этой системы в картине и делается фокус. В самой утрированном виде фильм повествует о том, как надзиратели с подачи таинственного высокого начальства жёстко гнобят зеков, а те неизбежно копят злость и обиду, которая смачно выплёскивается в финал ленты. В процессе конкретные ярлыки «хороший/плохой» ни на тех, ни на других конечно же не вешаются – фильм двигается к своей логичной безотрадной развязке совместными усилиями обеих сторон. Частично смахивает на куда более поздний немецкий «Эксперимент», кстати.

«Я давно задумывался о том, что тюремная система в основе своей порочна и несправедлива. И чем дольше я работал над сценарием, тем чётче осознавал, насколько же она несправедлива на самом деле. Данный конкретный фильм — это настоящее политическое заявление, хотя менее всего я известен как раз своими политическими заявлениями» (Кейв).

Не знаю, как там насчёт политического заявления (хотя «Призраков» несомненно можно рассматривать социальным манифестом и мрачным прогнозом на будущее исправительных учреждений), но кино само по себе получилось очень неплохим и брутальным. В бессовестный эксплойтейшн с перегибанием палки и уходом в крайности сценарий не скатывается – фильм и без того по атмосфере довольно тяжелый и жёсткий, кроме того имеющий в активе несколько отвратных и долго не выветривающихся из головы эпизодов (кровища кстати очень натурально смотрится). На шедевр из-за общей предсказуемости сюжета «Призраки» вряд ли тянут, но по экспрессии, грубости и бескомпромиссности могут считаться отличным представителем жанра, причём абсолютно не делая скидку на время его создания.

Вердикт – грязно, сурово и вполне реалистично. Фанатам Кейва, тюремной чернухи и вообще поклонникам фильмов на тему, условно обозначаемую как «sex, blood & violence», эта лента рекомендуется к ознакомлению в обязательном порядке.

Welcome to hell

7,5 из 10

17 мая 2009 | 17:57
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: