всё о любом фильме:

Человек, которого не было

The Man Who Wasn't There
год
страна
слоган«The last thing on his mind is murder»
режиссерДжоэл Коэн, Итан Коэн
сценарийДжоэл Коэн, Итан Коэн
продюсерИтан Коэн, Тим Беван, Джон Камерон, ...
операторРоджер Дикинс
композиторКартер Бёруэлл
художникДеннис Гасснер, Крис Горак, Мэри Зофрис, ...
монтажИтан Коэн, Джоэл Коэн, Тришиа Кук
жанр драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  1.27 млн,    Франция  420.9 тыс.,    Испания  383.9 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время116 мин. / 01:56
Номинации:
1949 год, Санта-Роза, Калифорния. Молчаливый парикмахер Эд Крэйн неторопливо стрижет клиентов в своем салоне, в то время как его жена крутит шашни со своим боссом, галантерейщиком Большим Дэйвом, который недавно скопил деньги на новый магазин.

Внезапно Эду выпадает возможность разбогатеть на зарождающемся бизнесе химической чистки одежды, и, чтобы обзавестись капиталом, он шантажирует Большого Дэйва, понимая, что успеха в жизни он может добиться, лишь пойдя на крайние меры. Кажется, что в хитром замысле Эда нет изъянов, но вскоре он узнает, что, приняв это роковое решение, он подписал свой смертный приговор…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
81%
125 + 30 = 155
7.1
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Трейлер 01:38

    файл добавилКиноПоиск

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 491 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Отличный фильм двух знаменитых братьев.

    Я смотрела его впервые, когда мне было лет 13, но от фильма остались смутные впечатления и воспоминания. И вот сегодня решила пересмотреть.

    Да, очень понравился.

    Билли Боб Торнтон превосходно подошёл на роль молчаливого парикмахера, который практически в каждом кадре дымит папиросой.

    Конечно, в фильме присутствует любимая тема Коэнов — абсурдность нашей жизни.

    То, как всё нелепо может сложиться из-за какого-то совершенно незначительного шага.

    Прекрасный оригинальный саундтрек. Музыка Бетховена очень кстати.

    Фильм заслуживает внимания. Хотя понимаю, что он может не понравиться, потому что кто-то посчитает его скучным или затянувшимся. Но, по-моему, это отлично передаёт настроение главного героя.

    И что он все-таки за человек? Этот вопрос неоднократно ему задавали по ходу развития сюжета.

    Просто он мало говорит.

    8 из 10

    5 октября 2010 | 12:31

    «фильм-нуар», окончательно сформировавшись как жанр после «ревущих» двадцатых и великой депрессии, стал примечателен прежде всего своей «мрачной» социальной достоверностью и отсутствием политической цензуры, чем и закрепил статус «черного» кино, не боясь смотреть страшной правде в глаза. Но вот миновали каноничные для жанра 40е-50-е, и, казалось, вторая половина века прощается с нуаром, выдавая те редкие триллеры с элементами, близкими данной стилистике, получившие ярлык «неонуар», что берет свое начало с «китайского квартала» Романа Полански и иже с ним. Впоследствии из этого блестяще развивал свою атмосферу Дэвид Линч ("синий бархат» и «шоссе в никуда»), адаптировав свой прекрасный вкус и чувство гротеска в стилистику черного криминала, сделав его черноту мастерски и по-черному таинственной, причудливой и нестандартно воспринимаемой. Но вот эта не очень популярная тенденция дошла и до 2000-х.

    По всей видимости, большие надежды возлагались на братьев Коэн, чья дебютная и последовавший за ней ряд неонуаровых триллеров и гангстерских драм, вроде «перекрестка Миллера», имели успех; истории на фоне криминальных 30-х-40-х, украшенные сатирическими диалогами, стали идти нарасхват. Коэны слегка меняют курс в сторону криминальной комедии ближе к концу 90-х, и потом, тщательно истолковав то, что сейчас называют неонуаром, выпускают этот концентрированный и унылый в определенном смысле опус, выдержанный — сюрприз! — в классической нуаровой стилистике, сохранившей такие приятные каноничные элементы определенных экземпляров, как «монолог мертвеца», и чернь которой теперь основывается на проблемах существования и социальных взаимоотношений, представленных по мотивам произведений центральных экзистенциалистов 20 века. Некоторые критики заметили в фильме мотивы повести Альбера Камю «Посторонний», но официальных подтверждений того, что процесс создания этого фильма был мотивирован произведением французского писателя, не было.

    Касаясь концепта, стоит сразу заметить отчасти тщательный подбор актеров, отзываясь в первую очередь об известном своими «угрюмыми» и циничными ролями Билли Боб Торнтоне, ставшими амплуа актера. Повествование от первого лица, ведущего рутинную жизнь простого парикмахера, предваряющее череду событий, рычагом чего станет лишенный всякого фанатизма поступок проходного жителя 40-х. Слово молчаливого обывателя с хронически уставшим взглядом; тотатальное спокойствие, ждущее завтрашний день. О да, конечно, Торнтон не мог не сыграть эту фундаментальную относительно его дальнейшей карьеры роль, что сделал, как всегда, если не гениально, то просто убедительно. Может порадовать некоторых нимфетка в лице юной Скарлетт Йоханссон. В дурном смысле унылой и посредственной стала Фрэнсис МакДорманд, сыгравшая жену главного героя, прогулявшись в каждом кадре с одним выражением лица до самого ключевого процесса (а ведь эта роль стала знаковой в сюжете).

    Завернула же и подала продукт в красивой обертке красивая музыка Бетховена, аккомпанирующая монологи героя, виноватого во всем и ни в чем. Впрочем, музыка всегда является неотъемлемой частью хорошего кино, это давно известно даже сопляку с попкорном.

    Интересная операторская работа, приблизившая мрачные черно-белые кадры старого жанра к модернизированной фантасмагории, облекающей чувства героя.

    Минусом для кого-то может стать затянутость и занудная сюжетная апатичность, в то время как для кого-то эта унылость станет отражением подлинной унылости истории и психологического состояния героя. А кто-то наиболее сентиментальный и вовсе впадет в глубокое уныние по окончанию истории о простом человеке, которого хотели сделать гениальным злодеем и который ни слова не сказал в свою защиту.

    Итог: хороший фильм о «нормах общества», «мертвой точки» юриспруденции Etc 40-х

    Своеобразно иллюстрирован старый механизм «почтальона, который всегда звонит дважды».

    9 из 10

    6 ноября 2015 | 14:38

    I. Невыносимый культ братьев Коэнов:

    Поговорим о братьях наших, культовых.

    Итан и Джоэл Коэны скромно так пришли в кинематограф, дебютировав странным фильмом под названием «Просто кровь», который оказался тонкой стилизацией под фильмы 1940-х годов. Тогда публика не очень-то и приметила этих саркастичных и жестоких режиссёров, один из которых обыкновенно писал сценарий, а другой по нему же снимал фильм. Но вскоре братья Коэны легко прибрали к своим рукам звание культовых режиссёров мирового кинематографа.

    В этом им помогли многие фильмы, в частности, феноменальный «Бартон Финк» с незабываемым Джоном Туртурро в главной роли. Монтаж, ироничный, порой гротескный сценарий, крепкая режиссура и отличный актёрский состав сделали своё — наутро братья Коэны проснулись весьма известными людьми в киношной среде.

    Как ни странно, Каннскую пальмовую ветвь братьям принесли не их ранние и яркие работы, а поздняя пародия под детектив образца «нуар», талантливо исполненная блестящей съёмочной группой. И, хотя братьям волей-неволей пришлось поделить награду с деспотичным Дэвидом Линчем («Маллхоланд драйв»), этот фильм вошёл в историю как наилучшая «нуарная» пародия, притом весьма остроумная и даже философская.

    Позже братья Коэны, ошалев от этакой радости, принялись «клепать» гламурные фильмы, вроде «Невыносимой жестокости» и «Игр джентльменов», чем поклонников не очень-то обрадовали. Реабилитировали себя несносные братья, если верить СМИ разного рода, выходом в свет 2007 года нового фильма — «Старикам здесь не место».

    Лично я склонен считать «Человек, которого не было» одним из лучших произведений братьев Коэнов, а также записать его в фильмы-шедевры, неподвластные времени, ибо этот фильм на все времена, вне зависимости политической и иной ситуации в мире. Это парадоксально, так как Коэны сняли невероятно злободневный фильм, не затронув при этом ни грамма политики. Что и говорить, мэтры своего жанра…

    II. Парикмахер, жалеющий чужие волосы:

    Братья Коэны взяли за основу банальную историю, которой суждено было превратиться чуть ли не в притчу, очень грустную и наполненную огромного смысла. Банальность истории заключается в том, что жил-был один муж…

    Эдвард Крейн — парикмахер в провинциальном американском городке 1940-х гг. Он живёт во времена, когда все домики похожи друг на друга, всюду сияет чистотой и порядочностью, везде люди работают и вечно чем-то заняты. Эпоха, когда никто не волновался, по крайней мере, в маленьких городках.

    Он работает в убогом заведении, деля его с совладельцем парикмахерской, крайне болтливым любителем пирогов и всяческих конкурсов. Дома Эдварда тоже ничего феерического не ждёт — лишь скептичная жена, которой от мужа требуется лишь бритьё в ванной своих прелестных ножек. Даже друзья у Крейна чахлые и малоинтересные — какой-то «книжный червь», часами просиживающий в своём пыльном кабинете подле высящихся над его головой архивов.

    Однажды Крейн в парикмахерской повстречал жулика, лихо соблазнившего скучающего обывателя открытием собственного бизнеса — так называемой «сухой чистки». Для открытия бизнеса, естественно, требуются деньжата и нехилые. Для добычи нужной суммы заурядная личность идёт на шантаж босса крупной фирмы, который крутит шуры-муры со своей работницей, а именно с женой самого Крейна. Но одно преступление начинает за собой тянуть целый шлейф преступлений…

    В истории парикмахера Крейна очень много сюжетных линий, которые лишь видимо сливаются в одной. На самом деле, братья Коэны мастерски изобразили несколько популярных сюжетов прошлых лет.

    Так, один из них имеет параллели с произведением Чехова — пьесой «Дядя Ваня», где главный герой потратил целые годы своей жизни, отдавая всего себя на брата-иждивенца, мнившего себя Богом. Почему он возомнил себя Всевышним? Дело в том, что его другие вознесли на этот мнимый пьедестал. Так и в истории Крейна, ставшего неожиданно боготворить кукольную красотку — дочь друга-архивариуса. Крейну ни с того, ни с сего показалось, что перед ним гениальная пианистка, а на самом деле эта девушка такая же, как и сотни самых обыкновенных машинисток любого большого города США… Коэны снова показывают, как легко одна заурядность может превознести другую заурядность, и в этом заключается трагедия не только одного человека, но и всего общества, помешавшегося на «своей пианистке»… У каждого найдётся собственный идол. Увы!

    Таким образом, любой внимательный зритель, присмотревшись и задумавшись, может обнаружить массу параллелей с сюжетами мировых произведений литературы. Братья Коэны здесь действуют по принципу, открытому ещё Джоан Кэтлин Роулинг, автором «Гарри Поттера» — они используют избитые клише, но интерпретируют их в новом свете, подают их необычным способом (та же стилизация под нуарную пародию).

    Строго говоря, вся мораль фильма, который кроет в себе множество ассоциаций и глубоких выводов, кроется во фразе Эдварда Крейна о том, что, срезая с головы ножницами волосы, мы беспощадно уничтожаем часть себя, чего-то живого (по разумению героя фильма, конечно). Так, пойдя на шантаж босса своей жены, Эдвард Крейн уничтожил в себе то последнее, что позволяло ему оставаться порядочным и хотя бы членом общества — угрызения совести.

    Такие люди, подобно Крейну, во сто раз опаснее завзятого мафиози или буйного алкоголика. Они способны на всё, чтобы достигнуть желаемого, им нечего терять, им нет смысла останавливаться ради кого-то. Как бы ни прикрывался своим стильным и невинным обликом Крейн, сути его преступления не меняют. Грех — он и в Африке грех…

    III. Обо всех понемножку:

    Операторская работа Роджера Дикинса и музыкальные композиции Картера Бурвелла — любимчиков братьев Коэнов — придали нужное направление мрачноватой и тягучей атмосфере фильма, но главным компонентом успеха фильма, конечно же, стала актёрская игра, которая здесь просто бесподобна от главных до эпизодических. Отшлифована до блеска.

    Билли Боб Торнтон, играющий Эдварда Крейна, несёт на себе львиную долю зрительского внимания. Его заточенный под Хамфри Богарта образ имеет определённый успех: он нравится заядлым киноманам, женской аудитории и зрителям из категории «любителей». Торнтон играет в фильме просто невероятно невозмутимо. Чего стоит лишь одна игра бровями, выдыхание табачного дыма или просто спокойный взгляд вдаль. Фирменный «закос» под Богарта удался на славу. Пожалуй, лучшая роль Торнтона, оскароносного сценариста и талантливого актёра.

    Фрэнсис МакДорменд (кстати, жена Джоэла Коэна) в роли миссис Крейн божественно естественна. Один её смех или презрительный взор способны заставить аплодировать этой женщине. Образ героини МакДорменд тоже чрезвычайно сложен, хотя здесь Коэны слишком уж прямолинейно трактуют его, вставляя через каждый кадр подсказки, позволяющие трактовать образ неверной жены как женщины, по-своему любящей мужа, притом властной и решительной. Что, кстати говоря, доказывает один её роковой поступок…

    Скарлетт Йоханссон в роли дочери друга-архивариуса фактурна, но общее мнение о фильме нисколько не портит. Несмотря на мою пылкую ненависть к данной актрисе, я должен признать, что она производит положительное впечатление своей игрой.

    Джеймс Гандольфини в роли босса жены Крейна также фактурен, как и Ричард Дженкинс в роли друга-архивариуса. Оба играют привычных для своей внешности персонажей, но следует отметить, что актёры не халтурят, а добросовестно отрабатывают свои гонорары.

    Джон Полито в роли осторожного жулика тоже ничего нового показал, но заставил пару раз улыбнуться, ибо образ всё же в большей мере комичный, нежели трагичный.

    Зато Тони Шелхауб, играющий второстепенную роль столичного адвоката Крейна, угрожал урвать кусок зрительского внимания от игры Торнтона, ибо наглого и алчного юриста он сыграл восхитительно, вплоть до таких мелочей, как взмахи руками, так свойственные адвокатам в залах суда в американских фильмах. Эти взмахи придали образу адвоката трагикомичный акцент, намекая и на смех, и на грех в истории Эдварда Крейна…

    В общем, если вы ценитель хорошей актёрской игры, то вам непременно следует посмотреть этот грандиозный по своему сюжетному масштабу фильм братьев Коэнов… Интерес гарантирую.

    IV. Реальность и сказка:

    Я никак не могу удержаться от проведения, может быть, странной, но, как мне кажется, уместной параллели с сюжетом фильма Тима Бёртона «Эдвард Руки-Ножницы». Случайность ли, что обоих главных героев зовут Эдвард, и оба они — парикмахеры?

    Мне почему-то чудится здесь намёк. А он вот какой: если взять да сравнить двух главных персонажей — эксцентричного Эдварда с руками-ножницами и заурядного и порядочного на вид Крейна, то мы сразу увидим ошеломительную разницу. Тот, кого общество провинциального американского городка считало изгоем, и тот, кого общество первоначально принимало за своего, совершили разные поступки. Эдвард Руки-Ножницы, не будем забывать — под принуждением обстоятельств, а Эдвард Крейн — из-за соблазна, собственной эгоистической жилки, скрытой под фартуком парикмахера…

    Как будто братья Коэны нам с печалью говорят: была сказка, да страшной реальностью обернулась. Коэны не лирики, Коэны реалисты, и бессердечные по своей сути, ибо они показали нам простую, но в тоже время ужасающую вещь: любому государству мира нет дела до обычного человека, и даже если он будет лежать с переломами на больничной койке, его будут беспристрастно допрашивать разные представители «правосудия», которые и посадят-то тебя за то, чего ты вовсе не совершал… Вот вам истина, рассказанная от лица двух братьев-интеллектуалов…

    Не дай Бог вам стать такими, как Эдвард Крейн!

    «Чем пристальнее мы смотрим — тем меньше мы замечаем…» (Фредди Риденшнайдер, адвокат Крейна).

    1 июля 2007 | 19:21

    Как это обычно бывает в картинах братьев Коэнов, здесь поднимается достаточно философский вопрос. Вопрос значения существования и роли человека в этом мире. И самое главное, что поднятый вопрос оказывается нечуждым для каждого зрителя, и лично я после просмотра ушёл глубоко в себя. Поразмышлять и подумать, о сущности бытия и рутине действительности. Великолепные Коэны, что тут сказать.

    И я даже не знаю, стоит ли давать какую-то критику или разбирать игру актёров, ведь данная картина, как и многие творения Коэнов, не направлены на то, чтобы понравится нам или нет. Они направлены исключительно на то, чтобы заставить нас задуматься и проникнуться темой картины. Проникнуться смыслом, и пропустить их через себя. Фильмы Коэнов — это что-то совершенно особенное, не имеющее аналогов. Фильмы Коэнов — это, безусловно, шедевры, перед просмотром которых я максимально настраиваюсь на философский лад. Перед их просмотром я готов ко всему. Готов к тому, что может быть не совсем пойму, или не пойму вовсе. Но так или иначе, все их фильмы пропитаны смыслом, и смысл этот намного глубже чем у кого-либо.

    Очень понравился главный герой, роль которого сыграл Билли Боб Тортон. Его игра и образ абсолютно точно соответствует теме и названию картины. Он исполнил роль человека потерянного и потерявшего смысл в жизни так, как только идеально я мог себе это представить. Предельно грустно и молчаливо, как оно того требует. Порадовала молодая Скарлет Йохансон, чья фамилия в начальных титрах для меня стала приятным сюрпризом. Такая молодая, и такая хорошая. Как ни странно, она не стала лишней в этом серьёзном философском фильме.

    Не буду трогать сюжет и саму режиссуру. Достаточно того, что смотреть было приятно и интересно. Вообще, мне кажется сама идея данного фильма намного важнее её реализации. Да, безусловно, без надобной подачи суть фильма может остаться неясной, но дело в том, что каждый может, и должен понять для себя данную картину по-своему. У всех нас разное видение философии жизни и роли человека в ней. А посему не должно быть какого то шаблонного восприятия смысла фильма. Это фильм-вопрос, фильм-рассуждение. Здесь каждый в праве остаться при своём мнение и понимание картины.

    Хочу сказать, что я очень люблю фильмы такого рода, и особенно фильмы братьев Коэнов. Они всегда полны глубоким смыслом, поражающим сознание, и заставляющим думать во время просмотра. «Человек, которого не было» — фильм на любителя. Я уверен, что не каждый поймёт этот фильм, но попробовать надо. Для любителей подключать голову к просмотру фильма.

    9 из 10

    За умное глубокое кино.

    23 июля 2012 | 16:20

    Человек, который зная о том, что жена и друг ему изменяют и не пытается никак исправить ситуацию, а использует этот факт, чтобы выкачать из ситуации деньги — как-то сразу стало понятно, что он плохо кончит. И я понимаю, что братья Коэны это знают, и что рано или поздно так и случится. И вот мы наблюдаем, как герой малодушничает, отдаваясь якобы воле судьбы, которая к нему вроде бы благосклонна, и даже можно подумать, что его безнаказанность оправдана — друг-изменщик и жена-изменщица вроде бы несут справедливое возмездие, хоть и слишком тяжкое. Но дискомфорт совершенно закономерно не покидает героя и отравляет вроде бы удачно вырулившую из крутого пике жизнь: потеряв близких, он чувствует, что превращается в привидение. А потом река судьбы выносит его к закономерному возмездию, доказывая, что высшая справедливость существует.

    Коэны много-много раз иллюстрируют высшую первозданную справедливость жизни, в каждом фильме. Казалось бы, всё смешалось — каждый понёс наказание за чужое преступление. Друг Дэйв и жена героя — несут формально незаслуженное наказание вместо главного героя, но в то же время, они наказаны за прелюбодеяние; самого же героя арестовали по подозрению в убийстве мошенника-предпринимателя, которого он на самом деле не убивал. Но как-то всем понятно, что это справедливость в чистом виде, нашедшая своего героя.

    Почему герой попал в эту петлю? Что в нём не так? Где он оступился, чего нельзя было делать?

    Думаю, что главный ответ на этот вопрос даёт учитель музыки: он говорит о том, что как бы совершенно не было исполнение и работа пальцев, как бы усердно, прилежно, хорошо вы ни работали бы, это ничего не стоит, если нет сердца и нет души. Вот чего нет у героя: души и сердца.

    Он женится автоматически, когда девушка его выбрала и сама предложила пожениться. Он работает годами в нелюбимой парикмахерской, слушает ненавистную болтовню брата-напарника и клиентов, с трудом мирится со своим непрестижным и унизительным для него социальным статусом парикмахера. Он плывёт по течению и бесконечно, молча терпит ненавистный порядок вещей. Но пихает ненависть внутрь и ничего не делает, ничего не меняет, ни разу не срывается. У него просто редуцирован такой орган как душа и почти атрофированы эмоции. Остаются только голые желания: иметь чувственную, душевную спутницу жизни (в виде молоденькой дочери его друга, пианистки), а также иметь престижный социальный статус (в виде владельца химчистки или быть импресарио молодой талантливой пианистки).

    Но человек без души — это не человек. Поэтому, он человек, которого быть не должно. Поэтому же у него нет детей. Поэтому, он Человек, которого не было.

    Фильм порождает множество смыслов и трактовок, не противоречивых и складывающихся в симфонию. Фильм велик, ибо многослоен и полифоничен, как сама жизнь.

    Разрушенные семейные ценности: незатейливые и блудливые мужчина и женщина, в отличие от главного героя, хоть и смогут зачать ребёнка, но адюльтер всё-таки грех, и ребёнку нет права на жизнь. Бессмысленное благородство: добрый брат, который закладывает семейный бизнес ради спасения семьи брата — будет жестоко раздавлен судьбой. Ничто не имеет ценности, даже семья, дети, всё будет потеряно, если нет души и любви в ней. Всё отберёт Бог у тех, кто забыл про него. Молчун и болтуны. И тот, и другие одинаково равнодушны, по большому счёту, друг к другу, живут по шаблонам поведения и эмоций. Простая грубая американская женщина — хороший типаж, какой редко встретишь в кино: такая вот примитивная алчная женщина, с грубыми чертами, похожая на самку, каких много. Гениальный философствующий адвокат: такие, впрочем, извращают саму суть правосудия, ведь ни у кого нет сомнений, что любого убийцу может спасти хорошая защита в суде. И, наконец, самый непостижимый в своей чудовищности момент: герой говорит, что ни в чём не раскаивается и ничего не хотел бы изменить. Это говорит железобетонная логика справедливости индивидуалистического безбожного сознания. Впрочем, чего ожидать от мертвых душ. Хотеть что-то менять, даже перед смертью, способны только живые души, в которых есть энергия для изменений. Постоянная сигарета героя — это никотиновый стимулятор жизни, которой в нём нет.

    Братья Коэны, это Достоевские наших дней. Люди, которым законы мироздания открыты и ощутимы в гораздо большей глубине, чем большинству из нас. Их феномен объясним для меня величайшей религиозной традицией иудаизма, который открыт им в незамутнённом, проникновенном понимании высших истин, общих для всех великих религий мира.

    10 из 10

    26 июня 2011 | 22:49

    Братья Коэн — настоящие мастера киноискусства. В киноиндустрии братья известны под прозвищем «двухголовый режиссер»: вместе являются режиссерами, сценаристами и продюсерами своих картин. Коэны стараются всегда выйти за рамки привычного жанра, переплетая в своих фильмах сюжеты, наполняя картины одновременно философскими мотивами (Итэн Коэн по образованию философ) и своеобразным юмором, — «Коэновским юмором». Братья любят свою страну, из-за этого действие картин разворачивается в Америке, но Джоэля и Итэна не интересует современное время. Их завлекает прошлое страны: привычки, быт, характерные особенности американского народа, то есть воссоздание той атмосферы. Наверно поэтому братья Коэн пропитывают свои фильмы пародиями на менталитеты, в какой-то степени переходящим в высмеивание идиотизма людей. Фильм «Человек, которого не было» — один из самых серьезных проектов братьев Коэн. Картина была удостоена нескольких престижных наград, в том числе отметилась на Каннском кинофестивале 2001 года призом за лучшую режиссуру.

    Действие картины переносит зрителя в 1949 год в город Санта-Роза, штат Калифорния. Главный герой — молчаливый парикмахер Эд Крэйн, который хочет изменить свою мрачную и скучную жизнь. Судьба дает шанс в виде зарождающегося бизнеса химической чистки одежды. Чтобы получить необходимую сумму для развития бизнеса, Эд решает шантажировать босса своей жены, зная об их романе. Приняв это решение, он подписывает себе приговор.

    Он был обычным парикмахером, стригущим волосы… Внешне сохраняющий каменное спокойствие, он был человеком, который хранил в себе истинные эмоции, которые вылил в рассказе о своей жизни. Братья Коэн задаются вопросом смысла жизни, поиска истины, понимания того, кто такой человек и чего он хочет на самом деле. Может быть герой Билли Боба Торнтона просто не смог вписаться в эту систему? Может быть вся его жизнь, — это просто страшный сон, а он — призрак, которого не видят другие люди? Была ли любовь или это всего лишь обычная привязанность, а может просто обязательство? Этого человека просто не было. Он приходил в одно рабочее пространство — парикмахерскую, не понимая, как туда попав работать, и уходил в другое — домашнее, не зная, ждет ли его там жена, постепенно перетекая, как субстанция, и наблюдая за всем со стороны с сигаретой в зубах, а жизнь текла и текла мимо. Трагизм заключается в безразличии к жизни, неопределении себя в этом мире. Все это вместе привело к гибели человеческих душ, включая и Эда Крэйна. Поглотили ли его злые поступки или может быть человек слишком много искал и накопилось много вопросов, на которые нужно найти ответы? Человеческая душа — это потемки. «Чем больше ты ищешь, тем меньше ты знаешь» (теория Вернера). Коэны оставляют большую пищу для размышления, которая будет интересна многим ценителям кино.

    Фильм наполнен традиционными Коэновскими приемами: характерное переплетение различных сюжетных линий, ведущих к постепенному накалу и эмоциональной развязке, пародиями на людей. Прекрасно передана атмосфера послевоенного времени: дома, люди, машины… Вполне вероятно, что братья Коэн хотели создать этакий фильм-нуар.

    Успех картины не только в таланте Коэнов, но и в прекрасной работе бессменного коллектива, который создавал вместе с братьями эту картину, а также в великолепной игре актеров, особенно Билли Боба Торнтона, сыгравшего главного героя, сумевшего показать не только внешнюю человеческую оболочку, но и открыть внутренний мир, — душу.

    P.S. «Волосы продолжают расти некоторое время, даже после смерти, а потом прекращают. Я думал о том, что поддерживает их рост. Волосы как растения в земле. Что выходит из земли, — душа? И когда волосы осознают, что они умирают?» (Эд Крэйн).

    25 октября 2010 | 00:38

    Попытка воссоздать квинтэссенцию экзистенциализма или неудачная интерпретация величайшего произведения Альбера Камю?

    Абсурд, как нить пронизывающая фильм, не должен представлять собой объект, способный разлагаться пред нашими глазами отдельно, вне множества связующих, со строением, так называемым «скелетом» детища Коэнов. По этой причине все действия, происходящие в картине, не должны поддаваться «стереотипности» логики и рационализма. Но если придерживаться данной парадигме «абсурдизма» то всё не имеет не только сюжета, фабулы и смысла, но и посыла, причины создания. Исходя из вышесказанного, мы приходим к выводу, что необходим собственный, отличный метод построения событийности. Увы, противоречие, заставившее нас удивленно выкатить глаза, как минимум опровергает этот метод. Коллизия заключается в неконгруэнтности внутреннего мира Эда Крэйна, которое мы можем себе представить по «жанровым» предпосылкам, и рамкам предрекаемого поведения, в которое оно не вписывается.

    Камнем преткновения выступает заинтересованность парикмахера в подвернувшемся бизнес-проекте по созданию химчисток — по своей природе намерение логичное. Последующая абсурдная цепочка событий вытекающая из логичного поступка уже является фарсом, так как абсурд и логика — антонимичные понятия; причем абсурд всегда стоял особняком, тогда как логика не имела полномочий быть первопричиной абсурда.

    В дальнейшем нас ожидает вихрь недоразумений, и нам стоит лишь удивляться амбивалентности чувств по отношению к продуманным хитросплетениям создателей: с одной стороны — филигранная разработка мелочей, и их уместное расположение, с другой — отсутствие целостности, как картины, так и главного персонажа. Венец, пиршества абсурда «во время чумы», вышел в ожидаемой ипостаси, а именно в процессе (соответственно в приговоре).

    Эпизод в машине (причина аварии), монохром, игра Били Боб Торнтона — являются некой изысканностью, хоть и высосанной из пальца.

    3 из 10

    23 мая 2011 | 22:14

    Эд Крэйн(Билли Боб Торнтон), главный герой этого фильма, вполне мог бы носить звание самого молчаливого человека на Земле. И это несмотря на то, что он работает парикмахером, т. е. постоянно общается с людьми, о его мыслях и отношении к другим персонажам нам больше поведает его закадровый голос, а не диалоги с окружающими. Он терпеть не может болтунов, но внешне абсолютно этого не выказывает.

    Он регулярно ходит на работу, с работы домой к жене, которая ему изменяет со своим работодателем, но он смирился и с этим фактом. Его жизнь — это серые будни серого человека. Не случайно пленка фильма тонирована в сероватый оттенок.

    И вот однажды Эду, как ему самому кажется, выпадает шанс вырваться из плена обыденности: приезжий человек Крейтон Толливер, позиционирующий себя как бизнесмен, предлагает нашему герою открыть химчистку (дело происходит в конце 40-х годов и это поле для бизнеса еще не захвачено). Дело за малым: необходимо 10 тыс. долларов — огромная сумма по тем временам. Он решает шантажировать босса жены.

    Действие настолько нединамично, что отдельным зрителям, воспитанным на экшене, фильм покажется очень нудным, но на самом деле, сюжет насыщен событиями. Просто братья Коэны намеренно стилизуют таким образом свою картину, вводя длинные паузы между отдельными репликами диалогов или мыслями Эдда. Это делается для того, чтобы мы лучше поняли образ мышления Эдда, человека далеко неглупого, и посему обдумывающему каждое слово.

    Несмотря на то, что фильм «Человек, которого не было» грустный, кое-где все-таки смех возникал именно из-за правильно расставленных акцентов в фразах и пауз в нужных местах.

    Билли Боб Торнтон отлично исполнил роль человека, который не просто молчит, кроме того, похоже, не способен испытывать сильные чувства. Нарождающееся отношение к Рейчел-Бёрди (Скарлетт Йоханссон) нельзя назвать ни влюбленностью, ни любовью, ни восхищением — это просто выделение им этого объекта из бесконечной череды других ему подобных.

    «Да что ты за человек!», — произносит на финальном суде Фрэнк — его коллега по парикмахерской, ударяя Эда кулаком по лицу, и признаю, что он имеет на это полное право. Его поведение по отношению к собственной жене выглядит жестоким, но на самом деле, он просто человек с совершенно атрофированными эмоциями. Похоже, даже к своему собственному финалу он относится спокойно.

    Как показалось мне, авторы фильма не просто выносят приговор серости и банальности, они проводят мысль о том, что многие люди гораздо хуже этого самого обычного человека, например, адвокат Фреди Ридершнайдер или преподаватель музыки Жак Карканог, просто они скрывают свою никчемность под обильным слоем слов.

    Фильм пессимистичен, но этим, как ни странно, он и прекрасен. Жизнь любого человека бессмысленна. Смыслом наполняем её мы сами болтовней и эмоциональными реакциями.

    9 из 10

    26 декабря 2010 | 18:39

    В основе практически всех фильмов братьев Коэн лежит серьезная история, но рассказывается она в одних фильмах либо не очень серьезно, либо вообще иронично. Человек которого не было — один из самых серьезных фильмов Коэнов как по основной сюжетной линии, так и по её подаче. За весь просмотр я не заметил ни какой-либо иронии, ни даже столь часто используемого братьями черного юмора.

    Сюжетная линия повествует о мрачной и невезучей жизни простого парикмахера Эдда Крейна. У него есть жена, которая ему изменяет, у него есть работа, которую он терпеть не может. Однажды ему все это надоедает и Эд решает заняться бизнесом. Но для бизнеса нужен начальный капитал, и вот тут-то и начнется самое интересное. Далее судьбы всех знакомых Эда каким-то совершенно волшебным образом начинают переплетаться друг с другом. Начнут открываться доселе неизвестные тайны, из-за которых будут страдать почти все знакомые Эда, что и приведет к не совсем веселому финалу. Я бы даже сказал совсем не веселому.

    Коэны-сценаристы очень ловко переплетают между собой сюжетные линии сразу нескольких персонажей и просто с филигранной точностью продумывают многочисленные сюжетные повороты, от неожиданности которых порой челюсть отпадает. Самое главное в данном сюжете — он чертовски непредсказуем, за ним попросту интересно следить. К середине даже Эд Крейн своей хладнокровностью и дерзостью начал напоминать мне талантливого мистера Рипли из одноименного фильма: то же желание быть лучше, то же хладнокровие и решительность. Но конечно, этот фильм будет помощнее Рипли.

    Коэны-режиссеры просто потрясающе воссоздали атмосферу послевоенной Америки: костюмы, автомобили, цветовая палитра, декорации — все это выполнено просто потрясающе. Вообще, у Коэнов великолепно, получается, отображать дух старой Америки, это они доказали еще в своем третьем фильме «Перекресток Миллера».

    Билли Боб Торнтон имеет в своем послужном списке много ролей уставших от жизни мужчин. В этом фильме он смотрелся очень естественно, все-таки идут ему такие роли. Стоит также отметить и Фрэнсис МакДорманд — в этом фильме она выложилась просто по-максимуму. Ей достался сложный и очень трагичный персонаж: все переживания и тревогу своей героини жена Джоэла Коэна выразила в полной мере. Вообще отыграли хорошо здесь все, но у этих персонажей было больше экранного времени, оттого они и лучше запоминаются. Хотя нельзя обделить вниманием и Джона Полито, Джеймса Гандольфини и Скарлетт Йоханссон, которая, кстати, приятно удивила своей игрой (мало у нее, на мой взгляд, серьезных ролей). и нельзя обделить вниманием потрясающе сыгранную второплановую роль алчного юриста (один из самых запоминающихся второплановых персонажей). За это потрясающее исполнение стоит поблагодарить Тони Шелуба.

    Возможно, некоторым этот фильм может показаться тяжелым и трудноперевариваемым, но поверьте — главное его внимательно смотреть и не отвлекаться. Такие фильмы, безусловно, на любителя и понравятся далеко не всем. Я люблю медлительные и гармоничные фильмы, несущие определенный смысл. А вся эта медленная атмосфера лишь еще сильнее погружает меня в атмосферу фильма. Если вы, как и я, любите размеренные фильмы со смыслом, вам определенно стоит на это взглянуть. Коэны вошли в 21 век с одним из своих самых серьезных за всю карьеру фильмом, и сделали это, как всегда на высоком уровне.

    9.5. из 10

    22 марта 2009 | 20:14

    Фильм не оставил после себя ничего.

    То, что он один из нас, то, что он хотел выбиться в люди, то, что он жил и любил по-своему, то, что он умер и молчал, потому что знал, что отправляется в лучшее место, то, что он убил, но не сожалел, говоря, что сожалеет, то, что он был никем, человеком, которого не было.

    Боюсь, именно в названии фильма был мимолётный отблеск того самого глубокого смысла, который можно приписывать фильму, но которого нет. Ни жена, ни Пташка, никто, никто, никто и никогда, никогда, никогда не вспомнит об этомом человеке. Он молчал, в его голове рождались и также тихо, как и он сам, умирали редкие мысли. Он пытался что-то делать, уже обречённый на неудачу. Его просто никогда не было на свете. С самого его рождения, его не было, а значит он и не должен был оставить какой-то след в этом мире. Он жил, жил и просто умер не так как все. Хотя у каждого своя смерть.

    Я не вижу здесь никаких психологических поворотов сюжета, никаких особенных размышлений и абсолютно никакого интереса. Это смешная-грустная пародия на маленького человека, который попытался вырваться из своего маленького мира трёх мыслей и миллионов волос. Это жалкое сопоставление с станционным смотрителем, с человек в футляре, с Аккакием Башмачкиным и тем более Макаром Девушкиным. Они были яркими героями серого мира, он же остался ничем. Я никогда не вспомню его, хотя посмотрела фильм буквально полчаса назад и никогда не подумаю о нём после того как поставлю точку.

    Он — человек, который забыт.

    16 июня 2008 | 14:29

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>