всё о любом фильме:

Человек, которого не было

The Man Who Wasn't There
год
страна
слоган«The last thing on his mind is murder»
режиссерДжоэл Коэн, Итан Коэн
сценарийДжоэл Коэн, Итан Коэн
продюсерИтан Коэн, Тим Беван, Джон Камерон, ...
операторРоджер Дикинс
композиторКартер Бёруэлл
художникДеннис Гасснер, Крис Горак, Мэри Зофрис, ...
монтажИтан Коэн, Джоэл Коэн, Тришиа Кук
жанр драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  1.27 млн,    Франция  420.9 тыс.,    Испания  383.9 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время116 мин. / 01:56
Номинации:
1949 год, Санта-Роза, Калифорния. Молчаливый парикмахер Эд Крэйн неторопливо стрижет клиентов в своем салоне, в то время как его жена крутит шашни со своим боссом, галантерейщиком Большим Дэйвом, который недавно скопил деньги на новый магазин.

Внезапно Эду выпадает возможность разбогатеть на зарождающемся бизнесе химической чистки одежды, и, чтобы обзавестись капиталом, он шантажирует Большого Дэйва, понимая, что успеха в жизни он может добиться, лишь пойдя на крайние меры. Кажется, что в хитром замысле Эда нет изъянов, но вскоре он узнает, что, приняв это роковое решение, он подписал свой смертный приговор…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
81%
125 + 30 = 155
7.1
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлер 01:38

    файл добавилКиноПоиск

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 493 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Творцы мнений часто забывают о подводных камнях реальности, которые могут унести из «жизни» горстку, другую жизней. Жизней, которые прозябают в обыденности. Такой «жизни», которые эти творцы и пытаются навязать. К таким «камням» относиться этот фильм.

    Что мы видим? Минорное кинематографическое полотно? Жесткую, психологическую сатиру? Критику системы правосудия? Моральную дилемму? Мир Другого человека? (Именно другого. Но Близкого каждому.) Сколько граней в этом «неторопливом» фильме? И каждая затрагивает, каждая проникает и спрашивает. А Коэны неумолимы. Не рассуждают, не морализируют, не фантазируют. Лишь показывают мир человека в окружении фактов и событий. И его диалога, диалога с самим собой. Его жизнь, жизнь которую он живет.

    Уставшим от философии свободы воли, божественного проведения и слоганов «Каждый сам выбирает путь», «Будь свободен», Посвящается. Эдвард Крейн ПРОСТО ЖИВЕТ. Он занят очень тяжелой работой, он ПРОЖИВАЕТ ЖИЗНЬ. И поступает так, как поступает. Психологизм такого персонажа чрезвычайно интересен в его ощущении и оценке жизни. Не то «Почему и Что» он делает, а «Как» эти действия отзываются в нем самом, это и имеет значение. А «отзываться» они скупо и сухо. Ничего не жаль, только то, что он был Парикмахером. И дело здесь не в эгоизме, не в отсутствии эмоций, не в «посредственности» личности. В том, что он думает про другое, не это важно, а ничто не важно. Разве только волосы, которые он убивает каждый день. Уникальный персонаж. Но происходящее не останавливается. Оно ничего не делает, оно просто есть. И именно это неприкрытое, жестокое «Так есть» и создает этот фильм. Делает его таким, каков он есть: правдивым, честным, неподдельным. Именно в неподдельности и кроется его выдающееся значение. Когда сложное игровое кино граничит со сложным документальным. Ни одного «если» здесь нет. Не вскочит подуставший зритель и не закричит «Неправда!». И по всем законам жизни, со смертью заканчивается и повествование.

    О моральной стороне говорить бесполезно. Все происходит так, как происходит. Движение материи линейно и вариантов не имеет. Где есть жизнь, нет места морали. Оставим моралистов, их утопии и справедливость. Без них она никому не нужна, а с ними ее не становиться больше. Справедливости, принципе нет. О том и фильм.

    Помимо всего этого есть еще «планы», «нити», «параллели». Но они имеют значение для каждого лично, их всех не перечесть. Но интересно название, «Человек которого не было», дословно, «Человек которого там не было» Что здесь? Несправедливое осуждение за преступление, которого он не совершал, или в русском варианте, Человека которого лучше бы не было? Или его не было на самом деле. Парикмахер Эдвард Крейн слишком затерся, слишком приспособился, слишком смерился. Человек, не имеющий места и понимания. Все так. И жизнь слишком коротка. Надо лишь потерпеть немного.

    - Что ты видишь, когда закрываешь глаза?
    - Ничего!
    - Себя!
    - Что в принципе, одно и то же.

    9 октября 2008 | 21:15

    Знакомство с фильмом у меня произошло в киноклубе. Киноклуб — это место где любители кино собираются посмотреть фильм и обсудить его, высказать свое мнение. После просмотра я ничего не стал говорить, а на следующий день мне очень захотелось сказать. Фильм просто отличный по своей сути напоминает фильм Эмира Кустурицы «Аризонская мечта». Он выполнен в черно-белых тонах для придания нуаровского эффекта, а также для большей концентрации зрителя на лицах и характерах людей, а не на окружающей обстановке.

    Основной посыл фильма заключается в одиночестве и несбывшихся мечтах человека, чья жизнь изначально пошла не в то русло. До встречи с горячим гомосексуалистом-итальянцем молчаливый Эд Крейн так и стриг бы людей, не обращая внимания на похождения своей жены и окружающий его мир. Итальянец со своей идеей о химчистках стал единственным лучиком надежды на другую жизнь, которая бы соответствовала полному представлению главного героя фильма о полноценной жизни. Он возник так внезапно, что умиротворенный Эд пошел на столь решительный шаг и все-таки сделал то, что сделал. А что он сделал я не скажу, посмотрите и увидите (сценарий у братьев опять получился шедевральным). Потеряв жену он остался один, хотя и с ней он чувствовал себя одиноким, но после всего произошедшего как ему показалось от него отвернулись и другие жители этого городка. Вместе с этим план с химчисткой рухнул и перед Крейном возник еще один, как оказалось последний луч надежды — юная Birdy, к которой у него возникли чувства. Но и этой мечте было суждено не сбыться, так как изначально мы рождаемся в одиночестве и умираем в одиночестве, а час Крейна был как никогда близок.

    Кто ждет экшена прошу не смотрите.

    А кто любит качественное кино смотреть надо.

    20 октября 2009 | 11:46

    Чёрно-белый фильм, про чёрно-белую жизнь, простого «современного» такого же чёрно- белого человека — парикмахера.

    Это история о жизни и смерти человека, «Человека, которого не было». Странно, но мечты парой сбываются, а порой нет, любовь бывает настоящей и наигранной, такова наша жизнь, жизнь людей, которых нет…

    Фильм можно смело назвать классикой — это настоящее искусство. Философское размышление о жизни и смерти, о молодости и старости и о смысле всего того, что мы зовём жизнь…

    Отличный фильм, Билли Боб Тортон, Скарлет Йоханссон, просто на высоте, обязательно посмотрите!

    21 марта 2005 | 02:29

    Я думаю, что можно смело упустить какие либо долгие и монотонные вступления. Так как данный фильм не нуждается в особом представлении. Собственно как и творчество Братьев Коэн. Их можно смело считать любимцами искушенных киноманов, ценителей умных фильмов и артхаусных лент. Что позволило им собрать огромную армию поклонников. Вот только в отличии от преимущественного большинства, к творчеству этих режиссеру я всегда относился достаточно спокойно. Потому что, им удаётся создавать как действительно сильные работы, так и откровенно слабые. Этот фильм относится к первой категории. Мне фильм понравился и меня он очень сильно впечатлил. Во многом тем, что этот фильм сильно выбивается среди остальных работ режиссерского тандема. Где главными выделяемыми факторами являются ироничность происходящего и черный юмор. Тут же, ни того, ни другого вовсе нет. Да и данный фильм можно смело считать самой серьезной лентой в творчестве Коэнов с филигранной точностью воссоздали послевоенное настроение и образ жизни Америки. Где многочисленные костюмы, автомобили, декорации и прочие атрибуты смотрелись не просто как массовочная мебель, а скорее как немаловажная часть картины.

    Отсюда и не удивительно, что практически с первых же своих кадров, фильм умудряется создать ощущение очень продуманной до мельчайших деталей ленты. Где естественно фильм руководствуется в первую очередь своей атмосферой, которая практически полностью пропитан полной пустотой. Что во многом, получилось достаточно грузным и тяжелым. Вот почему при просмотре ленты, ты невольно ощущаешь давление ленты и после просмотра, достаточно немалое время не можешь отойти от увиденного. Во всём этом так же впечатляет не только атмосферная составляющая, но и хорошо поставленная картинка. В то время, когда не было понятий клиповой манеры съемок, Коэны поставили действительно эффектную картинку, которая позволяет наблюдать за происходящим как бы со стороны, но и почувствовать при этом своё непосредственное участие. В совокупности же, фильм получился достаточно трудно перевариваемый и тяжелый. Что очень сильно сокращает круг зрителей этой ленты. Потому что, зрители привыкшие отвлекаться от происходящего и смотреть фильмы очень поверхностно, как не поймут всей прелести ленты, так и неоправданно глупо будут обвинять фильм в слабой постановке. Чего создатели ленты всё же не допустили.

    Вот чем меня привлекают фильмы Братьев Коэнов, так тем, что они в своих фильмах не пытаются ударится в не нужную философию и пытаются отражать реалии современного общества. Вот только вместо наглядной демонстрации реалий в жестокой форме, как это делает скажем Лари Кларк, создатели ленты ударяются в иронию, черный юмор и в немалую долю стёба. Что позволяет как оценить смысловую нагрузку ленты, так и немного посмеяться даже над этими серьезными проблемами. Вот и данный фильм (как и многие другие работы режиссеров) поднимает тему человеческой алчности и двуличия. Когда человек пытается жить другой жизнью уже, или же пытается создать себе возможность жить ею. Вот почему одна часть героев живёт чужой жизнью полной лжи, а другие пытаются набить себе карманы деньгами и позволить себе тоже самое. Вот и данный фильм демонстрирует то, к чему может привести человеческая алчность и даже одна немаловажная деталь. Что демонстрируется тут на примере снежного кома, который становится всё больше и больше.

    Вот только если всегда создатели ударяются в эдакую иронию и стёбный черный юмор, то тут дело обстоит абсолютно иначе. Создатели решили серьезно взглянуть на столь серьезную тему. Что не плохо разбавлено в эдаком нуар стиле. В итоге, фильм получился далеко не веселым, очень даже тяжелым и одновременно с этим, предельно честным что ли. Вот почему не столь веселая и очень трагическая судьба многих персонажей ленты, воспринимается не как фантазия сценаристов, а как нечто должное и заслуженное. Да и предметами этих бед не являются какие то богатые шишки и сливки общества, а вполне обычные люди подобные всем нам. Отсюда и при просмотре ленты, ты невольно проникаешься сочувствием к главному герою, который будучи обычным парикмахером совершил маленькую ошибку. А эта ошибка, в свою очередь разрослась в огромные проблемы и стала источником страданий многих людей.

    Если честно, то я терпеть не могу Билли Боб Торнтона. Он меня даже своей отвратительной внешностью отталкивает. А тут, к моему великому удивлению, он меня даже впечатлил. Эта отвратительная и не эмоциональная внешность отлично вписалась под образ уставшего от жизни человека. Вот почему имея достаточно мало слов у своего персонажа, Билли всё же идеально воплотил его на экране чисто выражением лица. Чертовски хороша Фрэнсис МакДорманд. Образ стервозной и сильной женщины в очередной раз подошел ей идеально. Да и оценивать её игру нет смысла. Она везде и всегда чертовски хороша. Но как ни странно, балом тут правят исключительно второстепенные персонажи. Мне очень понравились Джеймс Гандольфини, Скарлетт Йоханссон, Джон Полито и Ричард Дженкинс. Хоть и в картине их было мало. Но всё же стоит признать, что самого яркого персонажа выдал только Тони Шэлуб. Тони выдал невероятно естественную и натуральную игру. В связи с чем, его персонажа начинаешь воспринимать как настоящего человека.

    Музыку к картине создал неизменный композитор работ Братьев Коэнов Картер Бёруэлл. Музыка получилась очень грузной и тяжелой. Собственно как и сам фильм. В связи с чем, основным источником тяжести картины является именно музыка Картера, которая идеально вписывалась под каждое настроение ленты. Когда как музыкальные произведения Амадея Моцарта и Людвига Ван Бетховена привносили в фильм немного красоты и делали его краше.

    8 из 10

    Очень тяжелая, грузная, не бессмысленная и предельно честная драма. Фильм на особого любителя и ценителя авторских фильмов, которые позволяют шевелить мозгами при просмотре ленты. Если вы относитесь к таким зрителям, то однозначно вам посмотреть этот фильм стоит. Если же нет, то не рискуйте. Как говорится, «На вкус и цвет товарищи разные».

    4 апреля 2012 | 20:55

    «фильм-нуар», окончательно сформировавшись как жанр после «ревущих» двадцатых и великой депрессии, стал примечателен прежде всего своей «мрачной» социальной достоверностью и отсутствием политической цензуры, чем и закрепил статус «черного» кино, не боясь смотреть страшной правде в глаза. Но вот миновали каноничные для жанра 40е-50-е, и, казалось, вторая половина века прощается с нуаром, выдавая те редкие триллеры с элементами, близкими данной стилистике, получившие ярлык «неонуар», что берет свое начало с «китайского квартала» Романа Полански и иже с ним. Впоследствии из этого блестяще развивал свою атмосферу Дэвид Линч ("синий бархат» и «шоссе в никуда»), адаптировав свой прекрасный вкус и чувство гротеска в стилистику черного криминала, сделав его черноту мастерски и по-черному таинственной, причудливой и нестандартно воспринимаемой. Но вот эта не очень популярная тенденция дошла и до 2000-х.

    По всей видимости, большие надежды возлагались на братьев Коэн, чья дебютная и последовавший за ней ряд неонуаровых триллеров и гангстерских драм, вроде «перекрестка Миллера», имели успех; истории на фоне криминальных 30-х-40-х, украшенные сатирическими диалогами, стали идти нарасхват. Коэны слегка меняют курс в сторону криминальной комедии ближе к концу 90-х, и потом, тщательно истолковав то, что сейчас называют неонуаром, выпускают этот концентрированный и унылый в определенном смысле опус, выдержанный — сюрприз! — в классической нуаровой стилистике, сохранившей такие приятные каноничные элементы определенных экземпляров, как «монолог мертвеца», и чернь которой теперь основывается на проблемах существования и социальных взаимоотношений, представленных по мотивам произведений центральных экзистенциалистов 20 века. Некоторые критики заметили в фильме мотивы повести Альбера Камю «Посторонний», но официальных подтверждений того, что процесс создания этого фильма был мотивирован произведением французского писателя, не было.

    Касаясь концепта, стоит сразу заметить отчасти тщательный подбор актеров, отзываясь в первую очередь об известном своими «угрюмыми» и циничными ролями Билли Боб Торнтоне, ставшими амплуа актера. Повествование от первого лица, ведущего рутинную жизнь простого парикмахера, предваряющее череду событий, рычагом чего станет лишенный всякого фанатизма поступок проходного жителя 40-х. Слово молчаливого обывателя с хронически уставшим взглядом; тотатальное спокойствие, ждущее завтрашний день. О да, конечно, Торнтон не мог не сыграть эту фундаментальную относительно его дальнейшей карьеры роль, что сделал, как всегда, если не гениально, то просто убедительно. Может порадовать некоторых нимфетка в лице юной Скарлетт Йоханссон. В дурном смысле унылой и посредственной стала Фрэнсис МакДорманд, сыгравшая жену главного героя, прогулявшись в каждом кадре с одним выражением лица до самого ключевого процесса (а ведь эта роль стала знаковой в сюжете).

    Завернула же и подала продукт в красивой обертке красивая музыка Бетховена, аккомпанирующая монологи героя, виноватого во всем и ни в чем. Впрочем, музыка всегда является неотъемлемой частью хорошего кино, это давно известно даже сопляку с попкорном.

    Интересная операторская работа, приблизившая мрачные черно-белые кадры старого жанра к модернизированной фантасмагории, облекающей чувства героя.

    Минусом для кого-то может стать затянутость и занудная сюжетная апатичность, в то время как для кого-то эта унылость станет отражением подлинной унылости истории и психологического состояния героя. А кто-то наиболее сентиментальный и вовсе впадет в глубокое уныние по окончанию истории о простом человеке, которого хотели сделать гениальным злодеем и который ни слова не сказал в свою защиту.

    Итог: хороший фильм о «нормах общества», «мертвой точки» юриспруденции Etc 40-х

    Своеобразно иллюстрирован старый механизм «почтальона, который всегда звонит дважды».

    9 из 10

    6 ноября 2015 | 14:38

    Режиссёры, сценаристы и продюсеры братья Джоэл и Итан Коэны имеют широкую толпу своих поклонников, которые не забывают указать, что эти кинематографисты никогда не имели отношения к коммерческому кино как таковому. Фильмы братьев Коэн отличает интеллектуальность повествования и максимальная приближённость действия к реализму. Как говорят за них, что если в кадре нужен труп, которому предстоит пролежать бездыханным пару минут, то братья Коэны сделают всё, чтобы так и было. Некоторые актёры утверждали, что совместная работа их с Коэнами требовала огромного количества физических и моральных затрат, но приобретённый опыт был бесценным. Каждый новый фильм Коэнов — это потенциальный номинант на самые престижные награды и лента их производства «Человек, которого не было» 2001-го года не стала исключением (если угодно, можете воспользоваться предоставленной информацией на КП).

    Фильм снят в стиле неонуара в чёрно-белом цвете. Такой цвет можно полагать был выбран не зря, потому что сама картина расскажет о человеке, который давным-давно ко всему потерял интерес. Он не показывает эмоций, он не кричит, не злится, он практически без малейшего проявления чувств реагирует на то, что жена скорее всего завела роман со своим боссом. Такой безынициативный человек, работающий парикмахером априори не может быть обвинён в убийстве, если того не докажет следствие. Замкнутые и тихие люди не вызывают страха у большинства населения. Но однажды случается то, что наш герой совершает преступление. В его виновность никто не верит, потому что самым главным подозреваемым становится… его собственная жена. Множество необычных и часто драматических происшествий всё-таки приводят к тому, чему должны были привести парикмахера. Но сожалел ли он о своих поступках? Было ли у него сочувствие к тем, кто волей-неволей оказались подле него? Что на самом деле двигало этим тихим человеком, которого для многих и не было?

    Фильм характеризуется именно повествовательной формой нарратива, который даёт определённое понимание сущности Эда Крэйна (так зовут главного героя, которого сыграл Билли Боб Торнтон). Таким образом братья Коэны предоставляют зрителю шанс глубже воспринять характер героя их фильма, как в своё время это было сделано Фёдором Михайловичем Достоевским в психологической драме «Преступление и наказание». Такая выбранная тактика к тому же позволяет ещё и рассмотреть внимательнее те сюжетные нити, открывающиеся после преступления, совершённого Крэйном. Несмотря на то, что случившаяся история с Эдом может показаться странной, но в тоже время в рамки логики сценарий Коэнов вполне укладывается, причём это делает даже очень компактно. Одна история, строго в своих границах, без аллегорий и отсылок, выжатая и высушенная — вот, что представляет из себя «Человек, которого не было», этот фильм всё своё действие держит на оголённом нерве. И если Вы подумаете, что такой метод приведёт к безликости, то это не так, потому что, как говорилось выше, фильмы Коэнов отличает их интеллектуальное насыщение и мимо этого пройти невозможно, как и мимо анализа психологического состояния Эда Крэйна.

    Отсутствие на лице у Эда Крэйна эмоциональности не является показателем статичной игры, скорее это полная сосредоточенность, сконцентрированность, напряжённость в том, что по своей сути герой Билли Боба Торнтона стал «эмоциональным инвалидом». И именно такой человек безупречно вписывается в концепцию фильма братьев Коэнов. В тихом омуте, как известно… Хотя эту поговорку в полной мере к случаю Крэйна применить всё равно не получается. Вновь показала себя со стороны актрисы, которой удаются роли в независимом и авторском кино Франсиз МакДорманд, сыгравшая жену Эда Крэйна. Её героиня заслуживает такого же тщательного анализа, как и главный герой, потому что её прописанный персонаж такой же многослойный и сложнохарактерный. Пожалуй этот анализ стоит оставить будущему зрителю, решившему ознакомиться с «Человеком, которого не было», лишь заключив, что и МакДорманд сыграла со всей убедительностью и именно так, как того требовал фильм. Важные второстепенные роли достались Джеймсу Гандольфини, Скарлетт Йоханссон и Тони Шэлхоубу, при этом выделяю именно последнего, безупречно вписавшегося с образ адвоката. Кстати, это был, наверное, самый «живой» эмоционально персонаж, иногда даже складывалось впечатление, что он в пляс сейчас отправится. Такой герой явно нужен был, чтобы зритель мог ярче отметить контраст личностей фильма.

    Строгое, тщательное, скрупулёзное кино, которое обязательно надо видеть зрителю, любящему интеллектуальное зрелище, любящему провести свой собственный анализ персонажей и сделать выводы по их поступкам. Коэны в своём репертуаре.

    8 из 10

    P.S.: Особо хотелось бы выделить трудоёмкую работу оператора Роджера Дикинса, который был 12 раз номинирован на «Оскар» (!!!), но пока так и не стал обладателем заветной статуэтки.

    7 сентября 2015 | 15:28

    Абсурд не в человеке и не в мире, но в их совместном присутствии (А. Камю)

    Человек, например, идет к тигру, чтобы накормить, но животное предпочитает хозяина. Нескольким ранее человеку запрещали держать тигра, так как это, естественно, опасно, но он через суд добился отмены запрета, перед преградами не спасовав. Другой убивает босса своей жены, в чем обвинят ее, а его самого осудят за убийство коммивояжера, которого нескольким ранее утопил в озере покойный босс. Со смеху упасть. Третий человек вечно тащит в гору огромный камень; нет и не будет конца его муке и даже боги забыли, за что ему такое.

    Что роднит данные сюжеты? Или переформулируем вопрос: является ли абсурд
    явлением тотальным?

    Принято считать, что «Человек, которого не было» пущен в прокат в черно-белом исполнении намеренно, чтобы спародировать фильмы-нуар. Вполне, скажем, такое возможно. Тем не менее, не умаляя склонность братьев Коэн к подтруниванию, не следует все же огульно опетросянивать их творчество, тем более, что фильм не столько черно-белый, сколько цветной, из которого вымыт цвет, как будто пленка окачена воды ушатом. В принципе, черно-белое кино представляет собой такое отзеркаливание действительности, при котором явь подается в гораздо меньшем объеме, чем подразумевается, то есть в силу одной лишь изобразительной прижимистости черно-белый кадр содержит значительно меньше, чем значит. Такое же было, когда свет увидела повесть Альбера Камю «Посторонний»: критики обратили внимание на язык, которым писана повесть: скудность и бездушие, упрощенность и обрывистость выражений; стиль нарекли «нулевым градусом письма». У Камю такой подход к тексту концептуален, ибо этим приемом учреждалась пандемия безразличия — героя к миру, мира к нему, его к самому себе. Трудно сказать, вкладывались ли такие параллели Коэнами, но у произведений присутствует сквожение — общие места — и «нулевой градус» — первое. Отстраненность, апатичность и нарочитая «черно-белость» фильма — такова же, как и бездушный текст Камю. Сходство названий и героев; безразличный, молчаливый Эд Крейн — столь же нездешний в провинциальной Америке, как Мерсо во французской колонии. Приметим: фамилия главного героя означает по-английски «кран», то есть то, что поднимает тяжести.

    Обоих судят за убийство, но оба убили не из ненависти или расчета, а только чтобы освободиться от необходимости сделать это. В обоих процессах подменяется предмет рассмотрения: Крейна судят за чужое убийство, Мерсо — за то, что не плакал на похоронах матери. И в том, и в другом случае искажается личность преступника. Прокурор представляет Мерсо как чудовище — губительного для общества злодея с бездонной пропастью в сердце, подобным же образом, но наоборот, адвокат представляет Крейна как простого современного человека, такого же, как все, кем он, в сущности, совершенно не является. Обоим подсудимым не позволяют молвить, процесс над ними ведется как бы без их участия. Обоих из жизни выдавливают.

    Это — внешние атрибуты фильма и особенности стиля. Пружина — потуги стареющего, угодившего в кармическую петлю Крейна вырваться из порочного круга. Он предпринимает целых две таких попытки: первую — традиционную, наивно полагающую, будто билеты в новую жизнь — непременно казначейские, и это усилие приведет его на трон — даром, что электрический (саркастическая усмешка роков-гороскопов: Крейн всю жизнь стрижет других, а в конце — стригут его). Вторая попытка — дочь знакомого, красоты и чистого смысла последний бастион — потерпела фиаско не меньшего калибра: милашка выявилась заурядностью и банальной самкой. И этот прожект пал. Чистоты не существует, к ней можно только некоторое время брести по барханам. Человек, которого не было, в данном случае — имя не индивида, а рода. Линия Эда Крейна в фильме — еще не единственное нелепиц дефиле, есть и другие, не столь, правда, выраженные.

    Если вдуматься, львиная доля человеческого юмора крутится вокрут тем секса и смерти, при том что секс — сам по себе штандарт увядания, знаменующий передачу эстафеты. Возможно, это неслучайно. Возможно, таков защитный механизм, подаренный природой, этой нашей способностью компенсирующей человеку одно очень неприятное знание. Коэны при всей игривости и визионерстве — пессимисты, что, кстати, подтвердила и их последняя работа. Но заместо унылого нытья они предпочитают излагать свои мысли с юмором. И правильно делают.

    В общем, это кино лежит возле слова «шедевр», настаивается.

    9 из 10.

    28 февраля 2010 | 18:23

    Неторопливое развитие событий, немного скуки, хорошие диалоги, тонкий сюжет… Вот что вспоминается в первую очередь, когда слышишь об этом фильме. Фильм о «маленьком человеке», который захотел стать большим, ничего для этого не имея. «Маленького человека» потрясающе сыграл Билли Боб Торнтон. Зритель видит неторопливую жизнь маленького городка, где все друг друга знают.

    Понравилась актёрская игра: юная Скарлетт Йоханссон, Билли Боб Торнтон и Фрэнсис Макдорманд создали прекрасное актёрское трио. Это один из плюсов фильма. Ещё понравилась музыка, потрясающе тонко подобранная.

    А вообще фильм сложно смотреть, всё ждёшь экшена, быстрого развития событий, но ничего не происходит.

    Это не самый лучший фильм Коэнов, но любители такого повествования наверняка найдутся.

    7 из 10

    2 февраля 2009 | 19:44

    История о том, что даже у самого пассивного и потерявшего всякий интерес к жизни человека может увлечь за собой идея об «Американской мечте» и к чему эта идея может привести.

    Эд Крейн живет в маленьком городке Санта-Роза в Калифорнии, работая парикмахером в цирюльне своего сводного брата. Эд очень замкнутый и не имеющий интереса к окружающему миру человек. Он знает, что его жена не верна ему, но этого его особенного не интересует. Его жизнь протекает уныло и однообразно заключая в себя походы на работу и редкие встречи за ужином с псевдо друзьями семьи «Большим Дейвом» Брюстером и его женой. Так и плывет Эд день за днем, по волнам своей бесславной жизни до тех пор, пока в ней не появляется человек по имени Крейтон Толливер мелкий заезжий предприниматель. Толливер предлагает Эду вложиться в новую технологию по оборудованию сети химчисток. Невероятно, но эта идея буквально поселяется в голове Эда, но необходимой суммы для вхождения в «дело» у него нет. Эд не отчаивается и находит самый незаурядный выход из положения.

    Не торопливая и, казалось бы, на первый взгляд, монотонная сюжетная линия здорово охватывает и переплетает всех героев и их судьбы. Как будто невидимыми нитями связаны между собой каждое действие каждого героя и к концу фильма все действия, и их последовательность выстраиваются в логическую цепь.

    На мой взгляд, Билли Боб Торнтон просто создан для подобных ролей и для этой роли в частности. Очень здорово передал одиночество и отсутствие всяческого интереса к окружающим и самому себе. Человек, показанный Билли Бобом не живет, а существует. К концу картины приходишь к мысли, что Эд и его отношение к жизни и людям являются олицетворением общества, которое его окружает.

    Добротное кино, стоящее внимания.

    8 из 10

    14 августа 2013 | 17:06

    Для чего людям волосы, почему эти атавистические наросты упрямо продолжают расти? Человек так давно приучился использовать для обогрева мех и шкуры менее удачливых животных и иных братьев меньших, что по-хорошему наш собственный волосяной покров не имеет практической пользы. Разве что для красоты эстетической, но и та давно диктует брить места скрытые от посторонних взглядов. Значит волосы — элемент социальный, начиная от компанейского вычесывания блох тихими первобытными вечерами, кончая выведением специальной профессии — Парикмахеров. Забавно, но сами парикмахеры не столь часто задаются столь глубокомысленными вопросами, да и зачем, коли вариантов стрижки не так уж и много, запомни и ты обеспечен на всю жизнь. Ведь волосы всегда будут расти, даже после смерти.

    Эд был простой брадобрей, типичный представитель своего цеха: есть четыре прически для обычных мальчиков и одна для богатых. А поскольку мужчинам еще не позволено иметь мнение касаемо моды, то с ними еще проще: у всех одна прическа, подстричь тут, подравнять здесь, протереть лысину, наконец. В общем, женщины в такие заведения не заходят, ну и ладно, ведь не о них история. Этот рассказ о простом парне: он серьезный человек, немногословный и без вредных привычек, курить в те годы еще не считалось зазорным. Может быть, он не большого ума, не отличается широтой души или большим сердцем, как у теленка. Может он вообще дрянь — человек. Ваше какое дело? Вы же мимо шли, вот и идите. И не надо лезть другим в душу, в себе разберитесь для начала. Вот Эд Крэйн прошел бы мимо и не задумался о том, что вы там себе навоображали. Иногда он, конечно, грезит, что носит под сердцем страшную тайну, узнав о которой вы тотчас же переполошитесь, а то и потеряете чувство реальности. Вот, например, пришельцы. Когда вы увидите, как они забирают кого-то на космический корабль в лучах яркого света, что вы почувствуете, осознав, что это не вам откроются тайны бытия и иных миров? Можно ли от этого сойти с ума?

    Однако Эд не такой человек, чтобы заморачиваться по пустякам и только один вопрос не дает ему покоя. Пускай волосы растут, пока мы живы, пусть растут и после смерти, но почему в один момент их рост останавливается? Двадцать один грамм? Что ж тоже вполне себе объяснение, но оно не приносит удовлетворения. Тогда пусть это будут пришельцы. В этой картине есть пришельцы, должен же быть в них хоть какой-то смысл. Вот в одном фильме, помнится, летала шляпа, а смысла вроде как и не было, для смеху летала. Так и тут. И раз уж удалось, проходя разобраться с такой сложной темой, то в остальном будет совсем ерунда. История то для братьев Коэнов типичнейшая — круговорот бытового зла в природе. Украл, выпил — в тюрьму и никакой романтики, только кровь и трупы преимущественно близких людей. Заговор идиотизма современности и никто не знает, как с этим бороться. Ни полиция, ни суды и даже матерые ЦРУшники в недоумении разводят руками. В этом фильме правда есть один человек, понимающий больше других — крутой адвокат Риденшнайдер. Тот вообще подвел под свою базу научные формулы. Все так же просто, как принцип неопределенности Гейзенберга, или как его там. Чем больше мы узнаём, тем меньше мы знаем и только факты, общеизвестная и единственная константа, в которую остается верить. Но факты даже не имеют смысла! Как же тогда быть, пуститься в погоню за шляпой? Нет. Пусть этим занимается кто-нибудь дугой, не нашего ума дело. Сидите тихо в своих парикмахерских и думайте о том, что вы не такие как все. Во-первых, это приятно, а, во-вторых, никто не пострадает.

    Все просто. Все так просто, что даже грустно, в то время как мы привыкли, что у Коэнов — смешно. Этот фильм произведение искусства от проникновенного закадрового монолога, заканчивающегося смурной физиономией Торнтона, до филигранной работы со светом и тенями, единственной вещи, ради которой, кажется, и задумали все эту возню с черно-белой стилистикой. Эта картина прекрасна от бритья ног МакДорманд, до бритья ног Торнтона, но без иронии — она скучна. А может так надо, ведь слишком много на свете таких как Эд — энтузиастов. Современных людей, которые просто хотят купить химчистку, асфальтированную дорожку и вечную иглу для примуса. Сними Коэны эту историю без стилизации под нуар сороковых, то решительно ничего бы не изменилось, ведь всегда есть вот эти ребята, готовые покупать гербалайф, ваучеры МММ или с радостью пополнить секту сказочных идиотов, рассылающих письма счастья.

    1 января 2014 | 14:13

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>