всё о любом фильме:

Пурпурная роза Каира

The Purple Rose of Cairo
год
страна
слоган«She's finally met the man of her dreams. He's not real but you can't have everything»
режиссерВуди Аллен
сценарийВуди Аллен
продюсерРоберт Гринхат, Чарльз Х. Джофф, Майкл Пейсер, ...
операторГордон Уиллис
композиторДик Хаймен
художникСтюарт Вурцель, Эдвард Пизони, Джеффри Кёрланд, ...
монтажСьюзэн Е. Морс
жанр фэнтези, мелодрама, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  2.99 млн,    Франция  1.8 млн,    Германия (ФРГ)  842 тыс.
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время82 мин. / 01:22
Номинации (3):
30-е годы, в США — великая депрессия. Скромная официантка Сесилия пытается убежать от жестокой реальности, наслаждаясь фильмами в кинотеатре. Однажды случается чудо: ее кумир Том Бакстер, «Мистер Совершенство», сходит с черно-белого экрана в зрительный зал в объятия обезумевшей от счастья Сесилии…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
30 + 3 = 33
7.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • После предварительного просмотра фильма Вуди Аллену сказали, что если бы он просто изменил концовку, то этот фильм мог бы иметь большой успех. Аллен отказался, заявив, что именно из-за этой концовки он и снял весь фильм.
    • Одну из ролей в фильме получил практически неизвестный тогда Вигго Мортенсен. Будущий знаменитый актер был очень рад приглашению со стороны Вуди Аллена. Однако радость быстро сменилась сильным разочарованием, когда он узнал, что все сцены с его участием вырезаны при финальном монтаже. Причем уведомить его самого об этом так никто и не удосужился.
    • Джефф Дэниелс открыл в своем родном городе Челси (штат Мичиган) театр под названием «Пурпурная роза».
    • В главной роли в этом фильме уже начал сниматься Майкл Китон, когда режиссер Вуди Аллен решил, что актер ему не подходит, и заменил его Джеффом Дэниелсом.
    • Вуди Аллен неоднократно повторял, что из всех картин, которые он снял, это его самая любимая.
    • Сцены в парке развлечений снимались в классическом и некогда очень популярном парке Bertrand Island на озере Лейк-Гопатконг, штат Нью-Джерси. Парк развлечений функционировал с 1929 по 1983 год, прекратив работу незадолго до начала съемок фильма. Некоторые аттракционы были настоящими, тогда как другие были временно установленным съемочной группой реквизитом.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В своем интервью журналу Esquire, когда его спросили о том, почему он не сделал фильму счастливый конец, Вуди Аллен ответил, что «это и был счастливый конец».
    • еще 4 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Хотя сцены вымышленного одноименного фильма сняты в клубе «Копакабана» в Нью-Йорке, этот клуб был открыт только в ноябре 1940 года. Это не согласуется с фактическим фильмом, который разворачивается во времена Великой депрессии.
    • Когда Сесилия и Гил поют и играют в музыкальном магазине, тень от камеры заметна в левом нижнем углу.
    Трейлер 01:36

    файл добавилtolmakoff

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 18 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В тридцатых, пока экономика депрессовала и бросала пить, кино расцвело всеми красками своего блестящего монохрома. Персонажи были живее, песни изобретательнее, попкорн хрустел звонче, а юморюги с передних рядов смешнее шутили. Скромная официантка Сесилия живет в двух реальностях: безработный муж-пропойца, который свободное от игры в городки время коротает за легкой домашней тиранией (чем не портрет эпохи) и располагающе темный зал кинотеатра, который, подобно любовным романам сто лет до этого, предоставляет мечтательным девушкам полуторачасовой эскейп от грязно-серой реальности. И вот, во время одного из приключенческих фильмов, путешественник, романтик, молодой Индиана Джонс и вообще мужчина в самом расцвете сил, сходит с экрана к тающей от удивления Сесилии, прямо как в клипе группы A-ha.

    Вуди Аллен всегда был подвержен тоске по ушедшим эпохам. Театральные «Пули над Бродвеем», стилизованный под ретро «Зелиг», джазовый «Сладкий и гадкий», собственно, «Пурпурная роза» и, конечно, апогей возвышения начала века — недавнее «Полночь в Париже», где он своим собственным лирическим героем все прямо и объяснил. Нет, не было лучше (наоборот, было временами очень грустно), просто сейчас от двадцатых-тридцатых исходит очаровательный ретро-флёр, туманящий взор и распрямляющий искривления. Наиболее вероятно, что алленовская nostalgia абсолютно ничем не обусловлена. Несмотря на часто присутствующую на его режиссерском лице едкую нью-йоркскую усмешку, в душе он — романтик. Романтизм тут, конечно, смешан с неврозом, незлым цинизмом и прочими клевыми словами с буквой «з», но в «Пурпурной розе» умиление Вуди окружающим миром проявляется больше всего. Говоря языком воспетого им родного города, он на время сходил прогуляться в Центральный Парк из шумного урбанистического Манхеттена. «Пурпурная роза Каира» имеет все возможные виды связей с приставкой «ретро». Это одновременно и пародия, и признание в любви. Рубаха-парень Дэниелс играет две роли, как антитеза старого и нового, фильм идет смешные, по нынешним временам, восемьдесят минут, а в некоторых сценах кажется, что из-за угла вот-вот выпрыгнет Фред Астер в цилиндре и начнет бить чечетку. (Он, кстати, выпрыгнет.) Аллен, правда, не настолько наивен, как творцы тридцатнического кино, и иногда, из подсознания второй половины XX пробивается легкая-легкая ирония, но до сарказма или желчи она так и не доходит.

    Вообще «Роза» — кино максимально эскапичное. Когда реальность сурова, угрюма и скучна, начинается поиск ухода от нее, который и находится под крылом важнейшего из искусств. Вуди Аллен выбирает именно тридцатые, когда, по его мнению, все это еще не было опошлено массовым телевидением с рекламой мыла и вообще обществом потребления. У объективов камер были большие от восхищения глаза, а герои фильмов только и знали, что chivalry и bravery. Все это не обязательно правда: тоска по ушедшим годам вечна, да и романтики множатся даже в наш циничный век. Уверен, лет через пятьдесят, какой-нибудь метрополисский невротик в контактных линзах в роговой оправе будет сладко вздыхать по наивным временами кривой графики и IMAX 48fps и хмуро ворчать на нынешнее 144D с тройным эффектом чувственного присутствия и возможностью выбора сюжета.

    21 декабря 2013 | 15:42

    Персонажи кинофильмов могут очаровать зрителя всего за несколько минут, ведь над их созданием трудились те люди, которые знают, кого мы хотим увидеть на экране. Но спустя несколько часов приходится возвращаться к своей повседневной жизни, где шансы встретить кого-то похожего на очаровательного главного героя очень малы. Но, возможно, экранные персонажи также в некой мере завидуют нам и хотят сбежать в реальность. Возможно, им даже приглянулся тот, кто сидит в третьем ряду и уже пятый раз смотрит их фильм.

    Режиссер и сценарист Вуди Аллен на то время успел снять достаточное количество фильмов и поработать с актерами, чей талант не вызывает сомнений и сегодня. Экспериментируя с вымыслом и реальностью, он снимает один необычный фильм, где они сочетаются невероятным образом. Сюжет переносит нас в 30е года, в американский город, чьи жители страдают от экономического кризиса, а единственной отрадой для многих является поход в кинотеатр.

    Поскольку необычные события часто происходят с самыми заурядными людьми, главной героиней этой истории оказывается обычная женщина, которой не очень-то везет в жизни. Малооплачиваемая работа и грубый муж забирают у нее все силы, и что бы не сойти с ума или не покончить от тоски жизнь самоубийством, Сесилия сбегает от своих проблем в ближайший уютный кинотеатр, где хотя бы на несколько часов может окунуться в сказочную жизнь героев. И когда в один прекрасный день с ней заговаривает экранный персонаж, Сесилия даже представить себе не может, чем все это обернется. Миа Фэрроу, тогда будучи в гражданском браке с Вуди Алленом и часто исполняя в его фильмах главные роли, отлично сыграла столь наивную, простую женщину, которая отчаянно пытается вырваться из своей серой жизни и найти счастье хотя бы по ту сторону экрана.

    «- Я сыграл эту нудную роль две тысячи раз, и теперь я свободен!»

    Новому знакомому главной героини надоело изо дня в день повторять одни и те же самые фразы, поэтому он решает сбежать в настоящий мир, где не играет закадровая музыка, а цвета не ограничиваются черно-белой гаммой. Том Бэкстер является очаровательным джентльменом и дарит Сесилии все то, чего у нее никогда не было — искреннюю любовь, заботу, понимание. Но тут на горизонте появляется актер Джил Шеперд, который создал этого персонажа, желая вернуть все на прежние места. Джефф Дэниелс бесподобен в этих ролях. Ему удалось показать действительно разных персонажей. И мечтатель из мира грез, и эгоистичный карьерист, заботящегося лишь о своем благополучии, получились самобытными образами. А вместе с мисс Фэрроу они показали самый необычный любовный треугольник, который только может случиться на экране.

    История Сесилии была бы менее драматичной, если бы не ее собственный муж. Супруги должны поддерживать друг друга, но здесь супруг является настоящим тираном, способным не только угрожать своей жене, а и осуществлять эти угрозы. Такую вторую половинку, как Монк в исполнении Дэнни Айелло, уж точно никому не пожелаешь встретить на своем жизненном пути.

    Вуди Аллен представляет нам удивительное хитросплетение жизни и фантазии, среди которых очень сложно выбрать что-то одно. Он показывает даже не одну кинокартину, а фильм в фильме, тяжелая жизнь времен Великой депрессии и голливудская мелодрама, ослепляющая своим шиком. Атмосферу фильмов 30х годов помогла создать музыка с озорным и беззаботным мотивом, написанная композитором Диком Хайменом. Вот только история главных героев уж совсем не беззаботна, ведь кино — это лишь частичка жизни, ее приятное дополнение, а не полноценный заменитель.

    «- Разве часто мужчина бывает так влюблен в женщину, что сходит ради нее с экрана?»

    Какими бы прекрасными не были экранные персонажи, в них лучше не влюбляться. Ну, разве что до тех пор, пока на экране не появятся финальные титры.

    12 октября 2011 | 21:13

    Перед нами один и лучших фильмов Вуди Аллена за все его творчество, даже он сам считает его лучшим. И уж точно один из самых душевных его фильмов (даже характерного сарказма очень мало). Ну и заодно, один из моих любимых. Но в то же время он страшно недооцененный, в прокате провалился, получил не так уж много наград, да и особой популярности у зрителей тоже.

    Главным достоинством фильма оказался сценарий. Сюжет очень оригинальный, а основная задумка на грани гениальности, мечта любого киномана. Смотреть на все это дело довольно интересно, а поначалу и захватывающе, в недостатки бы отнес только вторую половину действия, когда сюжет начинает явно провисать. Как я и говорил ранее, удивляет практически полное отсутствие характерного для Аллена сарказма, все очень мило и душевно, хотя и немного грустно. Смысловая часть вызывает особый интерес, на первый взгляд, кажется, что фильм о сказках. Но разве кино это не сказка, да и вообще что это? Отражение реальности или же ее искажение, способ вдохновить человека на что-то хорошее либо пропагандистская машина капитализма? Но Аллен на этот раз отбрасывает лишний цинизм и предлагает сделать выбор самому зрителю, хотя для себя он уже, наверное, его давно сделал, впрочем, как и я. 

    Очень порадовала режиссура. Отлично воссоздана атмосфера тридцатых годов прошлого века, по-своему очень приятная. Да и вообще фильм вышел очень добрым и душевным, чувствуется большая любовь режиссера к своему детищу. Снято на высоком профессиональном уровне, местами даже красиво. Хорошо подобран саундтрек, хотя не сильно запоминается. Отлично сыграла Миа Фэрроу (одна из лучших ее ролей) вместе с Джеффом Дэниилсем (вот уж кого не ожидал тут увидеть!), жаль только что самого Аллена нет в актерском составе. В общем, все на высшем уровне.

    Вывод: очень трогательный и немного грустный фильм о любви к кино. Каким бы оно ни было. Всем советую!

    Оценка:

    10 из 10

    4 февраля 2011 | 12:07

    «Да, он смел как бог,
    я бы сам так не смог
    целый день ходить как в кино»

    (И. Кормильцев, гр. «Наутилус Помпилиус»)

    Фильм Вуди Аллена можно оценивать по-разному, но в любом случае ему не откажешь в смелости замысла, яркости фантазии. С одной стороны — это чистой воды фэнтези, киноэкранная фантазия (актёр, выходящий из экрана), в чем-то даже мелодраматичная, примитивная. Описывается время великой депрессии США, фантазии девушки, влюблённой в киногероя настолько, что она готова видеть его живьём, и он «исполняет» её желание. Но с другой… здесь имеет место своеобразная и глубоко ведущая рефлексия кинематографического видения, позволяющая интепретировать эту картину не только и не столько как мелодраму, фэнтези, но как своеобразное философское видение заэкранной жизни.

    Известно одно из определений кино: кино это «коллективное сновидение». Любая киноработа — это не отражение и даже не столько изображение реальности, сколько её конструирование, слепка: по воле режиссёра, актёров, сценаристов. Подобно тому как во сне человек видит не других людей, но их собственные проекции, по сути самого себя в разных ипостасях, подобно этому кино предстаёт как мир, слепленный по воле демиурга-режиссёра. В этом и плюсы, и минусы, и сам факт существования киноискусства как жанра.

    Следующий шаг — это уже проекция киноэкранной рефлекссии на реальную жизнь. Именно в обдумывании этого события, на мой взгляд, и состоит реальная ценность фильма. Из определения Ф. Ницше о том, что «жизнь — это сон», человек может начать строить свои реальные отношения с людьми по подобию кинематографа. Свойства последнего, как известно: заранее данный сюжет, возможность возвращения назад (пересмотра), комбинирования любимых кадров, заранее известная система реплик, реакций и т. д. В упрощённой форме эти особенности могут перекладываться и на психологические черты характера людей: когда человек (иногда маниакально) ждёт только желаемых реакций, патологически не переносит, когда жизнь протекает не по его «сценарию», превращает коммуникацию с людьми в набор шаблонных фраз. Кинематографичексое видение, перенесённое в реальную жизнь, означает отсутствие способности к удивлению (в кино всё заранее известно), аутизм как замкнутость в себе, принятие правил игры только своего собственного мира и т. д. 

    Фильм интересный, но не оставляет равнодушным, довольно оптимистичный по сути, в чём-то даже весёлый, бутафорский. Относится к лучшим образцам голливудской продукции. Но на любителя (т. е., на мой взгляд, его иронию, сарказм не может уловить массовый зритель). По сути дела эта картина — разновидность эстетики абсурда.

    2 ноября 2014 | 00:42

    Когда в зале отключают свет, чтобы подсветить изнутри экран, душа наполняется приятным ожиданием — «Сейчас нам покажут кино!». И на это короткое время мир по другую сторону дверей кинотеатра как будто растворяется, вежливо снимает помятую шляпу и отходит в тень. Подобное чувство открытия двери в другой мир вполне способно опьянить. Заполнить собой пустоты отчаяния, которые неизбежно откроются после финальных титров. Вот и для официантки Сесилии кино — наркотик, спасающий от надвигающихся, как стены в яме-ловушке, проблем. Раз за разом она идет в кинотеатр, чтобы снова взглянуть на похождения бравого Тома Бакстера в хитовой «Пурпурной розе Каира». В пятый поход Сесилии на «Розу…» персонаж неожиданно не выдерживает и, обуреваемый любопытством и той самой магией кино, сходит с пленки прямо в зал, оставляя коллег по фильму без двигателя сюжета. Вследствие этого, последние вынуждены скучать, заниматься ерундой и переругиваться с оставшимися зрителями. Чудо, воспринятое кем-то с ужасом, отсылающим автором к поезду Люмьеров, кем-то с восхищением, кем-то с раздражением от того, что их лишили законно оплаченного сеанса, множит круги на воде, и вот уже актер, исполнивший роль Бакстера, устремляется на поиски удравшего создания, прямо в радостно ждущий его любовный треугольник.

    Статные красавцы и красавицы разгуливают по голубому экрану, ослепляют своими улыбками как прожектором зрительские ряды. Герои благородны и насаждают справедливость. Конечно, кино того времени не заканчивалось на сказках для ищущих возможности отвлечься взрослых, но мрачные нуары и гангстерские саги не нашли своего отражения в «Пурпурной розе Каира». Главное в фильме Аллена — именно это тонкое улавливание удивительной роли классического Голливуда для американского зрителя времен Великой Депрессии, когда эти иллюзионы хотя бы на время отодвигали действительность, со всеми растущими как на дрожжах проблемами, отсутствием работы, страхом дня завтрашнего. Чуть ностальгический взгляд на времена, когда поход в кино почти что праздник, ведь до эры домашних просмотров еще ой как далеко. Кинематограф как изящный инструмент эскапизма, яркий экспресс с конечной станцией «Мечта». Оторванность Тома Бакстера от действительности особо подчеркивает сцена в борделе, где девицы легкого поведения восторженно, но скорее уж как музейный экспонат, разглядывают столь редкий пример принца, пусть и без белого коня. В романтическом конфликте актёра и его героя сталкиваются явь и иллюзия во плоти. Аллен уходит от сказочной сентиментальности и высказывает справедливый приговор. Грезы остаются на расстоянии сладковатых воспоминаний, предаются героиней и уходят, ну а материя манит пальцем, показывая дорогу к осязаемому счастью, но в последний момент захлопывает перед носом дверь.

    Форма не всегда поспевает за замечательной концепцией. Аллен умно вуалирует тему синефильства под оболочку мелодрамы, но если уж быть честным, то между наделенной почти детским взглядом с невысказанной просьбой «заберите же меня из реальности» Мией Фэрроу и немного юродивым киногероем Джеффа Дэниелса не чувствуешь особой «химии». Их встречу все еще воспринимаешь как забавную коллизию, а не как некое чистое чувство. С героем Дэниелса-актера легче, он по определению более живой, но нужен в первую очередь для Аллена лишь для того, чтобы показать, насколько кино лучше реальной жизни. Слегка выбивается из общего ритма линия с кинотеатральными боссами, раздраженно и порядком бессмысленно обговаривающими толпы бегущих с экранов Томов Бракстонов. Словно в некоей компании забавный, лирический рассказ вдруг прерывается анекдотом в жанре «Заходит в бар мужик, а за ним страус и мокрая кошка…». Но минусы не имеют значения, когда последние кадры все также приносят героине, получившей в реальности кованым сапогом по ребрам, утешение от волшебного театра движимых картинок. Вуди Аллен искренне любит кино и верит в его силу. Эта искренность подкупает, а в большем «Пурпурная роза» и не нуждается.

    Лень. Гарри Поттер. Хм. Для Вики:)

    17 ноября 2013 | 15:16

    «Пурпурная роза Каира» — вторая картина комедийного мастера Вуди Аллена, который я посмотрел. Первой была «Энн Холл». Если первой картине Вуди затрагивает вопросы, посвященные сексуальным взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, то в «Пурпурной розе» ход совсем иной. Не просто иной, а фантастический. Он смог не только отобразить в эпохе «Великой депрессии» 30-х «Золотую» эру Голливуда, нравы звезд и обывателей, но и нечто большее. Он сделал, так сказать, фильм в фильме. Сидит себе бедная девушка Сисилия в кинотеатре, смотрит уже в пятый раз «Пурпурную розу Каира», где главную роль играет ее любимый Том Бакстер, и вдруг… Он сходит с экрана в кинозал! Фантастика. И другие герои черно-белой ленты, удостоверившись в потере своего парня, начинают играть не по сценарию и разговаривать со зрителями в зале. Конечно, это не бред.

    Аллен, таким образом, стирает грани между эпохами, реальностью и фантазией, между знатным актером и бедной девушкой. Он ставит, вновь же, на первый план любовь между мужчиной и женщиной. На этот раз, не равных по положению, но равных по духу. Их отношения строятся не на эротических действиях, а на забавных диалогах и душевной близости. Однако реальность, есть реальность. И это главное условие творца Аллена в данной комедийной драме.

    28 ноября 2011 | 08:43

    Наверное, эту фразу процитируют десятки и сотни пользователей сайта при написании рецензии. И это неудивительно. Красивая, внеземная любовь, пусть и обреченная на провал — вот чем пропитана каждая секунда экранного времени фильма.

    Гениально подобраны герои. Милая и трогательная Сесиль, влекущая беспросветное существование, без шансов и без веры в счастливое будущее и вообще в будущее. И он — герой, мужчина-мечта (по крайней мере, для Сесиль). Ей так требовалось то, что мог дать он. Кажется, большое будущее. Жаль только, к реальной жизни Том не приспособлен совершенно.

    Может быть, не будь показанное время Великой Депрессией, у ребят получилась бы неплохая, счастливая семья. Наверное, даже идеальная. Но увы.

    Прекрасный подбор актёров вторит великолепному сценарию. Как говорит Тодоровский, кастинг — очень важное дело. И Джефф Дэниэлс в главной роли — это именно то, что нужно в данном случае. Том и Гил — они такие разные, но в то же время одно целое. И непросто выбрать среди этой пары одного довольно-таки непросто. Миа — великолепная актриса, просто рождённая для этой роли. Ей удалось изобразить именно такую Сесиль, которая проникнет в сердца зрителей и которую будет бесконечно любит Том.

    Как жаль, что из этой прекрасной пары ничего не вышло. Но…

    Жить мечтами — потрясающе, но реальная жизнь чуточку лучше.

    PS Интересно, если в третий раз сходить на Легенду N 17, может, кто-то из героев также сойдет с экрана в зрительный зал?..

    «Никогда — это слишком долго».

    PPS Слишком ванильная получилась рецензия. Тогда добавлю, что парниша, отбивающий чечетку вместо работы мэтром — это высший пилотаж!

    27 апреля 2013 | 22:59

    Не так давно Вуди Аллен получил свой 4 по счету Оскар. Хотя, на мой скромный вкус — их должно было бы быть гораздо больше.

    Вот один из тех фильмов, который обязан был получать заветную статуэтку, не ограничиваясь только номинацией. Хотя в тот год даже «Назад в будущее» пролетел мимо номинации, о чём уж говорить…

    Нельзя сказать, что задумка в высшей степени оригинальна — многие в детстве, наверное, считали, что актёры каждый раз играют заново. Но снять по такой фантазии совершенно волшебный фильм, с абсолютно доброй концепцией и тонким юмором! Такое мог сделать только Вуди Аллен.

    В этом ему очень помог своей игрой Джефф Дэниелс, мне лично известный больше по веселой роли в гениальной комедии «Тупой и еще тупее». Он удивительно тонко передает всю волшебную составляющую происходящих событий. С душой играет, это видно. Ну и Миа Ферроу ни в коем случае не переигрывает, она муза Вуди, она главная героиня многих его фильмов. И пара ведущих актеров получается очень милая и добрая. Как и весь фильм, проникнутый какой-то необычной, волшебной атмосферой.

    Честное слово, очень хочется, чтобы такой замечательный фантазёр успел сделать как можно волшебных вещей. Всем, кто считает, что с годами воображение притупляется — смотреть «Полночь в Париже», 2011 года. Там все еще хлеще.

    Великолепный Вуди Аллен, нечего добавить!

    15 июля 2012 | 00:37

    Жизнь ужасна. Убогая работа, лентяй муж, а депрессия не только в названии эпохи. Но в городе есть кинотеатр, а значит, сократить свое бессмысленное существование на каких-нибудь два часа можно легко и с улыбкой. В конце концов, хуже уже ничего не станет. А станет только лучше. Мерцающий экран перестанет быть границей между вымышленным и реальным мирам, и из светящегося ночными огнями Нью-Йорка на авансцену обветшалого зала сойдет красавчик Том Бакстер — искатель приключений, храбрец и вообще милашка. Он признается тебе в любви, а потом…

    «Пурпурная роза Каира» — очень злая шутка Вуди Аллена. Автор жестко глумится над устоями мелодраматических постановок, акцентируя внимание на до боли знакомых моментах, от поцелуя при затухающем свете до заводящегося от поворота руля автомобиля. Герой кинофильма попросту не способен существовать в реальном мире, и не только потому, что деньги наследством и по карманам, а телефон всегда белый, а потому, что сценаристы, будучи для него без малого Богами, пишут всего лишь историю. Оживить, научить и вырастить персонажа — все это не входит в их планы. Однако для все того же Аллена становится, наоборот, первостепенной задачей.

    Вуди не только предъявляет аналитическую характеристику поведения персонажа, основываясь на его действиях и словах, но заходит куда дальше, чем того требует рядовое кино. Он нарушает правила, стирает рамки и выбрасывает все ненужное, оставляя место для случайных диалогов, где каждая вторая фраза — неписаная истина. Художественная действительность режиссера ограничивается лишь стилем — емким, лаконичным и нарочито доступным. Но витрина за тем и витрина, что красива и якобы видно все. Внутри прикрас куда больше и они куда менее осязаемы.

    Молниеносно сменяются действующие лица, локации и одежды Джеффа Дэниелса. Потому как главное для режиссера — не найти первопричину, а рассмотреть со всех возможных сторон результаты вынужденных колебаний привычных устоев, отразившихся в жизнях голливудских звезд и типичных обывателей. Ненужный винтик, абсолютная формальность в «Пурпурной розе Каира» приобретают колоссальное значение и, если не выходят на первый план повествования, то крайне уместно дополняют общий вид. Вид, сконцентрированный на одной лишь главной героини, с которой связано в буквальном смысле все.

    «Роза» ведь на том и зиждется: в ней обличается истинная натура «рабочей пчелки», наивность и доверчивость которой позволяет как минимум двум мужчинам играть с ней в свои глупые игры. Страх, пресловутый страх потерять то, что есть — хлипкое, «картонное» жилище; уверенность в наличии завтрашней грошовой работы, прибыль от которой муж вмиг спустит на выпивку и измены — перевешивает отчаянное желание не только верить, но пытаться приблизить, ощутить светлое будущее. Отчасти именно поэтому неспособность трезво смотреть на мир результирует грубым фарсом, а, окончательно укоренившись в сознании Сесилии, убеждение лишь подтверждается фактами. Жизнь ужасна. Конец. Титры.

    3 мая 2012 | 08:08

    Сесилия — отчаянная киноманка годов Великой Депрессии, оказывается вовлеченной в пренеприятную заварушку. Том Бакстер, весь из себя такой положительный и крайне идеальный киногерой, сбегает с экрана прямиком в растерянные объятия нашей Сесилии — полной неудачницы, если называть вещи своими именами.

    Никак не романтичная работа официантки уплывает вместе с разбитыми Сесилией чашками, тарелками. Она готова терпеть обиды от мужа-оболтуса и смотреть сквозь пальцы на его измены. «Ты все равно вернешься», — кричит он ей в спину. Впрочем, до реальной жизни Сесилии нет никакого дела. Все, что ее волнует на сегодняшний вечер — это очередной показ «Пурпурной розы Каира». Трепетное ожидание киносеанса, а также бесконечные разговоры о карьере и личной жизни звезд кинематографа на фоне тусклой, бедной, апатичной жизни мелких сошек 30-х годов — все это кажется спасительным глотком, осознанным полетом в забытье, чтобы только не видеть правду — жестокую, немилосердную.

    Я бы назвала «Пурпурную розу…» маленьким шедевром. Ведь он действительно идет совсем недолго, что характерно для большинства работ Вуди Аллена, но в этом часе с небольшим хвостиком напичкано столько всего, что и не разобраться сразу. В первую очередь — это юмор. Ирония над обожествлением кинозвезд, которые в реальной жизни оказываются мелочными самозванцами, падкими до лести. Это ни в коей мере не высмеивание. Плавно, по-мастерски незаметно, и это следующее, — ирония сплетается с тонким психологизмом. Аллен, как истинный художник, несколькими штрихами создал настоящие образы, которые продолжают жить, отгородившись от картонных типажей. То, что кажется таким простым, если копнуть, если пойматься на крючок, — выливается кучей вопросов и размышлений.

    «Пурпурная роза Каира» — смотрится на одном дыхании. В этот фильм легко погрузиться. Он заставит вас смеяться, сопереживать. Но лично для меня «Пурпурная роза…» оказалась с щепоткой соли на сердце. Когда Сесилия, оправившись от сделанного ею выбора, сидит в кинотеатре и, зачарованная, наблюдает за воздушными па Фреда Астера и Джинджер Роджерс из «Цилиндра», внутри меня растекается тоскливое тепло. Ее лучезарные глаза, полные добра, любви и надежды, они вам никого не напомнили? Мне вот отчего-то вспомнилась одна женушка-муза одного великого итальянца. Хотя… все может быть.

    28 апреля 2010 | 22:53

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>