всё о любом фильме:

Избавление

Deliverance
год
страна
слоган«Deliverance from evil»
режиссерДжон Бурмен
сценарийДжеймс Дики, Джон Бурмен
продюсерДжон Бурмен, Чарльз Орм
операторВилмош Жигмонд
художникФред Хэрпман, Моррис Хоффман
монтажТом Пристли
жанр триллер, драма, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время109 мин. / 01:49
Номинации:
Четверо отправляются в путешествие в дикую и пустынную местность в Аппалачах. Они спускаются вниз по реке на двух лодках. В их намерения входит просто отдохнуть, развеяться и посмотреть живописные места…

Они не знали, что попадут в засаду к малограмотным местным горцам, головорезам и садистам. Злодеи «рады» туристам из города, им не терпится по-своему развлечься с вновь прибывшими. Для четверых путников наступает решительный момент…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
50 + 4 = 54
8.5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлер 02:52

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Четыре молодых бизнесмена решили устроить себе рискованное путешествие по горной реке на каноэ. Вырвавшись на дикую природу из городского скучного существования, они жаждут вкусить опасности, испытать самих себя, проверить свою мужественность и выживаемость в трудных условиях вдали от цивилизации (кстати, актёры выполняли все трюки сами, хотя из основных исполнителей только Нед Бетти, тогда дебютировавший в кино, имел какой-то навык обращения с каноэ). Но искатели приключений, которые вернулись как бы в первобытный мир, даже не догадываются о том, что их ожидает другая опасность. Столкнувшись с двумя дегенератами, издевающимися над ними, горожане вынуждены применить в ответ насилие и жестоко расправиться с подонками. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Просмотр этого фильма является прямой аналогией ему самому. Нас собралось трое друзей. Разумеется, можно говорить, что все не по канону, но не торопитесь метать дротики. Был еще попугай хозяина дома (он же — один из друзей), так что кворум с грехом пополам пройден. Или взять в расчет спящего отца того же друга? Впрочем, это неважно.

    Этот фильм, собственно, и не собирался быть просмотренным. Так получилось. Как оно было с Бобби, персонажем «Избавления»? Так получилось. Пара оригинальных частей «У холмов есть глаза» заставили вспомнить об этой ленте.

    Слишком у картины громкая репутация. Громкий же литературный бестселлер, великолепные актеры, номинации и награды. Правда, лично для меня имели значения два других фактора.

    Прежде всего, о фильме несколько раз упоминал Квентин Тарантино. Я взял на заметку, продолжая смотреть «Сверхъестественное» и Адриано Челентано. Потом супернатуралы были заброшены (какой там сейчас сезон идет?), а Челентано отсмотрен. «Что ж, пришло время немного пощекотать нервы», — подумалось как-то.

    Ведь второй фактор — этот пресловутый инцидент с Бобби. Шок зрителя того времени вполне уместен, хотя нельзя сказать, что было все столь необычно.

    Вот и решили мы посмотреть «Избавление».

    Прежде, чем будет сказано, какой фильм скучный, тягучий и (о Боже мой!) невыдающийся, стоит сделать уточнение. Можете сразу ставит минус, не читая дальше.

    1) Не была прочитана книга. Хотя, это простительно в принципе.

    2) Фильм смотрели поздно вечером и после двух старых хорроров Уэса Крейвена. Рассеянность внимания буквально зашкаливала.

    3) Просмотр настолько не имел успех, что долгие сцены спуска на каноэ просто проматывались. Да и другие сцены тоже. Истязание Бобби, разумеется, стало гвоздем программы, и ничего пропущено не было.

    Вот так вот.

    «Избавление» до начала просмотра ассоциировалось с «Южным гостеприимством» и «Убойными каникулами». Первая картина была случайно захвачена на телевидении. Вот это действительно крутое раскрытие темы реднеков!

    Создатели «Убойных каникул», несомненно, держали «Избавление» в голове. Поведение Чеда параллельно поведению героя Берта Рейнольдса. Ты живешь в городе, но ты, сука, должен уметь выживать. А деревещины не стоят и говна собаки городского жителя, которая нагадила на газон старого китайца. И почему этому китайцу еще позволяют здесь жить (извините, произошло частичное смещение в сторону Иствуда, хоть и с китайцами)?

    Так все виделось до просмотра. А потом мы запустили проигрыватель.

    На постере фильма «Дикая река» с Мэрил Стрип нарисованы река и лодка. Видимо, сюжет сильно связан с этими двумя символами. Но вряд ли я скоро посмотрю этот фильм. И все из-за «Избавления».

    Очень много экранного времени (как, собственно, и бюджета) было убито на спуск героев по реке. Они сели на каноэ и отправились навстречу своей первобытной сущности. Неважно, насколько городским был каждый из них. Неважно, угрожает ли им опасность. Они просто помчались навстречу судьбе. И каждый получил свое. Хоть и заслуги здесь не причем.

    Стоит отдать должное актерам, которые не вылезали из лодок, чтобы дать тренированным каскадерам порисковать жизнями. Эт да, эт они молодцы.

    Но ничего не происходит до того момента, пока Бобби не попадает впросак. Точнее, все происходит наоборот.

    А потом — опять ничего не происходит. Можно было бы говорить о том, что это психологический триллер. Но герои снова садятся в каноэ и плывут еще дольше, чем в начале ленты. Так что о саспенсе говорить нельзя, при таком-то экшене. Эмоушн? Ну, это есть, не поспоришь.

    В итоге, городские ребята снова выпутались из просака, оставшись немного сухими (не считая того, откуда произошло выпутывание). Жертвами стали те люди, которые становятся жертвами в офисе, на Уолл-стрит, а также в семейной обстановке. Хорошо быть тихоней. Их лучше не трогать, а то получишь.

    Берт Рейнольдс на постере похож на Джона Войта в фильме «Анаконда». Его персонаж брутальный во всех смыслах этого слова. Его жилет — это нечто. А двойной жилет — это просто изумительно! Такие громкие мужики также громко падают. Что, собственно, и произошло (грим на актера был наложен так хорошо, что я думал о преждевременной кончине персонажа).

    Джон Войт является отцом Анджелины Джоли. И сыграл он тоже хорошо. Первое предложение говорит о тихонях. Впрочем, персонаж не всегда является отражением актера.

    Режиссер Джон Бурмен имеет для меня значение по своим картинам «В упор» и «Экскалибур». Но закрепился он в кинематографе именно благодаря этому «Избавлению».

    Вот так и закончился этот просмотр. Кто кого (из)мотал — это еще вопрос. Часто ничего не ждешь от него (просмотра). Но иногда надежда есть. В этом случае это было. И все разбилось в щепки, как каноэ, упавшие с большой высоты в воду. К концу просмотра зрителя может ожидать та же безнадега, как и героев, увидевших водопад прямо по курсу.

    Но выжить еще можно. Так этот фильм выкарабкался и получил

    5 из 10

    P.S. После мы посмотрели «Зеленый ад» Элая Рота. Хотя друг (чьи были попугай и отец) уснул еще во время «Избавления». Мы этим не воспользовались, хоть и сельские жители.

    P.P.S. А книгу я прочитаю. Хотя бы ради этой рецухи.

    Suffered by Hannabar in 19/09/2016.

    19 сентября 2016 | 14:39

    В семидесятые в Голливуде было модно снимать кино о приключениях яппи в экстремальных ситуациях. Конфликт, в основном, заключался в противостоянии цивилизованных городских жителей и полудиких провинциалов. (Достаточно вспомнить «Соломенных псов» Пекинпы). Вообщем то, для американского яппи экстремальная ситуация — любая, в которой ему приходится соприкоснуться с настоящей жизнью вдали от всех прелестей прогресса, будь то путешествие на каноэ по дикой реке, как в данном фильме, или просто по городским трущобам, как у Мартина Скорсезе в «После работы». Добропорядочные зрители быстро проникались симпатией к незадачливым героям, ассоциируя их с собственной жизнью, и задавались вопросом, как бы они сами повели себя в подобной ситуации.

    «Избавление» Джона Бурмана — как раз яркий пример таких картин. Четверо преуспевающих мужчин решают сплавиться на каноэ по горной реке, пока она еще существует, ибо в скором времени эту местность вместе с близлежащим городком превратят в огромное озеро. Любят они, видите ли, активный отдых. А вот местные жители приезжих «отдыхающих» не любят точно. Вскоре им придется схлестнуться в смертельной схватке. На стороне героев фильма цивилизация, закон и, смешно сказать, даже принципы демократии. Ну а на стороне местных грубая животная сила. Единения с природой не получится. Да и какое там единение, если плавание по реке для них самое волнующее событие за всю жизнь. Пора героям познакомиться с понятием борьбы за выживание. Здесь и начинает ощущаться огромная разница между жителями большого города и здешнего поселка. Главные персонажи никак не готовы к подстерегающей их опасности, и им придется найти в себе хоть частицу природного мужества, тщательно забитого городским конформизмом, иначе они просто не смогут остаться в живых. После такого экзамена на выживание герои многое поймут о себе и своих товарищах. Ну а окружающие места скоро поглотит цивилизация, и это, наверно, будет правильно.

    Джон Войт в самом расцвете сил прекрасно воплощает в себе образ среднего американца с его представлениями о ценностях, морали и насилии. Очень жаль, что его не удостоили даже номинации на оскар. Есть еще сверкающий волосатым торсом Берт Рейнольдс — самый бывалый из четверых. Вроде бы он силен и всегда знает, что нужно делать. Но пережитые испытания заставят его усомниться в собственном превосходстве.

    Режиссер Бурман и иностранный оператор Жигмонд прекрасно справились со своей задачей. Фильм работает и как остросюжетный триллер, и как серьезное размышление о месте человека в мире и его борьбе со стихией, местами производя просто шокирующее впечатление. Отличное кино получилось.

    8 из 10

    26 марта 2008 | 14:56

    Четверо «городских» отправляются в путешествие, дабы побыть на природе, которой днем с огнем не сыщешь в душном городе, где машины, офисы и прочие проблемы и заботы. На этот раз выходные единения с природой заняты спуском на каноэ по реке, которая скоро перестанет существовать, так как на ее месте будет огромное водохранилище. Казалось бы, простая прогулка по реке на пару дней пройдет быстро и весело. Но в пути отдыхающих встанут препятствия куда сложней, чем бурные пороги реки и городским яппи придется начать борьбу за выживание.

    В конце 60-х — 70-х годах прошлого столетия в американском кино как раз и началась зарождаться эстетика показа насилия на экране. В данном случае в фильме показано не насилие ради насилия, а некое противостояние. Противостояние цивилизации и неконтролируемых «дикарских» процессов. Где-то правят принципы социального равенства, демократии, цивилизованного подхода к решению проблем, а где-то еще есть уголки, где все решается силой и дикими природными инстинктами. Поэтому в фильме ярко и показан процесс столкновения этих процессов. А насилие порождает еще большее насилие. О какой демократии и справедливости может быть речь, если на карту поставлена жизнь, вот тогда все скрытое и вырывается наружу.

    Стоит отметить, что структура фильма и сам сюжет имеет довольно таки банальную основу. Энное количество людей попали в экстремальную ситуацию, обычно это нападение кого-то, происходит борьба, где победитель будет один — или ты или тебя. В дальнейшем данный прием на вооружение был взят слэшерами-ужастиками, только с добавлением большего фантастического налета или более садистских приемов. И если бы не чрезмерная «перекормленность» данным продуктом, который с лихвой наснимали за более чем 30 лет со дня выхода фильма, то восприятие фильма было совсем бы другое.

    Но все же фильм даже и сейчас местами смотрится как напряженный триллер, а некоторые эпизоды держат в напряжении, что уж говорить о зрителях которые смотрели «Освобождение» (ужасный перевод названия, которому больше идет русское наименование — «Избавление») в год его выпуска. На тот момент в некотором роде новаторское зрелище, особенно если учесть сцену гомосексуального изнасилования (да да, в 70-е оказывается такое снимали, правда насколько я знаю в то время показывали более купированную версию фильма и лишь со временем вышла режиссерская версия), заработало неплохие деньги в прокате, а фильм стал классическим сумев получить 3 номинации на «Оскар» — за фильм, режиссуру и монтаж.

    6 из 10

    29 марта 2009 | 20:30

    Несмотря на то, что картина вышла на год позже чем «Соломенные псы» Сэма Пекинпы она имела больший успех как у публики, так и среди критиков. И это притом, что фильмы затрагивают одинаковую тему — исследование насилия в экстремальных ситуациях, когда из простого клерка или математика вдруг может вылезти зверь. Такую несправедливость можно объяснить разве что пристрастием американских зрителей к приключениям. В данном случае — катание на каноэ по быстрым горным рекам.

    И пусть по мрачности и жестокости, несомненно, выигрывают «Соломенные псы», то по уровню драйва и красоте картинки фильм почитаемого многими Джона Бурмена — талантливого ирландца, нашедшего успех в США, где впрочем, и снят «Избавление». Кому-то даже может показаться, что ту самую «тему зверя внутри» он раскрыл лучше, нежели американский коллега, снимавший свой фильм в Британии.

    Но действительно, нельзя не отметить мастерства, с которым снят фильм, глубокие идеи, которые лежат в основе. Этот триллер в большой степени даже философское кино, нежели фильм развлекательный. При этом любители красивых, драйвовых сцен найдут, что посмотреть в «Избавлении» — одной из лучших картин Джона Бурмена.

    9 из 10

    6 октября 2010 | 19:25

    Начало картины Джона Бурмана «Deliverance (Освобождение, или — Избавление)» обещает что-то на кшталт высокохудожественной версии «Техасской резни бензопилой», или «Поворота не туда», но, ни фильма ужасов, ни боевика по обычному сценарию «охота за человеком», который предполагается немного дальше по ходу ленты — нам и не собираются показывать.

    «Deliverance» — действительно имеет очень напряженные моменты, иногда — страшные, очень профессионально выдержаны эмоциональные сцены, проработаны характеры героев и второстепенных персонажей, красивые кадры природы.

    История же, по сути, о столкновении городского человека, природы и населения «одноэтажной Америки», где выигрывает, наверное, одна лишь природа. «Deliverance» чем-то напоминает очень сильный фильм Сэма Пекинпы «Соломенные псы» в который добавлено некоторое «особенное движение» в стиле «Агирре, Гнев божий» Вернера Херцога.

    Собственно, фильм очень сильный и смотрится с пребольшим интересом. Не зря его неоднократно называли в 1000х лучших фильмов («NEW YORK TIMES», «Guardian»), а «Times» и того больше: на 79м месте в 100е лучших лент!

    Мои 10 из 10

    12 января 2010 | 19:56

    Заходя сюда и целенаправленно оставляя здесь свои мысли о фильме, рецензию, отрицательную рецензию, я словно как и герои фильма, отправляюсь в опасное путешествие.

    Так в чем же причина, почему я это делаю, все просто, этот фильм не прошел мимо, он мне не понравился, но в тоже время он зацепил. История до нельзя растянута, герои не вызывают особого сопереживания. Возможно виной всему время, ведь тогда (1972 г.) и публика была другая и кино смотрелось острее, не знаю. Нет здесь того элемента, того напряжения, все смотрится умышленно натянутым, медленным, события толком не развиваются. Спуск по воде вдоль отрывистых скал, будет столь долгим, как и сама жизнь. Приключения, нет, забудьте, причиной из-за которой остается хоть какой-то интерес — концовка. В ней есть что-то, да, пугающее, последний кадр киноленты удался.

    Весь фильм можно не боясь промотать вперед, главное увидеть пару эпизодов, и все, остальное уже будет неважным. В чем была идея режиссера, не знаю, как такового напряжения нет, виной всему его чрезмерное увлечение спуском по воде на лодках.

    Концовка, лучшее в фильме, она словно избавление, от самого фильма. Ну а если серьезно, финал довольно интересен, однозначно лучше завязки и середины киноленты.

    Вот так и пропадешь на дне быстрой реки, и концы в воду, но тот кто помнит, навряд ли сможет спать спокойно.

    19 сентября 2016 | 20:52

    На рубеже 60-70ых в кинематографе Голливуда активно начала набирать обороты тема исследования природы насилия, свойства человека убивать не только не ради выживания, но и вообще без особой мотивации, проявления самых низменных, свойственных одному лишь человеку инстинктов. Вот и картина Джона Бурмэна «Избавление», вышедшая годом позже «Соломенных псов» Пэкинпы, которые, казалось бы, сказали на эту тему всё, что только можно было, смогла вложить свои пять рублей в копилку этого направления.

    Центральный герой фильма — успешный городской житель Эд (Джон Войт) выбирается из своей цивилизованной зоны комфорта чтобы вместе с тремя друзьями отправиться в путешествие по диким и опасным рекам матушки природы, ощутить себя человеком полноценным и свободным от бремени городских дел. Довольно скоро увлекательное приключение оборачивается трагедией, ломающей мировоззрение Эда и кардинально меняющее его самоощущение.

    Вслед за уже упомянутым Пэкинпой и Хоппером в «Беспечном ездоке», Бурмэн сталкивает лбами городских пижонов и озлобленных рэднеков, не принимающих столь отличимых от них самих, на первый взгляд, мягкотелых горожан, всего лишь играющих с природой, но не живущих по её правилам каждый день, как это делают жители деревень. Вот парочка совсем деградировавших деревенских охотников и решает преподать «чужакам» урок, путём надругательств как физических, так и моральных. И вот уже герою Войта предстоит вступить в борьбу за выживание и уподобится тем самым «охотникам», так легко способным убить человека. И тогда он обращается к своим первобытным инстинктам, крадётся и выслеживает, словно зверь бесшумно карабкается не по удобным лестницам городского дома, но по отвесным скалам суровой природы, которая не прощает ошибок, а секундное замешательство в моральных сомнениях и есть самая непростительная ошибка в «выживании». Убей или будешь убит. И Эд так и делает. Но это ни в коем случае не путь к деградации. Напротив, как и у Пэкинпы, герой перерождается в истинного человека, по-настоящему свободного, ибо он познал себя на самых глубоких уровнях, извлёк скрытые инстинкты дикаря чтобы овладеть ими, хладнокровно взять ситуацию под свой контроль и доказать своё право на жизнь. Убийство не ради убийства, а ради выживания, и тот, кто знает цену жизни, тот будет сильнее. Бурмэн воспевает цивилизованного человека, живущего в согласии со своим «внутреннем дикарём», только такой человек полноценен.

    Что касается технического исполнения, то вряд ли фильм станет откровением для современного зрителя. прочем сцены сплава по реке или противостояния рэднекам сняты довольно увлекательно и напряжённо, да и актёрская игра, помимо уже упомянутого Войта, держит у экрана, особенно хочется отметить Нэда Битти, которого я привык видеть в комедийных ролях, здесь же актёр прекрасно справился с ролью жертвы крайне жестокого насилия.

    В общем фильм придётся по вкусу как любителям триллеров и напряжённых приключенческих фильмов, так и путешествий в тёмные уголки человеческих душ и сознаний.

    8 из 10

    24 июля 2014 | 18:02

    Лето, речка, байдарки, компания друзей… Что еще нужно, чтобы весело и с пользой провести долгожданные выходные? В данном случае были все составляющие для приятного времяпровождения. Не было одного — светлого лика фортуны. Видно, кто-то из задорной четверки приятелей-бизнесменов, отправившихся тогда за город, здорово нагрешил в прошлой жизни. Или все четверо стали жертвами сглаза… Версий может быть великое множество, однако факты — вещь упрямая: это приключение, так хорошо начавшись, закончилось трагедией.

    Превратив свое низкопробное произведение в захватывающий сценарий, Джеймс Дики совершил нечто вроде подвига. Надо было обладать поистине собачьим чутьем, чтобы просеять всю свою литературную шелуху и получить ядреные зерна напряженнейшего сюжета. Кстати, если кто не в курсе, шериф округа Эйнтри в конце фильма — это и есть наш герой собственной персоной.

    За всю свою карьеру в качестве кинорежиссера Джон Бурман, чего там греха таить, снял мало достойных картин. Но его заслуги в качестве продюсера этой ленты переоценить невозможно. Имеется в виду не то, во что он вложил свои кровно заработанные, создавая визуальный ряд картины, а то, как умело он распорядился своим творением, вынеся на суд зрителя окончательный вариант фильма.

    Об актерах можно говорить долго и только хорошее. Великолепный актер старого поколения Берт Рейнольдс создал просто монолитный образ Льюиса Медлока — прирожденного лидера, каждое слово которого воспринимается как непреложная истина. Придумать сплав на байдарках вместо банальной игры в гольф, мог только такой человек. Он же организовал все для его блестящего воплощения, от которого были в восторге товарищи. Дебютная роль Неда Битти как нельзя кстати украсила картину. Ему довелось сыграть главную жертву негодяев, на долю которой выпал наибольший позор. Еще меньше повезло Ронни Коксу в роли Дрю. Зрителю Кокс запоминается прежде всего по знаменитой «Дуэли банджо», где он и местный мальчишка-олигофрен устраивают впечатляющий турнир, пытаясь перещеголять друг друга в мастерском владении музыкальными инструментами. Наконец, «Полуночный ковбой» Джон Войт сыграл роль ближайшего соратника Льюиса, который достойно переносит все трудности несчастливой поездки, но везде действует с оглядкой на друга.

    Романтический дух натянутого, как гитарная струна, сюжета, тщательно прорисованные и колоритно сыгранные персонажи, живописные съемки красавицы-природы, оригинальное музыкальное сопровождение в исполнении банджо — все это привлекает внимание к фильму и заставляет им восхищаться.

    Усилия постановщиков не пропали даром — в 1972 году Американская киноакадемия отметила картину двумя номинациями на премию «Оскар» в главных категориях «лучшая режиссерская» и «лучшая продюсерская работы», тем самым поставив ее в один ряд с такими «жемчужинами» мирового кинематографа, как «Крестный отец» и «Кабаре».

    После «Избавления» минуло много лет, многие сотни фильмов были пересмотрены мной за эти годы, но именно эта нестареющая лента до сих пор стоит в ряду моих любимейших.

    31 января 2010 | 02:53

    Четыре бизнесмена из Атланты решили провести очередной уик-энд не за кружкой пива в баре, не сидя с семьей у телевизора и не на площадке для игры в гольф. Они решили оторваться от надоевшей своими благами цивилизации и ощутить свою истинную сущность на лоне дикой природы. Заядлый рыбак и охотник, любитель активного отдыха Льюис (Берт Рейнольдс), призывает своих товарищей прокатиться на каноэ по бурной речке, намекая, что это их последний шанс сделать это здесь и сейчас — очень скоро весь район будет затоплен и на этом месте будет образовано искусственное водохранилище.

    По сути, только неформальный лидер этой группы Льюис искренне наслаждается окружающей действительностью, остальные «участники регаты» выбрали этот способ провести выходные просто потому, что привычные развлечения им уже наскучили. Задумчивый, глубоко цивилизованный, привыкший всесторонне анализировать ситуацию Эд (Джон Войт); безвольный и инфантильный страховщик Бобби (Нед Битти); возвышенный и творческий Дрю (Ронни Кокс) — типичная компания «городских пижонов», решивших отдохнуть на природе и получить свою порцию адреналина и экстремальных ощущений. И будьте уверены, они получат ее сполна…

    Первый день приключений прошел по плану — путешествие вниз по реке, несколько крутых порогов, брызги, смех, восторженные лица, тихий вечер под луной, палатки на берегу реки, свежепойманная рыбка, вино, пение Дрю под гитару и назойливые комары. На второй день Бобби, недовольный постоянным подколками над своей тучной фигурой со стороны Льюиса, пересел в каноэ Эда. Немного опередив своих товарищей, они пристали к берегу, чтобы размять ноги и опорожнить вчерашние излишества.

    На любой дороге есть повороты, на которые лучше не сворачивать и остановки, на которых лучше не задерживаться. Откуда могли догадываться Эд и Бобби, что простое желание «отлить в кусты» приведет их в руки двух местных подонков-извращенцев? Угрожая охотничьим ружьем, они привязали Эда к дереву, надругались над Бобби и собирались сделать тоже самое со второй жертвой, если бы не меткая стрела Льюиса, насквозь пронзившая сердце одного из выродков.

    Тихая прогулка по местным достопримечательностям с этого момента превратилась в тотальный кошмар, который обычно не предлагают в качестве дополнительной опции в турагентствах. Убийство человека, пускай и подонка, пускай и в целях самообороны, сделало невозможным продолжение похода в прежнем ключе — теперь над всеми участниками похода нависла не только угроза быть схваченными на месте преступления, но и возможность мести со стороны второго мерзавца, который успел сбежать.

    Не говоря уже о том, что произошедшее событие перевернуло представления «туристов» о добре и зле и раскололо группу на две конфликтующие стороны. Как поступить? По закону, т. е. передать тело в руки местных властей в лице шерифа и надеяться что местный суд присяжных, состоящий, возможно из родственников этих извращенцев, оправдает четырех чужаков, забредших в лес и убивших человека? Или пойти на сделку с совестью — закопать тело, скрыть улики и постараться забыть обо всем? Ситуация осложняется тем, что где-то рядом бродит еще один вооруженный негодяй, и помимо моральной стороны дела, городским парням предстоит решить еще один насущный вопрос — вопрос выживания…

    Без сомнения, это один из лучших, если не самый лучший фильм английского режиссера Джона Бурмена, известного отечественному зрителю по фильмам «Экскалибур», «Изумрудный лес», «Надежда и слава» и «Портной из Панамы». Нет, картина не была осыпана наградами, фактически не получив ничего, кроме нескольких номинаций на Золотой глобус и Оскара. Да и сам Бурмен, несмотря на достаточно серьезный послужной список, никогда не был обласкан критиками и премиями. Режиссера дважды (в 1970 — за фильм «Лео последний» и в 1998 — за «Генерала») признавали лучшим на кинофестивале в Каннах, и ни разу — на родине в Великобритании или в Голливуде.

    Плюс ко всему Бурмен никогда не был коммерческим постановщиком, что всегда делало его проекты малоинтересными для продюсеров и крупных студий, но привлекательными для актеров и сценаристов, которые могли быть уверены, что их игра и нестандартные сценарные ходы не потеряются на фоне спецэффектов и комбинированных съемок.

    Собственно, с «Избавлением» так и получилось — несмотря на достаточно напряженный сюжет, за который стоит поблагодарить писателя и автора сценария Джеймса Дики (сыгравшего, кстати, в фильме роль шерифа Булларда), бОльшая часть драматизма и пугающе-реальной атмосферы фильма создается именно за счет великолепной актерской игры всех четырех основных персонажей.

    Уже популярные исполнители Берт Рейнольдс и Джон Войт, успевшие засветиться в Голливуде, естественно тянули одеяло на себя, но и Ронни Кокс (будущий исполнитель ролей главных злодеев в картинах «Робот-полицейский» и «Вспомнить всё»), для которого это был всего лишь третий фильм, и дебютировавший в этой картине театральный актер Нед Битти, ничуть не уступили своим более именитым коллегам по цеху. Интересно, что, например, Битти, сыграв самого физически слабого и неумелого персонажа, был единственным из всех, кто имел навыки управления каноэ.

    В итоге у Бурмена получилась отличная смесь из психологической драмы и напряженного триллера, причем фактически вся картина распадается на две части — первая — повествовательная, неторопливая, в стиле пейзажных зарисовок и вторая — стремительная и неожиданная, как сама река, по которой путешествуют главные герои.

    Только досмотрев фильм до середины, понимаешь, что название ленты несет в себе скрытый подтекст, некий двойной смысл. С одной стороны, всё это путешествие планировалось как способ убежать от проблем, очистить голову от ежедневной рутины, успокоить нервы. С другой стороны неожиданный поворот событий и череда трагических происшествий ставят перед обычными людьми, не имеющих навыков в сокрытии улик и закапывании трупов, буквальную задачу — избавление от тела.

    Наверное, одна из самых страшных и тяжелых сцен в фильме — это момент, когда все четверо руками копают могилу. Есть и еще одно «избавление» — то, о котором участникам этой прогулки теперь придется только мечтать. Потому что убежать и скрыться можно от всех и от всего, но не от самих себя. И просыпаясь в холодном поту от очередного ночного кошмара, Эд еще долго будет жаждать избавления, в первую очередь, от своих воспоминаний.

    P.S. Большинство сцен были сняты на реке Чаттуга, разделяющей штаты Южная Каролина и Джорджия. Через год после выпуска картины Бурмена на экраны, в местах съемок, в попытке повторить маршрут героев фильма, на этой реке утонул 31 человек.

    8 из 10

    9 февраля 2014 | 16:17

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>