О, где же ты, брат?

O Brother, Where Art Thou?
год
страна
слоган«They have a plan, but not a clue»
режиссерДжоэл Коэн, Итан Коэн
сценарийГомер, Итан Коэн, Джоэл Коэн
продюсерИтан Коэн, Тим Беван, Джон Камерон, ...
операторРоджер Дикинс
композиторТи-Боун Бёрнетт
художникДеннис Гасснер, Ричард Л. Джонсон, Мэри Зофрис, ...
монтажИтан Коэн, Джоэл Коэн, Тришиа Кук
жанр комедия, криминал, приключения, музыка, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  8.44 млн,    Франция  1.5 млн,    Испания  771.9 тыс., ...
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время103 мин. / 01:43
Номинации (1):
У мошенника Эверетта МакГилла на воле срочное дело, но как убежать из тюрьмы, если ты скован одной цепью с двумя заключенными? МакГилл рассказывает своим сокамерникам историю о припрятанном миллионе долларов и о том, что скоро все это богатство окажется под водой.

Он обещает разделить награбленное на троих, и его тюремные братья соглашаются отправиться на спасение денежек. Но о том, ради чего на самом деле затеяна вся эта одиссея, знает только Эверетт.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
77%
115 + 34 = 149
7.1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Название взято из картины Престона Стерджеса «Странствия Салливана» (1941), персонаж которой хочет снять фильм «О, где же ты брат?»
    • Джордж Клуни согласился на роль, не читая сценарий.
    • Весь фильм был обработан цифровым способом на компьютере. Этот процесс занял несколько недель. В Голливуде такая технология была применена впервые.
    • Организация, защищающая права животных, по ошибке приняла корову, созданную компьютерным способом, за живую и потребовала доказать обратное, чтобы создатели фильма получили разрешение поставить в титрах традиционную в таких случаях фразу: «Ни одно животное на съемках не пострадало». Ознакомившись же с технологией создания компьютерной коровы, ассоциация охраны животных добавила еще одну (тогда очень редкую) фразу: «Сцены, в которых животным наносится вред, представляют собой имитацию».
    • Джордж Клуни практиковался в вокальном мастерстве несколько недель, однако в итоге в фильме за него спел другой.
    • Сцена, в которой Улисс, Пит и Делмар оказываются на сборище Ку-клукс-клановцев, имитирует похожий эпизод из фильма «Волшебник страны Оз», где Страшила, Дровосек и Лев проникают в замок злой колдуньи.
    • Прототипом Томми Джонсона стал знаменитый блюзовый гитарист Роберт Лерой Джонсон, который, согласно народной легенде, продал душу дьяволу, чтобы обрести талант. Его современник и однофамилец сочинил на основе этой легенды песню.
    • Джордж Нельсон, которого играет Майкл Бадалукко, ненавидит коров настолько, что отстреливает их из ружья. В фильме «Мэк» (1992), в котором также снимался Бадалукко, его герой обожает коров.
    • Саундтрек фильма пользовался большим успехом. К началу 2001 года было продано 5 миллионов альбомов с записью саундтрека. Несколько раз он лидировал в чартах Billboard. На его основе был снят документальный фильм, прошли два концертных турне, были выпущены три альбома-продолжения. Кроме того, этот саундтрек был удостоен двух премий за достижения в области кантри-музыки (за лучший альбом и лучший сингл), а также пяти «Грэмми» (в том числе за лучший саундтрек года).
    • Коэны лично приехали в Финикс, где в это время снимался фильм «Три короля», чтобы предложить роль Клуни.
    • Музыка в фильме изначально задумывалась как полноценный элемент действия, а не как фоновое его сопровождение. Именно поэтому было принято необычное решение записать саундтрек до начала съёмок фильма, а музыкант Ти-Боун Бёрнетт был приглашён в проект для подборки музыки ещё даже до того, как был закончен сценарий.
    • «О, где же ты, брат?» был снят за три летних месяца 1999 года (с 7 июня по 23 августа), так как Коэнам и оператору Роджеру Дикинсу требовался определённый цвет травы и листвы. Натурные сцены были сняты в Миссисипи, там же, где происходит действие фильма. Съёмки проходили в таких местах, как Кантон, Джексон, Вэлли-Парк, Виксберг и Язу-сити.
    • Так как герои фильма — южане, нужно было передать специфический акцент, характерный для жителей южных штатов. Джордж Клуни, сам родом из Лексингтона, штат Кентукки, послал сценарий своему дяде Джеку, фермеру из того же штата, для того, чтоб тот начитал реплики Эверетта на магнитофон. Получившуюся запись актёр использовал в работе над фильмом.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Многие актеры, занятые в этой картине, снимались в похожих эпизодах в других фильмах братьев Коэн: Джон Туртурро также просил пощады в лесу («Перекресток Миллера», 1990); Джон Гудман играл такого же мерзкого коммерсанта («Бартон Финк», 1991); Чарльз Дёрнинг так же читал лекции своим подчиненным («Подручный Хадсакера», 1994), Майкл Бадалукко уже представал в образе грабителя банков («Перекресток Миллера»), а Холли Хантер, выступившая в роли матери семерых детей, играла бесплодную в «Воспитание Аризоны» (1987).
    • Действие картины происходит во время подготовки к выборам губернатора штата Миссисипи, которая сопровождается агитацией со стороны двух главных кандидатов. Менелаус «Папа» О’Дэниел, действующий губернатор, который баллотируется на второй срок, имеет вполне реальный прототип в истории американского юга. Это Уилберт Ли «Папа» О’Дэниел, губернатор Техаса в 1939-1941 и впоследствии сенатор от этого же штата. Этот политик был известен тем, что вёл передачу на радио и нанял музыкальную группу, которая выступала в его поддержку (как и Менелаус О’Дэниел в фильме). Однако реальный О’Дэниел, в отличие от вымышленного О’Дэниела из фильма, в своей предвыборной агитации обещал проведение реформ (в фильме такие обещания даёт его оппонент Гомер Стоукс). Главной песней избирательной кампании Уилберта Ли О’Дэниела была «Please pass the biscuits, Pappy», Менелаус О’Дэниел в «О, где же ты, брат?» использует в качестве таковой «You Are My Sunshine», которая в действительности ассоциируется с написавшим её губернатором Луизианы и музыкантом Джимми Дэвисом.
    • Гангстер по имени Джордж Нельсон в действительности существовал. В «О, где же ты, брат?» троице главных героев встречается полубезумный грабитель банков, известный под таким именем. Реальный Нельсон (его настоящее имя — Лестер Джозеф Джиллис) действительно был прозван «Малышом» за небольшой рост и детские черты лица и отличался буйным темпераментом. К 1937 году, когда происходит действие фильма, он был уже три года как мёртв.
    • еще 13 фактов
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей
    сортировать:
    по рейтингу
    по дате
    по имени пользователя

    Этот фильм заявлен в качестве вольной интерпретации «Одиссеи» Гомера. Но зная любовь братьев Коэнов к мистификации и обману, следует разобраться: при чем тут Гомер и есть ли он здесь вообще?

    На первый взгляд кажется, что к переложению античной поэмы братья подошли совершенно формально, не задумываясь особо над аллюзиями и сюжетными перекличками. Оставили имя главного героя (Улисс), сирен превратили в поющих женщин, а циклопа — в одноглазого торговца библиями. Добавили к этому сюжет с возвращением к жене, ну и слепого старика в придачу. Вот, вроде бы, и всё. Гомеровские мотивы исчерпаны.

    Но у братьев Коэнов всё так просто никогда не бывает. Вот и здесь — параллели с Гомером куда как глубже.

    Нет, братья не стали копировать Гомера, но пошли по его стопам, попытались повторить его путь. А именно — из множества отдельных мифов создать одну большую поэму, и в этой поэме воспеть свою страну, которой на самом деле, возможно, никогда и не было. Коэны уподобляют Америку 1930-х годов Древней Греции — показывая, что в ней так же, как и в античности, были свои мифы, в которые мы до сих пор с удовольствием верим.

    Здесь есть свои мифологические сюжеты и свои мифологические герои. Сюжеты: побег с каторги в цепях, скитания по бескрайним американским просторам и пустынным американским дорогам, обретение помилования благодаря собственному таланту и смекалке, а также чудесное спасение с помощью рукотворной стихии в самый драматический момент. Ну а сами мифологические персонажи тоже всем знакомы: лихие гангстеры, бродячие блюзмены, толстопузые губернаторы, суровые шерифы, жестокие ку-клукс-клановцы, и так далее.

    Эти сюжеты и эти герои не раз встречались нам и в книгах, и в кино. Они стали частью американской мифологии.

    И вот братья Коэны собрали эти мифы, сплели в единый сюжет и создали свою кинопоэму. Они сделали её красивой, увлекательной, смешной и трогательной. Ведь именно такими и должны быть настоящие легенды.

    Для реализации этой задачи братья использовали все возможные средства, причем использовали их максимально эффективно. Этими средствами стали операторская работа, постановка, актерская игра и музыка.

    О музыке нужно сказать особо. В этом фильме она важна так же, как и сюжет, как и главные герои. Потому что ту самую мифическую Америку 1930-х годов без музыки представить невозможно. Без блюза, без кантри, без джаза, без госпела. Это тоже часть мифа — возможно, лучшая его часть.

    И вот этот миф, созданный братьями Коэнами, перед нами. Во времена Гомера миф передавался из уст в уста, а теперь он запечатлен на кинопленке. Справились ли братья со своей задачей? Каким получился их миф? Пусть каждый ответит для себя сам. Но по-моему, у них всё получилось, и получилось просто прекрасно.

    10 из 10

    25 сентября 2009 | 23:28

    Не знаю, как бы отнёсся сам Гомер к такой трактовке своего произведения, но по-моему получилось очень даже ничего. Я бы даже сказал, это самое удачное, что снято по мотивам «Одиссеи», возможно на самом деле всё так и было, просто перевели с древнегреческого неправильно!

    Фильмы братьев Коэнов довольно легко узнать по их абсолютно отвязной манере и нестандартному мышлению, идущему поперёк всякой логики. При этом в их работах всегда соблюдается дистанция перед гранью, за которой начинается абсурд, поэтому, наверное, каждый фильм ждёшь с нетерпением — с одной стороны примерно представляешь что тебя ждёт, с другой — нетерпеливо ожидаешь куда выведет кривая удалых братьев на этот раз. И каждый раз видишь что-то новое, неожиданное, при этом уже хорошо знакомое.

    Данный фильм — не исключение — знакомые актёры, знакомый пистолет-пулемёт, знакомый уже американский юг с флагом конфедерации… Однако с тем же реквизитом, декорациями и актёрами Коэны разыгрывают абсолютно новый спектакль и не разочаровывают. Редкий режиссёр способен выдавать шедевр за шедевром, делая это как бы походя, не напрягаясь, заставляя зрителя то удивлённо раскрывать рот, то впадать в ступор, то смеяться до коликов. Да хороший фильм, что тут ещё скажешь!

    10 из 10

    24 апреля 2008 | 15:27

    Очень красивое, яркое и позитивное кино. После просмотра остается приятное ощущение и заряд хорошего настроения. Может этому способствует замечательная игра Клуни, может своеобразная гениальность братьев Коэнов, а может оригинальный и захватывающий сценарий. Но точно могу сказать, что этот фильм стоит посмотреть и в очередной раз убедиться, что в жизни возможно всё, главное этого очень-очень хотеть, мне кажется именно это главная идея фильма.

    Советую всем, кто тоскует по волшебству и романтике в нашем рациональном обществе.

    10 из 10

    15 января 2008 | 19:21

    «We…thought…you…was..­.a…toad!!!»

    «Весёлый, непритязательный, приводящий в ярость, оригинальный, литературный и безумный» — так коротко и ёмко ведущий критик Newsday Джон Андерсон охарактеризовал эту блистательную комедию братьев Коэнов.

    Что такое Соединенные Штаты Америки, это, конечно, не только Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Филадельфия и прочие крупные мегаполисы, в которых делается весь финансовый бизнес. Это, прежде всего, юг страны, Диксиленд, земля фермеров, простых американцев. «Rednecks» — так их прозвали «горожане» за своеобразный трудовой загар. Но Юг — это еще и родина блюграсса, госпела и кантри-свинга. Для штатов входивших когда-то в Конфедерацию, конец 30-х годов — это особая эпоха, отразившаяся на всей жизни рабочего класса. Великая депрессия, огромнейшая по своим масштабам безработица, голод и нищета в то время всё большую популярность приобретают бандиты с большой дороги, грабители банков, такие как Бонни и Клайд, мечтающие о лёгкой наживе. О них слагают легенды, они становятся героями и любимцами в народе.

    «О, где же ты, брат?» пожалуй, один из самых светлых фильмов братьев Коэнов. Это одна из тех комедий, которую можно и хочется пересматривать по много-много, классический образец хорошего американского юмора. Комедия положений с элементами сатиры. Местами действие фильма доходит до грани фарса, сам сюжет явился адаптацией Гомеровской «Одиссеи», что само собой не может не заинтриговать. Вкупе с замечательным актёрским трио — Клуни, Туртурро и Нельсоном, отжигающими на протяжении всего фильма и исполнившими блистательный блюграсс-хит «Man of Constant Sorrow», фильм, однозначно, попадает в список лучших американски комедий.

    Вот ради чего стоит посмотреть этот фильм и желательно на английском языке, чтобы проникнутся той культурой, тот атмосферой, которую нам передают Джоэл и Итэн. Один только южноамериканский акцент наших героев чего стоит, ну и конечно, насладится прекрасным саундтреком. Картина стала первым полностью оцифрованным на компьютере фильмом. Режиссеры решили придать всему фильму оттенок сепии, чтобы он казался, словно ожившие фотографии той эпохи. Можно считать братьев Коэнов аполитичными режиссерами. Но тем не менее около политичные темы (аморальная деятельность Ку-Клукс-Клана, продажные алчные политики и жадные до наживы полицейские) ради художественного драматизма проходит через всю сюжетную линию.

    «I don`t want «FOP» god dam-it! I`m a «Dapper Dan» man.»

    3 августа 2011 | 00:37

    Очень добрый и классный фильм. Фильм берущий своей атмосферой, духом приключений и ароматом старой Америки 30-х. Олд скул, так сказать, всегда его любил. Клуни тут очень мил и гармоничен в образе циничного красавчика-авантюриста-неудачника. Его напарнички тоже под стать: лопухи еще те! А сколько всяких диких проблем сваливаются на ихние несчастные головы по ходу развития сюжета. И главное — очень тонко обыграна Одиссея Гомера, только подумав можно обнаружить все эти метафоры Коенов.

    Кино хорошее, а в наши времена кризисов и болезней что может лучше согреть душу, чем старый добрый фильм о старых добрых временах.

    10 из 10

    7 ноября 2009 | 17:04

    Итана и Джоэла Коэнов можно во многом упрекнуть — и в первую очередь в крайней своеобразности — как идей, так и их подачи. Однако отрицать оригинальность каждой задумки, воплощенной ими, было бы, по меньшей мере, глупо и необоснованно. Вот и снятая в 2000 году картина «О, где же ты, брат?» была заявлена как вольный пересказ гомеровской «Одиссеи» в условиях американского Среднего Запада, столь любимого Коэнами. Еще более удачным смотрится на этом фоне выбор времени действия — Великая депрессия. Когда как не в эпоху всепожирающего кризиса случиться подобной одиссее?

    И что самое удивительное, с поэмой Гомера у Коэнов на удивление много общего. В конце концов, часть героев и ситуаций непосредственно кочуют в картину из небезызвестного произведения. Конечно, ждать напыщенного гекзаметра от Джорджа Клуни не стоит, да этого и вовсе не хочется. И в то же время на «Оскаре» картина была представлена в номинации именно на лучший адаптированный сценарий, что, впрочем, не исключает самобытности произведения Коэнов. Хотя уместно ли говорить о фильме братьев, как о произведении? По сути, перед нами — самая настоящая комедия; вот только комедия эта до того остроумна и до того заполнена «подводными камнями», что невольно удивляешься, как все это использует за основу простую, в общем-то, «Одиссею».

    Излюбленная Коэнами тема высших сил и их замыслов (а ведь именно она и появлялась периодически в той самой поэме Гомере) здесь выводится на первый план, как и в более позднем «Серьезном человеке». Развивая одну лишь эту идею, Коэнам удалось наделить фильм столь важной (и столь же редкой) цельностью. Здесь, к счастью, нет запутанного клубка из глубинного смысла и его производных, чего не скажешь о том же «Серьезном человеке», к примеру. Простая мысль и преподносится предельно просто, понятно и изящно. Становится ли она от этого хуже? Ничуть.

    И несмотря ни на что — комедия, комедия и еще раз комедия. До неприличия остроумная, оптимистичная и продуманная. Коэны не пытаются вызвать смех ни всепобеждающей пошлостью, ни идиотским выражением лица героя (в связи с чем пламенный привет Джиму Кэрри). Как и всегда, они лаконичны и жутко наблюдательны, что, впрочем, у кого-то и вызовет раздражение (достаточно вспомнить полярную реакцию на «После прочтения сжечь»). И пусть здесь порой доходит до наивности, пусть, но кто же будет критиковать Коэнов за нее?

    Как и всегда, братья выдали отличную сатиру. Добавив в свою картину элементы роуд-муви ("Одиссея», как-никак) и мюзикла, они лишь усилили эффект, оказавшийся на удивление впечатляющим. Это позднее безобидных заключенных сменили шантажеры из тренажерного зала и озлобленные агенты ЦРУ. А тогда, в далекие 30-е, даже гангстеры куда больше ненавидели коров, нежели полицейских.

    Вердикт: Удачная комедия от братьев Коэнов — непременно остроумная и в меру загадочная. Подкрепляется приятной игрой Джорджа Клуни и развеселой атмосферой Великой депрессии.

    10 из 10

    28 сентября 2010 | 20:24

    Прекрасная во многих отношениях комедия братьев Коэнов. С напластованием сюжетных линий, неизменно остроумными диалогами и великолепным саундтреком. Этакое осмысление «Одиссеи» Гомера (не зря в фильме аж трое слепцов и один циклоп — в исполнении Джона Гудмана). Но наш Улисс Эверетт МакГилл не слишком отважен, силен, жена его не сказать чтобы ждет, да и вообще он не возвращается из славного похода на Трою, а бежит с парой полуадекватов из тюряги.

    Про OST к фильму стоит сказать отдельно. В определенный момент к нашей троице присоединяется Томми Джонсон — чернокожий гитарист, толко что продавший на перекрестке душу дьяволу за умение играть блюз. Вместе они запишут песню как группа «Мокрые задницы», спасут Томми от ку-клукс-клановцев и вообще немало наворотят.

    Томми Джонсон — реальный исторический персонаж, один из титанов блюза Дельты. И история про контракт с сатаной ходила — и про него, и про еще одного Джонсона — Роберта, гения, творившего как раз в период действия фильма — Великой Американской Депрессии (про историю Роберта Джонсона — скромный, но приятный фильм Crossroads). Крис Томас Кинг, сыгравший блюзмена, на волне популярности фильма получил три Грэмми и записал несколько неплохих альбомов.

    В записи музыки к фильму участвовала, к примеру, Элиссон Краусс (26 Грэмми, рекорд для женщин). Ну и заглавная хитовая песня — Man of Constant Sorrow, исполнявшаяся с 1913 года и Бобом Диланом, и Родом Стюартом, и массой других малоизвестных мне исполнителей.

    5 августа 2009 | 22:03

    Американский Юг — это особенный мир, внутренняя Вселенная Америки. Это мир, открытый Фолкнером, где звучит музыка джаза, где человек ещё не съел природу вокруг и где историям, рассказанным у костра, верят больше, чем новостной хронике.

    Юг во времена Великой Депрессии — край натуральных американских идиотов. Вообще, по фильмам Коэнов можно составить энциклопедию американского идиотизма. В этом кино братья применяют приём, условно говоря, «мифологизации будней». Странствия трёх преступников-балбесов по просторам Конфедерации уподобляются Одиссее, и это искусственное «повышение жанра» в данном контексте очень уморительно. Тут и сирены и огромный Джон Гудман-убийца, тут старец-прорицатель и сварливая жена. Здесь ты можешь записать альбом, назвавшись «Мокрыми задницами», и прославиться, но можешь и превратиться в лягушку.

    Вообще это довольно смелый фильм в том, что касется художественной идеи. Ведь Коэны отказываются от воспевания патриархальной Америки с её культом семьи, уважением к ближнему, странничеством ("гекльберрифиннством»). Это просто Америка, не лучше и не хуже других. Страна наивных идиотов… и блестящих режиссёров!

    О, где же ты брат, Коэн?

    2 июня 2010 | 15:16

    «О, где же ты брат?» — очередной шедевр Братьев Коэнов. Им прекрасно удалась новая экранизация Одиссеи. Фильм балансирует на грани между реальностью и абсурдом. Он пронизан совершенно особенным «коновским» юмором. Добрая, очаровательная картина оставляет после себя приятное ощущение легкости.

    Этот фильм о трех заключенных, бежавших с каторжных работ. Они образуют очень своеобразное трио: недалекий и чувствительный Делмор, недружелюбный Пит, эстет и идеологический лидер Эверетт, талантливо сыгранный любимцем Коэнов Джорджем Клуни.

    Фильм наполнен некоей божественной мистикой. В самом начале герои встречают слепого мужчину на дрезине, который предсказывает их будущее. И перед финальными титрами мы снова видим его. Парни попадают в невероятные приключения: встреча с вавилонскими блудницами, нападение торговца библиями, церемония жертвоприношение Куклус-Клана, блестящий дебют на радио. Все это заставляет даже скептически настроенного к чудесам Эверетта поверить в них. Герои очень привязаны друг к другу и проносят свою дружбу через все преграды и неприятности.

    Необыкновенную атмосферу создает музыка кантри, погружающая зрителя в настроения Юга 30х годов. Виды бескрайних полей, пыльных дорог, лесных озер завораживают.

    Если вы хотите провести время за просмотром хорошей комедии, если вам нравятся тонкий юмор и добрые фильмы, то вам просто необходимо увидеть эту картину.

    12 мая 2010 | 12:17

    Пожалуй, это лучшее что видел у Коэнов. Взять за основу сюжет Гомера, грамотно его адаптировать к современности, всё это заправить отличным саундтреком при участии харизматичнейших актёров, всё на своём месте — способен только высококлассный режиссёр. «Одиссею» узнавал с трудом, и в редкие моменты воспоминаний при сравнивании с сюжетом очень сильно смеялся.

    Сам образ Одиссея проработан отлично, он был всесторонне развит, первый в кулачном бою, торговец, рачительный хозяин, тут же от этого не осталось и следа, всё видно по ходу действия. Но основная черта осталась неизменна — герой стремится к семье через все трудности. По стилистике напомнило другой их не менее хороший фильм «Игры джентльменов», выполнены в едином духе. Рекомендую к обязательному просмотру на несколько раз.

    7 мая 2009 | 11:35

    Заголовок: Текст: