Рецензия на Фильм Тропа Ольги и Михаила Кулунаковых.
Для меня честь написать первую свою рецензию на просторах интернета.
___
По-своему животрепещущая работа Дебютантов.
Операторская работа, монтаж, звук, свет - КОСМОС! Выше среднего уж поверьте! Тропа повествуется легко каждый кадр интуитивно понятен - сюжетом, отсылками, символизмом национальной культуры Алтайцев.
История завязана на предсказании, некоего таинственного Шамана. Именно на Алтае “шаманизм” существует со времен наскальных рисунков, оттого и отголоски прошлого идут по сей день. Передавая поверья в поколения. Непослушание грозит природными катаклизмами, болезнями и иными невзгодами - видно на протяжении всей картины. Говоря об образах, следует отметить, ювелирную точность передаваемых аллегорий (говорю как Алтаец из рода Тодош), “киносказаний” насущных мыслей и вечных постулат, такие как, коновязь искривлена = катастрофа, огонь - домашний очаг уют, видения - олицетворения…и многое другое ежедневно касающееся коренных жителей Горного Алтая… Часть народного быта вне зависимости от времени года, возраста, пола, прошлого или будущего. Перед Кулунаковыми стояла задача не исказить первое впечатление, с чем они успешно справились - попадание в яблочко!
У Алтайцев нет времени на поиск причин, именно поэтому чувствуется легкость принятия решений, пускай даже местами радикальных. В сценах с участием “Соседа-вдовца” прослеживается четкая отработанная современная линия мужского одиночества. Также в картине мы видим два архетипа убеждений достижения гармонии с собою. Первое - отречение от маленьких целей в пользу глобального - идти на большой риск. Второе - томительное ожидание что всё изменится к лучшему. Карагыс умело “жонглирует бытовухой” - это делает её такой живой опорой, настоящей властительницей семейной атмосферы. Думаю после просмотра фильма вы прочувствуете на себе каково быть настоящей “Келинкой” - хотя история совсем о другом.
Адучи - мечтатель, живет в своем мире внутренних трудностей (на уровне тех о которых мы задумываемся ежедневно прямо перед сном). Не хочется увядать в бытовых делах и в то же время быть успешным во всём. В одной из многих сцен диалог с самим собой вызывает еще большее внутреннее негодование “Я могу быть ещё лучше - стоит лишь делать больше” - немного раскрывается стремление человека заполучить всё и сразу. В Начале фильма нам раскрывают предысторию “тропы” статные мужчины верхом на лошадях ищут безопасный путь. Что очередной раз подстегивает главного героя на подвиг - проложить тропу.
Многим зрителям покажется странным отправлять своих детей жить в интернат. Немного истории, в прошлом веке, Алтайцы были очень малограмотными - а с приходом партии, открылись школы-интернаты. Для кочевников отправлять своих детей ближе к цивилизации - желать детям лучшее. Линии отцовского воспитания проявлялось на игре “Шоор” здесь мне показалось автор хотел донести идею - занимайся своим любимым делом несмотря на упреки окружающих. В современном обществе зачастую этот вопрос поднимается всё чаще и чаще. Мальчик иногда отказывается помогать маме по хозяйству, аргументировав “Не мужское это дело”... В то же время нам открывается эта сцена как стремление к большему нежели детская усталость.
Прежде чем приступать к просмотру откиньтесь назад от всех забот, соберите вместе близких. Приятного просмотра!
……….
Несколько фактов.
История изначально снималась как документалка.
Мальчику на момент съемок было 9 лет, с ближайшей к месту съемок школы. Сейчас учится в колледже культуры Республики Алтай.
Первый полный метр снятый Алтайским режиссером.
Лия Санаа (Карагыс) получила награды за лучшую женскую роль на различных кинофестивалях.
От меня,
Спасибо Михаилу, Ольге и всем кто причастен к Тропе, открыта тропа в мировое кино! Пусть вам везде сопутствует удача! Дальнейших успехов! Не бойтесь экспериментировать, диктуйте тренды!
___
- дааа … всё верно… ( пауза)
- ДА!!! Всё верно!
Отвечает Михаил на вопрос про идеи божественных образов - запретного плода.
___
г.Новосибирск, Дом Кино “Победа”
2024 г.