всё о любом фильме:

8 с половиной

год
страна
слоган«A picture that goes beyond what men think about - because no man ever thought about it in quite this way!»
режиссерФедерико Феллини
сценарийФедерико Феллини, Эннио Флайяно, Туллио Пинелли, ...
продюсерАнджело Риццоли
операторДжанни Ди Венанцо
композиторНино Рота
художникПьеро Герарди, Леонор Фини, Вито Анцалоне
монтажЛео Каттоццо
жанр фэнтези, драма, ... слова
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время138 мин. / 02:18
Фильм — парафраз виртуозности и поэтичности творческого процесса режиссера: кризис, поиск, каверзы воображения, тупики, интеллектуальный климат, неразрывный поток субъективного и объективного.

И, конечно, обилие женщин, окружающих героя, его иллюзорный гарем, в котором все без исключения любят его, хотя идиллия перемежается с бунтом, подавлять который приходится с помощью хлыста.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
40 + 1 = 41
8.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Съемочный период: 9 мая — 14 октября 1962.
    • Оригинальное название «8 1/2» объясняется довольно просто — это восьмой с половиной фильм Федерико Феллини. Ранее он снял шесть полнометражных и две короткометражных (которые посчитал за одну) ленты, а также «Огни варьете», созданные в сотворчестве с Альберто Латтуадой (та самая искомая «половинка»).
    • Феллини постоянно давал самому себе письменное напоминание — «Опомнись, это комедия».
    • Феллини подумывал отдать главную роль Лоуренсу Оливье.
    • Благодаря участию фильма на международном кинофестивале в Москве супруги Феллини в первый и последний раз посетили Советский Союз.
    • Никита Сергеевич Хрущев, присутствующий на конкурсном просмотре картины в Москве, до конца сеанса не дотянул и уснул. Когда Феллини узнал, что Хрущев уснул на премьере фильма, он решил не идти на вручение премии и уехал с Джульеттой Мазиной и друзьями на подмосковную дачу.
    • еще 3 факта
    Трейлер 03:40

    файл добавилTotalCentre

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 225 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    С этого фильма началось мое знакомство с творчеством Феллини. Я прочла о нем некоторую информацию до просмотра и после, поэтаму примерно знала, как проведу свои свободные два с половиной часа. Честно, я не разочарована, но и не восхищена, наверно, я ожидала от фильма большего, т. к. я всегда любила этого режиссера, меня вдохновляли его цитаты, а так же мне нравится главная тема, которую он затрагивает довольно часто — творческий кризис, поиск, самоопределение. Так бывает с каждым человеком, пусть он и не связан с творческой деятельностью. Человек запутался и не знает, что делать дальше, может он себя исчерпал? Может ему больше нечего предложить, но ведь у каждого должна быть надежда, они должны пытаться, пытаться и еще раз пытаться.

    Этот фильм — парафраз, значит, Феллини изложил его своим языком, и не удивительно, он можно сказать душу вложил в этот фильм, если верить информации в интернете. Но что мне именно не понравилось — это то, как долго, а от этого нудно тянется этот фильм, я его еле досмотрела, потаму что почти ничего не происходит стоящего. Особенно первая половина, под нее можно было легко заснуть, к моему огромному сожалению, т. к. я под фильмы засыпать не привыкла. Я объясню, почему мне он показался таким.

    Главный герой, Гвидо Ансельми, которого блестательно сыграл Масстрояни, находиться в творческом кризисе, но что бы выйти из него, он почему то окружает себя (не специально конечно) до ужаса занудными людьми. Он это делает не специально, да, зануда продюсер должен знать куда вложет свои деньги, приставучие актрисы с нетерпением хотят играть у него в фильме и поскорей узнать кого, любовница, с очень милым личиком, занудствует по поводу своего мужа и новомодных нарядах, друг рассказывает о том, как находясь в браке он встретил молодую красотку с которой счастлив неимоверно. Мне в середине фильма хотелось самой подойти к Гвидо, похлопать по плечу и сказать: «ну ты чего, какое же это вдохновение, беги оттуда!». И так я думала на протяжении всего фильма, по моему, только его агент, или помощник (если я правильно поняла его должность) и жена оказались самыми разумными людьми и могли ему как то помочь. Но, в том мире, в котором вертелся главный герой, в том месте точнее, не было ничего, кроме глупых разговоров. Единственное, что обращало на себя внимание — это его сны, видения и прошлое. Помоему в его голове итак все было, возможно, его герой и создал бы шедевр, но в совершенно другом жанре, как говорит главный герой, он хочет людям рассказать правду, без фальша. Его мозг просто взрывался от идей (как мне показалось), но он не смог выбрать что то одно, либо из этих идей создать что то единое. Тут его можно понять, и опять я возвращаюсь с того, с чего начала. Приставучий продюсер, актрисы, любовницы, даже жена. От этого он еще больше запутался и оказался в самой глубине лабиринта. Меня лично все его действия и попытки ничему не вдохновили, я ничего не осознала, мне нечему было поучиться у главного героя.

    Перейду к положительным моментам. Актеры сыграли отлично, Мастроянни здесь весьма симпотичный мужчина, хотя раньше на его внешние данные не обращала внимание. Элегантно одетый, с задумчивым взглядом, отстраненный. Женщины тут все очень красивые, мне понравились и пожилые дамы. Так же я заметила, что все персонажи (если я не ошибаюсь) были одеты в черно-белую одежду. Мужчины конечно в костюмах, а дамы в черно-белом. Это придает фильму свой определенный стиль. Ну и конечно музыка Нино Рота, одну композицию я знала еще до просмотра фильма и до сих пор люблю ее переслушивать.

    Но так как я сказала выше, мне было скучно, меня не вдохновило, при всем уважении к Феллини.

    6 из 10

    6 апреля 2015 | 01:34

    Фильм Федерико Феллини «8 с половиной» смотрела всего два раза (с интервалом примерно три года). Для тех кто уже видел это кино — рекомендую иногда пересматривать — более того, если у вас творческая профессия или профессия имеющая отношение к кино.

    В фильме нет случайностей — все что мы видим — это продуманные до тончайших деталей образы, типажи, декорации, костюмы, игра актеров (великолепный актерский состав), что они говорят — как себя ведут их жесты и как это увидено оператором — каждая сцена — это гениальная композиция, каждый ракурс выстроен со смыслом. Для тех кто еще не знаком с фильмом — обязательно рекомендую к многократному просмотру! Более того предлагаю отвлечься от всех многочисленных комментариев, рецензий и отзывов и сделать свои собственные выводы. Картина настолько глубока что при каждом просмотре ты открываешь для себя что-то неожиданное. Невозможно дать однозначный и категоричный ответ на вопрос «о чем фильм». На первый взгляд — это фильм о фильме. Но режиссер поднимает в нем так много вопросов и оставляет зрителя без ответа. Наверное он знает ответ для себя — но предпочитает чтобы его герой молчал. С одной стороны он ищет путь, единственный верный и честный, у него в голове крутится много идей но это как раз таки все от чего он хочет освободиться — то от чего он хочет убежать — та ложь которую он уже не может преодолеть — или та путаница с правдой и ложью которую он сам уже не способен различить. Он ищет чистоту и правду. Он хочет освободиться от чего-то внутри себя и одновременно обрести сверхъестественную силу — такую легкую и такую полную что позволит ему парить в небесах. Но «Напротив. Но я ведь и есть тот самый — в котором нет никакого мужества забыть чтобы то ни было. Когда же я сбился с пути? Мне нечего сказать, но в то же время мне нужно сказать что-то…"

    С другой стороны — у него нет «источника». Высшей силы и энергии которая будет им двигать и вдохновлять. Эту силу он ищет в женщине. Женщин много — все они красивы — все они разные — и казалось бы все его любят — но каждая из них страдает — и страдает в том числе от лжи Гвидо (Марчелло Мастрояни). Потому что ни одна из них не может воспринимать его таким какой он есть — с «его» правдой. И он не может. «Сможешь ли ты бросить всё и начать всё сначала? Сможешь ли ты посвятить себя чему-то одному единственному и быть верным до конца? Сумеешь ли ты найти смысл в этом… просто потому что ты веришь в это? Сможешь ли ты сделать это?»

    Отдельно хочу обратить внимание на то что фильм черно-белый. У Феллини гениально всё начиная с названия фильма. Никаких красок и цвета — только черное и белое и их градации. Ничего лишнего что могло бы отвлечь восприятие от всей серьезности этой… «комедии» (по версии самого Федерико Феллини). Всё внимание на экран — на суть — всмотреться в потрясающие лица актеров — их «роль» в этой истории.

    И конечно же музыка! Картина с каждой ее составляющей звучит гармонично. А композиция в начале фильма (примерно на 7-й минуте) очень напоминает музыку из «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика.

    10 из 10

    31 марта 2016 | 03:53

    У меня неподдельный интерес вызывает не сам фильм Феллини с названием дробного числа, что само по себе уже заморачивает. Фильм как фильм, занудная фигня с начищенными до гламурного блеска лысинами старых пердунов, молодыми женщинами с немного плебейскими лицами, тщательно старающимися это скрывать, что еще сильнее это подчеркивает. И с Мастроянни, от творчества которого засыпаешь, если рядом нет непревзойденной Софи Лорен. Что удачно и продемонстрировал Никита Сергеевич Хрущев, который не мудрствуя лукаво, по-простецки, с здоровым и не обезображенным излишними сентенциями ума, благополучно заснул на премьере фильма в Москве, где присутствовали именитый режиссер с супругой. Обиженный режиссер, не понимающий русскую душу и ее детскую непосредственность, покинул Россию вместе с супругой раз и навсегда.

    (Ну, дорогой Никита Сергеевич, как же Вам не повезло. В Ваше время не существовало режима прокрутки, да и при Вашей должности это, наверное, не было возможно. А я удачно посмотрела фильм за полчаса и не успела предательски заснуть. Как говорится: и овцы целы и волки сыты, или наоборот).

    Так вот, вернемся к самому началу моего размышления о фильме «Восемь с половиной». Не было бы мне дела до этого шедевра, если бы не неподдельный интерес, а что это за люди, которые тащатся от этого, судя по множественным рецензиям.

    В моем домашнем окружении, мужчины практически не смотрят телевизор, даже футбол, изредка их женщины вытаскивают в кино. Судя по тому, сколько времени они проводят в гараже, в свободное от зарабатывания средств к существованию, можно было бы сделать вывод, что те Хаммеры-шмаммеры, на которых они ездят, собрали они сами, а не купили за кровно заработанные. Ну, да Бог им судья, пусть и живут там, лишь бы не плакали и вовремя приходили к обеду, а то забыв поесть в своих мальчишеских забавах, могут и с голоду помереть, не дай Господь!

    Старшее поколение женщин моей большой семьи смотрит исключительно центральный канал, по которому, если и покажут фелинневские «8 1/2», то промаявшись с полчаса и добросовестно просидев перед экраном благополучно сделают именно, то, что сделал «отец оттепели» и обвинитель культа личности — закемарят.

    Ну, а среди моих знакомых и коллег, подруг и друзей, сколько ни спрашивала о знаменитых «Восемь с половиной» — все слышали, что-то даже видели (наверное, путают с «Девять с половиной недель», недалекие люди, скажу я Вам, мои друзья), но никто толком не знает и сказать хоть пару слов не могут, хорошо, если кто прочитал одну страницу «Войны и мира» дедушки Левы.

    Есть еще малолетние спиногрызы, мои дети и дети моих сестер и братьев, но те, точно не то, что не видели этого фильма, они и мультики не особо смотрят, все время проводят, если не в школе или кружках и секциях, то во дворе, на улице и на море.

    Так вот, для меня, достойные люди, которые смотрели знаменитый фильм Фелинни «8 1/2» и не уснули, да еще и успели отметить в нем «новый реализм» какой-то «новой души», это как снежный человек — о нем все знают, но никто не видел.

    27 сентября 2012 | 10:20

    Так получилось, что фильм Роба Маршала «Девять» я посмотрела раньше, чем 8 1/2 . Этом моё второе знакомство с великим Феллини. Конечно, первый фильм не выдерживает никакого сравнения. «Девять» — просто попса.

    Сюжет идентичен: режиссёр Гвидо пытается закончить свой фильм, но духи, призраки прошлого и море красивейших женщин не дают ему этого сделать…

    Но здесь всё пропитано магией, волшебством, таинством кино, актёрством, всё выглядит гораздо естественнее. Очень много символов: виноград, огонь, пение птицы, религия, ссылки на сказки — всё то, без чего не может существовать художник.

    Главный — режиссёр. Он — создатель, творец, повелитель… Всё подчинено его настроениям, опасениям, страхам, сомнениям, желаниям. Режиссёр — индивидуальность, самостоятельная личность. Он волен поступать так, как ему хочется. Поэтому главный герой пытается руководить всеми женщинами, словно опытный кукловод, но в тоже время находится в постоянном поиске.

    Однако Ансельмо — тонкая натура, у него очень сложная душа, до которой не удаётся добраться ни одной из его муз. Возможно, только жена немного угадывала, что творилось внутри, и то не до конца…

    Цель кино — работа во имя чистого искусства (моё субъективное мнение), но жизнь Гвидо настолько пропитана фальшью и изменами, что он стремится сбросить этот груз в свой фильм, выпутаться из клубка интриг, выместить всю боль и все муки в своём творении. А получился ли шедевр или нет, может додумать зритель.

    Итог: к просмотру обязательно!

    18 мая 2010 | 20:57

    На пустынном пляже в кресле в расслабленной позе сидит мужчина. Палящее солнце окутывает его своими лучами, но мужчина этого не замечает. Он одет во всё чёрное: чёрные брюки, чёрный пиджак, чёрный галстук, чёрные очки; на этом фоне выделялась только белая рубашка. Левая его рука безвольно свесилась с подлокотника, а за правую держит маленькая плачущая женщина, грустно бормочущая что-то итальянском.

    Однако мужчина не мёртв. Его губы то и дело подрагивают. Массивное тело поднимается, то опускается -,. Мужчина очень крепко спит, и ничто не может потревожить его сон.

    Между тем день близится к концу. Вдалеке, у самой кромки воды, идут двое — мужчина и женщина, чьих лиц не разглядеть в предзакатном мареве. Они о чём-то весело говорят, шутят, спорят. Внезапно женщина замечает фигуру в кресле. Замечает рядом фигуру поменьше. Прищурившись, она пытается их разглядеть, но расстояние слишком большое. «Кто это?» — спрашивает она у своего спутника. «Как? Ты не узнала?» — отвечает он, тоже сощурившись в ту сторону. — «Это же Федерико!»…

    ***

    … Да, это был он. Федерико Феллини. Известный по всему миру итальянский режиссёр той старой эпохи, когда европейские художники ещё не измельчали, Голливуд не оккупировал весь мир, наше кино не было костлявым трупом, а самого Феллини в компании с Бергманом, Антониони и другими не считались «арт-хаусом». Федерико уже успел искупаться в лучах славы и находился в данный момент в творческом поиске. Он снял шесть полнометражных картин, две короткометражные (которые считал за одну), одну совместную с Альберто Аттуадой (та самая половинка), и чувствовал себя «опустошённым». У него уже было подобное состояние — как он его называл «Чернобыль души» (интересно, что через много лет Чернобыль будет ассоциироваться с опустошением, но реальным). Тогда справиться ему помогла его жена — верная Джульетта Мазина, но теперь всё по-другому. Ему за сорок, и кризис среднего возраста наступал. Подведение итогов половины жизни мучило маэстро. Снимал ли он действительно что-то стоящее и на самом ли деле поняла доверчивая публика то, что он хотел сказать? У Феллини не было однозначного ответа. Ему казалось, что он высказал всё, что мог, и больше ничего не снимет.

    К счастью, это было не так. Не бывает отчаяния без надежды. Когда казалось, что всё потеряно, вдруг во тьме мелькнул луч. Сначала тусклый, почти незаметный, постепенно он начинал светиться всё ярче. Тьма отступала, и Феллини вдруг понял, что нужно делать.

    Так на свет появились «8 с половиной» — пожалуй, главный фильм в творческой карьере режиссёра. Почти всегда с ним ставят «Сладкую жизнь». Да, главный герой «Сладкой жизни» — журналист Марчелло, как и главный герой «8 с половиной», тоже находится в творческом кризисе, обоих играл Марчелло Мастроянни (про которого Феллини говорил, что они — «одно целое») и оба героя в какой-то мере отображение самого режиссёра. Но при этом «8 с половиной» более личное кино. Если в «Сладкой жизни» Феллини разоблачает общество — его пороки, чёрствость и бесчувственность, то здесь он по сути разоблачает самого себя.

    Используя свой временный кризис как катализатор, Феллини создаёт Гвидо Ансельми — известного итальянского режиссёра, находящегося на пике популярности. С детства избалованный вниманием (особенно женщин), он так и не вырос, оставшись большим ребёнком, эгоистично поступающим так, как того хочет и верящим в то, что из любой ситуации он обязательно найдёт выход, надо только подождать. Других людей со временем он перестал просто воспринимать, их проблемы стали вызывать у него с возрастом всё большую тоску.

    В начале фильма Гвидо неожиданно воспаряет в высь — это то, что герой хочет сделать на протяжении всего хронометража — уйти, убежать, улететь от всех этих обыденных проблем. Но не получается — его ловят и опускают на грешную землю. А на земле — не доработанный до конца сценарий, к которому Гвидо никак не может подобрать центральную идею. А между тем сам фильм анонсирован, деньги выделены, ведётся кастинг, даже построена гигантская стартовая площадка. Всю съёмочную группу активно интересует сценарий, но Гвидо продолжает вести себя как самодовольный пижон, то бормоча что-то, то отшучиваясь, то переводя разговор на другую тему. Он ещё надеется, что случится чудо и идея придёт сама собой и пытается отвлечься от мыслей о последствиях.

    Но себя не обманешь. Где-то глубоко внутри Гвидо понимает своё бедственное положение и пытается найти ответ, почему всё так вышло, в подсознании. Причём чередование реальности и фантазии передано гениально. Феллини мастерски обозначает границу между ними: то с помощью искусного монтажа, то замедленной или наоборот ускоренной съёмкой, а то просто мелкими логическими деталями, он чётко даёт понять, где кончается одно, а начинается другое. И чем ближе «Час Икс», когда нельзя будет так просто отмолчаться и делать серьёзный вид, тем больше граница реальности и фантазии стирается, оставляя на суд зрителя, что происходит на самом деле, а что нет.

    А самое интересное, что Гвидо найдёт ответ на свой вопрос. Истину, которая на самом деле лежала на поверхности, будет озвучена человеком, посмотревшим на ситуацию со стороны. Гвидо сначала не примет её, но потом, потеряв всё, осознает. Человек, не умеющий любить, не может создавать; искренние чувства — основополагающая любых начинаний; один человек — не центр мироздания, а часть общего хаоса. Эта истина — то, что должен понять каждый. Её невозможно навязать, до неё надо дойти самому. В современном мире об этом, к сожалению, забыли. Феллини выступил здесь провидцем — через много-много лет именно такие герои, как Гвидо, постепенно заполонят киноэкраны.

    И хотя не вериться, что Гвидо изменится, но глядя как он водит вместе со всеми дружный хоровод под бессмертную композицию Нино Рота, хочется верить, что главный герой стал менее эгоистичным и стал чуточку добрее…

    ***

    … Двое шедших мимо приблизились к фигуре в кресле. Федерико почувствовал это. Свободной рукой он снял очки и приподнялся. Его жена Джульетта перестала плакать и внимательно посмотрела на подошедших. Супруги Феллини их прекрасно знали — это были Марчелло Мастроянни и Клаудия Кардинале. «Хватит спать," — полушутя-полусерьёзно сказал Марчелло. — «Пора снимать кино»…

    ***

    … Федерико Феллини очнулся. Он сидел в летнем кафе, а верная Джульетта Мазина теребила его за плечо и что-то говорила. «С тобой всё в порядке?» — дошло до него наконец. Феллини, улыбнувшись, кивнул. «Да.» Жизнь снова обрела смысл…

    11 августа 2013 | 02:24

    После просмотра фильма Федерико Фелинни «8 с половиной» остается стойкое и тяжелое впечатление вероломной причастности к чьей-то жизни. Все кино-составляющие ленты, начиная с музыки и операторской работы и заканчивая актерской игрой и композицией, идеальны. Картина рассказывает о неком известном режиссере, творческий кризис которого перерастает в кризис жизни и ее осмысления.

    Наблюдая за творческими исканиями Гвидо Анселми, зритель погружается в почти шизофренический калейдоскоп сцен из реальной жизни и снов-видений. Воспоминания, до неприличия символизированные и метафоричные, перемежаются с буднями творца, создающего свой новый фильм и остановившегося в этом процессе из-за разочарования проделанным и тщетности попыток понять, что делать дальше. Фелинни создает на экране как бы два фильма: один — собственное творение, рассказывающее о происходящем, второй — тот, что снимает его персонаж. Оба фильма — кальки, образные отражения-копии жизней своих создателей. И каждый из них, как мне кажется, старался отобразить и систематизировать в своих детищах итоги прожитой жизни, а затем найти ее смысл.

    Но последний пункт так и останется невыполненным. Однако это нельзя считать неудачей. Уже сам поиск смысла жизни — большая победа и успех. Препарирование памяти, мечтаний и устремлений, накопление опыта, знаний. Один мой друг как-то сказал: «Каждый раз в день своего дня рождения я нахожу время уединиться и взглянуть назад. И всегда находится что-то, о чем приходится жалеть». А иначе невозможно — жизнь пуста, если в ней не о чем жалеть.

    Но жалеть грустно и обидно. И все мы строим гигантские декорации — так же, как Гвидо возводил монументальные постройки из тонн металла и бетона. Лицемерие, ложь, двуличие — так отзывались смотрящие пробные нарезки друзья и знакомые главного героя фильма «8 с половиной». Что ж, возможно это и ложь. Но лгать здесь приходится только самому себе, а потом самому блуждать в лабиринтах и галереях громадного замка, где желаемое возвышается над действительным, а правда не так горька и печальна. Картонные стены из религии, политики, искусства, философии. Перекрытия и основы из родителей, друзей, любимых. Каждый живет в своем маленьком мирке, и каждый хочет быть в нем богом, то гуляя по собственному гарему в окружении бесконечного подобострастия и почтения, то нарекая себя величайшим из великих…

    Одним из возможных ответов на вопрос смысла жизни Фелинни предлагает поиск того человека, который попробует воспринимать тебя таким, какой ты есть. Для главного персонажа его шедевра такой оказалась его жена — Луиза, нашедшая в себе смелость и отвагу любить такого противоречивого и сложного человека, как Гвидо. А для самого Федерико Фелинни, как можно судить из биографии, такой стала Джульетта Мазина, прожившая полвека рука об руку с гениальным режиссером.

    Прошу прощения за некоторую несвязность этого отзыва, но слишком много размышлений вызвала эта картина и слишком трудно быть лаконичным. Воздержусь от традиционного выставления оценки под текстом, так как уверен, что со временем мое понимание фильма будет меняться и обретать все новые и новые грани. Лишь посоветую обязательно посмотреть эту прекрасную ленту и попробовать проникнуться ей, понять хоть на сотую часть тот посыл, что оставил нам ее создатель.

    15 декабря 2008 | 13:18

    У известного режиссёра Гвидо Ансельми случается нервный срыв и его направляют на курорт в санаторий, подлечиться минеральной водой и солнечными ваннами. Причиной же этого душевного истощения послужил творческий кризис, разгоревшийся аккурат посреди подготовки к масштабным съёмкам нового фильма. Гвидо нужно как можно быстрее собраться с мыслями, определиться с выбором актёров и сценарием, и запустить съёмочный процесс. Но его многое гложет и не даёт спокойно работать, экзистенциональный и творческий кризисы продолжаются.

    Всё в этой истории посвящено главному герою, он же Ансельми, он же режиссёр Феллини. Своеобразная рекурсия итальянского мэтра, снимающего фильм о себе же, снимающем этот фильм. Если это пока забыть и искать другие параллели, то можно найти две главные, литературные. Прослеживается схожесть Гвидо со Стивом Дедалом, главным героем Улисса. Точно так же, герой «Восьми с половиной» боится этого мира и хотел бы вернуться в утробу матери, лишь бы не сталкиваться с проблемами и не получать жалоб и требований от близких и коллег. У него схожие жизненные принципы, но он также почему-то слишком легко готов ими поступиться.

    Также в некоторых моментах Гвидо думает и говорит прямо как Мерсо, герой произведения Альбера Камю «Посторонний». Все окружающие пытаются рассказать ему что-то, абсолютно Гвидо не интересное. Пытаясь быть честным, а не грубым, он откровенно говорит им об этом. Однако те продолжают изливать ему душу и рассказывать, что их беспокоит и интересует, и что должно вроде бы вызывать у главного героя такие же чувства. Однако невольное равнодушие не отталкивает от него людей, наоборот, этих докучающих становится с каждым часом всё больше.

    Женщины требуют от него слишком многого, как и продюсеры. И точно также Ансельми пытается внушить жене, друзьям, коллегам, шишкам из кинокомпании, да и себе тоже, что ему жизненно необходимо снять фильм для самого себя и о самом себе. Это должен быть фильм-откровение о своих детских воспоминаниях и текущих острых переживаниях, показать на контрасте, чего он хотел и что получилось. Несмотря на «личность» фильма (no pun intended) тем не менее, он может быть многим интересен. Ну только если те переживания и вопросы, что Ансельми хочет изобразить не лично его проклятие. Но нет, в этом и секрет успеха и признания этой кинокартины. Оказалось, если смело и умело экранизировать даже самый, казалось бы, безумный ход потока сознания, он окажется близок огромному количеству людей. Почти все сцены других фильмов слишком прямолинейны, в них нет подтекста. Единственный секрет, не показанный там в кадре — личность убийцы или секрет афёры. «Восемь с половиной» в этом плане очень богат на различные инсинуации и крайне ресмотрибелен. Стоит только подумать, что вы всё поняли и все намёки уловили, обязательно окажется, что вами была пропущена дюжина других иносказаний и символов.

    Если всё-таки пытаться выделить главную тему фильма, то мне кажется, что в первую очередь это кино о неизбежном одиночестве. После 20 лет совместной жизни с женой, он упрекает её в том, что у неё до сих пор неправильное представление о нём. Своего некогда лучшего друга он презирает, причина тому — тот превратился в человека, которым Гвидо становиться очень не хочет — стареющего и уже примирившегося со многим мужчины, ищущего счастье утешение в вине и молодых любовницах. Согласный на сладкую ложь старик, бросивший попытки понять себя. Роль, которую многие даже и не подумают осуждать, вполне себе респектабельный способ обмануть себя. Именно, самообман как естественная в глазах общества черта характера Гвидо презирается. Его мучает, что он на своих же глазах, так сказать, пытается всё оправдать и найти компромисс. Но его нет, в этой сюрреалистической авантюре всеобщее непонимание и неуверенность в своих желаниях — даже необходимые компоненты успеха. У Гвидо нет сценария, его попросту не может быть, разум в честном анализе рождает образы, которые должны быть экранизированы немедля, без вопросов. Но упрашивание актёров и продюсеров требует время силы на, казалось бы, сумасбродные идеи. Но им всем нужно лишь слушаться великого режиссёра и всё. Настоящие актёры так и сделали, неровные куски пазла в конечном итоге сложились в шедевр.

    21 апреля 2015 | 16:48

    Может, я сама только сегодня этот фильм так ясно поняла, и то под воздействием великолепной выставки, после которой кажется, больше узнать о режиссере невозможно. Именно поэтому пишу немного на эмоциях, но мне это кажется важным.

    Я вот пробежала глазами рецензии и так и не поняла, почему многие назвали этот фильм гениальным, и в то же время сказали, что до конца его не поняли. Что в нем? Да, конечно, страдания, творческие муки, это все в нем есть, бесспорно. Но в этой картине есть не только философская сторона. Этот фильм, он олицетворен, он вполне реален и ясен, в нем же сам Федерико Феллини. Он хотел показать, что ему действительно не о чем больше снимать, что теперь он не может придумать ничего лучше, как только рассказывать о самом себе… Семь с половиной — именно столько фильмов он снял до этого. Этот же как граница, переход к новому этапу, обращение самого мастера.

    Это кино, все оно — это то, что чувствовал сам режиссер, и давление, и желание понять себя и, может быть, даже желание самоубийства, кто знает. Страх, что вдохновение ушло, и сомнения, стоит ли продолжать или «а ты не пробовала начать всю жизнь заново?..»

    Итак, для чего был снят фильм? Мне кажется, он был снят Феллини, в первую очередь, для самого себя, чтобы подвести черту, и в то же время, как бы в свое оправдание перед зрителем. Ведь посмотрев и прочувствовав все те муки, которые испытывает режиссер, кто осмелится обвинить его в том, что, если пропадает вдохновение, но кино — единственное призвание его жизни, он уже не может повторить прошлых успехов?

    28 марта 2011 | 22:53

    8 ½ (Федерико Феллини)

    1963 год. Италия. «Восемь с половиной». Пожалуй, здесь пафосно, но очень точно прозвучит одна знаменитая фраза: «Мир теперь перестанет быть таким, каким он был раньше».

    Не весь мир, а мир кино.

    «Восемь с половиной» — своеобразная веха всего итальянского и мирового киноискусства. Последнее изобретение в языке кино. И одно из самых важных.

    Так что же привнес в кино знаменитый фильм Федерико Феллини?

    Многие киноэксперты ответят на этот вопрос, не думая. Все давно разобрано. Все ясно.

    Федерико ответил на главный вопрос всех кинодеятелей того времени — «Как показать на экране человеческое мышление?»

    Фильм построен из мелких крупинок человеческого мышления — фантазий, мечтаний, страхов, сновидений, воспоминаний.

    Во многом автобиографический фильм повествует о знаменитом итальянском режиссере Гвидо Контини, переживающем творческий кризис, кризис среднего возраста и остальные всевозможные кризисы. Он мечется от одной женщины к другой — от одного соблазна к иному. Он беспощадно прожигает жизнь в бесконечных поисках себя, как творца, как мужа, как любовника. Он желает начать все заново, уцепиться за единую цель, но тщетно.

    Он потерян для близких и всего итальянского кинематографа…

    Несмотря на депрессивную тематику фильма, Федерико Феллини продолжает быть своеобразным клоуном кинематографа. Федерико все тот же мастер феерии и буйства образов, он сохраняет свой яркий и запоминающийся стиль с глубоким трагизмом и тонким юмором и совмещает его с депрессивной атмосферой «Восьми с половиной».

    Гениальная игра выдающегося итальянского актера, который был частым «хозяином» фильмов Феллини, Марчелло Мастроянни добавляет в образ Гвидо больше правдивости и честности. Марчелло с необыкновенной силой своего таланта смог прочувствовать настроение персонажа, находящегося в своеобразном жизненном замешательстве.

    И, конечно, женщины. Куда мы без них? Куда без них Феллини и все мировое кино?

    «Восемь с половиной» представляет собой целую коллекцию самых причудливых женских образов — от вульгарной проститутки Сарагины до опечаленной матери главного героя. Федерико и в дальнейшем не изменит своему стилю и не раз возвратится к «женской тайне» («Город женщин», «Голос луны»)

    И как бы ни был прекрасен «Восемь с половиной», как бы ни восхищал нас настоящим праздником кино и всего изобразительного искусства, на душе остается грустный осадок, ведь «Восемь с половиной» — это последняя, по-настоящему, веха в языке кино.

    «Кино перестало быть таким, каким оно было раньше»

    10 из 10

    26 августа 2010 | 16:55

    «Можно говорить о чистоте формы, о том, что в фильме много поэзии, великолепный художественный вкус; в одной сцене — настоящее искусство, а в другой — нет; как всегда, есть и прекрасное и безобразное, а фильм «8 1\2» останется неприступен как средневековая крепость».

    Антонелло Тромбадори.



    «81\2» — это взволнованный рассказ, необычная история о личном жизненном опыте, «исповеди интеллигента католического склада, мелкобуржуазного, вместе с тем, явно эгоцентричного, эпикурейца, мятущейся души»

    В центре этой истории — отношения главного героя Гвидо с женщинами: с женой, с матерью, с любовницами. Их запутанность и сложность порождает и определяет отношение героя к его творческой профессии, положению известного и избалованного славой и успехом режиссера. Его социальный статус пронизан атмосферой неопределенности, недоверия, окутан особым вниманием к высказываниям критиков и философов, в то же время — это восстание против этих надоедливых голосов, дабы услышать собственный внутренний монолог.

    Весь фильм лишь изредка прерывается небольшими «вспышками» реальной действительности. «Чувство абсурдности порождается гнетущей и непонятной действительностью; превращение жизни в сны, а снов в жизнь». Здесь режиссер ограничивается раскрытием иногда парадоксальных преломленностей в психической сфере лишь одного индивидуума, нередко граничащих с патологией.

    Первая половина картины — угрюмая ирония, безжалостная сатира на созданный мирок модного лечебного курорта. Феллини усиливает парадокс, несоответствие между тем, что есть на самом деле, и тем, как мы это видим. Курьезно, но в пародии на резвящийся бомонд на известном лечебном курорте возникают совершенно определенные ассоциации с клиникой для душевнобольных.

    Интересна и символична последняя сцена — выход всех персонажей. Взявшись за руки, все — «хорошие и плохие», но все одинаково одетые: одни в белоснежные одежды, другие — в черные, водят хоровод вокруг съемочной площадки. Возможно, данным приемом Феллини хотел сказать, что модель старого мира, противопоставление Благодати и Греха ныне устарела, что от нее пора избавиться, чтобы выжить.

    29 мая 2010 | 14:07

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>