всё о любом фильме:

Дорога

La strada
год
страна
слоган«You've been hearing about a great picture called La Strada (The Road)...now it is here!»
режиссерФедерико Феллини
сценарийТуллио Пинелли, Эннио Флайяно, Федерико Феллини
продюсерДино Де Лаурентис, Карло Понти
операторОтелло Мартелли, Карло Карлини
композиторНино Рота
художникМарио Раваско, Энрико Червелли, Брунелло Ронди, ...
монтажЛео Каттоццо
жанр драма, ... слова
зрители
Франция  4.48 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время108 мин. / 01:48
Номинации (1):
Фильм о нечеловеческой жестокости и человеческом страдании, о непростых отношениях немножко сумасшедшей, немножко святой, взъерошенной, смешной, неуклюжей и нежной Джельсомины и мрачного, массивного, грубого и звероподобного Дзампано — женщины и мужчины, совершенно чуждых друг другу, но волею судеб, неизвестно почему, оказавшихся вместе…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
31 + 1 = 32
8.7
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Изначально идея фильма была набросана Туллио Пинелли и Федерико Феллини во время работы над картиной «Белый шейх», и это была история рыцаря, странствующего по средневековой Италии.
    • Найти продюсера было очень трудно, и не меньше трудностей возникло у Феллини с назначением на роли выбранных им актеров.
    • Феллини пробовал на роль Джельсомины Марию Пиа Касилио, успешно сыгравшую в фильме «Умбердо Д.», а на роль Матто — Альберто Сорди, однако из-за того, что кандидатура Сорди была отклонена, дружба между ним и Феллини дала трещину.
    • Феллини заметил Энтони Куинна и Ричарда Бэйсхарта, когда они участвовали в съемках фильма «Запретные женщины» Джузеппе Амато, где также в одной из женских ролей снималась и Джульетта Мазина.
    • Съемки «Дороги», периодически прерываясь, проходили с октября 1953 до мая 1954 в различных местах центральной Италии, таких как Баньореджо, Фьюмичино, Овиндоли, Кастелли Романи.
    • На фестивале в Венеции фильм был удостоен «Серебряного Льва». В этот вечер столкнулись между собой сторонники Лукино Висконти и Федерико Феллини, и потасовка достигла своего апогея, когда подрались поборник Висконти — Дзефирелли и Моральдо Росси — помощник режиссера Феллини.
    • Алессандр Корда хотел выпустить продолжение фильма — «Приключения Джельсомины».
    • В дань уважения Мазине, в своем фильме «Восемь с половиной женщин», Питер Гринуэй назвал одну из героинь Джульеттой.
    • Музыкальная тема Нино Рота стала впоследствии популярной песней «Stars Shine In Your Eyes»
    • В Швейцарии сигареты называют Дзампано.
    • Энтони Куинна дублировал Арнольдо Фоа.
    • Фильм демонстрировался в советском кинопрокате в 1967 году под названием «Они бродили по дорогам» и с хронометражом 97 минут, то есть на 21 минуту короче оригинала.
    • еще 9 фактов
    Трейлер 03:47

    файл добавилprunea

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 575 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Как много фильмов снято о вечном одиночестве, в котором пребывает человек. Рождаемся мы одинокими, одинокими и умираем, но промежуток между двумя вечностями, дорогу их одной в другую, не хочется проходить одному.

    Вот и главный герой картины Феллини «Дорога» бродячий артист Дзампомо в душе очень боится этого одиночества. Внешне прикрываясь брутальностью, грубостью, «перебиваясь» легкими, мимолетними связями и алкоголем, на самом деле хочет быть кому-то нужен. Пусть даже такой слегка сумашедшей особе, как Джельсомина. Впрочем, писать о ней, как о сумашедшей, неправильно. Она, как ребенок, искренне привязана к Дзампомо, оно не может его оставить, понимая, что тогда он будет совсем один. А небрежно брошенная мысль, что у него могут быть к ней чувства, так захватывает ее, что Джельсомина начинает испытывать даже благодарность, которая может показаться беспочвенной. В самом деле, рядом с ней грубый, холодный человек, который нисколько не заботится о ней, требуя от нее только игры на барабане. Но так ли это? За фасадом грубоватого мужлана скрывается обычный человек, со своими страхами и радостями, которому не чужды никакие чувства: он заботится о Джельсомине, когда ей становится плохо, он искренне переживает за нее. И, конечно, как и все, боится остаться один, хотя и утверждает: «мне никто не нужен». Но когда Дзампомо узнает о смерти единственного человека, который по-настоящему привязался к нему, и к которому привязался он сам, ему становится нестерпимо больно, ведь это означает, что он остался в целом мире совсем один.

    Мне очень понравилась эта глубокая, очень душевная драма. После просмотра какое-то время сидишь в оцепенении, пытаясь понять, осознать, впитать в себя все то, что вложил в картну гениальный режиссер. Понимание приходит порциями: лично я около недели «отходила» от фильма, накапливая в себе постепенно приходившие выводы, прежде чем решилась написать рецензию.

    Конечно, большая заслуга такой высокой оценки картины принадлежит актерам: удивительные чистые, наивные глаза Джельсомины отражают весь ее внутренний мир таким, каков он есть; а при воспоминании о взгляде Дзампомо, с уроком и вопрошением направленного в небо, у меня до сих пор мурашки бегают по коже.

    В целом, я считаю, что картина действительно замечательная. Она достойна самых высоких наград и оценок, и, безусловно, пополнила мой личный «золотой фонд».

    10 из 10

    16 марта 2012 | 03:04

    В одном из своих интервью Федерико Феллини рассказывает о том, как он «ломал» свою будущую (тогда будущую) жену; что из человека, считавшего себя трагическим актером, он выдавливал клоунессу — по его словам, опять-таки.

    Выдавливал, да как-то не довыдавливал: конечно, глупо спорить с тем, что вот эта первая роль Джульетты Мазины отчасти комическая; что вот это смешно, очень смешно — эта девочка не в себе, с клоунским гримом, кажущейся на фоне вообще всего (Дзампано, фургона, мира) очень маленькой и хрупкой. Но в этом же заключается и трагичность образа: невесёлый получается клоун у Джельсомины. Грустный. А в конце и вовсе — самый несчастный и трагично и нелепо погибший…

    И прочие герои фильма именно так и выглядят: и вроде смешно (ну разве не смехотворен Дзампано в своей ожесточенной замкнутости и откровенной брутальности? а откровенно смеющийся над жизнью Матто? а семейство Джельсомины, огромное и вечно плачущее — по отсутствующему отцу, погибшей старшей дочери?), а на деле — даже не грустно, страшно. Как очень хорошая театральная драма.

    Самый сложный вопрос, на который следовало бы ответить в рецензии — это абсолютно банальный вопрос «о чем фильм?». И чем больше ты этих фильмов смотришь, чем больше знаешь, тем труднее ответить на этот вопрос, о чем же повествует та или другая кинокартина. Ну вот о чем говорится в фильме «Дорога»? Самое банальное, о дороге? В общем, да: это и дорога в прямом смысле, по которой герои едут непонятно куда (городские, мощеные булыжником улицы, деревенская дорога, мосты — тут нет мест, к которым не вела какая-нибудь из дорог или даже тропинок), и, естественно, в переносном (можно понимать как угодно: как индивидуальный путь каждого героя, как выбор этого пути и встречающиеся перекрестки — к месту вспомнить красноречивую сцену с предложением Матто, и та линейность, с которой герои воспринимают жизнь — в фильме очень, очень много линий: это и линия дороги, и линия горизонта, и линия берега, моря, даже то, как выстроен кадр — самое значимое, самое смысловое растянуто вдоль кадра, а не вертикально, то есть смотреть на тот или иной момент надо так, как читаешь книгу, слева направо)… О дороге в «La strada» говорить можно бесконечно, иначе это была бы совсем не «La strada», по-другому тут нельзя никак.

    О людях, народной драме? В том числе. Неореализм вообще предполагает собой рассказ о народе, о том, чем он живет, что испытывает во время и после тягот (не важно чего, войны или чего-нибудь другого), как и где находит силы пережить происходящие с ним — в учебнике об этом написано лучше. Герой итальянского неореализма всегда незнатен, вы тут не увидите никого из тех, кого можно было бы назвать «элитой» — это простой человек, чаще крестьянин или кто-нибудь, живущий в деревне, и реже мещанин (очень редко!). Вот и тут — ну кто эти люди? Диковатый бродячий артист да бывшая крестьянка, которую семья практически сдала без права на возврат. Однако интересно то, что тут показаны не совсем стандартные проблемы — тут говорится в первую очередь об отношениях человека и искусства; то, как показаны отношения к своему искусству самих Дзампано (занимается им, но к делу не привязан, и непрофессионал), Джельсомина (занимается им, дело свое не сразу, но любить начинает, и тоже не профессиональна) и Матто (занимается — любит — профессионал — источник нелюбви и зависти Дзампано) — это ведь, в сущности, раскрытие трёх абсолютно разных видов Творцов — что ни говори, а они действительно Творцы, как бы они не относились к своему делу. Что касается простого народа — тут он скорее выступает фоном, нежели активно действующим лицом, но тем не менее о нём говорится, причем говорится красноречиво, пусть и на примере каких-то конкретных людей.

    Об одиночестве? Тоже да, тема человеческого одиночества в творчестве Феллини вообще основная, и «Дорога» исключением не является. Однако тут это одиночество своеобразно: это не просто одинокие и выброшенные социумом и жизнью люди, не просто отщепенцы с романтическим ореолом, коих тогда и сейчас было много — они, тем не менее, способны вести друг с другом диалог, и, что редко и очень примечательно, они на каком-то внутреннем подсознательном уровне друг друга слушают и слышат. Не хотят понимать, обижаются или реагируют неправильно (ох, Дзампано!), но, тем не менее, они чувствуют друг друга, они разговаривают друг с другом. И последняя — ключевая! — сцена крика на берегу — это то понимание, тот ответ Джельсомине, который словами выразить невозможно, только таким криком.

    И так можно, в принципе, продолжать до бесконечности, благо красноречивых и неоднозначных символов в фильме много: это и обилие воды — в прямом смысле (начинается всё на берегу моря, и заканчивается всё на берегу моря; а уж многочисленные видения воды в том или ином проявлении на протяжении фильма! это и вино, которое пьёт Дзампано, и пролитая кровь Матто, и много-много-много чего ещё; сама манера съемки плавная, неспешная, тягучая, словно река — опять линия, опять дорога, только теперь водная!), и цирк (отношение героев к жизни через их ремесло: Дзампано, рвущий «цепи» жизни, который, по его мнению, всегда и со всем может справиться; клоунесса Джельсомина, чувствующая этот мир словно ребёнок — и смешно, и грустно, но больше всё-таки смешно, детское мышление быстро оправляется от горестей; а номер Матто, когда он обедает на невероятной высоте, проверяя на прочность не то себя, не то нервы зрителей!), и ненормальность окружающих и самих героев… et cetera et cetera.

    Так о чём этот фильм?

    Наверное, правильнее всё же сказать «О Джельсомине и Дзампано»; по крайней мере уж тут-то точно не ошибешься.

    20 сентября 2012 | 19:32

    После просмотра кинокартины Феллини, снятой в 1954 году, думается, что режиссер должен был оставить какую-то подсказку, какой-то ключ к пониманию фильма. Такая подсказка действительно прозвучала в словах одной монахини: «Все мы скитальцы, только каждый идет своей дорогой».

    Дорога как символ жизненного пути нам показана на примере двух людей, которые волею судьбы часть своей дороги прошли вместе — «матерый» циркач Дзампано и бедная девушка из деревни Джельсомина. Люди совершенно разные, но именно эта контрастность усиливает необычность характеров так, что мы видим их во всей полноте и яркости. Джельсомина не показалась бы столь чистой, наивной и по-детски непосредственной, если бы эти свойства ее личности не оттеняла прямо противоположная личность Дзампано — грубого, обозленного, жестокого человека, единственной заботой которого является вопрос, как заработать. Его не хочется в этом обвинять, на протяжении фильма нам чувствуется, что эта жестокость скорее внешняя, вынужденная, чем истинная.

    Дзампано словно отрекается от мира и от людей, словно крепко защищается, тогда как Джельсомина напротив открыта миру всеми струнами души. Но хотя бы для того, чтобы зарабатывать, Дзампано вынужден жить среди людей и взаимодействовать с ними. Джельсомина нужна ему как связующая ниточка между ним и остальными людьми, как дверь в мир, от которого он защищается. Несмотря на то, что циркач обращается со своей ассистенткой грубо и жестоко, он всё же стремится оберегать ее и держать при себе.

    В качестве героев режиссером выбраны артисты, циркачи. Как в то время, так и сейчас профессия циркача обязывает постоянно передвигаться с места на место, чтобы выжить, постоянно идти, быть в движении. Дорога — далеко не статичный образ, в самом своем понятии он несет динамику. Стало уже ясно, что дорога — это жизненный путь, но нужно ли всё время идти? Режиссер снова объясняет это словами той же монахини: «Когда долго на одном и том же месте живешь, начинаешь привыкать к этому месту и начинаешь забывать самое главное в жизни». Поэтому и нужно всегда идти, говорит нам Феллини.

    Наши герои тоже шли, но пока они шли вместе, о «самом главном в жизни» не задумывались, было не до того — одна усиленно познавала мир, другой столь же усиленно от него оберегался. И только тогда, когда их дороги пошли по самостоятельному направлению, появилось желание задуматься друг о друге. Хотя о чем думала и чем жила Джельсомина, когда Дзампано ее бросил, мы не можем сказать ничего определенного. Последнее, что мы видим — это постепенно усиливающееся сумасшествие после убийства Матто. Однако мы ясно видим рыдающего на камнях у моря Дзампано после известия о том, что Джельсомина умерла. Он впервые за долгое время впустил под свой панцирь мир.

    Картина получила более пятидесяти наград, среди них премия «Оскар» и «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля. Над ней работали выдающиеся деятели искусства — сам прославленный Федерико Феллини, композитор Нино Рота, обладатель в дальнейшем двух премий «Оскар» Энтони Куинн и многие другие. Картина, давно ставшая классикой мирового кинематографа и без сомнения достойная нашего внимания.

    8 апреля 2011 | 21:27

    Именно этот рассказ американского писателя О`Генри первым всплывает из глубин памяти после очередного просмотра такой простой истории, но столь глубокой притчи о взаимоотношениях мужчины и женщины или, как сейчас принято говорить, об инь и ян. Казалось бы, ничего общего, разве что пути героев фильма, так же как и в рассказе, расходятся в отведенный час, а пока они волею судьбы колесят в старом драндулете по дорогам бедной, израненной, послевоенной Италии в поисках своего куска хлеба.»

    «Дорога, дорога, ты знаешь так много о жизни моей непростой.» И не просто знает, но и откладывает свой отпечаток на судьбы и характеры людей. Так, пройдя горнило войны, бывший солдат Дзампано (Энтони Куинн) превратился в грубого мужлана, лишённого сантиментов. Как известно, «старый солдат не знают слов любви». Он привык пользоваться женщинами, оплачивая их услуги, которые вряд ли можно назвать любовью даже с большой натяжкой. Также он купил Джельсомину, поскольку она нужна ему для работы, точно так он заплатил семье за её сестру несколько лет назад, но она умерла. Жизнь Дзампано, словно езда медведя на велосипеде по кругу цирковой арены с единственным номером, основанном не столько на силе, сколько на заурядном жульничестве. Он с лёгкостью рвёт чугунную цепь, но не в силах разорвать оковы, сжимающие его зачерствевшую душу. Вряд ли стоит осуждать его за это, такова суровая жизнь, что заставляет ожесточаться сердца, а иначе не выжить в эти тяжёлые годы.

    «Женщины всю свою жизнь остаются детьми» — утверждал Артур Шопенгауэр и Джельсомина (Джульетта Мазина), как никто другой, подтверждает эти слова. Она — само олицетворение женской слабости, беззащитности, детской непосредственности и потому легко находит общий язык и понимание среди детей. Будучи слабой, она нуждается в «каменной стене» за которой можно спрятаться или прислониться к ней в поисках защиты от жизненных проблем и такую стену она видит в Дзампано. Всякая женщина рождена для любви, она нужна ей как воздух, как «пятый элемент» и не только ей, но мужчины обычно это скрывают. «Когда нет того, что любишь, приходится любить то, что есть»- говорил Корнель и она любит, причём всем сердцем, а у Джельсомины даже голова — сердце. Джельсомина своим женским чутьём понимает причины чёрствости Дзампано и пытается потихоньку нащупать тонкие струны его души и ей это почти удаётся, но на какое-то время на их пути оказывается Матто (Ричард Бейсхарт). Слёзы Дзампано в финале — тот самый катарсис, свидетельствующий, что Джельсомина шла по правильному пути, но слишком поздно пришло осознание, кого же он потерял. «Что имеем, не храним; потерявши, плачем.»

    Эта картина Федерико Феллинни — подлинный гимн своей единственной и любимой жене Джульетте Мазине, которая обладала недюжинным мужеством. «Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины — сказать, что она безобразна»- говорил Иммануил Кант. И глупцов хватает не только в фильме, но и среди критиков, называющих её некрасивой. Слепцы, что вы понимаете в женской красоте? Феллинни показал всё то, за что он любил свою жену. Он писал этот образ на протяжении десяти лет, пристально наблюдая за своей возлюбленной. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что сама Мазина не признавала своего сходства с Джельсоминой, но со стороны всегда виднее. Режиссёр сумел настоять на том, чтобы главную роль играла именно она, так же, как в роли Дзампано он не видел другого актёра, кроме Энтони Куинна. Продюсеры не устояли перед его напором и вряд ли пожалели об этом впоследствии, картина имела оглушительный мировой успех, хотя в Италии по началу была принята довольно прохладно. Сложно, да пожалуй и невозможно, представить других актёров в главных ролях, настолько они искренни и органичны. Ну и само собой, нельзя не сказать, что в этом фильме звучит великолепная, чарующая музыка Нино Рота.

    Необыкновенное слово дорога, просто идеально созданное для метафор. Так много смыслов оно скрывает и вот уже на протяжении почти 60-и лет одним из них является название этого шедевра кинематографии. Прав был герой рассказа Боб Тидбол, в уста которого О`Генри вложил философскую фразу:" Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.»

    10 из 10

    22 октября 2013 | 13:56

    Фильм смотреть всем! Обязательно! Такой трогательной картины я не видела давно! Джинсомина — само очарование. Все ее эмоции искренни и лучисты до такой степени, что кажется, что и Джульетта Мазина такая же слегка странная, но бесконечно добрая, отзывчивая, чуткая, любящая, кроткая, что это один человек. Мазина играет настолько великолепно, что ты веришь каждому движению ее пальчика, каждому взгляду и повороту головы. Дженсомина чиста как ребенок и в помыслах и в поступках.

    Антагонистом Джинсомины является Дзампоно. Грубый, невыносимый, с тяжелым характером силач. Смотря на него слышишь его отвратительный запах. Запах табака, вина и пота. Он настолько черств и настолько жесток, что в голове не укладывается, почему Джинсомина не сбежит от него, не начнет жить своей жизнью или в крайнем случае не вернется к своей матери.. . И кажется, что ничто не может изменить его характер и принципы, хотя никаких принципов то у него и нет. ни воровство, ни убийство, ничто не может сломать этого человека. Если бы не Джинсомина. Она живет ради великой цели. Она выполняет божественную миссию. Вернее не она, а ее смерть. Только смерть Джинсомины помогает\заставляет Дзампоно понять всю свою жестокость и безсердечность.

    Фильм — доказательство того, что каждый человек для чего-то рождается, для какой-то великой цели.

    Не смотря на то, что фильм имеет грустный конец, чувствуются некая надежда или даже вера в лучшее, вера в то, что даже дурные люди способны осознать свои ошибки и способны исправится и кажется, что это у них несомненно получится.

    13 августа 2014 | 16:36

    Что такое «неореализм»? В отличие от драмы, — «мещанской трагедии» — и, тем более, трагедии собственно, «неореализм» это язык, органичный для «народной трагедии», способный выразить трагичное, взяв его из народной жизни. И «Дорога», несомненно, — народная трагедия. Можно говорить об экспансии чувства трагического, сначала свойственного царям, затем дворянам, затем мещанам и, наконец, народу. Фильм о трагедии Дзампано — пожалуй, самым брутальном персонаже, выступавшем в амплуа трагика. Фильм о крестьянски эгоистичной тяге к приятной жизни Дзампано и влюбленности в искусство Матто, наивном эгоизме первого и плодовитой самоиронии второго. Неореализм — искусство народа и для народа и эстет Феллини рискует представить его вниманию проблему … искусства, художественной жизни, эстетики. Феллини представляет вниманию народа конфликт внутри людей искусства и фильм неожиданно оказывается «кассовым» и пользуется устойчивой симпатией у простых людей, видимо благодарных за столь искреннее и серьезное к себе отношение, уставших от дешевых «кассовых» поделок, которыми их снобистски пичкают.

    Дзампано обладает талантом — физической силой, — демонстрацией которого он зарабатывает себе на кусок хлеба. Дзампано не лишен артистических амбиций и, желая привнести лирическое начало в свой номер, использует в нем Джельсомину. Талантливый человек и артист в душе он … бесконечно чужд искусству и вызывает раздражение у людей, искусству причастных. Федерико Феллини был безумно влюблен в индустрию развлечений и талантливый, но лишенный фанатической приверженности искусству, зарабатывающий себе на хлеб, мясо и вино Дзампано, выставлен Феллини в неприглядном свете. Искусству надо служить фанатически или держаться от него подальше. Надо публично спятить, чтобы тебя не травили как увальня.

    Дзампано — красавчик, пользующийся успехом у женщин, так что он мог бы сделать карьеру плейбоя, но зачем-то связался с искусством. Дзампано груб, но самолюбив и хочет, чтобы им восхищались. Джельсомина хочет того же и никто не хочет уступить другому и между ними идет борьба самолюбий. «Я с ним ругаюсь, ругаюсь, а ему хоть бы что» — сетует Джельсомина. Дзампано и Джельсомина похожи друг на друга: они выходцы из одной, крестьянской, среды — упрямо соперничающие друг с другом гигантский и хрупкая деревенщины сцепились не на шутку в борьбе самолюбий. Оба не хотят, да и, пожалуй, не могут работать. Их представления примитивны, оба они непрофессионалы, наивные авантюристы, но если у Дзампано есть хотя бы талант, то у Джельсомины ничего нет, кроме амбиций быть артисткой.

    Встречая Матто, — бесталанного, обычного, но преданного делу человека, — Джельсомина встречает свою вторую половинку. Он улыбается ей при случайной встрече она восхищена его рискованным номером. Для него женщина забавна, для нее — у него по-настоящему профессиональный номер, в отличие от наивного, ленивого и самолюбивого, авантюризма Дзампано, невыносимого для Джельсомины. Матто — представляющийся Джельсомине мужчина-профессионал, к которому Джельсомина чувствует притяжение. Сам Матто — анекдотичен: жажда аплодисментов, легко добытых денег доводит Матто до нужды рисковать своей жизнью «обедая» на потрясающей высоте над канатами над площадью. Но это человек, которому хватило-таки сил и достоинства ума, критически отнестись к своему паразитизму и преодолеть свои душевные инертность и амбиции, став профессионалом в своей области, по-настоящему влюбившись в искусство, и этим он отличается от такого пугала человеческой души как Дзампано. Матто — не наивный эгоист с примитивным номером, он профессионал, влюбленный в искусство и рядом с ним Джельсомина расцветает, чувствуя себя соратницей художника, частью важного, красивого дела. Она устала от самолюбивого, ленивого, наивно-крестьянски хитрого, абсолютного эгоиста, грубого гиганта Дзампано. Дзампано умудрился вызвать у нее неприязнь, даже сделав ее актрисой, что ей нравилось. Она не хочет жить с этим ленивым эгоистом, даже будучи «актрисой». Сколько женщин «скучают» рядом с хорошими профессионалами, хорошими отцами, щедрыми мужьями: Дзампано — нужен. Нужен этот ленивый самолюбивый гигант, чтобы ценили возможность спокойно прожить жизнь, быть может, не очень красиво, но достойно для души — частью благородного дела, а не карикатурой на женщину и актрису в жизни и представлениях Дзампано.

    Между Матто и Дзампано — столкновение и между ними происходит «поединок», — пожалуй одна из самых остроумных историй за всю историю кинематографа. Надо видеть это «дуэль» из-за проблем искусства. Она анекдотична, эта «дуэль», и она трагична.

    Дзампано — талантливый художник, но ленивый, эгоистичный и пр., доведенный до буйного помешательства талантливой и справедливой критикой Матто. Энтони Куинн великолепно справляется с трагической ролью.

    Искусству надо служить фанатически или держаться от него подальше.

    Любите свое дело и женщина прибавит себя к вашей жизни, как в случае с обычным в сущности, но фанатично любящим дело Матто.

    Миром правят мертвые фанатики.

    2 марта 2011 | 15:26

    Вот она классика кинематографа. Тут не нужны слова, это нужно просто видеть. Сюжет простой донельзя. Хотя, любовь не может быть проста.

    Она — странная, не от мира сего, готовая на всё ради него. Он — грубый, неотёсанный, не уважающий её, однако, без неё он не сможет прожить. Каким образом они оказались вместе? Наверное, это неважно. Главное — любовь. Он тоже любит её, хотя сам об этом и не подозревает.

    В этом фильме происходит «подмена понятий». Он думает, что он сильный, что он сможет всё и что физическая сила решает в этом мире всё. На самом деле, сильная она — душевно и морально. Ради него она сделает всё. Даже достанет Луну с неба. А он… Он слишком поздно понимает, что потерял самое дорогое, что у него было. И это не сила.

    У всех из нас своя дорога. Кто-то идёт прямо, кто-то ищет обходные пути, но все, рано или поздно, дойдут до конца. Вот об этом тоже в какой-то степени фильм. И конечно о любви. О всепоглощающей, слепой и всепрощающей.

    10 из 10

    Шедевр.

    2 февраля 2011 | 10:21

    Дорога останется для меня точным
    выражением моих нравственных интересов,
    моих эстетических требований, моего
    восприятия окружающего — это самый важный
    этап в моей жизни. Быть может, ее заключение.


    Федерико Феллини.

    Проблемы морали и одиночества представляются едва ли не главными для Феллини-художника и Феллини-человека. Фильм «Дорога» не является исключением из правил, в нем тесно переплетаются категории одиночества и морали с понятием гуманности, добродетели как одним из главных достояний человеческой души. Картина повествует об одной из великого множества человеческих историй, судеб, о, возможно, самом бедном, самом жалком случае людского сосуществования.

    Главная идея фильма — стремление достичь душевного сближения Дзампано и Джельсомины, которым по самой их природе, как это совершенно очевидно, не суждено было понять друг друга.

    «Завтра мы можем оказаться перед лицом такого общества, которое внешне будет прекрасно организовано, и будет отлично функционировать без каких-либо дефектов, но в котором личные отношения, отношения между людьми, отношения между отдельными индивидуумами окажутся чисто поверхностными, лишенными всякого внутреннего содержания; в них будут царить равнодушие, отчуждение, невозможность познания человека человеком». Ф. Феллини.

    Единственный путь преодолеть глубокое одиночество — беду современной эпохи, корни которой восходят к самым истокам бытия, — в умении передать «послание» от одного изолированного в своем одиночестве человека к другому, раскрыв взаимосвязь их чувств и душевных переживаний.

    В фильме выражены самые простые, казалось бы, человеческие чувства и связанные с ними надежды. Мы становимся свидетелями попытки — духовного сближения двух людей, двух душ, — предпринятой средствами киноискусства. Словно под микроскопом показана «диалектика чувств», основной формой которой является общение между людьми. В отражении этой самой животрепещущей потребности сегодняшнего дня показана нескончаемая вереница несчастий, измен и подлостей… Оголенность воплощенных в экранные образы чувств, острота восприятия столь жестокой окружающей действительности возводит этот фильм в ранг наиболее реалистичных и правдивых картин кинематографа ХХ века.

    26 мая 2010 | 19:55

    Фильм — монолог мудрого режиссера, заснятый на пленку и облепленный метафорами, где все экранное служит лишь выражением его мыслей. Все — лишь аллегории и сравнения. После просмотра ты ещё долго бродишь и соображаешь что к чему.. Что же шептал старый мастер?

    А шептал он про свободу, для которой стоит жить, которую любишь больше родного дома, больше оседлости, больше хорошей обеспеченной жизни. И что бы жить этой свободой нужно быть ненормальной. Ненормальной, как Джозефина. Два героя просто путешествовали, им было на все плевать. Они были настолько сумасшедшие, нелогичные и делали все из-за внутреннего секундного порыва. Если бы два клоуна сошлись вместе — они бы потеряли весь смысл их жизней: осели бы в каком-либо маленьком городке и завели детишек, а Дзампано стал бы водителем такси, а девчонка стала бы спокойной мудрой матерью, поучающей детей жизни. Этот фильм про романтику, низовую романтику. Не про ценности обычных людей: машины, дома, любимых жен. Эти 2 человека с экрана просто не могут позволить себе быть хоть на грамм логичными и стандартными, ведь тогда они рискуют потерять всю свою свободу.

    И сидя в кинотеатре, ты уже не смотришь фильм, не обращаешь внимание на сами кадры и сюжет, а слушаешь. Сначала не понимаешь о чем идет речь и злишься, потом выходишь и, как после долгого разговора, начинаешь переосмысливать сказанное. И все становится по своим местам. Поэтому не удивительно, что работе камеры тут не уделялось особое внимание. Ведь, здесь кадр — только средство повествования. Актеры, как основа всего фильма и монолога, несут основную мысль, поэтому подобраны и играют изумительно.

    Я знаю еще один фильм, где Феллини смеется над людской озабоченностью возвышенным и нужным чувством, под названием любовь. (8 с половиной)

    " — Эй, Дзампано, я тут помидоры посеяла!

     — Дура, какие помидоры, а ну полезай в фургон.»

    " — Я бы даже за тебя замуж вышла..

     — Не говори глупостей!»

    Так сиди и слушай.

    24 октября 2009 | 13:15

    «Джульетта считала себя чисто трагической актрисой — я вытаскивал из нее клоунессу. Она сопротивлялась — я ее ломал.»

    Так Федерико Феллини в одном из последних интервью описывал начало совместной творческой деятельности со своей супругой.

    Но если посмотреть на созданное этой парой, правы были оба. Джульетта Мазина сыграла две незабываемые трагикомические роли — Джельсомины и Кабирии. А Феллини этими фильмами поставил сам себе такую художественную и нравственную планку, что не побоюсь кощунственных слов — все созданное им после является лишь падением с дважды взятой невероятной высоты.

    Нет, были фильмы более громкие, мастерски сделанные, осыпанные призами (которые режиссер так любил), но свою душу Маэстро вложил от начала и до конца только в Дорогу и Ночи Кабирии. А Дорога вышла у него проще и душевнее, за что и ценю этот фильм больше всего в творчестве Феллини. Несмотря на трагический конец, в нем много света и надежды на лучшее. Некрасивая смешная дурочка Джельсомина ценой своей жизни заставила очерствевшего и озлобленного Дзампано выть от горя, пережить катарсис и посмотреть в глаза своему богу. Даже если одна потерянная душа спасена, пусть и такой ценой — у мира есть шанс.

    Кстати, в одной из поздних своих картин, Джинджер и Фред, Феллини включил в финале странную сцену. когда герой Мастроянни бежит за вагоном Амелии и зовет ее, а она делает странное движение, как будто трубит в невидимую трубу.

    Возможно, здесь старик Феллини, не любящий раскаиваться и исповедаться, намеком дал нам понять — он жалеет о том, что свернул в свое время с Дороги, куда звала его эта простая и добрая девочка, на широкие залитые светом автострады Сладкой жизни, закончившиеся горьким сожалением и многолетними творческими кризисами… возможно, но мы этого никогда не узнаем. Зато героиня Дороги останется с нами навсегда.

    9 из 10

    30 января 2011 | 19:36

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>