всё о любом фильме:

Дорога

La strada
год
страна
слоган«You've been hearing about a great picture called La Strada (The Road)...now it is here!»
режиссерФедерико Феллини
сценарийТуллио Пинелли, Эннио Флайяно, Федерико Феллини
продюсерДино Де Лаурентис, Карло Понти
операторОтелло Мартелли, Карло Карлини
композиторНино Рота
художникМарио Раваско, Энрико Червелли, Брунелло Ронди, ...
монтажЛео Каттоццо
жанр драма, ... слова
зрители
Франция  4.48 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время108 мин. / 01:48
Номинации (1):
Фильм о нечеловеческой жестокости и человеческом страдании, о непростых отношениях немножко сумасшедшей, немножко святой, взъерошенной, смешной, неуклюжей и нежной Джельсомины и мрачного, массивного, грубого и звероподобного Дзампано — женщины и мужчины, совершенно чуждых друг другу, но волею судеб, неизвестно почему, оказавшихся вместе…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
31 + 1 = 32
8.7
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Изначально идея фильма была набросана Туллио Пинелли и Федерико Феллини во время работы над картиной «Белый шейх», и это была история рыцаря, странствующего по средневековой Италии.
    • Найти продюсера было очень трудно, и не меньше трудностей возникло у Феллини с назначением на роли выбранных им актеров.
    • Феллини пробовал на роль Джельсомины Марию Пиа Касилио, успешно сыгравшую в фильме «Умбердо Д.», а на роль Матто — Альберто Сорди, однако из-за того, что кандидатура Сорди была отклонена, дружба между ним и Феллини дала трещину.
    • Феллини заметил Энтони Куинна и Ричарда Бэйсхарта, когда они участвовали в съемках фильма «Запретные женщины» Джузеппе Амато, где также в одной из женских ролей снималась и Джульетта Мазина.
    • Съемки «Дороги», периодически прерываясь, проходили с октября 1953 до мая 1954 в различных местах центральной Италии, таких как Баньореджо, Фьюмичино, Овиндоли, Кастелли Романи.
    • На фестивале в Венеции фильм был удостоен «Серебряного Льва». В этот вечер столкнулись между собой сторонники Лукино Висконти и Федерико Феллини, и потасовка достигла своего апогея, когда подрались поборник Висконти — Дзефирелли и Моральдо Росси — помощник режиссера Феллини.
    • Алессандр Корда хотел выпустить продолжение фильма — «Приключения Джельсомины».
    • В дань уважения Мазине, в своем фильме «Восемь с половиной женщин», Питер Гринуэй назвал одну из героинь Джульеттой.
    • Музыкальная тема Нино Рота стала впоследствии популярной песней «Stars Shine In Your Eyes»
    • В Швейцарии сигареты называют Дзампано.
    • Энтони Куинна дублировал Арнольдо Фоа.
    • Фильм демонстрировался в советском кинопрокате в 1967 году под названием «Они бродили по дорогам» и с хронометражом 97 минут, то есть на 21 минуту короче оригинала.
    • еще 9 фактов
    Трейлер 03:47

    файл добавилprunea

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 575 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В чем он, секрет верности?

    Наверное, все начинается с влюбленности, когда, даже если весь мир твердит, что твой избранник плохой, ты все равно считаешь, что он хороший.

    Но что, если у тебя больше не осталось аргументов? Что, если иллюзии испарились и жестокая правда о том, кто рядом с тобой, открылась тебе?

    Дзампано не обладает никакими достоинствами, за которые его можно любить, наоборот, он жесток, угрюм и неинтересен. Он не способен дать ни капли тепла и нежности, а наоборот, награждает свою спутницу тумаками и постоянно унижает ее, при малейшем случае предпочитая ей других женщин. И Джельсомина хочет покинуть его. Но тут вмешивается случай в обличии Матто и бросает в благодатную почву чистого сердца девушки зерно, из которого вырастет и расцветет прекрасный цветок верности. «Ты нужна ему. Если ты покинешь его, кто с ним останется?» — спрашивает Мотто Джельсомину и приковывает ее этим вопросом к Дзампано, крепче цепей. И это уже не влюбленность, — это зрелое чувство, это любовь.

    Но Феллини на этом не останавливается. Он обостряет ситуацию, как бы спрашивая: «А что, если тот, кому ты хранишь верность, совершит поступок, противный всему твоему существу? Что, если он на твоих глазах убьет другого человека, и это будет вопиющей несправедливостью?» Но Джельсомина и тогда не может покинуть того, кому отдала сердце. Она становится совестью зачерствевшего, бессовестного Дзампано. Она скулит и плачет рядом с ним без остановки, и однажды, не выдержав, Дзампано потихоньку сбегает от своей совести. И для него это конец.

    По сути, Феллини показал нам природу божественной любви и дорогу пропащей души, отвергающей эту любовь. И очень хотелось бы, чтобы для кого-то этот фильм стал откровением и помог увидеть и оценить любовь, которой любит нас Бог, и пойти в другом направлении — вверх.

    10 из 10

    29 апреля 2015 | 15:43

    Именно этот рассказ американского писателя О`Генри первым всплывает из глубин памяти после очередного просмотра такой простой истории, но столь глубокой притчи о взаимоотношениях мужчины и женщины или, как сейчас принято говорить, об инь и ян. Казалось бы, ничего общего, разве что пути героев фильма, так же как и в рассказе, расходятся в отведенный час, а пока они волею судьбы колесят в старом драндулете по дорогам бедной, израненной, послевоенной Италии в поисках своего куска хлеба.»

    «Дорога, дорога, ты знаешь так много о жизни моей непростой.» И не просто знает, но и откладывает свой отпечаток на судьбы и характеры людей. Так, пройдя горнило войны, бывший солдат Дзампано (Энтони Куинн) превратился в грубого мужлана, лишённого сантиментов. Как известно, «старый солдат не знают слов любви». Он привык пользоваться женщинами, оплачивая их услуги, которые вряд ли можно назвать любовью даже с большой натяжкой. Также он купил Джельсомину, поскольку она нужна ему для работы, точно так он заплатил семье за её сестру несколько лет назад, но она умерла. Жизнь Дзампано, словно езда медведя на велосипеде по кругу цирковой арены с единственным номером, основанном не столько на силе, сколько на заурядном жульничестве. Он с лёгкостью рвёт чугунную цепь, но не в силах разорвать оковы, сжимающие его зачерствевшую душу. Вряд ли стоит осуждать его за это, такова суровая жизнь, что заставляет ожесточаться сердца, а иначе не выжить в эти тяжёлые годы.

    «Женщины всю свою жизнь остаются детьми» — утверждал Артур Шопенгауэр и Джельсомина (Джульетта Мазина), как никто другой, подтверждает эти слова. Она — само олицетворение женской слабости, беззащитности, детской непосредственности и потому легко находит общий язык и понимание среди детей. Будучи слабой, она нуждается в «каменной стене» за которой можно спрятаться или прислониться к ней в поисках защиты от жизненных проблем и такую стену она видит в Дзампано. Всякая женщина рождена для любви, она нужна ей как воздух, как «пятый элемент» и не только ей, но мужчины обычно это скрывают. «Когда нет того, что любишь, приходится любить то, что есть»- говорил Корнель и она любит, причём всем сердцем, а у Джельсомины даже голова — сердце. Джельсомина своим женским чутьём понимает причины чёрствости Дзампано и пытается потихоньку нащупать тонкие струны его души и ей это почти удаётся, но на какое-то время на их пути оказывается Матто (Ричард Бейсхарт). Слёзы Дзампано в финале — тот самый катарсис, свидетельствующий, что Джельсомина шла по правильному пути, но слишком поздно пришло осознание, кого же он потерял. «Что имеем, не храним; потерявши, плачем.»

    Эта картина Федерико Феллинни — подлинный гимн своей единственной и любимой жене Джульетте Мазине, которая обладала недюжинным мужеством. «Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины — сказать, что она безобразна»- говорил Иммануил Кант. И глупцов хватает не только в фильме, но и среди критиков, называющих её некрасивой. Слепцы, что вы понимаете в женской красоте? Феллинни показал всё то, за что он любил свою жену. Он писал этот образ на протяжении десяти лет, пристально наблюдая за своей возлюбленной. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что сама Мазина не признавала своего сходства с Джельсоминой, но со стороны всегда виднее. Режиссёр сумел настоять на том, чтобы главную роль играла именно она, так же, как в роли Дзампано он не видел другого актёра, кроме Энтони Куинна. Продюсеры не устояли перед его напором и вряд ли пожалели об этом впоследствии, картина имела оглушительный мировой успех, хотя в Италии по началу была принята довольно прохладно. Сложно, да пожалуй и невозможно, представить других актёров в главных ролях, настолько они искренни и органичны. Ну и само собой, нельзя не сказать, что в этом фильме звучит великолепная, чарующая музыка Нино Рота.

    Необыкновенное слово дорога, просто идеально созданное для метафор. Так много смыслов оно скрывает и вот уже на протяжении почти 60-и лет одним из них является название этого шедевра кинематографии. Прав был герой рассказа Боб Тидбол, в уста которого О`Генри вложил философскую фразу:" Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.»

    10 из 10

    22 октября 2013 | 13:56

    Фильм, который я бы назвал ярчайшим представителем итальянского НЕреализма. Внешне у меня с этой историей нет никаких точек соприкосновения. Но в том и волшебство этого фильма.

    Суровый силач, артист бродячего цирка Дзампано покупает себе в бедной семье помощницу Джельсомину, немного сумасшедшую девушку, а, точнее — не желающую взрослеть женщину. Экзотическая парочка, которую, вроде бы, ничего не объединяет кроме совместной работы, отправляется в Дорогу. Но главный герой истории, как мне кажется, ощущение глобального одиночества каждого из персонажей: главных и второстепенных. Одиночки тянутся друг другу и те же отталкиваются.

    Феллини неоднократно уверял, что «Дорога» представляет собой полный перечень персонажей, обитающих в его выдуманном мире. А потому, этим фильмом он без всяких мер предосторожности поделился со зрителем частичкой самого себя.

    Персонаж, созданный Мазиной, стал настолько популярным, что, как говорила сама актриса, «всем срочно понадобилась Джельсомина». Феллини вспоминал: «Я мог сколотить целое состояние лишь на продаже прав на использование ее имени различным фирмам по производству кукол и конфет. Даже Дисней собирался снять с ее участием мультипликационный фильм». Игру Мазины сравнивали с чаплинской. Мне же созданная ей Джельсомина напомнила Чебурашку.

    Силач и мизантроп Дзампано осознает свое одиночество позже. На берегу могучего и равнодушного океана. И, символично, что глаза его души откроются ночью.

    10 из 10

    4 октября 2012 | 12:48

    В 1954 году после окончания съемок фильма «Дорога» Федерико Феллини переживает сильнейший психологический кризис — «Чернобыль души», как он назвал его впоследствии. Эта исповедальная картина одновременно явилась и переходным этапом в творчестве режиссера. С нее начался знаменитый феллиниевский отход от итальянского неореализма в сторону универсализма, а в итоге — своего собственного уникального и неповторимого кинематографического стиля. «Дорога», прогремевшая не только на всю страну, но и на весь мир, по существу является символической притчей, в которой каждый последующий смысловой уровень углубляет и дополняет предыдущий.

    В центре фильма жизнь цирковых актеров: силача Дзампано, полуюродивой девушки Джельсомины и канатоходца Матто — эти роли в свое время прославили Энтони Куинна, Джульетту Мазину и Ричарда Бейсхарта. Они колесят по дорогам Италии, трюками и клоунадой зарабатывая себе на хлеб. Жизнь как игра, в которой все люди — актеры, драма абсурда, вселенская буффонада, экзистенциальная тоска и одиночество — все это уже содержится в смысловой ткани фильма. И, конечно же, важен центральный символ дороги как судьбы или пути человеческого самоопределения. Но это лишь внешний содержательный пласт картины.

    В облике главных героев фильма без труда угадываются персонажи commedia dell`arte. В эпоху модерна триада Арлекин, Коломбина и Пьеро стала особенно затребована искусством и выросла в классический любовный треугольник с четким разграничением ролевых амплуа. Но Феллини в своем творчестве заметно переосмысляет эту традицию: внешняя любовная интрига у него как бы переводится во внутренний план, поэтому накал страстей между героями не поддается привычной трактовке. Хоть Джельсомина и увлекается загадочным и непредсказуемым Матто, желая уйти от примитивного и грубого Дзампано, тем не менее отношения эти далеки от эротической любви. Здесь уместнее было бы обратиться к греческому понятию «агапе», приближающемуся по значению к христианской любви к ближнему. Не до конца объяснима также эта вражда-притяжение между Матто и Дзампано. А при всей жизненности происходящих в фильме событий его выразительные средства крайне скудны: вечная дорога, как бы случайные эпизодические встречи, обыденный диалог. Кажущаяся же рельефность образов героев — это всего лишь маски, типажи, знаковые фигуры, выражающие идеи автора. Поэтому столь странную связанность героев друг с другом точнее было бы назвать «духовным треугольником», где притчевая иносказательность, безусловно, доминирует над реализмом.

    Воспитанный в традициях католической культуры, Феллини, хоть и восставал против ее канонических форм, тем не менее не отрицал заметного влияния христианского мировоззрения на свое творчество. Поэтому не удивительно, что в четких очертаниях характеров главных персонажей угадывается ссылка на соответствующую троичность природы человеческого существа: дух, душа, тело. Феллини часто вспоминал, что в «Дороге» «поделился со зрителем частичкой самого себя». И в фильме сполна показан этот мучительный процесс преображения человеческого сознания, замкнутого в рамках животной телесности. Нежная, чистая душа-Джельсомина, волею обстоятельств отданная грубому и самодовольному Дзампано, отчаивается и начинает как бы внутренне умирать. Но вот происходит неожиданная встреча с Матто — совершенно неприкрытая отсылка к духу — и жизнь ее преображается. Насмешливый, легкий, почти воздушный Матто вызывает злобу у громадно-телесного Дзампано, но в этой вражде таится необъяснимое притяжение: погруженная во мрак «неодухотворенная» натура тоже тянется к свету. И как душа в человеке постоянно мечется между духом и телом, так и Джельсомина не может сделать окончательного выбора: она неразрывно связана с обоими, но как бы на разных уровнях.

    Этот смысловой пласт картины коррелирует с другой ее трактовкой. Известно, что Феллини очень увлекался учением Карла Юнга, которого даже называл своим «старшим братом». «Он выразил в словах то, что я знал на уровне эмоций», — вспоминал режиссер. В «Дороге» интуитивно отражена самая суть юнговского символизма, где центральным событием человеческой жизни является процесс «индивидуации» — обретения своего истинного «я». Но в классической трагедии герой встречается со своей душой, испытав великие страдания, приводящие его к катарсису — внутреннему очистительному прорыву. Это согласно древнему архетипическому мотиву происходит через жертвенную потерю, так как воскрешение всегда связано со смертью. Дзампано долго не мог осознать, что маленькая Джельсомина послана ему как спасительный дар, что она — светлый лучик, разгоняющий его внутреннюю тьму. Матто же — учитель, который указывает путь этой душе. И символом такого перерождения является незабываемая мелодия, которую канатоходец заповедует Джельсомине, а та в свою очередь дарит ее Дзампано.

    Эти и многие другие семантические нюансы картины органично сливаются в единую смысловую структуру, где форма и содержание, дополняя друг друга, образуют уникальную притчу-послание — исповедь души самого режиссера, которой он делится со всем миром в надежде получить отклик и понимание. Но, может быть, именно это и придает творчеству гения золотой отблеск вечной жизни?

    16 ноября 2013 | 15:50

    Дорога, наверное, один из самых грустных и в то же время пронзительно трогательных фильмов в истории кинематографа. Захватывающий внимание с первых же кадров, фильм смотрится, как одно дыхание, как один вздох, как одна жизнь. Трагедия человека, ничего в жизни не имеющего, кроме своей силы, который слишком поздно осознал, то, что он потерял.

    Дорога — это трагедия маленького человека, по ошибке думающего, что он большой. Дорога, как жизнь, на которой нельзя вернуться назад, лишь только оглянуться и помахать рукой. Любовь была рядом, стоило только остановиться и осознать, почувствовать, и протянуть руку, чтобы коснуться её нежной ладони. Дзампоно, Дзампоно, ээх…, Дзампоно……

    27 января 2010 | 20:56

    «Дорога» талантливейшого Федерико Феллини это кино на все времена. Наверное, это одна из самых грустных и в тоже время пронзительных фильмов в истории кинематографа. Захватывающий внимание, с первых же кадров, фильм смотрится как одно дыхание, как один вздох, как одна жизнь. Это история двух людей, которые строят свою жизнь на богатстве и нищете, и любви и ненависти. Так же, это восхитительная, шедевральная картина, в которой интегрирует, комедия и драма, вымысел и правда, настоящая жизнь, великолепная режиссура и конечно же исключительные актерские работы.

    Я наслышан, что тема двух сердец очень часто фигурирует в центре сюжета, в картинах Феллини. Джульетта Мазина, в роли Джельсомино, была просто изумительна. Девушка с душой ангела, которая не смогла выжить в нашем мире. Таким людям, всегда тяжело в этом мире, никто не ценит их доброту, любовь, искренность, талант. Думаю о ее актерской игре, не стоит разглогольствовать, стоит лишь посмотреть на эту актрису, в данном фильме, и все сразу же станет понятно без слов. Феноменальная актерская работа, одной из любимейших актрис великого режиссера Федерико Феллини.

    И кстати, она вовсе не ненормальная, просто как по мне, этот народ привык крестить светлых с виду, и свободных изнутри людей, глупыми эпитетами. Сопереживать же люди готовы Дзампано, которого они оправдывают, говоря, что безысходность положения, и пристрастие к алкоголю, сделали его таким.

    Я все таки, прихожу к мнению, что между Джельсомино и Дзампано была любовь, но с другой стороны Дзампано не обладает никакими достоинствами, за которые его можно любить. Он жесток, угрюм, он не способен дать никакого тепла, а в придачу награждает свою спутницу, тумаками, и предпочитает ей других женщин. Впоследствии он очень сильно отчаится в своем выборе, и очень сильно пожалеет о своих действиях, которые приведут к летальному, трагичному исходу. Что, наглядно демонстрирует отсылки к реальной жизни, режиссер будто вложил всю свою душу, от начала до конца в эту картину. Как же радует, когда режиссеры по настоящему любят, то чем занимаются, вкладывают в свои картины весь свой талант, которые относятся к своим фильмам, как к родным детям. Обходятся с ними заботливо и бережно.

    Необыкновенное слово дорога, которое просто идеально создана для философских метафор. Без сомнений эта картина, входит в золотой фонд классики. Острота восприятия столь жестокой окружающей действительности, возводит этот фильм, в ранг наиболее реалистичных и правдивых картин кинематографа ХХ века.

    Это доброе и невыносимо грустное кино должно быть увиденным каждым, независимо от возраста и предпочтения того или иного жанра.

    9 из 10

    24 мая 2015 | 14:51

    В одном из своих интервью Федерико Феллини рассказывает о том, как он «ломал» свою будущую (тогда будущую) жену; что из человека, считавшего себя трагическим актером, он выдавливал клоунессу — по его словам, опять-таки.

    Выдавливал, да как-то не довыдавливал: конечно, глупо спорить с тем, что вот эта первая роль Джульетты Мазины отчасти комическая; что вот это смешно, очень смешно — эта девочка не в себе, с клоунским гримом, кажущейся на фоне вообще всего (Дзампано, фургона, мира) очень маленькой и хрупкой. Но в этом же заключается и трагичность образа: невесёлый получается клоун у Джельсомины. Грустный. А в конце и вовсе — самый несчастный и трагично и нелепо погибший…

    И прочие герои фильма именно так и выглядят: и вроде смешно (ну разве не смехотворен Дзампано в своей ожесточенной замкнутости и откровенной брутальности? а откровенно смеющийся над жизнью Матто? а семейство Джельсомины, огромное и вечно плачущее — по отсутствующему отцу, погибшей старшей дочери?), а на деле — даже не грустно, страшно. Как очень хорошая театральная драма.

    Самый сложный вопрос, на который следовало бы ответить в рецензии — это абсолютно банальный вопрос «о чем фильм?». И чем больше ты этих фильмов смотришь, чем больше знаешь, тем труднее ответить на этот вопрос, о чем же повествует та или другая кинокартина. Ну вот о чем говорится в фильме «Дорога»? Самое банальное, о дороге? В общем, да: это и дорога в прямом смысле, по которой герои едут непонятно куда (городские, мощеные булыжником улицы, деревенская дорога, мосты — тут нет мест, к которым не вела какая-нибудь из дорог или даже тропинок), и, естественно, в переносном (можно понимать как угодно: как индивидуальный путь каждого героя, как выбор этого пути и встречающиеся перекрестки — к месту вспомнить красноречивую сцену с предложением Матто, и та линейность, с которой герои воспринимают жизнь — в фильме очень, очень много линий: это и линия дороги, и линия горизонта, и линия берега, моря, даже то, как выстроен кадр — самое значимое, самое смысловое растянуто вдоль кадра, а не вертикально, то есть смотреть на тот или иной момент надо так, как читаешь книгу, слева направо)… О дороге в «La strada» говорить можно бесконечно, иначе это была бы совсем не «La strada», по-другому тут нельзя никак.

    О людях, народной драме? В том числе. Неореализм вообще предполагает собой рассказ о народе, о том, чем он живет, что испытывает во время и после тягот (не важно чего, войны или чего-нибудь другого), как и где находит силы пережить происходящие с ним — в учебнике об этом написано лучше. Герой итальянского неореализма всегда незнатен, вы тут не увидите никого из тех, кого можно было бы назвать «элитой» — это простой человек, чаще крестьянин или кто-нибудь, живущий в деревне, и реже мещанин (очень редко!). Вот и тут — ну кто эти люди? Диковатый бродячий артист да бывшая крестьянка, которую семья практически сдала без права на возврат. Однако интересно то, что тут показаны не совсем стандартные проблемы — тут говорится в первую очередь об отношениях человека и искусства; то, как показаны отношения к своему искусству самих Дзампано (занимается им, но к делу не привязан, и непрофессионал), Джельсомина (занимается им, дело свое не сразу, но любить начинает, и тоже не профессиональна) и Матто (занимается — любит — профессионал — источник нелюбви и зависти Дзампано) — это ведь, в сущности, раскрытие трёх абсолютно разных видов Творцов — что ни говори, а они действительно Творцы, как бы они не относились к своему делу. Что касается простого народа — тут он скорее выступает фоном, нежели активно действующим лицом, но тем не менее о нём говорится, причем говорится красноречиво, пусть и на примере каких-то конкретных людей.

    Об одиночестве? Тоже да, тема человеческого одиночества в творчестве Феллини вообще основная, и «Дорога» исключением не является. Однако тут это одиночество своеобразно: это не просто одинокие и выброшенные социумом и жизнью люди, не просто отщепенцы с романтическим ореолом, коих тогда и сейчас было много — они, тем не менее, способны вести друг с другом диалог, и, что редко и очень примечательно, они на каком-то внутреннем подсознательном уровне друг друга слушают и слышат. Не хотят понимать, обижаются или реагируют неправильно (ох, Дзампано!), но, тем не менее, они чувствуют друг друга, они разговаривают друг с другом. И последняя — ключевая! — сцена крика на берегу — это то понимание, тот ответ Джельсомине, который словами выразить невозможно, только таким криком.

    И так можно, в принципе, продолжать до бесконечности, благо красноречивых и неоднозначных символов в фильме много: это и обилие воды — в прямом смысле (начинается всё на берегу моря, и заканчивается всё на берегу моря; а уж многочисленные видения воды в том или ином проявлении на протяжении фильма! это и вино, которое пьёт Дзампано, и пролитая кровь Матто, и много-много-много чего ещё; сама манера съемки плавная, неспешная, тягучая, словно река — опять линия, опять дорога, только теперь водная!), и цирк (отношение героев к жизни через их ремесло: Дзампано, рвущий «цепи» жизни, который, по его мнению, всегда и со всем может справиться; клоунесса Джельсомина, чувствующая этот мир словно ребёнок — и смешно, и грустно, но больше всё-таки смешно, детское мышление быстро оправляется от горестей; а номер Матто, когда он обедает на невероятной высоте, проверяя на прочность не то себя, не то нервы зрителей!), и ненормальность окружающих и самих героев… et cetera et cetera.

    Так о чём этот фильм?

    Наверное, правильнее всё же сказать «О Джельсомине и Дзампано»; по крайней мере уж тут-то точно не ошибешься.

    20 сентября 2012 | 19:32

    Как-то в детстве Федерико Феллини пошёл с родителями в цирк. После этого он часто ему снился. Будущему режиссёру во сне казалось, что он нашёл свой дом. «Тогда я еще не знал, что вся моя будущая жизнь пройдет в цирке — киноцирке», — рассказывал он Шарлотте Чендлер, американскому биографу.

    Когда Феллини рассказывает о своём детстве, он в чём-то напоминает мне главного героя бергмановского фильма «Фанни и Александр». Возможно, это сходство подпитано тем, что оба режиссёра вышли из религиозных семей, где деспотизм довлел над ними. Но у каждого это проявлялось по-разному.

    Свои религиозные комплексы, воспоминания о цирке и скрытые переживания Федерико вложил в фильм «Дорога». Это был первым успешным фильмом режиссёра, в котором заложены корни особого феллиниевского стиля, а также первым фильмом, получившим «Оскара» в номинации лучший фильм на иностранном языке.

    В образах этого фильма можно заметить отсылки к реальной жизни. В особенности, что касается Джельсомины: в некоторых тонкостях и деталях угадывается мать Феллини, к которой у режиссёра было несколько противоречивое отношение.

    Пожалуй, это одно из немногих его кинопроизведений, которые мы можем понять в большей степени, чем последующее глубокое проникновение в мир собственных снов и фантазий, к которому так тяготел Федерико.

    Следуя философии Феллини, можно сказать, что мир Джельсомины и мир Матто вступают в конфликт с миром Дзампано. И последний разрушает миры соперников в прямом и переносном смысле. В конечном же счёте, реальность всё расставляет по местам. В каком бы мире ты не жил, надо иногда выглядывать из него и смотреть по сторонам. Что и происходит с Дзампано в конце фильма. Несколько запоздало.

    Но в этом, наверное, и заключён смысл осознания. Возможно, у тех, кто учится на чужом опыте, прозрение наступит раньше, и они помогут отстроить в чужом мире то, что разрушили, а это, в свою очередь, вернёт порядок в собственный.

    7 из 10

    24 февраля 2013 | 23:08

    Вот она классика кинематографа. Тут не нужны слова, это нужно просто видеть. Сюжет простой донельзя. Хотя, любовь не может быть проста.

    Она — странная, не от мира сего, готовая на всё ради него. Он — грубый, неотёсанный, не уважающий её, однако, без неё он не сможет прожить. Каким образом они оказались вместе? Наверное, это неважно. Главное — любовь. Он тоже любит её, хотя сам об этом и не подозревает.

    В этом фильме происходит «подмена понятий». Он думает, что он сильный, что он сможет всё и что физическая сила решает в этом мире всё. На самом деле, сильная она — душевно и морально. Ради него она сделает всё. Даже достанет Луну с неба. А он… Он слишком поздно понимает, что потерял самое дорогое, что у него было. И это не сила.

    У всех из нас своя дорога. Кто-то идёт прямо, кто-то ищет обходные пути, но все, рано или поздно, дойдут до конца. Вот об этом тоже в какой-то степени фильм. И конечно о любви. О всепоглощающей, слепой и всепрощающей.

    10 из 10

    Шедевр.

    2 февраля 2011 | 10:21

    «Джульетта считала себя чисто трагической актрисой — я вытаскивал из нее клоунессу. Она сопротивлялась — я ее ломал.»

    Так Федерико Феллини в одном из последних интервью описывал начало совместной творческой деятельности со своей супругой.

    Но если посмотреть на созданное этой парой, правы были оба. Джульетта Мазина сыграла две незабываемые трагикомические роли — Джельсомины и Кабирии. А Феллини этими фильмами поставил сам себе такую художественную и нравственную планку, что не побоюсь кощунственных слов — все созданное им после является лишь падением с дважды взятой невероятной высоты.

    Нет, были фильмы более громкие, мастерски сделанные, осыпанные призами (которые режиссер так любил), но свою душу Маэстро вложил от начала и до конца только в Дорогу и Ночи Кабирии. А Дорога вышла у него проще и душевнее, за что и ценю этот фильм больше всего в творчестве Феллини. Несмотря на трагический конец, в нем много света и надежды на лучшее. Некрасивая смешная дурочка Джельсомина ценой своей жизни заставила очерствевшего и озлобленного Дзампано выть от горя, пережить катарсис и посмотреть в глаза своему богу. Даже если одна потерянная душа спасена, пусть и такой ценой — у мира есть шанс.

    Кстати, в одной из поздних своих картин, Джинджер и Фред, Феллини включил в финале странную сцену. когда герой Мастроянни бежит за вагоном Амелии и зовет ее, а она делает странное движение, как будто трубит в невидимую трубу.

    Возможно, здесь старик Феллини, не любящий раскаиваться и исповедаться, намеком дал нам понять — он жалеет о том, что свернул в свое время с Дороги, куда звала его эта простая и добрая девочка, на широкие залитые светом автострады Сладкой жизни, закончившиеся горьким сожалением и многолетними творческими кризисами… возможно, но мы этого никогда не узнаем. Зато героиня Дороги останется с нами навсегда.

    9 из 10

    30 января 2011 | 19:36

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>