После арт-хаусного 'Взаперти' Олжаса Баялбаева я решил откатиться на его дебютную картину, которая вышла в том же году. 'ГОК' - далеко не универсальное, а, скорее, даже локальное произведение, где очень важно знание контекста времени и самой истории в частности. Пытаясь критиковать как 'систему', так и отдельно взятые прослойки населения Казахстана, Олжас забывает главное: рассказывать историю поступательно и понятно массовому зрителю. Диалоги утрированы, события перемешаны по таймлайну, на вопросы не даются ответы, финал и вовсе открыт, и поэтому на конечных титрах ты сидишь с недоуменным лицом и не понимаешь, как все это уместить в своей голове. Вроде бы, пазл и складывается, но ощущение, что тебе чего-то недодали по драматургии, никуда не уходит.
Давайте сразу определяться: интернет пестрит лозунгами, что казахи продолжают снимать про свои 'девяностые', когда мы прекратили это делать еще в середине 'нулевых', и оно понятно. Больная тема требует радикальных мер, и это вполне отражается на местном кинематографе. 'ГОК' - это история про коррумпированное пост-советское пространство, где работает только единственное кредо: 'Не наегоришь - не проживешь'. Бабки любят все. Бабки хотят все. Методы и источники не важны, когда при должных вводных можно прогнуть всех, и даже мэра. Все друг на друге завязаны, все друг другу 'греют лапу', все друг другу целуют туфли, лишь бы не потерять свое место. 'Спич', в первую очередь, о цене Родины и за сколько ее можно продать. Оказывается, что всему есть вполне конкретный прайс, просто вопрос лишь в количестве запрашиваемых нулей. Не могу сказать, что мне понравилось, как выстроен местный сюжет. Я бы подавал историю в хронологическом порядке, чтобы не скакать туда-сюда по событиям и при этом не путаться в сценарии. Тот случай, когда мне содержание понравилось больше, чем форма, и именно она все в итоге и 'руинит'.
Актерские работы нормальные, но известных и медийных лиц я тут не увидел. Операторская работа и саунд-дизайн ок. Монтаж, как я уже написал ранее, неудачен, но это, скорее, видение режиссера, нежели прерогатива пост-продакшена.
'ГОК' - это идейно крутое и важное кино, которое утопило само себя посредством сумбурности, запутанности и отсутствия выверенной и 'рабочей' драматургии. Либо я 'не в материале', либо все это на меня просто не произвело должного впечатления, но оценивать в первую очередь следует художественность, которая тут могла бы быть лучше, чем есть. Тот случай, когда более абстрактное 'Взаперти' смотрится куда выигрышнее и универсальнее, чем остро-соцальная криминальная драма про Казахстан, порицающая Россию и Китай за косяки внутри своей страны.
6 из 10