Вот, скажите: вам понравилось бы смотреть фильм о буднях мойщика машин? Столяра? Продавца? Фильм, который представлял бы каждый день похожий на другой, где все действия героев доведены до автомата, где даже результата в работе, как такового нет, а где только один голый процесс? Вы же, даже не смотря такие фильмы, понимаете, что ничего интересного в них нет и быть не может для тех, кто не мойщик, столяр, продавец.
Если бы история столяра-мойщика-продавца была бы о любви, разводе, конфликтах с коллегой, детьми и дальними родственниками, преступлении и наказании — и всё это на фоне автомойки, столярного цеха, магазина — тогда другое дело. То есть о том, что может заинтересовать всех и каждого, о вечных общечеловеческих проблемах.
Но смотреть на бесконечное «выбивание чеков», на исключительно безэмоциональное производство конечного продукта, на сценические будни, на закулисье, без конфликта с собой, детьми и тёщей, без убийства, в конце концов, ну, скууучно, господа! Так издеваться над зрителем! «Господа, вы звери!» (с).
Бытовые актёрские будни интересны только актёрам, как врачебные шутки понятны, а значит интересны, только врачам. «О чём это фильм? Да, ни о чём!» Нет сюжета, нет истории, нет конфликта и его разрешения, а только: едут, играют, едут, играют, летят, играют, пьют, едят...
Режиссёру и актёрам удалось проникнуть глубоко в регионы, в их особенности, в их тонкости. Сделали они это через прекрасную игру, через Казанский вокзал, через купе в поезде, через автобус, через случайных попутчиков.
Компания едет на гастроли и как-то незаметно так получается, что с ними едет и зритель. Игра ребят настольно живая, что где-то на середине фильма, ты обнаруживаешь себя своим в этой шумной и озорной компании друзей.
Там всё показано искреннее. Сыгранные типажи показаны угловато, реалистично и узнаваемо.
Сюжетные истории предельно жизненные. Так бывает, когда хорошие и талантливые люди едут вместе в рабочее путешествие. Фильм придётся по нраву многим зрителям нашей необъятной.
Кстати, в фильме нашлось место и робкой влюбленности – мы видим отыгрывание симпатий к молодой ассистентке, ухаживания и активное мужское внимание к её персоне. Хочется надеяться, что и продюсер, и режиссер покажут нам в следующий раз большую любовь и крупным планом.
Комедия «Упражнения в прекрасном». По крайней мере, так сказано в анонсах: комедия. Вот и Николай Васильевич свою пьесу «Ревизор» причислил к оному жанру. Видимо у россиян чувство юмора такое: ужас бытия, трагедию существования, глупость ближнего и свою собственную рассматривать сквозь призму абсурда.
Словарь литературоведческих терминов определяет Комедию как драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека. Допустим. Вряд ли Голливуд и Европа с этим полностью согласятся, но для нас, видимо, – так.
Ревизор, Горе от ума, История Одного Города… Мне кажется, что Упражнения Шамирова вполне вписываются в этот ассоциативный ряд, достойным образом продолжая традицию классиков. Гротеск, бурлеск, самоирония вплоть до гомерического хохота, паясничанье, даже кривлянье в ситуациях рвущих душу, приводящих в уныние и наводящих смертную тоску или требующих пролития крови (своей, чужой или всей вместе) и уж слёз – всяко. Это – наше. Это – мы.
Европейская комедия – променад недопырка по череде комических ситуаций (мистер Бин и проч.). Голливудская комедия – тупой, ещё тупее с вагоном ломовых шуток ниже пояса (секс – это всегда смешно, если с интимных отношений сдёрнут покров целомудрия).
Западного обывателя берегут и лелеют, ему нельзя напоминать о вечных вопросах, требовать от него вкушения горьких пилюль правды бытия в позолоте иронии или смеха сквозь слёзы. Парень пришёл с работы, он хочет выпить пива, пожрать, поржать и расслабиться. Budweiser, наггетсы, целлюлитная подружка и чтобы на экране кто-то, сто пудово глупее, чем он сам. Panem et circenses. А «быть или не быть» оставьте для лузеров или яйцеголовых.
Если верить прогнозу Альберта (Шамиров) о российском кинематографе, то нашего зрителя хотят перекроить по тем же шаблонам, и, похоже, это успешно удается, ибо видел отзывы: «фильм – на раз, на один просмотр». Но, слава Богу, пока ещё появляются и такие вот умные фильмы… и альтернативные отзывы: «фильм навсегда».
Замечательный сценарий, фундамент которого не интрига сюжета, а люди, личности, точно схваченные и прекрасно сыгранные персонажи, с совершенно разными, чётко прорисованными характерами. И конечно, их отношения, спектр которых – от любви до ненависти. Никаких штампов, клише, схем и проч. Ощущение импровизации (джаз) в диалогах, пронизанных то глубокими мыслями и искренними чувствами, то искромётным юмором, то доведенными до абсурда приколами вперемежку с выворачиванием души наизнанку.
Странно, но я так был поглощён смыслом мизансцен, диалогов и монологов, что напрочь не в состоянии вспомнить музыкального сопровождения. Впрочем, это скорее достоинство и фильма, и саундтрека, свидетельствующее об органичности материала и цельности восприятия кадра, не распадающегося на свои составляющие.
И самое, может быть, для меня важное. Фильм затрагивает наши исконные российские проблемы (пьянство, человеческая пошлость, провинциальная убогость жизни, местные царьки…), но его авторы смотрят на всё это взглядом, исполненным любви (пусть и горькой), сопереживания и сострадания. Ни грамма чернухи с брезгливой ненавистью к «родному хлеву».
Не знаю, как вам, а мне нисколько не хочется, чтобы наша жизнь, наша провинция и наши проблемы стали походить на американские, европейские, китайские и какие угодно любые прочие (хотя это уже происходит, призрак экзистенциальной бесплодности и культа потребления - не такой уже и призрак). Не в том смысле, чтобы ничего не менялось, но чтобы, меняясь, оно не переставало быть нашим.
Сославшись на Гёте, авторы как бы сами себе поставили планку, ниже которой упасть нельзя, но всё же, они пали. Не то невнятная такая пьеса, не то убогое прочтение, но то, что я увидела, очень странно показывать в театре и вообще говорить об этом. Если коротко, фильм о том, что собираются три героя и одна очаровательная девушка. Все эти три персонажа весь фильм пьянствуют, философствуют, дружат и воюют. Но кому, скажите, кому от этого легче?
Из груди рвётся какая-то странная тоска, когда опрокидивая стопку за стопкой, герои жалостливо ноют о человечности и сути бытия, попутно пытаясь затащить в постель очередную беззащитную даму. Амбиции, скандалы и ссоры, пьяные примирения, лицемерие и интриги, словом, осточертевшая актёрская жизнь. Что в этом кино получилось, так это разговоры о том, что в стране нашей больше нет кино. И действительно, если у нас снимают за три рубля такие второсортные комедии черт знает о чем, кино действительно больше нет. Фактически, в фильме каждый из актёров мнит себя гением, но в итоге, они понимают, что их удел, это ходить с протянутой рукой, пока какой-то бездарь режиссёр их подберёт и выведет на поругание толпы.
А фильме нет сценария, нет толковых актёров, которые могут хоть что-то внятное. Зато есть Куценко, что пародирует Безрукова. Этот фильм можно сравнить с истеричным пьяным бредом очередного 'творца', в котором нет ни логики, ни хоть капли чего-то прекрасного. Зачем смотреть на эту блевотную жизнь второсортных актёришек, что ненавидят друг друга? Зачем рекомендовать это друзьям? Короче, я сдаюсь и ухожу в небытие, пересматривать 'Фею' и 'Каникулы строгого режима'.
Предлагаю вашему вниманию хорошую русскую комедию, которая подарит вам заряд позитива и приятное послевкусие.
Из синопсиса мало что понятно, но из него можно и вынести много, вот такая штука. Сюжет сконцентрировал свое внимание на нескольких актеров небольшого театра: Алик (Виктор Шамиров), Женя (Гоша Куценко), Вася (Константин Юшкевич), Алиса (Ксения Радченко), они вместе с администратором (Павел Савинков) отправляются в провинцию играть спектакли, где попутно встречаются с поклонниками и забытыми коллегами, напиваются, выясняют отношения, завидуют друг другу, тренируют актёрское ремесло, задаваясь вопросами своего жизненного и профессионального предназначения.
Кино диалоговое и даже моментами камерное, своими разговорами обо всем герои приковывают к экрану, и ловишь абсолютно каждое словечко! И поверьте не отпускает ощущение близости с талантливыми персонажами, жизненно и так по простецки. Нет каких-то вычурных и топорных фраз, настолько приятные слуху предложения, что кажется будто вы знаете героев 100 лет. У персонажей своя судьба и характер, и постепенно знакомят с каждым, мимолетно, а порою через коллег, но с интересом.
О, а как играют актеры актеров (простите меня за тавтологию)! Гоша Куценко — ну просто бриллиант, его парирование цитатами, вспыльчивость и харизматичность притягивает. Весьма забавный персонаж! Виктор Шамиров не только режиссер и один из сценаристов ленты, но и сыграл одну из главных ролей. Его герой вальяжно разговаривает и кажется вывести его не способен никто, однако, всему есть предел, чувства легко можно задеть. Эпизод с его обидой поставлен отлично, потому как передает массу эмоций! Константин Юшкевич его герой взбалмошный, но такой смешной. Ксения Радченко играет совсем юную актрису, которая только начинает свой творческий путь и как полагается неуверенна в своих силах. Этот театральный квартет точно покорит ваше сердце!
Так про что кино? Про жизнь творческих людей и как порою проходят гастрольные дни. Хочу и буду продвигать хорошее российское кино в массы! Обязательно посмотрите «Упражнения в прекрасном», вы здесь сможете и пофилософствовать, и увидеть изнанку актерской жизни, поулыбаться от нелепых ситуаций, повозмущаться и понегодовать, да в целом — насладиться. Рекомендую!
С первых кадров фильм настраивает на закулисную атмосферу театральных актеров. Смотришь и понимаешь, что они такие же люди, как и мы. Когда вне сцены. Но другие. Актерам нельзя верить в обыденной жизни. Они постоянно играют. Они по другому не могут. Им нужно поддерживать свой талант и вне сцены.
Что поражает в фильме, так это на фоне, казалось бы, описания обыденности жизни, показана трагичность судьбы актеров. Их постоянная борьба за востребованность. За возможность появиться на экране или сцене и донести что-то вечное до зрителя. И при этом стараться не скатиться в третьесортный ширпотреб. И поэтому практически в каждой сцене можно извлечь вечную цитату. Грустно, что Альберт Свенцицкий не ошибся в своём пророчестве о судьбе российского кино.
Сценарий построен так, что нет главного героя. Каждый герой имеет свою судьбу, каждый в течении фильма проявляет себя в полной мере. Каждый значим для фильма. И сложилось впечатление, что актеры играют самих себя. Не знаю и не хочу знать о личной жизни актеров этого фильма, но впечатление именно такое.
Когда выдают актёрский диплом, нравственные ориентиры отбирают.
Это не просто фильм.
На протяжении полутора часов мы словно бы сами следуем с камерой, наблюдая за довольно необычной сферой - жизнью актёров вне сцены. Они ведь такие же люди, как и мы - простые зрители. У них такие же печали и радости, они так же ругаются и мирятся друг с другом и со своими родными, угрюмо молчат и многословно размышляют о бытии, разговаривая то ли с собеседником, то ли с самим собой. Разница лишь в том, что они каждодневно должны держать определённую марку - актёр это всё таки персона публичная, со всеми вытекающими привилегиями и неудобствами.
Каждый эпизод - яркий перформанс людей большого таланта. Актёры играют актёров, и порой хочется просто наслаждаться происходящим на экране, не отвлекаясь даже на сюжет.
'Мы гастарбайтеры, из Москвы, за баблом'.
'Это вам звоню я, Никто. Не берите трубку, мне всё равно вам нечего сказать'.
И ещё десяток цитат, которые точно осядут у вас в голове после просмотра. Эта картина пропитана горьким юмором. Но зритель не успевает впасть в уныние - ведь герои картины сильны, и в любых обстоятельствах в них тут же промелькнёт искра жизнелюбия.
Помимо непосредственно актёров, героем картины является концертный менеджер в исполнении Павла Савинкова. И ему сопереживаешь ничуть не меньше, а порой и больше, чем господам театралам - всё таки это отнюдь нелёгкое дело, работать с творческими людьми, и иногда возникала небольшая аналогия: он - воспитатель детского сада, а они - непредсказуемые, но милые дети.
И конечно отдельного внимания заслуживает шикарнейший эпизод, в котором герои разыгрывали друг друга - по моему скромному мнению это одна из лучших сцен в современном российском кино, которую мне довелось видеть)
Невероятно приятный фильм. Об искусстве, но без капли занудства. Я рад, что открыл для себя такого творца, как Виктор Шамиров.
Современный российский кинематограф не в первый раз вселяет надежду за последнее время. Пожалуй, это один из немногих недавно просмотренных фильмов, которые рассматривают личность актера внутри и вне рабочей среды. Слукавлю, если скажу, что не вызывала вопросов поначалу «игра» Гоши Куценко: все эти красноречивые взмахи руками, закатывания уставших глаз (и все это в том самом natural world, который у Гоши почему-то на первых порах воспринимается как unnatural). «Шли годы...», и сквозь эту пелену становится понятно, что для Жени (Гоши) все эти жесты и метаморфозы поведения совершенно имманентны как на сцене, так и в жизни. Можно даже сказать, что в этом персонаже проглядывается тривиальное «смех сквозь слезы». По сути мы наблюдаем весь фильм за актерской «кухней» более, чем за непосредственно их спектаклями и выходами на сцену. И личная маленькая трагедия каждого героя, если угодно, разворачивается перед нами именно в обыденности жизни, коей для персонажей являются гастрольные переезды из одного уездного города в другой.
Попавшая в последний момент в актерскую труппу молодая актриса, еще будучи студенткой, поначалу с трудом вливается в этот закоренелый коллектив, переживая этап некоего отторжения и неловкости, уже после первого спектакля этого тура задумывается о смене профессии. Однако, в искусстве, как известно, нет понятия абсолюта, поэтому дальнейшие метания «молодой и неопытной» проходят под чутким руководством коллег и алкоголя, что тоже довольно свойственно и характерно. Наиболее рельефным персонажем показался герой Виктора Шамирова – Альберт. Все его недлинные монологи и участия в диалогах давали ощущение прикосновения к чему-то настоящему. Очевидно, что все его мысли и переживания, удрученные годами работы в театре и кино, сводятся к осознанию некоторого занижения планки и собственного несовершенства. Это норма.
В целом фильм берет своего зрителя в путешествие от одной ситуационной зарисовки к другой, приправленное интересными размышлениями и иногда неслабыми конфронтациями. При этом зарисовки совершенно гармонично сотканы в единое полотно, где актеры и по совместительству люди разучивают и упражняются в прекрасном, что «неизбежно поднимает человека, если только он не совсем обижен природою», как правдиво подчеркнул Гете.
Люблю такие вот фильмы – без чёткого сюжета, без плохих и хороших, где главная идея, цель средство – люди. Их переживания (но без надрыва и излишнего драматизма), их радости (но без легкомыслия). Некоторые сравнивают 'Упражнения …' с 'Дикарями' того же Шамирова. Такое же виртуозное погружение в эмоции. Только 'Дикари' – это молодость, бесшабашность, лето. 'Упражнения ' это уже более зрелый взгляд на мир: 'земную жизнь пройдя до половины'.
Главные герои (они же сценаристы): Гоша Куценко – замечательно сыграл роль 'Гоша Куценко', как мы себе его представляем: 'У каждого человека есть своя высота… Мне нужно туда – на свою высоту'. Но откровенная ирония над своим персонажем дарит надежду на то, что сам Гоша и глубже и честнее: 'Я раздувшийся мыльный пузырь, мне пора лопнуть'.
Константин Юшкевич – сгусток энергии, которая никому не нужна: 'Это звоню я – Никто, не берите трубку, потому, что мне нечего сказать'. Его работа – просто энергетическая подпитка для всего фильма.
Виктор Шамиров – наиболее спорная актерская работа. Многие пишут, что он по театральному переигрывает. Мне же кажется, что его образ – такой вот манерный Алик, непризнанный одинокий гений. Есть такой типаж в современной столичной богеме: 'Луиза, я приехал из Парижа'.
Девушка Алиса 'вместо Цветковой', была где-то за спинами Мэтров (может быть так и надо).
Отдельно хочется отметить 'картинку': хорошие и плохие гостиницы, обшарпанное закулисье, стильные и не очень рестораны, такси с шансоном на плохо освещенных улицах, а еще бесконечная дорога: 'Где мы? Стоим в поле. Я не знаю от чего недалеко. Тут, наверное, всё далеко'. Это все мое – родное. Узнаваемое. Не вериться, что фильм снят по спектаклю.
Нельзя не отметить большой камень в огород русского кинематографа. Отвечу словами участника одной юмористической передачи. 'Я 'за' российский кинематограф. Вы еще украинский не видели'. А если серьезно, такие фильмы не дадут пропасть отечественному кинопроизводству.
В последнее время я стал всё больше и больше увлекаться современным русским кинематографом. На фоне крупномасштабных фильмов от Голливуда, в наших 'скромнобюджетках' я, порой, нахожу гораздо более интересные и содержательные вещи. Неуловимые, тонкие, воздушные, это словно ускользающая красота кадра. Это кино на родном языке, и здесь не нужен выбор фразы, наиболее точно отражающей оригинальное заморское звучание. Здесь всё звучит так, как должно, как, наверное, сказал бы другой человек из этой страны.
Фильм 'Упражнения в прекрасном' именно из этой оперы. Очень и очень заметно, что это изначально пьеса, и уже потом - кино. Все действия, раз уж фильм про актёрскую долю, сосредоточены на сцене, и совсем рядом с ней. Походы в рестораны, и обсуждения собственной жизни и работы - неотъемлемая часть жизни творческого человека. Выгорая на подмостках, необходимо как-нибудь держать марку, чтобы не свихнуться окончательно.
Честно говоря, я стал смотреть этот фильм только из-за присутствия в нём Константина Юшкевича: поразила его работа в 'Рассказах' и 'Про жену, мечту и ещё одну'. Здесь он предстаёт в роли весельчака, который имеет большие проблемы в собственном внутреннем пространстве. Есть такой необычный типаж людей, которые всюду пытаются шутить (если у них настроение хорошее), петь, выпивать, скрашивать серые будни. Константин сумел очень остро передать переживания, и смысл таких людей. Но есть ведь то, что остаётся за кадром для всех других. Крайне интересный персонаж. Мне он, безусловно, очень близок, и то, как Юшкевич сыграл (весело, задорно, грустно), не могло не остаться незамеченным большими чиновниками от нашего кинематографа. Браво, что сказать, браво!
На его фоне другие актёры если не растворялись, то были не столь очевидно ярки. Хотя Шамиров, наверняка, многим запомнится: тоже, на мой взгляд, прекрасно сыграл. Он проделал большой труд, для того, чтобы этот фильм вышел-таки на экраны. Вообще, творчество этой небольшой труппы актёров (Куценко, Юшкевич, Шамиров) мне нравится всё больше и больше. Они делают что-то необычное, что-то своё, и в то же время для всех зрителей. И девушку взяли в 'Упражнениях' милую.
О чём же в итоге этот фильм? На мой взгляд, о людях, которые глубоко преданы своей профессии. Они влюблены в неё, они в ней видят весь смысл своего существования, свою боль и роковую печать. Уверен, им очень трудно было бы жить вне своей работы. Глубокий фильм. Я подсмотрел одно интервью, и, на самом деле, в финальной сцене в аэропорту по изначальному замыслу актёры в гриме должны были кланяться своим зрителям. Жаль, но режиссёру не понравилась массовка, и сцену убрали. Возможно, это был бы ещё один красочный штрих в этом фильме, но увы..