всё о любом фильме:

Упражнения в прекрасном

год
страна
слоган-
режиссерВиктор Шамиров
сценарийВиктор Шамиров, Гоша Куценко, Константин Юшкевич
продюсерАндрей Новиков, Гоша Куценко, Константин Юшкевич, ...
операторСемён Яковлев
композиторДмитрий Катханов
художникСветлана Дубина
монтажДмитрий Слобцов
жанр комедия
сборы в России
зрители
Россия  22.1 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время93 мин. / 01:33
Пережив безумные юношеские надежды, люди обычно соглашаются на роль участника массовки. Но некоторые всю жизнь чувствуют в себе силушку и предназначение свыше. И что-то делают, делают, делают. Создают. Или крадут-убивают, но уж в невероятных масштабах.

В этой истории герои не крадут и не убивают. Они едут, играют спектакль, едут, играют, летят, играют, пьют, ссорятся, едут, мирятся, пьют, любят, ненавидят, живут, живут, играют, живут…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.10 (207)
ожидание: 87% (211)
Рейтинг кинокритиков
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм основан на одноимённом спектакле, который был поставлен в театре им. Моссовета.
    • Съёмки проходили в Твери и в Москве в апреле и мае 2010 года.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 88 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Упражнения в прекрасном» — это хорошее кино без сюжета, в котором очень много смысла. Этот фильм предназначен не для всех, и не потому, что относится к категории тяжелого артхауса, все дело в его простоте. Зрительская тенденция такова, что народ ходит в кинотеатр как в парк аттракционов, за ух- и ах-эмоциями.

    Здесь же, нам предлагают бенефис четырех ярких актеров (я специально избежал слова «талантливых», ибо это понятие относительное). По причине отсутствия у проекта кассового потенциала, я уверен, что средства на производство были затрачены тоже весьма условные, из-за чего обстановка в кадре максимально упрощена. Все действия происходят в крайне обыкновенных и знакомых многим местах: купе, коридор гостиницы, магазин. Участники событий разговаривают, похабничают, шутят, спорят, напиваются и в порыве ссоры говорят друг другу обидные вещи, а совсем скоро, помирившись, дурачатся аки малые дети. Это все жизнь, как она есть.

    Относительно этого кино много говорить не получается, его нужно просто созерцать. Спокойно, не задумываясь о вечном, не задыхаясь в эмоциях, уютно устроившись перед экраном или в кинотеатре. Последний вариант, в данном случае, вообще эстетическое удовольствие, потому что публика на такие фильмы не валит толпами, а когда в зале кроме тебя находится несколько человек, не хрустящих попкорном и не отпускающих едких комментариев, может показаться что все что происходит на экране — только для тебя.

    18 декабря 2011 | 15:41

    Весь мир театр, и люди в нем… хочется сказать, рассуждая об этом фильме. Но нельзя, ибо идея его заключена как раз в обратном. Бродячие комедианты колесят по весям и дают представления то здесь, то там. Из века в век образ их жизни не меняется. Различен лишь антураж: вместо кабаков появились рестораны, вместо ночлежек — гостиницы. А вьючные ослики превратились в гастрольные автобусы. Двадцать первый век. Четыре артиста, четыре ярких типажа (утомленный интеллектуал; вычурный меланхолик; бодрый здоровяк; вдохновенная барышня) плюс «маленький человек» — гастрольный директор — едут по стране с костюмированной постановкой. И с ними по пути что-то происходит. Об этом фильм.

    И еще он о театре, разумеется. Театром перенасыщен каждый кадр. Эффект театральности достигается множеством приемов: малым количеством действующих лиц, и фрагментарностью действия, и витиеватостью бесед, и включением в ткань повествования монологов. Нетривиально смотрится предварение эпизодов обрывками текста, как бы куска сценария, оживающего в дальнейшем действии. На тему игры постоянно рефлексируют сами герои. Но театр Шамирова лишен лоска. Это закулисье, пахнущее не цветами, а опилками и краской. Едой из буфета. И алкоголем.

    Герои фильма — несколько утрированные существа не от мира сего. Они реагируют на проявления реальности, но продолжают жить в своем замкнутом пространстве на стыке действительности и эфемерного искусства. Смешные, злые, капризные, противоречивые — большие дети. Они могут орать друг на друга, брызгая слюной, а вскоре — резвиться, с упоением изображая вампиров. Большинство их мыслей, разговоров — о съемках, пробах, собственной карьере, собственном таланте. Все остальное — на втором плане, «у воды».

    И жить им, таким раздвоенным, тяжко. И возникают сомнения в своей нужности хоть кому-то. И возникают обиды и ревность, потому как, кроме театра и кино, в их жизни почти ничего нет. А желанную роль отдают только одному из сотни. Борьба за выживание — но в параллельном мире. В их особом, непонятном для нас мире.

    И эта особость подчеркивается не раз, не два. Красной нитью проходит через весь фильм от оброненного изможденным Женей «скотская профессия» до посиделок провинциальных актеров — таких далеких и чуждых утонченному Алику. Снобизм, увы, неотъемлемая черта «Упражнений в прекрасном». Оттого и ключевые постулаты фильма угадываются без труда. Их всего четыре: 1. Актер — ранимое существо. 2. Актер ради театра жертвует всем. 3. Актер — каторжная профессия. 4. Актер — личность иного порядка. Собственно, эти постулаты талантливо, живо, зачастую остроумно преподносятся пятеркой актеров, чья качественная игра и стопроцентное соответствие образам достойны всяческих похвал и затмевают большинство недостатков.

    А недостатки бросаются в глаза при всем уважении к работе. Их не так много, но они концептуальны, и поэтому пренебречь ими никак не можно. Театрализация, витающий дух театра, соотнесение с пьесой самого фильма не ведет к кульминации и катарсису. Не происходит в финале переосмысления неких догм, ломки стереотипов и сознания. Герои, столь самобытные в начале, максимально живущие в своих амплуа, внезапно амплуа эти теряют, обесцвечиваются. Бодряк печалится, в меланхолике просыпается легкомыслие, и даже девушка — новое лицо в труппе, идейная Алиса в стране чудес — к финалу перестает проповедовать чистоту искусства. Ощущение, что герои надели маски, которые не смогли удержать.

    А потом, о чьих же упражнениях в прекрасном толкует Шамиров? Упражнение — черновая работа. Тяжелая работа. Процесс совершенствования, чего мы не видим. Нет кульминации — нет и духовного развития героев. Порой возникает ощущение, что в профессии они остаются лишь потому, что ничего другого не умеют. Слова о доверии зрителей, их ожиданиях звучат чуть неестественно. Точно ли это волнует их? Куценко жаждет денег; Шамиров с мудрой улыбкой вещает, что правды нет «ни здесь, ни выше». А Юшкевич жалуется на дальние дороги и то, что все города сливаются перед глазами. Так ли говорят люди, влюбленные в свое ремесло? Скорее, герои устали от него. Может быть, даже ненавидят его порой, но продолжают играть. Вероятно, не могут не. Возможно, тем и определяется их особость и жертвенность в понимании режиссера. Но совершенствование — ведь это совсем другое.

    Еще одна несбывшаяся надежда фильма — актерское братство с идеализированными взаимоотношениями, с бурными ссорами и детскими розыгрышами, но держащееся, оказывается, одной силой гастролей и распавшееся по истечении оных. Каждый уходит своей дорогой, впереди — бег по кругу. Именно кругу, а не по восходящей. Может быть, все сложится иначе у Алисы и Жени, но это лишь предположения. И потому заключительный поклон не вяжется с финалом. Костюмы намекают на сыгранный спектакль, на всю фабулу фильма. И на некий драматичный перелом, которого не случилось. Так что же, весь путь проделан зря? — невольно задаешься вопросом. Ответа нет.

    1 октября 2013 | 21:07

    В последнее время я стал всё больше и больше увлекаться современным русским кинематографом. На фоне крупномасштабных фильмов от Голливуда, в наших «скромнобюджетках» я, порой, нахожу гораздо более интересные и содержательные вещи. Неуловимые, тонкие, воздушные, это словно ускользающая красота кадра. Это кино на родном языке, и здесь не нужен выбор фразы, наиболее точно отражающей оригинальное заморское звучание. Здесь всё звучит так, как должно, как, наверное, сказал бы другой человек из этой страны.

    Фильм «Упражнения в прекрасном» именно из этой оперы. Очень и очень заметно, что это изначально пьеса, и уже потом — кино. Все действия, раз уж фильм про актёрскую долю, сосредоточены на сцене, и совсем рядом с ней. Походы в рестораны, и обсуждения собственной жизни и работы — неотъемлемая часть жизни творческого человека. Выгорая на подмостках, необходимо как-нибудь держать марку, чтобы не свихнуться окончательно.

    Честно говоря, я стал смотреть этот фильм только из-за присутствия в нём Константина Юшкевича: поразила его работа в «Рассказах» и «Про жену, мечту и ещё одну». Здесь он предстаёт в роли весельчака, который имеет большие проблемы в собственном внутреннем пространстве. Есть такой необычный типаж людей, которые всюду пытаются шутить (если у них настроение хорошее), петь, выпивать, скрашивать серые будни. Константин сумел очень остро передать переживания, и смысл таких людей. Но есть ведь то, что остаётся за кадром для всех других. Крайне интересный персонаж. Мне он, безусловно, очень близок, и то, как Юшкевич сыграл (весело, задорно, грустно), не могло не остаться незамеченным большими чиновниками от нашего кинематографа. Браво, что сказать, браво!

    На его фоне другие актёры если не растворялись, то были не столь очевидно ярки. Хотя Шамиров, наверняка, многим запомнится: тоже, на мой взгляд, прекрасно сыграл. Он проделал большой труд, для того, чтобы этот фильм вышел-таки на экраны. Вообще, творчество этой небольшой труппы актёров (Куценко, Юшкевич, Шамиров) мне нравится всё больше и больше. Они делают что-то необычное, что-то своё, и в то же время для всех зрителей. И девушку взяли в «Упражнениях» милую.

    О чём же в итоге этот фильм? На мой взгляд, о людях, которые глубоко преданы своей профессии. Они влюблены в неё, они в ней видят весь смысл своего существования, свою боль и роковую печать. Уверен, им очень трудно было бы жить вне своей работы. Глубокий фильм. Я подсмотрел одно интервью, и, на самом деле, в финальной сцене в аэропорту по изначальному замыслу актёры в гриме должны были кланяться своим зрителям. Жаль, но режиссёру не понравилась массовка, и сцену убрали. Возможно, это был бы ещё один красочный штрих в этом фильме, но увы..

    И тем не менее, всё это прекрасно.

    16 июня 2014 | 01:48

    Люблю такие вот фильмы — без чёткого сюжета, без плохих и хороших, где главная идея, цель средство — люди. Их переживания (но без надрыва и излишнего драматизма), их радости (но без легкомыслия). Некоторые сравнивают «Упражнения …" с «Дикарями» того же Шамирова. Такое же виртуозное погружение в эмоции. Только «Дикари» — это молодость, бесшабашность, лето. «Упражнения» это уже более зрелый взгляд на мир: «земную жизнь пройдя до половины».

    Главные герои (они же сценаристы): Гоша Куценко — замечательно сыграл роль «Гоша Куценко», как мы себе его представляем: «У каждого человека есть своя высота… Мне нужно туда — на свою высоту». Но откровенная ирония над своим персонажем дарит надежду на то, что сам Гоша и глубже и честнее: «Я раздувшийся мыльный пузырь, мне пора лопнуть».

    Константин Юшкевич — сгусток энергии, которая никому не нужна: «Это звоню я — Никто, не берите трубку, потому, что мне нечего сказать». Его работа — просто энергетическая подпитка для всего фильма.

    Виктор Шамиров — наиболее спорная актерская работа. Многие пишут, что он по театральному переигрывает. Мне же кажется, что его образ — такой вот манерный Алик, непризнанный одинокий гений. Есть такой типаж в современной столичной богеме: «Луиза, я приехал из Парижа».

    Девушка Алиса «вместо Цветковой», была где-то за спинами Мэтров (может быть так и надо).

    Отдельно хочется отметить «картинку»: хорошие и плохие гостиницы, обшарпанное закулисье, стильные и не очень рестораны, такси с шансоном на плохо освещенных улицах, а еще бесконечная дорога: «Где мы? Стоим в поле. Я не знаю от чего недалеко. Тут, наверное, всё далеко». Это все мое — родное. Узнаваемое. Не вериться, что фильм снят по спектаклю.

    Нельзя не отметить большой камень в огород русского кинематографа. Отвечу словами участника одной юмористической передачи. «Я „за“ российский кинематограф. Вы еще украинский не видели». А если серьезно, такие фильмы не дадут пропасть отечественному кинопроизводству.

    10 из 10

    2 июня 2015 | 23:08

    Слышал восторженные отзывы о фильме и посмотрел его не в последнюю очередь, чтобы понять, возможен ли фильм с Гошей Куценко в одной из главных ролей и притом неплохой. Чувства смешанные. Начавшись прекрасной многообещающей сценой в поезде, фильм постепенно снижает планку. Начиная со сцены в антракте спектакля сценарий хронически страдает многословием, отсутствием полутонов, так что актеры волей-неволей вынуждены произносить на повышенных тонах патетические речи. Развития образов в дальнейшем нет никакого, фарсовые сцены чередуются с патетическими речами. Собственно, фильм представляет собой капустник, кавээновскую эстетику, в которой не то плохо, что мало смешного, а то, что ради смешных шуток приходится смотреть много проходного, несмешного. Сцены в пьяным депутатом-спонсором и его женой, якобы пародией на современное кино с Куценко и Апексимовой представляют собой ужасные погрешности против вкуса. Полутонов и мелкой моторики, напротив, до обидного мало. Гоши Куценко много, очень он любуется самоиронией над собой. Публицистических монологов о театре, сцен ругани-братания актеров многовато. Собственно, сама атмосфера утрирована, будто актерам (и провинциалам) самоирония и сдержанность не свойственны вовсе. Снимавшиеся в фильме актеры показывают выучку на уровне дипломных работ, девушка не впечатлила даже и на этом уровне. В целом, грустно, что из благодатного материала выжато так мало и так балаганисто.

    17 сентября 2012 | 08:25

    На улице осень 2011 года. Российский кинематограф одерживает полное поражение от экспансии кинематографа иностранного. За неимением солидных бюджетов для создания блокбастеров, российские режиссеры вынуждены снимать фильмы с маленькой себестоимостью. Данная ситуация вынуждает авторов писать сценарии, рассказывающие простые истории о простых людях.

    Одна из таких историй рассказана в фильме «Упражнения в прекрасном». Экранизация спектакля идет уже по протопленной дорожке фильма «О чем говорят мужчины». За тем исключением, что тут «О чем говорят актеры театра». Гастролирующие по периферии четверо актеров разговаривают, поют, шутят, ругаются, признаются, напиваются и т. д.

    В течение полутора часа актеры говорят (если не сказать тараторят) очень быстро. И, вроде понимаешь, что в фильме есть место драме и вот тут нужно не мешало бы вставить паузу и отдышатся, но актеры продолжают разговаривать набирая обороты так, что невольно кажется. будто киномеханик выбрал не ту скорость воспроизведения.

    По признанию режиссера (он же автор сценария) Виктора Шамирова фильм намерено был сделан компактным, построенным на игре актеров, без сюжета. По итогу получилось очень емкое кино с удачными диалогами и остроумными шутками, которое смотрится на одном дыхании. Рекомендую!

    17 ноября 2011 | 11:37

    Есть такие фильмы, после которых хочется верить, что у российского кино есть все шансы если не переплюнуть голливудских и европейских режиссеров, то составить им достойную конкуренцию, по крайней мере, на отечественном рынке; фильмы, после которых веришь, что для нашего кино еще не все потеряно. Новый фильм режиссера Виктора Шамирова «Упражнения в прекрасном» (2011) как раз из их числа. Прекрасно в этом фильме абсолютно все: тематика, проблематика, режиссер, сценаристы, актеры (Виктор Шамиров, Гоша Куценко, Константин Юшкевич, Павел Савинков, Ксения Радченко).

    «Упражнения в прекрасном», снятый по мотивам одноименного спектакля, это полтора часа удовольствия от шикарного юмора и гэгов на фоне довольно глубокой проблематики и при этом без сюжета как такового. Фильм состоит из нескольких сцен, где герои (актеры московского театра, гастролирующие по российской глубинке) показаны в разных ситуациях — в дороге, в театре, в отелях, на банкетах, просто в общении друг с другом. У каждого из них свой характер, своя судьба и свои истории, но что называется по долгу службы им много времени приходится проводить вместе. И я даже не знаю, кто из героев и сыгравших их актеров мне больше симпатичен или больше понравился, каждый зацепил чем-то своим, особенным. А вот сценаристам отдельное спасибо за: «Я Алиса. Вместо Цветовой. — Я Василий. Вместо Роберта де Ниро»; «Кто будет пшеничный фрэш?» (на деле — просто водка же) и «Я не администратор. Я гастрольный директор!». В контексте это вдвойне прекрасно.

    В общем, рекомендую к обязательному просмотру.

    25 февраля 2012 | 16:02

    Труппа московского театра отправляется на гастроли в один из небольших российских городов. Администратор и четыре актера — кинозвезда Евгений, задиристый Василий, утонченный Альберт, дебютирующая в центральной женской роли выпускница ГИТИСа Алиса. Поезд, выступление, ресторан. Похмелье, выступление, самолет обратно.

    Структурно перенесенный Виктором Шамировым на большие экраны его же спектакль, идущий в театре им. Моссовета, во многом напоминает первый киношный опыт режиссера (комедию «Дикари»), однако содержательно отличается от оного примерно также, как любая надоевшая работа от затянувшегося отдыха. Снова разбивающему одну простую человеческую историю на несколько своего рода мини-новелл (сцена первая, сцена вторая) Шамирову, уверенно владеющему выбранным материалом, удается не только находчиво иронизировать над изнанкой сценической жизни, но и приправить бесконечную череду сменяющих друг друга шуток умеренным драматизмом и профессиональной философией. Амбициозное молодое поколение лицедеев вступает здесь в конфликт с добившимся славы даже за пределами театральных подмосток, где-то между этими двумя крайностями фигурирует третья (уже почти без мечты, но все еще не без таланта), однако, несмотря ни на что, все эти люди продолжают играть. Кто-то шлет в зал полные искренности телеграммы, кто-то ограничивается коротким безразличным SMS, кто-то предпочитает рвать зрителя, как бумагу. Вынесенные в заголовок упражнения, сдобренные изрядными дозами алкоголя, время от времени перерастают в откровенный балаган, благодарный зритель в экстазе сменяет букеты на пистолеты.

    С точки зрения событийной плотности «Упражнения» заметно уступают все тем же «Дикарям» и скорее представляют собой эдакий мимолетный очерк (ты будто ненадолго заглядываешь за кулисы, чтобы тут же удалиться восвояси), однако обвинить описываемые авторами провинциальные приключения столичных деятелей искусства в каком-либо неправдоподобии также трудно, как и не похвалить картину за точные мимолетные замечания в адрес современного отечественного киномейнстрима (в последнем случае больше других, судя по всему, достается грядущему «Сталинграду» Федора Сергеевича). «Все могло быть иначе» — бросает выхваченная из случайного блокбастера эффектная брюнетка, целясь в своего противника. «Только не с нами, и не в этой стране» — парирует опустивший руки Куценко.

    7 из 10

    11 апреля 2012 | 12:00

    Немного опоздал, поэтому забежал в зал, уже когда Шамиров заканчивал вступительную речь.

    Зато сел — и сразу началось.

    Не скрою, посмотреть фильм было интересно еще и потому, что сам часто ездил выступать по разным городам, сравнить ощущения и выяснить, как вообще проходят гастроли у разных людей было очень интересно. Как выяснилось, гастроли у всех проходят по сути примерно одинаково.

    Если фильм начинался а-ля такой «День выборов», о том, как все весело бухают во время поездки, то затем вектор резко развернулся в сторону драмы. О том, что в России сейчас снимается высокобюджетное фуфло (тут Бондарчук прямо отхватил кучу колкостей в свой адрес), воспевающее дела дней, конечно, героических, но прошедших почти 70 лет назад. О том, что цепляться за эти дни — это единственное, что остается делать государству, не сумевшему ничего построить. О том, что актеры не понимают того, для чего они сейчас в этой стране. Для чего играть и выкладываться на потеху не сумевшему подняться с колен быдлу. Или сумевшему, что еще хуже. И в некоторых явно комичных местах смех сам собой обрывается, когда понимаешь, что это ни фига не смешно, а стало нормой жизни.

    Сюжета почти нет. По словам Шамирова — намеренно. Но смотрится отлично, несмотря на проблемы со звуком в некоторых местах и явно низкий бюджет. Режиссёр на вопрос об этом даже затруднился назвать цифру, однако добавил, что изыскивает пути для съёмок фильма ещё раза в три более дешевого, потому что «дорогое кино сейчас этой стране не нужно».

    Нужно видеть, чтобы осознать симптомы болезни нашего общества, не зарываясь в тягомотную философию. Очень сходите.

    18 ноября 2011 | 15:14

    «Актеры идут по свету,
    актёрам немного надо:
    была бы коробка грима,
    да рампы слепящий свет…»

    Аура театра пленительна для зрителя, но почти каждый, кто видел изнанку сцены, переживает разочарование. Лицедейская жизнь — не сахар, да и сами актёры — не небожители: они вкалывают, устают, интригуют, напиваются, впадают в сентиментальность и раздрай, играют порой из рук вон плохо, но играют везде и всегда. Может, потому, что не умеют ничего больше, может, потому, что не хотят: это их жизнь, их любовь и волшебная сила. По крайней мере, в фильме «Упражнения в прекрасном» дела обстоят именно так.

    Мир за пределами труппы и сцены сжат до урывков — кусочков пейзажа, иногда удивительно красивых какой-то пустоватой, грустной красотой; разговоров по телефону; минут одинокого досуга… Одна из самых пронзительных сцен фильма — застолье бывших сокурсников в провинциальном городке: словно застрявших в 70-х, близких и одновременно совершенно чужих друг другу.

    Так же близки и отчуждены главные герои, очень непохожие, раскрывающие актерские противоречия между великолепным сценическим и жалким реальным. Разбитной комедиант Вася (Константин Юшкевич), звездун Евгений (Гоша Куценко), словно по-писаному рефлексирующая Алиса (Ксения Радченко), печальный и очаровательный истерик Алик в исполнении режиссёра Виктора Шамирова — не самые приятные поначалу господа, быстро начинающие казаться по-своему мудрыми, такими милыми и такими несчастными.

    Фильм близок некоторым другим из современного российского кинематографа — завязкой, сюжетными включениями, «капустниковой», этюдной структурой — но подан этот капустник изящно и ярко, смешные и почти трагические эпизоды врезаются в память надолго.

    И сложно сказать, о чём этот фильм: ну да, ни о чём конкретно. Просто зарисовка на тему жизни, если угодно, своеобразный документ эпохи — трогательный, ироничный и точный.

    4 июня 2014 | 19:51

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>