всё о любом фильме:

Упражнения в прекрасном

год
страна
слоган-
режиссерВиктор Шамиров
сценарийВиктор Шамиров, Гоша Куценко, Константин Юшкевич
продюсерАндрей Новиков, Гоша Куценко, Константин Юшкевич, ...
операторСемён Яковлев
композиторДмитрий Катханов
художникСветлана Дубина
монтажДмитрий Слобцов
жанр комедия
сборы в России
зрители
Россия  22.1 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время93 мин. / 01:33
Пережив безумные юношеские надежды, люди обычно соглашаются на роль участника массовки. Но некоторые всю жизнь чувствуют в себе силушку и предназначение свыше. И что-то делают, делают, делают. Создают. Или крадут-убивают, но уж в невероятных масштабах.

В этой истории герои не крадут и не убивают. Они едут, играют спектакль, едут, играют, летят, играют, пьют, ссорятся, едут, мирятся, пьют, любят, ненавидят, живут, живут, играют, живут…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.10 (207)
ожидание: 87% (211)
Рейтинг кинокритиков
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм основан на одноимённом спектакле, который был поставлен в театре им. Моссовета.
    • Съёмки проходили в Твери и в Москве в апреле и мае 2010 года.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 88 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    ЧТО ОЖИДАЛА УВИДЕТЬ: просто щелкала пультом и тут вдруг бац! — Гоша Куценко в каком-то гейском парике и с не менее гейской манерой разговаривать (да-да, Вы правы, я хотела употребить другой… хм, эпитет, намного лучше характеризующий стиль поведения данного героя). Ну как можно это пропустить!

    ЧТО УВИДЕЛА: а ведь неплохое кино получилось. И даже Гоша Куценко его не испортил! Не знаю, чего добивался режиссер этого фильма, но если он хотел донести до зрителя, что жизнь артиста — это не только слава и цветы, но и тяжелый труд, изматывающие гастроли, поиск себя и творческие метания, то… на мой взгляд, у него ничего не получилось…

    Зато получился слегка сумбурный, немножко тривиальный, но куда более интересный фильм о театральных ремесленниках, мечтающих создать каменный цветок (знаю, странная аллегория, но при мысли о достижении творческого совершенства, ничего кроме сказки Бажова мне в голову не пришло), однако понимающих, что не видать им этого цветка, как своих ушей. Согласитесь, что из сотен популярных деятелей театра и кино, только единицы по-настоящему талантливы, остальным же приходится всячески отсутствие этого самого таланта скрывать, натягивая на себя маску крайне тонко чувствующего и ранимого гения с трепетной душой, этакого нежного мотылька от искусства… Но иногда, под слоем тщеславия и фальшивым налетом лицедейства, начинается поиск себя настоящего, с сопутствующими этому поиску банальными, но неотъемлемыми вопросами типа: «Кто я?», «Для чего я живу?», «Зачем я все это делаю?». Вот тогда-то и лезет наружу щемящее ощущение чего-то важного, но безвозвратно ускользающего из твоей жизни, сожаление об упущенной возможности, которой по сути-то и не было… Не случайно все экзистенциальные метания в этом фильме происходят на гастролях, ведь кризис бытия лучше всего ощущается, когда тебя вырывают из твоей привычной действительности, где ежедневная суета просто не дает тебе времени задуматься.

    «Упражнения в прекрасном» как раз и показывают нам вышеупомянутые экзистенциальные метания с долгими душеспасительными разговорами и перманентным опьянением. Но все это не помогает избавиться от чувства какой-то пустоты внутри, ощущения, что все должно быть не так, хотя как именно должно быть, герои фильма объяснить тоже не могут. И только вернувшись к своей обыденной жизни, они забудут о своих терзаниях, но это только до следующих гастролей…

    13 августа 2013 | 15:44

    Утренние размышления о жизни к добру не приводят (с)

    Самое сложное для создателей фильма вовсе не экранизация классики или сложного сценария, а адекватно перенести на экран то, с чем зрители обычно знакомы давно, театральную постановку.

    К удачам таких экспериментов можно отнести фильмы: Ивана Вырыпаева, Кирилла Серебренникова и «Квартета И». Их сложно сравнивать между собой, но «Упражнение в прекрасном» ближе всего к сатирическим картинам «Квартета И», хотя здесь и рассматриваются похожие проблемы, но трио «Упражнения» копают гораздо глубже «Квартета».

    Сюжет у картины схематичный, включающий в себя жизненные, курьезные и драматические моменты гастролей московской театральной труппы.

    Режиссер Виктор Шамиров создал очень уютную, заманчивую атмосферу, очень четко и ясно распределив хронометраж картины.

    Авторы и по совместительству основной актерский состав переписали сценарий театральной постановки так, чтобы разнообразить и подсократить то, что может довести кинозрителя до уныния. Сценарий, играющий со зрителем первоначально на комедийной территории, ко второй половине переходит в драму современного времени.

    Актеры — то на чем держится картина, ведь как бы ни был, хорош сценарий, без адекватной игры, проект мог бы пойти ко дну. Юшкевич, Куценко, Шамиров, Савинков и Радченко очень слаженно и добротно отыграли. Хотя режиссер принудительно отодвинул своего героя на второй план, а у Радченко и Савинкова не те роли, в которой можно сильно проявить себя. Поэтому ярче всех блистают Куценко и Юшкевич.

    «Упражнения в прекрасном» — яркая, злободневная, сложная картина о том, что русский кинематограф катится к тому, что не будет больше большого кино, а будет 2 картины в год и то на патриотическую тему, снятые на деньги государства. Картину можно и нужно смотреть, она подойдет под любое настроение, компанию и время, каждый сможет отыскать в ней, что-то для себя.

    Русский кинематограф жив, не смотря ни на что (с)

    27 ноября 2011 | 23:54

    Общались ли вы когда-либо с актерами? В их неестественной среде обитания? За кулисами, на кухне, в жизни? Есть что-то неуловимо общее в них, от самых гениальных и успешных, до последнего Васисуалия Пупкина, честно исполняющего роль зайца-переростка. Вот поэтому если плясать от печки, от правды жизни, фильм попал в десятку. Они, актеры, таковы и есть. Их колбасит по полной шкале человеческих чувств. От патетики до мелочности, от благородства до подлости, от мужского начала до мелкой женской истерики. Потому что у художника душа тонкая, а известно где тонко, там и рвется. Если вы натура впечатлительная, нервная, не прикасайтесь к актерам никогда, позолота останется на пальцах, хорошо еще если позолота… Конечно, в этой картине Шамиров не добрал высот «Дикарей», нет того баланса на лезвии лирики и стеба. Но это и понятно. На то он и синдром второго альбома, второго фильма. И все-таки режиссер послал свой мессидж, не только о банальной суете-бытие закулисья, но и чем-то большем. Это «что-то», о чем время от времени сетует в своих интервью актер Олег Меньшиков, когда говорит о современных актерах… цитирую недословно «в актерской профессии происходит что-то катастрофическое. Они мечутся по сериалам, они торопятся, они хватаются за все подряд, чтоб заработать. Они больше не владеют профессией, не владеют ремеслом. А ведь это должен быть каждодневный труд и поиск». А еще Шамиров невольно воспел такую, казалось бы, незаметную, прозаическую профессию, как администратор театра. Оказывается это не только завхоз, бухгалтер и министр-администратор… Это еще и нянька, мамка, воспитатель, психолог и телохранитель в одном лице.

    Неплохое, атмосферное кино. И только из любви к искусству ставлю

    9 из 10

    18 декабря 2011 | 15:45

    Люблю такие вот фильмы — без чёткого сюжета, без плохих и хороших, где главная идея, цель средство — люди. Их переживания (но без надрыва и излишнего драматизма), их радости (но без легкомыслия). Некоторые сравнивают «Упражнения …" с «Дикарями» того же Шамирова. Такое же виртуозное погружение в эмоции. Только «Дикари» — это молодость, бесшабашность, лето. «Упражнения» это уже более зрелый взгляд на мир: «земную жизнь пройдя до половины».

    Главные герои (они же сценаристы): Гоша Куценко — замечательно сыграл роль «Гоша Куценко», как мы себе его представляем: «У каждого человека есть своя высота… Мне нужно туда — на свою высоту». Но откровенная ирония над своим персонажем дарит надежду на то, что сам Гоша и глубже и честнее: «Я раздувшийся мыльный пузырь, мне пора лопнуть».

    Константин Юшкевич — сгусток энергии, которая никому не нужна: «Это звоню я — Никто, не берите трубку, потому, что мне нечего сказать». Его работа — просто энергетическая подпитка для всего фильма.

    Виктор Шамиров — наиболее спорная актерская работа. Многие пишут, что он по театральному переигрывает. Мне же кажется, что его образ — такой вот манерный Алик, непризнанный одинокий гений. Есть такой типаж в современной столичной богеме: «Луиза, я приехал из Парижа».

    Девушка Алиса «вместо Цветковой», была где-то за спинами Мэтров (может быть так и надо).

    Отдельно хочется отметить «картинку»: хорошие и плохие гостиницы, обшарпанное закулисье, стильные и не очень рестораны, такси с шансоном на плохо освещенных улицах, а еще бесконечная дорога: «Где мы? Стоим в поле. Я не знаю от чего недалеко. Тут, наверное, всё далеко». Это все мое — родное. Узнаваемое. Не вериться, что фильм снят по спектаклю.

    Нельзя не отметить большой камень в огород русского кинематографа. Отвечу словами участника одной юмористической передачи. «Я „за“ российский кинематограф. Вы еще украинский не видели». А если серьезно, такие фильмы не дадут пропасть отечественному кинопроизводству.

    10 из 10

    2 июня 2015 | 23:08

    Труппа московского театра отправляется на гастроли в один из небольших российских городов. Администратор и четыре актера — кинозвезда Евгений, задиристый Василий, утонченный Альберт, дебютирующая в центральной женской роли выпускница ГИТИСа Алиса. Поезд, выступление, ресторан. Похмелье, выступление, самолет обратно.

    Структурно перенесенный Виктором Шамировым на большие экраны его же спектакль, идущий в театре им. Моссовета, во многом напоминает первый киношный опыт режиссера (комедию «Дикари»), однако содержательно отличается от оного примерно также, как любая надоевшая работа от затянувшегося отдыха. Снова разбивающему одну простую человеческую историю на несколько своего рода мини-новелл (сцена первая, сцена вторая) Шамирову, уверенно владеющему выбранным материалом, удается не только находчиво иронизировать над изнанкой сценической жизни, но и приправить бесконечную череду сменяющих друг друга шуток умеренным драматизмом и профессиональной философией. Амбициозное молодое поколение лицедеев вступает здесь в конфликт с добившимся славы даже за пределами театральных подмосток, где-то между этими двумя крайностями фигурирует третья (уже почти без мечты, но все еще не без таланта), однако, несмотря ни на что, все эти люди продолжают играть. Кто-то шлет в зал полные искренности телеграммы, кто-то ограничивается коротким безразличным SMS, кто-то предпочитает рвать зрителя, как бумагу. Вынесенные в заголовок упражнения, сдобренные изрядными дозами алкоголя, время от времени перерастают в откровенный балаган, благодарный зритель в экстазе сменяет букеты на пистолеты.

    С точки зрения событийной плотности «Упражнения» заметно уступают все тем же «Дикарям» и скорее представляют собой эдакий мимолетный очерк (ты будто ненадолго заглядываешь за кулисы, чтобы тут же удалиться восвояси), однако обвинить описываемые авторами провинциальные приключения столичных деятелей искусства в каком-либо неправдоподобии также трудно, как и не похвалить картину за точные мимолетные замечания в адрес современного отечественного киномейнстрима (в последнем случае больше других, судя по всему, достается грядущему «Сталинграду» Федора Сергеевича). «Все могло быть иначе» — бросает выхваченная из случайного блокбастера эффектная брюнетка, целясь в своего противника. «Только не с нами, и не в этой стране» — парирует опустивший руки Куценко.

    7 из 10

    11 апреля 2012 | 12:00

    Есть такие фильмы, после которых хочется верить, что у российского кино есть все шансы если не переплюнуть голливудских и европейских режиссеров, то составить им достойную конкуренцию, по крайней мере, на отечественном рынке; фильмы, после которых веришь, что для нашего кино еще не все потеряно. Новый фильм режиссера Виктора Шамирова «Упражнения в прекрасном» (2011) как раз из их числа. Прекрасно в этом фильме абсолютно все: тематика, проблематика, режиссер, сценаристы, актеры (Виктор Шамиров, Гоша Куценко, Константин Юшкевич, Павел Савинков, Ксения Радченко).

    «Упражнения в прекрасном», снятый по мотивам одноименного спектакля, это полтора часа удовольствия от шикарного юмора и гэгов на фоне довольно глубокой проблематики и при этом без сюжета как такового. Фильм состоит из нескольких сцен, где герои (актеры московского театра, гастролирующие по российской глубинке) показаны в разных ситуациях — в дороге, в театре, в отелях, на банкетах, просто в общении друг с другом. У каждого из них свой характер, своя судьба и свои истории, но что называется по долгу службы им много времени приходится проводить вместе. И я даже не знаю, кто из героев и сыгравших их актеров мне больше симпатичен или больше понравился, каждый зацепил чем-то своим, особенным. А вот сценаристам отдельное спасибо за: «Я Алиса. Вместо Цветовой. — Я Василий. Вместо Роберта де Ниро»; «Кто будет пшеничный фрэш?» (на деле — просто водка же) и «Я не администратор. Я гастрольный директор!». В контексте это вдвойне прекрасно.

    В общем, рекомендую к обязательному просмотру.

    25 февраля 2012 | 16:02

    «Актеры идут по свету,
    актёрам немного надо:
    была бы коробка грима,
    да рампы слепящий свет…»

    Аура театра пленительна для зрителя, но почти каждый, кто видел изнанку сцены, переживает разочарование. Лицедейская жизнь — не сахар, да и сами актёры — не небожители: они вкалывают, устают, интригуют, напиваются, впадают в сентиментальность и раздрай, играют порой из рук вон плохо, но играют везде и всегда. Может, потому, что не умеют ничего больше, может, потому, что не хотят: это их жизнь, их любовь и волшебная сила. По крайней мере, в фильме «Упражнения в прекрасном» дела обстоят именно так.

    Мир за пределами труппы и сцены сжат до урывков — кусочков пейзажа, иногда удивительно красивых какой-то пустоватой, грустной красотой; разговоров по телефону; минут одинокого досуга… Одна из самых пронзительных сцен фильма — застолье бывших сокурсников в провинциальном городке: словно застрявших в 70-х, близких и одновременно совершенно чужих друг другу.

    Так же близки и отчуждены главные герои, очень непохожие, раскрывающие актерские противоречия между великолепным сценическим и жалким реальным. Разбитной комедиант Вася (Константин Юшкевич), звездун Евгений (Гоша Куценко), словно по-писаному рефлексирующая Алиса (Ксения Радченко), печальный и очаровательный истерик Алик в исполнении режиссёра Виктора Шамирова — не самые приятные поначалу господа, быстро начинающие казаться по-своему мудрыми, такими милыми и такими несчастными.

    Фильм близок некоторым другим из современного российского кинематографа — завязкой, сюжетными включениями, «капустниковой», этюдной структурой — но подан этот капустник изящно и ярко, смешные и почти трагические эпизоды врезаются в память надолго.

    И сложно сказать, о чём этот фильм: ну да, ни о чём конкретно. Просто зарисовка на тему жизни, если угодно, своеобразный документ эпохи — трогательный, ироничный и точный.

    4 июня 2014 | 19:51

    Слышал восторженные отзывы о фильме и посмотрел его не в последнюю очередь, чтобы понять, возможен ли фильм с Гошей Куценко в одной из главных ролей и притом неплохой. Чувства смешанные. Начавшись прекрасной многообещающей сценой в поезде, фильм постепенно снижает планку. Начиная со сцены в антракте спектакля сценарий хронически страдает многословием, отсутствием полутонов, так что актеры волей-неволей вынуждены произносить на повышенных тонах патетические речи. Развития образов в дальнейшем нет никакого, фарсовые сцены чередуются с патетическими речами. Собственно, фильм представляет собой капустник, кавээновскую эстетику, в которой не то плохо, что мало смешного, а то, что ради смешных шуток приходится смотреть много проходного, несмешного. Сцены в пьяным депутатом-спонсором и его женой, якобы пародией на современное кино с Куценко и Апексимовой представляют собой ужасные погрешности против вкуса. Полутонов и мелкой моторики, напротив, до обидного мало. Гоши Куценко много, очень он любуется самоиронией над собой. Публицистических монологов о театре, сцен ругани-братания актеров многовато. Собственно, сама атмосфера утрирована, будто актерам (и провинциалам) самоирония и сдержанность не свойственны вовсе. Снимавшиеся в фильме актеры показывают выучку на уровне дипломных работ, девушка не впечатлила даже и на этом уровне. В целом, грустно, что из благодатного материала выжато так мало и так балаганисто.

    17 сентября 2012 | 08:25

    В анонсе фильм «Упражнения в прекрасном» рекомендовали любителям комедий «Квартета И» и Евгения Гришковца. Как же сильно оказались обмануты те, кто надеялся увидеть в этом фильме столько же искрометного и тонкого юмора, сколько в фильмах вышеупомянутых персонажей. Ведь в «Упражнениях…» умиление от остроумных диалогов иссякает примерно к десятой минуте, а все остальное время ты мечтаешь, чтобы они были хотя бы на сотню слов короче.

    Сюжет выбран беспроигрышный: скитание труппы антрепризного спектакля по городам и весям нашей необъятной Родины, сопровождающееся разговорами об искусстве, женщинах и просто за жизнь. Казалось бы, непаханое поле для тех, кто знает эту профессию изнутри. И действительно, многие диалоги написаны превосходно. Идея прекрасна, но вот воплощение…

    Что больше всего раздражает, так это игра актеров. Не знаю, входило ли это в идею режиссера, но во время просмотра меня ни на минуту не покидало ощущение, что актеры считают, будто стоят на сцене, потому и декларируют с таким чувством и надрывом разговоры как на высокие, так и на низкие темы. Например, то, как герой Виктора Шамирова общается с мамой, поначалу умиляло, но потом стало здорово раздражать.

    На самом деле, у меня есть несколько знакомых актеров, так вот, в жизни они общаются как совершенно нормальные люди, которыми они и являются. Любая профессия накладывает отпечаток, но даже когда я смотрю фильм об актерах, я предпочитаю видеть, как они ЖИВУТ в своей роли, а не ИГРАЮТ ее, в этом же фильме все ИГРАЛИ, а многие переигрывали. Кто-то лучше, кто-то хуже, но верить не хотелось никому. Поэтому, смотря этот фильм, понимаешь, почему большинство из играющих там актеров мы почти не видим на большом экране, а тех, кого видим, лучше бы и не видели.

    23 декабря 2011 | 23:24

    Немного опоздал, поэтому забежал в зал, уже когда Шамиров заканчивал вступительную речь.

    Зато сел — и сразу началось.

    Не скрою, посмотреть фильм было интересно еще и потому, что сам часто ездил выступать по разным городам, сравнить ощущения и выяснить, как вообще проходят гастроли у разных людей было очень интересно. Как выяснилось, гастроли у всех проходят по сути примерно одинаково.

    Если фильм начинался а-ля такой «День выборов», о том, как все весело бухают во время поездки, то затем вектор резко развернулся в сторону драмы. О том, что в России сейчас снимается высокобюджетное фуфло (тут Бондарчук прямо отхватил кучу колкостей в свой адрес), воспевающее дела дней, конечно, героических, но прошедших почти 70 лет назад. О том, что цепляться за эти дни — это единственное, что остается делать государству, не сумевшему ничего построить. О том, что актеры не понимают того, для чего они сейчас в этой стране. Для чего играть и выкладываться на потеху не сумевшему подняться с колен быдлу. Или сумевшему, что еще хуже. И в некоторых явно комичных местах смех сам собой обрывается, когда понимаешь, что это ни фига не смешно, а стало нормой жизни.

    Сюжета почти нет. По словам Шамирова — намеренно. Но смотрится отлично, несмотря на проблемы со звуком в некоторых местах и явно низкий бюджет. Режиссёр на вопрос об этом даже затруднился назвать цифру, однако добавил, что изыскивает пути для съёмок фильма ещё раза в три более дешевого, потому что «дорогое кино сейчас этой стране не нужно».

    Нужно видеть, чтобы осознать симптомы болезни нашего общества, не зарываясь в тягомотную философию. Очень сходите.

    18 ноября 2011 | 15:14

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>