К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Этьен Шатилье – далеко не самый титулованный французский режиссёр, который, однако, имеет узнаваемый авторский почерк. Он предпочитает снимать кино на стыке жанров – не настолько смешно, чтобы называться комедией, не так печально, чтобы претендовать на звание драмы. Правильнее будет сказать, что для него важнее представить зрителю персонажей и эпизоды из их жизни, нежели дотошно вписаться в строгие рамки. А герои Этьена интересуют далеко не простые – если на первый взгляд их легко приписать к какому-то из полюсов «добро-зло», то по мере развития сюжета понимаешь, что всё гораздо сложнее.

Старушка по имени Даниэль, главная героиня ленты, сильно приглянулась актрисе Цилле Шелтон. Выражая свои соболезнования по поводу её кончины в 2012 году, Шатилье подчёркивал, что она очень хотела сыграть Даниэль, и, если говорить начистоту, это заметно невооружённым глазом. Актриса погрузилась в роль с явным наслаждением – чем более отталкивающим выглядит её персонаж, тем более счастливой кажется сама Цилла. На первый взгляд, тётушка Даниэль – исчадие ада. Она оскорбляет и третирует свою служанку, распускает грязные сплетни о родственниках, лицемерит и лжёт, страдает клептоманией и живым людям предпочитает компанию мёртвого мужа, изображённого на фотокарточке. К середине повествования хочется придушить её собственными руками, а терпеливым племянникам поставить памятник из чистого золота.

Затем появляется новая служанка – молодая, молчаливая, грубая. Увы, перевоспитания в классическом смысле не получается (в отличие, например, от великолепной чилийской «Служанки» 2009 года), скорее складывается удачный дуэт из двух женщин с нарушенной социальной адаптацией. Но именно в их взаимодействии раскрываются немногочисленные положительные черты обеих. И пожилая Даниэль, и молодая Сандрин до крайности циничны, предпочитают одиночество неприятному обществу, никому не доверяют, ненавидят животных и детей, решают проблемы рукоприкладством. Не самые приятные черты характера, способные превратить в ад жизнь людей, вынужденных делить кров с такими социопатками. Однако обе в своём праве.

Смотреть на абьюзеров неприятно ни на экране, ни в жизни, особенно когда они не получают заслуженных пинков и шишек. Но цель кино не всегда заключается в том, чтобы делать зрителю хорошо. Если вам показались любопытными описанные герои, то с фильмом ознакомиться стоит, благо характеры прописаны тщательно и со вкусом. Однако забавной комедии не ждите – тут есть элементы чёрного юмора, но их слишком мало, чтобы браться в расчёт. Психологическая драма – это ближе к делу, а уж если кому интересна картина развития старческой деменции, то в «Тётушке Даниэль» материала хватит если не на диссертацию, то на диплом уж точно.

02 марта 2019 | 15:08
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: