Не крикетом единым жива Индия. Много в ней есть и других спортсменов: борцы (в том числе и женщины), боксёры, тяжелоатлеты, игроки в Кабадди, игроки в хоккей на траве, пловцы, бегуны, в том числе и на короткие дистанции, и другие, занимающиеся не очень популярными в Индии, видами спорта, но тем не менее завоёвывающие в этих видах спорта, золотые медали для своей страны, становящиеся чемпионами мира. И радует, что в последние годы, индийские режиссёры обратили своё внимание на жизнь и судьбу таких спортсменов, и снятыми о них фильмами, рассказывают и напоминают всем индийцам об этих людях. Столько замечательных фильмов о героях спорта, я посмотрела за последние 2 года. Это и «Дангал», и «Беги Милка, беги», и «Мэри Ком», и «Султан», и «Вперёд Индия», и «Золото», и другие. И то, что в них участвуют знаменитые и любимые зрителями актёры, радует вдвойне. Это только усиливает интерес жителей Индии к своим забытым героям, а заодно и мы узнаём о них.
Вчера посмотрела ещё один фильм, о забытом соотечественниками спортсмене в беге с препятствиями на 3000 метров, «Пан Сингх Томар», с Ирфаном Кханом в главной роли. Этот вид спорта не так популярен в Индии, как крикет, и спортсмены участвующие в нём, принёсшие своей стране золотые медали, ставшие чемпионами мира, многие из них незаслуженно забыты не только жителями Индии, но и правительством. Многие живут и умирают в полной нищете, или становятся такими вот мятежниками, защищая свою семью, свою землю от посягательств со стороны власть имущих, и вынуждены брать в руки оружие, а ведь они прославили когда-то свою страну на весь мир.
Режиссёр Тигманшу Дхулия заинтригованный тем, что Томар был в значительной степени забыт, несмотря на наличие нескольких рекордов, решил снять фильм о его жизни. Дхулия исследовал предысторию фильма в течение двух лет, взяв интервью у оставшихся в живых членов семьи Томара и посетив его родную деревню в Бхинде. Фильм снимался в оврагах Чамбала, в Дхолпуре и в настоящих бараках, в которых Томар жил в Рурки.
Для того, чтобы подготовиться к своей роли, Ирфан Кхан прошёл настоящий курс обучения с настоящими тренерами и спортсменами, и даже сломал лодыжку в одной точке, во время съёмок. Он назвал эту роль «самой физически и морально сложной ролью, в своей карьере». 18 марта 2013 года Ирфан Кхан получил награду за лучшую мужскую роль за фильм «Пан Сингх Томар» на 60-й церемонии вручения наград индийского национального кино. Цитата из награды гласит: «Уникальное описание превращения международного спортсмена в бандита. Очень убедительно сыграна непростая роль».
В эпоху, когда кассовый успех в Болливуде преобладает, всё чаще, к сожалению, уподобляясь Голливуду, радует, что время от времени появляется такая жемчужина, как «Пан Сингх Томар». Ирфан полностью погружается в образ своего персонажа. Он приносит зрителю целый ряд эмоций от патриотизма, славы, беспомощности и, наконец, мести, заставляя вас смеяться, плакать и чувствовать его боль.
Тигманшу Дхулия относится к редкой породе болливудских режиссёров наряду с Анурагом Кашьяпом, которые умеют подбирать отличные сценарии и превращать их в фильмы, имеющие правильное сочетание реальной актёрской игры, и покорять любую аудиторию. Индия, вероятно, одна из немногих стран в мире с различными культурами и своей собственной историей. В такой нации было (и есть) бесчисленное множество людей, чья жизнь достойна того, чтобы о ней снимали кино, и рассказывали людям.
Тигманшу Дхулия снял фильм об одном из невоспетых героев Индийского спорта Пане Сингхе Томаре, это интересная история верного солдата и блестящего спортсмена (национальной гордости), который превращается в печально известного мятежника благодаря «системе», показанная в режиме воспоминаний. В одном эпизоде Пан Сингх рассказывает журналисту, как его проигнорировали СМИ, когда он выиграл медаль в гонке преследования на международном армейском спортивном соревновании, но теперь, когда он встал по другую сторону закона, играя в прятки с полицией, журналисты просто из кожи вон лезут, чтобы взять у него интервью.
Ирфан Кхан в совершенстве исполнил роль Пана Сингха Томара. Его жесты, диалоги, мимика, язык тела говорят многом. Ему нужно дать золотую медаль за его усилия по формированию своего тела в этом возрасте, и показа себя как молодого энергичного спортсмена. Эта роль по праву может считаться одной из лучших ролей в карьере Ирфана (как же мне его не хватает сейчас, когда смотрю его более ранние фильмы, сердце сжимается от тоски).
Актёры второго плана вполне соответствовали своим ролям. Махи Гилл в роли жены Томара, сыграла хорошо, хотя раньше я её нигде не видела. С Ирфаном они очень гармонично смотрелись в паре. На Випина Шарму было приятно смотреть в роли майора Масанда, старшего по званию офицера, и того, кто верил в потенциал Пан Сингха.
Помимо того, как Индия относится к своим спортсменам, фильм также показывает и более широкие национальные проблемы. Сцена, когда деревенский староста, предавший Пан Сингха, сдаётся полиции, является мрачным напоминанием о том, как глубоко укоренилась кастовая система в этой стране и лицемерие высших каст. Кроме того, весь фильм представляет собой превосходную критику того, как преступники часто являются результатом коррумпированного и аморального общества - нации. В конечных титрах показываются имена четырёх индийских национальных чемпионов, умерших в нищете и забвении.
Этот фильм, поистине достойная дань уважения невоспетым героям Индийского спорта. Его обязательно нужно смотреть и обдумывать.
Многократный победитель национальных состязаний и опасный преступник в лице одного и того же человека. Звучит непривычно. Чемпионы должны купаться в лучах своей славы и наслаждаться благами жизни. В то время как вооружённых бандитов известность злой ведьмой преследует в оврагах и ущельях. Но эта история не плод художественного вымысла. Это биографический фильм. Сценарист и режиссёр Тигманшу Дхулия задумал снять кинокартину ещё в 90-е годы при работе по подбору актёров для фильма «Королева бандитов». Несколько лет он собирал материалы о Пан Сингхе Томаре – необыкновенном быстро всеми позабытом человеке с очень неоднозначной судьбой.
Эта история простого деревенского парня с упрямым характером, который будучи призван в армию никак не мог наесться стандартным армейским пайком. Ради удовлетворения острого чувства голода он решает стать военным спортсменом, благо у него открылась неординарная выносливость в беге. Так в лице бывшего крестьянина Индия обрела семикратного победителя национальных состязаний по бегу с препятствиями. Но пока Пан Сингх завоёвывал одну награду за другой его двоюродный брат правдами и неправдами отнял его землю, купил или запугал местных чиновников и полицейских и стал фактически негласным главой деревни, которому всё сходит с рук. И вот чемпион по бегу с препятствиями вынужден оставить армию и спорт, чтобы попытаться спасти положение и честь своей семьи.
Противостояние власти денег и национальных спортивных достижений, коррумпированности и честности, алчности и патриотизма. Нетрудно догадаться, что в условиях современной Индии справедливость оказалась в полном проигрыше. Честность загнана в угол, патриотизм припёрт к стене. Заслуженные тяжким трудом награды осмеяны и втоптаны в пыль. Государством в помощи цинично отказано. Остаётся либо сдаться и, пав духом, отказаться от чести и права на самоуважение, либо попытаться отстоять свою правоту, своё поруганное достоинство с помощью вооружённого насилия. Печальным фактом является то, что в Индии из всех спортсменов наибольшим почётом и уважением пользуются только игроки в крикет. Их превозносят как национальных героев. Они осыпаны материальными благами, словно из рога изобилия. Капитан индийской крикетной команды является самым богатым игроком в крикет в мире. А вот представители других видов спорта малоизвестны. Государство практически не заботится о своих спортсменах, даже если они стали чемпионами. Когда же их карьера подходит к концу, многие из них умирают в нищете, позабытые абсолютно всеми. И фильм о Пан Сингхе впервые в истории индийского кинематографа вынес эту болезненную проблему на зрительский суд.
Здесь нет ни одного элемента масалы. Все события сняты достоверно, доходя в некоторых моментах до документальной точности. Погружение в атмосферу фильма достигается за счёт талантливой пейзажной съёмки. Жёлтая пыльная долина. Степь, изрезанная шрамами оврагов. Яркое солнце, иссушившее траву почти до слияния с желтизной пыли. Палящий зной, сжигающий кожу, перехватывающий в полдень дыхание, рождает горьковатый привкус пыли во рту. Суровость пути бунтаря разбавлена юмором. Пока в жизни героя ещё не произошло поворотного события, множество забавных моментов и обилие добрых шуток греют душу. Но постепенно напряжение нарастает, и юмор переходит в горькую иронию, превращающуюся под конец в трансляцию острой боли. Благодаря усилиям Ирфана Кхана главный герой покоряет своей искренностью, простонародным обаянием и непоколебимым упорством в движении по избранному пути. Он считает себя не преступником, но повстанцем, утверждая, что настоящие бандиты заседают в парламенте. История о душе, оскорблённой системой, о чести, над которой поглумились. Правдивый рассказ о горькой усмешке над жизнью, в которой золотые медали не приносят ни достатка, ни уважения, ни славы, а бандитизм превращает в известную и авторитетную личность. Восстание Пан Сингха в его собственном восприятии было его последним забегом со смертью. Он – человек, который лучше всего в жизни умел бегать, прошёл свой жизненный путь до финишной черты. И это был путь не беглеца, но бегуна.
Паренёк из неблагополучного мятежного района всегда был человеком вольных взглядов, не укладывавшихся в общий строй армейских правил. Потому на службе, чтобы как-то отвлечь его от вольнодумства, его определили в центр физической подготовки, благо Пан Сингх и сам проявлял склонность к бегу. Так имя Пан Сингха Томара зазвучало на международном уровне: он занимал первые места в самом сложном виде соревнований в беге – стиплчезе. Да только дома, на родине о его достижениях мало кто слышал, и когда ему потребовалась защита полиции, его медали не имели большого значения.
«Сила духа», «Экспедиция в Гималаи», «Ученик», «Господин, его жена и гангстер» – режиссёр и сценарист Тигманшу Дхулия комфортно чувствует себя в криминальной тематике, на первый план в своих работах выводя натуры противоречивые, лишь отчасти оправдывая их и романтизируя, в их падении оставляя предел для воспоминаний о былой славе. Главным козырем в его рукаве при создании ленты «Пан Сингх Томар» стала не правдоподобность, а правдивость. Продолжительная подготовка: разработка сценария в соавторстве с Санджаем Чауханом, обладателем премии Filmfare Award в номинации Лучший сценарий к фильму «Меня зовут Калам», беседы с родными, посещение деревни спортсмена – всё сыграло на большую достоверность картины, проявившейся как в сюжете в целом, так и в деталях постановки. В удачно вмонтированных кадрах кинохроники, в иссушенной солнцем песчаной степи и задумчивом взгляде экранного Пан Сингха, словно отразившем всю боль, разочарование и внутреннюю силу Пан Сингха реального – повсюду фактичность с малейшими искажениями или вовсе без них.
Тщательное исследование биографии рекордсмена, вероятно, продиктовало и единственно верную форму, в которую облекли повествование: интервью. То самое интервью корреспонденту газеты, которое власти сочли вызовом, и которое спровоцировало их на принятие активных мер по ликвидации всей малочисленной банды с ним во главе. В рамках кинофильма эта форма позволила придать событиям субъективный характер, но при этом скрыть личность режиссёра и сценариста, тем самым представив историю как бы из первых уст: её герой – человек неграмотный, образованный скорей опытом, нежели учебниками, человек твёрдых убеждений, не признающий авторитетов кроме тех, что усвоил с детства. Он считал местные власти – полицию, деревенские советы – продажными, защищал и любил мать, семью, родину. Он был одним из многих жителей своей страны. И такой человек меньше всего был склонен выпячивать грудь, громко ударяя себя, напоминать о своих заслугах. Человек чести, омытой горячей кровью раджпутов, что текла в его венах – за его персоной встал режиссёр, возможно, с желанием предоставить ему последнее слово, тот шанс не столько оправдаться, сколько рассказать о своей жизни без прикрас, с тонким юмором, с открытостью, неподдельной искренностью, в котором ранее ему было отказано.
Спорт, семейная жизнь, служба в армии, разбои – всему отведено примерно равное по продолжительности экранное время и внимание, без преувеличения какого-либо одного аспекта в ущерб другим. «Пан Сингх Томар» – картина не о разбойнике, некогда выступавшем за свою страну на международных соревнованиях, и не о спортсмене, ставшем бандитом. Это история человека своевольного, упрямого, не лишённого представлений о долге и чести, история бегуна, и жизнь для него была словно длинная дистанция. Стартовав в забеге, ступив на путь, он был уверен в правильности выбора и не мог остановиться, ведь в гонке, проигрываешь ты или лидируешь, есть одно правило – бежать до финишной прямой.
И речь не о пропаганде бандитизма и не о призыве взяться за ружьё, скорее доказательство извечного закона – любой силе противостоит равная ей сила, и убивавший невиновных (кто скажет наверняка?) повинен перед лицом исполнительной власти. Но основной целью фильма выступает напоминание о судьбах прежде выдающихся людей, которыми сегодня вечно молодые пренебрегают, торопясь жить и не желая отдавать должное за их былые заслуги. Чемпионы мира, обладатели престижных наград в области кино, эстрады – немногим удаётся обеспечить себе достойную старость. Большинство умирает в нищете без оказания медицинской помощи. И пока эта проблема забвения актуальна, будут уместны такие киноленты. Киноленты, которым зритель с лёгкостью простит медленный темп, подчас отсутствие динамики, некую топорность и статичное женское лицо, на котором ни ветер, ни тревоги за судьбы мужа и детей, ни время не оставят почти никаких следов. Киноленты, проигрывающие бюджетную борьбу с блокбастерами ещё до проката, но одерживающие в кассе свою заслуженную победу, ибо зритель устаёт питаться однообразными эрзацами и готов воспринимать пряную, пусть не идеально вкусную, но настоящую пищу. А «Пан Сингх Томар» – это неподдельный дух Индии, непокорность, героизм без глупого бахвальства, вызов ложным авторитетам и своя правда. Это бескрайние просторы, безжалостный ветер и палящее солнце, вода, утоляющая жажду и наполняющая обречённое тело, из ран в котором сочится пламенная охра. Это искренняя уверенность в том, что выбора нет, и исступлённое желание продолжать забег до финиша.