Изящная экранизация одного из лучших рассказов Юрия Мамлеева.
Несмотря на то, что в титрах указано, что фильм снят по мотивам рассказам, на самом деле весь сюжет и диалоги полностью аутентичны с книжным вариантом. Единственное, что привнесли своего авторы фильма, – это перенесли действие истории ближе к нашему времени.
Продолжительность фильма практически равна продолжительности чтения самого первоисточника, так что данный фильм, тот редкий случай, когда можно лицезреть полную визуализацию произведения писателя.
Как рассказ, так и сам фильм полны аллегорий и отсылок. Тут тебе и «Вий», благо у памятника Гоголю встречаются герои истории. Здесь же можно заметить и определенную параллель с одним из эпизодов фильма Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (фантасмагория во время подготовки и последующих событий после сдачи экзамена).
Фирменный Мамлеевский ход, когда живое и мертвое меняются местами и одновременно с этим остаются быть собою, переходя в трансцедентальное, метафизическое состояние, в столь коротком и простом по построению рассказу, находит своё великолепное отражение. С одной стороны, ожидаемый, на подсознательном уровне, а с другой стороны, непринимаемый рассудком, финал рассказа, оставляет после себя глубокое и сильное впечатление. Визуальный ряд фильма эту «мамлеевскую» метафизику передаёт в целом полно, но… Но, как-то по простому, что-ли… Как если на географической карте, при увеличении масштаба пропадает детальность изгибов реки, хотя сами координаты истока и устья, а также направление течения остаются неизменными.
Поэтому для тех, кто рассказ не читал, советую сперва прочесть первоисточник, а уж затем смотреть фильм. Тогда полное погружение в «мамлеевщину» (ну почти «достоевщину») вам будут гарантированы.
8 из 10.