всё о любом фильме:

Затоiчи

Zatôichi
год
страна
слоган«His Sword Made Him a Hero... His Courage Made Him a Legend. This Summer, Justice is Blind»
режиссерТакеши Китано
сценарийТакеши Китано, Кан Симодзава
продюсерМакото Какураи, Синдзи Комия, Джек Маэби, ...
операторКацуми Янагисима
композиторКэйити Судзуки
художникНорихидо Исода, Ёдзи Ямамото
монтажТакеши Китано, Ёсинори Ота
жанр боевик, драма, комедия, криминал, музыка, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$500 000
зрители
Франция  253 тыс.,    Великобритания  148.8 тыс.,    Италия  128.2 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время116 мин. / 01:56
Номинации (1):
Япония, XIX век. Затоiчи — слепой странник, который зарабатывает на жизнь игрой в кости и массажем. Но за этим скромным фасадом скрывается боец, искусно владеющий мечом, обладающий молниеносной реакцией и наносящий удары с потрясающей точностью.

Затоiчи приходит в расположенный высоко в горах городок, находящийся во власти шайки Гиндзо. Безжалостный Гиндзо уничтожает всех, кто становится у него на пути, а с тех пор, как в шайку вступил могучий самурай-ронин Хаттори, — делает это молниеносно.

В игорном заведении Затоiчи и его верный юный друг Синкити знакомятся с двумя гейшами. Столь же опасные, сколь и красивые, Окину и её сестра Осеи пришли в город, чтобы отомстить за убийство своих родителей. Сестрам-гейшам известно лишь таинственное имя Кутинава, но у них в запасе есть масса хитроумных уловок.

В скором времени зловещие приспешники Гиндзо начинают охотиться за Затоiчи. Затоiчи и его легендарному мечу предстоят многочисленные схватки не на жизнь, а на смерть…

Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
86%
106 + 17 = 123
7.2
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам серии романов Кана Симодзавы о слепом массажисте, мастере кэндзюцу и иайдо по имени Затоичи.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 5.0/10
    Довольно выпендрёжное российское название «Затоiчи» (почему-то с латинской буквой посередине слова, записанного кириллицей и к тому же неточного по транскрипции — правильнее Дзатóити, с ударением на втором слоге), может быть, даже и соответствует стилистике этой картины. Она развивается преимущественно как типичный самурайский телесериал, в котором множество сюжетных линий и героев, вроде бы не имеющих отношения друг к другу, и действие всё-таки неторопливо и достаточно погружено в исторический быт. Но изредка происходит «остранённое смещение», некий сдвиг по фазе, когда какой-то комический момент, молниеносный поединок на мечах или финальная сцена своеобразного «степа по-японски» словно взрывают сериальное повествование, превращая эту ленту в отдалённое подобие кинокомикса. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 188 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Затоичи. Япония. 2003 год.

    Фильм обладатель четырех наград Венецианского кинофестиваля и пяти премий Японской киноакадемии. Перед нами ожившая легенда о слепом, ничем с виду не примечательном путнике. О таинственном массажисте, который носит с собой не традиционный посох, а смертоносный сикоми-дзуэ (меч в трости). И чья молниеносная реакция опережает действия даже самых искусных и умелых самураев. Кто он, этот таинственный странник? Почему ему с такой ловкостью удаётся не только делать массаж, но и колоть дрова? Да и как объяснить его постоянное везение в игре в кости?

    Оживший герой романов Кана Симожзавы, впервые предстал перед публикой в 1962 году и до 1989 года радовал зрителей своими приключениями, сражаясь с несправедливостью и пороками этого мира, защищая своим мечом сирот, вдов, всех обиженных, униженных и оскорблённых сильными мира сего.

    В своём фильме Такеши Китано познакомит нас с одним из эпизодов жизни Затоичи. На этот раз дорога приведет массажиста в городок, расположенный высоко в горах, где одна шайка бандитов борется за власть с другими шайками, отчего страдают простые жители. Судьба сводит его с одинокой женщиной, пострадавшей от рук якудза, её племянником игроком в кости и двумя странствующими гейшами.

    У каждого из героев своя беда за плечами. Как и зачем оказались здесь молодые гейши? Кто они? Едва успеваем мы задать вопрос, а режиссер уже рассказывает нам их историю; перед нашим взором маленькие детишки, выросшие в богатом доме отца торговца, ни в чем не нуждающиеся, они бегают по своим, очень важным, детским делам. Совершенно неожиданно на их дом налетает шайка бандитов, и дети в одночасье лишаются и родителей, и дома. Чудом оставшись в живых, они были вынуждены постичь нелегкое мастерство гейш. Найти убивших их родителей бандитов и отомстить им цель их жизни.

    В этот же город приходит странствующий самурай-ронин (самурай без хозяина) Хаттори со своей прекрасной женой. Её изящная фигурка, грациозность движений в сочетании с природной скромностью покорили меня с первого взгляда. Хаттори, лишившийся государственной службы, для того, чтоб содержать и себя и жену ищет работу телохранителя, и рок приводит его на службу к главарю шайки бандитов Гиндзо.

    Быстро закручивается сюжет, события цепляются одно за другое. Герои ещё не встретились друг с другом, но их судьбы уже тесно переплелись в тугой узел, который невозможно распутать. Единственный вариант — перерубить его мечом.

    Меня поразило, с какой лёгкостью люди в этом фильме убивают друг друга. Что стоит человеческая жизнь? Она не бесценна, а обесценена до предела. Кому-то всего лишь надо испытать новый меч, кто-то не заплатил во время долги, кто-то жульничал в кости и в итоге море крови, отрубленные конечности, искалеченные тела и души.

    И на фоне всего этого ужаса, кажутся чем-то нелепым по своему спокойствию и какой-то отстраненности, не меняющиеся тысячелетиями обычаи, костюмы и домашняя обстановка.

    Строящиеся с незапамятных времён минка (дома) с раздвижными дверями и затянутыми белой рисовой бумагой маленькими окошками стоят по обеим сторонам тихих улиц. Деревянный настил под навесом, лежащим на простых струганных массивных столбах, на нём очень удобно и собираться небольшой компанией, и отрабатывать замысловатые движения танца. А когда надо, он может стать и надежным укрытием. Во всём царит сохранившийся по наши дни минимализм.

    Гордые, искусные в боевых науках самураи, одетые в не сковывающие движения штаны хакама. Гейши, в специальных, положенных только им, кимоно и оби, с набелёнными лицами и алыми губами. Белые носки-таби и не меняющиеся веками гета, (сандалии на высокой подошве.) Татуированные тела, причудливо выбритые головы мужчин и пышные прически женщин.

    Каждая мелочь, каждая деталь приковывает к себе взгляд и завораживает своей изысканной простотой, продуманностью и целесообразностью в смешении с непонятной для нашего европейского взгляда, затейливостью. Движения танца, не меняющиеся столетиями. Вечный дождь, что стал уже полноправным участником всех фильмов. Нехитрые народные мелодии, исполняемые на причудливых инструментах.

    Одно плавно перетекает в другое, движение рождает действие, действие превращается в судьбу…

    Очень понравились актёры. Такеши Китано в роли слепого странника был действительно похож на слепца. Полу наклон головы, осторожность движений человека, привыкшего жить в мире звуков. Его герой получился очень цельным, умным, вдумчивым. Ни одного лишнего жеста или слова.

    Таданобу Асано в роли Хаттори. Молниеносный и беспощадный воин, с каменным неподвижным лицом, и широкими плечами, неумолимая скала, а не человек. И тут же в следующем кадре, он становится нежным и заботливым мужчиной, стоит ему взглянуть на свою хрупкую и нежную жену. Меня поразила их ментальная связь и взаимопонимание. В фильме не показаны сцены любви между этими людьми, но с какой нежностью и теплотой они смотрят друг на друга. Сколько боли в глазах Хаттори, когда он смотрит на больную женщину. В этом взгляде отражается весь смысл его жизни. Её молчаливая любовь и беспредельная преданность оставила глубокий след в моём сердце.

    Отдельно хочется обратить внимание на актрису, сыгравшую тётю Синкити. Сколько же красоты и благородства в чертах её лица. Несмотря на то, что перед нами уже далеко не молодая женщина, когда смотришь на неё, забываешь про возраст. Каждая сцена с её участием завораживала меня. Её жесты и движения пропитаны благородной сдержанностью, а глаза светятся мудростью. Митиё Окусу, на момент съёмок ей было 57 лет.

    Музыкальное сопровождение поражает с первой минуты, когда мотыги работников на поле опускаются точно в такт музыки. И дальше, на протяжении всего фильма, любые звуки, будь то удары мечей или костей в стакане, находят своё продолжение в музыкальном сопровождении. Апогеем этого симбиоза стала постройка дома, когда звуки рубанков, пил, молотков слились вместе с музыкальными инструментами в четкую ритмичную мелодию. Кэйити Судзуки, актёр и композитор, пишет музыку не только к фильмам, но и к аниме.

    Последний, завершающий фильм танец, больше похожий на какую-то ритуальную безумную пляску, смывающую с души и тела все прошлые грехи и обиды, возрождающую к будущей светлой жизни становится апогеем всего этого действа.

    Надеюсь вы получите удовольствие от этого фильма.

    P.S. несколько интересных фактов:

    1. Приключения Затоичи стали так популярны, что покорили сердце американского режиссера Филиппа Нойса, благодаря чему на свет появился любимый многими фильм «Слепая ярость» с Рутгером Хауэром в главной роли.

    2. В первой части видеоигры файтинга Guilty Gear имеется персонаж по имени Дзато-1. В результате магического ритуала он приобрёл сверхъестественного зверя-паразита, наделившего его большой силой, но лишившего зрения. Также его имя — это каламбур: на японском цифра «1» читается «ити».

    3. В фильме Квентина Тарантино 2007 года Неубиваемый Джангл Джулия называет каскадёра Майка «(Д)затоити», потому что тот не увидел билборда прямо перед глазами

    23 сентября 2016 | 11:38

    Идея фильма Затоiчи (Слепой Ичи) не нова, она родилась задолго до Такеши Китано и даже изобретения кинематографа, в богатом фольклоре Японии. Легенда о первоклассном самурае, путешествующем по миру в образе слепого массажиста, не раз обращала на себя внимание многих режиссеров. Однако трудно назвать фильм Затоiчи банальным или очередным.

    Разумеется, брызгами искусственной крови и отрубленными конечностями, постоянными спутниками многих японских фильмов, не пренебрег и Китано, весь фильм обильно сдобрен сценами насилия. Нашлось место и «тонкому» японскому юмору, все-таки комедия, как ни как, да и Такеши бывший комедиант, захлебываться слезами или биться в конвульсиях вы не будете, однако заставить вас улыбаться ему вполне по силам.

    Музыкальное сопровождение от Кэйити Судзуки, на мой взгляд, сухое и посредственное, поистине гениально визуализировано, чего стоит одни только танцы в грязи или грандиозный Степ в конце фильма. Ну и отдельное спасибо хочется сказать Такеши Китано за легкий налет философских мыслей из разряда: «Слепые лучше чувствуют мир» или «Ты не достоин умирать».

    Что касается актеров, порой они переигрывают, что также часто свойственно японскому кинематографу, однако слепой самурай-массажист, роль которого исполнил сам Такеши (вот уж точно на все руки мастер), на фоне остальной «труппы» смотрится просто потрясающе.

    Что же мы получаем в итоге? Блюдо, в котором смешаны воедино, казалось бы, несовместимые ингредиенты, и выглядит все это очень даже гармонично. Легендарный коктейля из «страны восходящего солнца» может вызывать восхищение или отвращение, однако вы не останетесь равнодушными…

    7 из 10

    29 апреля 2011 | 20:20

    У Такеши Китано много неплохих фильмов. Главным образом, про банды якудза. Если все время смотреть Китано, рано или поздно покажется, что смотришь один и тот же фильм. Исключением стал Брат якудза. Иногда Китано разбавляет свои штампованные фильмы про японскую мафию такими фильмами, как Куклы, Такешиз, Кикудзиро и другими. Некоторые из них выходят классными, некоторые — нет. С Затойчи все 50 на 50.

    Практически у всех фильмов Такеши Китано есть один главный недостаток — Китано всегда снимается в своих фильмах в главной роли. Мне такое никогда не нравилось. Тяжело представить, что может дать зрителю старый и парализованный на половину лица японец, особенно когда его игра в любом фильме одинакова, никакой разносторонности. Если сравнивать Китано в образе очередного якудза и слепого мастера меча (или кто он там, нам так и не разъяснили), то разницы в принципе никакой. Сэнсэй Китано, вас там не раздуло от чувства собственной важности? Китано стар и не может выполнять какие-либо трюки, даже сцены, где он разрубает на куски злодеев, остаются за кадром и только потом показывают Затойчи в понтовой позе.

    Кроме того, что Такеши Китано теперь пробует себя в роли старца-костоправа (неудачно), к Затойчи прибавляется еще один сильный недостаток — убогий грим, точнее его отсутствие. Для фильма о самураях это непростительно. Вместо бутафорской крови и отрубленных конечностей — дешевая компьютерная графика. Выглядит нелепо. Почему в фильмах Такаши Миике, который снимает по нескольку фильмов в год, качественный и натуральный грим, а Такеши Китано не может даже потратиться на профессиональных гримеров? Сравнение сцен насилия в Затойчи с фильмами Тарантино меня вырубили. Просто пересмотрите разборку в доме голубых листьев в Убить Билла. Сцены поединков и драк в Затойчи, которые сильно хвалили, слабы. И если есть какие-то стоящие сцены, то их либо очень мало, либо все вытягивает компьютерная графика. Посмотрите микеевский Харакири, где нищий старый самурай с деревянным мечом выступает против целого клана, посмотрите любой классический японский фильм (например, картины Акиры Куросавы), и вы почувствуете разницу.

    Все остальное по мелочам.

    Тривиальный сюжет мало чем выделяется и состоит из нескольких линий, которые грозятся пересечься. Странно, что многие так отмечают сложность сюжета, когда и так все ясно. Две преступные группировки ведут войну за власть в маленьком горотке. Две сестры-гейши, одержимые жаждой мести, ищут убийц своей семьи, заманивая наивных членов якудза в ловушку. Молодой ронин работает на одну из банд и избавляется от ее конкурентов, чтобы заработать денег на лечение больной жены. Слепой воин Затойчи приходит в этот город, чтобы вскоре избавить его от гнета злодеев. Рано или поздно эти сюжетные линии пересекаются вместе. Сюжет неторопливо идет по своей дорожке, все моменты известны заранее, на неожиданные повороты сюжета особо не стоит рассчитывать. Правда, в конце есть пара, но они просто высосаны из пальца.

    Такеши Китано свойственен странный юмор, который можно увидеть в любом его фильме (чего только стоит комедия «Снял кого нибудь?»). Юмор в Затойчи мне понравился. В фильме много забавных ситуаций, разбавляющие фильм, которому прощаешь многие шероховатости и неровности. Особенно мне понравилась сцена, где Синкити нарисовал Затойчи глаза на веках, чтобы якудза не узнали его. Забавляли моменты, когда Синкити забывал, что Затойчи слепой, или пытался научить своих друзей искусству владения мечом на палках.

    Собственно, о Синкити и других персонажах в фильме. Они получились. Правда. Каждый герой по своему интересен, у каждого своя маленькая история, своя манера поведения, свой шарм, будь то деревенский дурачок, бегающий вокруг соседских домов с копьем в руках, или сам Затойчи, которого по ходу фильма не очень-то хотят раскрывать. Даже так Затойчи заседает в памяти на какое-то время. Наверное, все дело в удачном дубляже. Синкити, неудачливый игрок в кости, — та самая комедийная отдушина фильма. История сестер О-Сэи и О-Кино подана весьма топорно, но все равно мне их сюжетная линия показалась самой интересной.

    Япония 19 века показана великолепно. Немного камерно, но все равно не пропадает ощущение погружения в ту самую эпоху, когда самураи медленно уходят в историю, а сегунат доживает свои последние дни. Саундтрек идеально вписывается в настроение фильма и его атмосферу. Гениальным для меня в фильме были сцены, где чавкание тяпок или стук молотков о дерево постепенно обретает музыкальный ритм. Я просто сидел, и, не отрываясь от экрана, притоптывал в такт работе строителей или пахарей. Жизнь течет в своем ритме, который подобен музыке.

    Мне очень понравился финал. Нет, не скриммер с лицом Такеши Китано на весь экран, а сцена с празднеством, которое в каком-то смысле показывает освобождение города от преступников. Я все также притоптывал ногами по ковру.

    Гегемония Такеши Китано раздражает. Сюжет, буквально сдернутый с одной из серий сериала про Затойчи, вышел неинтересным и банальным. Плохо поставленные для дорогого фильма экшн-сцены не вызывают впечатления. На другой стороне стоят притягательная атмосфера, превосходный саундтрек, запоминающиеся персонажи и неплохой юмор. Zatoichi — фильм, который получился только наполовину.

    17 апреля 2015 | 10:42

    Кто бы мог подумать, что гротеск может быть наполнен такой любовью к национальным традициям, черный юмор — добротой и изысканностью. Совершенно неожиданный ракурс строгой самурайской темы, которая всегда меня притягивала и в то же время несколько… хм… если не пугала, то напрягала.
    А как поставлены движения, как завораживает финальный танец!
    И сколько во всем этом трагифарсе глубины…

    Победитель Венецианского кинофестиваля 2003 года в четырех номинациях, для меня этот фильм — бесспорный шедевр жанра. Он вдохновляет пересмотреть другие картины этого гениального режиссера с неповторимым чувством юмора, музыки и стиля.

    Особо отмечу великолепное дублирование: потрясающее попадание голосов Армена Джигарханяна и Александра Клюквина (родной голос любимого моего Альфа!) в образы персонажей помогло донести до нас всю полноту характеров, не выплеснув ни капли.

    А от творчества сценариста, режиссера, актера и продюсера Такеши Китано с трепетом жду новых позитивных эмоций и незабываемых зрительских впечатлений.

    10 из 10

    28 июля 2009 | 11:52

    Эпоха Эдо. Времена правления сегуната Токугавы и культурный расцвет Японской культуры. Именно в этот период происходят события многочисленных японских фильмов про Дзатоити. Слепого костоправа, фехтовальщика и мастера кэндзюцу и иайдо. Оригинальная серия фильмов была снята в 60-тых годах и представляла классические самурайские фильмы. Но вот за персонаже взялась легенда японского кино — Такеши Китано. Который не просто снял кино про известного персонажа в Японии, Такеши не был бы Китано, если бы не снял сугубо личное кино.

    Из простого самурайского боевика он превратился в тонкое пародирование самого жанра и японского традиционного кино. А так же элегантным подтруниваем самой японской культуры. Только японцы могут так тонко и проникновенно подшучивать над своей культурой, традициями и самим собой. Без потери японско-самурайского духа и философии.

    Фильм минималистичен. Нет вычурности, пафоса. Все события происходят в небольшом городке, сродни американским вестернам. Диалоги в фильме простые и житейские. Китано избегает и пафосных речей и заумной философии. Этот самый минимализм присутствует и в боях. Никаких пафосных боев из голливудских фильмов и аниме. Никакого сло-му на мечах. Никаких прыжков туда-сюда и звонкого скрещивания мечей. Так дерутся пижоны и показушники в аниме. В фильме это бой мастера. Два или три взмаха мечом. Особенно красиво снята финальная схватка с ронином Хаттори. Мгновенна, безмолвная, стремительная и молниеносная. Это схватка двух мастеров, двух воинов высочайшего класса.

    Китано удивительно сочетает в фильме драму и юмор. Тут есть чему посмеяться, к примеру, такие юморные сцены, как обучение трех сельских хлопцев мастерству боя на мечах. Причем человеком, который сам этим искусством не владеет (Синкити). Бегающий дурачок с копьем или пособники главного босса, горе-самураи что будто впервые в жизни взяли в руки меч. Или нарочно гротескрое насилие в духе Тарантино.

    Но есть тут и драматичные персонажи: две гейши-мстительницы, ронин Хаттори у которого больная жена и он готов пойти на любою грязную работу ради нее. Эти сюжетные линии сливаются с основным повествованием про Затоичи. Слепца, у которого из имущества только одежда и сикомидзуэ (трость с клинком, очень распространенна в эпоху Эдо). Они герой без пафоса и напыщенности. Может пошутить и глупо похихикать, но может стать последним, что увидит его противник. Потому что неважно как он выглядит в глазах людей. Важно то, что он делает.

    Гротескный, кровавый, драматичный, красочный. Оболочка фильма как Фантомас со своими масками. Каждый увидит и найдет тут что-то для себя. Китано сохранил самого себя и свой стиль. Конец фильма снят со вкусом и искусно обыгран в дань японским традициям. Фильм гротескный, но и очень традиционен. Пропитан ирониею и драмой от начала до конца, и закончен на той же ноте.

    17 ноября 2013 | 06:12

    Сплав драмы и боевика оказался вполне съедобным для восприятия, и язык не поворачивается назвать сие кино спорным и уже тем более безвкусным. А оснований для этого возмущения предостаточно. Некоторые ругают за несогласованность сюжета, другие же протестуют против японской культуры в целом, третьи, те которые называют себя независимыми критиками, с остервенением глумятся над самой идеей режиссера, называя творение Такеши Китано «самурайским чтивом», сравнивая почему-то с нашумевшим «Табу» Нагисы Осимы. Родство двух картин только видимое, смешивать их в один жанр сродни абсурду. Не смотря на схожее время событий, картины известных кинодеятелей в корне отличны друг от друга.

    Т. Китано аккуратно знакомит нас с трагическими судьбами своих героев, выделив главные события в жизни каждого…. Тут и жаждущие возмездия, озлобленные сироты, и строгие самураи на службе совести и чести, жестокие ронин’ы, помешанные на собственном кодексе поведения и, конечно же, могущественные братья якудза, наводящие ужас на местных жителей. Имеющий острое оружие в штанах всегда прав, а уж искусно владеющий им прав вдвойне. Здесь нет места компромиссам и дипломатии, взмах катаны, кровь на стене, раскосый прищур, осознание победы и неторопливое удаление с места происшествия… На фоне бесконечных споров и дуэлей, в кадре доминируют два загадочных типа, представитель зла — хитер и проворен, добра — умен и хладнокровен. Мощь и реакция каждого из них, способна противостоять целой армии штатных вояк.

    Автор не осуждает Хаттори (Т. Асано), выбравшего путь безжалостного ронин’а, даже наоборот оправдывает его вынужденную кровожадность. У слепого Иши (Т. Китано) другой путь, путь мудрого монаха и справедливого палача… Им не избежать встречи…

    С печалью я наблюдал за финальным поединком, ибо болел за обоих….

    17 июня 2010 | 08:10

    Я сразу оговорюсь, что не видела историй о слепом Ичи, снятых до этой картины. «Затойчи» от Такеши Китано стал для меня одним из самых первых опытов просмотра азиатского в целом — японского в частности — кино, это уже потом пошли Королевская Битва, джи-хоррор и прочий сугой.

    Так вот, мне кино тогда, уже давненько, лет 8-9 назад, понравилось. По очень простой причине — экшн, all that blood, самурайские мечи, способные разрубить ну вообще всё, суровые якудза, йоджимбо (телохранитель, которого играл Асано Таданобу), не щадящие никого и ничто, хотя своеобразные понятия о чести у них, конечно, присутствуют, красивые гейши, невзирая на половую принадлежность одной из них… В общем, этот комплекс, верхушка айсберга, и влюбил меня в фильм.

    Естественно, что потом я несколько раз его пересмотрела. В течение повторных актов пересмотра подмечание деталей неизбежно. Тогда до меня дошло, например, насколько прекрасно в фильме сочетаются все цвета — яркие и пастельные, светлые и тёмные, всё выглядит очень продуманно, хотя, может, и не специально — картину потому очень приятно смотреть — это прям как Бертолуччи умеет делать (по крайней мере, у меня такие ассоциации). Но это не главное.

    Не так давно, после очередного пересмотра, у меня открылись глаза на другое. На то, что за экшеном. На фон повествования. Конкретно — на то, как жилось простым крестьянам под гнётом — ох, да не будет громко сказано — преступных формирований, взимающих с них плату когда вздумается и сколько вздумается. На особенности японского гэмблинга. Однако самым поразительным стало для меня размышление о судьбе двух детей — О-Сеи и О-Кину, брата и сестры. Ну, например, что с ними стало бы, если бы их родители не стали жертвами убийства ради наживы?.. О-Сеи, ну невероятно красивый для мальчика/юноши/мужчины, наверное, продолжил бы дело отца. Не менее симпатичная О-Кину, возможно, стала бы чьей-либо женой, матерью, счастливой… Но что случилось, то случилось. Итак, О-Сеи приходится слишком рано осознать, что от него хотят неравнодушные к его красоте взрослые дяденьки, именно дяденьки. И он пошёл на то, что пошёл, чтобы сестра не занималась этим. И сжился с этим образом настолько, что от женщины его и впрямь сложно отличить. Плохо это или хорошо — не те критерии, просто… так произошло. И так они с О-Кину ходят из города в город, отыскивая убийц их родителей в надежде отомстить за них, меж тем грабя своих клиентов, чтобы было, на что жить.

    Ещё я бы хотела упомянуть жену ронина/йоджимбо/телохранителя Хаттори. Она видит, чем занимается её муж, она не хочет, чтобы он этим занимался, хотя и понимает, что делает он это ради неё, чтобы заработать денег на её лечение. У неё своя трагедия. Она знает, что, фактически, он убивает ради неё, она причастна к гибели всех тех, кто уже пал или ещё падёт жертвой великолепного (no shit!) война. Свой выбор она, в итоге, сделала. Такая горькая ирония, что ей было суждено умереть в одну и ту же ночь со своим мужем.

    Да и сам Хаттори — не какой-то там кровожадный убийца. Просто убивать ("зачищать», по леоновско-гоблинской терминологии) — это его самое главное умение. А там, где он, в годы этих междоусобиц, всегда найдётся кого убить. Плюс лечение его жены, которую он, я думаю, любит, просто… Не выказывает особо, но это ни о чём. Кстати, это один из немногих киноперсонажей, про которого я могу сказать «красиво умер».

    Самого Затойчи обсуждать не хочу, не потому, что он неинтересный, просто он такая красноречивая фигура во всём этом повествовании. Смотрите сами, об этом страннике не нужно много знать.

    Серьёзно, когда открываются такие горизонты, которые ты не видел ранее, значит, этот фильм и вправду стоит просмотра и последующей положительной оценки. Я, наверное, впервые посмотрела фильм ещё очень рано, когда не задумывалась ни о глобальных, ни о локальных проблемах человечества. Но это круто оказалось, что с расширением твоего кругозора фильму также нашлось, что предложить в качестве пищи для ума.

    10 из 10

    19 января 2014 | 10:32

    Если как-нибудь вашего покорного слугу спросят «Что такое Затоичи Такеши Китано?», то ответ будет каллиграфически скороспел и уверен: это кино-анимэ. Такой очень интеллигентный, восточный и кроваво-шинкующий кинокомикс, не скатывающийся до откровенно пафосной пошлости. Колдуя над своим детищем в угоду массовости и шлифовки под мировой прокат, Китано, известный на родине по большей части как шоумен (кто бы подумал?), взял в основу старенький одноименный в Японии сериал. Поляна была сразу не его — мало того, что японцы щепетильно относятся к конъюнктуре своей культуры прошлых эпох, так и сам режиссер до этого специализировался в основном в жанре стойкого авторского криминала.

    Летопись начинается с того, что по миру (точнее по Японии) путешествует слепой массажист без имени. Сам Китано. Неказист, далеко не высок, широк в плечах и с тросточкой-мечом в руке. И еще он блондин (типично японское комиксное отличие какого-либо героя). Да вот только гуляет он так, что вечно наживает себе недобропорядочных врагов и гопников всех мастей, помогая хорошим людям, — ну, в общем, чистый воды альтруист. Новый город — новые гопники-рэкетиры, новые эпатажные схватки и интересные индивиды с большими спойлерами в шкафу. К ним как раз привязаны и до конца нераскрывшиеся сюжетные линии, заданные в прологе под сопутствующий медитативный саунд впоследствии для открытого финала на волю зрителя, исходя из оконечных событий.

    Утрируя, таким образом, жизненные шнурки действующих лиц, даже самого Слепого Ичи (кличка), Такеши Китано не создает из них вермишели, нанизанной на вилку. Антагонизм в таком ужатом подходе обходится им изящно — рассказано то, что должно быть рассказано, потому что каждая история хочет быть самостийной, романтизирующей и со своими правами на всевозможное рассмотрение. Иначе не было такого букета альтернатив и некой невесомой загадочности.

    Именно из-за недосказанностей к «Затоичи» можно относиться и совершенно по-другому — представить, что это сказка. Брутальная, жестокая сказка, конечно же, в манерной гармонии пригорода страны восходящего солнца периода Мэйдзи (с середины 19 века — начало 20-го; не зря у одного бандита будет револьвер). И как в любой сказке герою не нужно ни имя, ни прошлое, ни даже будущее, ибо оно и так предопределено. Героя утверждают поступки. Эта легенда, рассказанная на фоне убаюкивающих наигровок, местами мажористо соприкасающихся с символизмом самой картинки, опять же не несет большой смысловой нагрузки. Китано сделал лучшее, что у него получается — развлечение, но одновременно с мощным эстетическим оттенком восточной культуры, пренебрегать которой было бы просто подло. Вот к чему пародия на мюзикл в конце — это виртуозный розыгрыш, пьеса на сцене театра, где все в конце счастливы, и даже ожившие злодеи кланяются залу.

    Жестокость и та кровавость постановочных боевых сцен, именно в графике которых всеми красными штрихами и ударами поначалу узнается несуразный мультяшный подход, воспринимается тут скорее, как светло-красные ленточки, выпущенные в виде театрального спецэффекта. Проще говоря, имитация. Даже пресловутая расчлененка под всем этим соусом в противостоянии с ровесником проката «Убить Билла v1» выглядит более уместно, не бутафорски, не кукольно. А, обходя наличие большого бюджета, именно живописно — точно выведено чернилами и пером, словно самым быстрым клинком, из-за чего и сами битвы на самурайских мечах выглядят экзальтированно Самурайское учение же здесь в виде одного протагониста или антагониста (говорил же, букет альтернатив) обрисовано упрощено и абсолютно понятно для самого рядового зрителя.

    В целом «Затоичи» — это даже не серьезный ремейк (если только сюжетом суженного сериала), а всего лишь далеко не беспрецедентная постановка. Почти как самая настоящая беллетристика в утонченной, старо-японской идиллии с нарочито не гипертрофированной жанровой унификацией к комиксу. И воспринимается она должно: как иное созерцательное бытье с тончайшей внимательностью к деталям, к каждому звуку собственной музыки посредством ненавязчивого изложения, не коверкающего заложенную систему вклинивающимся экшеном самобытного для кино метода компиляции древней и поп культур.

    3 января 2010 | 22:31

    Рубанки весело шлифуют дерево и разухабисто взмывают вверх молотки, создавая наряду с музыкой нетривиальное звуковое оформление.

    Да и сам Китано — человек-оркестр. И комик, и математик, и сценарист, и актер, ну и режиссер, разумеется. До кино он «докатился не сразу, но постепенно» (и Слава Будде!) И вот, уже будучи известным не только в родной Японии, но и по всему миру, Китано снимает полупародийный боевик на основе известного сериала «Дзатоити».

    Но Бит Такеши не был бы собой, если бы не коснулся своей рукой сюжета и не исправил бы первоначальную идейную структуру фильма. В итоге получилась чуть ли не комедия, которая, правда, изредка прерывается на кровавые бои. Но страшно не будет. Будет весело. Чего только стоит сцена, где Дзатоити смотрит на нас нарисованными глазами. Или момент, в котором он «не глядя» кидает дрова себе за спину и намеренно попадает в сумасшедшего соседа, возомнившего себя самураем.

    Есть безусловно и редкие провальные эпизоды. Из-за них, а также из-за некоторых сценарных недоработок, фильм трудно назвать цельным произведением. Однако, это не мешает с удовольствием наслаждаться великолепным визуальным рядом, игрой актеров, музыкой (особенно той композицией, которая играет ближе к кульминации) и, конечно же, стильно снятыми боями (куда уж в японском кино без них). Так что устраивайтесь поудобнее и наслаждайтесь!

    9 из 10.

    5 июня 2009 | 18:57

    Такеши Китано весьма странный режиссер. До и после «Кукол» на серьезность он не претендовал. Его подход — это смесь фантазии и феерии на тему аутентичной японской воинственности. Герои Китано — если не самураи, то якудза ("Фейерверк», «Точка кипения»), не якудза, так сам Бит-Такеши ("Такешиз», «Банзай режиссер»). На родине известный больше как актер и комик, Такеши-сан наиболее востребованный и популярный артхаусный режиссер, который лично меня порой вводит в ступор.

    «Затоiчи» — коммерческая вершина успеха Китано как режиссера, тому было несколько предпосылок. Например, не все знают, что в середине XX века в Японии были популярны экранизации историй о слепом самурае Затойчи, что-то вроде Джеймса Бонда и Индианы Джонса, только нацеленные на менее требовательную публику. Так что, по большому счету, Такеши Китано снял очередной римейк на старый сюжет, который стал весьма известен в мире.

    Что меня вводит в ступор, так это подача материала. Напомнило по замысловатости «Табу» Нагаси Осимы, где Китано снялся чуть ранее. Истории персонажей поначалу разрозненны и пересекаются в конце, что немного осложняет восприятие, в фильме есть вещественная загадка, которую требуется отнести к какому-либо персонажу, и явно загадка не одна, ну и, естественно, порой внешне путаешь героев. К финалу мозаика потихоньку начинает складываться, но все равно это фильм не для одного просмотра.

    Еще одна отличительная черта Бит-Такеши — это комедийность его фильмов. Так «Затойчи» проходит под биты пахарей, которые выбивают звуки мотыгами, а в конце, так вообще итог подводится задорным степом всех героев вместе взятых. Что говорить о забавном переростке-дурачке, который днями бегает вокруг дома с копьем в трусах сумоиста? Даже если кому-то фильм может показаться скучным, то режиссер знает пару верных способов поднять настроение и не скатиться в треш.

    7 из 10

    8 марта 2010 | 13:59

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>