всё о любом фильме:

Четыреста ударов

Les quatre cents coups
год
страна
слоган«Det franske mesterværk om de unge i lømmelalderen[Дания]»
режиссерФрансуа Трюффо
сценарийФрансуа Трюффо, Марсель Мусси
продюсерФрансуа Трюффо
операторАнри Декэ
композиторЖан Константен
художникБернард Эвейн
монтажМари-Жозеф Йойотт
жанр драма, криминал, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время98 мин. / 01:38
Номинации (1):
Двенадцатилетний Антуан Дуанель — трудный подросток. Его мать занята личной жизнью, и у нее нет ни времени, ни желания вникнуть в проблемы сына. Отчим — человек слабохарактерный, не имеет влияния ни на жену, ни на сына. Учитель лишь наказывает мальчика. Антуан и его приятель все реже посещают школу, сбегают из дома. Ни к чему хорошему все это не приводит.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
52 + 0 = 52
9.3
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    Трейлер 02:09

    файл добавилalechorseman

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Всего лишь 27-летний Франсуа Трюффо моментально прославился в мировом кино, сделав свою первую полнометражную ленту «Четыреста ударов», хотя этот общепринятый русскоязычный вариант названия явно неточен — на самом-то деле, имеется в виду французское идиоматическое выражение, которое примерно означает: «Сплошные неприятности» или «Кругом одни напасти». И ведь действительно — на юного Антуана Дуанеля (его роль сыграл 14-летний парижский мальчишка Жан-Пьер Лео), который живёт только с матерью и не удерживается от обычных подростковых проказ в школе, на улице и везде, где придётся (кстати, предшествующая короткометражка Трюффо называлась «Шантрапа»), постоянно обрушиваются всевозможные несчастья. Они могут показаться мелкими и незначительными лишь взрослым людям, а входящий в большую жизнь пока что маленький человек воспринимает всё происходящее обострённо и ранимо, чуть ли не как настоящий «заговор мира» против лично него самого. И оказавшись в интернате для трудновоспитуемых подростков, Антуан считает это покушением на свою индивидуальную свободу — вот почему бежит оттуда, неизвестно куда, навстречу тому будущему, которое больше похоже на недосягаемую мечту. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 14 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Тяжело быть ребёнком. Особенно когда в семье ложь, особенно когда тебя никто не любит. Ты приспосабливаешься к жизни, стараясь представлять общепринятые традиции увлечениями, вечерние обязанности атрибутами домашнего счастья, и пытаешься настроиться на то, что надо кого-то любить — но кого? Мать, которая целуется на улице с незнакомыми мужчинами? Отчима, безалаберно бытующего у них на квартире долгие месяцы? Друзей? Учителей? Всё так сложно и непонятно в юном возрасте: где правда, где ложь, и можно ли доверять по-настоящему наставлениям взрослых? Не лучше ли просто посвятить время себе? Никому не отчитываться, не брать на себя никаких обязательств, а просто гулять по мере возможности, развлекаться, проводить время с приятелем из состоятельной семьи, шалить с одноклассниками на уличных уроках, а при случае даже своровать из офиса пишущую машинку, которая стоит хороших денег. Подумаешь, трагедия какая — воровство. Авторитетов нет, и поэтому некому отчитывать за то плохое, что ещё неизвестно, чем хуже хорошего.

    Проблема заострена на прекрасном примере живущего в семье, но практически бесхозного мальчишки. (И сколько их, таких примеров, по жизни?) Ему бы расти и воспитываться. Становиться учёным, писателем, министром — ведь задатки, судя по всему, определённо есть. Да вот беда — с родителями и отчимами не повезло, которых, как известно, не выбирают. И с теперешними не жизнь получается, а существование. Мечта барана. Взрослые-то с проблемами справятся, переживут, найдут любовных оппонентов — и выкатят на новые рубежи свершений. Оно и так хорошо, к чему стремиться-то, когда стремлений нет. А как быть детям? Им и ласка нужна, и пример, и уважение, и наставление. Но самое главное — чтобы всё это было без обмана, который чувствуется в юном возрасте как никогда тонко, потому что отношения воспринимаются детьми не просто как внешние сигналы, а на вполне осознанном уровне.

    Если не загружать себя подобными мыслями, а просто смотреть фильм как кино, то, возможно, ассоциативный ряд сложится несколько иной. Париж 1950-х, бытовая драма, трудный мальчик, обычная судьба Ретивый бег — побег в никуда. Пожелание ему успехов в нелёгком этом пути невезения, потому что, вряд ли избежит, бедный, повторного ареста. Но за чередой будничных сцен видна не просто история о милом, обделённом любовью существе, а показывающая, как мы все неправы в отношении хотя бы его одного, как мы все ему нужны. По-настоящему мировой фильм Франсуа Трюффо, по-моему, именно об этом.

    10 из 10

    18 мая 2012 | 20:35

    Столько времени прошло с малолетства,
    Что его вспоминаешь с трудом.
    И стоит вдалеке моё детство,
    Как с закрытыми ставнями дом.

    В этом доме все живы, здоровы -
    Те, которых давно уже нет.
    И висячая лампа в столовой
    Льёт по-прежнему тёплый свет.


    (Самуил Маршак)

    Произведения о детстве являются теми уникальными творениями человеческого разума, что никогда не устаревают. Наверное, каждый человек сможет с лёгкостью назвать несколько произведений об этой сложной поре, которые он сам любил читать, будучи ребёнком. А в чём секрет этой завлекательности, секрет того, что некоторые такие книги можно читать в любом возрасте, в любом месте, в любое время?

    Правдивость — вот главный ответ. Детство — не туманная розовая даль, о которой нужно помнить лишь хорошее. Мы и сами это понимаем в подавляющем большинстве случаев. И поэтому в нашей душе находят живейший отклик творения, где автобиографичность и правдивость перемежаются с любовью автора как к своему герою, так и к своему читателю. К подобным произведениям относятся и «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо, удивительный в своей подкупающей честности и завлекающей простоте фильм.

    Антуан Дуанель — подросток, в одиночку проходящий путь становления характера, юношеского бунта и недовольства, переживающий жизненные проблемы, деспотию школьного учителя, пренебрежительное отношение родителей так, как умеет. Все прогуливали, все порой грешили подделкой родительских записок, врали и симулировали, чтобы получить индульгенцию для пропуска занятий. С высоты прожитых лет это воспринимается с усмешкой, в тех случаях, конечно, когда этот кризис подросткового возраста минует самостоятельно. Но здесь и кроются подводные камни.

    История Антуана Дуанеля — не просто история о «трудном ребёнке», не просто рассказ о том, как мальчишка, начавший с рассматривания фотографии девушки в бикини на уроке, пришёл к совсем не хорошему исходу. Это было бы слишком схематично и наивно. Фильм Трюффо прежде всего о нелёгком становлении личности в тесных, замкнутых условиях школьной и семейной системы. Это очень сложный процесс, сопровождающийся трудностями и, как говорят психологи, «девиациями в поведении», когда вполне казавшийся адекватным индивидуум начинает прогуливать, дерзить, симулировать, шарить по родительским карманам, подделывать записки о болезни и подписи в дневнике, и заканчивается это громкими криками, истериками, сердечными каплями и скоропостижной постановкой клейма на человеке. Ведь всегда так просто кого-то обозвать, унизить, растоптать, подчинить своей воле, лишить какой-либо самостоятельности и устремлённости…

    А вместо этого нужно всего лишь с должным вниманием и пониманием отнестись к медленно и верно намечающемуся взрослению, которое сопровождается такими трудностями, поговорить понятно, спокойно и по-взрослому, не с высот морального превосходства, а как бы со стороны самой жизни, преподать нужный нравственный урок без вязнущего в зубах морализаторства, а личным примером, убеждением. Хорошо, когда находятся подобные духовные наставники, если не родители, то дедушки-бабушки, либо учителя или знакомые родителей, родители друзей… Когда подобного везения не случается, то растущее дитя начинает искать такого понимания и внимания у других таких же мятущихся, ищущих, формирующихся людей. Это в лучшем случае, в худшем, когда взрослые наставники потеряли кредит доверия, можно пойти кривой дорожкой, откуда возврата, как правило, не бывает.

    Франсуа Трюффо сделал свою картину о нелёгкой судьбе удивительно лёгкой, необычайно просто и увлекательно смотрящейся даже сейчас, спустя 50 лет. Он равно внимателен как к своему герою, так и к зрителю. Моментами смотреть смешно, например, когда прогуливающий школу мальчик замечает мать с любовником, или когда они с другом прогуливают занятия и после этого он, неумело копируя записку о пропуске, пишет имя Рене вместо своего. И вместе с тем в те моменты, когда родители ругаются на кухне о том, что отправить бы сына в военную академию, или когда после невинной, случайно сказанной детской лжи о том, что «мама умерла», ребёнка буквально втаптывают в грязь (вместо того, чтобы понять мотивы его поступка) — у зрителя начинает щемить сердце. Неужели так сложно попытаться вникнуть, понять, объяснить что-то? Таким родителям просто хочется постучать ложкой по лбу и сказать, что если вы предпочитаете видеть цветы жизни в чужих клумбах — думайте иногда перед тем, как давать кому-то новую жизнь, думайте о том, можете ли вы эту дальнейшую жизнь обеспечить. Чтобы в дальнейшем не было мучительно больно за уничтоженную жизнь

    Друг Антуана, Рене — типичный такой школьный приятель, подобный которому наверняка был у многих из нас. О нём, как и обо всех нас, можно сказать немало хорошего и плохого, но когда после того, как Антуана с его частично «скопированным» у Бальзака сочинением отправляют каяться к директору, он спокойно, с осознанием своей правоты возражает учителю — здесь и поаплодировать можно. Ибо, вопреки расхожему мнению, в столь юном возрасте часто развит редкий конформизм — страх пойти против большинства, против учителя, против системы. Хорошо, когда удаётся перешагнуть через грань своей слабости — это тоже немаловажная черта во взрослении ребёнка, в развитии силы воли.

    Облекая свою историю в мягкие, лёгкие, приятные формы, Трюффо тем не менее жёстко прохаживается по горе-родителям, деспотичному учителю Антуана и правоохранительной системе, в руки которой сдали мальчишку. В простой истории выражено его категорическое неприятие жестокости, которой должно бы противопоставить внимание и желание вникнуть, но противопоставить нечего, кроме такого же несформировавшегося и по сути бесправного друга Рене. Поэтому и идёт всё так, как идёт, порой ударяя по незащищённым точкам нервов зрителя. И полуоткрытый финал здесь смотрится лучшим завершением повествования. Дальше некуда бежать. Это развилка, на которой — выбор пути. Куда идти, когда впереди пустота? Что дальше будет в жизни, когда сломано достаточно дров потому, что все предпочли дружно отвернуться и уничтожать следствие, не обращая внимания на причину? Подумайте — как будто именно это слово нам передаёт Трюффо в немом, полувопросительном взгляде Антуана.

    «Четыреста ударов» — одна из таких историй, где сквозь смех слышно неподдельное сочувствие неудачам героя, где в простом незатейливом преподнесении фактов кроется вера в лучшее в человеке, что бы ни происходило. И бесспорно, этот фильм можно причислить к тем произведениям, которые будут актуальны во всех поколениях читателей и зрителей, потому как правда, приправленная человечностью и неравнодушием, не устаревает никогда.

    31 декабря 2010 | 12:59

    «О, сколько нам открытий чудных

    Готовит просвещенья дух».

    С точки зрения юного Дуанеля — нисколько и, поэтому, он маленький солдат на большой войне. Причем им-то как раз владеет жажда открытий, приключений, которых он не находит в школе, а школа и не предполагает баловать кого-то занимательными фокусами, школа — не приключение. Приглашая нас в первый класс, нас приглашают в армию цивилизации, в низшие чины этой армии. Война же есть мука во имя (целей), и маленького Антуана приглашают на живодерню «осознанной необходимости», приглашают в «золотой миллиард» цивилизованных людей. Школа может быть приятна, стать приятной для тех, кто цивилизовался. Счастливчики получают в ней чины, звания, — «пряники». «Пряник» поувесистей получает будущий менеджер, пряник поменьше будущий рабочий, а для других, исключая немногих богатых и самостоятельных людей, — «кнут», один только «кнут».

    Антуан чувствует себя несчастным в школе, несвободным не подозревая, что подобное чувство карается цивилизацией еще большей несвободой.

    Сам Франсуа Трюффо — двоечник, сбежавший в свое время из школы, состоявшийся как художник, представляет собой поразительное, редчайшее исключение. Он оказывается баловнем современной ему Франции, мира кино вообще, выражая наше собственное подсознательное протеста против цивилизации.

    В нас живет (или не живет) идиот-варвар, мечтающий «махнуть» за тридевять земель, украв и продав пишущую машинку.

    Сколько наивности в людях, граничащей с духовными паразитизмом и инфантилизмом. Думают, надеются, что есть такие какие-то особые начальники — талантливые интеллектуалы, которые не только «тупо» насаждают свою точку зрения, не только «пихают» прогресс, но еще и заботятся об экологии, еще и гуманны и пр. и пр. Но спросите себя — считаете ли вы себя таковым? Считаете ли вы себя человеком, не только способным малость посодействовать прогрессивному, но еще и тонким гуманистом, экологом, толерантным человеком? Я думаю, что никто себя таковым не считает, а все махнут в свой адрес рукой, но … верят, что таковые есть. Где вы — тонкие, интеллигентные крупные начальники? В том-то и дело, что вас нет и либо вы тонкий, интеллигентный … фантазер, либо генерал цивилизации — топ-менеджер. Либо вы прошли по-армейски даваемую вам выучку с первого класса и лет, эдак, до тридцати пяти, либо вы аутсайдер, место которому … в кино; там, где сбываются наши фантазии, что мы кому-то «интересны» и кто-то нам «сочувствует».

    Умный Франсуа Трюффо в, на мой взгляд, значительном фильме затрагивает волнующую нас-фантазеров тему и мы делаем ему репутацию и, значит, раз у нас с режиссером такое согласие, фильм состоялся.

    Юный Дуанель интересен кому-то, кроме полиции, что невозможно, но пусть будет так. Хотя он все-таки плохо подготовленный родителями «солдат», потому что безотцовщина. Берегите отцов, подвернувшийся на стороне мужчина не даст воспитания ребенку…

    Эта вот инфантильная вера в то, что наша цивилизация в принципе гармонична, вера в «царя-батюшку», трансформировавшаяся в веру в «отца народов», который, несмотря ни на что, благ и играет злую шутку с Антуаном. У него нет отца и разгильдяй отчим недостаточно серьезен с ним, поверхностен. У него нет отцовского инстинкта по отношении к Антуану — инстинкта спасать, выручать, в крайней момент подсказывать верное, а не поверхностное решение. И Антуан, поверхностно воспитываемый отчимом, верит, что его «шалости» учтены в нашей «гуманной» цивилизации, будут прощены, ан нет… Не будут. Он будет наказан … штрафбатом. Не хочешь быть «солдатом» — будь «пушечным мясом».

    Фильм предупреждает о том, что общество сурово и не идеально, не таково, каково оно в наших мечтах, когда мы позволяем себе расслабиться.

    С цивилизацией невозможно примириться, можно только подчиниться ей и … испытать при этом облегчение. Это поражение «внутреннего Я», которое оказывается благотворным.

    Не будь капитаном этого корабля, будь пассажиром, который не ворует на нем кошельки, или будь кочегаром.

    Фильм Франсуа Трюффо снят им во Франции времен послевоенной экспансии всего американского — времени, когда ситуация очень напоминала нашу. Французам нелегко было осознать, что они не центр мира, не политический законодатель, но французы примирились с американским лидерством и, по-моему, не проиграли. Проиграли мы, — «козел отпущения», — которых в конце концов гуртом загнали драить палубу на корабле в 90-е…

    Антуан дружен с буржуазным мальчиком, который может позволить себе вольности в школе. В отличие от Антуана, которому не хватает ума осознать, что он не может себе такого позволить. Фильм о социальной несправедливости с которой всегда боролись пылкие и гуманные французы. Фильм грустный, но фильм не о том, что не право общество, а о том что богатый мальчик, приятель Антуана, оболтус, достойный порки, морочащий голову несчастному Антуану.

    Суровый фильм о суровой реальности. Антуан — трагический герой. И, несомненно, уголовник. И, несомненно, герой. Нищий, он бредит о приключениях, развлечениях … и он прав.

    Удивительно, что у нас, которых Запад загнал в уголовники цивилизации, такие жуткие камеры в тюрьмах. Хотя мы, политические маргеналы-уголовники (для Запада), правы вместе с Антуаном.

    Требую себе интернет, матрац, любовницу и … коммунизм. Шутка…

    19 апреля 2011 | 17:38

    Превосходный фильм о проблемах ребенка в семье и школе.

    Практически каждая проблема главного героя является проблемой многих детей, как то: воровство денег у родителей, прогуливание школы, подшучивание над учителем, вранье, пререкания с родителями и учителями, подделывание записок в школе. Все это понятно практически каждому, кто рос в не самых простых условиях, но для большинства эти проблемы решались, а в данном фильме не решаются, в следствие безразличия и непонимания родителей, учителей, полицейских простых проблем ребенка, они как всегда и как и все забывают, что были такими же детьми и у них были похожие проблемы, и они их решили только благодаря взрослым, потому что сам ребенок не способен понять, почему нельзя врать и воровать, это могут объяснить только взрослые… Тема безразличия и бездушности системы проходит через весь фильм, один лишь школьный товарищ проявляет к герою какое-то соучастие, но ничему хорошему он тоже не может его научить, так как его родители тоже безразличны к нему.

    Лично для меня этот фильм является чем-то вроде призыва к ответственности для всех родителей, ведь без родителей и наставников ребенок не может стать гражданином.

    10 из 10

    13 июля 2011 | 21:52

    «Я очень любил два фильма, и они бесспорно оказали влияние на мои «400 ударов», — это «Ноль за поведение» Жана Виго и «Германия, год нулевой» Роберто Росселлини»
    Франсуа Трюффо


    Франсуа Трюффо, один из лидеров «Новой волны», путь в кино начал с журнальных критических обзоров, следуя взглядам своего «духовного отца» — кинокритика Андре Базена.

    В 1957 году Трюффо женился на дочери известного во Франции продюсера Игнаса Моргенштерна (по иронии судьбы именно его Трюффо называл прежде «душителем французского кино»). Однажды Моргенштерн, рассердившись на зятя за бесконечные нападки на французскую кинопродукцию, предложил ему самому заняться режиссурой. На деньги, которые ссудил Моргенштерн, премию прокатчиков за короткометражку «Сорванцы» (1957), и небольшую государственную субсидию Трюффо смог снять свой первый полнометражный фильм — «400 ударов».

    Герой автобиографической картины Трюффо «400 ударов» — Антуан Дуанель — тринадцатилетний парижский школьник, мечтатель и непоседа. Родители его постоянно ссорятся друг с другом. Мальчик, лишенный домашнего тепла, часто убегает с уроков вместе со своим приятелем Рене. Однажды он объясняет пропуск занятий тем, что у него умерла мать. Обман раскрыт, но за этим следует целый ряд других «нарушений» — побеги, мелкие кражи. Антуана отправляют в исправительную колонию для малолетних преступников. Юный герой фильма бунтует. Однажды он убегает из колонии и мчится со всех ног к морю, которое никогда не видел…

    По сюжету — это история злоключений подростка-неудачника, на которого обрушиваются все «четыреста ударов» судьбы. По глубинному смыслу — драма непонимания взрослыми ребенка. Франсуа Трюффо рассказывает о себе, о переживаниях детства: подростком он сам попал в колонию для маленьких преступников.

    «400 ударов» — фильм о бегстве. Антуан все время бежит, бежит даже не понимая куда именно. Он убегает из школы, из дома, из исправительной колонии… Он бежит к морю. Море — символ счастья.

    Жан-Поль Годар весьма своеобразно отозвался о шедевре Трюффо:
    «Фильм «400 ударов» означает: Откровенность, Стремительность, Искусство, Новизну, Кинематографичность, Оригинальность, Дерзость, Серьезность, Трагизм, Свежесть, Короля Убю, Фантастику, Ярость, Дружбу, Универсальность, Нежность».

    10 сентября 2008 | 17:21

    Отчуждение.
    На тринадцатилетнего Антуана Дуанеля его учителем повешен ярлык «трудного ребенка». Мальчик, и так обделенный особыми качествами, утрачивает тот малый интерес к учебе — она ему не нужна, он не видит смысла в хороших оценках. Ведь учитель считает его хулиганом (обычное невезение и, столь же обычная, неусидчивость), а родителям (самым важным, в общем-то, людям на этом свете) он не нужен.

    Отец у него приемный, а мать видит в нем только проблему и жалеет, что не сделала аборт. Она отчаянно пытается устроить собственную жизнь и выбраться из нищеты, и не желает тратить время и энергию на мальчика, которого уже считает неудачным материалом. Нежелание взрослых взглянуть глубже мелких проступков Антуана, увидеть причину его поведения, нежелание хотя бы принять ту простую истину, что в большей мере виноваты они, приводят героя к краю, к тому, что сейчас назвали бы «асоциальным поведением».

    Faire les quatre cents coups.
    Антуан вместе с товарищем сбегают в большой Париж, пока что невинный прогул школьных уроков. Аттракционы (где можно увидеть самого Трюффо), кинотеатр и прочие развлечения заполняют этот день. В фильме в кино ходят часто (второй раз Антуан пойдет с семьей, и будет казаться, что у них все нормально). Кино — главная страсть Трюффо; и его герои, так же как он, ищут, возможно, спасение в кинотеатре. За этот прогул, и за свою ложь касательно смерти матери, как оправдания, Антуан получает нагоняй и решает сбежать из дому.

    В холодном зимнем Париже он не находит то, чего искал — новой жизни — и, в итоге, снова оказывается в родительской квартире. Мать пытается найти общий язык с ним, но короткий период семейной идиллии нарушает учитель, который яростно критикует мальчика за плагиат (а он и слова такого, видимо, не знал; всего лишь хотел показать свое восхищение Бальзаком, и, так уж получилось, полностью скопировал его слова в своем сочинении). Антуан видит один выход — бежать.

    Бег к морю.
    Мать и отец окончательно ставят на мальчике крест. И снова перед ним мрачный, холодный Париж, и тот же товарищ, с которым они идут на преступление. В результате, Антуан проводит ночь в камере, попав туда с полного согласия отца. Родители решают отдать его в приют для таких же «сложных» подростков, внушая себе, что они сделали все возможное.

    Мальчик оказывается в своего рода тюрьме для малолетних. Там его навещает мать и тот самый товарищ. Психологи пытаются понять причину его поведения и исправить ее. Но никакой приют ему не нужен, ведь это очередная выдумка мира, в котором он себя не видит. Единственное, чего он хочет — увидеть море. Он снова бежит, бежит с определенной целью — претворить в реальность свою мечту. И вот он пляж… и море. Застыв у самой кромки воды, Антуан видит бесконечный, непонятный, но и прекрасный, удивительный мир, который еще ждет его впереди.

    Побег в кино.
    Ни для кого не секрет, что «Четыреста ударов» во многом автобиографический фильм для Франсуа Трюффо. И на главную роль он взял Жана-Пьера Лео не только за умение естественно выглядеть в кадре, но и за внешнее сходство с собой в том же возрасте. С Лео он не расстанется и снимет его еще в нескольких своих картинах. Вообще, молодой актер удивительно хорошо справился с этой ролью.

    Камера, постоянно следовавшая за ним, фиксировала все, вплоть до личных, и оттого сложных, сцен. Это история Трюффо, история его бегства от этого мира в мир кино. Именно в кинематографе он нашел свое призвание и, может быть, спасение. Проработав долгое время критиком, сняв пару короткометражек, он выдал миру пронзительную и грустную историю взросления. Все мы через это прошли, но немногие смогли бы рассказать о своем пути по прошествии стольких лет.

    23 декабря 2007 | 00:34

    Детство и юность — необыкновенно богатая и неисчерпаемая тема. В кинематографе существует множество фильмов, посвященных подросткам, их бунтарству и трудностям внутри семьи. Эти картины отображают действительность в любом временном контексте. Сколько людей — столько судеб. Режиссер, находя общее с детьми, еще сам — ребенок, живущий в главном герое, несет зрителю авторский взгляд на проблемы общества, через свои, пережитые раны.

    В возрасте двадцати семи лет, Франсуа Трюффо, снимает болезненную и личную картину о детях, которым присваивают ярлык «проблемные». Режиссер, языком кино, рассказывает о своем детстве, «приукрашая» картину деталями личного характера и харизмой Жан-Пьера Лео. Автобиографичность фильма — в сходстве судьбы Трюффо и многих детей, не имеющих крепкой семьи, страдающих от равнодушия со стороны родителей. В жизни так и случается, ребенок, убегая из дома, ищет свободу, которая в картине ассоциируется с морем, с мечтой, которую если поймать — даст ли счастье? Последние кадры картины, музыкой Жана Константина, заставляют чувствовать мелкую дрожь и отвечают — нет.

    Если с детства знать, что мать не хотела твоего появления на свет, приучила жить враньем, а, в конечном счете, отправляет в исправительный лагерь — любое сознание перевернется! Да так, что исповедь жизни психологу — будет чувствоваться криком души мальчика, первый раз захотевшего заговорить честно!

    В картине дети, на примере главного героя и его друга — одиноки и предоставлены сами себе. Один — из богатой семьи, другой — спит в рваной пижаме, и радуется походу в кино, будто полетом на Луну. Обоих объединяет мелкое бунтарство с окружающим миром. Но дети — есть дети. Они еще могут удивляться и делают это искренне. Оператор, фокусируя камеру в зрительном зале, показывает лица детей крупным планом, передавая эмоции от испуга и удивления до радости и счастья. За воспитанием ребенку нужен праздник, а герои фильма — создают праздник себе сами, как умеют. Иногда такие «праздники» плохо заканчиваются…

    Для Трюффо — кино личный эксперимент, в круге мыслей и чувств одного человека, в «400 ударах», ребенка, против взрослых. Режиссер, будто рисуя себе счастливое детство, появляется в роли служащего аттракциона, показывая один из моментов счастья Антуана, парящего на карусели, как птица. А значит, в тот момент не герой, а автор, обретал крылья и мнимую свободу!

    10 из 10

    13 июля 2011 | 17:46

    Хорошее кино оставляет ряд проблем, вопросов, которые надолго остаются в голове. Периодически мысли, которые хотел донести режиссёр, прокручиваются в голове с той атмосферой, а порой даже и музыкой, что были использованы в фильме.

    «400 ударов» же — отличное кино, и я более чем уверен, что данная картина будет вспоминаться, когда я буду размышлять о проблемах, косвенно или прямо упомянутых в картине.

    Собственно, о проблемах. Помимо избитой темы «отцов и детей» Трюффо новаторски для того времени заснял принцип «общества конвейера» с обыденными типичностями и железной дисциплиной. Условия такого социума не позволяют многим раскрыться и проявить себя, что показано на примере сочинения Антуана. И что же остаётся ждать в в таких условия? — лишь старое доброе ультранасилие и иже с нею, все больше плодящихся как грибы на старом пне. Бег к свободе, бег от темницы — эти позывы первостепенны у Человека, не испорченного стопой государства, Трюффо довольно символично отобразил это на примере юной души Антуана. Интересен и образ темницы, лично я замер перед экраном, когда шла сцена в приемниках жандармерии: лица людей прижатых к решётке вызывает чувство абсурда: «такое невозможно! Как? как можно засадить человека, рожденного жить, познавать, любить, за грязную решётку.» — думаешь ты.

    Первый фильм, который я посмотрел с Жаном-Пьеро, был «мужское — женское». Тогда я выделил особый взгляд этого актёра, интересно было наблюдать, что этот момент есть с первого фильма, где Жан снялся еще мальчишкой. Отличный актёр. Пожалуй, один из любимейших, и в «400 ударов» — он не отразим, вне сомнений.

    10 из 10

    19 июня 2012 | 21:06

    «Четыреста ударов» — первая полнометражная работа одного из основателей «новой волны» французского кинематографа Франсуа Трюффо. Этот фильм оказался не только прорывом для нового французского кино в целом и Трюффо в частности (который получил приз за режиссуру на Каннском фестивале), но и первой значительной ролью для Жан-Пьера Лео, снимавшегося впоследствии у множества мастеров кинематографа.

    Антуан Дуанель, сыгранный Лео, — тринадцатилетний подросток, со свойственными подростку метаниями идёт по жизни, и на каждом повороте судьба готовит для него сотни сокрушающих ударов. Безразличие эгоистичной матери и слабохарактерного отчима, непонимание со стороны учителей — окружающий мир словно противостоит Антуану, и мальчик, стараясь найти способ справиться с натиском обстоятельств, обращается в бегство. Он бежит из дома, из интерната, понимая, что окружающее — лишь часть мира, за границей которой он, возможно, сможет обрести желаемое, найти лучшую жизнь. Он не становится озлобленным на весь мир трудным подростком, который находит своё место в исправительном учреждении, не судит весь мир по тому уголку, что ему за четырнадцать лет довелось изучить, — он знает, что ему есть куда бежать, что мир не закрыт, а, наоборот, развёрнут перед ним, огромен и неизведан. Антуан бежит, ведь у него есть цель, хотя бы начальная, задающая направление, — море, которое он до сих пор не видел.

    Этот фильм автобиографичен и тема бегства, к которому так часто прибегал сам Трюффо, становится здесь одной из главных. Однако, режиссёр не зациклен на себе, не старается рассказать о себе, он просто берёт основу, которая ему понятна, близка, использует мотив, который хорошо понимает. Взяв на роль Жан-Пьера Лео, он не стал самозабвенно передавать свои детские переживания, он позволил молодому актёру (внешне похожему на Трюффо в детстве) смешать предложенную роль со своим собственным характером, который был гораздо более решительным, чем у замкнутого Трюффо. Таким образом автор поддержал ту «живую» составляющую его истории, что берёт начало из его личных воспоминаний, но не может быть выражена самим Трюффо, ведь на момент создания картины он был в два раза старше главного героя. Передав созданный им образ в руки четырнадцатилетнего актёра, Трюффо получил новое живое звучание, соединив точку зрения взрослого человека на себя в детские годы и точку зрения ребёнка, ровесника придуманного героя.

    Если вы хотите познакомиться с Франсуа Трюффо — непременно начните с этого фильма.

    23 ноября 2010 | 02:34

    Этот фильм является одним из ключевых в истории кинематографа, и не только французского, но и мирового. Многие называют его первым фильмом новой волны.

    Сюжет крутиться вокруг трудного подростка из семьи среднего класса, парень не злой, не псих, просто очень много врёт, из-за того что родители его избаловали. Вскоре ему надоедает школа и он её пытается бросить, много-много врёт и в итоге родители принимают серьёзные меры.

    Первый вопрос возникающий при просмотре — виноват ли мальчик в том что его окружают вруны, а общество вечно нападает на него? Все люби разные: одни бунтуют, другие уходят от проблем. Очевидно что герой загнан в угол, он не может противостоять государству, и родителям пожелавшим от него избавиться, единственный способ спастись — побег.

    Назвать жанр картины очень сложно, это не драма, но и не мелодрама и в то же время грустное кино. В этом и уникальность новой волны. Посмотреть следует хотя бы из любопытства — это всё же классика.

    10 марта 2011 | 21:47

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>