Кон-Тики

Kon-Tiki
год
страна
слоган«Через океан в поисках истины»
режиссер Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг
сценарий Петтер Скавлан
продюсер Ааге Ааберге, Джереми Томас, Кристоф Дэниэл, ...
оператор Геир Хартли Андреассен
композитор Юхан Сёдерквист
художник Карл Юлиуссон, Кес Бонне, Лек Чаян Чунсуттиват, ...
монтаж Пер-Эрик Эриксен, Мартин Штольц
жанр приключения, биография, история, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Норвегия  888.5 тыс.,    Россия  263.1 тыс.,    США  186.5 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-ray
27 мая 2013, «Новый Диск»
релиз на DVD
27 мая 2013, «Новый Диск»
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время109 мин. / 01:49
Номинации:
История о всемирно известном путешественнике Туре Хейердале, совершившем в 1947 году эпическую экспедицию — пересечение Тихого океана на плоту Кон-Тики. Гигантские киты, схватки с голодными акулами, грозовой шторм, раздирающий ветер, битва за жизнь посреди бушующей стихии. Героям предстоит проявить немалую силу и трудолюбие, чтобы этот день не стал последним. Это невероятное путешествие навсегда изменит людей, которые рискнули в него отправиться.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
82%
62 + 14 = 76
7.0
в России
100%
10 + 0 = 10
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Продюсер фильма Джереми Томас хотел снять его еще с 1996 года и получил права на рассказ Тура Хейердала перед смертью последнего в 2002 году.
    • Большая часть фильма снималась одновременно в двух версиях — на норвежском и английском языках, в целях обеспечения международного финансирования.
    • Съёмки фильма проходили на Мальдивских островах, Мальте, в Норвегии, США, Болгарии и Таиланде.
    • Внук Тура Хейердала, Олаф, повторил приключение деда, приняв в 2006 году участие в экспедиции «Тангароа», проследовавшей по следам Кон-Тики на аналогичном плоту. Еще одним проектом, в котором Олаф принял участие, стал «Пластики» — путешествие из Австралии в Полинезию на плоту, собранном из пустых пластиковых бутылок, в поддержку защиты окружающей среды от пластиковых отходов.
    • Причина, по которой Хейердал в фильме был так уверен, что плот не утонет, напитавшись влагой, проста, хотя почему-то не объясняется зрителям. Дело в том, что для строительства «Кон-Тики» использовались свежесрубленные стволы бальзового (пробкового) дерева, в результате чего в них еще оставалась смола, которая не давала воде окончательно пропитать древесину.
    • Во время экспедиции Тур Хейердал и его команда открыли новый вид рыбы, до тех пор неизвестный науке.
    • Впоследствии Тур Хейердал привел новые доказательства в поддержку своей теории о заселении Полинезии, организовав первые полномасштабные археологические раскопки на острове Пасхи (книга «Аку-Аку»). Он выяснил, что на острове до сих пор обитают потомки «длинноухих» людей (они специально вытягивали себе мочки ушей), сходство с которыми имеют перуанские и островные монументы. Их отличительная черта — бледная кожа и рыжие волосы, нетипичные для обитателей тех краев. «Длинноухие» населяли Перу сотни лет назад, но вынуждены были покинуть континент из-за агрессивных соседей. По теории Хейердала, именно они первыми добрались до острова Пасхи и Полинезии и оставили там о себе память в форме каменных истуканов и белокожих потомков. Однако, несмотря на приведенные им доказательства, ряд ученых все равно ставит под сомнение его теорию.
    • еще 4 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Один из персонажей использует метод подсчета, введенный в 1951 году, при составлении отчетов о расположении Кон-Тики. Он использует слово «femtifem» (пятьдесят пять). В 1947 году, когда разворачиваются события фильма, он должен был использовать «fem-og-femti» (пять и пятьдесят). Так как этот метод еще используется сегодня, новый его формат по-прежнему обсуждается в Норвегии и создатели фильма должны были быть в курсе этой ситуации.
    • Когда в фильме показывают обложку норвежского паспорта, на нем видна надпись «NORGE NOREG». Такая надпись появилась только в 1970-х годах. В 1947-ом было только «PASS» и «NORGE».
    • Когда герои сталкиваются с китовой акулой, она выпускает воздух, когда ныряет под плотом. Китовая акула — это рыба, а рыбы так не дышат. Только киты дышат легкими и могут выпускать воздух таким образом.
    • Это неправда, что каждая 13-ая волна больше, чем остальные, как утверждается в фильме. На самом деле не существует шаблонов относительно размера волн. В оригинальном документальном фильме «Кон-Тики» (1950) говорится о том, что люди на плоту просто ждали достаточно большую волну, которая вынесет их на риф.
    • Люди на плоту не беспокоились о том, выдержат ли канаты стягивающие плот, в отличие от того, как это показано в фильме. Как описывается в документальном фильме 1950-го года, бальса была намного мягче, чем веревка. И получалось так, что канаты проминали дерево, тем самым создавая защитное пространство вокруг себя.
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    -Спасибо.
    -Это же ТЫ меня спас?
    -Вот я и говорю: спасибо…

    Красивое и честное кино о красивых и честных людях и их смелых поступках. И ещё — о счастливых людях. Они построили свой плот, чтобы остаться на нём единственными людьми на Земле. Уплыть, чтобы вернуться к себе, к своим истокам, стать частью природы. Как часто я строю в своём воображении такой плот или пирогу или хижину на необитаемом острове. Вспоминаются «робинзонады» Верна, романтические и мужественные герои Купера и Лондона. Оказывается, они есть не только в книжках, но и в реальной жизни. Вот к примеру, Эмилия Эрхарт или наш неутомимый Фёдор Конюхов, ведомый вперёд одному Богу известной мотивацией. На таких подвижниках, вероятно, и держится этот мир. И покуда они идут к своей цели, перелетая океаны, преодолевая снежные торосы или штурмуя горные вершины — у этого «шарика» есть шанс.

    Несмотря на то, что культурного шока во время просмотра этой ленты я не испытал, ставлю твёрдую четвёрку за замысел и воплощение.

    4 мая 2013 | 05:42

    Надо признаться, отличное кино! За последнее время я составил приличный список фильмов, которые необходимо посмотреть, на этот фильм собирался пойти в кино, не вышло. И вот, все таки, мои голодные глаза добралсь до него и после просмотра остались очень даже сытыми! Как я уже и говорил, список длинный получился, многое уже пересмотрено на данный момент, смотрел и признанные шедевры, и не очень известные, но крайне добротные фильмы. Весь перечень будет никому не интересен, но вот три фильма вызвали непередающиеся эмоции: это «Последний неандерталец», «Пока не сыграл в ящик» и, естественно, Кон Тики, о первых двух речи здесь не пойдет, а вот о третьем есть, что сказать.

    Думаю, не стоит сильно углубляться в основные идеи сюжета, также как и читать этот отзыв перед просмотром фильма, советую сначала посмотреть, прочитав краткое его описание или посмотреть трейлер, потому что после просмотра будет масса чувств и поводов задуматься, также возникнет желание подробнее узнать о норвежском путешественнике Туре Хайерланде, у которого еще масса заслуг и экспидиций помимо этой… Так вот, мне хочется особо отметить постановку этого фильма талантливыми скондинавами Хоакимом Роннингом и Эспеном Сандбергом.

    Первое спасибо нужно выразить им за подбор актеров (опять же, стоит убедиться в этом лично), врать не буду, я ни одного из них не знал, тем интереснее было наблюдать, каждый из них справился на 100%, теперь кто и как справился, а это…

    Второе спасибо режиссерам и уже актерам, обобщив, можно сказать, что этот тандем «„Режиссеры- Актеры“ великолепно перенесли на экран межличностные отношения между героями и, конечно, характер, харизму, целеустремленность и порой, слепую, веру Тура Хайерланда, в исполнении Пола Сверре Валхейма Хагена, когда в его голову приходила какая-то идея, она в прямом смысле слова разгаралась в глазах этого актера, подстать выбрана была на роль его жены Агнес Киттелсен, в её исполнении вы увидите и поймете все задумки режессеров, я крайне впечатлен отношениями в разношерстной команде Тура, я подчеркиваю, именно в отошениях между отважными людьми, которые приняли вызов Тура, а не в отношениях между Туром и его командой в целом и с каждым в отдельности- трактовку этих отношений каждый, кто посмотрел, должен дать сам и…

    Третье спасибо за сценарий фильма и воплощение его. В общем, многого придумывать необходимости не было, но то, чо было привнесено в фильм очень добавило ему интриги и напряжения. Здесь вы увидите и длинную историю настоящей, подчеркиваю Настоящей любви, и тяжелый выбор, и его последствия…

    В общем, всего написать про это произведение искусства можно много, но это лишнее, не хочется раскрывать карты этого фильма, его нужно смотреть в неведении и наслаждаться им!

    Да, как я уже говорил, фильм произвел потрясающие впечатления на меня, поэтому оценка моя 10 из 10, еще раз

    БРАВО!

    16 января 2014 | 16:36

    Все ученые считают, что мир должен их выслушать (с)

    Наша фантазия меркнет перед настоящими историями, происходящими с людьми, рискующими своими жизнями ради науки и искусства. Таких мало, зато их судьбы неповторимы, а имена остаются навечно в истории человечества.

    Путешественник Тур Хейердал отправляется в экспедицию, чтобы на небольшом плоту переплыть Тихий океан. Во время этого непростого путешествия каждому из членов команды пришлось пережить немало трудностей.

    Режиссеры фильма распределили свое внимание на жизни Хейердала до экспедиции, подготовке к ней и самому путешествию. Получился некий коктейль из прошлого и настоящего одного из самых известных путешественников.

    Сценаристы с легкостью разъясняют публике всю важность данной экспедиции, в нескольких сценах расписав характеры всех членов команды.

    Актерский состав подобрался на проекте отлично, каждый из актеров добавляет свои нотки проекту.

    Красочный мир океана показан с огромной любовью. Это не надуманная история спасения мальчика и целого зоопарка, а исторические факты, приправленные живыми, настоящими природными красотами.

    «Кон-Тики» — прекрасный пример великолепного путешествия, которое снято на таком уровне, что зрители немедленно оказываются втянутыми в сюжет, даже те, кто не обладает достаточным воображением. Картина, впитавшая в себя черты «Кинг Конга» и «Жизни Пи», с которыми ее, несомненно, будут сравнивать, выгодно выделяется на их фоне, предлагая зрителям натуральность и факты, снятые на высоком профессиональном уровне.

    25 марта 2013 | 20:53

    Мне нравятся фильмы на тему «Один на один с океаном». Это вечные истории о людях, которые пытаются что-то доказать или чего-то добиться. Итак, перед нами новая история, реальная история, снятая по тому же принципу. Всегда проявляется интерес к фильмам, которые основаны на реальных событиях. Итак, перед нами Тур Хейердал, путешественник, который мечтает доказать свою истину. Для этого ему всего лишь нужно переплыть пять тысяч миль на плоту, на обычном деревянном плоту без каких-либо примочек. Но способен ли он на такой серьезный шаг?

    Яркая, ни к чему не принуждающая картина. Шестеро добровольцев в доказательствах своей теории о том что возможно и что нет. Как же нравится мне смотреть на просторы нашей огромной планеты. В фильмах это всегда показывают крайне аккуратно, как можно красивее. Здесь не было ничего такого особенного, но голубая, чистая вода, морские жители в крупнейших планах — это необычайно красиво. И вот, когда герои находятся на палубе своего «корабля», мы просто наслаждаемся картинкой и ничего больше. Действительно, огромный плюс этого фильма в таких завораживающих красотах океана.

    На протяжении всего фильма меня терзали смутные сомнения по поводу главного актера. Пол Сверре Валхейм Хаген. Я была почти уверена, что это Райан Гослинг. Удивительно, насколько похожи эти люди. Возможно, мне одной так показалось, но все же. Плюс актерского состава во всем. Шесть главных героев добрые, всегда светло мыслящие люди. У каждого были особенные черты, отличительные. И каждый, несмотря на свое весьма опасное положение, всегда были позитивно настроен. Мне нравился один из членов команды, который всегда лежал на самом уютном месте и читал книжки. Он больше всего внушал доверие и больше всего радовал. Всегда интересно наблюдать за жизнью на корабле, лодке или плоте в океане со стороны. Исключительно со стороны, потому что пережить нечто схожее — действительно страшно. Завораживающие сцены борьбы с акулами. В фильмах на четкую тему «Акула» сюжеты всегда одинаковые. Акула всех съедает и мы знаем это заранее. Здесь же, акула не такой важный персонаж, но все же, моменты терзают душу. Определенная идея в этих сценах — борьба за свою идею, борьба за жизнь и за все, что у них на тот момент было. Я не заметила как пролетело время, наверное именно потому, что фильм невероятно легкий. Он абсолютно не напрягает зрителя: ничего сверх-загадочного, ничего мудреного. Идея и смысл просты, но если все это обдумать, переосмыслить и понять, что ведь действительно люди вот так взяли и поплыли когда-то пять тысяч миль — становится не по себе. Чтобы решиться на такой шаг, нужно быть не просто отважным человеком. У героев этого фильма с самого начала было лишь одно — вера, являющаяся их надеждой…

    «Кон-Тики» — интересное, легкое приключение, которое не заставит вас ни плакать, ни смеяться. Добрый, сильный фильм о крепкой вере и душе человека в то, что возможно все, если верить и не сдаваться. Не могу сказать «Посмотрите этот фильм обязательно». Если вам нравятся подобные истории о Маугли в воде — посмотрите. Ну а если нет, хотя бы прочтите эту историю. Она интересна.

    6 из 10

    22 апреля 2013 | 20:37

    Все вышесказанное, конечно, больше относится к подвигу людей, нежели к самому фильму, но что, как не подобное кино, способно приоткрыть завесу истории, рассказать и показать зрителю в ярчайших красках хронологию событий, заставить нас хотя бы попытаться пережить то, что пережили эти герои-одиночки? Подобные ленты служат нам напоминанием их мужества, граничащего с безрассудством, данью уважения к их подвигам, художественным памятником личностям, дарующим человечеству просвещение. И мы обязаны знать и помнить.

    Степень мужества Тура Хейердала невозможно переоценить, ведь мало кто из живущих на Земле мог бы совершить подвиг, подобный тому, что совершил он. Потомок скандинавского народа, открывшего Америку задолго до Колумба, без поддержки собственного государства и географического общества, не умея плавать, располагая лишь нечеловеческим уровнем энтузиазма и в компании пятерых таких же «отчаянных голов», берется переплыть Тихий Океан от берегов Южной Америки до Полинезии на деревянном плоту, сконструированном по образу полуторатысячелетней давности — это ли не высшее проявление смелости? Остается лишь поражаться всему этому, будучи окруженным всеми удобствами цивилизации.

    Поглощая хронометраж фильма, испытываешь огромное удовольствие от происходящего на экране, проживаешь все тяготы и невзгоды героев, искренне радуешься небольшим и великим победам. И все это благодаря качественной и проникновенной работе создателей и исполнителей фильма. Вердикт однозначен — кино несомненно удалось.

    28 июля 2013 | 12:46

    Проведя год в отрыве от цивилизации (но зато с молодой женой) на острове Фату-Хива (юг Французской Полинезии), Тур Хейердал приехал в Нью-Йорк известить мир о своём открытии. Тогда все считали, что Полинезию заселили выходцы из Азии (плыть ближе), а Хейердал был убеждён, что первыми туда приплыли древние перуанцы — из Южной Америки через весь Тихий океан…

    Научный мир о такой публикации ничего не хочет слышать: у древних перуанцев не было кораблей — одни плоты. Хейердалу в шутку предлагают самому переплыть Тихий океан на плоту. Тур ухватывается за эту идею — и вот уже из перуанского порта на буксире вытягивают плот «Кон-Тики», сделанный исключительно из доступных древним перуанцам материалов. Буксировка заканчивается у начала попутного течения — и плот с шестью храбрыми норвежцами оказывается перед лицом безбрежного океана, бурь, голодных акул и изматывающего стодневного плавания.

    Этот фильм разрабатывался более десяти лет людьми, которые были лично знакомы с Туром Хейердалом. Первоначальный сценарий написан с учётом советов и комментариев самого Тура (он умер в 2002-м). Славный итог — красочная приключенческая картина, визуально сравнимая с «Жизнью Пи» и «Изгоем», и заслуженная номинация на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

    «Кон-Тики» — созерцательный, завораживающий фильм, способный вместе с тем потрепать нервы (сцены с кашалотом и акулами пригвождают к креслу). Первые полчаса из ста двадцати минут уделены развёртыванию интриги: Тур продвигает свою теорию заселения Полинезии из Южной Америки, ищет средства, строит с командой плот. Всё это преподносится вскользь, но довольно увлекательно — с хорошими шутками, красивейшими панорамными видами и экзотическими местами. При этом география и фильма, и реальной жизни Тура Хейердала обширна, как у миссий Джеймса Бонда, — он в самом деле был космополитом — человеком мира, и местом действия в его истории становится весь мир.

    Плавание занимает всё оставшееся время фильма: напряжённое, изматывающее, полное опасных и трепетных моментов, ожидания, тревог, отчаяния и побед.

    Многие сцены в «Кон-Тики» перекликаются с впечатляющей «Жизнью Пи» — и здесь они не менее поразительны. Летучая рыба, киты, фосфоресцирующие существа и планктон производят здесь, пожалуй, даже более сильное впечатление, потому что кажутся документально снятыми, а не компьютерными. Тот факт, что Хейердал и его оператор снимали документальный фильм на ручную чёрно-белую камеру, делает происходящее на экране ещё более близким и осязаемым — популярный ныне у кинематографистов приём «мокьюментари» в данном случае не пришлось выдумывать: реальная жизнь Хейердала интереснее выдумки. (Документальный фильм о плавании, кстати, выиграл «Оскар» в 1951 году.)

    Но самыми захватывающими моментами фильма являются сцены с акулами — вот где за путешественников испытываешь настоящий страх, и при виде утлого плота, вокруг которого вода бурлит от акул, становится не по себе.

    К сожалению, зрелищная сторона картины намного превосходит драматическую. Режиссёры Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг, создавшие мощный фильм про норвежских партизан «Макс Манус: Человек войны», здесь, видно, хотели снять путешествие «Кон-Тики» с документальной точностью. Этический аспект понятен: последний из участников плавания умер недавно (в 2009-м), и вся история свежа в памяти родственников и близких. Но пострадал аспект кинематографический: по части отношений между героями сценарий так стерилен и фрагментарен, что некоторые из шестерых путешественников даже не успевают запомниться к концу фильма. Между людьми на плоту не происходит, по сути, ни одной ссоры, и единственным конфликтом в «Кон-Тики» оказывается драматическое противостояние людей с природой — величественным Тихим океаном, его штормами и хищными обитателями.

    А между тем, вся «команда» плота играет замечательно. Сам Хейердал в фильме напоминает глянцевую версию Райана Гослинга (его исполнил норвежский актёр Пол Сверре Валхейм Хаген). Есть ещё красавчик-радист, герой войны Турстейн (Якоб Офтебро) и бывший продавец холодильников, смело пошедший с Хейердалом — Герман Ватцингер (Андерс Баасмо Кристиансен). Ну и остальные. Они очень выразительны, но, к сожалению, их герои не раскрыты: радист, к примеру, за весь фильм произносит с десяток фраз и ничем не запоминается — передаёт себе сообщения, курит сигаретки, и всё.

    Авторы «Кон-Тики» пробуют компенсировать сюжетную простоту, отсутствие внятных героев и конфликтов искусной кинематографической игрой — и им почти удаётся. Фильм так здорово снят, что смотреть его отнюдь не скучно. Моменты любования красотами Земли (неба, океана) сменяются напряжёнными сценами схваток с кашалотом, со штормом, с акулами. Между делом показано множество деталей плавания «Кон-Тики»: например, одним из научных результатов путешествия стало доказательство невозможности долго хранить кокосовые орехи при постоянной высокой влажности, — здесь это отражено, хоть и невзначай. Да и про само плавание многим зрителям, которым имя Хейердала едва знакомо, фильм дарит возможность многое узнать и буквально погрузиться в него.

    Однако единственное, что оставляет после себя картина — запечатлевшиеся в памяти виды: зелёный остров, лазурная вода, синий простор, плеск солнца в тёплых волнах и одинокий плот с путешественниками посреди. В «Кон-Тики» есть грандиозный панорамный полёт камеры от плота в океане — за облака, в космос на земную орбиту, и оттуда — обратно, мимо облаков к дрейфующему плоту. Весь фильм воспринимается точно так же: дыхание захватило — а душу нет.

    23 апреля 2013 | 16:36

    Широко шагает в последнее время норвежский кинематограф, каждые пару месяцев выпуская в мировой прокат по очередному, крепко сбитому, ладному фильму, будь то триллер, боевик, военная драма или, даже, зомби-хоррор. Вот добрались скандинавы и до жанра приключенческого кино. Благо тема родная — главный герой Тур Хейердал, прославленный норвежский путешественник и антрополог, поддержавший во второй половине двадцатого века славу страны первопроходцев и исследователей, родины Амундсена и Нансена.

    О путешествиях Хейердала советские и российские читатели знают немало, его книги расходились в нашей стране миллионными тиражами, да и несколько плаваний с Хейердалом Юрия Сенкевича на лодках «Ра» и «Тигрис» добавило ему у нас известности. Тем интереснее было посмотреть на экране фильм-зарисовку его первого и самого, пожалуй, известного плавания — пересечение Тихого океана на бальсовом плоту «Кон-тики».

    Фильм захватывает первую половину жизни норвежца, когда неизвестным еще миру антропологом овладела мысль подкрепить свои теории о том, что Полинезию колонизировали древние жители Южной Америки плаванием на плоту по предполагаемому маршруту колонистов. Собрав группу из пяти таких же безумцев, из которых только один владел морским делом, заручившись поддержкой перуанских властей, Хейердал построил бальсовый плот по древнеперуанским рецептам и лекалам и, не долго думая, отправился в путешествие длиной в восемь тысяч километров и продолжительностью сто дней.

    Что сказать о фильме? Прежде всего запоминается отличная операторская работа, красочные морские и подводные съемки. Режиссура и сценарий неплохи, хотя оставляют нераскрытыми ряд вопросов — мотивации спутников Хейердала, которые толкнули их на путешествие, некоторые бытовые моменты. К примеру авторы так и не объяснили зрителю — что пил и чем питался экипаж плота за несколько месяцев странствия. Ведь не увезешь с собой воду и еду на три месяца, да и пойманную в море рыбу надо как-то готовить. В самом описании плавания есть несколько больших лакун — вот плот наконец после месяца в океане выруливает на нужное течение где-то около Галапагос, и почти сразу пристает к желанному атоллу на другом краю океана. Впрочем — у желающих все узнать появляется повод прочитать замечательную книгу Хейердала.

    Согласно законам жанра в подобном фильме должно быть несколько остросюжетных моментов, чтобы душа у зрителя ушла в пятки и он вдоволь поволновался за героев, как в эпизоде со штормом, акулами, или пересечением барьерного рифа. Впрочем любой более-менее подкованный зритель знает, что Хейердал успешно совершил свое знаменитое путешествие, так что особо попереживать за героев не получается.

    В целом очень неплохое, качественное кино с отличными натурными съемками, неплохими актерами. В меру безумное, как и сама команда «Кон-тики, которая вопреки всем советам решилась пересечь океан на деревяшке. Но стоящее просмотра, причем на широком экране, чтобы можно было вдоволь насладиться безбрежной синевой океана.

    7,5 из 10

    18 января 2013 | 17:11

    «Кон-Тики» — это имя легендарного героя полинезийских сказаний, который приплыл из Южной Америки на острова Полинезии, дав начало местной культуре. А еще «Кон-Тики» — это фильм о том, как знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал, одержимый желанием доказать состоятельность своей теории о заселении Полинезии индейцами из Перу, совершил путешествие через Тихий океан, используя для этого плот, сконструированный в точности таким же образом, какой использовали полторы тысячи лет назад мифические герои полинезийских преданий. Плот, конечно же, тоже получил имя «Кон-Тики», а компанию Хейердалу составили пятеро других энтузиастов, среди которых был и известный шведский этнограф Бенгт Даниельссон.

    Казалось бы, фильм о 101-дневном путешествии через океан может вызвать интерес разве что у натуралистов и поклонников передачи «Вокруг света». Однако режиссеру и актерам удалось настолько мастерски передать эмоции и настроение героев, что, несмотря на их на первый взгляд безрассудный поступок и, казалось бы, заранее обреченное на провал путешествие, зритель от всей души переживает и за них, и даже за взятого на борт попугая. Атаки акул, неизбежные стычки, шторм, сомнения в надежности плота — все это не дает расслабиться ни на минуту. А взгляд Хейердала, провожающего исчезающий за горизонтом берег, лучше всяких слов передает страх и надежду путешественника.

    Но кроме сюжета впечатляют и съемки. Во-первых, своей грандиозностью и масштабностью. Все-таки нечасто европейский кинематограф может похвастаться такой многочисленной массовкой или настолько обширной географией съемок, ведь действие развивается то на Таити, то в Норвегии, то в Перу. Во-вторых, не оставляют равнодушными кадры, снятые на море: будь то встреча с китовой акулой или с ее обычными плотоядными родственниками, появление загадочных светящихся существ в воде, а также потрясающая метафора о ничтожности и одновременном величии человека — когда камера сначала фиксирует плот, на время ставший для Хейердала и его попутчиков целым миром, а затем взмывает вверх к небу. И вот уже плот теряется среди водной глади, да и сам океан выглядит лишь бесформенным пятном на поверхности Земли. После чего объектив камеры вновь возвращается к плоту, чтобы продолжить наблюдение за путешественниками.

    Подводя итог, можно сказать, что фильмом «Кон-Тики» европейцы продемонстрировали то, как можно максимально бережно перенести на экран биографическую книгу, не приукрасив при этом биографию главных героев и, вместе с тем, не сделав картину скучной или нравоучительной. И пускай, все острова давным-давно открыты и исход этой экспедиции известен, но истории о самоотверженных и отчаянных путешественниках не устанут волновать умы новых охотников за приключениями, а сердца будут вновь тревожно замирать от тревоги за исследователей.

    4 февраля 2013 | 12:05

    Бэкпэкинг — даже если не вдаваться в подробности значения этого слова, очевидно, что путешествие Тура Хейердала — дело, исполненное авантюры, азарта, научной экспедиции и привязанности к морю. Норвежский дуэт режиссёров Хоакима Роннинга и Эспена Сандберга переноси нас в жизнь знаменитого путешественника. Отнюдь не номинация на Оскар за лучший фильм на иностранном языке меня заставила посмотреть этот фильм. Просто я люблю всякого рода приключения, а история Тура в своё время меня поразила.

    За 2,5 года киноманства я убедился: ни один фильм не донесёт абсолютно полную картину происходящей истории. Это касается и фильмов, основанных на реальных событиях. Одно дело любить приключенческий жанр — другое участвовать в походах. Посмотрев хоть сотню лент о морских плаваниях, ты не почувствуешь всю глубину переживаний, быта и атмосферы. Для этого нужно самому вживую всё увидеть и ощутить. Технологии пошли дальше, появилось 3 D, погружающее порой в историю. Но создатели «Кон-Тики» воспользовались ещё одним хитроумным трюком, включив документальную плёнку самого Тура Хейердала. Грамотное наложение кадров даём вам полную уверенность в реальности происходящего.

    Кастинг актёров прошёл удачно. Актёры максимально соответствуют своим персонажам и похожи на них. Фильм силен, благодаря его простоте. И это очень по-скандинавски. Ведь у них, чем скромнее ты, тем счастливее. Нет никакого пафоса, события навеяны документализмом. В Норвегии все относятся и относились друг к другу, как к равному. Тур не отличался заносчивостью, стремлением к лидерству. Он просто решил доказать, что Полинезия была заселена с востока.

    Здесь и подвернулась команда, готовая полностью довериться норвежцу. В их совместном плавании мы восхищаемся силой человеческого духа. Путешественники отправились в море на обыкновенном плоту времён каменного века. Никаких современных удобств они не припасли с собой. Примечательна и аллегорична сцена, где главный герой выбрасывает проволоку в океан. Это уже превращается в мощный вызов природе. Недаром герои говорят, что они стали одним целым с окружающим девственным миром. Другого мира для них и не существовало тогда. Лишь изредка им удавалось получить связь по радио.

    Фильм также скромен по масштабу. Конечно, «Кон-Тики» уступает в зрелищности драме «Жизнь Пи», перенасыщенной спецэффектами. Но это не делает кино хуже. Динамика есть. Борьба с акулами, фосфоресцирующие рыбы, виды из космоса, само плавание, потрясающие пейзажи — всё это вкупе захватывает дух.

    И личность Тура Хейердала раскрыта во всей красе. По крайней мере, до и во время его первого плавания. Именно это имя приходит на ум, когда вспоминаешь известных норвежцев. Тур совершил настоящий подвиг, отправившись в столь рискованное путешествие. Удивительно, но Тур не умел даже плавать!

    В итоге сделаем заключение: перед нами интересная история покорения Тихого океана в середине прошлого века. Тогда эта команда показала, что невозможное осуществимо, а человек всемогущ и беспомощен перед природой одновременно. Да и воплощение вышло знаменательным, интригующим, хотя и заранее знаешь концовку. Вот такой вот отличный фильм, который заслуживает всеобщего внимания. Теперь можно и не беспокоиться: «Пираты Карибского моря 5» в надёжных руках.

    9 из 10

    24 июня 2013 | 20:23

    Вечер пятницы мог бы катастрофически и моментально быть испорченным, впустую потерянным или просто по достоинству недооценённым, если бы не Кон-Тики.

    Кон-Тики, если не дословный римейк документального фильма 1947 года, который, к слову говоря, отхватил в 1952 году «Оскар», как лучшая документальная лента, но хотя бы заслуженно хорошее биографическое кино с огромной долей приключения и духоподъёмным настроем.

    Тур Хейердал — путешественник, учёный-антрополог в 1947 году совершает экспедицию на деревянном плоту через Тихий океан, используя только попутный ветер и течение, чтобы доказать, что именно племена Тики впервые заселили Полинезию. Расстояние, надо сказать, колоссальное для простого плота. По некоторым экспертным оценкам больше, чем от Москвы до Чикаго. Всё научное сообщество в это время крутит у виска, говоря что это технически невозможно, плот не управляем. Верёвки, скрепляющие брёвна, перетрутся из-за волн, и вообще, таких как он «учёных-антропологов», мечтающих опровергнуть официальные данные много и лишь имея неопровержимые доказательства, добытые опытным путём, могут что-то изменить. В общем и целом им просто наплевать, об этом хотя бы говорит обещанное финансирование, клторое так и не дошло до получателя. Но наш герой не из робкого десятка (ещё бы, отправится в открытое плавание, не умея при этом плавать, это сурово, даже для норвежца), преисполненный не столько верой в Кон-Тики, сколько верой в себя, простой жаждой путешествия и неуёмным духом странствий, Хейердал отдаётся в плен природе, наряду с ещё пятью авантюристами.

    «Кон-Тики» снят простенько, но со вкусом. Хотя для европейского кино красоты, показанные в фильме, самодостаточны и без мудрёных спецэффектов Голливуда, а главное они — естественны.

    Несмотря на то, что большую часть времени герои проводят в открытом море и казалось бы, что ещё можно показать ведь в «Жизнь Пи» уже всё показали и при том настолько красиво и эмоционально, что любое сравнение с детищем Энга Ли воспринимается в штыки. Но основной аттракцион Тур и компания отыгрывают бойко. Вот герои пытаются спустить парус, чтобы выжить во внезапно застигшем их шторме. А здесь на них нападает огромный кит, явно разозлённый расшалившимися нервишками одного из путешественников. А буквально пару минут спустя вся команда уже беззаботно восхищается ночным небом и каким-то удивительным свечением в воде, испускаемым её обитателями. И, конечно же, обязательный атрибут любого морского путешествия — встреча с акулой. А лучше с тигровой. А ещё лучше, если сразу с несколькими. Здесь подана по старинке волнующе и щекотливо пугающе.

    Пожалуй эпизод с акулой самый запоминающийся из всей череды проблем, которые встают на пути к заветной цели. И это немного обидно. Ведь акула явно не самое трудное испытание, которое выпало на долю путешественникам. 101 день плавания. 101 день 6 человек на крохотном плоту находятся постоянно вместе. Атмосфера уныния и всеобщей паранойи. Стрессовых, критических ситуаций, выяснений отношений и просто стычек между ними, наверняка было больше, чем показал режиссер. И если Тура Хейердала ещё можно характеризовать, понять мотивы его стремлений победить свои страхи в схватке с судьбой по отрывкам его же воспоминаний, то характеры некоторых персонажей показаны как-то уж совсем пунктирной линией, сделав акцент только на психологическом состоянии. Хотя это в общей степени нисколько не портит впечатлений от фильма.

    Пусть «Кон-Тики» не красноречиво метафоричен, как «Жизнь Пи», и приключение Тура не притча во языцех об обретении веры через череду неудач, но лишь история обычного человека с железным стремлением к открытиям, с непоколебимой верой в себя, в свои возможности, и не угасающей жаждой двигаться вперёд, когда все стоят, за время просмотра выполняет пожалуй свою главную функцию — вселяет уверенность и поднимает дух. А для великих свершений большего и не надо.

    21 декабря 2014 | 05:46

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: