всё о любом фильме:

Полуночный ковбой

Midnight Cowboy
год
страна
слоган«For those who have never seen it and those who have never forgotten it»
режиссерДжон Шлезингер
сценарийУолдо Солт, Джеймс Лео Херлихи
продюсерДжером Хеллман, Кеннет Атт
операторАдам Холендер
композиторДжон Бэрри
художникДжон Роберт Ллойд, Энн Рот, Филип Смит
монтажХью А. Робертсон
жанр драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  31.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время113 мин. / 01:53
Номинации (4):
Джо Бак, жизнерадостный и наивный парень из крохотного техасского городка, направляется в Нью-Йорк, чтобы использовать свои незаурядные сексуальные способности для удовлетворения потребностей богатых женщин за плату. Но дела у него идут не слишком хорошо, и вскоре уличный бомж-туберкулезник Риццо убеждает Джо, что ему необходим менеджер.

Хотя Джо не в восторге от того, что ему приходится обслужить в сортире гомосексуалистов, он и Риццо становятся настоящими друзьями. Они хотят заработать много денег и уехать во Флориду…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
90%
53 + 6 = 59
8.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм шёл всего в двух кинотеатрах и в результате стал единственным в истории Голливуда фильмом категории X, получившим «Оскара».
    • Фильм снят по одноимённому роману Дж. Лео Херлихая.
    • Слоган при переиздании фильма в 80-х гласил: «Для тех, кто никогда этого не видел, и тех, кто никогда не забывал» («For those who have never seen it and those who have never forgotten it»).
    Трейлер 02:00

    файл добавилaztaison

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Первая американская картина англичанина Джона Шлезингера стала горьким, нелицеприятным, правдивым по атмосфере действия и человеческим характерам, беспристрастным свидетельством об Америке, которая была увидена человеком со стороны, но словно изнутри. Ведь Шлезингер в 60-е годы в Великобритании зарекомендовал себя как талантливый исследователь скрытой за фасадом благополучия, внешнего соблюдения и почитания незыблемых моральных норм, куда более грубой изнанки английской действительности, поражённой самыми разными болезнями. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 17 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Несмотря на то, что «Полуночный ковбой» вышел на экраны более 40 лет назад, картина Джона Шлезингера сейчас стала еще более актуальной чем когда-то. Картина повествует о нелегкой судьбе провинциалов, обманутых надеждой изменить свою скучную и обыденную жизнь приездом в мегаполисы. Фильм действительно необычен, даже для ока современного зрителя.

    Сейчас кажется немного смешным, что 40 лет назад он получил категорию Х и призван был шокировать зрителя. Сейчас «Полуночный ковбой» выглядит более чем безобидно, по сравнению с «творениями» киноиндустрии начала ХХI века. Впервые я наткнулся на картину Шлезингера чисто случайно, переключая среди ночи каналы ТВ в поисках хоть чего-то занимательного. Тогда мой глаз, словно по рефлексу сработал на физиономию Дастина Хоффмана и этот фильм невозможно было не досмотреть до конца.

    Того самого полуночного ковбоя (Джо Бак) сыграл Джон Войт. Образ Джо является собирательным и служит ярким примером судьбы амбициозного провинциала, приезжающего в Нью-Йорк в поисках лучшей жизни. Джо до ужаса надоела его старая работа мойщика посуды в небольшом кафе, ему хотелось более легких и быстрых денег. Молодой, уверенный в себе, наметивший себе четкую цель на ближайшее будущее (стать альфонсом), Джо Бак вскоре очень жестоко будет разочарован суровой жизненной реальностью. В Нью-Йорке и без него хватает молодых да удалых, а его образ ковбоя приманивает лишь геев, чего Джо уж никак не ожидал. Не менее мечтателен его товарищ по несчастью — Риццо.

    Энрико Риццо (Дастин Хоффман) — самый обыкновенный нью-йоркский бездомный, промышляющий мелким воровством да мошенничеством. Как и у Бака, у Риццо тоже есть мечта — поехать во Флориду и остаться там. У него ничего нет, но он изо всех сил корчит из себя влиятельного дельца и этим привлекает внимание Джо, который для Риццо не более чем очередной лопух, которого можно обвести вокруг пальца. Но со временем, нужда все-таки сблизила двух неудачников. Дастин Хоффман погрузился в образ бомжа с головой, отдался роли на все 100. Энрико Риццо получился очень забавным и жалким одновременно. Особенно понравился неприятный, скрипучий голос Риццо, которым наделил своего персонажа Хоффман, а хромает он настолько правдоподобно, что поневоле веришь, что перед тобой настоящий калека.

    «Полуночный ковбой» довольно интересно и необычно снят, что может оттолкнуть от фильма неискушенного зрителя. Привычное повествование то и дело прерывается сумбурными и хаотичными, черно-белыми флешбеками из прошлого Джо Бака, его детства и юности. В виде флешбеков зритель также наблюдает мечты о будущем наших героев. Особенно забавно выглядят фантазии Риццо о судьбе всеобщего любимца Майами. Да и вообще картина Шлезингера наполнена искрометным юмором и я бы скорее отнес ее к жанру трагикомедии. Финал получился очень сильным и трогательным. Посмотрев «Полуночного ковбоя», в который раз убеждаешься, что «Оскар» просто так не дают.

    10 из 10

    16 сентября 2011 | 18:52

    Единственный фильм с рейтингом «Х» получивший 3 «Оскара», в том числе за лучший фильм.

    2 приза «Давид» Донателло» в Италии — лучшему иностранному режиссёру и лучшему иностранному актёру (Дастин Хоффман) «Серебряная лента» в Италии лучшему иностранному режиссёру, «Бодиль» за лучшую неевропейскую ленту в Дании, включён в 1994 году в Национальный регистр фильмов.

    Перед нами шедевр американского кино. В котором слились гении Джона Шлезингера, Дастина Хофмана и Джона Войта. Шедевр, бросивший вызов тогдашней общественности, их устоям и нормам. Разбивши популярный стереотип про Америку, про Нью-Йорк — где исполняются все мечты, где всех ждут с нетерпеньем и для всех найдется место под солнцем. Шедевр, покоривший своих зрителей-современников.

    Дастин Хофман и Джон Войт показали в фильме настоящею дружбу. Дружба ради которой хочется жить. Дружба единственное спасение в городских джунглях, где динамично бурное общество не всех принимает, спасение для тех кто не нашел место под солнцем

    «Полуночный ковбой» основан на одноименном романе Джеймса Лео Херлихи. Да невозможности наивный, добрый, с привлекательной внешностью Джо Бак (Джон Войт) переживший в молодости некоторые трудности, решил бросить ремесло посудомойщика и отправиться в Нью-Йорк, из крошечного городка в Техасе. Окрыленный комплиментами окружающих и своей наивностью, он хочет стать в Нью-Йорке — профессиональным жигало. Основываясь на популярной легенде о том, что Нью-Йоркские богатенькие дамочки не удовлетворяются своими мужьями которые все силы оставляют на «Уолл Стрит», а для любовников никого нет, ведь в Большем Яблоке все свободные — это гомосексуалисты. А он Джо Бак — высокий, красивый, блондин без труда всех этих дамочек завоюет, потому что единственное, что он умеет — заниматься сексом. А это значит много денег, много красивых женщин, жизнь без забот — таковы были жизненные ценности, Джо Бака…

    Нью-Йорк приготовил для него совсем другой сценарии. Джо Бак обнаружил после приезда, что здесь все дорогое и люди все не приветливые, занятые — даже на лежачего посреди улицы мужчину никто не обращает внимание. После нескольких неудачных попыток приударить за богатыми дамочками, он встречает бомжа-туберкулезника Ратсо (Дастин Хофман). Ратсо за деньги отправляет его «влиятельным людям». Наивный Джо верить ему. Но после того как он понимает что его обманули и обчистили он ищет Ратсо что бы отплатить сполна. Но увидев жалкое существование бомжа-туберкулезника, он передумал. Ратсо же испытывая симпатию к Джо приглашает его к себе на трущобы. Обслуживание гомосексуалистов в туалетах и воровство им не мешают. Джо и Ратсо становятся настоящими друзьями. Живя от доллара к доллару, Джо понимает настоящею цену жизни. И у них появляется новая цель в жизни — заработать много денег и поехать в солнечный Майами — где исполняются все мечты, где всех ждут с нетерпеньем и там найдется, им двоим место под солнцем…

    14 мая 2013 | 19:52

    Двухметровый симпатяга Джо Бак (фактурный Джон Войт) пакует чемоданы и покидает Америку одноэтажную, чтобы уехать в высотную и величественную. Не имея ненужных звездных амбиций, Джо пытается найти работу на увлекательнейшем поприще «хастлера» — профессия проверенная, древняя, говорят, даже, древнейшая. Что ж, мечта у каждого своя. В «менеджеры» к Джо напрашивается хромой бродяга Реццо (гениальный уже второй раз за три года Дастин Хоффман) и начинает усиленно помогать ему взобраться вверх по финансовой лестнице, на вершине которой — светлое будущее: покинуть Нью-Йорк и переехать в солнечную Флориду навсегда.

    Общие настроения и социокультурные тренды, царившие с 60-го по 69-ый, нельзя объяснить никак иначе, кроме как пресловутым во многих кругах «духом шестидесятых». Они, конечно, были у каждого свои, но что-то эфемерное все равно царило в воздухе, временами пролетая огромные пространства. К примеру, сложно как-то по-другому объяснить тот феномен, что «Полуночный ковбой» причудливо, но, в то же время, достаточно сильно похож на «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии. Казалось бы, между ними — железный занавес и культурная пропасть, но жанровая и, местами, настроенческая схожесть просто невероятна. Оба представляют собой эдакое «круговое роуд-муви», где классическая для этого жанра дорога склеена в кольцо, и поэтому не кончается никогда. Можно лишь ходить вокруг, заворачивая в переулки, но обязательно возвращаясь на Бродвей или Арбат.

    Но если юный Никита Михалков отплясывал в метро имени светлого будущего советской столицы, то Войт и Хоффман угрюмо бродят по декадентскому Нью-Йорку имени Трэвиса Бикла из «Таксиста» Мартина Скорсезе. Город настолько жадно поглощает все, что подбирается к нему ближе, чем на пару километров, что даже нормально поразвратничать здесь не удается. Зацикленный мотив залихватского «Everybody Talkin»» от обратного намекает, что люди здесь общаться не очень-то и любят. Они замыкаются в себе и потом, за закрытыми дверями гостиничных номеров разной степени комфортности, выпускают накипевшее. Отвратительный старый извращенец молится у туалетной двери, интеллигентный профессор истошно кричит, падая на кушетку, а рафинированная дама играет с нанятым Джо в скрэббл. «Полуночный ковбой» — это целая галерея портретов большого города, где притоны и мусорки не сильно отличаются от наркотических богемных вечеринок.

    Эпохой обусловливается и то, почему «Полуночный ковбой» — кино культовое. На стыке шестидесятых и семидесятых, когда общественное сознание пребывало в полуобмороке и не особенно понимало, что с ним происходит, Джо Бак и Энрико Реццо стали будоражаще реалистичными памятниками. «Полуночный ковбой» наиболее интересен своими персонажами, где вперед выходит не коллекция второплановых фриков и даже не хоффмановский калека: среднестатистический до кончиков шпор Джо — вот персонаж времени уже чужого и ушедшего. «Полуночный ковбой» — это поэма с героем, который совмещает в себе и черты общественного типа, и индивидуальность. Техасский родео-бой, смотрящий на все широко открытыми глазами пятидесятых годов, так и не может понять, с какого же это момента прикид Джона Уэйна стал считаться гейским, люди на улицах обидно очерствели, а умение делать что-то лучше других перестало гарантировать приличный заработок. Этот фильм — ярко-красный индикатор тектонического сдвига эпох.

    Классические ковбои обычно стреляются в полдень, но у Шлезингера, соответственно названию, может наступить только полночь. У этого кино нет четкого начала и строгого конца: бесконечная финальная автобусная сцена остроумно оммажит «Выпускника» Николса и доказывает мысль, схожую с его идеей. Любви не существует — есть лишь порок и насилие, а вот настоящая дружба бывает. Да, она между жиголо и туберкулезником, но кто сказал, что мир — приятное место? Кроме, конечно, Флориды. Флорида — наш Эдем.

    10 февраля 2014 | 18:59

    Помните такую «присказку» про собаку Валета? Вот здесь примерно та же самая история. С той лишь разницей, что собаку было бы жалко, а в этом «шедевре мирового киноискусства» (если верить нескромной надписи на коробке с DVD) и пожалеть-то некого.

    Я, собственно, пару баллов к минимуму накинул исключительно из уважения к Д. Хоффману. Что и говорить, актер выдающийся. Да и роль — не чета Факеру-старшему из более поздней картины с его же участием. Проще говоря, есть, на что посмотреть.

    Но насладиться актерской игрой и заинтересоваться сюжетом фильма, как известно, вещи совершенно разные. Одно другого совсем не гарантирует. Блистательно сыграть можно ведь и ветошь у порога. Только тронет ли кого судьба грязной половой тряпки? «Не фа-акт!»

    Насколько я понимаю, картина сия некогда имела успех. Не в последнюю очередь благодаря, так называемой, свежести авторского взора. Того самого, которым иной раз предполагается отделить «грязь от правды и ложь от сказки». Вероятно, предполагалось сокрушить зрителя ошеломительной истиной о том, что на самом деле такое есть многоэтажная Америка.

    Охотно верю. Не просто в намерение, но и в успех, с коим был достигнут запланированный результат. Только… Кому это интересно сейчас? Более того, Вы уверены, что создателей фильма не пожурили бы за «несколько однобокое» освещение проблем однополой любви, пожелай они выпустить на экраны нечто подобное теперь, в наши дни?

    Я к тому, в чем откровение? Где непреходящая актуальность? Что свидетельствует хоть о какой-то степени злободневности затронутых проблем? Лично я не чувствую ничего, кроме тошнотворного запаха плесени и/или нафталина. Извлек на свою голову на свет божий несусветную рухлядь в нелепой надежде на вечную ценность оной. Куда там! Еще и доплачивать за утилизацию теперь придется. Не запихивать же ее обратно на антресоли в ожидании пока «Вселенная расширится, а потом опять сожмется».

    Глупый, пошлый, неинтересный фильм о недолюдях, безуспешно пытавшихся (с какой бы стати?) перейти на следующий уровень глупости и пошлости. На 

    3 из 10

    10 августа 2015 | 19:12

    Пожалуй, в мире нет такого сильного фильма о дружбе, как «Полуночный ковбой». Снятый в 1969 году, он получил три Оскара и сделал актёра Джона Войта знаменитым. В те годы это был первый фильм на такую тему, поэтому он был в новинку. Чем хорош этот фильм? Сейчас узнаем.

    Сюжет рассказывает историю молодого парня Джо Бака, который мечтал уехать в Нью-Йорк и жить за счёт женщин. Однако Нью-Йорк начинает подсыпать ему неприятности: сначала его обманывают, затем его грабит мелкий воришка Рико, а потом и вовсе его лишают квартиры. Впадая в отчаяние, Джо случайно находит Рико и пытается избить его за обман, но он понимает, что Рико — такой как и Джо. Он тоже беден, он тоже мечтает немного заработать. Это и объединяет Джо и Рико.

    Атмосфера жестокости и мрачности Нью-Йорка выдержана идеальна. Фильм показывает, что без денег и власти — ты никто. Здесь хорошо живёт тот, у которого есть всё. Именно этого и добиваются Джо и Рико.

    Честно говоря, фильмы на мужскую тематику редкий случай («Наша Russia» не в счёт). Смотря его, некоторые не понимают смысла фильма, и считают, что некоторые сцены вообще не должны допускаться в фильм. Да, в фильме есть сцена, где Джо приходится обслуживать молодого парня в туалете, но это показано для того, чтобы понять, что Джо пытается хоть как-то вырваться из бедности. В этом ему помогает Рико, у которого мечта съездить во Флориду, и поэтому он сводит Джо с богатыми женщинами.

    Все эти ситуаций дают понять одну простую истину: Джо и Рико — «жертвы» жестокого города.

    Именно этот статус объединяет двух непохожих друг на друга людей. Джо — молодой наивный парень, носящий ковбойскую одежду, который мечтает заработать, проведя с женщиной ночь. Рико — мелкий воришка, живущий в разрушенном доме. Бедность и болезнь подкосили этого не унывающего человека, мечтающего съездить во Флориду. Пожалуй, нигде такого оригинальной дружбы вы не увидите.

    Актёрская игра удивляет. Джон Войт отлично показал на экране молодого простачка в ковбойском прикиде. Удивил и Дастин Хоффман, сыгравший Рико. Пожалуй, это его самая лучшая и правдоподобная роль в кинематографе. Смотря как играют эти актёры, невольно начинаешь искренне сочувствовать этим героям.

    Вердикт: Правдоподобный фильм про тех, кто пытается выжить в жестоком мире Нью-Йорка

    9,5 из 10

    27 июня 2011 | 20:19

    У каждого из нас есть мечта, но мало кто верит, что она сбудется на 100%. И для таких людей нет прощения за их наивные планы. Жизнь нещадно бьет их по самым слабым местам. Но редко кто, упав на колени, оказавшись глубоко на дне, решит снова подняться. Данный фильм показывает трудный путь человека, потерявшего всякую надежду на нормальную жизнь, но не утратившего дух борьбы.

    Сюжет

    Молодой и очень озорной парниша по имени Джо Бак решает кардинально поменять свою жизнь, уехав из родного маленького городка в Нью-Йорк. У него нет образования и денег, но зато он свято верит в странную мечту: в то, что он сможет обслуживать пожилых дам за кругленькую сумму. Но его планы сразу рушатся, так как провинциалам нет места в большом городе. Они там совсем одни… Джо ждет много испытаний и ожесточенная борьба за место под солнцем.

    Это один из самых искренних и грустных фильмов о настоящей дружбе. Он показывает, как можно ценить, уважать и помогать друг друга, когда за душой нет ни гроша.

    Джо знакомится с Риццо. И с этого момента начинаются их непростые отношения. Они стараются держаться вместе, чтобы жестокий Нью-Йорк окончательно не поглотил их жалкие жизни.

    Большой город отнял у Джо мечты и разбил его наивные представления о жизни. Мир оказался не таким простым, добрым и доступным для обычного парня из глубинки. Но Нью-Йорк подарил ему гораздо большее, чем грязные деньги. Он дал ему настоящего друга, которого люди очень редко встречают. Жаль только Джо слишком поздно понял ценность этого подарка…

    Актерская игра

    Конечно, тут выделяются Дастин Хоффман и Джон Войт, сыгравшие главных героев. Сейчас это уже состоявшиеся актерами со множеством наград и большим состоянием, но тогда они были простыми молодыми людьми, начинающими свою карьеру. Очень приятно смотреть на игру этих актеров. Она легкая, без излишнего драматизма. Правда, у зрителя что-то постоянно сжимается в груди, когда он наблюдает за актерами.

    Персонажи

    Джо Бак — главный ковбой в этом седле. Самоуверенный, но очень доверчивый парень. Сразу видно, что он рос далеко от коварства большого города и не привык к обману. Он верит в людей. И, конечно, они тоже верят в него, в его абсолютную бестолковость.

    Риццо — друг Джо, неаккуратный и не слишком приятный на внешность мужчина. Он пытается выжить в большом городе обманом и мелким мошенничеством, но у него практически ничего не получается.

    Итог

    Просмотр» Полуночного ковбоя» очень тронул меня. Он простой, честный и горький. Жаль, что жизнь не дала второго шанса дружбе главных героев и так несправедливо обошлась с ними. Но они боролись с ее жестокостью. Правда, медали не получили.

    10 из 10

    5 марта 2016 | 08:55

    Один из самых прекрасных фильмов о дружбе, увиденных мною. Это картина о высоких человеческих отношениях в самых ужасных и низких условиях, где по идее, о человечности не должно быть и речи.

    Джон Шлезингер продолжает тенденцию «грязной Америки», его Нью-Йорк безжалостен и кровожаден, а 2 главных героя наивны, дружелюбны и подобно Кабирии не расстаются с мечтой о светлом будущем. Совершенно очевидно, что рафинированный Голливуд перестал быть актуальным в конце 60х. Беспечный ездок, Полуночный ковбой… Американская академия оценивала фильмы, которые показывали всю подноготную глянца и американской мечты, обличали истинную сущность сытого американца. Бродяжки и бунтари становились героями.

    В отличие от того же Таксиста Скорсезе Полуночный ковбой не абсолютно драматичен, в нем есть какая-то неуловимая ирония и неумирающая надежда.

    Стоит отметить блистательный тандем Хоффмана и Войта — Рико-крыса и бравый ковбой Джо. В Полуночном ковбое сквозит ненавязчивая и непафосная мораль — человек может оставаться человечным, даже если он пал так низко, что ворует еду на банкетах и спит в разрушенном здании.

    Полуночный ковбой — по-мужски несентиментален и честен, посыл режиссера ясен и прост: человеческое достоинство столь же непоколебимо, как и вера в счастливое будущее.

    10 из 10

    1 апреля 2010 | 01:08

    Типичная история провинциального покорителя мегаполиса в нетипичном формате. Этот фильм — единственная картина категории X, получившая Оскар (и не один, а сразу 3). И это далеко не главная причина смотреть этот фильм.

    «Полуночный ковбой» — противоречивое кино. Оно показывает идеальную жизнь и жизнь жестокую. Два идеалиста по сути неудачники, живущие в каморке. Беззаботное детство главного героя скрывает множество страшных тайн. Примитивные желания сменяются чувством верности и дружбой… И сам фильм из картины о забавном глуповатом ковбое превращается в картину о том, что есть настоящая дружба.

    Отдельный большой плюс заслужила операторская работа: съемка кадров крупным планом, сменяющиеся изображения с яркого и радужного на убогое и серое — вот что действительно передаёт настроение фильма. Иногда это даже лучше диалогов, которые тоже немаловажны.

    И конечно, стоит отметить потрясающую актёрскую игру Джона Войта и Дастина Хоффмана.

    Фильм оставляет осадок, но его обязательно стоит посмотреть.

    9 из 10

    14 октября 2013 | 17:38

    Под плавную переливчатую «Everybody Talking», скользящую где-то на периферии привычного ежедневного слегка рассеянного сознания, камера бежит вместе с главным героем из пыльного и душного Техаса в не менее удушливое пространство Нью-Йорка. Кажется, за поворотом его примут с распростертыми объятиями в огромном «Большом яблоке», а гнетущее прошлое останется далеко позади, не мешая началу новой жизни.

    Только что перебравшийся по другую сторону океана британец Джон Шлезингер не стал выдумывать новые рецепты, остановившись на «истории успеха», рассказывающей о странной парочке — техасском ковбое и нью-йоркском бомже-туберкулезнике. Еще в Англии режиссер внимательно разглядывал послевоенное общество страны, находя в молодой поросли либо подчеркнутое равнодушие к собственной судьбе («Билли-лжец»), либо стремление схватить удачу за хвост, попутно отдавив ноги своим конкурентам («Дорогая»). В обоих случаях Шлезингер умело находил изъяны социума, замаскированные консервативной Британией с особой тщательностью.

    «Полуночный ковбой» снят с привычным режиссерским прищуром, который подобно рентгеновскому излучению хорошо просвечивает внутренности американской мечты. Главный герой в исполнении Джона Войта, сменивший амплуа сельского посудомойщика на городского жиголо, вобрал в себя почти все классические следы воспитания — от нехватки любви до пугающего инфантилизма. Деформация личности, привитая в детстве чересчур заботливой бабушкой, как будто подготавливает Джо для жизни в большом городе, где все покупается и продается. Впрочем, прелесть сюжетной коллизии заключается в том, что все эти милые «приветы из детства» не только не подготавливают новоявленного жиголо к обитанию в театре абсурда, а, наоборот — на первых порах серьезно тормозят его карьеру. Режиссерский намек очевиден — провинция, пытающаяся влиться в жизнь мегаполиса, пока еще остается неким стабильным островком с определенными правилами, не подвергнувшимся коррозии американской мечты больших городов. Но при этом мегаполис проецирует свое понимание красивой жизни на окружающее пространство, сманивая к себе доверчивых простофиль.

    Старающегося действовать по предложенным лекалам Джо (то есть, честно удовлетворять пожилых женщин за деньги), Нью-Йорк просто выплевывает обратно, вместе с его представлениями о ковбоях эпохи Джона Уэйна. Как ни странно, ориентиром для существования в городе для Джо становится бомж Риццо, сумевшего вписаться в рыночную экономику мегаполиса путем обмана и воровства. Их нелепая дружба, больше похожая на заботу одного над другим, пожалуй, самое настоящее, что есть в этом фильме, насквозь пропитанного безразличием, отвращением, похотью и злостью. Нью-Йорк, отраженный через опыт Джо, в какие-то моменты и вовсе превращается в кривое зеркало, искажающее окружающий мир в лучших традициях сюрреализма.

    Едущий во Флориду автобус, разумеется, не станет спасением для Джо от внезапно открывшейся правды о стране, в которой он хочет добиваться успеха, руководствуясь собственным кодексом чести. Более того, концовка фильма и вовсе намекает, что ковбой так и останется на обочине новой жизни, даже проявив все свои самые лучшие качества. Абсурд ситуации как раз и заключается в том, что тому обществу, куда так стремится Джо, совершенно нет дела до них. Его интересует более глубокая деформация личности, уже и так отретушированной ранее. Нарисованной дороги к счастью нет, как и возврата туда, где все когда-то начиналось.

    31 июля 2013 | 18:44

    Мы были в восторге, мы воображали, что оставили смятение и бессмыслицу позади, а теперь выполняем свою единственную и благородную функцию времени — движемся. Джек Керуак

    Ветер перемен подул откуда-то из Франции, резко перекинулся на Британию, невероятным образом долетел даже до Голливуда. В шестидесятом Жан-Люк Годар снял первый фильм, в шестьдесят втором Жак Деррида опубликовал первую значительную работу, в шестьдесят восьмом мировое студенчество синхронно потянулось к баррикадам. Воздух полнился метафизическими субстанциями, состав которых не разгадан и по сей день. Так или иначе, именно про шестидесятые было сказано: «С тех пор не происходило ничего, что следовало бы помнить». Так или иначе, собирательная улыбка собирательной Одри Хепберн исчезла в тумане уходящей эпохи, кончился Золотой век фабрики грез, а в кадр уверенно шагнули герои разрушающие, герои несчастные, герои, если угодно, более настоящие. Вот и Полуночный ковбой Джо Бак: захватив с собой нелепый пятнистый чемодан и немного провинциального обаяния, простак, в совершенстве освоивший единственную профессию — быть хорошим парнем, отправился на Восток, в очаг урбанизации, но был ослеплен огнями большого города. Попытка ухватить за хвост разлагающуюся American dream обернулась невесть какой по счету версией «сонета о жизни скверной».

    Нью-Йорк, Нью-Йорк. Разлинованный бесконечными авеню, разнумерованный город страны возможностей, Большое яблоко, от которого нельзя откусить, не вывихнув себе челюсть. По утрам тут разбегаются ошпаренным муравейником, по ночам растворяются в бессмысленном разврате. Главный герой все глубже проникает в самую суть мегаполиса, и вот уже полифония автомобильных клаксонов, смазанный блеск рекламных вывесок — верхний слой типовой индустриальной эстетики — сменяются узкими пространствами квартир, баров, гостиничных номеров — там покоится черная душа Нью-Йорка. Британец Джон Шлезингер впервые снимает в Америке, но его принадлежность к группе тех, кого на родине называли angry young men, видна во всем. Он проклинает социум пулеметными очередями, собирает все пороки в одну единицу киносинтаксиса, никогда не разжевывая каждый в отдельности. Здесь немолодые жены изменяют мужьям, болтая с ними же по телефону; здесь изобретают парики для собак, а образ Иисуса присобачивают на туалетную дверь; здесь глупая реклама, здесь жиголо и альфонсы, здесь абсолют пошлости и эталон равнодушия — изнанка западного мира, нашинкованная крупными планами и безумными лицами ракурсом «снизу вверх», они гулко хохочут, выставляя гигантские зубы. Войт почти одними бровями исполняет мальчика, который только узнал секрет ватной бороды Санта Клауса — мир погрузился в ночь, а ночью ковбои никому не нужны, разве что педерастам ближайшего кабака. Шлезингер почти конвульсивно монтирует черно-белое прошлое главного героя с невыносимо серым настоящим: смех заботливой бабушки прерывается кровавым кашлем бродяги-туберкулезника; трогательная постельная сцена с приглушенным светом переходит в сюрреалистическую drug-party, где силуэты расплываются, а снято все с красными светофильтрами — быстрее, еще быстрее, кадры мелькают, этот город натурально сводит с ума!

    Впрочем, несмотря на продуманные мизансцены и без пяти минут гениальную работу оператора, Шлезингер, как и всякий британец того времени, ставил этику на ступеньку выше эстетики. Полуночный ковбой (с кавычками или без) — еще один штрих к образу бунтаря без цели. Да, Нью-Йорк породил Холдена Колдфилда, Трэвиса Бикла и (скорее всего) Тайлера Дердена, но Джо Бак не из таких, он еще не готов стать топливом в пожаре революции и «очистить город от дерьма», в голове пока не свирепеет грохот безумия. Лучшее, что он может сделать — это прийти в бар и выпить очередную кружку самого одинокого пива в своей жизни, закусив бутербродом отчаяния. Ковбой, умеющий стрелять разве что глазами, решает проблемы керуаковской методой — в дороге. Важна здесь вовсе не сама Флорида, куда искренне стремятся герои Войта и Хоффмана, им ведь нужно просто куда-то ехать, насколько неуютны прокуренные помещения, настолько райским транспортом видится обыкновенный автобус, в нем даже умереть не страшно. Но выхода нет, попав туда однажды, из метафорического автобуса больше не выбраться, жизнь искривляется концепцией вечного возвращения, на завтрак, обед и ужин подают салат «рекурсивный». Джо Бак вновь и вновь шляется по городу — сапоги со шпорами крупным планом, правда глаза уже не горят. Четвертое измерение выдает парадоксы: с прошлым, наконец-то, удалось покончить, но будущее (если оно вообще теперь имеет место) нахально медлит и не наступает, все онтологические щели заполнены беспросветным настоящим — Бодрийяр несомненно одобряет схему. Вот и шестидесятые: в который уж раз «прошлое рaзгромили, пустив по ветру культуришки конфетти» — а дальше-то что? Нет ответа.

    Автобус с разнокалиберными бунтарями уходит в монтажное затемнение. Дальше, очевидно, все то же самое, но в другом порядке. Постмодернизм?

    30 марта 2014 | 20:59

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>