Махмуд - обычный англичанин пакистанского происхождения, не слишком ревностный мусульманин, зато счастливый отец и муж. После смерти матери Махмуд узнает шокирующую истину о своем происхождении, и все дальнейшее действие представляет собой его попытки принять новую идентичность. В этом новоиспеченному сыну Израилеву будет помогать удачно подвернувшийся под руку (сценариста) американский еврей Ленни, не слишком-то уважающий ислам, зато готовый помочь Махмуду-Солли.
Не то что бы это очень смешная комедия: акцент сделан на поведении главного героя в комичных ситуациях, а над шутками в адрес исламского быта можно максимум только усмехнуться. К актерской игре никаких претензий, однако сказать, что фильм затягивает, нельзя. Надо сказать, что иудео-исламские коллизии в фильме выписаны очень мягко: серьёзные обоснованные обвинения, как того и требует жанр, звучат лишь в перепалках героев между собой, а основное внимание уделено преодолению различных стереотипов. Каково быть евреем и антисемитом одновременно, допустима ли ложь близким людям, как угодить сразу нескольким общинам и как справиться с новым собой - вот краткий список вопросов, поднятых в фильме.
Снятая в пресловутом духе мультикультурализма, картина опирается на знакомые предпосылки: веру в толерантность, надежду на то, что религии способны жить в мире и согласии, любовь к инакомыслящим. Это красивые идеи, однако, совершенно не учитывали сладость невежества и очарование архаики фундаментализма. В скованном постмодернистским гнетом общественном сознании уместны все картины мира, несмотря на их вопиющую для критического взгляда неадекватность реальности. Последняя сцена фильма как раз очень характерна для этого европейского видения общества.
Очень показательна фигура исламистского проповедника Аршада, обличающего европейских, 'умеренных' мусульман. Пусть и он, и его бандитского вида спутники показаны несколько карикатурно - сам по себе образ все равно убедителен. Не секрет, что стать радикалом очень просто - следует просто отказаться от самообразования и позволить клерикалам формировать собственное мировоззрение. Сегодня, когда в мире бесчинствуют 'Боко Харам' и 'ИГИЛ', когда исламизм заявляет о себе кровавыми терактами - отчетливо видны те трещины, по которым неминуемо пройдет раскол цивилизованного мира. Все эти противоречия в фильме лежат на поверхности, а его финал вполне предсказуем. Остается только надеяться, что рано или поздно выправится ход настоящей, а не выдуманной истории.
Кто-то может счесть эту рецензию чересчур серьёзной для комедии, но и темы эти звучат сегодня непросто.
Сразу отмечу, что получила колоссальное удовольствие при просмотре данной комедии, а некоторые фрагменты пересматривала несколько раз. К ним относятся: первая встреча соседей - Махмуда и Леонарда, как здорово они передали вспыльчиво-смешной характер арабов и классную реакцию евреев)));
Момент, когда Махмуд узнал о своих этнических корнях - одновременно и печальный, и смешной опять-таки благодаря игре иранского комика - Омида Джалили, эти неуклюжие и массивные телодвижения с бумагами и противостояние секретарше от души позабавило;
Процесс реинкарнации из араба в еврея при поддержки Леонарда - этот фрагмент я даже вырезала и сохранила) Легендарное, исходящее из самой глубины сердца 'Ой…';
Теперь устоявшаяся фраза в моем лексиконе, когда начинает играть лирика 'Разве под эту музыку тебе не хочется собрать свои пожитки в коробку и толкать ее в сторону земли Израильской?'))
Посещение еврейского праздника по случаю дня рождения, состояние пострадавшей кипы, которую по-забывчивости напялил Махмуд, выступление с притчей, почти закончившееся крахом, но пожилая еврейка не дала этому состояться и спасла ситуацию своим чувством юмора и, в последствии, заразительным смехом (до сих пор отдается у меня в ушах);
Его преисполненное счастьем нутро при веселье и танцах - как же здорово все передается зрителю. Я до сих пор ищу саундтрек с 'мазелтоф'(к сожалению, пока что безуспешно), чтобы пародировать Махмуду получилось качественно и по-максимуму похоже).
Не менее смешной момент- тумак раввину во время молитвы, при которой нельзя отвлекаться ни на что происходящее вокруг, заслуженный тумак))) И это лидерское выражение лица Махмуда в этот момент (думаю, оно не чуждо Омиду в реальной жизни) навсегда останется в памяти.
Я не могу избежать эмоциональных (может, сентиментальных) значков ')))', потому что фильм пропитан этим чувством.
Основа для сюжета фильма «Неверный» довольно-таки забавная, отец пакистанского семейства проживающего в Англии, в преддверии сватанья своего старшего сына с консервативной семьей, обнаруживает, что на самом деле его усыновили, и он является евреем.
Тематика фильма, считаю, является достаточно богатой, чтобы развить любое направление жанров кино, но данный фильм «Неверный», слишком примитивен, чтобы быть комедией, и слишком наивен, чтобы считаться серьезной драмой. Основное настроение обеих жанров в данной киноленте выдерживает на себе замечательный актер иранского происхождения Омид Джалили.
В остальном работа режиссера Джоша Аппинанези не дотягивает даже до середнячка, есть пара моментов, которые заставят вас улыбнуться, и есть несколько актуальных идейных посылов, но в большей степени сценарий фильма это сплошной и монотонный бетон. Хотя сам просмотр фильма дался легко, история главного героя ненавязчива зрителю, однако это совсем не говорит о том, что «Неверный» кино семейного формата.
Если вам интересная подобная тематика, то можно глянуть данный фильм чисто ради любопытства. Лично мне картина «Четыре льва» приглянулась больше, она была насыщена циничным и язвительным юмором, чего в ленте «Неверный» практически нет.
Он кричал: ошибка тут! Это я еврей?!
А ему говорят: ты не шибко тут, выйди вон из дверей!
Один мой приятель однажды заметил: «все зло в этом мире от семитов, что тех, что этих». Будучи не согласен с этим утверждением, однако, считаю, что мир без семитов был бы намного... ээ... тише. Поскольку межсемитские противоречия являются основной медийной темой в головах западного обывателя уже 60 с лишком лет, создатели картины «Неверный» сильно рисковали с одной стороны навлечь на себя гнев двух могущественных религиозно-этнических общин, а с другой – снять унылое и политкорректное занудство, которое никто не будет смотреть. Скажу сразу, каким-то чудом авторам удалось проскользнуть между мусульманской Сциллой и иудейской Харибдой, и картина получилась ни для кого не оскорбительной*, но при этом исключительно смешной.
Махмуд Назир (Омид Джалили), житель Лондона и владелец небольшой таксомоторной компании – умеренный и толерантный мусульманин. Настолько, насколько вообще мусульманин может быть умеренным и толерантным. Нельзя сказать, что он признает равноправие женщин или существование Израиля – это было бы слишком, но при этом не ходит в мечеть пять раз на дню, втихаря попивает пивко, любит поп-музыку 80-х и не брезгует белым мясом**. Однажды даже написал в газету обращение к братьям-мусульманам с призывом соблюдать умеренность, ибо Англия – не самое подходящее место для исламского джихада. У него красавица-жена (пожалуй, слишком молодая и красивая для него), маленькая дочка, которая все время бегает с игрушечной сабелькой, играя в джихад, и взрослый сын Рашид (пожалуй, слишком взрослый для такой мамы). Однажды над Назиром сгустились тучи – сын задумал жениться на девушке по имени Узма, мать которой только что вышла замуж за экстремистского исламского проповедника Аршада. Махмуд отнюдь не в восторге оттого, что Аршад-факин-Сталин будет его тестем, но ничего не поделаешь – какой бы современной девушкой не была Узма, и сколько бы френдов не имела на Фейсбуке, замуж без отцовского благословения она не выйдет. Так что нужно не ударить в грязь лицом и показать себя правоверными мусульманами перед новой родней. В тот же день на него обрушился еще один удар: разбирая бумаги, оставшиеся после смерти матери, он нашел свидетельство об усыновлении. Как выяснилось, во-первых Махмуд – не родной сын, во-вторых урожденный еврей, а в-третьих, не просто еврей, а по имени Солли Шиншилловиц!***
Этот удар он кое-как пережил, но семье решил пока ничего не говорить, а пошел в мечеть, надеясь, что их прогрессивный и современный имам подскажет ему, что делать. Узнав, что Махмуд сделал важное открытие о самом себе, имам ему даже рта не дал раскрыть: «Не ты первый, сын мой, не ты последний. Моя позиция такова – если ты гей, то ты гей...» Не получив религиозного утешения и оставшись со своей тайной один на один, Махмуд решил отыскать родного отца.*** Как ни странно, нашел в доме для престарелых, но как выяснилось, старик вот-вот отдаст Б-гу душу, и перед дверью круглосуточно дежурит раввин, который не намерен пускать к пациенту новоявленного «сына», пока тот не докажет, что он настоящий еврей. А как это доказать? Придется обратиться за помощью к настоящему еврею. У Махмуда только один знакомый еврей – таксист Леонард Гольдберг (Ричард Шифф), который его регулярно подрезает на дороге и занимает его парковочное место. Ничего не поделаешь, придется идти к нему. Леонард его сначала высмеял, потом подверг строгому тесту на еврейство путем словесных ассоциаций:
Lenny Goldberg: I know. Word association. Car?
Mahmud Nasir: Volvo.
Lenny Goldberg: Right on. Happy?
Mahmud Nasir: …ish.
Lenny Goldberg: Two outta three. Crystal?
Mahmud Nasir: Nacht.
Lenny Goldberg: Hm, even I would have said 'palace'.
...
Lenny Goldberg: Welcome to the worldwide conspiracy!
(извините, не знаю как это дублировали на русский)
Таким образом, Ленни признал Махмуда за своего и согласился обучить его всему тому, что должен знать и уметь настоящий еврей: носить ермолку, плясать вприсядку, рассказывать смешные истории, с нужной интонацией пожимать плечами и произносить «ой вей» и знать назубок три книги – нет, не Талмуд, а «Радости идиша», «Справочник по серьезным болезням» и роман «Жалоба Портного». «Ой вей» оказалось труднее всего и получилось только по частям. После того, как Махмуд с блеском сдал экзамен, придя вместе с Ленни на бармицву, раввин, однако же, опять не пустил его к отцу. С точки зрения раввина, настоящий еврей должен знать совсем другое...
В тот же день на Махмуда обрушился еще один удар – страшная правда о его происхождении вышла наружу, причем не просто так, а в присутствии будущей экстремистской родни, да еще перед объективами телекамер! От бедняги отвернулись все – семья, друзья и сослуживцы. Один лишь Ленни не бросил вновь обретенного друга в беде...
«Неверный» – одна из самых забавных комедий, просмотренных мною за последний год. Я прямо-таки ржал в голос, что со мною бывает не часто. Сценарий изобилует смешными моментами и афоризмами, которые не хватит места здесь перечислять, но самое главное – конечно же, дуэт Омида Джалили и Ричарда Шиффа, которые по-моему, созданы друг для друга, как Депардье и Ришар. Сцены, в которых Ленни обучает Махмуда еврейству я пересматривал множество раз...
Мусульманам, иудеям и гоям – highly recommended!
___
*Хотя обиженные наверняка найдутся с обеих сторон.
** – Официант, принесите мне белое мясо.
– Вам свинину?
– Я тебя что, просил ее называть?!
***Мне эта завязка кажется искусственной. Как это муслимская пара согласилась усыновить еврейчика и сумела скрыть этот факт от многочисленной родни?
***Этот мотив мне тоже не совсем понятен. Если бы мой отец подбросил меня как щенка, я отнюдь не горел бы желанием его найти.