всё о любом фильме:

Бумажная луна

Paper Moon
год
страна
слоган«These aren't everyday people and this is no ordinary movie»
режиссерПитер Богданович
сценарийЭлвин Сарджент, Джо Дэвид Браун
продюсерПитер Богданович, Фрэнк Маршалл, Фрэнсис Форд Коппола, ...
операторЛасло Ковач
композитор-
художникПолли Плэтт, Джон П. Остин
монтажВерна Филдс
жанр драма, комедия, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время102 мин. / 01:42
Номинации (3):
Авантюрный тандем случайных попутчиков колесит по маленьким городкам Канзаса во времена Великой депрессии и промышляет мелкими, почти невинными махинациями, чтобы хоть как-то заработать на хлеб.

Он — мошенник-неудачник по имени Мозэс, продающий Библии одиноким вдовам, поблескивая фальшивым золотым зубом.

Она — девятилетняя девочка-сирота с недюжинной склонностью к авантюрам и практически не расстающаяся с сигаретой.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
32 + 3 = 35
8.6
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Первоначально главные роли должны были сыграть Пол Ньюман и его дочь Нелл Поттс.
    • Сигареты, которые по ходу фильма курила героиня Татум О’Нил, были изготовлены не из табака, а из салата-латука.
    • Благодаря этому фильму Татум О’Нил стала самой юной в истории обладательницей премии «Оскар».

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Начало 70-х годов было временем триумфа для бывшего кинокритика Питера Богдановича, дебютировавшего в режиссуре. Серьёзная ретро-драма «Последний киносеанс» и эксцентрическая комедия «В чём дело, профессор?» понравились и зрителям, и критикам. А в своём четвёртом игровом фильме «Бумажная луна» Богданович как бы смешал интонацию горькой ностальгии «Последнего киносеанса» с элементами комедии в традициях голливудского кинематографа 30-х годов. Только на этот раз ориентировался не на ленты Хауарда Хокса и Аллана Дуона, а на социальные комедии Фрэнка Капры, правда, с явным акцентом на достоверный, тщательно выписанный фон, жестокую среду обитания героев — вполне в духе картин Джона Форда о Великой депрессии («Гроздья гнева», «Табачная дорога»). Кстати, о нём Питер Богданович написал отдельную книгу и снял документальный фильм. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 16 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Америка времён Великой депрессии. Мойзес Прей, пройдоха с воровскими наклонностями, зарабатывал на жизнь тем, что отыскивал через некролог в газете адрес «свежей» вдовы и уверял безутешную в том, что незадолго до смерти супруг, якобы, заказывал у него библию. Чисто психологически эта уловка действовала безотказно: редко какая вдова отказывалась платить по счёту вместо того, чтобы посылала Мойзеса куда подальше. Но однажды отпетому мошеннику подвернулся случай заработать чуть больше — 200 долларов, что во времена величайшего экономического кризиса было целым состоянием.

    Мойзес добровольно вызвался сопроводить в соседний город 9-летнюю сиротку Эдди Логгинс, которая после кончины матери была направлена из Канзаса в Миссури, к тётке в городок Сент-Джозеф. Решив, было, присвоить денежки и быстро отделаться от обузы, Мойзес хотел посадить девчонку в поезд и отправить «бандеролью». Однако сиротка с насупленной физиономией и с вечно поджатыми губами оказалась та ещё, ибо задала опекуну совсем не детский вопрос: «Где мои 200 баксов, чувак?». В эту же секунду оба поняли, что стоят друг друга. Одна голова — хорошо, а полторы, как ни крути, лучше. Двигаясь дальше через пораженные безработицей штаты, они начали проворачивать аферы уже на пару…

    Несмотря на то, что в основе ленты роман Джо Дэвида Брауна «Эдди Прей», не покидает ощущение, что эта сладкая парочка перебралась сюда из книжек О’Генри и Марка Твена. Трогательные приключения этих двоих на дорогах разоренного Среднего Запада заставляют вспомнить и не менее знаменитого чаплинского «Малыша». Малолетняя беспризорница Эдди, похожая на мальчишку, из тех, что называют «оторви да брось», умеет сохранять хладнокровие в самые непростые минуты. Но всё равно жаждет простой человеческой теплоты. И как это часто случается со слабым полом — дарит любовь жалкому мужчине.

    Пятый фильм Богдановича окончательно убедил в его интересе к старому кино. Тщательная, до щепетильности, реставрация стиля лент 1930-40-х годов (от освеще¬ния до композиции кадра, над которыми здесь колдовал великий оператор Ласло Ковач) может даже ввести в заблуждение неофитов, поскольку выглядит совсем как «архивная» классика времен Фрэнка Капры и Говарда Хоукса. Но фильм подкупает не только мастерской стилизацией под старый Голливуд. Богданович ухитряется счастливо избежать сентиментальности и нравоучений, хотя история обрекшего себя на скитания жулика и ребёнка с недетским взглядом и взрослым отношением к миру давала для этого массу возможностей. Именно мотив не утраченных иллюзий и бегства в никуда, отраженный в названии, как нельзя лучше передают важность мечты для любого человека.

    «Бумажная луна» появилась на пике зрительского интереса к ретро-кино, чему немало способствовал и сам Богданович. Она была четырежды номинирована на «Оскар», но всё же осталась тогда в тени сорвавшей банк «Аферы» Джорджа Роя Хилла и ограничилась в итоге только одной статуэткой — за женскую роль второго плана. Ее получила за роль Эдди девятилетняя Татум О’Нил — по жизни дочка Райана О’Нила, сыгравшего здесь Мойзеса Прея. Это обстоятельство наверняка способствовало раскрытию талантливой девочки, которая, к сожалению, в дальнейшем не выдержала бремени свалившейся на нее славы. Но это уже совсем другая история…

    12 августа 2013 | 17:02

    Фильм 1973 года с Райном ОНилом и его дочуркой в главных ролях. К слову дочурка играла в «СБГ» ту самую даму, в гостях у которой у Керри стырили босоножки! Еще к слову, у девочки был в руках заслуженный Оскар в 10 лет! Яблоко от яблони упало не далеко. Девчушка хороша до безумия. Фильм очень порадовал! Тандем папа-доча сработал на 100%.

    Молодой и привлекательный авантюрист путешествует по стране и дурит простых американцев во время «великой депрессии». По пути он встречает девчушку (дочку его почившей любовницы) и «вынужден» взять её попутчицей, но малявка оказалась герою под стать и с удовольствием стала принимать участие в авантюрах. Собственно, эта парочка весь фильм путешествует, обманывает, надувает и очень неплохо. Время пролетает незаметно и приятно.

    Отличная актерская игра, чудесный сценарий, что еще нужно!? Рекомендую к просмотру всем, кто не боится старого черно-белого кино!

    9 из 10

    7 октября 2012 | 10:17

    Фильм рассказывает историю необычного тандема мелкого мошенника Моузеса и девятилетней девочки-сиротки. У них нет ничего общего, но они гениально могут проворачивать мелкие аферы.

    В первую очередь отмечу, что в фильме снялись настоящие отец и дочь — Райан О’Нил и Тейтум О’Нил. Хотя изначально планировалось, что в фильме снимутся Пол Ньюман и его дочь. И вышло просто замечательно. Тейтум, для которой фильм стал дебютом в большом кино выше всяких похвал, но об этом чуть позже. Что же касается названия, то оно взято из песни «It`s Only Paper Moon», которую можно услышать в фильме. При съемках Богданович часто консультировался с Орсоном Уэллсом, который и порекомендовал название.

    Сам фильм снят на черно-белую пленку и тем самым как раз великолепно отражает время действия — Великую депрессию. Как мне кажется, в цвете фильм бы многое потерял.

    Если определять жанр фильма, то это больше комедия, хотя иногда присутствует крен в сторону мелодрамы.

    Каждый образ прописан отлично. Все герои раскрыты. Весь актерский состав великолепен. Героиня Тейтум, Эдди, девятилетняя девочка, но уже умна не по годам. Она сразу смекает, что к чему и своего не упускает. Моузес — аферист по призванию, но при этом простак и позволяет себе недопустимые поступки в своей профессии. Ну и маленький бонус это стриптизерша Трикси, и ее пятнадцатилетняя негритянка-прислуга Имаджин. Трикси и Имаджин подарили фильму немало «перлов», от которых скулы болели из-за смеха. Да и вообще вся история такая легкая, смешная и сентиментальная. В героев влюбляешься сразу и переживаешь за то, как сложится их судьба.

    Тейтум О’Нил была удостоена премии «Оскар» за женскую роль 2-го плана, а Тейтум стала самой молодой призершей за историю премии в своей номинации.

    Также фильм претендовал на «Оскар» еще в трех категориях — женская роль второго плана (Мэдлин Кан), адаптированный сценарий и звук.

    22 февраля 2011 | 15:03

    В 1973 году Питер Богданович снял «Бумажную луну». Трогательную историю про взаимоотношения и различные, порой сомнительные махинации необычной парочки — молодого мужчины и маленькой девочки. До этого в послужном списке у режиссера значилась драма «Последний киносеанс», открывшая дорогу в большое кино Джеффу Бриджесу. Далее, Питер взялся за комедийный жанр, сделав «Луну» искрометной, выдержанной, тонкой. 33-летний американец относился с большой любовью к ретро черно-белому кино. Именно таким он сделал и свой фильм. Богданович получил славу, за то, что умел снимать картины с обычными на первый взгляд историями в стиле «европейского» кино, с отсутствием всего голливудского и большой долей авторского, арт-хаусного составляющего. «Бумажная луна» получилась очень притягательной, сентиментальной историей. Но все было в пределах разумного.

    На этот раз главные роли исполнили отец с дочерью Райан и Тэйтум О’Нил. В последствии, актриса получила Оскар и стала первой, кому это удалось в столь юном возрасте. Забавно, что на протяжении всего фильма существует тонкая ирония по поводу «отцовства» главного героя Мозеса и маленькой девчушки Эдди.

    Питеру Богдановичу удалось сделать то, что от него и требовалось. Создать сильных, объемных персонажей. Это и стало ключевой фишкой фильма. Каждый из героев склонен принимать решения, интересующие и удовлетворяющие сугубо его персону. В результате чего и образуется главная, основополагающая составляющая сценария — постоянный конфликт. Именно поэтому кино интересно смотреть каждую секунду. Это давно известная истина, которую режиссер воплотил в жизнь.

    За 102 минуты происходит немалое количество афер и махинаций, за этот период у героев возникает сильная связь друг с другом, не смотря на то, что конфликт интересов продолжает место быть, и ребята ругаются большую часть фильма.

    Кроме того, нельзя не упомянуть о том, что в этой картине используется беспроигрышный для не мэйнстримового кино союз — очень сильные духовные отношения двух людей, не подкрепленные любовью в определенном понимании этого слова. Очень много было снято историй «об удивительных отношениях необычной парочки». «Кикуджиро» Такеши Китано, например.

    Замечательная история от Питера Богдановича, которую нельзя назвать тривиальной. Приблизительно в то же время вышел очень похожий фильм от другого гуру авторского кино — Вима Вендерса — «Алиса в городах». Но это уже другая история.

    4 декабря 2012 | 19:07

    $ 0 Оставь возле дороги лепешку, и она приведет жирных поросят, сделай доброе дело, и тебе воздастся, может быть — в этой жизни и даже не исключено, что добром. Обычная сентиментальность: похороны очередной не то, чтобы знакомой, но определенно не раз познанной мадемуазель, краденый букет, пара минут искренней грусти вперемежку с приятными воспоминаниями. И вот уже на руках чужой ребенок, угрюмое бесполое создание, не желающее есть свой кони-айленд и уматывать к тетушке. Семейные отношения или товарно-денежные, кошелек или жизнь. Либо ты мой папа, либо гони заработанные на мне двести долларов.

    $ 103 У девочек свои проблемы. Времена тяжелые, на дворе Депрессия, а брошенный судьбой бумажный якорь похож скорее на насмешку, чем на дар. Инстинкт выживания заставляет держаться, судорожно искать свое место, приемлемую роль. И если он не хочет быть отцом, остается самой в свои девять стать женщиной, пусть не такой шикарной, как мама, которую, по его словам, не пускали в Голландию, опасаясь падежа тюльпанов, но все-таки. Нарочитая мамина поза, дешевые мамины бусы, приторный аромат маминых духов, заглушенный запахами сигарет, бензина и дорожной пыли. А потом вопрос: «Хочешь со мной немножко заняться бизнесом?»

    $ 405 Пока Моуз и Эдди благочестиво собирают налог на мертвых, режиссер Питер Богданович распахивает перед зрителем двери в дома американцев. 1930-е, снятые в 1970-х, убеждают в своей аутентичности не винтажным монохромом, старенькими радио-шоу и автомобилями за сто баксов, а людьми. За каждой растроганной покупательницей Библии, за каждой кассиршей, обманутой с помощью «двадцатки тети Хелен», за каждым обжуленным продавцом сахарной ваты видится своя лаконичная, но настоящая история, стоят печали, выглядывающие в кадр, точно голодные дети из-за материнской юбки.

    $ 0. Из Канзаса в Миссури, из клоповников со второй постелью на полу и голой лампочкой на уровне подбородка — в хорошие отели. Но пока ты ищешь добычу, кто-то другой присматривается к тебе, и счастье, если это все лишь очередная мадмуазель. Мэдлин Кан в одной из своих второстепенных ролей, двадцать минут на экране, номинация на Оскар. И ведь никакой сногсшибательной игры, только сброшенная на миг маска, правда жизни, звучащая безыскусно и горько. Подержаться за руку. Урвать новое платье. Каждый крутится, как может, а легко ли крутиться, если в активе — одна структура костей и умение вилять задом, делая ручкой «вот так»?

    $ 212 Кони-айленд невозможно есть без подливки, а «Луна» потеряла бы половину своего очарования без флера грустной серьезности, наброшенного на уморительные приключения героев. Дорога, вечная дорога, взлеты и падения, то купюры в карманах, то пустота в желудках. Но в координатах этой внешней нестабильности и бездомности исподволь прорастает ощущение семьи, покоя, уверенности в завтрашнем дне. Отношений, позволяющих прекратить погоню за недостижимой женственностью и быть просто ребенком… Обещай мне только одно, Эдди: когда ты вырастешь, ты не будешь женщиной, которая таскается с мужчинами. С радостью, Моуз.

    $ 837 А вот и неприятности, грядущие по расписанию, точно очередная фаза луны. В конце концов, лекала историй «мужчина + ребенок + бродячая жизнь» разнообразием не отличаются. Но не в финтах и перевертонах суть, пусть ими завлекают другие фильмы. А здесь — трогательный разговор безнадежности с надеждой. Отчаяния, рожденного «золотым супов» на ужин — с нерушимой детской уверенностью, что любой конец, кроме последнего, это иллюзия, а до последнего еще целая вечность времени, способная вместить столько кошельков и двадцаток, столько встреч и радости, столько посиделок на рожке улыбающегося месяца…

    $ 0. Обмены, всюду обмены. Вместо третьего фильма малышки Нелл Поттс — фантастический дебют Тейтум О’Нил. Вместо серийной авантюрной комедии — фильм, заслуженно пополнивший условную сокровищницу кинематографа, которую принято в таких ситуациях поминать всуе. Вместо теплой постели, пианино и сладкого пирога — грузовик-развалюха, два чемоданчика и неудачливый мошенник, который до сих пор не желает быть отцом, хотя давно стал им. А если любви мало и для отношений нужен предлог… не привыкать, пусть они еще немного побудут товарно-денежными.

    20 сентября 2012 | 00:51

    Это невероятный фильм уже потому, что он черно-белый. Конечно, и сейчас снимают черно-белое кино, но в 73-ем, когда все снимали в цвете, такой шаг был новаторским фурором. Не зря этот фильм причисляют к ряду вечных. Он, как и все, изменяется и подстраивается под вас с каждым просмотром. И каждый эпизод с новым просмотром видоизменяется, появляется новый смысл. Это трагедия в рамках комедии с гениальными актеры, играющих гениальных аферистов.

    Райан и Татум О`Нил — отец и дочь, которые умело перевоплощаются в посторонних людей с одинаковыми подбородками. Не понимаю, почему Татум дали Оскар за Лучшую роль второго плана. Какой второй план? Она — звезда всего этого шоу! И на её фоне блистают не менее замечательные актриса Мэдлин Кан, играющую продажную танцовщицу, разбивающие сердца.

    Фильм настоятельно рекомендуется отправить на полку и пересматривать!

    8 из 10

    18 ноября 2008 | 21:16

    Сигарета и радиоприёмник, вещающий передачи средней степени аморальности, были лучшими подругами юной Эдди, пока её горе-мамаша проводила ночи в кабаках, а рассветы встречала во всё новых и новых постелях. Дни, похожие друг на друга как две капли воды, менялись без спешки и ни несли никаких забот. Однако возник риск лишиться даже этих небольших прелестей жизни после того, как наша героиня осталась совсем одна. На похоронах, в поминальной толпе, среди барышень почтенного возраста, странным образом затесался некто Моуз Прей. То, что он знал усопшую, не требовало доказательств (мало кто из мужчин не успел с ней «познакомиться» в маленьком городишке), а вот факт того, что его подбородок — один в один как у Эдди, навёл кладбищенских зевак на странные мысли. Окончательно подкосил Моуза тот факт, что та единственная, кому небезразлична жизнь малышки — тётя Билли, живёт в том штате, куда он направлялся изначально. Отговоркам не место, и в руки афериста, представляющегося всем служителем Бога, попадает наша героиня, которую где-то далеко ждёт тёплая постель и кусочек пирога. Выпрошенные шантажом 200 долларов у родственника убийц мамы Эдди служат неплохим утешением для прирождённого одиночки вплоть до того момента, пока не по годам смышлёная девочка не требует их назад и наотрез отказывается ехать к тёте. С предполагаемым папой посреди равнин и степей будет куда интересней, чем сидя за пианино в уютном доме. Там ведь даже покурить не дадут…

    Семидесятые были тем временем, когда мир буквально дышал кинематографом. Новые веяния, новые моды, новые имена. Среди тех, кого кинолихорадка захлестнула по-настоящему, оказался Питер Богданович, сменивший в конце шестидесятых профессию критика на режиссёра. То ли родное кресло как-то внезапно стало мало, то ли свет лампы потускнел, а может просто надоели проходимцы в индустрии — это науке неизвестно. Успех на новой стезе не заставил себя долго ждать. Являясь поклонником «старой» школы, Питер начал творить, из года в год чередуя чёрно-белые фильмы с цветными. Стоит признать, что от классической эпохи бывший критик взял всё лучшее. Его шестой фильм, «Бумажная луна», буквально пропитан любовью к чёрно-белому кино и в нём смутно можно увидеть представителя семидесятых. Специфический монтаж, обилие крупных планов и масса иронии над самой жизнью — люди в кинотеатрах явно вспоминали свою затянувшуюся туманной пеленой молодость. Джазовый же саундтрек будто щелчком пальцами рисовал в умах зрителей времена Великой депрессии. И, несмотря на то, что со времён проката фильма минуло уже больше 40 лет, нет сомнений в том, что он будет интересен синефилам не только нашего, но и нескольких следующих поколений. Простая история, рассказанная обыкновенным языком, будто байка у костра, берёт не только душевностью и отсылками к классике. Если вы когда-нибудь зададитесь вопросом «Что такое кино?» — то просмотр «Бумажной луны» поможет вам ответить на него с куда большей вероятностью, чем та же операция с каким-нибудь представителем современной отрасли, вконец утонувшей в сиквелах и приквелах. Фильм Богдановича обнажает души и своих героев, и ротозеев у экрана, проникает в каждый нерв тела, заполняет собой атмосферу, не прибегая при этом к массе экшена и суперэффектным твистам. А разве не из-за этого мы любим кино?

    Как и в любом роуд-муви, наши герои в поисках лёгких денег колесят из города в город, встречая по пути хороших и не очень людей, но в центре повествования всё время остаются они сами. Два героя, две судьбы, две личности. Моуз — бедняга-прохиндей, ничего не скопивший и не наживший, без прописки и постоянного места жительства, но с обаянием по шкале 9 аленделонов из 10. И Эдди — девятилетняя принцесса с бездонными глазами, которой палец в рот не клади. Для оценки адаптации этого дуэта к разным жизненным ситуациям тяжело подобрать шкалу, однако следить за тем, как у них пустеют/полнеют карманы сквозь сюжетное развитие — дело весьма занятное. При этом фильм не дробится на эпизоды, а каждый из случайных знакомых занимает в сценарии строго обозначенное место. Традиционные же для жанра вопросы (Зачем он взял её с собой? Какова вероятность того, что он действительно её отец? Что их ждёт в конце — разбитое корыто или золотые берега?) отнюдь не кажутся риторическими. Да и вообще, о какой риторике может идти речь, когда оба героя за время истории успевают несколько раз сменить свой жизненный устой, впервые обратиться к морали и предстают в финале фактически другими людьми. Да, он — всё тот же аферист и пройдоха. Да, она по-прежнему беспризорница с пожелтевшими от сигаретного дыма зубами. Но само понятие «счастья» и «благополучия» меняются для них обоих до неузнаваемости. Меняется и сама жизнь. С этой точки зрения финал, который Богданович решил оставить «открытым», видится лучшим решением вчерашнего дебютанта профессии.

    Смех сквозь слёзы и слёзы сквозь смех. Успев за полтора часа с лишком поднять массу бытовых и разной степени философичности вопросов в концепции воистину «дорожного» кино, режиссёр окончательно свёл всех с ума и так и не дал понять, что же мы смотрели: жестокую драму о том, как девочка потеряла маму и пошла по наклонной в плохой компании, или трагикомедию о том, как непросто было в годы Великой депрессии заработать (а главное — сохранить) 200 долларов. Но что мы знаем точно, так это то, что дуэт папы и дочки в реальной жизни оторвался на всю и в пределах чёрно-белого прямоугольного изображения, как будто и не актёры вовсе были перед нами. Так что обязательно угоститесь этим блюдом быстрого приготовления, снабжённого винегретом из жанров, ураганными актёрскими работами и приправленного любовью к кино. Поколение антиутопий и комиксов — я к вам обращаюсь! Не прошляпьте Шедевр, очень вас прошу.

    1 декабря 2014 | 15:45

    Жизнь иногда преподносит нам неожиданные и не всегда приятные сюрпризы, но даже в такие времена нужно приложить все усилия, чтобы сохранить человеческое лицо. Несмотря на черную полосу в жизни, человек не должен бросать близких ему людей, рассчитывать на их поддержку и, конечно, отвечать взаимностью. Такая идея лежит в основе авантюрной комедии Питера Богдановича «Бумажная луна».

    Синопсис Америка времён Великой Депрессии. Аферист Мозес Прей, знающей множество способов отъема денег, решает воспользоваться смертью маленькой Эдди, чтобы на её трагедии немного заработать. Однако смышленая Эдди, сразу раскусившая Мозеса, не готова его просто так отпустить, пока он не вернет ей её долю. Став отпетыми мошенниками Мозес и Эдди колесят по стране, обкрадывая людей при помощи гениальных афер.

    Фильм примечателен, прежде всего, актёрским дуэтом отца и дочери Райаном и Татум О’Нилами, исполнивших соответственно роли Мозеса и Эдди. Райан О’Нил, сыгравший роль Мозеса, воплотил образ хитрого, но не совсем удачливого мошенника, который, несмотря на то, что упорно пытается доказать, что в этом мире ему есть дело только до себя самого, все же не мог не полюбить отеческой любовью свою партнершу «по бизнесу» Эдди. Конечно, самой звездой комедии стала далеко не второплановая роль Эдди в исполнении Татум О’Нил, воплотившей образ маленькой, но смышленой девочки, которая благодаря своей врожденной гениальности в любой ситуации найдет выход.

    Режиссёр Питер Богданович когда-то действительно был уникальным режиссером. Он снимал не просто картины о любви или о жизни, но он их также наполнял особым глубоким смыслом. «Бумажная луна» не стала каким-то исключением, её нельзя назвать в чистом виде комедией. Хотя, конечно, комедийную сторону Богданович снял отменно, действительно, с задоринкой, но фильм повествует о человеческих отношениях. Богданович показывает зрителю, как между героями зарождается ментальная связь. В какой-то мере мы даже начинаем подозревать, что Мозес является родным отцом Эдди, но важно то, что если в начале герои терпеть не могли друг друга, то уже в конце им сложно расставаться.

    Сценарий фильма довольно прост. Во времена Великой Депрессии, когда американцы выживали как могли, главный герой Мозес Прей проделывает аферы, торгуя библиями, и решает еще немного подзаработать за счет смерти своей давней знакомой, у которой осталась 9-летняя дочь Эдди. Однако Эдди оказывает не промах и навязывается к Мозесу в его дело, требуя таким образом вернуть её законные деньги. Вместе они катаются по Соединенным Штатам, обкрадывая невинных людей, сталкиваясь с опасными препятствиями в лице полиции и местных бутлегеров. Но за простотой сюжета кроется смысл, раскрывающийся в отношениях между Мозесом и Эдди.

    Итог «Бумажная луна» — хорошее, приятное, доброе кино о настоящей дружбе, о тяжелом времени, когда ради элементарного выживания приходилось забывать о детстве, о порядочности, но не о человеческих отношениях. При этом картина действительно забавная авантюрная комедия, которая оставит после себя исключительно положительные эмоции.

    10 из 10

    2 января 2017 | 14:06

    «Бумажная луна» — фильм, который, к сожалению, незаслуженно забыт. А ведь это одна из гениальнейших комедий ХХ века.

    Мелкий аферист- Моузес и его девятилетняя спутница, вынужденные по стечению обстоятельств ездить по Канзасу на стареньком автомобильчике, очень быстро понимают, что могут быть полезными друг другу. Девочке не хочется жить в незнакомом доме на попечении своей тетки, поэтому она проявляет всю свою сообразительность, чтобы остаться с Мозесом.

    В героев влюбляешься с первого взгляда. Даже то, что они постоянно нарушают закон, не вызывает протеста, даже наоборот: очень забавно наблюдать за тем, как они продают Библию вдовам, как дурят продавцов в магазине, прикидываясь благочестивым папашей и его милой дочкой. И, хотя, Мозес старше и опытнее Эдди, очень быстро начинаешь понимать, что девочка гораздо умнее и сообразительнее своего «предка». Как быстро и смешно она «расправилась» со случайным увлечением Мозеса — продажной танцовщицей Трикси, причем, ее главным мотивом была не детская ревность, а то, что он спустил на стриптизершу почти все их деньги.

    Отдельно хочется сказать об атмосфере. В фильме блестяще передан дух 30-х годов, это лучшая лента, из тех, которые я видела, отображающая эпоху Великой депрессии. Помимо этого режиссеру гениально удалось показать взаимоотношения двоих людей, которых поначалу не связывало ничего, кроме взаимной выгоды, а впоследствии связала искренняя дружба.

    В общем, этот фильм я советую всем. Татум О`Нил, сыгравшая Эдди, вполне заслуженно получила «Оскара», и я надеюсь, что когда-нибудь это кино займет достойное место в «Топе-250» Кинопоиска.

    10 из 10

    1 марта 2011 | 13:54

    На свете порядочно всяких фильмов, многие из них — нормальные. Попадаются и шедевры мирового значения, то есть фильмы на все времена. Но редкие фильмы умеют действительно тронуть, заставить каждой клеточкой своей души прочувствовать до единого кадра, до малейшей эмоции, просидеть от и до титров, очень печалясь, что фильм кончился.

    Фильм, о котором я буду держать речь чуть позднее, умудрился за считанные минуты обогнать троицу горячо и бесконечно любимых мною кинолент: охотно уступает ему пьедестал бёртоновский «Эдвард Руки-Ножницы», смиренно гудит «Поезд на Юму» и по-светлому улыбается «Маленькая мисс Счастье» — хулиганистая парочка из симпатичного мужчины и не менее обаятельной девочки уделала всё то, что так пыжились разрекламировать голливудские и наши продюсеры все эти годы.

    Начались аферы, и всё, что было в моём сознании, казалось, улетело на другую планету. Это сейчас я, печатая эту рецензию, припоминаю, что, ага, голливудские сценаристы бастуют, кто-то там решил по пути ВВП пойти, за окном — зима, а на календарном листе — 2008 год. Вернувшись из мира, где двести баксов перестали быть деньгами, обратившись в символ странной и прекрасной дружбы, где бумажная луна означает начало конца одиночества, где так ярко и невероятно сильно воспринимаются простые, обыкновенные люди, вроде кассирши, фермеров, полицейских, надменного бутлегера, богатой дамы, заботливой тётушки, усталой многодетной матери, телеграфного клерка, продавца сахарной ваты, где улыбка говорит друг другу больше, чем сотня слов, где нет судьбы-злодейки и отвратительного злодея времени, ибо они побеждены гениальными аферистами, сумевшими быль облачить в мантию счастья, я был потрясён.

    Вы тоже пройдёте этот удивительный путь фильма «Гениальные аферисты»: путь от гроба матери той милой девочки с несколько взрослым выражением лица до устремляющегося по петляющей дорожке грузовика с плохо работающим тормозом. Путь, который устроит вам режиссёр Питер Богданович со своими актёрами — отцом и дочерью — Райаном и Татум О’Нилами.

    Итак, наша несносная Эдди осталась без матери. На её скромные похороны приезжает на тарахтящем и не думающем подчиняться владельцу авто давний знакомый — некий Моуз, довольно симпатичный, честного вида мужчина в приличном костюме. Слово за словом, фраза за фразой, и Моуз соглашается отвезти Эдди в городок Сент-Джозеф, штат Миссури, — к её столь благочинной тётушке, на которую решено свалить обузу Эдди. Довольно скоро проницательная Эдди понимает, что Моуз — аферист тот ещё, дурачит несчастных вдов продажей Библии. И Эдди ловко вклинивается в хитрости Моуза…

    Этот лёгкий, будничный, словно поедание пары бутербродов поутру, фильм окажет на вас чудесное и мощное влияние. Чёрно-белый, с музыкой будто из какого-то приятного заведеньица, с операторской работой, обожающей выстраивать крупные планы, вычерчивая, таким способом, всю сложность лица различных персонажей, которых мы в быту даже и не замечаем, даже не особо вглядываемся в их лица, этот один из самых человечных и трогательных фильмов никогда не растворится в воздухе холодного солнца безжалостной современности.

    Не забыть ни обаятельного подмигивания Райана О’Нила в роли Моуза, ни грустного кокетства перед зеркалом Татум О’Нил в роли Эдди, ни правдивого и обличающего пошлость мира монолога Мадлен Кан в роли танцовщицы Трикси Делайт, ни грубоватого поведения Рэнди Куэйда в роли фермера, ни полицейской захватывающей погони, ни атмосферы этих провинциальных американских городков…

    Сценарий Элвина Сарджента преподносит нам не блещущую оригинальностью или скандальностью историю дружбы двух аферистов, историю, ценную прежде всего тем, что в ней все люди — не герои из картона, а настоящие люди. Примечательно, что позднее Сарджент написал сценарий дебютного фильма Роберта Редфорда — «Обыкновенные люди».

    Питер Богданович выразил обыденность и одновременно реальность киношных персонажей весьма удивительным образом — не через детали, а через общее, то, что есть у каждого человека. Мы можем, будучи пожилыми людьми, хвастаться своими детьми и внуками, будучи продажной женщиной, над дурацким анекдотом смеяться, получая удовольствие от жизни, будучи фермером, плевать презрением к горожанам, будучи благопристойными людьми, убеждать других в том, что их присутствие обрадует всех. Здесь нет «удивительно реалистичных спецэффектов», нет «философской притчи», нет «тонкой иронии», нет «пикантных моментов», здесь остались лишь люди сами по себе. Ты веришь во всё — в те здания, в тех людей, в те события.

    Знаете, этот фильма жанра роуд-муви («дорожное кино») напомнил мне подобного жанра фильм, уже современного периода — в 1999 году Дэвид Линч снял «Простую историю», где умирающий старик на газонокосилке пересекал штаты Америки, дабы успеть навестить больного брата. В обоих фильмах на удивление реалистичные персонажи. Оба фильмы прекрасны именно этим — реальностью, и в обоих фильмах главные герои дают зрителям понять, что реальность не такая уж и мрачная, безысходная, не нужно бояться мира, нужно — любить его. Кажется, что Питер Богданович и Дэвид Линч, снимая свои фильмы, признались всем нам в своей любви и вере в людей. Они не побоялись показать нам тот мир — мир американской провинции, который они любят. И этим фильмы так схожи с русскими лентами, в них та же простота и искренность, те же обыкновенные люди, в той же провинции, которая у нас не может жить под гнетом равнодушных городов-миллионеров. Провинции погибают, а такие фильмы, как «Гениальные аферисты» и «Простая история», остаются.

    «Гениальные аферисты» — путь, который доказывает, что жизнь — это удивительное явление, когда от лицезрения чужого гроба ты перемещаешься на петляющую дорогу, полную множества загадок, того счастливого света, название которому — дружба.

    Я люблю этот фильм.

    Посвящено: Baba Kapa, честно заслужившая второе посвящение за месяц.

    12 января 2008 | 08:24

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>