всё о любом фильме:

Бумажная луна

Paper Moon
год
страна
слоган«As P.T. Barnum put it, 'There's a sucker born every minute.'»
режиссерПитер Богданович
сценарийЭлвин Сарджент, Джо Дэвид Браун
продюсерПитер Богданович, Фрэнк Маршалл, Френсис Форд Коппола, ...
операторЛасло Ковач
композитор-
художникПолли Плэтт, Джон П. Остин
монтажВерна Филдс
жанр драма, комедия, криминал, ... слова
сборы в США
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время102 мин. / 01:42
Номинации (3):
Авантюрный тандем случайных попутчиков колесит по маленьким городкам Канзаса во времена Великой депрессии и промышляет мелкими, почти невинными махинациями, чтобы хоть как-то заработать на хлеб.

Он — мошенник-неудачник по имени Мозэс, продающий Библии одиноким вдовам, поблескивая фальшивым золотым зубом.

Она — девятилетняя девочка-сирота с недюжинной склонностью к авантюрам и практически не расстающаяся с сигаретой.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
30 + 3 = 33
8.5
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Первоначально главные роли должны были сыграть Пол Ньюман и его дочь Нелл Поттс.
    • Сигареты, которые по ходу фильма курила героиня Татум О’Нил, были изготовлены не из табака, а из салата-латука.
    • Благодаря этому фильму Татум О’Нил стала самой юной в истории обладательницей премии «Оскар».

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Начало 70-х годов было временем триумфа для бывшего кинокритика Питера Богдановича, дебютировавшего в режиссуре. Серьёзная ретро-драма «Последний киносеанс» и эксцентрическая комедия «В чём дело, профессор?» понравились и зрителям, и критикам. А в своём четвёртом игровом фильме «Бумажная луна» Богданович как бы смешал интонацию горькой ностальгии «Последнего киносеанса» с элементами комедии в традициях голливудского кинематографа 30-х годов. Только на этот раз ориентировался не на ленты Хауарда Хокса и Аллана Дуона, а на социальные комедии Фрэнка Капры, правда, с явным акцентом на достоверный, тщательно выписанный фон, жестокую среду обитания героев — вполне в духе картин Джона Форда о Великой депрессии («Гроздья гнева», «Табачная дорога»). Кстати, о нём Питер Богданович написал отдельную книгу и снял документальный фильм. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 16 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Трагикомедия Питера Богдановича с красивым поэтичным названием «Бумажная луна» (в оригинале) вполне заслуженно может считаться одной из лучших в своем жанре. Сейчас в Голливуде уже не делают подобных фильмов, главные особенности «Гениальных аферистов», похоже, вышли из моды, а сама картина современным, не увлекающимся ретро, зрителям практически не известна. Однако я могу смело сказать, что это кино — вневременная классика кинематографа. Даже если сделают несколько римейков или аналогичные «Аферистам» картины, все равно фильм Богдановича всегда будет оригинальным, интересным и непохожим ни на какой другой.

    Действие «Гениальных аферистов» разворачивается в США во времена Великой Депрессии и Сухого закона. Мошенник Мойзес Прэй занимается мелким жульничеством, продавая обманом Библии доверчивым вдовам. Заскочив на похороны бывшей любовницы, он получает задание доставить к тетке дочь скончавшейся женщины — девятилетнюю девочку Эдди, отцом которой, возможно, является сам Мойзес. Так получается, что они начинают дурить наивных людей «на пару»…
    На первый взгляд, сюжет не особо своеобразный и интригующий. Но не надо читать аннотацию этого фильма, его нужно смотреть. «Гениальные аферисты» построены на блестящих диалогах, персонажах, музыкальном сопровождении на фоне изумительно переданной атмосфере Штатов 20-30 гг. Может, конечно, это и громко сказано, но данная картина просто не может не понравиться, так как каждый найдет в ней что-то свое. Не думаю, что найдется хоть один человек, который будет ненавидеть это кино. Вместо соплей и шаблонного мелодраматизма, присутствующих во многих драматических комедиях, в «Гениальных аферистах» имеются: тонкий и особый юмор, немного горечи и мощный заряд оптимизма. Лишенный всяких клише, этот фильм здорово поднимает настроение, благодаря чему его можно посмотреть несколько раз.

    Ну и последнее, из-за чего надо увидеть «Гениальных аферистов», это, несомненно, замечательные работы режиссеров и актеров. Если режиссер снял фильм «с душой», то это чувствуется сразу. В «Аферистах», благодаря Питеру Богдановичу данное качество ощущается. И, конечно, нельзя оставить без внимания Татум О’Нил, сыгравшей роль Эдди. Ее игра — это больше, чем просто замечательная. За все 102 минуты действия картины, девятилетняя Татум на экране была забавной, трогательной, серьезной. Чего только стоит ее мимика, взгляд, эксцентричность и поразительная харизма. Она даже переиграла Райана О’Нила, исполнившего роль Мойзеса. Татум, пожалуй, на сегодняшний день самая лучшая из всех детей-кинозвезд. Неважно, что она уже давно выросла. Ее игра в «Гениальных аферистах» честно заслуживает десять баллов из десяти возможных, как и сам фильм.

    10 из 10

    21 июля 2009 | 14:23

    На свете порядочно всяких фильмов, многие из них — нормальные. Попадаются и шедевры мирового значения, то есть фильмы на все времена. Но редкие фильмы умеют действительно тронуть, заставить каждой клеточкой своей души прочувствовать до единого кадра, до малейшей эмоции, просидеть от и до титров, очень печалясь, что фильм кончился.

    Фильм, о котором я буду держать речь чуть позднее, умудрился за считанные минуты обогнать троицу горячо и бесконечно любимых мною кинолент: охотно уступает ему пьедестал бёртоновский «Эдвард Руки-Ножницы», смиренно гудит «Поезд на Юму» и по-светлому улыбается «Маленькая мисс Счастье» — хулиганистая парочка из симпатичного мужчины и не менее обаятельной девочки уделала всё то, что так пыжились разрекламировать голливудские и наши продюсеры все эти годы.

    Начались аферы, и всё, что было в моём сознании, казалось, улетело на другую планету. Это сейчас я, печатая эту рецензию, припоминаю, что, ага, голливудские сценаристы бастуют, кто-то там решил по пути ВВП пойти, за окном — зима, а на календарном листе — 2008 год. Вернувшись из мира, где двести баксов перестали быть деньгами, обратившись в символ странной и прекрасной дружбы, где бумажная луна означает начало конца одиночества, где так ярко и невероятно сильно воспринимаются простые, обыкновенные люди, вроде кассирши, фермеров, полицейских, надменного бутлегера, богатой дамы, заботливой тётушки, усталой многодетной матери, телеграфного клерка, продавца сахарной ваты, где улыбка говорит друг другу больше, чем сотня слов, где нет судьбы-злодейки и отвратительного злодея времени, ибо они побеждены гениальными аферистами, сумевшими быль облачить в мантию счастья, я был потрясён.

    Вы тоже пройдёте этот удивительный путь фильма «Гениальные аферисты»: путь от гроба матери той милой девочки с несколько взрослым выражением лица до устремляющегося по петляющей дорожке грузовика с плохо работающим тормозом. Путь, который устроит вам режиссёр Питер Богданович со своими актёрами — отцом и дочерью — Райаном и Татум О’Нилами.

    Итак, наша несносная Эдди осталась без матери. На её скромные похороны приезжает на тарахтящем и не думающем подчиняться владельцу авто давний знакомый — некий Моуз, довольно симпатичный, честного вида мужчина в приличном костюме. Слово за словом, фраза за фразой, и Моуз соглашается отвезти Эдди в городок Сент-Джозеф, штат Миссури, — к её столь благочинной тётушке, на которую решено свалить обузу Эдди. Довольно скоро проницательная Эдди понимает, что Моуз — аферист тот ещё, дурачит несчастных вдов продажей Библии. И Эдди ловко вклинивается в хитрости Моуза…

    Этот лёгкий, будничный, словно поедание пары бутербродов поутру, фильм окажет на вас чудесное и мощное влияние. Чёрно-белый, с музыкой будто из какого-то приятного заведеньица, с операторской работой, обожающей выстраивать крупные планы, вычерчивая, таким способом, всю сложность лица различных персонажей, которых мы в быту даже и не замечаем, даже не особо вглядываемся в их лица, этот один из самых человечных и трогательных фильмов никогда не растворится в воздухе холодного солнца безжалостной современности.

    Не забыть ни обаятельного подмигивания Райана О’Нила в роли Моуза, ни грустного кокетства перед зеркалом Татум О’Нил в роли Эдди, ни правдивого и обличающего пошлость мира монолога Мадлен Кан в роли танцовщицы Трикси Делайт, ни грубоватого поведения Рэнди Куэйда в роли фермера, ни полицейской захватывающей погони, ни атмосферы этих провинциальных американских городков…

    Сценарий Элвина Сарджента преподносит нам не блещущую оригинальностью или скандальностью историю дружбы двух аферистов, историю, ценную прежде всего тем, что в ней все люди — не герои из картона, а настоящие люди. Примечательно, что позднее Сарджент написал сценарий дебютного фильма Роберта Редфорда — «Обыкновенные люди».

    Питер Богданович выразил обыденность и одновременно реальность киношных персонажей весьма удивительным образом — не через детали, а через общее, то, что есть у каждого человека. Мы можем, будучи пожилыми людьми, хвастаться своими детьми и внуками, будучи продажной женщиной, над дурацким анекдотом смеяться, получая удовольствие от жизни, будучи фермером, плевать презрением к горожанам, будучи благопристойными людьми, убеждать других в том, что их присутствие обрадует всех. Здесь нет «удивительно реалистичных спецэффектов», нет «философской притчи», нет «тонкой иронии», нет «пикантных моментов», здесь остались лишь люди сами по себе. Ты веришь во всё — в те здания, в тех людей, в те события.

    Знаете, этот фильма жанра роуд-муви («дорожное кино») напомнил мне подобного жанра фильм, уже современного периода — в 1999 году Дэвид Линч снял «Простую историю», где умирающий старик на газонокосилке пересекал штаты Америки, дабы успеть навестить больного брата. В обоих фильмах на удивление реалистичные персонажи. Оба фильмы прекрасны именно этим — реальностью, и в обоих фильмах главные герои дают зрителям понять, что реальность не такая уж и мрачная, безысходная, не нужно бояться мира, нужно — любить его. Кажется, что Питер Богданович и Дэвид Линч, снимая свои фильмы, признались всем нам в своей любви и вере в людей. Они не побоялись показать нам тот мир — мир американской провинции, который они любят. И этим фильмы так схожи с русскими лентами, в них та же простота и искренность, те же обыкновенные люди, в той же провинции, которая у нас не может жить под гнетом равнодушных городов-миллионеров. Провинции погибают, а такие фильмы, как «Гениальные аферисты» и «Простая история», остаются.

    «Гениальные аферисты» — путь, который доказывает, что жизнь — это удивительное явление, когда от лицезрения чужого гроба ты перемещаешься на петляющую дорогу, полную множества загадок, того счастливого света, название которому — дружба.

    Я люблю этот фильм.

    Посвящено: Baba Kapa, честно заслужившая второе посвящение за месяц.

    12 января 2008 | 08:24

    Фильм настолько хорош, что хочется пересмотреть его сразу же вслед за финальными титрами. Снято много картин, повествующих о странствиях взрослого мужчины и маленькой девочки, но «Бумажная луна», пожалуй, лучшая.

    Кристалльно чистая и честная в самых малых деталях история, в которую веришь без каких-либо оговорок. Тонкий, задорный, не злой юмор без малейшего намека на пошлость. Точная передача атмосферы времен великой депрессии, отменная операторская работа, искренняя актерская игра, прекрасный сценарий — все вместе создают настоящий шедевр. И что особо приятно для подобных сюжетов — никакой сентиментальности и дешевой наигранности.

    Фильм черно-белый, но это настолько органично, что представляет собой тот редкий случай, когда цвет стал бы только лишним. Будь то пыль дорог, обстановка мотелей, придорожные закусочные — все играет черно-белыми красками полутонов и теней под чистым безоблачным небом Канзаса. В фильме очень много свежего воздуха, что крайне актуально для тяжелых двадцатых годов и этот воздух дарит надежду. Надежду для одиноких взрослых и юных людей в огромном бескрайнем мире.

    10 из 10

    14 марта 2012 | 02:36

    Америка времён Великой депрессии. Мойзес Прей, пройдоха с воровскими наклонностями, зарабатывал на жизнь тем, что отыскивал через некролог в газете адрес «свежей» вдовы и уверял безутешную в том, что незадолго до смерти супруг, якобы, заказывал у него библию. Чисто психологически эта уловка действовала безотказно: редко какая вдова отказывалась платить по счёту вместо того, чтобы посылала Мойзеса куда подальше. Но однажды отпетому мошеннику подвернулся случай заработать чуть больше — 200 долларов, что во времена величайшего экономического кризиса было целым состоянием.

    Мойзес добровольно вызвался сопроводить в соседний город 9-летнюю сиротку Эдди Логгинс, которая после кончины матери была направлена из Канзаса в Миссури, к тётке в городок Сент-Джозеф. Решив, было, присвоить денежки и быстро отделаться от обузы, Мойзес хотел посадить девчонку в поезд и отправить «бандеролью». Однако сиротка с насупленной физиономией и с вечно поджатыми губами оказалась та ещё, ибо задала опекуну совсем не детский вопрос: «Где мои 200 баксов, чувак?». В эту же секунду оба поняли, что стоят друг друга. Одна голова — хорошо, а полторы, как ни крути, лучше. Двигаясь дальше через пораженные безработицей штаты, они начали проворачивать аферы уже на пару…

    Несмотря на то, что в основе ленты роман Джо Дэвида Брауна «Эдди Прей», не покидает ощущение, что эта сладкая парочка перебралась сюда из книжек О’Генри и Марка Твена. Трогательные приключения этих двоих на дорогах разоренного Среднего Запада заставляют вспомнить и не менее знаменитого чаплинского «Малыша». Малолетняя беспризорница Эдди, похожая на мальчишку, из тех, что называют «оторви да брось», умеет сохранять хладнокровие в самые непростые минуты. Но всё равно жаждет простой человеческой теплоты. И как это часто случается со слабым полом — дарит любовь жалкому мужчине.

    Пятый фильм Богдановича окончательно убедил в его интересе к старому кино. Тщательная, до щепетильности, реставрация стиля лент 1930-40-х годов (от освеще¬ния до композиции кадра, над которыми здесь колдовал великий оператор Ласло Ковач) может даже ввести в заблуждение неофитов, поскольку выглядит совсем как «архивная» классика времен Фрэнка Капры и Говарда Хоукса. Но фильм подкупает не только мастерской стилизацией под старый Голливуд. Богданович ухитряется счастливо избежать сентиментальности и нравоучений, хотя история обрекшего себя на скитания жулика и ребёнка с недетским взглядом и взрослым отношением к миру давала для этого массу возможностей. Именно мотив не утраченных иллюзий и бегства в никуда, отраженный в названии, как нельзя лучше передают важность мечты для любого человека.

    «Бумажная луна» появилась на пике зрительского интереса к ретро-кино, чему немало способствовал и сам Богданович. Она была четырежды номинирована на «Оскар», но всё же осталась тогда в тени сорвавшей банк «Аферы» Джорджа Роя Хилла и ограничилась в итоге только одной статуэткой — за женскую роль второго плана. Ее получила за роль Эдди девятилетняя Татум О’Нил — по жизни дочка Райана О’Нила, сыгравшего здесь Мойзеса Прея. Это обстоятельство наверняка способствовало раскрытию талантливой девочки, которая, к сожалению, в дальнейшем не выдержала бремени свалившейся на нее славы. Но это уже совсем другая история…

    12 августа 2013 | 17:02

    Для начала небольшая история о том, как я узнал об этой замечательной комедии.

    Несколько недель назад я решил пересмотреть ставший культовым фильм Люка Бессонна «Леон» и увидеть изменилось ли мое отношение к нему со времен первого просмотра, который был порядка 12 лет назад, и надо что и сейчас это фильм смотрится достаточно неплохо благодаря отменной игре Натали Портман и Жана Рено, но разумеется я заметил несколько логических изъянов которых не замечал раньше. Например, я совсем не понял зачем приемным родителям Матильды нужно было ее брать из детского дома? Если честно данный поступок не имеет смысла и логического объяснения, ибо практический смысл данного поступка мне не ясен, да и не производят приемные родители впечатления духовно прогрессивных людей, которые могли взять девочку из приюта ради благородства. Второй существенный недостаток данного фильма это излишняя вычурная карикатурность шефа городской полиции и по совместительству главного злодея фильма в исполнении Гари Олдмана. Если бы не эти два недостатка я бы поставил 10,этой несмотря ни на что великолепной драме о том, как встретились два чуждых этому миру одиночества. А так мне пришлось убавить оценку на один бал.

    Ну, я немного отвлекся, давайте вернемся к основной истории господа. Когда я ставил оценку «Леону» на «Кинопоиске» мой взгляд зацепился за рецензию Сергея Кудрявцева, в которой «Леон» сравнивался с «Бумажной луной» и сравнение было не в пользу первого. Разуметься мне сразу захотелось посмотреть «Бумажную луну» и узнать, за что же маленькие девочки получают Оскара? (Если кто не знает Тейтум. О’Нил самая молодая актриса, которая получила Оскара за всю историю премии). Оказалось что за дело. Пожалуй «Бумажная луна» самая блистательная и ироничная комедия, которую я видел в своей жизни. Ее основное достоинство помимо блистательного актерского тандема Райан О`Нил и Тейтум О’Нил (которые в жизни являются отцом и дочерью) абсолютная не пошлость ибо по моему мнению высший пилотаж в юморе это шутить так, чтобы перед телевизором можно было посадить семилетнего ребенка и не бояться за его нравственное воспитание. К сожалению, сегодня с наших телеэкранов в основном показывают юмор, основанный на тупости и пошлости и рассчитанный в основном на лиц для которых единственной книгой в жизни был букварь, а основными фильмами блокбастеры Тимура Бекмамбетова и Федора Бондарчука. В лучшем случае мы имеем КВН с его весьма посредственными шутками в основном основанных на данном политическом моменте. Но тем ценнее по прошествии времени такие блистательные комедии как «Бумажная луна», ибо по прошествии тридцати пяти лет с момента премьеры с уверенностью можно сказать перед нами классика американской комедии. После просмотра я очень пожалел, что на данный момент нельзя купить лицензионный DVD с этим фильмом, потому что выходил он давно и раскуплен. Именно желание купить лицензионный DVD для меня является показателем того, что фильм мне по настоящему понравился и мне хотелось бы иметь его в своей коллекции (например, фильм «В руках бога» я купил бы и за четыре сотни при условии наличия дубляжа и английской дорожки, а также двух версий фильма режиссерской и продюсерской, как на оригинальном DVD,но, увы, увы…).

    Но я опять отвлекся и сейчас я постараюсь в общих чертах рассказать вам, о чем фильм при этом, стараясь не раскрыть самые интересные моменты и фишки.

    Фильм начинается с того, как главный герой Моуз Прей приезжает на похороны своей старой подруги и ее знакомые присутствующие на похоронах спихивают ему дочь умершей и просят отвести девочку в другой город к сестре умершей. Между делом выясняется что девочка, которую зовут Эдди весьма похожа на Моуза подбородком, и вполне может быть его дочерью. Эдди садится в машину к свому возможному папе и начинается великолепная road movie,Мне бы не хотелось останавливаться на сюжете, ибо, если я опишу его подробно, то существенно подпорчу удовольствие тем, кто захочет благодаря моему посту посмотреть этот фильм. Скажу лишь, что аферы в этом фильме великолепны и вызывают на лице улыбку, а в уме восторг от прекрасной придумки. Скажу, что Эдди блистательно избавится от «соперницы» в лице весьма легкомысленной особы, в которую Моуз ненароком втюрится. Так же скажу, что наших героев ждет встреча с шерифом штата и утраты всего, что они имели.

    И еще мне понравился потрясающий финал, когда я его смотрел я в приступе неистового смеха бил кулаком по столу и думал «Ну Эдди ты крута».

    И еще после просмотра этого фильма я понял одну вещь; Если ты снимешь по настоящему хороший фильм время будет над ним не властно. Возможно это несколько банальная мысль, но раньше мне не попадалось столь ярких фильмов тридцатипятилетней давности.

    И пусть у этого фильма сейчас на кинопоиске всего 126 голоcов, и именно из за малого количества голосов он не может войти в TOP 250 это не помешает раз в пару лет включать компьютер или может быть DVD проигрыватель (если достану диск) и вновь насладится этой по настоящему смешной и доброй историей.

    P.S. А моя оценка 10 из 10 как вы наверно уже поняли, ибо это первая комедия приятные ощущения от которой у меня не проходят уже вторые сутки.

    24 ноября 2009 | 23:41

    «Бумажная луна» — фильм, который, к сожалению, незаслуженно забыт. А ведь это одна из гениальнейших комедий ХХ века.

    Мелкий аферист- Моузес и его девятилетняя спутница, вынужденные по стечению обстоятельств ездить по Канзасу на стареньком автомобильчике, очень быстро понимают, что могут быть полезными друг другу. Девочке не хочется жить в незнакомом доме на попечении своей тетки, поэтому она проявляет всю свою сообразительность, чтобы остаться с Мозесом.

    В героев влюбляешься с первого взгляда. Даже то, что они постоянно нарушают закон, не вызывает протеста, даже наоборот: очень забавно наблюдать за тем, как они продают Библию вдовам, как дурят продавцов в магазине, прикидываясь благочестивым папашей и его милой дочкой. И, хотя, Мозес старше и опытнее Эдди, очень быстро начинаешь понимать, что девочка гораздо умнее и сообразительнее своего «предка». Как быстро и смешно она «расправилась» со случайным увлечением Мозеса — продажной танцовщицей Трикси, причем, ее главным мотивом была не детская ревность, а то, что он спустил на стриптизершу почти все их деньги.

    Отдельно хочется сказать об атмосфере. В фильме блестяще передан дух 30-х годов, это лучшая лента, из тех, которые я видела, отображающая эпоху Великой депрессии. Помимо этого режиссеру гениально удалось показать взаимоотношения двоих людей, которых поначалу не связывало ничего, кроме взаимной выгоды, а впоследствии связала искренняя дружба.

    В общем, этот фильм я советую всем. Татум О`Нил, сыгравшая Эдди, вполне заслуженно получила «Оскара», и я надеюсь, что когда-нибудь это кино займет достойное место в «Топе-250» Кинопоиска.

    10 из 10

    1 марта 2011 | 13:54

    Это невероятный фильм уже потому, что он черно-белый. Конечно, и сейчас снимают черно-белое кино, но в 73-ем, когда все снимали в цвете, такой шаг был новаторским фурором. Не зря этот фильм причисляют к ряду вечных. Он, как и все, изменяется и подстраивается под вас с каждым просмотром. И каждый эпизод с новым просмотром видоизменяется, появляется новый смысл. Это трагедия в рамках комедии с гениальными актеры, играющих гениальных аферистов.

    Райан и Татум О`Нил — отец и дочь, которые умело перевоплощаются в посторонних людей с одинаковыми подбородками. Не понимаю, почему Татум дали Оскар за Лучшую роль второго плана. Какой второй план? Она — звезда всего этого шоу! И на её фоне блистают не менее замечательные актриса Мэдлин Кан, играющую продажную танцовщицу, разбивающие сердца.

    Фильм настоятельно рекомендуется отправить на полку и пересматривать!

    8 из 10

    18 ноября 2008 | 21:16

    -Вы случайно не её родственник?
    - Родственник?
    - Да, бедняжка осталась одна после смерти матери, и теперь мы ищем её родственников. А у вас подбородок так похож…

    О чём она думает, маленькая девочка, стоящая в светлом неприглядном платьице среди взрослых, одетых в траур людей рядом с могилой? Ни горести, ни торжества, ни упования на бесплатные подачки от мира. Взгляд диковатый, исподлобья, но он внимателен, сосредоточен, остёр, и сканирует чужие лица безошибочно. Малышка едко и саркастически раскрывает слабости и пороки людей намного старше её, и не преминёт этим воспользоваться.

    Аферист, которому препоручили проводить её к тёте, занимается довольно отвратными вещами. Узнавая из газет, кто из мужчин, желательно побогаче, недавно умер, он звонит в дверь печалующимся вдовушкам и, притворяясь, что ни сном ни духом о смерти хозяина, сообщает, что почивший недавно заказал доставку Библии, да не простой, а подарочного издания, естественно, с вытисненным на корешке именем дражайшей супруги. За это нужно доплатить, но если даме это не требуется, он вернёт залог… нет, что вы, мистер-как-вас-там, дама ещё и не столько заплатит за последнюю память о своём супруге!

    Малышка Эдди включается в бизнес своего попутчика, так что прибытие к дражайшей тётушке явно откладывается. Одними вдовами дело не ограничится, поскольку действует сухой закон, что предоставляет уйму возможностей для аферистов. Татум О`Нил отыграла свой Оскар от и до, совместив в характере героини расчётливость, умение лгать не моргнув глазом, авантюрность, алчность, прагматичность с желанием порой помочь тем, кто в беде, и млеть перед словами Рузвельта, заботящегося о том, чтобы все друг другу помогали, если судить по его речам.

    Однако надо осознавать, что воровская романтика существует только на экране. Теплота, порядочность и надёжность в отношениях между сообщниками — скорее миф, крушение которого может крайне ошарашить того, кто сам рискнёт так пожить. Хоть герои пока ещё не убили, не совершили вооружённого ограбления, не покалечили, но если продолжать эту деятельность, кошмарный рубеж можно пройти незаметно. Ладно бы ещё они не могли заработать денег другими способами, но они скорее всего даже не пробовали. В любом случае, проблема криминала в среде сирот по сей день стоит очень остро и не решена, поэтому имеет смысл смотреть произведения, затрагивающие такие темы.

    4 сентября 2013 | 23:51

    Гениальные аферисты, или Бумажная луна в оригинальном названии, — это гениальный фильм (простите за тавтологию). И гениален он в своей простоте, трогательности. Существует огромное количество фильмов про аферы, но именно этот западает в душу с первого кадра.

    Великолепный тандем мелкого афериста и девятилетнего ангела с сигаретой в зубах потрясает. Отношения, которые устанавливаются между взрослым и ребенком, как будто не сыграны, а прожиты актерами. И несмотря на незаконность деятельности этой парочки, тем не менее есть какое-то обаяние в том, что они делают. Причем мастером аферы здесь выступает маленькая девочка, которая заткнет за пояс любого матерого обманщика. Возможно, все дело в том, что дети мыслят немного иначе, в какой-то мере даже лучше понимают взрослых.

    Великолепный фильм. Must see в своем жанре. Один из тех фильмов, в котором есть душа.

    10 из 10

    2 апреля 2011 | 05:13

    Америка времен Великой депрессии. Девятилетняя канзасская сирота Эдди Логгинс вполне самостоятельна: хмуро смолит сигареты одну за другой, цитирует Франклина Рузвельта как Священное писание, слушает взрослые радиопередачи перед сном и не лезет за словом в карман. Но если задать ей вопрос об отце — она вряд ли найдет, что ответить. Когда-то ей казалось, что это мистер Коннорс — он гладил ее по голове и покупал сладости. Да и мистер Причард однажды ей улыбнулся… Но у них обоих не ее подбородок. Ее мама, конечно же, была цветущей красавицей, которую ни за что не пустили бы в Голландию, дабы она не смогла посрамить амстердамские тюльпаны. После смерти она оставила дочери двести долларов, фотографию, шляпку и духи в коробке из-под сладостей, а на ее похороны незнакомец с подозрительно совпадающим по генотипу подбородком принес цветы, взятые на соседней могиле. Возможно, у него есть совесть, хотя с той же вероятностью можно предположить, что она у него краденая. Он — Мозес Прей, сon-man, жулик на доверии, колесящий по стране как перекати-поле и продающий фальшивые именные Библии одиноким вдовам. Само собой, у него нет ни денег, ни квартиры, где эти деньги могли бы лежать, ни даже ключа, которым можно было бы эту квартиру открыть. Маленькая шпана со взглядом волчицы и незадачливый комбинатор с обаятельной улыбкой — их пути пересекаются самым нелепым, но вполне предсказуемым образом. По самому что ни на есть волшебному принципу парности двух сапогов-скороходов.

    Страстный фанат немого кинематографа и золотой эры Голливуда, Питер Богданович создал трогательное в своем старомодном очаровании кино. Филигранную стилизацию под ретро, исполненную юмора, нежности, грусти и надежды на счастье. Бережное воспроизведение на экране духа кинематографа того периода: почти что архивное изображение, аутентичные джаз и фолк, незатейливость диалогов, мгновенная «считываемость» эмоций. Режиссер-синефил пригласил нас в обожаемую им «плезантвильскую» эпоху: когда трава и небо были черно-белыми, люди наивными, кассиры доверчивыми, вино продавалось из-под бутлегерской полы, а девушки-стриптизерши были готовы на свидание всего за двадцать пять долларов. Эскапизм по Богдановичу: из «разочарованных» 70-х — в «депрессивные» 30-е. Когда-то, во времена Великой депрессии, Голливуд предложил дешевое развлечение — кино, способное отвлечь от тяжелых мыслей об экономическом кризисе. Семидесятые же подарили миру «кинематограф дорог»: азарт погони, пыль городов и скрученную лентой Мебиуса бесконечность пути. Реверс, попытка сбежать от самого себя, подальше от сломанных иллюзий, от навалившихся проблем и горестей жизни, которые в дороге незаметно смазываются в незначительные подробности мелькающего за окном пейзажа.

    Фильм Богдановича невероятно интимен и в то же время универсален. Незамысловат и при этом метафоричен. Фотография девочки, сидящей на бумажной луне, становится символом краткой остановки в пути, стоп-кадром жизни, который был сделан в парке движущихся по замкнутому кругу аттракционов. А постер фильма, на котором Эдди сидит на той же лунной иллюзии уже с Мозесом — так и не осуществленная на экране, но воплощенная в рисунке мечта. Фотография, как начальная стадия кинематографа, словно передает символическую эстафету рисунку как последней форме искусства. Не случайно и то, что фильм начинается популярной песенкой тех лет: «Говоришь это всего лишь бумажная луна, скользящая над картонным небом? Но ты бы поверил в нее, если бы поверил в меня». Жизнь, как и кино — это попытка разложить движение на фазы самообмана или создать при помощи быстрой прокрутки «правду 24 кадра в секунду». И хотя приключения героев несут на себе оттенок «ложного движения», в определенный момент фильма в свои права вступает уже другой закон роуд-муви: объединяющий фактор дороги. Ведь в конечном итоге, для Мозеса и Эдди, так же как и для актеров фильма — отца и дочери О’Нил, официально помирившихся после многолетней размолвки лишь в 2011 году, становится значимым лишь одно — движение навстречу друг другу. И тогда поводом к сближению может стать любая мелочь: экспромтом придуманная гениальная авантюра, вовремя не отданные двести долларов, а еще — подозрительно совпадающая форма упрямого подбородка.

    20 сентября 2012 | 08:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>