всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов, Анна Бартули
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (8408)
ожидание: 95% (683)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Съёмки фильма стартовали 9 апреля 2010 года и полностью проходили в Москве.
    • Изначально фильм должен был сниматься на английском языке, в США или Англии, рабочее название — «Хелен», мужа главной героини должны были звать Ричард. Из-за абсолютно русского менталитета сценария ленты место действия было решено переместить в Россию.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 16015 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Картина «Елена», захватившая огромное количество наград на различных кинофестивалях, не могла не заинтересовать зрителя в принципе. Итог — полнейшее разочарование, к моему, увы, сожалению — это провал режиссера Звягинцева. Но, конечно, это мое субъективное мнение.

    Начнем с сюжетной линии картины. Ведь, «Елена» получила приз за лучшую сценарную разработку, причем еще до начала съемок. Другого слова, кроме «банально», у меня не имеется. Наверное, у меня ограниченный словарный запас. Весь фильм я ожидал, что произойдет НЕЧТО! Вот-вот, совсем чуть-чуть и еще… Перевернется душа, ход мыслей нарушится…. Но, как же я был удивлен, когда весь фильм был построен на таком сюжете: Елена, Владимир — пожилая семейная пара. У обоих за плечами жизнь, дети (сразу оговоримся непутевые). Но… он богат, она — нет. Елена просит денег для своей непутевой семейки, муж обещал подумать… Неожиданно, у него случается инфаркт, Владимир попадает в больницу. Позже он говорит Елене, что денег не даст. Делает небольшую ремарку, что он собирается составить завещание… и достанется все его дочери, а Елена получит пожизненную ренту. Неплохой сюжет для пошлого детектива…

    Что это? Насмешка над зрителем? В конце идиллическая картина: семья Елены переезжает в шикарную квартиру Владимира из Бирюлево. Класс! Сказка! Внук плюет с балкона, сын озадачен вопросом: «Где же пиво?», его супруга в ожидании очередного (никому ненужного ребенка) и счастливая Елена.

    Вы понимаете, я тот зритель, который ожидает от фильма, некой философской субстанции, новой идеи, свежего взгляда. Ничего подобного я в этой картине не увидел! Все вышеперечисленное было с приставкой ПСЕВДО! Ничего настоящего. Пересказ российской бытовухи. Господин Звягинцев! Откликнитесь! Можно задать вопрос: «А что Вы хотели сказать? Какова мораль?».

    Мне не близки герои, которых вывел режиссер в этом фильме, но с другой стороны — я не могу никого из них осуждать. У каждого своя правда, и они от нее не отступятся. Но финал картины… Мне кажется, что герои подобные семье Елены, не достойны того, что они получили. Они не приложили ни малейшего усилия к улучшению собственной жизни. Они хотят прожить ее за чужой счет. Вот так это все представляется. И фраза Елены, обращенная к мужу: «Почему вы думаете, что особенные?» — звучит наигранно. Просто он смог создать себе другие условия жизни.

    Псевдо истины…

    7 ноября 2011 | 20:32

    Сложный фильм. Хотелось мне написать. Но нет. В нем все довольно просто. Есть глубокие смыслы, как и в каждом хорошем кино. Есть и простые поверхностные. Вот и о них и поговорю.

    Все просто. Елена — жена/служанка богатого человека, у которого главной целью в жизни, по словам его дочери, всегда были деньги. И как любой нормальный человек, умеющий эти деньги зарабатывать, он знает им цену и не готов кормить тех, кто в состоянии сам их заработать. У Елены есть сын, точнее семья сына, которую по факту она обеспечивает за счет своего супруга. Когда возникает проблема (опасность), что ее родной человек останется без этого обеспечения, она решается на преступление. Во благо, как говориться.

    Собственно, о чем я хотела сказать. Елена, безусловно, главный персонаж этой картины. Игра Надежды Маркиной превосходна. Ни ноты фальши и т. д. и т. п. И, казалось бы, ты на ее стороне. Но черт подери, скажите пожалуйста, зачем растить уродов? Ведь как иначе можно назвать ту медвежью услугу, которую она оказывает своим родным? Ее муж прав — он не обязан кормить чужих детей. То, что он кормит свою дочь… Ну, так он ее любит. Он же ее отец. Хотя и вред нанес ей не меньший, чем Елена для своего сына.

    В общем и целом, фильм смотрится на одном дыхании: еще не случилось долгожданного инфаркта, а прошло уже пол-фильма. Сюжет, действительно, чрезвычайно прост. Да и выходит в итоге у героев все довольно просто: все устраивается, и простые «быдла» из трущобных районов перебираются жить в элитную квартиру почившего супруга. Только остаются они все теми же «быдлами». А Елена… Что Елена? Только ей надо думать о судьбе своей семьи, и только ей предстоит нести ношу тяжкого, простите за банальность, греха. Вот так.

    24 августа 2012 | 05:37

    Режиссёр рассказал нам историю, которая впитывает в себя множество смыслов и тем и интересна. Мне понравилось, как художественно тонко изображена современная Москва, особенно интересно для российского зрителя слышать все эти сирены и 6 кадров и Малаховы и другие экспонаты российской массовой культуры. Вообще фильм во многом делает именно звук, хороший звук. По картинке: мне нравится, когда используют длинные планы. Как говорил Тарковский, красота в минималистичности.

    Запомнилась цикличность картины: отец плюёт с балкона — сын плюёт с балкона, начало и конец одним и тем же кадром. Очень много вопросов затронул и расслоение и РПЦ и культуру и вопрос отцов и детей, чего только не затронул. В одной маленькой истории. Очень много смыслов можно найти/параллелей провести. Отличны фильм. Для нового российского кино явный прорыв.

    Взять какого-нибудь Бондарчука — снимает чёрт знает что, тратит кучу денег. А тут тебе просто и отлично. 9 роту посмотрел, тебе в конце сказали в чём истинный смысл фильма и всё, все вышли с одним выводом, а тут попробуй-ка разберись.

    Фильм кстати не показался тяжёлым, вот какой-нибудь «Реквием по мечте» очень тяжёлый, а тут я больше любовался эстетикой постановки:). Даже с юмором можно воспринять фильм (чтобы не умереть).

    Просто за полтора часа всё рассказал о современной России, посмотрел и можно в гости приезжать с другой страны: все культурные коды нам показал. Кстати совковской эстетикой совсем и не пахнет в фильме. Её там нет.

    Ребёнка показали в конце, вот мол, подумайте, что вырастет. А дочка циничная оказалась куда более искренней чем мама кроткая православная; и т. д.

    А, да, ещё символические простые ситуации, когда свет отключается, это уже не свет отключается — это приход сатаны, или звук комбайна, когда морковный сок выжимают, это уже не комбайн — дьявольская молотилка, так это воспринимается. Интересно.

    22 октября 2013 | 07:09

    Снимать кино «про жизнь», как говорил один недовольный зритель, не только легко (все проблемы как на ладони — хоть иди и снимай), но и престижно и актуально, что доказывают многочисленные премии и награды. И если первые две картины Андрея Звягинцева «Изгнание» и «Возвращение» универсальны в своем переложении на любую действительность, в независимости, русский ты или американец, то «Елена» — отражение более конкретное.

    И то, что некоторые называют эту работу претенциозной чернухой и фестивальщиной, упрекая его в непатриотичном изображении нашей родины вообще, и русских людей в частности, дескать народ свой надо любить, лишний раз подтверждает то, что пытается донести до нас автор: любить надо, но не слепо, как Елена, которая как наседка, печется о своем великовозрастном сыне, оправдывая его полную несостоятельность как мужчины и отца «трудными временами», и не так безаппеляционно, как муж Елены Владимир свою дочь Катю, циничную гедонистку и прожигательницу жизни, а заодно и папиных денег. Любить надо с разумом. Я тут конечно выразился примитивно. В общем, что есть истина, а что нет, не подскажет нам никто, кроме нас самих. Сам Звягинцев не морализаторствует, а лишь подталкивает к самостоятельному анализу. Мне нравится, как он показывает жизнь: не отгламуренной и рафинированной мулькой, а сложной и многозначной, в которой отличить правду и неправду порой просто невозможно.

    Сюжет обычен: Елена — простая русская женщина, «работает» женой у богатого бизнесмена Владимира. Сердобольная и набожная, о чем говорят иконы на стенах, и, словно такая же икона, на которую нужно молиться, весит фотография ее любимого сыночка Сережи. Сергей и его супруга — парочка суррогатов, которые по всей видимости ничего не знают о контрацепции, а слово «презерватив» им вообще не знакомо. Каждый раз Елена, получив пенсию, едет с Остаженки в Бирюлево, покупает продукты и отдает ему оставшиеся деньги. К слову сказать, сын — этакий консумент, омерзительный подсвинок, лишь внешне напоминающий мужчину и отращивающий жир, попивая пивко и хрустя чипсами и фисташками за просмотром телевизора. Ждет себе у моря погоды, пока какой-нибудь богатенький дядя решит все его проблемы. И когда такой дядя на лапу не дает, то он совершенно искренне обзывает его жлобом и матерится. Старшему внуку Елены Саньку 17 лет, он бестолочь, по которому плачет армия, но родители не хотят и пытаются «откосить» его, клянча денег у Владимира. А он не дает. Внучок, тот ради которого безумно любящая бабушка решается на самое ужасное, тупой, ограниченный, вечно играющий в свою приставку и одновременно, очень знакомый. «Че тормозишь, Саня? — Да бабка тут запарила!» Если б знала Елена, что ее внук — прямой продолжатель своего отца. Хотя… не дано ей это. Тут же встает вопрос, что хуже: ленивая пассивность или тупая агрессия? На мой взгляд, это звенья одной цепи.

    Муж Елены Владимир — расчетливый и с виду холодный пожилой мужчина. Умеет зарабатывать деньги и понимает, что это стоило ему отношений с единственной дочерью Катей. Вследствие дурного воспитания, Катя жестока и цинична, но в тоже время умна и имеет собственное мнение на вопросы житейского характера: «Говно не может быть не вкусным, потому что миллионы мух не могут заблуждаться» — говорит она о бессмысленности скотского бытия, когда человек существует, уподобляясь животному: совершенно не рефлексируя, не производя умственного процесса, руководствуясь простым выражением «так делают все», ставшим для России почти приговором. При этом сама Катя живет в мире, где никто никому не должен, где все друг другу чужие. Она прекрасно понимает, что такое «окружающий мир» и с совершенно убийственным безразличием принимает духовную деградацию — бессмысленность собственной жизни. Пока жив папа, она еще цепляется за остатки человечности, о чем говорят ее слезы, намного более искренние, чем показательное «рыдание» безутешной вдовы. Однако скорый апокалипсис, о котором она говорит отцу в больнице, для нее уже наступил. «Ну что, как хату дербанить будем?», — жестко и под дых бросает она адвокату, занимающемуся делами наследства.

    Сцена с мертвой лошадью в финале, позаимствованная у «Преступления и наказания» Достоевского, показывает, как в душе Елены закрадывается тень сомнения относительно правильности убийства мужа во имя благополучия детей. «Мама, у нас сюрприз: мы снова беременны!» Свет в квартире гаснет, а Елена хватается за грудь: тогда же гаснет и ее напускная непогрешимость и самоуверенность: она убийца. Однако тут же перечеркивает на нет все потуги на совесть сцена с наездом семейки в дом, где она еще недавно жила с мужем. Деньги на обучение есть, но им все мало: невестка уже присматривается к хозяйству, а сын облюбовал большую плазменную панель. «Тань, орешков принеси», — с видом хозяина жизни заявляет Сергей, вальяжно распластав свои телеса на диване при просмотре богомерзкого телешоу. Надежды на какое-то просветление не предвидется. Елена так и остается рабой самого сильного инстинкта, заложенного в женщине — материнского.

    Вечная беда России — это пассивность и некий анабиоз, из которого нужно, нет не нужно, просто необходимо, проснуться. Многие слишком много говорят, а по-настоящему что-то делают лишь единицы. Чувствую, что отметил лишь малую часть того, что действительно показывает данный фильм, за себя лишь скажу, что подобных катарсисов я не испытывал очень давно.

    12 декабря 2011 | 09:27

    Этот фильм вызвал во мне смятение чувств, потом бурю, потом вопросы без ответов и затем опустошение, как после шторма. Такой подчёркнуто неэмоциональный фильм — и такая буря эмоций в душе в качестве послевкусия. Вспомнилась «Маленькая Вера», где тоже показана ущербная семья, в которой нет ничего, кроме бытовых забот вся радость — в бутылке и еде. Тогда это пугало. Сейчас ужаснуло. Время другое, страна другая, люди ужасающе другие.

    «И Елена, и Владимир, их ОДИНАКОВО отвратительные потомки — плоть. Духа Жизни они лишены». — - Вот в этом месте я бы поспорила. Мне показалось, что Владимир и его дочь (как представители богатых слоёв общества) получились более человечными по сравнению с Еленой и её семьёй (как представителями бедного населения). Не знаю, намеренно это вышло или случайно. Если намеренно, то тогда это обличение бедности, которая страшна тем, что может так морально выхолостить человека. У богатых же за толстой коростой проявляются душевные движения, несмотря на леденящую холодность. Так дочь и отец всё же в порыве родственных чувств горячо обнимаются, хотя раньше на дух друг друга не переносили. А Владимир проявляет черты благородства, рассудив раздел имущества таким образом, что Елена ни в чём бы не нуждалась после его смерти, хотя женой была всего два года, тогда как дочь она всегда дочь, ей по справедливости досталось бы всё. Да, Елена юридически была женой, но реально её статус — обслуга. Такая же, как медсестра в больнице, она и была такой же медсестрой, когда познакомилась с Владимиром. Его холодный расчёт тут очевиден — лучше держать при себе обслугу круглосуточно, дав ей статус жены, чем приходящую домработницу или сиделку. А тут три в одном сразу.

    В жизни не бывает только белого и только чёрного. Так и Елена, движимая лучшими чувствами, разыскивает дочь больного Владимира, и призывает её помириться с отцом и восстановить прерванные отношения. Поняв, что это было по меньшей мере недальновидно с её стороны, из-за чего она лишается огромного куша, Елена легко, просто и буднично идёт на страшное преступление. Когда в душе ничего нет, не будет и раскаяния. Наоборот, в финале фильма ясно видно, что никаких угрызений она не чувствует, даже, напротив, вроде как всё правильно сделала. Это даже не духовный вакуум, как в «Маленькой Вере», это деградация современного человека и общества, это катастрофа. В наши дни люди живут так, что зло стало для них таким будничным, привычным, таким ВЫГОДНЫМ. Они забыли не то что библейские заветы, а даже простенькое «что такое хорошо, а что такое плохо». Узнайте же самих себя.

    14 января 2012 | 21:30

    Андрей Звягинцев уже давно заявил о своём мастерстве. Его предыдущие работы — «Возвращение» и «Изгнание» — получили признание критиков. «Елена» 2011 года удерживает планку режиссера: ещё до начала съёмок получил премии за лучшую сценарную разработку на фестивале независимого кино «Сандэнс», а на данный момент у Звягинцева в кармане специальный приз жюри Каннской фестиваля «Особый взгляд», «Золотой орел» и «Ника».

    Сюжет фильма крутится вокруг бывшей сиделки Елены. Два года назад её муж Владимир заключил с ней брак после почти восьмилетней совместной жизни. Но для него она не любящая жена, а скорее служанка. У каждого из них есть дети от предыдущих браков. У Елены — безработный сорокалетний Сергей, который не в состоянии прокормить жену и растущих детей, у Владимира — Екатерина, молодая и беззаботная девушка, которая всегда находится в поиске удовольствий.

    В этом фильме противопоставлены друг другу два мира: фешенебельная Москва с богатыми и бесчувственными героями и бедный пригород. С одной стороны — Владимир с дочерью, а с другой — Елена с семьёй сына. И ужасают не жуткие материальные условия жизни Сергея с семьёй, не серость в пейзажах, а поступок внешне духовно благополучной Елены. Утверждая о своей любви к мужу, ежедневно заботясь о нем, ставя за него свечки в церкви, она решается на преступление, поставив на первое место «гнилое семя». Так ли она религиозна? Так ли она нравственно чиста, как было заявлено изначально? Нет, и оправдать её поступок никак нельзя. И лишь мертвая тишина центра Москвы предвещала её поступок.

    Вместе с этим стоит задуматься и библейской фразе, брошенной Еленой Владимиру, «И последние станут первыми». Но кто из героев последний? Бедные или богатые? Стоит посмотреть на это с другой стороны и окажется, что Владимир, отказавшийся помочь сыну-оболтусу Елены и её внуку, который в точности повторит судьбу отца, и Катерина, сознательно бросая себя в бездетность, оберегая будущих отпрысков от её же пагубного влияния и дурного воспитания, окажутся богаче духовно. Сергей, его жена, сын вечно обречены на удовлетворение инстинктов, а Елена — на муки совести. В этом её можно сравнить с Раскольниковым. Отсылкой к Достоевскому служит и убитая лошадь.

    Нельзя недооценить и работу Михаила Кричмана. Чувствуется невероятная глубина кадра! А в сцене с дракой эффект любительской съёмки придаёт элемент присутствия.

    Создали невероятную атмосферу и актеры. Надежда Маркина, исполнительница роли Елены, смогла воплотить на экране все нюансы характера героини. Сам же Звягинцев говорит о ней: «У неё уникальное сочетание: народный тип и в то же время — удивительное благородство почти аристократического толка. Восхитился редким свойством её натуры. Вот она встанет, раскинет руки — Родина-мать, ударник труда в пуховом платке. Слегка повернется, в профиль — жена патриция, императрица, редкое благородство. В ней есть объём, многомерность». Елена Лядова (Катерина) нашла те черты своей героини, за которые в создании образа можно было ухватиться. Благодаря этому, Катя получилась не шаблонной, а живой. В Андрее Смирнове чувствуется внутренняя живость, стремление к жизни, что и передалось Владимиру.

    Этот фильм — не карточный домик, который, сопоставив с реальностью, легко можно разрушить. В нем есть правда, российская действительность, российское общество. И нужно не поддаваться искушениям, чтобы его окончательно не разрушить.

    2 августа 2012 | 20:01

    Что есть в фильме?

    Да много чего: успешный человек и неудачник, предательство жены и фанатичная любовь к сыну, сложности воспитания детей, влияние окружения на челвоека и т. п.

    Есть абсолютно разные ценности и их следствия в жизни: Владимира и сына Елены Сергея. Увлечение спортом Владимира и постоянные поиски пива сыном Елены Сергеем. Просторная, дорого обставленная квартира, представительная Ауди Владимира и маленькая, со старой мебелью, в каком-то захолустье квартира Сергея. Одна дочь у Владимира и поначалу двое сыновей а потом и беременность еще одним у жены Сергея…

    Есть у них и общие ценности, со схожими жизненными следствиями: это дети неудачники. Владимир любит свою дочь, которую почти не видит, а Елена любит сына Сергея и внука Сашу, которых она постоянно навещает.

    Кто такая Елена?

    А сама Елена — связующее звено этих двух миров: мира успешного человека и неудачника. Связывает судя по недолгому, 2.5. лет совместному супружеству, случайно… Но из-за разного с мужем мира, связывает трагично…

    На какую мысль натолкнул меня этот фильм?

    На банальную, но от этого не менее актуальную мысль о том, что наша жизнь — НАША. Т. е. зависит только от нас, того к чему мы стремимся: наших ценностей. Невозможно стать обеспеченным если сидеть дома, пить пиво на балконе и делать 3х детей, когда ты не в состоянии их обеспечить и нуждаешься в поддержке родителей. Невозможно достойно воспитать детей, если ты смотришь мыла Малахова и сам наливаешь им в 17 лет рюмку коньяка.

    9 из 10

    За жизненность!

    4 января 2012 | 10:32

    А ведь возникает сильный соблазн сказать, что мол весь фильм это субъективный взгляд режиссера, который ничего не знает о жизни народа, но решил снять жизненный фильм, потому что это модно в российском кино. Но не скажу, потому что всё не так.

    Фильм, как и любое авторское художественное творение, субъективен по сути. Если автор ничего не знает «о народе», то вряд ли бы его вообще эта тема заинтересовала, а при просмотре я бы не сидел в напряжении весь фильм, постоянно ожидая, что произойдет далее. Что касается модности, то я бы избежал этого слова. В возвращении к натурализму нет ничего плохого, особенно если это выражается в качественных кинематографических формах, что можно наблюдать в «Елене».

    Всё-таки тяжесть после фильма сохраняется. Что-то чувствуется в нем не так. Или так задумано? Попробуем разобраться. Понятно, что образы взяты условные. «Обычная семья» — по фильму люмпены (модное словечко «быдло» немного не подойдет здесь), живут в обычном многоквартирном доме, коих в Москве очень много. Не знаю насколько это собирательный образ, скорее это образ конкретный и уникальный — «один из», но не средний. Режиссер берет и выдумывает, что есть такая вот семья с двумя детьми, где отец постоянно не работает, а мать теперь постоянно рожает и связывает их через по-деревенски практичную Елену с неким другим уникальным образом — зажиточным Владимиром из московских новостроек к центре города. И вот здесь возникает соблазн заговорить о социальной подоплеке или даже о классовой розни, но суть фильма-то сводится к эпизоду с убийством Владимимра и раскрытием (расколдовыванием) образа практичной Елены, потому что проблема оказывается в моральных нормах отдельных людей, потому что если искать в этом фильме проблемы классового сознания, то фильм покажется тупым, стереотипным и вообще плохим. С моей точки зрения А. Звягинцев ставит эксперимент помещая некие уникальные образы в конкретную жизненную ситуацию.

    В фильме я нашел интересные, но отталкивающие и в какой-то момент противные образы Елены и Кати. Малодушие, кризис духовных ценностей и полнейшая каша, которая творится в моральных установках людей делает этот фильм хорошей пищей для любителей психологического кино и драматургии.

    7,5 из 10

    9 апреля 2012 | 23:53

    Один сеанс в 22,50 в среду. В зале 8 человек, включая меня. Заинтересованных лиц более не замечено — имеется в виду, что осознанно посмотреть этот фильм никто не пришел, исключая Вашего автора. Простое название — «Елена». Малоизвестный режиссер (не Спилберг и не Михалков) — Андрей Звягинцев. Его «Возвращение» и «Изгнание», осыпанные престижнейшими наградами, имели совсем уж ограниченный прокат. Зазывающих актерских имен тоже нет: Андрей с редкой для наших мест фамилией Смирнов, Надежда Маркина вообще неизвестна никакой публике. Разве что Екатерина Лядова, но кто вспомнит «Прогулку» и «Космос как предчувствие»?

    Даже по первым кадрам ясно, что веселого в фильме будет немного. Как и в предыдущих своих работах, Звягинцев работает беспристрастно и просто. Холодные тона в изображении, длинные общие планы, скупые диалоги (монологической речи нет в принципе). На сей раз, в отличие от темно-голубого «Возвращения» избран серо-голубой. Драматургия не накручивается, а медленно растягивается. В этом контекст современного гуманитарного кино с христианским дискурсом — братьями Дарденн, к примеру. Однако Звягинцев привносит в это скорее эстетику дешевого сериального формата, нежели экономии формы, ради того, чтобы подчеркнуть содержание.

    В центре внимания — муж и жена. Он богат, она — его бывшая сиделка, а ныне — его домохозяйка. У него — дочь, слегка циничная прожигательница жизни. У нее — сын, его жена и двое детей. Один из этих детей должен пойти в армию, а очень не хочется: ни ему самому, ни его родителям, ни бабушке. Подростка могут спасти деньги на обучение в вуз, в который он со своими слабыми мозгами поступить не может.

    История банальна до безобразия. Банальности добавляют детали: неизменно повторяющиеся изо дня в день утренний и вечерний Малаховы, футбол, пиво, компьютерные игры. Подросток отнюдь не трясется в ожидании армии и, естественно, не дробит зубами гранит науки, а, напротив, трясет в руках джойстик playStation. Его отец столь же спокойно возлежит на диване с бутылкой понятно чего.

    Естественно, что муж Елены (мамы-бабушки) как бы из принципиальных соображений отказывает в денежной помощи, мотивируя это тем, что «надо оторвать задницу от дивана», на что получает возражение, что «к своей дочери у него другой счет»… Выводы сделать нетрудно: богатые — циничны, бедные — социальные паразиты. Чью сторону примет Елена? Ответ на вопрос ближе к концу фильма.

    Самое замечательное в картине — это как раз его финал, предваряемый несколькими ложными концовками, сработанными в жанре обнадёживающего триллера, но надеждам не суждено сбыться. Все заканчивается так, как должно закончиться. Никакой трагедии, никакого хэппи-энда. Думается, что даже трактовка «конец света», наступающий буквально, не совсем верна, ведь его никто не заметил… Впрочем, здесь место для зрительской интерпретации.

    Сеанс окончен. Разговор девушек, сидевших рядом: «О чем фильм-то?» — «Об обществе инвалидов». Приговор вынесен.

    Выходим из мультиплекса. На нижнем этаже несколько молодых людей затарились пенным напитком, а на выходе другая группа, обильно смочив горло, кричит благим матом. Приговор ратифицирован и приведен в исполнение. Страшно.

    9 из 10

    10 июля 2012 | 20:36

    Пересказывать фильм смысла нет. Он целиком рассказан в аннотации. Других событий в фильме не будет. Других линий, подсюжетов — тоже. В аннотации даже больше сказали, чем снято. Кадров в фильме мало. Правда, их почему-то становится больше, когда Звягинцев снимает диалоги. Снимает он их как в дешевом сериале. Что, не умеет по-другому? Герои сидят за столом и бла-бла-бла. Разговаривают. И тоже по-сериальному — то есть, открытым текстом говорят то, что хотят сказать. Чехов тут даже не ночевал. Но Донцова нервно курит в сторонке.

    Отдельно про Звягинцева — сценариста:

    Если бы какому-то продюсеру сценарист принес такой сценарий, его даже не вставили бы в сериал по причине откровенной банальности. Банальнее историю придумать сложно. И тут автор преуспел. Это шедевр банальности.

    Тут уже много написали про разные непонятности про таджиков, лошадь и прочее. Думаю, это сделано, как всегда у Звягинцева, специально, чтобы критики что-то в этом нашли, рассказали автору, и он через пару лет будет всем рассказывать, что именно это и имел ввиду. Сейчас он больше молчит, как партизан, потому что сказать-то нечего. Пустота. Пустая история, пустые диалоги, больше похожие на разговоры истериков, плохая игра (или не игра) актеров. И как обычно у Звягинцева — ни тебе, мотивации, ни тебе, интриги.

    Герои чего-то хотят, но без видимых на то причин потом хотят чего-то другого.

    Пустота. Пустота в каждом кадре.

    Пустой фильм, не рассказывающий ничего нового. Не показывающий ничего нового. И не стоит копаться в фильме и искать в нем какой-то скрытый смысл. Его нет. В этом фильме ничего нет. И если уж сравнивать Звягинцева с Тарковским, как пытаются некоторые, то Звягинцев перещеголял Тарковского в бессмысленности длинных кадров.

    Отдельная «благодарность» автору за звук, которого нет. Иногда возникало ощущение, что в монтаж пошел единственный дубль с единственно записанным живым диалогом. Понятно, что звук писали на площадке, но некоторые диалоги актеры даже не удосужились сыграть. Или Звягинцев не смог срежиссировать?

    1 из 10

    7 ноября 2011 | 12:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>