всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов, Анна Бартули
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (8239)
ожидание: 95% (683)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Съёмки фильма стартовали 9 апреля 2010 года и полностью проходили в Москве.
    • Изначально фильм должен был сниматься на английском языке, в США или Англии, рабочее название — «Хелен», мужа главной героини должны были звать Ричард. Из-за абсолютно русского менталитета сценария ленты место действия было решено переместить в Россию.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 15385 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Чего сказать про «Елену»? Все, как и ожидалось… фантастический оператор Михаил Кричман, блестящие актерские работы (Андрей Сергеевич вообще нет слов), очень холодный, очень красивый, выверенный, повествовательный, безоценочный фильм, изысканный, тонкий, очень европейский, Аменабара гораздо больше, чем Тарковского, и это его достоинство (если не главное, то одно из).

    В этой отстраненной холодности, выверенности каждого кадра, каждого слова в диалоге и каждой актерской работе на мой взгляд и заключается главная магия Звягинцева.

    В нем нет «славянской души» (чего я как раз не люблю, поэтому Кустурицу никогда не понимала),всей этой широты, щедрости, эмоций, истерик, мордобития с поцелуями, зато есть препарирование действительности как она есть, с холодной головой, со скальпелем в руке.

    Мне очень нравится форма, но совсем не нравится содержание. Это безупречное фестивальное кино на 300%. Я же люблю, чтобы фестивальное-не фестивальное, но кино должно трогать людей что в Новой Зеландии, что в Гвинее Биссау. А тут вроде придельно понятная и безупречно рассказанная история про 6-х несчастливых людей разного социального плана, но отчего каждый из них несчастен, и почему их судьбы завязаны в такой странный узел, почему герой Смирнова должен за все быть в ответе, как тот пионер, и почему в доброй и жертвенной Елене Анатольевне (чудесная Н. Маркина) под поверхностью скрывается столько злобы (или зависти, или еще чего более страшного и первобытного) — Бог весть.

    Тем не менее, «Елена» как произведение искусства абсолютно совершенно, посему браво!

    7 ноября 2011 | 12:27

    Главная героиня Елена с первых минут и далее — не вызывает ни симпатии, ни сочувствия, ни понимания. Вырастила быдловатого сына, мужу не соответствует: за годы жизни так и не пожелала до него подтянуться ни в интеллекте, ни в образе жизни. Муж — в спортзал, а у нее уборка. Хотя при таком-то достатке могла бы позволить себе быть чуточку больше «леди», раз уж муж — «аристократ». Холодная, утомленная пенсионерка. Ни одной светлой эмоции. Мужа утром приветствует механическим отдергиванием штор в его спальне, и только. Ни приветливого слова, ни лобзания.

    Муж Елены Владимир, напротив, вполне симпатичен — он богат, образован, подтянут, в решениях пусть не крайне милосерден, но логичен. Предоставил своей женщине абсолютную защиту — она ни в чем не знает нужды.

    По версии Звягинцева, простолюдины проигрывают образованным богачам в своих качествах. Они ленивы и безнравственны. Они опасны своей бедностью. Могут и обокрасть. И убить даже. Именно под таким градусом автору фильма интересней смотреть на народ. Звягинцев не просто не защитник слабых и сирых, он поклоняется высшему сословию. А простой человек ему противен. И он это умело доказывает на протяжении всего фильма и особенно ударными последними кадрами.

    Но между тем, по окончанию картины, сложенной, на первый взгляд, безупречно, — не покидает навязчивое ощущение фальши, неправды. Хочется воскликнуть: как же так, народ-то у нас и добрый и милосердный, и последнюю рубаху отдаст! А Владимир? С чего это он — аристократ? Аристократы ж у нас еще почти век назад все перевелись, и мы с тех пор — что топ-менеджер, что уборщица, что чиновник, что продавец — от разночинцев произошли! И откуда у мужа Елены столько денег? Уж не в 90-е ли награбил? А теперь прикинулся порядочным? И почему он, столь завидный жених, хоть и стареющий, выбрал себе в жены не ровню, а простую женщину «шесть в одном»: любовница/медсестра/гувернантка/экономка/повар/прислуга. Что-то тут не так!

    Вот этот диссонанс и не дает покоя, и не дает поставить фильму ни «десяточку», ни «пару». Хотя последнюю отметку влепить хочется гораздо больше.

    3 марта 2015 | 17:47

    История хорошо упакована в меланхоличную упаковку а-ля Тарковский. Читая рецензии на сайте, я заметил, что многих это раздражает и вызывает чувство словно их обманули малопонятными длинными планами. Однако суть приёма понятна — стены повествования должны быть нейтрального цвета, чтобы правильно смотрелась мебель событий.

    Сюжет фактически продолжает рассуждения автора фильма — в «Изгнании» поднимаются те же вопросы крови и динамики поколений в условиях выживания. Что сказать — в целом «Елена» фильм клёвый, хорошо прочищает мозги как, допустим, прослушивание Вивальди.

    Главных выводов два.

    Первый о том, что выбор у нас небогат в текущем историческом периоде. Либо ты озвереешь, либо тебя сожрут. Для тех, кто не обратил внимание на диалог внутри елениного семейства в концовке, подчеркну, что «договориться по поводу квартиры» фактически означает «убрать с дороги второго наследника».

    И страха, если честно, внутри нет от этой истины. И даже нет страха от отсутствия страха. Это просто та жизнь, которую мы имем. На смену человеческой морали пришла мораль силы. Хотите сокрушайтесь, напивайтесь, молитесь, но день придёт и Вам придётся выбрать — быть чьим-то скотом на убой или показать клыки. Время доброты кончилось, сказки пора переписывать заново, ибо они учат вещам, противоречащим выживанию.

    Второй вывод о том, что чувство обмана после просмотра всё же сохранилось. Совершенно лишняя на мой взгляд белая мёртвая лошадь, как и выключение света. Это просто перебор с эстетством. Нам намекают на то, что якобы высшая сила обозначает своё отношение к происходящему, реагируя на грех убийства. Но ничего подобного в реальной жизни не происходит. Убийцы живут спокойно и плодят себе подобных в шикарных коттеджах безо всякого чувства вины. Мне лично известно штук десять таких ситуаций, да Вы и сами знаете как решаются вопросы в судах и полиции. Чувство вины — это именно та сказка, которую надо отменить первой.

    Добро пожаловать в новый век, господа!

    6 ноября 2012 | 14:34

    Снимать кино «про жизнь», как говорил один недовольный зритель, не только легко (все проблемы как на ладони — хоть иди и снимай), но и престижно и актуально, что доказывают многочисленные премии и награды. И если первые две картины Андрея Звягинцева «Изгнание» и «Возвращение» универсальны в своем переложении на любую действительность, в независимости, русский ты или американец, то «Елена» — отражение более конкретное.

    И то, что некоторые называют эту работу претенциозной чернухой и фестивальщиной, упрекая его в непатриотичном изображении нашей родины вообще, и русских людей в частности, дескать народ свой надо любить, лишний раз подтверждает то, что пытается донести до нас автор: любить надо, но не слепо, как Елена, которая как наседка, печется о своем великовозрастном сыне, оправдывая его полную несостоятельность как мужчины и отца «трудными временами», и не так безаппеляционно, как муж Елены Владимир свою дочь Катю, циничную гедонистку и прожигательницу жизни, а заодно и папиных денег. Любить надо с разумом. Я тут конечно выразился примитивно. В общем, что есть истина, а что нет, не подскажет нам никто, кроме нас самих. Сам Звягинцев не морализаторствует, а лишь подталкивает к самостоятельному анализу. Мне нравится, как он показывает жизнь: не отгламуренной и рафинированной мулькой, а сложной и многозначной, в которой отличить правду и неправду порой просто невозможно.

    Сюжет обычен: Елена — простая русская женщина, «работает» женой у богатого бизнесмена Владимира. Сердобольная и набожная, о чем говорят иконы на стенах, и, словно такая же икона, на которую нужно молиться, весит фотография ее любимого сыночка Сережи. Сергей и его супруга — парочка суррогатов, которые по всей видимости ничего не знают о контрацепции, а слово «презерватив» им вообще не знакомо. Каждый раз Елена, получив пенсию, едет с Остаженки в Бирюлево, покупает продукты и отдает ему оставшиеся деньги. К слову сказать, сын — этакий консумент, омерзительный подсвинок, лишь внешне напоминающий мужчину и отращивающий жир, попивая пивко и хрустя чипсами и фисташками за просмотром телевизора. Ждет себе у моря погоды, пока какой-нибудь богатенький дядя решит все его проблемы. И когда такой дядя на лапу не дает, то он совершенно искренне обзывает его жлобом и матерится. Старшему внуку Елены Саньку 17 лет, он бестолочь, по которому плачет армия, но родители не хотят и пытаются «откосить» его, клянча денег у Владимира. А он не дает. Внучок, тот ради которого безумно любящая бабушка решается на самое ужасное, тупой, ограниченный, вечно играющий в свою приставку и одновременно, очень знакомый. «Че тормозишь, Саня? — Да бабка тут запарила!» Если б знала Елена, что ее внук — прямой продолжатель своего отца. Хотя… не дано ей это. Тут же встает вопрос, что хуже: ленивая пассивность или тупая агрессия? На мой взгляд, это звенья одной цепи.

    Муж Елены Владимир — расчетливый и с виду холодный пожилой мужчина. Умеет зарабатывать деньги и понимает, что это стоило ему отношений с единственной дочерью Катей. Вследствие дурного воспитания, Катя жестока и цинична, но в тоже время умна и имеет собственное мнение на вопросы житейского характера: «Говно не может быть не вкусным, потому что миллионы мух не могут заблуждаться» — говорит она о бессмысленности скотского бытия, когда человек существует, уподобляясь животному: совершенно не рефлексируя, не производя умственного процесса, руководствуясь простым выражением «так делают все», ставшим для России почти приговором. При этом сама Катя живет в мире, где никто никому не должен, где все друг другу чужие. Она прекрасно понимает, что такое «окружающий мир» и с совершенно убийственным безразличием принимает духовную деградацию — бессмысленность собственной жизни. Пока жив папа, она еще цепляется за остатки человечности, о чем говорят ее слезы, намного более искренние, чем показательное «рыдание» безутешной вдовы. Однако скорый апокалипсис, о котором она говорит отцу в больнице, для нее уже наступил. «Ну что, как хату дербанить будем?», — жестко и под дых бросает она адвокату, занимающемуся делами наследства.

    Сцена с мертвой лошадью в финале, позаимствованная у «Преступления и наказания» Достоевского, показывает, как в душе Елены закрадывается тень сомнения относительно правильности убийства мужа во имя благополучия детей. «Мама, у нас сюрприз: мы снова беременны!» Свет в квартире гаснет, а Елена хватается за грудь: тогда же гаснет и ее напускная непогрешимость и самоуверенность: она убийца. Однако тут же перечеркивает на нет все потуги на совесть сцена с наездом семейки в дом, где она еще недавно жила с мужем. Деньги на обучение есть, но им все мало: невестка уже присматривается к хозяйству, а сын облюбовал большую плазменную панель. «Тань, орешков принеси», — с видом хозяина жизни заявляет Сергей, вальяжно распластав свои телеса на диване при просмотре богомерзкого телешоу. Надежды на какое-то просветление не предвидется. Елена так и остается рабой самого сильного инстинкта, заложенного в женщине — материнского.

    Вечная беда России — это пассивность и некий анабиоз, из которого нужно, нет не нужно, просто необходимо, проснуться. Многие слишком много говорят, а по-настоящему что-то делают лишь единицы. Чувствую, что отметил лишь малую часть того, что действительно показывает данный фильм, за себя лишь скажу, что подобных катарсисов я не испытывал очень давно.

    12 декабря 2011 | 09:27

    Режиссеры типа Андрея Звягинцева меня не радуют и не впечатляют. Обычно это расчетливые люди, старательно выполняющие то, чего от них ожидают.

    В данном случае, видимо, даже специфической демонстрации «русской души» не ожидают — там ведь обычно скандалы, мордобой, самоубийства и убийства по непонятным мотивам, а тут что?

    Вроде бы и прилично снято — и музыка в тему, и актеры подобраны, и картинка нормальная, но все как-то «вообще».

    Вот невинно убиенный герой Андрея Смирнова — кто-нибудь понял, чем этот дяденька занимается? Я понял лишь, что он ездит на Ауди А8 и живет в большой квартире в новом доме. А где деньги-то берет, спросите Вы, а я отвечу как в анекдоте: в тумбочке! И не думайте. что я шучу — там как раз показывают, как героиня открывает мини-сейфик, а там пачки денег — долларов, судя по всему, только неизвестно, откуда взявшихся — не иначе как от ударного труда хозяина дома.

    Отношения персонажа со своей супругой показаны довольно достоверно: взял ее из городских низов, медсестра какая-то — и актриса, исполняющая главную роль (Надежда Маркина), так глубоко вжилась в нее, что в первых кадрах я подумал, что это прислуга или бедная родственница, приживалка богача.

    Первоначально проникаешься к ней сочувствием, но ее дальнейшие действия это сочувствие искореняют. Но режиссер, судя по всему, никакой иной версии взаимоотношений «богатых и бедных», кроме как высокомерие первых и зависть вторых, просто не знает!

    Оно и понятно: тяжкое наследие Перестройки, отказ от любого современного социального миропонимания, которое неизбежно испытывает влияние марксизма, привело к полнейшему игнорированию нашими творцами понятия о классовом делении общества. Поэтому героиня беспомощно лепечет нечто из Библии: «первые и последние», сю-сю, пу-сю. Если б такое было в фильме грамотных социальных западных режиссеров, там сквозила бы малость сатанинская ирония, как у братьев Коэнов, скажем. Но явно не их примером вдохновлялся российский «вечнотемный» режиссер.

    Потом тетеньке удается приподняться по жизни ценой совершения тяжкого преступления, успешно заметая следы. Но судя по ее внучку, ради которого все вроде как затеяно, обретенное богатство не пойдет им впрок.

    Вероятно, режиссер, отталкиваясь все от той же Суперкниги, хотел рассказать историю про то, что не на Земле нужно копить богатства, а в своей бессмертной душе, связанной с Небом по прямому проводу…

    Но такая умозрительность в социальной с виду драме греет совсем мало, я бы сказал, что не греет совсем.

    В те же дни, что и «Елену», я посмотрел «Гран Торино» Иствуда, не переставая удивляться, как этому старому ковбою удается совмещать и увлекательность повествования, и социальную конкретность, и вечные темы, и кассовые сборы, как ни странно.

    А. Звягинцеву удалось уйти от назойливой поучительности в духе «12» Михалкова, но содержательное произведение искусства создать не удалось — он штампованно напомнил о прописных истинах, будучи свято уверенным, что мелкобуржуазное сознание — единственная реальность нашего времени, и что принципиально иное отношение к богатству (а именно перевод частной собственности в общественную) невозможно.

    Поэтому фильм оставляет ощущение бессодержательности, недоговоренности и экзистенциального тупика, а это порождает ощущение фальши.

    Однако фильм полезен именно своими недостатками, поскольку помогает социологически достоверно представить уровень общественного сознания среднего россиянина — ведь при всей «элитарной занудности» стиля Звягинцева, содержательно фильм вовсе не элитарен, а является просто пересказом массовых фобий и чаяний.

    4,5 из 10

    10 ноября 2011 | 11:46

    В последние годы появилась в русском кинематографе мода снимать кино «про жизнь». Чем более жизненный и реалистичный фильм — тем выше оценки критиков. И вот режиссеры стремятся сделать как можно более жизненным сюжет, как можно более жизненными разговоры и как можно более натуралистичными съемки. И ждут аплодисментов и возгласов зрителей: «ура, у них всё также как у нас, один в один!» Да, так и получается. Но из-за этого зачастую получается скучно. Потому что смотреть кино про обыкновенных людей интересно. Но тогда, когда с обыкновенными людьми происходит хоть что-нибудь необыкновенное. А когда нам просто показываются кадры из жизни — серые, убогие, без прикрас — хочется зевать. Ведь все-таки обычно люди приобщаются к искусству чтобы отвлечься от той жизни, что нас окружает и переключиться на другую жизнь — либо более яркую, либо наоборот куда более насыщенно-мрачную.

    Фильм «Елена» нам переключиться не дает. Сюжет предсказуем до тошноты. Единственное, чем он может удивить — что в некоторые моменты ожидаешь, что произойдет хоть что-нибудь выдающееся — но ничего не происходит.

    Если еще внимательнее вглядеться в фильм, то становится понятно, что снят фильм даже не про жизнь, а про стереотипы. Герои фильма не люди — а шаблоны. Режиссер решил снять фильм о «простых людях», которые стоят от него по другую сторону стены. Совершенно очевидно, что сам он таких людей не видел и никогда с ними не общался. Но насмотрелся Мистера Фримена и Демотиваторов и составил свое представление о среднем человеке типа Быдло. Сам он такого человека не знает, но кто-то там ему сказал, что простой народ — такой. И вот перед нами появляется «типичная семья»: мужик не работает, а только пьет пиво; его жена смотрит тупые ток-шоу и постоянно рожает детей, одного за другим; старшый сын либо играет в комп игры, либо зависает на районе с гопниками. Да, кстати, вы давно в Москве гопников видели? Их тут уже и не осталось почти. Ну да ладно. О каких-то характерах этих героев и говорить не приходится. Они же шаблоны.

    С изображением второго, богатого семейства у режиссера получилось получше. Но главная героиня — Елена — не перестает удивлять. Начиная с ее внешнего вида — одевается так, словно живет до сих пор на зарплату медсестры, абсолютно неухоженная, по ее виду никак не скажешь, что она замужем за человеком из высшего общества. И заканчивая тем, что к сыночку в Бирюлево она почему-то упорно ездит на электричке. Чего ей стоит заказать такси? Или у нее хобби такое, в электричках кататься? Мужа своего, Владимира, она любит «ну просто до гроба». Но любовь к детям и внукам конечно же сильнее. Приходится ей «наказать жадину-мужа». Он же такой жадный, обеспечивает жену, ее детей и внуков, дочь. И вот теперь из принципа хочет чтобы сын Елены, уже давно взрослый и самостоятельный отец семейства хоть раз в жизни поднялся со стула и что-то сделал. Нет, такой жестокости Елена мужу простить не смогла! Он же богатый. Мало ли что он ради этих денег всю жизнь трудился в поте лица! Что с того? Раз богатый, то должен постоянно снабжать деньгами свою жену и всех ее родственников до седьмого колена! Да и по завещанию, какое право он имеет оставлять так много своей дочери? Конечно всё жене! Только жене, и никому другому. И Елена находит выход.

    Фильм на этом не заканчивается, нам показывается, как ловко всё устраивается. Показывается «благодарность» внука, «благодарность» сына. И фильм всё тянется и тянется, до финальных кадров игры гастарбайтеров в футбол. А русские парни конечно же все такие, как внук Елены, режиссер в этом ничуть не сомневается: никто из русских парней не учится, никто своими силами в универ не поступает, спортом никто не занимается. И это Москва! А что там в глубинке? Вот простор для воображения режиссера! Он же там не был и ничего не видел, но в следующем фильме нам обязательно покажет еще больший мрак и запустение! Ждем…

    3 из 10

    За забавные монологи дочери Владимира — Кати.

    7 ноября 2011 | 15:28

    Фильм «Елена» возмутил меня до глубины души. Сразу возникли в голове аналогии с «Эйфорией», тоже нашумевшей в свое время. Интересно, никто не задумывался, что чаще всего престижные европейские кинопремии получают картины, в которых российский народ показан в виде пьющих деградирующих существ, у которых два инстинкта — пропитания и размножения, даже инстинкт самосохранения практически отсутствует. И стоит ли идти на поводу у времени, — лишь бы только им, западной публике и критике, сделать приятно — и представлять нас в таком позорном качестве, с удовольствием развенчивая мнение о некогда самой читающей и душевно богатой нации?

    Да, может быть, у этих фильмов прекрасная операторская и режиссерская работа, отличный саундтрек, неплохая актерская игра, но смысл, посыл ведь никто не отменял. А какой посыл может увидеть несозревший мозг, например, обычного подростка из провинции, или спального района, да хоть кого и хоть из какого района?? Ничего не делай, пей пиво, виси на шее у родителей, убивай более удачливых родственников и не только, ведь все сойдет тебе с рук и «последние станут первыми»? Так что ли? Да хотя бы если окольцевать сюжет и сделать так, чтобы дети и внуки Елены выкинули ее в конце фильма на улицу, и то бы получилась хоть какая-то смысловая нагрузка, мораль была бы хоть какая-то — в том что, все твои действия вернутся тебе бумерангом, а так — это просто бессмысленное описание жизни обнаглевших и потерявших последние крохи совести люмпенов.

    Про бирюловских родственников я даже писать не буду, и так все ясно, однако и Елена с самого начала не вызывает ни капли положительных эмоций. Пожилая уже женщина, добровольно согласившаяся на роль полусупруги-полуслужанки, причем абсолютно не утруждающая себя никакими обязанностями. Ведь большинство женщин ведут хозяйство, при этом с утра и до позднего вечера «вкалывая» на работе, а эта даже продукты заказывает по Интернету, да и уборку скорее всего осуществляет с помощью клининговых фирм. Так что не такая уж она и несчастная и униженная, ведь отдельные спальни — это еще не признак гнобления, это личный выбор каждой семьи. В том, с какой злобой и ненавистью она говорит о дочери Владимира, уже проскальзывают черты характера бесчувственной, бестактной женщины, а после того, как становится понятно, что от религии она тоже далека, все становится на свои места. Ну нет у нее морали, нет понятия раскаяния от совершенного греха, даже самого понятии греха нет, так же как и нет Бога в душе — вот и корень всех проблем.

    В-общем, фильм с такой непонятной смысловой нагрузкой, которую многие и многие могут трактовать совершенно неправильно и как ИМ это удобно, потенциально опасен для нашего нестабильного общества и, наверное, приятен для западного. Ведь всем приятно посмеяться над некогда опасным и превосходящим во многом соперником, не так ли?

    9 ноября 2011 | 11:12

    Когда я решил представить российскую программу в рамках SFF, я сразу отметил для себя два фильма, которые обязательно хотел посмотреть: эту драму Андрея Звягинцева и работу Кирилла Серебренникова «Измена». Обоим фильмам есть чем хвастать. «Измена» получила номинацию на Венецианском кинофестивале в этом году, а «Елену» обласкали в Каннах. Причем вполне заслуженно, на мой взгляд.

    Вот это действительно достойное авторское кино, которое не стыдно было бы показать на Sundance Film Festival, например. Конечно, арт-хаус вряд ли оценят любители мейнстрима. Для просмотра таких фильмов нужно особое настроение и более деликатный подход. Это не тот вариант, когда можно развалиться в кресле кинотеатра и жевать поп-корн. Такое кино лучше смотреть одному в удобной обстановке, не отвлекаясь на посторонние дела. Именно тогда будет погружение в нужную атмосферу. Именно тогда кино покажется увлекательным. Даже несмотря на неторопливое развитие сюжетной линии.

    Мне понравился фильм с самого начала. Не могу сказать, что я смотрю чаще всего арт-хаус, но иногда балую себя такими драмами. Начинается все с рассвета. Типичная съемка для этого формата: паузы, крупные планы и т. д. Постепенно мы знакомимся с обычным распорядком дня главной героини. Елена — приятная женщина в годах, услужливая жена для Владимира, хорошая хозяйка, заботливая мать. Именно последний пункт стал камнем преткновения между супругами. Владимир достаточно обеспеченный, но не собирается постоянно помогать материально сыну Елены от первого брака. Но разве может материнское сердце отказать своей родне?

    Сюжет мне нравится тем, что заставляет задуматься. Главную героиню можно понять. Она хочет помочь семье своего сына, которые живут только за ее счет. Не будет же она спокойно спать в роскошных апартаментах, когда ее родня живет впроголодь в скромной квартирке. Но стоит ли осуждать Владимира за отказ? Почему он должен заботиться о будущем Саши, если его собственный отец даже в ус не дует?! Они присосались к Елене, как пиявки. И я бы не сказал, что кто-то там ценит ее помощь. Зато детей плодят с завидной регулярностью. Ну, а почему бы и нет? Бабушка позаботится все равно. Я в шоке от этой семейки.

    А с другой стороны мне понятны обиды Елены. На родную дочь Владимир денег не жалеет. Хотя она занимается таким же разгильдяйством, как и Сережа. Чем она лучше? Ничем. Живет для себя и тратит отцовские деньги. Но это же родная кровиночка, на которую суровые методы воспитания не распространяются. Да и само положение Елены в доме напоминает больше прислужничество. В общем, очень сложная ситуация. Конечно, этот отчаянный поступок я не оправдываю. Но что еще делать главной героине, если ее зажали между молотом и наковальней? Мне ее жалко чисто по-человечески.

    Надежда Маркина сыграла просто блестяще. Мне очень понравился ее образ. Очень жаль, что она не получила награду Европейской киноакадемии за свою роль, но премия Ника заслуженная. Не могу не отметить Елену Лядову, которая сыграла дочь Владимира. Весьма колоритный образ получился. Уверен, что все запомнили ее фразу: «Говно не может быть невкусным, потому что миллионы мух не могут в этом заблуждаться». Да вообще все актеры хорошо сыграли. Никто не пыжился, никто не забывал, что это фильм, а не театральные подмостки. Все получилось довольно искренне и правдоподобно. За что можно похвалить и режиссера. Значит, он сумел объяснить им их задачи.

    В общем, после просмотра я остался доволен. Это тот редкий случай, когда я могу порекомендовать хорошее российское кино тем, кто любит так называемые атмосферные бытовые драмы, наталкивающие на размышления, которые оставляют минорное послевкусие, и хочется обсудить впечатления с другими. Ведь могут же, когда хотят!

    9 из 10

    4 декабря 2012 | 05:04

    История… О «великой и всепоглощающей» материнской любви. Об алчности и холодной расчетливости заботливой жены. О полнейшем равнодушии детей к родителям, сменяющимся на прямо противоположное чувство сразу после смерти родителя; только причиной оного противоположного чувства является вовсе не проснувшаяся после долгой спячки любовь, а банальное, извините, потреблядство. О тунеядстве, лени и зарождающемся алкоголизме перелюбленного в детстве маменькиного сыночка; а также о невестке, не знающей, что такое противозачаточные средства, и зачем они нужны при жизни с таким муженьком. О внуке, давно уже сделавшем первый шаг на кривую дорожку.

    Банально, да… Вот только история недорассказана. От зрителей скрыты последствия подвига любящей мамочки, на краткое время обеспечившей беззаботное существование сыночку и его семье (и соответственно, заботливой женушки, обеспечившей стареющему супругу безболезненный уход из жизни). Какие последствия? Да очень простые и банальные до невозможности, и неизбежные в такой ситуации.

    Плавно спивающийся сыночек постепенно выносит из дому вещицу за вещицей, рубль за рублем, и все пропивает. Либо покупает целую батарею спиртного на деньги, нажитые отчимом, упивается вдрызг и отбрасывает коньки от алкогольного отравления.

    Внучек, ступивший на кривую дорожку, то и дело вляпывается по уши в различное г… о, и добрая половина нажитых неродным дедушкой деньжищ уходит на отмазки его от тюрьмы, на адвокатов, взятки, на оплату его проигрышей в карты или игральные автоматы и т. п. А то и сам внучек параллельно с отцом плавно выносит из дому деньги и ценности.

    Дочь покойного мужа, неотступно претендующая на законную свою половину, выносит мачехе мозг судами, угрозами, и т. п. 

    А любящая мамочка и женушка? Изнемогшая в такой атмосфере, поймет всю «ценность» своего поступка и главное, ценность такой вот всепоглощающей и слепой материнской любви.

    Создателям фильма: «Даешь продолжения банкета!!!

    20 августа 2015 | 10:54

    Режиссер Андрей Звягинцев — один из не многих российских режиссеров который прямиком движется в сторону западных стандартов кино, практически становясь изгнанником у себя на родине не находя интереса широкой публики к своим работам. Но Запад подобные работы любит, любит знакомиться с бытом других культур, любит независимые проекты.

    И вполне заслуженно, что в прошлом году имя режиссера неоднократно звучало на различных кинофестивалях, тем самым давая активным западным кинокритикам понять, что независимое кино в России существует, причем ни капельки не уступающее мировому течению. А вот правильно ли поступает отечественный зритель, отвергая, по сути, собственный общественный портрет — это уже из области риторики. Андрей Звягинцев поступил абсолютно правильно, что решил снять данный фильм не на английском языке, убежден, покорить Запад ему еще удастся.

    Картина «Елена» — это не сказка, хотя хотелось бы в это поверить, это суровый режиссерский диагноз относительно социальных ценностей последнего времени. К тому же, это первый фильм Андрея Звягинцева, где он четко определил время и место действий, его предыдущие работы «Изгнание» и «Возвращение» были обозначены разного рода условностями, где практически каждый во время просмотра сам принимает решение, где это происходит и в какое время.

    А вот «Елена» — абсолютная противоположность, место действий Россия, наше время. Осталось только определить хороших и плохих персонажей, а делать режиссер этого не собирается, тем самым давая понять, что метаморфоз своей работы исключительно в художественную и трогательную историю не будет. Качественная работа, показанная возможно с цинизмом, однако абсолютно достоверная и без фальши.

    8 из 10

    11 июля 2012 | 00:27

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>