всё о любом фильме:

Елена

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийАндрей Звягинцев, Олег Негин
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов
операторМихаил Кричман
композиторФилип Гласс
художникАндрей Понкратов, Анна Бартули
монтажАнна Масс
жанр драма, мелодрама, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  142.4 тыс.,    Россия  102 тыс.,    Польша  14.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время109 мин. / 01:49
История пожилой семейной пары Елены и Владимира. Богатый и скупой Владимир относится к Елене скорее как к служанке, чем к жене. У обоих есть дети от первого брака: у Елены — сын, у Владимира — дочь…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (8408)
ожидание: 95% (683)
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
7.9
в России
100%
9 + 0 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Съёмки фильма стартовали 9 апреля 2010 года и полностью проходили в Москве.
    • Изначально фильм должен был сниматься на английском языке, в США или Англии, рабочее название — «Хелен», мужа главной героини должны были звать Ричард. Из-за абсолютно русского менталитета сценария ленты место действия было решено переместить в Россию.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 16014 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Несмотря ни на что, я искренне верю, чувствую, наконец, что все безобразные и подлые поступки обязательно наказываются.

    И Елену, главную героиню фильма, рано или поздно ждёт наказание и разочарование. Её эйфория по поводу «и последние станут первыми» закончится. В лучшем случае она вернется в свой «рабочий квартал». А в худшем она получит свою порцию яда от своего же никчёмного сына или внука, который пока ещё маленький, но он обязательно подрастет и наверняка станет копией своего отца. Преступление Елены по отношению к своему мужу оправдать невозможно. Как и невозможно оправдать то, как она продолжает беспристрастно жить, спокойно совершая свои ежедневные традиционные дела.

    После просмотра испытываешь совершенно тягостные ощущения безысходности. Но ценно в этой картине то, что каждый зритель всё равно найдёт для себя что-то важное и ценное для своей души и жизни.

    В очередной раз Андрей Звягинцев совершенно четко показывает реалии нашего недоброго мира. И это необходимо. Ведь мы давно уже знаем, что в мире есть не только хорошие истории со счастливым концом.

    Но… Несмотря ни на что, я в хорошее и доброе! Я верю во вселенскую справедливость!

    Хочется отметить, как всегда, естественную, тонкую и очень талантливую работу изумительного актера Андрея Смирнова. Браво!

    7 ноября 2011 | 18:19

    Ну конечно же, очередной фильм, сделанный по рецепту «чтобы дали». А поскольку за хорошее качественное кино сейчас, разумеется, не дадут, либо дадут негарантированно, а за тоскливую чернуху с натяжками и неувязками везде, где можно, и в целом высосанную из пальца, дадут с удовольствием, режиссер старается. При этом выглядит сытеньким и очень собой довольным на интервью с тем же Познером, поблескивая очочками и везде к месту и не к месту вставляющим «мы». «Мы» не понимаем, «мы» должны осознать, к чему «мы» пришли и пр. Сразу вспоминается диссидентишка из аксеновского «Острова Крым» — «да ведь как же мы все время лжем… как мы извращаем историю… да ведь Катынский лес это же наших рук дело… вот мы и сели в лужу… и сами себя и весь мир мы обманываем…» Причем особой причины диссидентствовать у этого м. ч. вроде бы и нет, но у него есть установка и заказ. Поэтому отрабатывает.

    Очень жаль, что мы так опустили собственную планку в той же Венеции. Если раньше давали за «Садко», «Морозко», «Попрыгунью» и «Анну на шее», то сейчас кроме унылой социалки показать, увы, нечего. Еще не смотрела «Фауста», но он, скорее всего, берет старательностью и масштабом, судя по трейлеру.

    В жестокой «Пианистке» нет ни одной фальшивой ноты, как нет и пустоты. У Феллини в самых печальных картинах присутствуют теплота, надежда, любовь и уважение к зрителю. В данном случае, да и практически в 80 процентов случаев в авторском кино — только амбиции автора, не более того.

    Вообще неплохо, когда к жгучему желанию получить орденок прилагаются совесть, талант и подлинное знание жизни.

    4 ноября 2011 | 05:56

    Честно говоря, после прочтения аннотации к фильму у меня сформировалось несколько предвзятое к нему отношение. Но все же реклама, статьи и противоречивые отзывы критиков взяли свое, и я выделил время для просмотра сего продукта. В общем, фильм оставил неоднозначное впечатление, и зрителю неискушенному я бы его не рекомендовал. Постараюсь пояснить.

    С одной стороны, игра актеров, выполнена отлично. Причем, это касается актеров всех персонажей, начиная с самой Елены и заканчивая ее внуком. Некоторые с этим не согласятся, но я лично считаю, что это так.

    Операторская работа тоже хороша. Несколько напрягает длинный кадр, но после десяти минут просмотра к этому привыкаешь. К тому же не могу не отметить внимание режиссера к деталям, где-то символичным, где-то добавленным для реализма, сближающего зрителя с происходящим. Признаю, это ему удалось.

    Звуковое сопровождение не отличается богатством композиции, но реализовано к месту. Диалоги героев выверены и достаточны, ничего лишнего. К сюжету с технической точки зрения тоже претензий нет, все увязано кроме, возможно, некоторых деталей, не имеющих отношение к общей идее.

    Теперь о самом главном. В фильме совершенно не расставлены акценты, что позволяет трактовать основную идею с точностью до наоборот, а то и заподозрить вообще ее отсутствие как таковой!

    Начнем с сына Елены и его семьи. Здесь отношение автора к ним выражено внятно, неоднозначности не возникает.

    Владимир (муж Елены) показан «жадным, хитрым, умным, плотоядным». Между тем он, не побоюсь такого слова, единственный действительно положительный герой (и не считайте меня западником и поборником капитализма). И ни один из авторов критических статей, которые я успел прочесть, этого не заметил! А уж в его положительности я точно не сомневаюсь. Он однозначно честен, прям, умен, в меру скромен, предельно корректен и уж точно не жаден. Да, он осторожен, тверд, где-то поступает даже жестко, но все же справедливо. И не надо говорить об отношении к Елене — к человеку относятся в первую очередь так, как он сам себя позиционирует. Здесь я подчеркну, что каждая из приведенных мной характеристик основана исключительно на конкретных кадрах и диалогах. Я их здесь не привожу, если просмотрите фильм внимательно и непредвзято к данному герою, сами в этом убедитесь. Его вина лишь в том, что к старости не смог найти человека, которого бы смог любить и которому мог бы доверять. С воспитанием дочери тоже не сложилось. Но главное, практически никто в нем не увидел ни одной положительной черты, а это уже однозначно вина режиссера. Или он сам ничего не увидел?

    Теперь о дочери Владимира. Да, разнузданная девица, ни тени уважения к окружающим, откровенный цинизм и много чего еще непривлекательного. Однако, как ни странно после сцены ее встречи с отцом мое мнение изменилось. Видимо, и у Владимира тоже, раз решил составить завещание таким образом. Все же под внешней маской у нее скрывается нечто большее. И это действительно можно увидеть, правда, если смотреть уж очень внимательно. Из десятка прочитанных мною критиков это увидел лишь один — снова минус режиссеру. Или он этого и не предусматривал, а результат получился случайно благодаря игре актрисы?

    О главной героине — Елене. Вот уж точно неоднозначный персонаж. Точнее, персонаж-то однозначно отрицательный, с кучей неприятных качеств (не буду здесь их описывать), но отношение автора к нему абсолютно непонятно. Точнее даже, непонятно, что же он этим вообще хотел сказать. В жертву себя она не приносила (многие с этим поспорят, но я категорически не согласен), совершила, мягко говоря, нелицеприятный поступок, причем с расторопностью бывалого душегуба. На теме мучений ее совести автор, как мне показалось, также не настаивает.

    Так о чем же фильм? О тупости, лени, слепой материнской любви, эгоизме поколения? Но это все представлено, как детали. В чем основная идея, зачем нам показали тупиковую ситуацию? В том, что паразиты заполоняют мир, сочувствующие им помогают в этом (причем всеми доступными способами) при попустительстве незрелых личностей и декадентствующих элементов, а нормальные люди погибают, и «последние станут первыми»? Но это можно было бы показать гораздо проще и доступнее.

    Вообще, лично я предпочитаю, чтобы идеи высказывались на примерах положительных, а не от обратного. В последнем случае неизбежно возникает сложность в трактовке этой самой идеи, к тому же от таких фильмов остается осадок какой-то безысходной гадливости.

    Однако, при всей своей неоднозначности, картина все же заставляет зрителя задуматься, — а на чьей же стороне он сам?

    29 января 2012 | 07:22

    На первый взгляд, это бессюжетное кино, просто показ российской действительности. Все опять-таки удручающе, как и в «Возвращении», и в «Изгнании». Но фильм поднимает не просто проблему отцов и детей, фильм истинно философский.

    Главные герои — Владимир, обеспеченный чиновник на пенсии, у которого есть дочь от первого брака, и Елена, тоже уже немолодая женщина, имеющая свою большую семью. Поднимаются проблемы воспитание. Сравниваются типы воспитания в обеих совершенно разных семьях. Да, разница колоссальная. Дочь Владимира Катя привыкла, что отец потакает всем ее капризам, она единственный ребенок в семье. Дочь пошла в мать, сам Владимир, как бы оправдывая дочку, называет ее гедонистом. Свою первую жену герой, чувствуется, любил. А к новой жене Елене он относится скорее как к служанке, хоть и вспоминает в больнице их знакомство. Владимир человек не черствый, не скупой, просто он не желает содержать семью Елены. И правильно объясняет: сын Елены наплодил детей, а сам не может оторваться от дивана, чтобы прокормить свою семью.

    Но, несмотря на столь великую разницу в семьях, мы понимаем, что эта разница лишь на материальном уровне, а воспитание и Владимира, и Елены в корне неверно. Но тем не менее Катя искренне плачет на похоронах отца, в больнице девушка навестила отца и сказала: «Чего только не сделаешь ради денег». А вот Елена никогда не призналась бы, что она с Владимиром ради денег, Кате героиня говорила, что любит мужа. Непонятна тупая любовь Елены к своему сыну «изрядного возраста». И какое же это воспитание? Это же какое-то скотское чувство, биологическое, лишь бы продлить свой род, свою паразитическую жизнь! Царит ложь и мрак. Отсюда и пессимизм картины. Будущего нет. Мы видим, как радуется семейство Елены, что Владимир хоть раз в жизни сделал полезную вещь. И тут же узнается, что в семье скоро ожидается пополнение. И беременная женщина пьет. Что можно ожидать от такого поколения, где царствуют власть денег, насилие, наркотики, тунеядство?

    Фильм получил высокую оценку кинокритиков, ведь такие картины о российской безысходности очень любят на западе. Фильм заставляет задуматься.

    9 из 10

    20 июля 2013 | 18:02

    Своим третьим фильмом «Елена» Андрей Звягинцев продолжает исследования взаимодействия полов в стремительно деградирующее время.

    Но интересен не сюжет или мораль, а скрытые и не очевидные причины поступков, которые закручиваются взаимодействием мужского и женского начал, противопоставленных друг другу. Владимир — это целеустремлённость, здравомыслие, конкретность в суждениях. Елена, его жена — забота, доброта, покорность обстоятельствам.

    Казалось бы, вот она идеальная конфигурация семьи, пусть уже и не молодой. Но удачная комплектация взаимных качеств на старте не даст хорошего результата, когда каждый существует сам по себе, в своём обособленном мире, лишь изредка соприкасаясь с проблемами своей половины.

    Что же не так пошло в жизни у этих взрослых, уже пожилых людей?

    У Владимира дочь — избалованная деньгами и бездельем одинокая беспутная особа, прожигающая жизнь. У Елены — взрослый сын, бестолковый мужик, имеющий семью, где беременная жена и ещё двое детей, все такие же лоботрясы, сидящие на шее у матери, удачно вышедшей замуж в зрелом возрасте.

    Внимание в фильме в первую очередь сосредоточено на её семействе, как на наиболее типичной житейской зарисовке из жизни матери-одиночки. Но всё это без слезливого драматизма о горькой доле покинутой женщины, а о том, что такое на самом деле «женское воспитание» и что такое «материнская любовь» для молодого человека, и о том, как женщина своей опекой уничтожает в мальчике мужчину.

    В якобы цивилизованном обществе поддержка материнства, но никак не отцовства, сопровождается внедрением в сознание нормальности матерей-одиночек. Это в свою очередь недвусмысленно и фактически приводит к развалу семей и отодвиганию мужчин в процессе воспитании детей. И, как видим, доминирование женщин в воспитательном процессе, а женских ценностей в принципе, приводит к тому, что настоящие мужские качества, формируемые волей, разумом и ответственностью, подменяются пошлым потребительством — пивом, футболом по телевизору, житейской несамостоятельностью и т. п. 

    Практически каждая женщина в своем сыне желает видеть ребёнка всю свою жизнь. Даже отрастив бороду и пивное брюхо, он остается для нее малышом, нуждающимся в её кудахтанье. Однако выросшие женоподобные дегенераты будут понятны и привлекательны для женщин, воспитанных в таком же духе покорности и пассивного потребления, и легко смогут завести семьи и детей. Можем уже наблюдать череду подобных поколений.

    Это семья Елены, а что же у Владимира?

    Дочь Владимира, несмотря на то, что это ненатуральный пластмассовый образ, как будто взятый из тривиального телесериала, выполняет свою функцию, показывая женское окружение главного мужского персонажа. Глядя на дочь, нетрудно представить, какой была ее мать. Тем самым создается небольшая, но достаточно показательная, галерея портретов женщин, которыми окружал себя Владимир.

    Вероятно, успешный в своих делах (чем он занимается, правда, не совсем понятно), в обыденной жизни он не может обходиться без женщин, но, будучи зависимым от них, он не стремится их воспитывать, а просто содержит и пытается использовать для своих целей, но, как видим, безуспешно. Женщинами ценность такого мужчины легко просчитывается — она равна количеству денежных знаков, которыми он обладает.

    Несмотря на свой рационализм и житейскую суровость, он не самостоятелен, и, несмотря на свой возраст, является заурядным заложником в женских играх.

    Итог жизни мужчин, подобных Владимиру, предопределен. Какая-то женщина обязательно сделает с ним то, что сделала Елена. И в реальной жизни нередко приходится наблюдать, как мужчина, наработавший капитал в нынешней феминизированной среде, оказывается разоренным именно женщинами, перед которыми раболепно преклонялся.

    И Елена и Владимир провалили свою первую семейную жизнь, не сумев вложить в нее ни грамма истинной любви, ни родительской работы и ответственности. Их жизнь разная, но схожа самовлюбленным проецированием своих самых дурных и эгоистичных комплексов на детей.

    Люди не сумевшие создать свою семью, не познавшие любви, уничтожают всё живое вокруг себя, в первую очередь в своих детях. Финал материального благополучия Елениной семьи, цель которой не созидание, а паразитизм, понятен — недолог. Чужое, незаработанное, но принятое за своё, проедается моментально.

    А теперь, давайте, посмотрим на себя…

    И напоследок. Хочется верить, что однажды Андрей Звягинцев откажется от арт-хаусной чешуи и начнет снимать реально самостоятельное кино.

    9 из 10

    4 января 2014 | 13:27

    Когда я решил представить российскую программу в рамках SFF, я сразу отметил для себя два фильма, которые обязательно хотел посмотреть: эту драму Андрея Звягинцева и работу Кирилла Серебренникова «Измена». Обоим фильмам есть чем хвастать. «Измена» получила номинацию на Венецианском кинофестивале в этом году, а «Елену» обласкали в Каннах. Причем вполне заслуженно, на мой взгляд.

    Вот это действительно достойное авторское кино, которое не стыдно было бы показать на Sundance Film Festival, например. Конечно, арт-хаус вряд ли оценят любители мейнстрима. Для просмотра таких фильмов нужно особое настроение и более деликатный подход. Это не тот вариант, когда можно развалиться в кресле кинотеатра и жевать поп-корн. Такое кино лучше смотреть одному в удобной обстановке, не отвлекаясь на посторонние дела. Именно тогда будет погружение в нужную атмосферу. Именно тогда кино покажется увлекательным. Даже несмотря на неторопливое развитие сюжетной линии.

    Мне понравился фильм с самого начала. Не могу сказать, что я смотрю чаще всего арт-хаус, но иногда балую себя такими драмами. Начинается все с рассвета. Типичная съемка для этого формата: паузы, крупные планы и т. д. Постепенно мы знакомимся с обычным распорядком дня главной героини. Елена — приятная женщина в годах, услужливая жена для Владимира, хорошая хозяйка, заботливая мать. Именно последний пункт стал камнем преткновения между супругами. Владимир достаточно обеспеченный, но не собирается постоянно помогать материально сыну Елены от первого брака. Но разве может материнское сердце отказать своей родне?

    Сюжет мне нравится тем, что заставляет задуматься. Главную героиню можно понять. Она хочет помочь семье своего сына, которые живут только за ее счет. Не будет же она спокойно спать в роскошных апартаментах, когда ее родня живет впроголодь в скромной квартирке. Но стоит ли осуждать Владимира за отказ? Почему он должен заботиться о будущем Саши, если его собственный отец даже в ус не дует?! Они присосались к Елене, как пиявки. И я бы не сказал, что кто-то там ценит ее помощь. Зато детей плодят с завидной регулярностью. Ну, а почему бы и нет? Бабушка позаботится все равно. Я в шоке от этой семейки.

    А с другой стороны мне понятны обиды Елены. На родную дочь Владимир денег не жалеет. Хотя она занимается таким же разгильдяйством, как и Сережа. Чем она лучше? Ничем. Живет для себя и тратит отцовские деньги. Но это же родная кровиночка, на которую суровые методы воспитания не распространяются. Да и само положение Елены в доме напоминает больше прислужничество. В общем, очень сложная ситуация. Конечно, этот отчаянный поступок я не оправдываю. Но что еще делать главной героине, если ее зажали между молотом и наковальней? Мне ее жалко чисто по-человечески.

    Надежда Маркина сыграла просто блестяще. Мне очень понравился ее образ. Очень жаль, что она не получила награду Европейской киноакадемии за свою роль, но премия Ника заслуженная. Не могу не отметить Елену Лядову, которая сыграла дочь Владимира. Весьма колоритный образ получился. Уверен, что все запомнили ее фразу: «Говно не может быть невкусным, потому что миллионы мух не могут в этом заблуждаться». Да вообще все актеры хорошо сыграли. Никто не пыжился, никто не забывал, что это фильм, а не театральные подмостки. Все получилось довольно искренне и правдоподобно. За что можно похвалить и режиссера. Значит, он сумел объяснить им их задачи.

    В общем, после просмотра я остался доволен. Это тот редкий случай, когда я могу порекомендовать хорошее российское кино тем, кто любит так называемые атмосферные бытовые драмы, наталкивающие на размышления, которые оставляют минорное послевкусие, и хочется обсудить впечатления с другими. Ведь могут же, когда хотят!

    9 из 10

    4 декабря 2012 | 05:04

    Несмотря на то, что в фильме затрагиваются достаточно злободневные социально-политические темы, в центре повествования оказывается женщина. Елена.

    На это мне и хотелось бы обратить ваше внимание.

    И для меня наиболее интересной и ценной в фильме оказалась именно рефлексия режиссера на тему образа русской женщины — такой сердобольной (вроде бы), терпеливой, любящей (вроде бы), страдалицы с крестом за плечами, вернее этого образа развенчание. Звягинцев очень психологически достоверно и трезво показывает, как слепая глупая любовь и самопожертвование оборачиваются деградацией и смертью тех, кого эта женщина, вроде бы, любит, а шире — и деградацией страны.

    Имя Елена имеет также множество литературных и мифологических аллюзий. Достаточно вспомнить Елену Троянскую, которая стала невольной причиной Троянской войны. Наша Елена тоже объединяет 2 мира. Свой Троянский конь в фильме тоже имеется (лошадь, попавшую под поезд, видит Елена, когда едет передавать деньги сыну). Эта же лошадь станет в фильме символом ненужной жертвы, в которую часто превращает свою жизнь русская женщина.

    Вероятно, осознавая могущественность женской природы, то, что этим миром правит отчасти женщина, режиссер делает Елену главным действующим и чувствующим лицом. Вот только чувства ее он нам почти не показывает, может быть потому, что сама Елена когда-то давно, лет 10-15 назад, еще до встречи с Владимиром, разучилась их проявлять, а значит, и осознавать, а значит, и жить. Елена сегодня — это опустошенный сосуд, функция, которая реагирует на древние (что не значит, верные!) женские мантры: заботиться, терпеть, жертвовать, забывать о себе…

    И дальше Звягинцев очень точно и тонко показывает, что происходит, когда у женщины исчерпывается запас любви, основанный на понимании своей божественной природы и уважении к ней, когда она не чувствует заботы и любви от мужчины, который рядом с ней уже много лет — эта женщина умирает, а после потихоньку, сама того не понимая, начинает уничтожать все вокруг, а первым — мужчину, рядом с которым она стала такой.

    «У вас хорошо получается играть роль заботливой жены», очень точно вскрывая природу поведения Елены, говорит ей при встрече Катя (Елена Лядова). Образ Кати, кстати, внешне вызывающе-неблагополучной и отвязной (с точки зрения обывательской русской морали), оказывается куда более привлекательным и естественным — в этом трезвом отказе от каких бы то ни было «крестов» и жертв, в желании и умении следовать своим чувствам и желаниям (может иногда и с перегибами: не пойти в больницу к отцу, потому что настроения нет), в способности сохранять такую заманчивую природу актрисы. Именно к такой женщине — независимой, красивой и уверенной в себе, несмотря на кажущиеся (опять же, с точки зрения обывательской русской морали) несовершенства, невольно тянется Владимир (и не только потому, что она его дочь).

    Вместе с тем фильм дает надежду и, не побоюсь этого слова, вдохновляет.

    Потому что дает возможность для ОСОЗНАНИЯ (что — необходимое условие дальнейшего развития) природы и причин кривизны, показывая придавленную придуманным ей же «крестом» женщину, которая должна быть возведена на трон — в каждой отдельной семье, в каждой отдельной стране, в каждом сердце, и прежде всего — в сердце самой этой женщины.

    29 октября 2011 | 16:46

    Премированная второстепенным призом второй по значимости каннской программы «Елена» Андрея Звягинцева вполне могла составить достойную конкуренцию объемным высказываниям Малика и Триера в основном конкурсе. Однако минимализм российского режиссера не вписался в барочность, заданную мэтрами, что и отправило Елену в «Особый взгляд».

    Новый фильм Звягинцева — как раз именно тот фильм о современной России, который так ждут рафинированные Канны. Беда в том, что именно это высказывание ждали от кого-то другого, а автору, обласканному Каннами «Изгнания», выполненного в стилистике Тарковского, отборщики не смогли простить такую неслыханную дерзость.

    И правда, если вычесть обязательную растиражированную символику грядущего апокалипсиса в виде черных ворон Тарковского с непременной шуткой про мертвую лошадь, то Звягинцев следует по тропе, протоптанной Сокуровым в недавней «Александре», отказываясь от вневременных духовных сюжетов в пользу исследования физиологических процессов «с душком», безвозвратно прошедших фазу надлома.

    Владимир и Елена живут вместе уже десять лет, составляя необычный даже по меркам России мезальянс. Их жизнь разлинована и распределена по часам внутри богато обставленной квартиры. Владимир смотрит по телевизору футбол, Елена — шоу Андрея Малахова. Впрочем, даже по первым кадрам становится понятно, что это затишье перед бурей.

    Грядущий апокалипсис по Звягинцеву описан скупыми фразами, в подчеркнуто минималистичной манере с долгими планами щемящего безмолвия, в которые врываются надрывные скрипки из третьей симфонии Филиппа Гласса, дабы показать бездонность и «стрессоустойчивость» черной дыры. Затяжное пике в библейских красках. «И последние станут первыми». Новозаветная догма из Евангелия от Матфея эхом отражается в пустоте бездуховности начала XXI века.

    Звягинцев жирным шрифтом подчеркивает рассерженность молодых и злых режиссеров новой российской волны, во многом придуманную искусственно, чтобы как-то привести высказывания 40-летних к единому знаменателю. Однако «Елена» лишена их инфантильности и боязни частных страхов, вроде злобных милиционеров, показывая гигантскую пропасть между нашими и вашими, быдлом и небыдлом.

    Самое страшное, что упрекнуть Звягинцева в показной пафосной революционности невозможно, поскольку статика нынешней действительности, зафиксированная его постоянным оператором Михаилом Кричманом, окончательно застыла в монументе. Только для властьимущих (по косвенным признакам можно предположить, что Владимир в прошлом был силовиком) это некрополи современно упакованных домов, а для остальных — стандартные коробки хрущевок, по иронии судьбы из временных жилищ ставшие могильниками надежд и судеб.

    Для Звягинцева рокировка классов не приведет к коренным изменениям, которые невозможны внутри разлагающегося трупа. Это словно застывший фрагмент из древнегреческой трагедии, оставленный в назидание потомкам, как описание быта варваров, делящих остатки былой роскоши. Низы, подобно орде полуголодных крыс, томятся в ожидании вожака, который проложит путь к кормушке. Верхи, как всем довольные, погрязли в гедонизме и пороке. Будущее для всех туманно — сын Елены инфантилен по причине лени и нежелания развиваться, дочь Владимира — из-за того, что вся жизнь за нее прожита заранее. Обоим нужны лишь внешние атрибуты проходящей мимо жизни — деньги, квартиры, алкоголь.

    Мягкая и добрая Елена, чья внутренняя сущность никогда не даст ей оторваться от корней, совершает во многом вынужденное злодеяние без мысли о том, что природа ее поступка аморальна по сути. Для Елены это шанс восстановить некую высшую несправедливость, вычеркнув из уравнения социальную составляющую, которая делает человека тем, кто он есть. И дело не в том, что на поступок женщины влияет заскорузлая действительность (Звягинцев сводит чернушно-показушные моменты к минимуму). В бытовой логике Елены заключено единственное и «здравое» зерно — всем нужно делиться. По справедливости, вне зависимости от способностей и умений. А если не отдадут, то забрать силой. Личный апокалипсис, когда жить по вере и убеждениям уже нельзя, а выть по-волчьи еще толком не получается.

    Между женщиной и ее мужем целая пропасть, несовпадение мировоззрений, симулякр (а на самом деле моделирование) отношений хозяина и прислуги, отчего у последней формируется чувство ущербности и обделенности. Сознание советской системы, которая пока что упирается, сопротивляясь этике нового времени, где становится сильнейшим лишь тот, кто вовремя может сожрать другого и забрать все под себя. Парадокс, но к этому же приходит и Елена, чьим долгом как сестры-сиделки является забота о тех, кому необходима помощь. Трансформация пусть и незаметна сразу, появляется не на пустом месте, и становится неожиданностью только для тех, «кто живет, под собою не чуя страны». Для многих остальных это стало частью обыденного сознания. Тем более что совковость остается лишь на территориях заброшенных заводов, полуразрушенных домов и новых псевдогостиниц с псевдосервисом.

    Все изменятся, никто не останется прежним. Об этом нам с конца восьмидесятых прозрачно намекали умницы Абдрашитов и Миндадзе. Звягинцев, как схожий с ними по духу интеллектуал, лишь оформил неясные страхи в ритме библейского крещендо, выраженные у дуэта техногенными катастрофами. Нынешняя катастрофа даже на языке искусства по природе социальна. Со вставками из телешоу и «Нашей Раши». Или у российской лакуны все же нет границ?

    26 октября 2011 | 06:17

    Несомненно, Звягинцев, один из ключевых российских режиссёров и за его творчеством нужно следить. Вот и новый фильм, уже не притча, а, скорее, социальная драма — и это радует, ведь хороших и актуальных фильмов у нас пока не так много. Тонкая, точная, филигранная картина — в общем, работа мастера, и тут, я думаю, особых расхождений не будет. Лично меня ещё порадовало наличие «экшн»-сцены, по настоящему живой и динамичной, чего ранее у Звягинцева не наблюдал.

    Но больше всего меня зацепила позиция автора — и с ней очень хочется поспорить.

    Фильм выражает только одно — безумный, иррациональной страх российской элиты перед «замкадьем», то есть остальной Россией за границами их уютных квартир. И это, кстати, тенденциозно — взять хотя бы «Юрьев день» — абсолютно тот же посыл. И вся остальная масса чернушного национального арт-хауса, изображающая якобы «жизнь», «народ», «про нас» и так далее. Но Звягинцев хотя бы делает это талантливо.

    В его фильме новая российская элита представлена этакой вырождающейся декаденствующей аристократией, более похожей на английскую начала 20 века. С другой стороны — безмерно плодящееся «быдло», гастарбайтеры (ещё одна угроза), ну и нависающая тень поражения в исторической борьбе.

    На мой взгляд, всё не столь однозначно (оговорки допускает и сам режиссёр, поначалу сочувствуя главной героине, но в конце и её превращает в холодную и расчётливую «хамку») — наши «новые русские» вот нисколько не аристократы, а в большинстве своём как раз то быдло, дорвавшееся до денег и удовольствий, и в этом смысле они гораздо опаснее.

    А трудовой (хоть в фильме антогонисты и изображены подчёркнуто бездельниками) народ в сознании творческой интеллигенции так и остаётся опасным и, видимо, ненужным элементом нашего общества.

    Грусно…

    А фильм очень хорош.

    19 сентября 2012 | 09:08

    Владимир — это процентщица

    Елена — это Раскольников

    Высокая цель Раскольникова: ради счастья всего человечества, заполучить деньги расчетливой и алчной процентщицы, убив ее и преодолев тем самым нерасчетливое человеколюбие в себе.

    Высокая цель Елены: ради того, чтобы внук откосил от армии, заполучить деньги алчного и расчетливого мужа, убив его и преодолев тем самым нерасчетливое человеколюбие в себе.

    Ничтожность цели Елены подчеркнута тем, что внук может скорее погибнуть не в армии, а рядом с домом.

    Изощренность средств Елены подчеркнута тем, что нет ни топора, ни крови, никакой следователь не расколет.

    Кроме неясного намека врача : «Куда уж корректнее?»- мол, я же не обвиняю Вас в убийстве! — никакого внешнего давления на Елену нет, в отличие от постоянного психологического давления на Раскольникова.

    Деньги — это бог, которому в конце фильма поклоняются все. Деньги — вот что главное — даже в церкви. В своей дочери Владимир признает свою родную кровиночку, когда та говорит, что готова с ним даже облобызаться ради денег. Деньги в пачках, в мятых купюрах, на кредитках, в сейфе — они все время на переднем плане.

    Елена последней из всех принимает «крещение» Маммоне (Mymoney) в момент истины, узнав, что муж в жены ее не взял, а нанял. За работу в качестве жены он, как это полагается по ТК, назначает ей пенсию-ренту. Работа Елены женой заканчивается в момент его смерти, и она становится пенсионеркой — все рассчитано до мелочей. Итак, деньгам подчиняется брак и, следовательно, сама жизнь.

    Но раз именно денежную расчетливость ее муж признает универсальным биологическим принципом эволюции человека, то Елена применяет этот принцип к самомУ расчетливому муженьку, перейдя из класса «тварей дрожащих», к которому ее относит ее муж, в класс «право-деньги имеющих».

    Ошибкой мужа было то, что свою низменную расчетливость он считал высокой и недоступной низшим классам. Но Елена легко достигла равенства в расчетливой низменности. Легко. Вниз вообще идти легко.

    Цель и средства — изменилось и то, и другое — об этом скорбит Звягинцев. Каким станет новый человек в этом уродливом, лживом, черном, фашизоидном мире?

    10 ноября 2011 | 11:13

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>