К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Жанр книги обозначен как 'фильм-фреска' и это странноватое определение, пожалуй, лучше всего описывает особенности фильма. 'Раскол' - не документальное кино, но и не игровое. Это гигантский сборник отдельных сцен, связанных сквозными персонажами. Каждая из этих сцен была бы вполне уместна и в игровом сериале, и в документальной реконструкции.

Но вместе они не складываются, ни в то, ни в другое. Для игрового кино не хватает целостного сюжета, режиссер легко проглатывает месяцы и годы, оставляя за кадром ключевые события и вскользь упоминая их в диалогах персонажей. Для документалки не хватает четкой логики причин и следствий, мотивов и интересов. Слишком много деталей, не дающих ничего для понимания происходящего, просто красивых, ярких, живых, придающих происходящему на экране глубину и объемность.

Отдельные изображения на фресках собора не образуют ни единой картины, ни формально-логичной схемы. Элементы фрески образуют особое пространство образов внутри храма, особый настрой. Вот и 'Раскол' представляет собой своеобразное окошко в прошлое. Иллюстрации на страницах учебника истории XVII века, не претендующие на полноту и точность, но прекрасно позволяющие проникнуться духом ушедшей эпохи...

05 ноября 2022 | 22:21
  • тип рецензии:

Давным-давно, в далёкой-далекой Руси, жили староверы, а рядышком в замке обитал царь, ну как царь, роста маленького, но с амбициями. И было ему видение, где голоса приказали распространить исконно русское слово по всем окрестным землям. Почесал головушка царь, взял совета у Александра Баширова, и начал продвигать идею. Но не было предела гневу ортодоксов на Руси, ой ты гой еси-еси. Нашелся молодец, презирающий царский устав и контрацепцию- имя ему Авакум. Последний протопоп. Империя нервно курит, и собирает совет старейшин. Общим голосованием, несогласных прочь на строительные работы, а тех кто по зговорчивей - в царский парламент. Но не учел царь, что с Авакумом правда, и народ.

Что я увидел: триумфальное шествие православной идеи. Но идея требует должного воплощения. И тут начинается самое интересное, постановщик замахнулся на раскрытие темы внутреннего конфликта, что произошел внутри главенствующих чинов православной церкви. Извините, русской православной церкви. Подобные мероприятия по старой православной традиции привлекают, словно мух на мед, всех желающих. Смачно набить карманы исконными рублями. А чтобы было красивее, заданный проект растягивают до масштабов телевизионного сериала. Дабы раскрыть историю более полно. Можно сразу ставить печать на бланке с реквизитом, по поводу списания средств, костюмов и декораций древней Руси, на Мосфильме, ещё со времён Гайдая пыльными пластами лежат тонны их. Рясы и кадила, за них можно даже не платить ибо грех. Скажу больше, можно поехать в обычное село и снимать жизнь крестьян прямо там, за несколько столетий все равно ничего не поменялось. Кроме царя. Алсо локации верно служат идейным кинематографистам, в московской области полно церквушек и часовен, где реализовывать- непереализовывать благие намерения, православного возрождения. Почему так желчно? Да все дело в откровенной дешевизне, (Эх, не гонялся бы ты поп..), халтура режет глаз. Условно можно натянуть этот хромой эпос на театральную постановку в ДК. Строителей, ну или чью-то дипломную работу. Но никак не заявлять сериал масштабным проектом. Вспомните Ридли Скота, с его 'Исходом', и взгляните на 'Раскол', какой великолепный материал был у создателей, и как паскудно реализация была утоплена в квасном православии.

Отдельную мерзость вызывает большинство актеров. Ибо не играют вовсе, основного так вообще переманили из ректального сериала 'Братва Питерские', кто реально тащит несколько серий, так это Роман Мадянов, честь ему и хвала. Остальные пришли на шабаш во славу его величества распила средств. И можно бесконечно говорить о сложном процессе, духовности, и точках зрения. Но я увидел капустник случайных людей, пляшущих среди декораций, что мылись на складах, а вокруг бушевала претензия на идею и духовно- нравственный посыл. Да только последние задохнулись от смрада лицемерия создателей.

14 февраля 2021 | 13:07
  • тип рецензии:

Захотелось ознакомиться с данным сериалом после документальной исторической книги про старообрядческую церковь (Ф. Мельников «Краткая история древлеправославной церкви»).

По поводу историчности сериала — показывают незначительное, вместо значимых исторических событий. Протопопа Аввакума выставляют алкоголиком, фанатиком, зверем, вандалом, бьёт людей (сцена со скоморохами и пр.), а когда его в этом уличает городовой - Аввакум убегает от закона и ответственности.

В сериале не понятны мотивы и логика — у греков нет своих полиграфий (печатных дворов) и они печатают священные книги в Венеции и Риме. И при этом греки нищие, но деньги на печать в Риме есть. В Венеции и Риме греков обманывают: завышают цены, много опечаток.

Надо, говорят в сериале, книги русские церковные менять, и учиться русским православным красиво и стройно петь. То есть именно это послужило причиной церковного раскола в России. Людей били кнутами и сжигали ради того, чтобы они стройно начали петь. Это абсурд! Убивали из-за веры. В сжигании и избиении тех, кто не хочет принять новое церковное учение, и есть трагедия раскола. Хотя, может, в церковных школах новообрядческой церкви (то есть в той, где патриарх Кирилл Гундяев) именно пение называют причиной раскола.

Сценарий ужасно затянут, учитывая, что в книге события сыпятся бесконечным потоком. Всего на одной странице умещается информация про сестёр Морозовых, которых замучили до смерти, а они не отказались от своей исконной веры! Сестер пытали огнем, железом, бросили в яму на несколько месяцев, били, подвешивали за вывернутые руки и так далее. Книга увесиста, и там очень много информации, она очень динамичная, впечатляющая, трогающая душу и сердце.

Вообще вся эта книга - это бесконечное насилие: отрезание языков, пальцев, избиение самим Никоном до полусмерти священников, отказавшихся принимать новые законы и пр.

Помимо насилия и боевика, книга содержит интересные исторические факты. Например, что Никон, уехал из Москвы и был в «ссылке», с штатом 15 слуг и регулярными подарками от Царя. В сериале этого нет.

Прочитав книгу Мельникова, я пришел в ужас, что ИСТОРИЧЕСКИ ДОСТОВЕРНО убили сотни тысяч людей старообрядцев, даже наверное млн. Свои же правители, из-за религии. Это делал Петр 1 и другие цари. Масштаб трагедии огромен, но об этом наши СМИ молчат.

Общественные деятели СМИ муссируют тему насилия во времена Сталина и СССР. А про сопоставимые потери во времена Раскола – ничего.

Неудивительно, что мои знакомые имеют неверное представление о расколе.

Я поговорил со знакомой, которая ходила в православные новообрядческие лагеря. Она заявила, что раскол произошел из-за того, что старообрядцам не понравился запрет в церквях молиться 2-мя пальцами и они только из-за этого ушли в леса, в Сибирь, в Америку, в Турцию, в др. страны. Так как, по её мнению, никаких убийств, и даже сжиганий икон и разрушения церквей просто не было. В 1600-е года произошел раскол, который разделил православную церковь на 2 лагеря – старообрядцы, и нынешнюю новообрядческую.

В книге История древлеправославной церкви чётко и ясно написано: старообрядцев сжигали в срубах, именно сжигали по приказу. Например, Аваакума сожгли. Об этом написано в истории старообрядческой церкви на официальном сайте РСПЦ и в государственных указах, доступных в Ленинке. И приказано было бить железными прутьями тех, кто просто напоил водой старообрядцев!

Про Сценарий. Как можно вставить в фильм бессмысленный эпизод про катание на санях царя! Возможно, он показывает, что царь был хороший, добрый, милый такой - но(!) сжигал людей, за отказ принимать новую веру. Это очень скучные, нединамичные, некрасивые с точки зрения постановки, эпизоды. Царь на простых деревянных санях с пареньком катается 10 минут. Ничего не происходит. Никаких важных диалогов. Паренек – эпизодический третьестепенный персонаж. Создается впечатление, что намеренно затянули эпизоды, сделав их скучными, чтобы отбить желание смотреть сериал и интересоваться темой раскола вообще. Замечу, что фильмы про горе евреев, или просто про исторические войны - очень динамичные и патриотические, и в них тема насилия над героями явная и правдоподобная («Жизнь прекрасна», «Спасти рядового Рейна», «Список Шиндлера» и т.д.)

В книге события стремительно меняются, много исторической важной информации. К примеру, про Хованских, Сурикова и его картину «Боярыня Морозова». Хованщина - Мусоргский посвятил этому целую оперу. Кстати, есть фильм-опера «Хованщина», которая номинировался в 1962-м на Оскара! В 62-м Мусоргский и история раскола церкви в России интересовали людей. Причем в США.

Если смонтировать пропагандийский фильм Кураева, вырезав скучные ненужные эпизоды про санки и пр., то получится хороший динамичный исторический фильм.

А лучше снять кино - даже с самой слабой операторской работой - это будет лучше, чем у Кураева. На вики написано, что для сериала использовали супер дорогущее оборудование, а эффекта от этого нет.

Я был в старообрядческой церкви в Рогожской слободе – и специально спросил про сериал. Старообрядец в главном старообрядческом храме во время службы согласился ответить на вопросы и сказал, что приезжали авторы сериала и изучали старообрядческие книги, и что на 50% показана правда. Думаю, только из-за того, что старообрядцы привыкли к гонениям и унижениям, что даже такая поделка, как «Раскол» – была принята с благодарностью. Вики (кто бы подумал) ссылается на ЖЖ старообрядца, который посмотрел весь сериал и нашёл только парочку неточностей… А сам ЖЖ начинает вестись за полгода до выхода Раскола - как раз во время съёмок.

Даже я, читавший и изучавший раскол и старообрядцев вскользь, вижу всю эту ложь и несоответствие истории. В первую очередь тем, что показывали не то – разборки Аввакума со скоморохами, как он пил (хотя старообрядец мне сказал, что они не пьют вообще и даже не используют вино в своих ритуалах, а кто-то даже не ест картошку - так как её Петр 1 завёз, который сделал очень много плохого для старообрядцев).

Ещё «забавный» для Кураева и всех медийных людей момент — гонения на старообрядцев продолжались всегда, с момента раскола, вплоть, до КОММУНИСТОВ. Доходило до того, что протестантам, католикам можно было дослужиться до генералов, а вот старообрядцам — нельзя. Причём это продолжалось и при Николае 2-м, которого никониане признали святым, а старообрядцы – нет. При нем у старообрядцев в России было много ограничений. В сериале это не показали, и не показывают и не рассказывают нигде в нашем сми, а только твердят о «кровавых коммунистах».

Вообще, а куда деваться Кураеву и медийным личностям? Как объяснить такую нереальную жестокость правителей к своим же людям? А если брать непопулярную в наших СМИ точку зрения — то произошёл захват власти другим государством, которое хотело поменять устои и традиции России. Тогда не знали методов пропаганды и действовали прямо и открыто – пытками и убийствами.

26 августа 2018 | 15:50
  • тип рецензии:

Вообще я редко пишу положительные рецензии, так уж получается. Но этот сериал сам по себе - прекрасный пример того, что на нашем телевидении еще не разучились снимать нормальные фильмы и показывать качественные сериалы. Есть сюжет, устойчивая его канва и множество интересных персонажей - как выдуманных. так и реально существовавших исторических лиц России-матушки. Продуманы диалоги, костюмы. реквизит и натурные съемки - видно, что к делу подходили обстоятельно и консультировались с историками. Пусть кому-то этот сериал покажется занудным, может немножко затянутым - это не так, это даже отличает его в положительную сторону от того потока 'шлака', который льется на наши экраны сейчас. Пример тому - сериальные саги типа 'Пока станица спит', 'Институт благородных девиц', - псевдоисторические показные мыльные оперы, вроде про историю России, но снятые убого и безвкусно.

Это прекрасно, что есть такие творения, как 'Раскол'. Интересно отметить, что данный период истории Российского государства мало где освещается - в книгах, фильмах, сериалах. А тут - низкий поклон режиссеру и постановщикам, гримерам и костюмерам, звуковое оформление в заставке - просто классное! По такому сериалу надо проходить историю, потому что это наша история, это история нашей Родины.

10 из 10

19 апреля 2015 | 19:07
  • тип рецензии:

Режиссер Николай Досталь снял исторический фильм, притягивающий внимание на протяжении всех многочисленных серий. Главная причина этого притяжения – в симпатии к его персонажам.

Царь Алексей Михайлович вызывает симпатию своей заботой о государстве.

Царица Мария Ильинична симпатична своим добрым отношением к царю-мужу, своей добротой к Аввакуму.

Протопоп Аввакум вызывает симпатию своей верой, он внушает уважение, хотя из фильма не очень понятно, из-за чего такие страсти.

Патриарх Никон вызывает симпатию своим трудом, он не только умеет говорить и убеждать, но и строит монастыри, а при необходимости может и стул своими руками сделать.

Отлично подобраны все актеры, все хорошо играют, а женщины радуют своей красотой.

Стильная приглушенная в цветовой гамме картинка не мешает восхищаться одеждой героев, архитектурой и искусством Руси.

Музыка органична во всех сериях.

В фильме поставлены важные вопросы: противоречие между царем-правителем и царем-человеком; влияние жены на решения мужа – государственного деятеля; фанатизм и как с ним бороться; конфликт новизны и консерватизма; трудность самоограничения у людей, достигших высокого положения. На протяжении всех серий раскрываются темы служения народу, великодушия, прощения, смирения, любви.

***

Фильмы подобны воздушным шарам. Их жизнь порой так же скоротечна и зависима от предпочтений зрителей, как полет воздушных шаров - от ветра. Обычный режиссер надувает один шарик, а талантливый отправляет в небо целую гроздь, и в каждом из шаров он помещает особый ингредиент подъемной силы: в одном - доброту, в другом – страсть, в третьем – стиль, в двенадцатом – волю к жизни и в каждом – красоту и частицу души.

От внутреннего наполнения шаров зависит их окраска. Одни четко видны и радуют своими яркими цветами, другие почти неразличимы на фоне серо-голубого неба. Один фильм взлетает шустрым легкомысленным шариком и, покрасовавшись перед задравшими головы зрителями, стремительно скрывается из вида. Другой значительно и солидно поднимается ввысь огромным дирижаблем и долго пребывает над нами, пока неумолимое время не оттеснит его в полярные широты библиотек институтов кино. Взлеты идут один за другим - белые, черные, прозрачные, цветные шары стартуют в небо, тесня друг друга. Они летят в любую погоду и время суток – в тишине утра, в сиянии солнца днем, в моросящем дожде вечера, во тьме ночи.

Хороший фильм, даже повествующий о трагических событиях, должен не нагнетать тьму, а пытаться хоть немного рассеять ее.

Этому удалось.

10 из 10

15 февраля 2015 | 11:11
  • тип рецензии:

Пора подкинуть ложечку деготьку модничающим филостарообрядцам.

Фильм яркий и стильный, спору нет. Внимание к деталям (типа подручников) просто поразительное. Глеб Станиславович Чистяков постарался - отлично наконсультировал зороастрийца Досталя!

Разговор - именно о деталях. О пострелигии (кому интересно, пусть читает мои статьи на эту тему). Пострелигия - это имитационная духовность, заключающаяся в уходе от антирелигиозности Модерна, но без возврата во всесвященность Традиции. Пострелигия - это высшая форма десакрализации, отучивания от Священного посредством стилизационной вакцинации. Пострелигия жонглирует знаками, символами, архаическими культовыми практиками. Поэтому пика своего пострелигия достигает в тех культурных средах, где религиозность наиболее насыщена традиционными символами (в т.ч. в православной среде). Баптизму не жить, потому что в семиотическом плане он нищ. А вот католики-традиционалисты, шииты и православные старообрядцы - жизненная среда для пострелигиозной ментальной секуляризации.

Так и с этим фильмом. В нём староверы такие стильные, обаятельные, красивые и напористые, что обращаешь внимание не на скверную актёрскую игру или никчемную режиссуру, а на саму топику 'старообрядчество'. Оно предстаёт неким интерамбаром, откуда современная квартирная ляля посредством оптоволокна может начерпать множество пособий для самолюбования через отгородительную идентичность.

Старообрядчество как среда (живописанное Мельниковым-Печерским) исчезло под натиском советской модернизации-урбанизации. Одна Лыкова осталась да кучка таёжных отморозков. Теперь старообрядчество - субкультура. Нынешние староверы носят бороды, но ездят в джипах. По воскресеньям, скрестив на груди холёные руки, отстаивают длиннющие службы на Рогожском или Преображенском, а по понедельникам бегут на работу, отпускают на работу жён, забрасывают детишек в детские сады. Современные старообрядцы - не юродивые с картины Сурикова, это образованные граждане, открывшие для себя старый чин. Они не отвечают за бесчинства 'табачных митрополитов' РПЦ МП, поскольку молятся в других храмах/молельнях. Они живут в железобетоне, учатся в школах и институтах, занимаются бизнесом или наукой. Они носят дома синтетические футболки, а на службу - косоворотки или кафтаны.

Постмодерн каждого наделяет семиотическим гетто. И чем экзотичнее гетто - тем лучше (заметнее). Сиди в нём, радуйся и не высовывайся. Для подбора кандидатур для таких гетто снимаются такие стильные фильмы. (Это всё применимо и к толкинистам, и к скинхедам.) Только не вылазь за рамки Системы, не учись жить вне и без Государства, не иди на землю, не создавай самодостаточную общину! Отдавай детей в школу, плати налоги, делай прививки, получай права на вождение авто, езди в отпуск в Абхазию. И обязательно имей аккаунт в Контаке/Фейсбуке/Однокласниках. Без аккаунта ты не сможешь вести проповедь грехопадшему миру (т.е. вербовать потенциальных тусвщиков в свою субкультуру). Только не выходи из виртуала, города и государства!

А для того, чтобы свести мою иронию на нет, уже есть специальное пугало - Стерлигов. Не хочешь быть таким же фриком? Значит, не надо отрицать 'лучшее, что есть в мире сем' (который на самом деле грехопадший, да и вообще - в нём ведь Антихрист воцарился!).

Помню, как был шокирован, встретив в метро на эскалаторе 25-летнего парня с бородой до пояса. Через три часа на другом краю Москвы меня познакомили с ним как с руководителем 'Союза старообрядческих начётчиков'. Борода в метро, зипун на Арбате, лестовка в самолёте, лапти в бутике 'Натуральная обувь', двуперстие на соцфаке МГУ. Главное - стобы всё осталось на местах: и метро, и бутики, и МГУ. Чтобы налоги собирались, нефть продавалась, фильмы снимались, оптоволокно совершенствовалось!

Все - по своим местам!

8 из 10

26 апреля 2014 | 07:18
  • тип рецензии:

«Не прекратится раскол, пока жив русский человек». Да, наверно действительно раскол в душе человеческой явление постоянное, только русский человек очень горячий что ли.. во всех вопросах, а уж что касается веры. Я как-то никогда не задумывалась, но ведь действительно - насколько же наш народ был ВОЦЕРКОВЛЕННЫМ. И воцерковленность была не только в куличах на Пасху и в водичке на Крещение. Смотрела я на посиделки в женском тереме, где общались Морозова, царица и другие дамы: какие они темы обсуждали! Двоеперстие, троеперстие.. но ведь это действительно было важно для них. Я просто попробовала ту ситуацию спроецировать не сегодняшний день. Если представить, что.. допустим, сегодня патриарх издаст какой-то указ, касающийся церковных обрядов.. Ну допустим - крестить детей после 5 лет, как в Древней Церкви с серьезной подготовкой.. Ну появится в желтой прессе десяток статей, да на приходах повозмущаются.. Нет, плохой пример я привела, пожалуй так и правда раскол произойдет.

Предположим скажут, что опять на двоеперстие переходим и крестные ходы по солнцу ходить. И вот я попробовала представить не терем конечно, а какой-нибудь особняк где-нибудь на Рублевке, светские львицы, перебирая возможно не жемчуг, а другие камни - будут обсуждать эту проблему.. я горько улыбнулась нереальности своего предположения: вряд ли кого-то это заденет..

Женщины ведь не просто обряд обсуждали, а богословски его объясняли с примерами из житий святых, логически обосновывая свою позицию. Все-таки сейчас наверно в нашей повседневной обрядности больше формальности, чем в 17 веке. Кто-то возможно мне возразит, что и народу было меньше тогда. Да, действительно меньше, но ведь в каждой избе это обсуждалось.

Образ Никона показан великолепно. Лично я его таким и представляла. Такая мятущаяся душа: вроде и добра хочет, а рубит с плеча, а ведь, наверно, надо было потихоньку, как тот кормчий объяснял, в последней серии, когда с Соловков плыли. Жалко мне было, что не ответил святейший на вопрос Арсения Грека: 'А неужели для Бога действительно важно 2 или 3 перста'. В ответ просто кваса попросил, а хотелось его послушать…

Аввакум.. Вот это кремень, никого правда слушать не хочет, даже когда про термин Единосущная пытался другой батюшка что-то объяснить – даже слушать не хотел. Как-то не совсем умно это, игнорировать вселенский святоотеческий опыт. Не знаю, насколько правдиво передан его образ. Но, когда его слушала, вспоминала афоризм святых отцов Церкви: 'Смирение паче гордости'. Вроде хочет за правду стоять, а в словах столько гордости, надменности и злобы: «Не по тебе такая кончина», «Посидишь с мое в яме…» - как-то коробило меня. Да и не устраивают ревнители истинного благочестия беспорядков в храме.

Режиссерская работа на высоте. Несмотря на количество серий – не считаю фильм затянутым. Напротив – насколько можно, максимально освещены все стороны события. Смотрится с интересом. Актеры, декорации, костюмы подобраны прекрасно. Немного скажу о минусах картины.

Алексей Михайлович в некоторых местах переигрывает и дети, мне кажется, иногда пытаются слова вспомнить. Вспоминают, а про игру забывают. Как-то, на мой взгляд, здесь недоработка. Маленьких актеров не так много – полагаю – нужно было здесь дорепетировать с детьми.

И еще меня просто выбило из колеи, когда я видела дышащих полно грудью уже умерших персонажей. Ну здесь наверно недосмотр оператора. Думаю, в таких сценах достаточно лица крупным планом.

В целом хочу сказать - масштабное кино. Одна из тех картин, после которой хочется снова перечитать историю Церкви этого периода и разобраться, а что же случилось на самом деле...

7 из 10

01 марта 2014 | 21:51
  • тип рецензии:

От нашего современного кино я не ожидал ничего хорошего. Тем более от сериала, тем более про русскую историю. А уж религиозная тема обещала на протяжении всех 20-ти серий размазывание сладких соплей про 'веру истинную' на фоне дешёвых декораций и девок в кокошниках. Но, начав смотреть, я уже не мог остановиться.

Отличная игра актёров завораживает. Характеры героев сыграны очень убедительно! Аввакум бесподобен!

На фоне псевдоисторических фильмов типа '1612' или 'Александр Невская Битва' этот сериал выделяется достоверностью событий. Даже самому дотошному ревнителю истории русской становится понятно, что режиссёры и сценаристы подробнейшим образом изучили этот период.

Одни костюмы и предметы быта заставляют уважать создателей фильма.

Фильм погружает в особую атмосферу тех лет. Нет ни одной детали, которая бы как-то 'вылезала' и 'корябала' глаз, выдавая халтуру.

В напряжении держит даже сюжетная линия. Хотя знаешь события наперёд, но всё равно сопереживаешь судьбе героев. Сколько раз я до глубокой ночи смотрел серию за серией, борясь со сном!

Хочется вместо оценки сказать спасибо всем, кто создал этот фильм.

Конечно, такая тема на любителя. Вряд ли Поколение Пепси будет смотреть это в перерывах между тусовкой и походом в магазин за модными шмотками. Но то, что этот сериал так высоко оценили на Кинопоиске вселяет надежду, что у этого фильма будет расти своя аудитория.

9 из 10

03 ноября 2011 | 22:22
  • тип рецензии:

Фильм отлично отразил события и строения 17 века, а образ Царя-батюшки мне понравился еще больше.Что касается политики: смотришь эту картину и видишь: какая пропасть между сегодняшним правительством и властью в те времена. Царь - действительно переживал за свой народ, даже эти посещения больных, заключенных. И делал это по ночам, чтобы никто не видел, сейчас эти редкие 'акты внимания' служат лишь для закрепления репутации власть имущих и сопровождаются полусотней журналистов. Вспоминаются слова Ф. М. Достоевского: 'Не смотрите на то, что делает наш человек. Посмотрите на то, к чему он стремится.' Нашим 'царям' нужно учиться и учиться у людей тех времен.

Что касается истинности православия. На протяжении почти всей картины, даже мне православному, очень трудно судить о правильности действий протопопа Аввакума. С одной стороны он был не совсем грамотный в плане богословия человек и по-простецки, простите за выражение, как баран гнул свою линию, когда ему явно говорили о его заблуждениях. (Пример тому, когда сидя в яме они читали Триодь и там была опечатка - вместо Единосущной Троицы, написали Троесущной, и Аввакум все равно тупо отстаивал правду 'буквы'). У каждого вера своя - Аввакум верил в двоеперстие и букву, по мне можно хоть кулаком креститься, быть необразованным, но иметь в себе любовь. А вот как раз той любви, которую заповедал иметь в себе Христос, в образе Аввакума я не заметил, вряд ли наши святые устраивали бы такие 'теракты' и бросали с колокольни ругательные листовки и мазали гроб царя. Если он был такой ярый заступник веры, то ему нужно было идти в монастырь, а не ворочить с собой всю семью по всей стране. А с другой стороны он стоял за веру, отстаивал святоотеческое предание, верил в святость обрядовой части религии. Он напоминает апостола Павла, который в свое время тоже по своему глубокому искреннему заблуждению гнал христиан, но который (в отличии от Аввакума) все таки обратился на истинный путь. Вообще, впечатление он оставил неоднозначное и Бог ему судья.

Побольше бы снимали таких фильмов.

10 из 10

03 ноября 2011 | 14:27
  • тип рецензии:

Первые кадры этого фильма я глядел без особой надежды, ибо думал, что в наше время уже не лицезреть мне добротного исторического кино от отечественных кинематографистов. То актёры с зажравшимися лицами всё портили, то исторические реалии были вывернуты наизнанку, да так сильно, что стыдно становилось за то, что мы с вами русские люди... Но случилось чудо! И я узрел эту по-настоящему достойную ленту!

Что особенно подкупает в «Расколе» так это то, что этот фильм был снят достаточно близко к историческим реалиям и не вызывает того отвращения и боли, которые появляется при просмотре современных подделок на один час. В этом фильме мы лицезрим, без лишней фальши и надуманности, существования наших предков живших в период Никоновских реформ, середина XVII века. Мы видим, как по настоящему верующие люди чтили Бога и шли за него в огонь! Страдали в ямах от голода и лишений, но продолжали молиться в покаянии! Видим как начинались сами реформы и сколько боли они принесли русскому народу, боли, которая привела к расколу церкви на «никониан» и «старообрядцев»! И самое главное, мы ощущаем сердцем происходящие на экране трагические события тех далёких времён.

Актёрский состав очень гармонично вписывается в общую картину древней Руси! Типажи актёров, сыгравших исторических личностей, подобраны очень хорошо и не вызывают отторжения у кинозрителя. Так же, смотря Раскол, мы не замечаем ненужной пафосности и глупой недосказанности, которые присущи современному кино. Костюмы убранство деревень и даже традиции древних веков тоже близко к реалиям той эпохи. Особенно меня поразило музыка в этой ленте! Живые древнерусские напевы, по настоящему трогают за душу и напоминают нам о том, кто мы есть на самом деле.

Об этом фильме можно говорить и рассуждать очень долго, но главное что хочется сказать это то, что режиссёру Николаю Досталю и всей съёмочной группе в целом удалось проделать трудную, но очень нужную работу! Работу, которая показывает нам на собственном примере! Что при нужном и здравом подходе, при любви и уважении к русской истории, можно снять по настоящему сильное кино... Кино с большой буквы!

9 из 10

04 октября 2011 | 16:02
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: