Путешествие в недры финской души в вечернем Хельсинки
Вот и началась осень, а вместе с ней и потребность в осеннем кино. Поэтому глаза (и руки) наконец дошли до фильма Аки Каурисмяки 'Опавшие листья' (Kuolleet lehdet), который я откладывал на просмотр еще год назад. Фильм произвел фурор в Каннах собрав 3 награды, а также номинировался от Финляндии на Оскар. Публика тоже тепло приняла сие творение. Учитывая также количество времени проведенного в этой северной стране я не смог пройти мимо.
Два человека. Обычных человека с обычной работой. Их сложно назвать счастливыми, но они пытаются не унывать в довольно депрессивном городе. Случайная встреча в баре, случайные гляделки. Спустя какое-то время оба теряют работу, платить за счета нечем. Но судьба сводит их вновь и вновь, даже потерянная бумажка с телефоном не может остановить этот роман.. Или может ? 'Пациенты в коме могут подождать 5 минут, а могут и больше'.
Фильм пропитан чисто финским черным юмором, но многие шутки будут понятны и российскому зрителю. Хороший саундтрек, который содержит как финскую классику, так и более современные композиции. Даже творчество Чайковского почтили. Что еще важно - можно легко потеряться, в какой эпохе происходит действие, за счет съемки на пленку в серых тонах постоянно кажется что это 90-е. Но потом героиня идет в интернет кафе и получает новенький ноутбук HP. Режиссер явно хотел показать, что эпохи меняются, а проблемы людей остаются прежними - работа, семья, здоровье. А плохие новости с радио хочется просто переключить на музыку.
'Почему ты в депрессии? -Потому что я очень много пью -А зачем ты тогда очень много пьешь? - Потому что я в депрессии'
7.5 из 10
Фильм можно найти только у пиратов в не самой лучшей озвучке, но выбирать не приходится
В своём новом фильме «Опавшие листья» Аки Каурисмяки с душой и мастерством художника рисует портрет двух одиноких людей, затерянных в бездушном городе. Анса и Холаппа встречаются в караоке в Хельсинки. После первой встречи и нескольких неуклюжих слов герои расстаются. Но у жизни, как и у природы свои законы. Словно листья, которые опадают и распускаются снова, они встречаются вновь.
Каурисмяки снимает простой фильм, полный меланхоличной красоты. Камера Тимо Салминена, его постоянного оператора, передаёт атмосферу города Хельсинки с помощью палитры серых и охристых оттенков, которая отражает одиночество и суровую жизнь главных героев.
Режиссёр использует стоп-кадры, чтобы дать возможность зрителю созерцать происходящее. Персонажей часто обрамляют пустые пространства, это подчёркивает изоляцию и расстояние между ними.
Естественный свет играет в фильме основополагающую роль. Каурисмяки максимально использует мягкий свет скандинавской зимы и создаёт интимную и меланхоличную атмосферу. Напротив, те немногие сцены, которые происходят в помещении, освещены холодным резким искусственным светом, что усиливает ощущение запустения.
Сюжет фильма максимально простой. Это сделано для того, чтобы поговорить по душам со зрителем, донести глубину переживаний персонажей. Каурисмяки уважает своих героев, не позволяет им стать карикатурами на самих себя.
Финский режиссёр рассказывает нам о втором шансе, поиске света во тьме и простой красоте человеческих взаимоотношений. Он напоминает нам, что счастье можно найти в самых повседневных вещах, например, в чашечке кофе или в прогулке среди опавших листьев.
'Опавшие листья' - очередная разлитая по Хельсинки меланхолия от Аки Каурисмяки, где два одиночества всё-таки находят друг друга
Olen vankina taalla ikuisesti
Myos hautausmaata kiertavat aidat
Kun paattyisi viimein maallinen pesti
Mut syvempaan kuitenkin maahan vain kaivat
Она работает в ночном супермаркете, расставляет по полкам замороженные стейки и иногда заходит с коллегой в караоке-бар на районе. Но никогда не поет. Он работает слесарем на заводе, паяет железные пластины и иногда заходит с коллегой в караоке-бар на районе. Но никогда не поет. Однажды он и она оказываются за соседними столиками, неловко наблюдая, как их коллеги устраивают флирт между собой.
Примерно так начинается каждый второй фильм главного финского режиссера в истории кино. Меняются профессии, актеры, но неизменным остается ночной Хельсинки, чаще октябрьский, реже мартовский, и общая атмосфера непреходящего одиночества. 'Опавшие листья' почти сразу можно узнать по почерку, интонациям и полутонам. Последние вообще главный творческий метод Каурисмяки, в чьей вселенной всегда лучше недожать карандаш, чем пережать и оставить на бумаге слишком толстый след.
'Опавшие листья' перегружены финской музыкой. Она здесь не просто создатель нужной атмосферы, а полноценный участник действа. Вот песня о гроздьях рябины от полулегендарного Генри Тила из 1960-х, детства режиссера, времени, когда Хельсинки казался самый большим и самым счастливым городом мира. А вот уже инди-баллада от модной группы с текстом, что 'мы больны одиночеством, и если мы умрем, то похороните нас туда поглубже'. Тот же Хельсинки, те же улицы, тот же бар. В этом калейдоскопе музыкальных образов - личная эволюция Каурисмяки, его отношений с городом, так и оставшимся для него главным спутником по жизни.
Стандартная притча про 'встречу двух одиночеств' приобретает здесь иное агрегатное состояние. Она разлита по улицам вечно сонного, такого холодного города, где быть одиноким - нормальный порядок вещей. Закрыться дома, завести собаку, включить радио. Нет, выключить, там снова про Украину, Россию, какие-то войны. В 'Опавших листьях' если чего и нет, то осуждения. Рутинизация ужаса, полный игнор всех бед мира, сворованный сэндвич из супермаркета. Нет, Каурисмяки не готов осуждать никого. Как вообще можно осуждать заболевшего за его болезнь. А одиночество для Аки, конечно, является таковой. Только вот как лечить этот недуг, человечество все еще не придумало.
Ждет ли счастье больных одиночеством? Есть ли хотя бы один шанс на ту самую встречу? Каурисмяки по-вудиалленовски отдает право на ответ случаю. Оказаться в одном караоке-баре. Случайно встретиться взглядами. Осознать, что случайности неслучайны. Проявить храбрость, сделав шаг первым. Попасть в беду, когда всё идет к хэппи-энду. Да просто-напросто потерять скомканный листок с самой важной информацией в жизни. Выжить, в конце концов.
Каурисмяки создает свой герметичный мир, за которым он просто наблюдает. Не столько показывает, хотя, конечно, показывает, сколько знакомит зрителя с ощущениями, рабом которых давно стал сам. Поэтому в фильмах финна так много старого кино. Мелькают афиши фильмов Лина, молодой Бельмондо с плакатов нувель ваг, собаку непременно зовут Чаплин. Каурисмяки видит мир таким, каким видит. Поэтому его фильмы не столько мастерская ремесленника, сколько киносеанс внутри киносеанса.
Наконец, 'Опавшие листья' - это история о счастье среди несчастья. Если бы carpe diem и имело физическое воплощение, то искать его стоило бы в свете разрезающих уличный туман фонарей Хельсинки. Под их едва уловимым бликом лучше всего видны упавшие с осенних клёнов листья.
А что если эти клёны - весь мир. А что если эта осень - вся жизнь. А что если эти листья - все мы.
Когда я окончательно умру, закопайте меня поглубже.
Авторская трагикомедия Аки Каурисмяки, отхватившая три 'ветки' в Каннах - тот случай, когда запустил кино-показ, ни на что не расчитывая, и в итоге то ли приуныл, то ли посмеялся при этом. Теплое, но при этом отстраненное произведение, способное увлечь вас на без малого полтора часа и оставить с мыслями о межполовых отношениях на финальных титрах.
Это первая картина Аки, с которой я ознакомился, и можно уже делать промежуточные итоги: для обеспечения 'живости' происходящего на экране Каурисмяки прибегает к банальному - минимальный бюджет, дефолтная 'техничка', ноунейм-актеры, которых вы вряд ли знаете, и поэтому в данный перформанс ты воистину веришь. Местами странная, местами грустная, но в итоге ироничная история о двух одиноких людях, которые встретились в полуночном Хельсинки и почувствовали друг к другу притяжение. Местное кредо 'Ты - классная баба, я - классный мужик' - это именно то, как хочется обозначить данный фильм. Счастье в мелочах, а чувства - это не что-то высокопарное и мифическое. 'Опавшие листья' выстреливает не только в долгосрочной перспективе, но и в разрезе времени: общая политическая обстановка и постоянные радио-новости о непрекращающейся зарубежной войне не столь важны, когда в своей жизни бардак, и это тут действительно круто и комично обыгрывается. Мы живем здесь и сейчас, и вопросы решаются по мере их поступления.
Актерские работы нормальные: Альма Пёвсти и Юсси Ватанен - странная парочка, за которой действительно забавно наблюдать. Дикая химия, которой сопереживаешь. Операторская работа и монтаж на хорошем уровне. За саунд-дизайн отдельный респект, особенно за лайв-выступление коллектива Maustetytot. И смешно, и меланхолично. Пост-продакшен ок.
'Kuolleet lehdet' - кино, в которое веришь. Картина, способная согреть своей непредвзятостью в один из холодных весенних вечеров. История, прошедшая мимо массового зрителя, но мотивирующая лично меня ознакомиться и с другими работами автора. Дескать, может я найду в его фильмографии нечто похожее: простое, универсальное, живое.
Анса (Альма Пёвсти) работает в супермаркете до тех пор, пока ее не ловят на краже просроченного бутерброда. Холаппа (Юсси Ватанен) — грустный слесарь, который теряет работу из-за пьянства. Случайная встреча в караоке-баре оказывается судьбоносной для героев. Однако судьба сговаривается против них и их пути расходятся ведь счастье в фильмах Каурисмяки добывается с большим трудом. Холаппа изо всех сил пытается увидеть будущее за пределами своего алкоголизма, а Анса берет под опеку маленькую бездомную собаку. Но все же до последнего теплится надежда, что пути героев вновь сойдутся.
В 2017 году финский режиссер Аки Каурисмяки объявил, что «По ту сторону надежды» станет его последним фильмом. Шесть лет спустя режиссер вернулся на Каннский кинофестиваль с фильмом «Опавшие листья» который служит дополнением к его «Пролетарской трилогии», состоящей из фильмов «Тени в раю» (1986), «Ариэль» (1988) и «Девушка со спичечной фабрики (1990). «Опавшие листья» покинули Канны с призом жюри.
Тимо Салминен, бессменный оператор-постановщик Каурисмяки создает идеальный минималистический мир, где нет ничего лишнего, а теплый вечерний свет, нежно ласкающий лицо уставшей Ансы в общественном транспорте и пробивающийся сквозь залитые дождем окна создает уютную и безопасную атмосферу для героев. Многие кадры, по словам актеров были сняты с первого дубля без изнуряющих репетиций, что придает фильму некую сырость и реалистичность. Немногословность и прямолинейность героев даст зрителю возможность взглянуть на мир другими глазами, где каждый говорит, что у него на уме, не заполняя неудобные паузы пустыми разговорами.
Действие фильма происходит в современном Хельсинки, однако благодаря выбору саундтрека и ретро-цветовой палитре, создается ощущение, что жизнь в этом городе остановилось где-то в 1980-е годы. Время словно стоит на месте, а одинокие души Анса и Холаппа настолько заняты повседневной рутиной, что удивительно, как им удалось заметить друг друга в караоке-баре, где причудливо смешивается рок-н-ролл с финским танго и серенадой Шуберта.
Несмотря на то, что с первых минут «Опавшие листья» пронизаны безысходностью и отчаянием эта сдержанная человеческая история неожиданно очаровывает, и воодушевляет своей простотой. На протяжении всего фильма герои находят и теряют друг друга и когда кажется, что они потеряли друг друга навсегда, судьба внезапно дает им второй шанс. Абсолютно невозмутимая игра актеров совершенно не затмевает волнующую надежду их персонажей на то, чтобы положить конец одиночеству и разочарованию, которые определяли их жизнь.
Бары, мотели, автобусные остановки, а также глухие нетронутые цивилизацией уютные углы финской столицы – неизменные локации мира под названием Каурисмяки. Великий финн, когда-то в начале 80-х поставивший новый флажок на карте кинематографической истории, тем самым заново открыв кино-миру Финляндию, до сих пор верен себе. Его герои все те же «маленькие горожане», снующие по улицам мрачного тёмного города, похожего на холодный космос, плевать хотевший на их чаяния, надежды, и мечты о другой, новой качественной жизни.
Герои картины Анса и Холоппа, обитающие в нашей эпохе, почти Илона и Никандр из фильма Каурисмяки «Тени в раю» 1986 года, или Таисто и Ирмели из «Ариэль» 1988- ого, а может Анса это тень Ирис из «Девушки со спичечной фабрики» 1990-ого? «Пролетарская трилогия» Каурисмяки продолжается… Конечно под привычные музыкальные номера, излюбленный драматургический прием финна. И в любимой локации – городе Хельсинки.
Скромная работница супермаркета Анса и молчаливый слесарь-алкаш Холоппа, как и прежние герои «пролетарских фильмов» Аки Каурисмяки, – снова опавшие листья, тени из прошлого, их время будто уже вышло, шансы обрести себя в современности не использованы, каждая новая работа хуже прежней, личная жизнь одинока и предсказуема… Все словно близиться к неминуемой зиме, когда уже даже опавшим листьям не найдется места в этой мрачной реальности. А тут еще и новости о мировых конфликтах, правда идущие по радиоволнам, где-то далеко, пугающие, но пока невидимые, иллюзорные. От будничной депрессии и от международных конфликтов – вакцина у Каурисмяки всегда была и остается одна – любовь. Есть правда еще вторая – алкоголь. Но по сюжету фильма – с бухлом герою придется завязывать…
В трагикомедиях Каурисмяки, взрослые люди ведут себя словно подростки, не знающие как начать, подступиться к самому главному событию в кульминации свидания. Зато они отлично осведомлены как ни с того ни с сего попасть под поезд, выйдя из отеля, или, случайно завернув за угол, найти собаку и сразу взять ее домой. И назвать собаку - Чаплин. Бродяга Чарли ведь тоже во главу угла ставил цель - найти себе немного места под солнцем. Но был в меру скромен, чудаковат, не от мира сего. Поэтому, все время в попытках контактировать с реальностью, получал оплеухи, пинки и ссадины. Спасала только врожденная невозмутимость. Отсюда, из большого кинематографического сердца маленького человека в котелке и с тростью в руке и являются тени, герои фильмов Аки Каурисмяки. Слишком интровертные, чтобы сходу вписаться в «этот О новый дивный, дивный мир!» А чтобы этим маленьким лошадкам было едва ли легче нести свою тяжелую ношу, Каурисмяки лишает их айфонов, больших денег, и прочих излишеств цивилизации. Зато у них остается время слушать играющую только в их голове симфонию, и мечтать о большой любви. И облачаться в яркие матовые цвета на фоне тусклой фактуры современности.
Кинолента «Опавшие листья» изобилует любимыми фильмами и цитатами из истории кино. Где-то на втором плане мелькает афиша фильма «Рокко и его братья» с юным Аленом Делоном, или облик вымазанного в синий грим Бельмондо в образе «Безумного Пьеро» Годара. Также Анса и Холоппа смотрят в кинотеатре крайний фильм Джима Джармуша «Мёртвые не умирают». «Как же Билл Мюрей справился? Там же было столько зомбаков?» - недоумевает Анса после фильма. Да, воистину, Аки Каурисмяки великий юморист! Так тонко и талантливо стебаться над своим другом Джармушем. Так тонко, когда друг Джим тоже, наверняка, оценит иронию по сторону Атлантики.
Финская кинолента 2023 года «Опавшие листья» может сколько угодно казаться не темпераментной, сколько угодно можно читать критику о декоративности и не современности кинопространства, и сколько угодно «в сердцах» можно произносить: «ах, Каурисмяки уже не тот…». А ведь именно что тот! Аки как всегда удалось снять фильм о вечных ценностях, остающихся актуальными в любую эпоху. И остаться верным своему, ни на кого не похожему, визуальному кино-стилю.
После просмотра этой киноленты стопроцентное ощущение, что «пролетарская (теперь уже) тетралогия» будет иметь продолжение, даже если режиссер и ресторатор (в одном лице) Аки Каурисмяки вновь запоет свою излюбленную «песню»: «дескать, всё, это был мой последний фильм, пойду-ка лучше открою новый бар».
Опавшие листья – первая для меня полнометражная картина Каурисмяки. Давно я видел одну его работу в альманахе короткометражных фильмов, и тогда не остался под большим впечатлением. Иронично-высокомерно-ласковое описание жизни рабочего класса, их причудливо-ничтожные диалоги, ценности и проблемы.
В Опавших Листьях я увидел все то же самое. Но, черт побери, в какой классной, самобытной качественной форме. Да, местами это похоже на скетчи а-ля «Городок» или «Осторожно модерн», но в сотню раз поэтичнее и эстетичнее. Нам может не быть близок стиль жизни таких людей, непонятен, неясно как им сочувствовать, как понимать их диалоги? Люди и двух слов то связать не могут за 1,5 часа? Но не в этом ли прелесть знакомства с новым, Другим с большой буквы? Трудно, но необходимо уметь залезть в шкуру разных персонажей. Приятных или не очень, умных и чудаковатых. Мерзких или милых, как эти. Милых, жалких чудаков. Они тоже имеют право на жизнь! Имею право на любовь, на работу, зарплату, еду и развлечения! Они делают это по-своему странно. Зажато, робко, жалко, ну и пусть.
Эта прекрасная пара людей, начало отношений которых можно в реальности увидеть на каком-то корпоративе большой бюджетной организации. Такое вот нелепое и трогательное. Таких героев много в реальности, у них тоже можно чему-то поучиться. Отсутствию пафоса, надменности, меркантильности. Аки Каурисмяки выражаю глубокий поклон за такой фильм! Он очень технично, в ретро-эстетике снял на пленку фильм, как будто сошедший с 70-х годов. Но мы слышим какие новости раздаются из приёмника главной героини. Они не кажутся ей жуткими, ведь её жизнь сводится к вопросам быта и выживания. «Личное – это политическое»,-заявляли феминистки в 60-х годах прошлого века. Каурисмяки чутко подмечает и изящно демонстрирует, как любовь, общество и одиночество фундаментально связаны с политической реальностью, неравенством, бедностью. Но в итоге оставляет надежду на чудо. Браво.
В этом году почти во всех списках лучших фильмов за прошлый год можно было встретить две картины - французский триллер 'Анатомия падения' и финскую комедию 'Опавшие листья'. Time, например, вообще отдал 'Опавшим листьям' первое место. А Каннский кинофестиваль вручил ему приз жюри. Зрители от этого фильма тоже в восторге - рейтинги 7,6 в Кинопоиске и 7,5 в IMDB говорят сами за себя.
'Опавшие листья' - это история двух взрослых одиноких людей, проводящих дни за тяжелой неинтересной физической и малооплачиваемой работой. Мужчина в свободное время развлекает себя выпивкой. А женщина - разговорами с подругой.
Однажды мужчину пытается уговорить сходить в караоке его сосед. 'Крутые парни не ходят в караоке', - говорит наш герой. Ему отвечают 'Ты не крутой парень'. А он меланхолично произносит: 'Да, но я мог бы им стать'. Короче, в итоге эти двое отправляются в караоке и друг даже поет одну романтическую песню.
Вернувшись со сцены, с другом заговаривает сидящая по соседству женщина. И тут наши герои впервые встречаются - он смотрит на нее, она на него. Их друзья ведут странный разговор о возрасте, а они лишь смотрят друг на друга и не решаются заговорить.
Пройдет немало времени и несколько случайных встреч, пока эти двое все-таки заговорят друг с другом. Они даже сходят на свидание. Но... В тот же вечер наш герой потеряет оставленный женщиной телефон. Имени ее он не знает, где она живет тоже.
'Опавшие листья' - трогательная забавная история о зарождении любви и многочисленных препятствий, которые героям нужно преодолеть на пути к воссоединению.
Но. Это вовсе не голливудская романтическая комедия. Тут абсолютно нет стандартных сюжетных ходов, которые моментально всплывают в сознании каждого из нас. Это фильм финна Аки Каурисмяки. А это значит, что зрители увидят минималистичную историю, где все персонажи очень похожи на безэмоциональных роботов, которые все-таки испытывают где-то в глубине своего естества искренние теплые чувства. Если вы смотрели 'Звездный путь', то фильмы Аки Каурисмяки - это будто история про вселенную, где все герои похожи на Спока.
Россияне к 'Опавшим листьям' могут испытать противоречивые чувства, так как герои фильма постоянно слушают радио. А радио постоянно сообщает трагичные новости о событиях в Украине 2022 года. Герои этого фильма, кстати, существуют будто-бы сразу в двух временных плоскостях. С одной стороны они точно живут в настоящем - новости и огромные счета за электричество точно дают нам знать, что на календаре 2020-е. А с другой стороны быт, одежда, поведение героев будто-бы являются зарисовкой из далекого прошлого, где не было даже телевизоров.
'Опавшие листья' безусловно достойный просмотра фильм. Легкая романтическая история, в которой живет добро и оптимизм. Но повышенный интерес публики именно к этому фильму 66-летнего Аки Каурисмяки скорее объясняется успешной маркетинговой кампанией американского дистрибутора в лице MUBI, чем его выдающимся содержанием.
“Опавшие листья” - виртуозная работа финна Аки Каурисмяки, в которой нет сложных подтекстов и философии, но зато есть простые и понятные каждому человеческие чувства, для которых нет преград. В центре сюжета двое людей из рабочего класса – оба едва сводящие концы с концами в одном из районов Хельсинки, в котором, как кажется, есть всего две точки притяжения: бар и кинотеатр. Китчевость здесь и в интерьерах, и в разговорах, и в музыкальном сопровождении, и в выражении лиц всех персонажей.
Фразы жителей финской столицы словно чеканятся по металлу, а жестикуляции выглядят максимально театрально, при этом все люди в картине практически неживые, а эмоции Каурисмяки вытаскивает из кармана ровно в ключевые моменты фильма. На контрасте в ряде моментов поражает живость и язвительность шуток, которые то и дело произносят персонажи, а также уморительные попытки посетителей бара развлекаться исполнением песен в караоке. Однако практически никакие “увеселительные” действия лиц жителей Хельсинки не меняют - все остаются в своем замкнутом круге рутины. На фоне по радио бесконечно звучит сводка новостей о боевых действиях на Украине, которая после третьего-четвертого включения тоже начинает читаться как издевка, а впоследствии главная героиня и вовсе устает от этого, произнося “Чертова война!”
Каурисмяки блистательно выделил цветом историю любви живущих близко к черте бедности персонажей и их робкое стремление не быть в одиночестве. На фоне бесконечно серой действительности эти чувства выглядят ярко и живо, а отдельную улыбку каждый раз вызывает причудливая собачка, которую решила взять к себе домой главная героиня.
'Опавшие листья' - уже двадцатый полнометражный фильм Аки Каурисмяки, и вновь ему удалось снять прекрасную тихую историю о любви, отчаянии и надежде.
Чем мне нравится этот финский режиссер, так это тем, что на протяжении всех этих лет он неизменно остается самим собой. Его фильмы узнаешь сразу: простой сюжет, приглушенные цвета, минималистичные интерьеры, персонажи рабочего класса, и всегда кто-то поет. Всем этим, конечно же, наполнена и новая работа 'Опавшие листья'.
Главные герои картины - скромные жители Хельсинки, чья жизнь непримечательна и однообразна. Анса работает продавщицей в супермаркете, а Холаппа - рабочим на заводе. Они честно зарабатывают себе на самый минимум, периодически теряя работы и устраиваясь на еще худшие. Холаппа к тому же злоупотребляет алкоголем, не видя никаких перспектив. Однако как вырваться из такой беспросветной жизни? Ответ Каурисмяки незатейлив - с помощью любви. Сможет ли тихое чувство, зарождающееся в сердцах двух одиноких людей, выброшенных на обочину судьбы, сотворить чудо и есть ли надежда на спасение?
Весьма душевный получился фильм, здесь и грустно и весело, романтично и мрачно. Песни очень точно передают атмосферу и эмоции персонажей. Много классических песен известного финского певца Олави Вирта, судьба которого в чем-то перекликается с судьбой экранного Холаппа.
Не только к музыке делает отсылки Каурисмяки: не забыл и про своего давнего товарища и коллегу по кино Джима Джармуша. Когда Анса и Холаппа приходят в кинотеатр, там крутят зомби-фильм Джармуша 'Мертвые не умирают'. Удачная отсылка, и как бы еще один намек на душевное состояние героев. Много здесь упоминаний как прошлого, так и текущих печально известных событий.
Теперь о ролях: Альма Пёвсти и Юсси Ватанен справились отлично, но отдельно хочется отметить еще одну сильную актерскую работу. Милый бездомный пес, которого героиня забирает к себе и называет Чаплин, прекрасное украшение картины.
В общем, если вам нравится Каурисмяки, то придется по душе и данный фильм, хотя и не самый лучший, на мой взгляд. Если же ничего не смотрели у финского мастера, 'Опавшие листья' - хороший повод познакомиться и открыть для себя мир финского кино. В любом случае фильм достойный и заслуживает просмотра.