«Какие красивые дома, а одни нацисты, одни фашисты».
На сегодняшний день снято множество картин посвященных Холокосту. Но, к сожалению, мы привыкли воспринимать произошедшее только в узком смысле, более того, существуют те, кто подвергает сомнению факт преступления против человечества. На самом деле эта трагедия коснулась не только еврейского народа (хотя, безусловно, больше всех пострадали евреи). Само понятие «Холокост» в широком смысле означает преследование и уничтожение нацистами представителей разных этнических и социальных групп. И узниками концентрационных лагерей были также поляки, цыгане и советские красноармейцы. Однако, в отличие от остальных, советские люди обладали невероятной организованностью. Возможно, именно поэтому, многие считают, что им было не так ужасно, как другим смертникам.
«Охота на зайцев» австрийского режиссера Андреаса Грубера повествует о реальных событиях во время Второй мировой войны: побег советских военнопленных из концлагеря Маутхаузен в ночь с 28-го на 29-е января 1945-го года.
Двадцатый блок Маутхаузена – барак, так называемых, «Toter». Узников даже не клеймили, поскольку по плану заключение составляло несколько недель, затем их ожидала газовая камера и крематорий. «Привилегированные» пленники не входили в состав «рабочих». Вместо непосильного труда, узники должны были выполнять «физические упражнения», их буквально загоняли до смерти. Условия существования были кошмарными, барак продувался со всех сторон, не было даже нар, люди спали на голой земле, ежедневно подвергаясь изощренным пыткам и издевательствам со стороны фашистов.
Ночью 28-го января, разработав план побега, измученные, больные, изможденные люди совершили подвиг, на который, казалось, физически не были способны. Вооружившись первым, что попалось на глаза, они ринулись в бой по пути к свободе. Пленники в полосатых робах на окровавленных ногах бежали по снегу. Большая часть погибла уже в самом начале, остальные же постарались укрыться в лесу и в местной деревушке близ Линца. Каждый, кого находили немецкие солдаты, тут же погибал, получив пулю в лоб. Не было ни жалости, ни сострадания. Немцы вели строгий подсчет, отмечая на доске мелом число убитых беглецов. Ни один сторонник идей фюрера не раскаивался в содеянном.
Естественно, что при сложившейся ситуации спасение без посторонней помощи просто невозможно. Надежда была только на приют у мирного населения, запуганного захватчиками. Помогать никто не рвался, но среди всех, находились такие люди, как Фредл Карнер (Райнер Эггер) и его семья - скромные жители оккупированной Австрии, которые не могли спокойно смотреть на злодеяния нацистов. После объявления тревоги, Фредл был обязан исполнять приказания нацистов и активно помогать им в поисках беглецов. Однако, при первой же встрече с беглыми пленными, Карнер сделал вид, что никого не заметил. Подвергая себя смертельному риску, Карнеры спасли от гибели двух красноармейцев – Михаила (Оливер Брумис) и Николая (Мераб Нинидзе). Хорошо накормив и предоставив одежду, Карнеры укрывали их сначала в сарае, а затем у себя в доме. Сам же Фредл постоянно старался помочь остальным узникам, которых встречал на своем пути. Именно за сочувствие к одному из пойманных «зайцев», он был арестован и отправлен в линцевское гестапо. Тем не менее, его сестра (Кирстен Неберг) и мать (Эльфриде Ирраль) не пошли на предательство и продолжали прятать советских солдат на чердаке.
Известно, что из 500 человек спастись удалось всего лишь 11-ти, хотя в фильме говорится только о 9-ти. А Михаил и Николай, скорее всего М. Рыбчинский и Н. Цимколо, которых укрывала у себя в доме семья Лангталер – «Одна на всю Австрию».
Картина Андреаса Грубера хорошо отражает тот факт, что красноармейцы были обречены на смерть в фашистских лагерях. Но, несмотря ни на что, их невероятная сила духа и мужество являются примером для последующих поколений. Этих людей было не сломить.
10 из 10