всё о любом фильме:

Кочегар

год
страна
слоган«13-ый фильм Алексея Балабанова»
режиссерАлексей Балабанов
сценарийАлексей Балабанов
продюсерСергей Сельянов, Ирина Павлова
операторАлександр Симонов
композиторДиДюЛя
художникАнастасия Каримулина, Вячеслав Кишкун
монтажТатьяна Кузьмичева
жанр драма, криминал, ... слова
сборы в мире
$183 640 сборы
сборы в России
зрители
Россия  28.7 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время87 мин. / 01:27
Время и место действия: Санкт-Петербург, середина 90-х годов ХХ столетия, главный герой — майор в отставке, работает в кочегарке, и в свободное время на старенькой печатной машинке пишет рассказ. Однако затворника-кочегара часто посещают самые разные гости…
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (1083)
ожидание: 83% (1700)
Рейтинг кинокритиков
в России
75%
3 + 1 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Тизер 01:06
    все трейлеры

    файл добавилFilin

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1572 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Давно не ходил в кино, и, признаться, не скоро теперь ещё пойду.

    Фабула фильма такова: угольные компании активно вытесняются с рынков «Газпромом» с его программой газификации, и топ-менеджеры на корпоратив смогли пригласить только ДиДюлю. У него дела тоже не особенно хороши. Положение многих героев-афганцев тоже незавидно. И тогда Алексей Балобанов решается на съёмки новой своей ленты «Кочегар», убивая сразу массу зайцев.

    Сюжет очевиден. Если бы герои ходили немножко быстрее, фильм можно было сократить едва ли не вполовину. То, что будет дальше, очевидно в любой момент. С тридцатой минуты каждому становится понятным, что «сейчас будет мясо». Главным вопросом для зрителя остаётся только способ расправы кочегара над обидчиками. Жёлтые туфли в начале — просто притча во языцех.

    Смотреть фильм можно лишь воспринимая его как продолжение традиций Тарантино, с пивом и чипсами, ржа, не смеясь, а именно ржа над каждым моментом.

    6 ноября 2010 | 15:19

    Балабанов, на мой взгляд, единственный российский режиссер, который умеет снимать кино. После скандального «Груза 200» и вольной экранизации Булгакова «Морфий», которые были сняты в наиболее мрачном, депрессивном ключе и получили довольно смешанные отзывы критиков, Алексей Октябринович решил снять почти камерный, с мизерным бюджетом (по слухам, $50,000) фильм, где на главные роль взяты неизвестные актеры. Фильм ждал сильно, и он ни капли не разочаровал. Увидел все то, что хотел и что ожидал увидеть в фильме Балабанова.

    Сюжет фильма разворачивается в небольшом городке, где на улицах лежит снег, повсюду обшарпаные ветхие здания и люди ходят в пушистых зимних шапках. В этом городке в своей кочегарке живет и трудится кочегар Иван Скрябин, участник войны в Афганистане, герой Советского союза, ныне контуженый. В его кочегарку время от времени заходят бандиты — бывшие однополчане кочегара, что бы закинуть в печь пару трупов, дочь — чтобы попросить у отца деньги, и две девочки, что бы посмотреть на огонь и послушать рассказы о плохих людях. Сам кочегар в свободное время пишет рассказ на старенькой печатной машинке и разделяет людей на хороших и плохих.

    Кочегара окружают сплошь плохие, корыстные люди. Как и впредыдущих двух фильмах Балабанова — одни уроды. Эгоистичная и стервозная дочь, качающая из отца деньги, её завистливая подруга, друзья кочегара, которым нужна лишь его печь, что бы сжигать в ней трупы. Единственный положительный персонаж фильма — сам Кочегар. Он спасал людей в Афгане, любит свою дочь, верит бандитам, что они убивают плохих людей. И верит в хороших людей. До поры до времени.

    Фильм получился на сто процентов Балабановским. Режиссерский почерк автора «Брата» и «Про уродов и людей» чувствуется с первых минут. Алексей в очередной раз доказал, что он является лучшим российским режиссером. В отличие от Феди Бондарчука и дворянина Михалкова, которые для своих последних фильмов взяли бюджет, сравнимый с голливудским, и при этом подсунули зрителю редкостный фуфел, Балабанов за небольшие деньги снял душевную и мощную картину, которая вряд ли оставит зрителя равнодушной. Пусть учатся у Балабанова, как снимать кино.

    Немалую часть экранного времени герои ходят по заснеженным улочкам под сентиментальную музыку Дидюли или просто молчат. Диалогов в фильме немного, но они здесь и не так важны. Убийства в фильме происходит настолько легко, что иногда кажется, что это и нечеловеческая жизнь вовсе. У бандитов клички: сержант и бизон, имена их не называются, будто они и не люди вовсе. Все персонажи, кроме Кочегара — уроды. Единственный положительный, как я упоминал раньше, это сам Кочегар, в блестящем исполнении актера Якутского академического драматического театра им. П. А. Ойуновскоого, Михаила Скрябина, который наделил своего героя искренностью и человечностью.

    У Кочегара доброе сердце, и с ним, в его безжалостно время, к сожалению, выжить было невозможно. Он по-детски наивен, верит сержанту, когда тот говорит, что он убивает только плохих, верит в любовь своей дочери и верит в хороших людей.

    «Кочегар», на мой взгляд, фильм о том, что в нашем мире выжить с добрым сердцем практически невозможно.

    В общем, кино получилось мощным, реалистичным, правдивым и трогательным. Почерк Балабанова чувствуется и в атмосфере, и в немногочисленных диалогах. Поклонникам режиссера — смотреть обязательно. Остальным — тоже. Балабанов — мастер. Лично для меня, «Кочегар» — лучший российский фильм года.

    18 октября 2010 | 00:01

    Кочегар. Интересная картина Балобанова, впрочем, как и остальные его фильмы. Эта работа не похожая совершенно, ни на что из ранее снятого им материала, да и вообще кем-либо в мире, уже по обыкновению своему произвела фурор. В нашем обществе всё чаще я наблюдаю развитие тенденции — навешивания ярлыков. Они повсюду, что бы ни сделал человек, тут же на него лепят ярлык, тут он такой, там он другой. Некоторые принимают эти ярлыки и замещают ими собственное мнение и мировоззрение, собственное «Я» в конце концов. Такие люди могут вызывать лишь жалость, их поступки предсказуемы, а мысли посредственны с ними неинтересно и скучно. Но есть и такие как Алексей Балобанов — люди, которые ярлыки с себя стряхивают как пылинки с плеч пиджака. Легко и не принуждённо.

    Как же мало на самом деле осталось честных, не боящихся инноваций режиссеров. Тех, кто не думает, о кинематографе как о прибыльном бизнесе, снимая фильмы для имбецилов которые готовы смотреть любую дрянь, сдобренную сексом и спецэффектами. Естественно после просмотра такой картины как «Кочегар» подобную публику может просто переклинить. А из-за отсутствия в большинстве своём у нас нормальных фильмов в кинотеатрах, очень сложно собрать приличную аудиторию и сделать подобные фильмы хотя бы окупаемыми. Здесь Алексею можно кланяться в ноги, человек, как и многие Русские великие творцы, разных времён и профессий работает на голом энтузиазме, не пытаясь угодить, кому бы то ни было.

    Что происходило в 90-е годы в России? Тогда после Афганистана и перед Чечнёй, люди были в оцепенении, царила разруха от самого низа до самых верхов. Для того что бы подчеркнуть эту обстановку и вывести её на первый план, режиссер избрал минимализм, как основной стиль в съёмке, диалогах и даже музыке. Не каждая история может завладеть всеобщим вниманием, не каждый герой может удостоиться славы, но это не значит что события, происходившие, где-то там, в 90-х не имеют права быть экранизированными.

    Негодование зрителя, его непонимание им не таких уж и сложных метафор говорит лишь о его развращённости и привычности к западным стандартам. Вы слишком плохо знаете Россию если не чувствуйте этот фильм, ведь это по сути и есть настоящая жизнь на экране, где нет громких речей, и гениальных диалогов, где герои не отличаются харизмой и пластичностью движений. Всё просто и обыденно на столько, что начинаешь понимать, вот что такое гениальная работа режиссера.

    В который раз Балабанов удивляет своей работой, я рад, что есть ещё такие режиссеры. Посмотрел «Кочегара» уже четыре раза, уверен, что посмотрю ещё не раз.

    10 из 10

    29 января 2013 | 16:02

    Очередной чернушный фильм от господина Балабанова.

    После просмотра последних его фильмов испытываю только отвращение. Не понимаю для чего он их вообще снимает. Видимо человек тонко чувствует потребности нынешней аудитории: жестокость, кровь, насилие, национализм. Очень это опасно для нынешней России. Почти самоубийство. И ведь что особо страшно, то что этот «шедевр» по-любому найдет своего зрителя. Это не искусство это помойка. У любого фильма должна быть какая-то цель или мораль иначе фильм лишен смысла. Так вот я считаю это фильм бессмыслен.

    Если о самом фильме, то первое что сразу бросилось в глаза, а точнее в уши это музыкальное сопровождение, которое почти не прекращается весь фильм, раздражает и парой заглушает диалоги. Такое ощущение что фильм бенефис какого-то дидюли.

    Герои весь фильм куда-то и откуда-то идут. Они весь фильм ходят под музыку, и все время кого-то сжигают. Диалоги тупые, не смотря на то что актеры хорошо подобраны игра их на уровне ералаша. Просто паба-бара пам какой-то. Видимо так сценарий требовал.

    Все-таки не надо забывать о нравственности и культуре. Последнее время бездарность скрывают бескультурьем и говорят, что это так сейчас модно и современно. Пошлость и насилие никогда не были признаком культуры. Вот пожалуй и все господа.

    P.S. Я знал что Балабанов националист, но то что он «якутский националист» не знал.

    8 апреля 2011 | 14:48

    Я люблю тебя за то…(с)

    Балабанов гений! Каждый новый его фильм — это, безусловно, реальная жизни с кровью, голыми частями тела и колоритными персонажами, воплощающими ту действительность, которая есть на самом деле: случается с каждым в подворотне, дома, на работе, в темных переулках и в кочегарках.

    Середина 90-х годов ХХ столетия и не только

    Это период, который с легкостью может ассоциироваться с таким определением, как «беспредел»: въехал в бок машины — водитель выскакивает, отдает тебе ключи и ставит срок три дня, если за это время машинка не будет стоять возле его дома, как новехонькая, то тебе несдобровать, ибо убить, как нечего делать…

    Это период, когда друг, а тем более напарник по бизнесу, может в раз тебя предать и заказать киллеру, и ты уже в тот же день будешь кремирован в кочегарке, про которую нам и рассказывает Балабанов. Интересно, но чаще всего в центре фильма находятся люди, переплетение судеб, а в данном киношедевре главенствующее место занимает кочегарка, вокруг которой все и вертится. Возникает такое чувство, что Балабанову на людей смотреть совсем не интересно, ибо он видит их, как на ладони, они для него, как прочитанные книги или заученные стихи Пушкина в пятом классе второй четверти. Начиная с фильма «Морфий», Балабанов все сильнее уходит в себя, выбирая тему, вещь, место, вокруг которых он рассыпает людей, а они, как мальчики-зайчики, кружат вокруг зеленой елки до тех пор, пока елка не будет сожжена, или дети перебиты друг дружкой. Что это? Кризис жанра, или кризис всего человечества? Стоит хорошенько подумать, предварительно насладившись кристальной работой мастера.

    Балабанов вдыхает жизнь в российский кинематограф, но его настолько загаживают, что этого свежего глотка катастрофически не хватает для полноценного организма, которому приходится волей-неволей перекатываться в другие части Европы…

    … что ты не любишь меня…(с)

    13 октября 2010 | 21:30

    А я откровенно посмеялся во время просмотра. Да, было действительно смешно, причём на протяжении всего фильма. И тут многие должны задаться вопросом: «Но ведь многие кинокритики говорили, что это умный фильм для умных людей, которые приходят в кино не на свидание с девушкой, а чтобы узнать что-то новое о себе и о мире». Ребята, я могу со всей уверенностью сказать, что фильм не умный, что в нём столько же философии, сколько в «Начале»; «я купил всю авиакомпанию» — боже, сколько здесь глубокого смысла. Так, о чём я? А, фильм…

    Вообще «Кочегар» — интересное кино, и оно отличается от многих фильмов про 90-е. Здесь центральное место занимает невзрачный кочегар, простой человек, а не бандит в малиновом пиджаке. У этого кочегара есть дочь, которая либо ходит полностью обнажённой (Балабанов же), либо наденет гигантскую шубу, когда её отец сидит в майке и старых штанах. Но, несмотря на то, что дочка — стерва, отец всё равно её любит и готов отдавать ей последние деньги, которые он зарабатывает тяжким трудом в кочегарке.

    К нему в гости часто приходят люди: хорошие, плохие и двуличные. А однажды к нему приходят дети, которые хотят посмотреть на огонь. Вообще за эту сцену с детьми можно возненавидеть фильм, потому что дети играют плохо, диалоги на уровне фильмов с Пэрис Хилтон. Но, поверьте мне, дети не самые худшие актёры в этом фильме. Почётную награду получает актриса, которая играла роль Маши, подруги дочери кочегара. Уж на неё без слёз взглянуть невозможно. Она мало того, что не живёт в кадре, так и не играет даже, а просто ходит с маской обиженной девицы, плюс ещё её дурацкий смех и крик, который просто ставит крест на фильме. Не понятно, о чём думал Балабанов, взяв её.

    А вот кочегар мне понравился: спокойно, чётко, ясно, без лишних эмоций, движений, всё отточено и профессионально. Аплодисменты!

    Если уж дело зашло о костре, пламени, то обязательно нужно кого-то сжечь. Но это не выглядит противно, не заставляет вскакивать с места и кричать, нет. По секрету от этого сжигания как раз и зависит вся драма фильма. Омерзительно выглядят постельные сцены. Боже, кино заставит меня разлюбить женщин, когда я вижу всю эту мерзость на экране. Мне просто противно это видеть, потому что чувствуется, что между людьми контакта нет, что это фильм, игра, поэтому и противно, настоящая страсть выглядит иначе.

    Ну и конечно, не стоит забывать про такие ляпы, как, к примеру, этот. Кочегар приходит в квартиру к своей дочери, когда та пустует уже около дня. Но мы видим, что огонь в камине как горел день назад, так и продолжает гореть ярким пламенем. Все подозрения падают на домового, но есть и вероятность, что это просто ошибка режиссёра.

    В фильме есть очень красивый кадр, когда кочегар едет в трамвае, но Балабанов зачем-то повторяет его дважды. Это уникальный кадр, красивый, сложный, многозначный, а Балабанов, повторяя его, разрушают всю эту красоту и уникальность.

    Такое ощущение, что музыку к фильму выбирали либо дети, либо та актриса, которая играла роль Маши. Музыка усиливает комичность фильма. Когда мы видим, как сжигают человека, звучит мелодия, под которую на свадьбах можно танцевать. Ну, так же нельзя? А это: «я тебя убью, как только поменяю коня» — шедевр.

    После просмотра моя сокурсница сказала, что фильм настолько плох, что становится хорошим. Я же передразнил её, сказав, что фильм настолько плох, что он просто плох. Фильм отличается от всех работ Балабанова, фильм интересен, но не для всех, смысла в нём нет, но есть ужас и юмор, причём чёрный. Конечно, найдутся люди, которым кино понравится, но на шедевр не тянет никак, увы.

    15 октября 2010 | 19:32

    Перед просмотром данного фильма Балабанова испытывал чувство что сее творение ничем меня не удивит. Балабанов как не прискорбно работает на протяжении всех своих последних картин однотипно — и поэтому ждать от него чего-то принципиально нового сложно. После просмотра оказался, все же, в удивлении — первое: качество съемки и малый как я понял бюджет. Несмотря на это, в начале картины гордо появляется надпись гласящая, что фильм был проспонсирован фондом Кино и Министерством Культуры. Этот факт, я думаю следует воспринимать как некое принятия творчества Балабанова в Олимп кинематографических Отечественных богов Культуры. В последние года интерес к его творчеству со стороны среднего культурного класса все возрастает и именно поэтому он достоин быть тем человеком, который диктует свое видение мира (в его случаи истории последних лет России). Однако денег страна на его очередное творение как видим не выделило. Второе: На протяжении всего времени просмотра меня посещало странное чувство, что я смотрю фильм не про Россию, а про какую-то вымышленную Якутскую страну, события в которой происходят в неопределенном прошедшем времени. На экране постоянно маячили камины (*примечание: да я понимаю что в фильме это один из главных объектов), Дидюля, Трамваи выпуска 2003 года со встроенными в них старыми билетоприемниками, война в Афгане, война в Чечне, паларойд, меховые шапки. Все те атрибуты, которые как, мне всегда казалось, относятся немного к разным эпохам (сравнить например расцвет интереса к Дидюле и паларойд!!!).

    По системе построения фильма — фильм сто процентов Балабановский, исключение составляет лишь саундтрек — много музыки которая никогда стилистически не использовалась в фильмах данного режиссера. Однако к концу фильма мы все же с облегчением понимаем, что Балабанов немного поменял симфонию, но остался верен себе — вот вам ваша любимая Агата Кристи. Мы радуемся как дети и смотрим фильм до конца — хотя наверное напрасно, так как мы, все это уже видели в наших огромных фильмотеках ранее. Эпилог подводит итог к фильму — Балабанов соглашается сам с собой — фильм местами черезчур переигран, а в целом и не внятен, как и книга Кочегара. Рекомендуется фанатам Балабанова, а также всем тем, у кого нет обширных фильмотек а им хочется, что — нибудь посмотреть.

    6 из 10

    10 января 2011 | 13:47

    Опять чернуха, скажете? Да нет, при чём тут чернуха… Выбран такой приём, а мог бы быть выбран другой. Фильм-то о том как жизнь уходит, течёт, проистекает и быстро, быстро, быстро, катастрофически быстро. Все живут в этом фильме у черты, то есть завтра, послезавтра, если очень повезёт, то ещё сколько-то дней, но жизнь твоя кончится и на твоём месте будет следующий, которому тоже недолго.

    Фон завораживающей музыки перекрывает голоса актёров — а что говорить-то? Судьба уже предопределена -

    Мир я сравнил бы с шахматной доской:
    То день, то ночь. А пешки? Мы с тобой -
    Подвигают, притиснут, — и побили…
    И в темный ящик сунут на покой.

    Поэтому про бандюков, не про бандюков — какая разница? Кто ты есть — ну кочегар, ну бизнесмен, ну бывший афганец, ну якут или русский и т. д. Находишься в потоке этого балабановского фильма, значит… А то и значит. Где она, жизнь?

    Всё наоборот, например, у Цветаевой:

    Вскрыла жилы: неостановимо,
    Невосстановимо хлещет жизнь.
    Подставляйте миски и тарелки!
    Всякая тарелка будет — мелкой,
    Миска — плоской,
    Через край — и мимо
    В землю черную, питать тростник.
    Невозвратно, неостановимо,
    Невосстановимо хлещет стих.

    Ждём следующего балабановского фильма. В «Кочегаре» месседж о проистекании жизни получили. И очень мощный. Дальше? Может послать ему стихотворение Цветаевой? Шутка, конечно.

    5 декабря 2010 | 23:13

    Так он ведь якут! «Да какая разница!», — мог ответить брат Данилы Багрова. «Чукча идёт», именно так стоило назвать новый фильм Алексея Балабанова — «Кочегар». Фильм — экранизация анекдота про чукчу, который идет всю первую серию, а во второй приходит и говорит, — «Олега Кашевая выходи, гестапо пришёл!».

    Я не буду говорить о том, что в «Кочегаре» персонажи ездят на автомобилях с номерами нового образца (78 rus), а фильм уводит нас в ностальгические девяностые. Я не буду говорить о том, что Дидюля, музыка которого звучит весь фильм, и на концерт его же желает сходить одна из героинь, свой первый альбом выпустил в 2000 году.

    Я понимаю, что фильм снят за ничтожные деньги в квартире Балабанова и в окрестностях его дома, и этой лыжной палкой, которую главный герой испачкал в конце фильма, Алексей Октябринович очень дорожит. Ну, посудите, в фильме нет ни одной «звезды», что там «звезды» в натуре — нет даже голоса Маковецкого, как в «Грузе-200». Поэтому и машины с новыми номерами, чтобы не тратиться на взятки гаишникам. Поэтому и Дидюля с одной замечательной песней, чтобы не тратиться на две. Композиция надо сказать отменная — уже заслушал ее до дыр. Однако она совершенно не клеится к картинке, к потрясающей балабановской картинке. Этот диссонанс ковырял отверткой мой мозг в районе мозжечка на «Грузе-200», но здесь… не ковырял.

    В мире фильма «Кочегар» есть много зимы и огня. В печках так хорошо горят «плохие» люди, проскакивают как сухие чурбанчики. А когда горят — не пахнут. Бандиты все малоимущие — живут в коммуналках с печным отоплением, газ в девяностых был, конечно, только у Ельцина и Кобзона. Но ведь красиво, сука, горят. Огонь — нравится! Кстати, интересно, куда бандиты летом трупы девали?! Наверное, они их хранили в холодильнике, а с наступлением отопительного сезона… ну, вы понимаете. Это тема для нового фильма, может он будет называться «Рефрижераторщик».

    А может все-таки не стоит придираться к таким мелочам, может это совсем и не история про девяностые. Может это экзистенциальная, абстрактная, метафизическая (и ещё куча умных слов, которые я запамятовал) история про мерзость и человека способного на поступок. Вот именно, это история одного поступка, одного маленького человека. Только и раньше герои Балабанова были способны на поступок и за фильм их совершали несколько, потому что фильмы эти были задуманы как полнометражные, а здесь, кажется, короткометражку растянули, как презерватив на пассик бабинного магнитофона. И он все крутится и крутится, крутится и крутится. А на поверку это анекдот — короткая смешная история. Весь фильм разные люди, и не только чукчи, ходили по территории экрана по одним и тем же улицам и переулкам, ходили и ходили, ходили и ходили… а в конце худосочный писатель-кочегар совершил поступок — отомстил за смерть своей дочери, порешив бандитов одной лыжной палкой. Как-то неправдоподобно порешил. Но все равно смотришь до конца и глаз не можешь отвести. Жду 14-го фильма Алексея Балабанова.

    «А дальше дядя кочегар ничего не написал» (С)

    27 октября 2010 | 17:24

    Всем добрый день!

    Запоздало посмотрел фильм «Кочегар». Написание рецензии осложняется тем, что режиссера и сценариста картины, увы, уже нет с нами. И вроде как критиковать произведение неудобно. Но, фильм остался, его продолжают смотреть и обсуждать.

    Так уж вышло, что пока не увидел титры, не знал, что это произведение Алексея Балабанова. Но в голове свербило, что похожую «картинку» уже встречал. Конечно, фильмов про 90-е снято достаточно много, у каждого автора свой стиль, но когда герои картины очень много «идут» — это по-Балабановски. Разумеется, в памяти всплыл теперь уже культовый «Брат» (и первый и второй). Но, если в «Брате» герой Бодрова не просто передвигался по местности — он шёл от одной цели к другой. И зрителю давали это понять соответствующим антуражем, музыкальным наполнением. В «Кочегаре» почти все герои совершают длительные перемещения из пункта А в пункт Б под виртуозное сопровождение гитариста Дидюли. То есть, картины можно сравнивать с очень большой натяжкой. Такое ощущение, что их снимали совершенно разные Балабановы.

    Мне осталось не понятным, для чего Алексей Балабанов спустя 10 лет снова вернулся к теме 90-х. Тем более, что смысловое наполнение названных картин диаметрально противоположно. Конечно, и там и там зрителю показывают бандитский беспредел, героя-одиночку, восстановление попранной справедливости или месть. Но, если «Брат» патриотичен, а его главный герой — воплощение справедливости, мужества, силы и прочих брутальных качеств. В «Кочегаре» всё иначе. Почему так изменились взгляды автора, который сам был офицером советской армии, участвовал в войне в Афганистане и, думаю, знаком с многими войнами-афганцами лично, а также сам пережил те самые 90-е? Останется теперь загадкой. Фильм насквозь антирусский, антисоветский и, видимо, антироссийский.

    Постараюсь пояснить свою точку зрения. Что мы видим. Главный герой картины — якут, бывший майор советской армии, воевал в Афганистане, тяжело контужен, работает кочегаром. По рассказам сослуживцев (кстати, сплошь бандитов), он в прошлом успешный воин, герой Советского Союза и вообще — Герой. Надо думать, чтобы стать майором действующей армии необходимо закончить высшее учебное заведение, что само по себе подразумевает некий кругозор и определённое мировоззрение, а также наличие многочисленных навыков, немалый срок службы и жизненный опыт. Но наш герой после контузии мыслит родоплеменными категориями. Из прочитанного он помнит только одно произведение, в котором его народ притесняли плохие русские. Из навыков у него осталось только способность кидать лопатой уголь. А из жизненного опыта — утрированное деление людей на плохих и хороших. Вдобавок в нём проснулись некие литературные дарования, без сомнения, доставшиеся от предков, которых жестоко притесняли русские. Поэтому в промежутках между работой бывший майор печатает на машинке некое произведение, где русский опять плохой, а якуты — несчастные и гонимые. При этом он с дочкой (красивой якуткой) живёт не на далёком севере среди угнетённых сородичей, а в городе Санкт-Петербург, и, бросившая его жена, непременно в Детройте.

    Чтобы у зрителя отпали всяческие сомнения в правоте кочегара-якута, вокруг него постоянно вращаются отрицательные персонажи из числа исключительно русских. Бывшие сослуживцы — отмороженные бандиты. И вправду, кем ещё может стать русский солдат в мирное время — только бандитом. Какие они циничные, эти русские, как нагло они обманывают доверчивого якута, сжигая в топках убитых людей, говоря, что те плохие. У бывшего майора даже тени сомнения нет, раз сказали «сжигаем плохих», значит плохих, разве люди умеют врать? И русские же продолжают угнетать якута: пенсию ему не платят, зарплату хамски задерживают, а красавицу-дочку сжигают в топке его же кочегарки. Тогда кочегару вспомнилось, что он боевой майор сапёрных войск, китель в медалях, выправка, парадный шаг. Думалось, что месть его будет неумолима и страшна — минимум взорвёт всю кочегарку вместе с притоном и его завсегдатаями — плохими русскими. Ошибся. Всё вышло просто и без затей. Он же якут, два тычка лыжной палкой — два трупа плохих русских. Плохой дочери, плохого русского объяснил, что когда «на расстоянии — это не война».

    В концовке фильма совершенно «логично» зачитан и показан неоконченный рассказ писателя-якута. Читала его русская, на вид 10-летняя девочка, которая посещала «дядю кочегара», чтоб посмотреть на огонь и набраться якутской мудрости про плохих и хороших. У русской девочки, по Балабанову, не возникнет мысли вызвать скорую помощь, когда «у дяди кровь», зато совершенно естественно возникнет желание сфотографировать его перед смертью и забрать печатные листы. Она тоже плохая, т. к. русская.

    Зачем это всё показано мы, видимо, уже не узнаем. Нашёл только одну цитату Балабанова близкую к контексту его творчества: «Я просто снимаю кино». Это равноценно «выдающейся» сейчас фразе, которой прикрывают свою деятельность очень многие творческие люди: «Я так вижу». И ни кого не волнует, что зрители (читатели, слушатели) могут видеть и слышать иначе. И, если мнение зрителя не совпадает с авторским, значит, зритель просто не понял, он тупой. Очень интересно было прочитать, что упомянутый «Брат» за пределами России в своё время подвергся определённой критике за некий «националистический» окрас и низкую толерантность. Видимо автором была проделана «работа над ошибками — «Кочегар» заслужил похвалы ряда зарубежных критиков. Правда, холодно встречен дома. Отчего бы так?

    От всей души не рекомендую данную картину к просмотру. Такой низкой оценки я ещё не ставил ни одному фильму.

    1 из 10

    4 апреля 2016 | 14:20

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>