всё о любом фильме:

Полено

Otesánek
год
страна
слоган-
режиссерЯн Шванкмайер
сценарийЯн Шванкмайер, Карел Яромир Эрбен
продюсерКит Гриффитс, Яромир Каллиста, Ян Шванкмайер
операторЮрай Галванек
композитор-
художникЯн Шванкмайер, Ева Шванкмайерова
монтажМари Земанова
жанр мультфильм, ужасы, фэнтези, триллер, драма, комедия, ... слова
сборы в США
зрители
Чехия  56.5 тыс.,    Великобритания  4 тыс.,    Польша  1.9 тыс.
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время132 мин. / 02:12
Один из лидеров кинематографического сюрреализма переложил на язык кино чешскую народную сказку «Otesanek» («Прожорливый желудок»). Бездетная пара взяла себе вместо ребенка из леса обрубок дерева, который принялся пожирать все на своем пути.
Рейтинг мультфильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
84%
36 + 7 = 43
7.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлер 01:38

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Выпуклый гротеск. Яркая сатира. Фольклорная подоплёка, маскирующая детское восприятие ночных ужасов абсурдом и вымыслом. Лёгкое весёлое безумие, в которое окунаешься с головой, и обратно вылезать совершенно не хочется. Море чёрного юмора с глубоководными впадинами смысла. Чистейшей воды сюрреализм, немногими любимый, извечно недопонятый, но столь трогательно-обаятельный, что оторваться от него невозможно.

    Режиссёр Ян Шванкмайер взял для основы фильма чешскую народную сказку «Otesanek» («Прожорливый желудок»). В результате получилось нечто ультрасовременное по форме, уходящее корнями в фольклор, ассоциативно напоминающее латиноамериканскую литературу в таком её проявлении как парадоксальное соединение традиционного народного мировосприятия с современными реалиями. Как образец подобной литературы, наиболее точно характеризующей жанр, можно назвать «Жана-Малыша с острова Гваделупа» Симоны Шварц-Барт.

    Бездетная (увы, клинически) семейная пара Хораковых мечтает обзавестись малышом. Но это им, хоть в лепёшку расшибись, не дано, ибо неспособностью к зачатию страдают как муж, так и жена. Болезненно переживающая бездетность жена маниакально воспринимает мир как гротескное скопление округлых форм: детские мячи, арбузы — всё круглое бросается ей в глаза и патологически напоминает беременность. Муж, сумев смириться с неизбежным, смотрит на жизнь проще. А в один прекрасный день креативный супруг, вдохновившись видом уродливой коряги, уподобляется папе Карло и вырезает из неё нечто смешное и одновременно ужасное, очень отдалённо напоминающее маленького человечка-буратинку — безглазое и безносое, с одним только отверстием в центре головы — ртом, но зато со столь замечательным торчащим между ног отросточком, что перепутать пол никак невозможно — это мальчик. В пароксизме переживаний жена всю свою несостоявшуюся любовь к ребёнку перекладывает на это несчастное полено, за которым начинает ухаживать как за самым настоящим младенцем — пеленает, одевает его, стрижёт ему отрастающие корешочки, купает в детской ванночке, кормит молоком.

    Если деревяшке слишком долго и упорно молиться, она, как известно, превращается в идола. Не стало исключением и юное полено. Оно оживает, требует всё больше и больше еды, и строго говоря, надо обладать безумной материнской слепотой, чтобы не заметить, что на человеческого детёныша полено совершенно не похоже, и не только внешне. Аппетит у него акулий, а со временем просыпаются и людоедские замашки. Но кроме этого стремления во что бы то ни стало сожрать всё, что возможно, в нём нет ничего от живого существа. Такая же всё пожирающая бездушная тварь занимает значимое место в аниме «Монстр», только там она однозначно символизирует фашизм, а у Шванкмайера это всё то, чему слепо поклоняются.

    Помимо семейной пары Хораковых, в фильме действуют несколько значимых персонажей, в том числе соседи по лестничной площадке Стадлеровы с дочкой Альджбеткой, чьими глазами в основном и видится происходящее. Очень интересная фигура — эта Альджбетка. Впрочем, лучше будет, если вы сами с ней познакомитесь. Не в жизни, разумеется. В фильме.

    10 из 10

    однозначно — к коллекцию.

    11 сентября 2013 | 21:57

    Единственный минус фильма — затянутость по времени, создается такое ощущение, что развязка занимает половину всего фильма. В остальном же ощущения исключительно положительные, несмотря на ворчание «что за муть» сидевших рядом. Фильм, действительно, или нравится, или не нравится, мне пришлось уйти досматривать в другую комнату, так как остальные смотревшие (если так можно назвать, уткнувшуюся в ноутбуки парочку; фильм надо именно смотреть, а не слушать параллельно с чем-то, изредка бросая взгляд на экран, как мы привыкли это делать с многочисленными современными сериалами) были категорически против и воспринимали все «противным». Но именно благодаря атмосферности и игре актеров «Полено» смотрится на одном дыхание. А главный плюс — фильм заставляет думать. Можно несколько часов рассуждать о сюжете и деталях, и все равно каждый, кто захочет, увидит что-то свое.

    Цель фильма не в том, чтобы напугать зрителя, а в создании атмосферы, стимуляции чувств и эмоций смотрящего. Здесь и старомодные спецэффекты, и нереалистичная кровь, и элементарные декорации, и анимация, и полено вместо настоящего ребенка (да-да, что мешало автору взять именно ребенка или куклу, а не полено на эту роль?) — все весьма просто, при этом затронуты совсем не простые проблемы людей, главной из которых, на мой взгляд, стала проблема отношения к детям.

    Дальнейшее можно считать спойлером, хотя все это упоминается и в других рецензиях, и описание фильма. =)

    Две семьи, живущие на одном этаже, впадают в крайности: одна пара, неспособная иметь детей, чрезмерно опекает и балует корень, похожий на ребенка; а их соседи, счастливые родители настоящей дочки, совершенно не занимаются своим чадом, поглощенные бытом и сидением перед телевизором, они предоставляют девочку со всеми ее вопросами, трудностями, запутанностью самой себе.

    Действительно ли причина такой агрессивности Отика кроется за каким-то мифическим горизонтом? Стало ли причиной то, что его выкопали из земли, где «живут» мертвые, или все таки дело в другом? Например в том, что чрезмерно опекая своего «ребенка», обращая внимание на его «особенность», переживая за мнение окружающих, родители наглухо изолировали его от общества. Что будет с ребенком, родившимся в настоящей жизни с какими-либо отклонениями или неполноценностью, и отгороженным родителями из лучших побуждений от этой самой жизни? Можно ли считать Ажбетку умалишенной за то, что оставаясь без внимания родителей, не имея друзей, она встает на сторону Отика, ведь она ребенок, пускай много знающий и читающий взрослые книжки, но все таки ребенок, «мыслящий» чувствами.

    Рассуждать о смысле фильма можно долго, но лучше посмотреть и сделать собственные выводы.

    9 из 10

    23 января 2012 | 22:12

    Кто с доброй сказкой входит в дом? Кто с детства каждому знаком? Скажите, как его зовут?

    Ооо-тиии-ккк!

    А у чешского мастера кино Яна Шванкмайера свои сказки. Фильм «Отесанек», или «Полено», пример такой сказки. Адаптация детского рассказа на современный лад. Можно даже смело назвать этот фильм — трэш адаптацией. Настало время, и я решил познакомиться с творчеством чешского режиссера. Критики называют его фильмы аккуратным определением — экспериментальный кинематограф.

    Из банальной чешской сказки Шванкмайер умудрился сделал необычное зрелище. Это кино поможет окунуться зрителю в атмосферу чешского городка, в котором случится неведомое действо. Супружеская пара средних лет Карел и Божена, в исполнении местных актеров Яна Гартля и Вероники Жижковой, мечтает о ребенке, но у природы на сей счет другое мнение. Оба не могут иметь детей. Естественно, сразу же отметаем вариант правового усыновления ребенка и различные медицинские варианты. Легкие пути не для наших героев. Уж лучше найти ребенкоподобную корягу, выстругать из нее подобие Буратино, и вселенской любовью заставить кусок дерева жить. Если зритель готов принять этот факт, а также смириться с тем, что почти все герои этого фильма ведут себя неадекватно и действуют вопреки здравому смыслу, то такому зрителю по пути со Шванкмайером, и стоит посмотреть этот фильм.

    Лично я нашел для себя много интересного просто в наблюдении за персонажами фильма. Все они весьма запоминающиеся товарищи. Обычные такие соседи-жильцы: пан Злабек, старик, который каждый день с трудом поднимает на верхний этаж из подвала ведро угля и питает «интерес» к соседской девочке Альжбетке; семейство Альжбетки, которое в процессе фильма мы видим чаще всего за приемом чешской национальной пищи — мама Альжбетки, типичная домохозяйка, просто таки находка для соседей; папа Альжбетки, любит посидеть у телевизора и выпить; сама Альжбетка, не по годам развитая девочка, знающая все о беременности; угрюмая старушка пани Справцова, сажающая во дворе капусту; а также сами виновники торжества Карел и Божена.

    Огромный плюс, то что оба главных персонажа закреплены за малоизвестными актерами. Это позволяет ассоциировать их с обычными, правда чуть-чуть чекнутыми, людьми. Оба отлично раскрыли свои образы: Карел, напоминает советского инженера, понимает, что все затеянное женой не приведет ни к чему хорошему, но не может противостоять ей; Божена, несчастная женщина, фанатично мечтающая о ребенка, в итоге отдают всю свою любовь Полену.

    Все это подкреплено яркой картинкой и красивыми кадрами, которыми Шванкмайер балует зрителя сполна. При этом все плотно сидит на достаточно продуманной сюжетной линии, которую легко пересказать в нескольких словах. Сначала Карел приносит Божене кусок дерева, добавляя, что он напоминает ему ребеночка. Знал бы бедолага муж, чем обернется безобидная шутка на эту тему с женой, и без того страдающей из-за невозможности завести детей. Жена берется ухаживать за деревяшкой, аки за младенцем. Карел, пусть и со скрипом, впрягается в игру. Затем они решают разыграть беременность, дабы убедить в этом окружающих. Божена берется за дело с фанатизмом: кушает соленые огурцы со сливками, вызывая рвоту, как у настоящей беременной женщины, вышивает специальные подушечки, соответствующие по размеру девяти месяцам беременности и т. д. А затем…Отик, он же ребенок из коряги, оживает.

    Здесь-то и начинается настоящий трэш, который можно охарактеризовать двумя словами — «Покормите Отика». У мальчика, кстати, на «радость» своим родителям, оказался отменный аппетит. Одного детского питания и молока ему мало. Отик начинает добывать себе пищу самостоятельно. Как насчет кошки? А старик почтальон тоже ничего! И это только начало.

    Пару слов об Отике, точнее, реализации его на экране. Да, выглядит он не серьезно, особенно, если сравнивать с лучшими образцами компьютерной графики, и монстрами из бюджетных картин, например, людьми-деревьями, Энтами, из «Властелина Колец». Чешский Отесанек выглядит очень скромно. Пожалуй, органично только в самом раннем детстве, и когда он находится в статичном положении. Был ли у Шванкмайера достаточный бюджет, чтобы изобразить Отика более правдоподобно? Не знаю предыстории, но, наверняка, нет. Снимайся такая картина на доллары, фильм бы скорее всего ушел в другое русло, а посему представление Шванкмайера интересно не этим. Угловатость Отика, во всех смыслах, добавляет «Полену» индивидуальности.

    На мой взгляд, не стоит спрашивать с режиссера строго обоснования того или иного поступка его персонажей. И не нужно искать никакой логики в их действиях. Это все-таки сказка. Правда, по всем канонам оной Шванкмайер все-таки заложил в нее «намек». Несколько серьезных тем лежат на поверхности, некоторые чуть глубже. Проблемы нашего общества, семьи и т. д. И все передано режиссером с долей юмора, местами черного, жесткости, и местами даже драматизма. Уверен, что каждый сможет разглядеть что-то свое, что-то интересное, а это уже весьма ценно для фильма. При желании можно дойти и до философских размышлений, но можно и ограничиться легким прикосновениям к проблемам.

    Так ли уж нереально произошедшее в фильме? К чему может привести фанатичная любовь, не замечающая ничего вокруг? Это кино из разряда «другое кино», а такие фильмы, как правило, либо цепляют и держат до конца, либо остаются чем-то не понятным, чужим. Для меня — первый вариант. Обязательно продолжу знакомиться с фильмографией Шванкмайера, в которой полнометражных картин не так уж много и «Отесанек», наверняка занимает в этом ряду не последнее место.

    10 из 10

    И не забывайте кормить своих Отиков!

    20 августа 2012 | 22:49

    Недавно на одной известной радиостанции был разговор о фильмах «выносящих мозг». Среди прочих, попало мне на ухо название данного фильма. После недолгих раздумий решила всё-таки посмотреть…

    Полено — прекрасный пример сюрреалистического кино. Режиссёр Ян Шванкмайер взял за основу сюжет старой чешской сказки «Otesanek» и перенёс его в современность. Хочется отметить, что данное произведение можно понять и восхищаться им, либо наоборот. Незамеченным оно не останется!

    Я хоть и не являюсь фанатом подобных фильмов, смотрела до конца, т. к. современная интерпретация народной чешской сказки заставляла меня искать какой-то смысл и мораль в этом фильме. После тонны просмотренных мною голливудских пафосных триллеров, ужастиков и прочего, абсурдность поступков героев Полена не смогла меня так быстро отпустить.

    На протяжении всего фильма радует само полено. Люблю такие старые спецэффекты! Попали в точку! Главные герои, т. е. жители квартирного дома, каждый со своими тараканами, причём с такими, что даже удивляешь, как они уживаются в одном подъезде! Во — первых, главная героиня, которая не может иметь детей, в связи с чем у неё возникают психологические проблемы, что понять можно. Во — вторых, её муж. Этот человек вызывал у меня кучу вопросов на протяжении всего фильма. То он потакает жене в её безумной материнской любви к этому полену, даже когда оно начинает с пугающей периодичностью употреблять в пищу всё что движется, то у него включается логика и он кричит, что нужно было изрубить это полено уже давно, но при этом ничего не делает, а заметает за ним следы. В — третьих, соседская девочка, которая в свои годы прекрасно разбирается в репродуктивной системе человека! Она меня заинтересовала с самого начала больше остальных, т. к. единственная была «в теме» и казалась самой нормальной из всех. Однако к концу фильма оправдала проживание в этом «сумасшедшем» доме, начиная общаться с поленом и подкармливать его, иногда очень изощрёнными способами.

    Думаю, многие в этом фильме будут искать глубокий философский смысл и непременно найдут, и у всех он будет разный. Что касается меня, многие моменты фильма остались непонятными, на то это и сюрреализм. Единственное, что я вынесла для себя — нужно больше внимания уделять своим детям, прислушиваться к ним, т. к. дети бывают намного умнее некоторых взрослых, и не нужно воспринимать их просто, как «людей, не достигших совершеннолетнего возраста» ©. Иначе они будут искать поддержки и понимания на стороне, возможно не у самых хороших личностей, как это сделала соседская девочка Альжбетка.

    Итог: иногда нужно смотреть подобные фильмы, для того чтобы напрягать свои мозги и пытаться находить смысл в таких абсурдных и нелогичных сюжетах. Забавное кино!

    18 сентября 2010 | 15:54

    «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел…» — радовался Колобок, пока по его бокам не прошлись зубы лисицы. Чехи в собственной сказке восстановили справедливость: пусть и не говорящая булка, а обрубок дерева, но таки не просто убежал, а еще и пообедал и папой, и мамой, и соседкой коровой, и уж попадись ему Патрикеевна — поживился бы и ей. Сюжетные изыски произведения родного фольклора — невообразимо благодатный материал для творчества сказочника из центральной Европы Яна Шванкмайера, ранее уже адаптировавшего нечто схожего толка — кэрролловскую «Алису в стране чудес». Фабула сказки, понятное дело, для мастера — лишь отправная точка, с которой, закручиваясь в сюрреалистическом вихре, плод народного творчества оборачивается злобной социальной сатирой, где в обшарпанном подъезде скопом — любопытные до крайности соседи, девочка, любовь родителей к которой осталась на уровне бытовых услуг, а также еще целая куча не менее интересных типажей, даже дряхлый старик-сердечник с наклонностями педофила.

    В случае с «Поленом» удивительно не только то, как Шванкмайер, не съезжая с сюжетной колеи первоисточника, умудряется все это сочетать, но и то, как компоненты такой насыщенной причудами смеси гармонично сосуществуют буквально под одной «крышей». Кичевая эстетика, а именно диковатое использование операторских приемов и крупных планов плюс демонстративная жестокость вкупе с черным юмором, придает происходящему подчеркнуто несуразный вид, пуская фильм на тонкую грань между киноискусством и трудами известной в широких кругах студии Troma. Язык, конечно, не повернется сказать, что «Полено» и какой-нибудь «Токсичный мститель»- всё из одной оперы, однако смотрится равно бодро и весело. С другой стороны, то, что где-то было программной установкой, Шванкмайер умело использует лишь в качестве формы. Действительно ведь, фильм занимателен именно своей фактурой, причудливой с налетом эксцентричности манерой режиссерского, как, впрочем, и актерского, исполнения, и притом отсутствием всякого перебора, строгим чувством меры и вкуса. Особенного колорита добавляет, безусловно, фирменный авторский прием — использование вкраплений кукольной анимации (к слову сказать, с которой когда-то брали пример братья Квэй и всеобщий любимчик Тим Бёртон).

    И все это сумасбродство, если присмотреться, не так далеко от истины. Нет, разумеется, малыши нынче питаются не почтальонами и не социальным работниками, но вот фанатичные матери, которые оправдывают своему ребенку совершение ни то что маленьких оплошностей, а, чего мелочится, смертных грехов, встречаются повсеместно. Точно также как и отцы, для которых если и есть в жизни что-то святое, то это — общественное мнение. Хотя при чем тут «отцы», таких 95% населения. Ровным счетом, как и тех, кто после просмотра рекламных роликов и правда думает, что месит тесто не из той муки, гладит не тем утюгом, да и вообще живет как-то не по-человечески. Словом, так пройдясь по каждому конкретному персонажу картины совершенно нетрудно обнаружить в нем обобщенные черты, порок, одолевающий современное общество. Шванкмайер обличает с мастерством Гоголя, методы у него, естественно, проще и жестче — так эффективней в нынешних реалиях. Раньше на неправедных насылали ревизоров, теперь, когда одним смехом уже не отделаешься, пожалуйста, — здоровенное полено с прожорливым желудком.

    11 апреля 2010 | 11:07

    Мир сюрреализма многообразен, и порой сложно ложится в обыденное восприятие. Так же и сюжет фильма «Полено» скрывает за своей гранью иррациональности тонкое понимание человеческого бытия. Вроде бы и не сложный переклад обыденной сказки «Прожорливое брюхо», где сущность вышедшая из куска дерева пожирает все вокруг, от близких до встречных попутчиков, в экранизации Яна Шванкмайера обретает совсем иную историю и окраску. Фильм получился драматичным, несколько человеческих судеб, одна история, да и сам монстр — ребенок Оттик несчастное существо, которое по своей сущности возникло творением человека, но творец не справился со своей задачей, что привело к дальнейшим трагическим последствиям. Сюжет фильма переплетается между двумя семьям, где вроде бы жизнь идет своей чередой, спокойно и гладко, но мы видим и обратную изнанку человеческих отношений. Это полная бездетность Карела и Бажены, которая сводит до сумасшествия с идеальными отношениями семейную пару, и полное безразличие, со стороны близких друг к другу, при всей кажущейся на первый взгляд заботе и опеки, семьи Альжбетки. Герои фильма идут наперекор устоям и порядкам жестокого общества, но оказавшись загнанными в угол, они понимают, что не в силах справиться с возникшими трудностями, предают свои ценности и идеалы, приносят в жертву во благо себя. «Полено» же выступает в роли этой жертвы. Но по законам судьбы деяния человека, какими бы они не были, возвращаются бумерангом, и жертвенник «Полено» становится палачом. На мой взгляд именно эту трагедию и пытался донести в своей экранизации Шванкмайер. Фильм имеет три премии Чешской Академии Кинематографа «Чешские львы», приз критиков за «Лучший игровой фильм», две номинации на Кинофестивале в городе Пльзень «Награда Дон Кихота» и «Золотой Кинопалец» и 8 различных номинаций.

    31 января 2016 | 17:53

    Сразу скажу, что других фильмов Шванкмайера я не смотрел, но после просмотра стало понятно, что это надо исправлять. Будем смотреть, а потом писать и делиться мнением. И это уже первый плюс в копилку фильма — в нем присутствует собственный стиль. Т. е. ты понимаешь, что режиссер не просто в поте лица придумывает как это круто, если у дядьки с ведрами с углем из штанов вылезет толстый и старый или дутый язык будет слизывать с пола начинку от конфет, — вовсе нет. Удовольствие получаешь от легкости, с которой режиссер все эти ходы делает, как будто гонщик, проходящий поворот на бешеной скорости, но так уверенно и легко, что начинаешь ему верить.

    Как и свойственно сюру, образов тут лопатой греби и каждый из них — отдельная история. Лично мне даже стало под конец жалко уже упомянутого дедулю, который вместо детских ягодиц прописался в животе у Оттика. А вот как вам Мадонна, вскармливающая прожорливую деревяшку грудью? Причем досочинять и додумать автор нам тоже позволяет, он лишь выцеживает из жизни самую малость, которая нужна ему для фильма, и не замахивается на категории типа «мировое зло» и тем более, не приведи Господь, «вселенское благо».

    Жанр картины можно смело определить как трагикомедия, причем, не могу сказать, что тут первично — яйцо или курица. Комедийная составляющая фильма — просто замечательная, это тонкий юмор (преимущественно черный, что придумывается тяжко, зато воспринимается просто на ура), после которого к экрану прилипаешь и смеешься даже один (а это, поверьте, качественный юмор!). С точки зрения ужасов тут тоже всё в порядке, да иначе и быть не могло, потому что в основе сценария сюжет народной чешской сказки про «булимирующее полено». А народные ужастики — это продукт высшей пробы, потому что аккумулирует в себе не просто страх режиссера перед открытой дверью шкафа ночью, которая в детстве наградила его энурезом. Сказки — это эссенция страхов целого народа, поэтому работают наверняка и пугают всех. Вот почему можно сколько угодно грузить спецэффектами и мазать кетчупом Бугимена, но страшнее он от этого не станет, а вот Оттик и так страшный, хоть и склеен покадрово и смешно.

    Так о чем же фильм? Лично я охарактеризовал его, как сагу об одиночестве. Одиночество толкает бесплодных людей создать семью, которая становится одинокой, а иначе с «врожденной стерильностью» и быть не могло. Одиночество доводит их до того, что они готовы приласкать деревянного сына, который все от того же одиночества начинает жрать всех подряд. Всё то же одиночество убивает дедушку, у которого кроме маленькой Альжбетки и радостей-то нет, как впрочем, и бабулю, которая растит свою капусту и не может перенести утрату родных качанчиков (обратите внимание, как перекликаются моменты взросления Оттика и капусты). Да и кровожадная Альжбетка, разыгрывающая на спичках, кого скормить своему новому и единственному другу — маму или папу, тоже страдает одиночеством.

    Фильм стоит смотреть, чтобы понимать, что сказки не заканчиваются в детстве, а ночные кошмары — в армии. Если у фильма есть мын, то игра актеров, композиция кадра и драматургия сюжета становятся уже не так важны, потому что имеешь дело с цельным продуктом, который на предмет состава изучать в общем-то и не стоит. В этом фильме все это работает, а в моей панели задач работает торрент, который качает как исправный цеховой насос «Безумие» и сборник короткометражек режиссера. Поэтому одиноким я себя точно не ощущаю.

    15 октября 2009 | 15:29

    Мало какой деятель от кинематографа умеет удивлять так, как это умеет делать Шванкмайер. Каждый его фильм — это настоящее эстетическое потрясение, выстрел в сознание… ну и все в таком духе. «Полено» — не исключение. С одной стороны, это самая удобоваримая из всех виденных мной работ мастера, с другой стороны, о какой удобоваримости вообще может идти речь?

    Сюжет — трэш-интерпретация чешской сказки про ожившее полено, пожирающее все и вся — вполне явственно отдает «Головой-ластиком». Не знаю, насколько сознательно это было сделано, однако представляется, что предъявлять в связи с этим Шванкмайеру претензии было бы глупо — все равно что плевать в океан. Каждый персонаж фильма — произведение искусства, изящное и странное, как и все происходящее на экране. О чем «Полено» — вопрос не самый корректный. Да, разумеется, можно говорить о том, что в фильме поднимаются проблемы отношений в семье, между соседями, даже влияния рекламы, но прежде всего он ценен тем, что вызывает в голове зрителя буквально шквальный ассоциативный ряд, как и положено сюрреалистическому шедевру.

    В общем, на редкость неординарное и вкусное кино, с бухты-барахты рекомендовать которое рука все же не поднимается, так как оно явно понравится не всем.

    8 декабря 2008 | 20:43

    Первое впечатление от фильма: бред, НО интерееесный!!!

    Конечно же, этот фильм-сказка, построен на образах, символах, которые надо считывать и наслаждаться ими. Это авторское кино, авторский взгляд на действительность, пропущенный через чешскую народную сказку.

    Для меня этот фильм в первую очередь о семье и семейных ценностях. Хотя, оговорюсь, этот фильм хорош тем, что в нём столько образов и ассоциаций, что каждый здесь найдёт своё видение и объяснение происходящего. Респект за это режиссёру-сценаристу Яну Шванкмайеру.

    Из-за того что семейная пара не может иметь детей, они находят себе полено и принимают за сына. При этом оба супруга порочны. Он — настолько зависим от общественного мнения, что не может быть самим собой и принимать правильные решения. Она — настолько слепо любит своего ребёнка, что позволяет и прощает ему ВСЁ! Ребёнок для неё остаётся хорошим и любимым даже тогда, когда совершает преступления и убивает людей, она покрывает его.

    Кроме того, родители здесь (и молодая пара с поленом, и пара с 10-летней девочкой) не занимаются воспитанием своих детей, а только кормят, балуют, или просто пускают на самотёк, занимаясь исключительно своими делами. К чему это приводит, мы видим по ходу фильма. Расплачиваются за всё это не только горе-родители, но и всё общество в целом.

    Можно ли обвинять молодёжь в таком аморальном поведении, в данном случае молодёжь представлена в лице (10 — 12-летней) девочки Альжбетки. Я считаю, что нет. Молодёжь такая же, как и их родители, как и общество в целом. Родители регулярно кормят Альжбетку и заставляют мыть руки, так она и делает: кормит такого же ребёнка как и она и даже научила его мыть «руки» перед «едой». Только вот оказывается, этого недостаточно для создания здорового гармоничного общества.

    Ещё одна ассоциация, которая у меня возникла по ходу просмотра, это отношение к вегетарианству. Постоянно жующие люди, сверхкрупные планы их ртов с заглатываемой пищей, прыгающие мясные котлеты на тарелке, всё это наводит на мысль неравнодушия автора к теме поедания животных другими высокоразвитыми животными — людьми. Люди безжалостно поедают «братьев своих меньших», и если разрезать их живот, то оттуда могут выбежать «собака, а за ней пастух, а потом овцы и стадо свиней!»

    В жизни люди поедают животных, а в сказке полено поедает людей. Причём всё очень гуманно, ведь полено не относится к животным и, следовательно, не поедает себе подобных.

    Как видите, очень много всяких символов и смыслов, смотреть стоит, каждый найдёт своё.

    7 из 10

    18 апреля 2012 | 14:29

    Трудно писать мнение об одной из работ Яна Шванкмайера. Ибо прежде всего привлекает уникальный стиль режиссёра, распространяющийся на все его фильмы: отсутствие динамики, стоп-анимация, своеобразный «мясной» юмор, цинизм, сюрреалистические сюжеты. Все «сказочные» события, происходящие на экране, материальны и реальны, что придаёт жути сказке.

    Даже страшно представить, например, такую сказку, как «Красная Шапочка», снятую в стиле Шванкмайера.

    Впрочем, сказка про Полено тоже получилась страшноватой. Я помню из детства какую-то похожую на неё сказку, которую мне читала мама, и которая, как и большинство сказок, рисовалась в моём воображении довольно безобидной. Ведь все эти фразы «он пошёл и съел их» воспринимаются как само собой разумеющееся, никаких гор мяса и крови. Когда мы едим курицу, или говядину, мы тоже не думаем о том, что это мясо когда-то кудахтало или мычало, а потом его кто-то зарубил и выпотрошил. Хотя мы прекрасно знаем, какой путь проделал кусок мяса, прежде чем оказаться в нашей тарелке.

    В фильме понравилось много чего. Некоторые сцены особенно запомнились: как отцу Полена грезились тут и там новорождённые дети, как внезапно Полено ожил, как о нём заботилась его мама и контрастная к этому семья девочки, родители которой были слишком строги а иной раз и вовсе не обращали внимания, про старого педофила и то что с ним далее случилось (ага, так ему!), про огромное количество кастрюль с бульонами на кухне, про то, как девочка научила Полено мыть руки перед едой) Как бабушка в течение всего фильма заботливо выращивала капусту. И многое другое.

    Если честно, я до сих пор не понимаю, почему девочка встала на сторону Полена, зачем хотела изменить сказку? Может быть она сочувствовала ему, как ребёнок ребёнку? Впрочем, прямого ответа на этот вопрос нет, а СПГС я не страдаю.

    Фильм, конечно, на любителя. Я любитель)

    10 из 10

    26 апреля 2012 | 23:52

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>