всё о любом фильме:

Полено

Otesánek
год
страна
слоган-
режиссерЯн Шванкмайер
сценарийЯн Шванкмайер, Карел Яромир Эрбен
продюсерКит Гриффитс, Яромир Каллиста, Ян Шванкмайер
операторЮрай Галванек
композитор-
художникЯн Шванкмайер, Ева Шванкмайерова
монтажМари Земанова
жанр мультфильм, ужасы, фэнтези, триллер, драма, комедия, ... слова
сборы в США
зрители
Чехия  56.5 тыс.,    Великобритания  4 тыс.,    Польша  1.9 тыс.
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время132 мин. / 02:12
Один из лидеров кинематографического сюрреализма переложил на язык кино чешскую народную сказку «Otesanek» («Прожорливый желудок»). Бездетная пара взяла себе вместо ребенка из леса обрубок дерева, который принялся пожирать все на своем пути.
Рейтинг мультфильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
84%
36 + 7 = 43
7.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлер 01:38

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Немало нашумевшая среди поклонников кинематографа картина «Полено» чешского режиссера Яна Шванкмайера кажется на на первый взгляд весьма сюрреалистической, какой-то мрачно-демонической и сказочной, тем более что за основу самого фильма вроде как взята народная сказка со схожим сюжетом.

    Но, как говорится, сказка ложь, да в ней намек.

    И, при ближайшем рассмотрении, поведение героев повествования, выглядит вполне явным и понятным. С одной стороны, отчаявшаяся мамаша, мол, ну и что что [плотоядное] полено? Зато он свой! С ней же муж, который периодически пытается исправить свои ошибки «взяться за воспитание», но никак не находит на это сил. А прожорливый Отик всё высасывает и высасывает жизненные соки из своих родителей, становясь всё толще и толще, наглее и капризнее.

    Такая ли это небывальщина-сюрреалистичность? Разве мы никогда не видели благополучные с виду семьи с такими вот родителями, которые воспитывают своих «отиков». А потом еще и «добрые» соседи, которые так и норовят разглядеть чью-то личную жизнь слишком близко и маленькая еще девочка, ищущая друзей и так спешащая повзрослеть. Несомненно, Шванкмайер ставит конкретную социальную проблему, пусть не такую явную и кричащую, но от этого не менее серьезную.

    Наверное, именно этим можно объяснить выбор средств, при помощи которых автор передает зрителю идею — это и чудовищный образ полена, и атмосфера жуткой сказки-страшилки перенесенная в обычный жилой дом, и притягивающая, чарующая зрителя толика какого-то живописного сумасшествия, витающая над всем этим.

    Хотя, на то это и Шванкмайер, у него редко бывает иначе.

    9 из 10

    23 мая 2013 | 15:57

    Мы вот все пока не сходим на Алису Бартона, пропуская без очереди участников ВОВ и ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, поэтому сегодня поговорим о Шванкмайере, который вообще по части сказок уже много сказал — по крайней мере Алиса и Буратино сразу вспоминаются. Сегодня про деревянного.

    Шванкмайер притягивает своей простотой, доступностью образа, который сквозь призму сюрреализма не только не теряет сущности, но приумножает ее, возводя в порой уж совсем запредельные величины. Однако потного лица автора не видно, как раз за каждым кадром видится улыбка чешского режиссера, который остановит камеру, и у дедушки с ведрами угля из штанов вылезет толстый и старый. Причем, общаясь с нами на языке наших фантазий и нашего подсознания (дедушку я не случайно упомянул) Шванкмайер совсем не налегает на морализаторство, а наоборот оставляет огромные междустрочья для зрителя, не замахиваясь на категории «мирового зла» и тем более «вселенского блага». Причем игра с нашим внутренним «я» автору дается настолько искусно, что булимирующее полено действительно пугает и кажется бессознательно страшным, первородно пугающим.

    Отбросив всю эту жанровую психологию Юнга, можно сказать, что Шванкмайер создал очень гротескную сагу об одиночестве. Оно сводит людей в семью, врожденная стерильность которой снова рождает одиночество. Это, уже новое одиночество доводит их до того, что они готовы приласкать деревянного сына, который все от того же одиночества начинает жрать всех подряд. Причем триллер про одиноких продолжается и потом: брошенный дедуля, у которого кроме маленькой Альжбетки и радостей-то нет, как впрочем, и у той же Альжбетки, разыгрывающей на спичках, кого скормить своему новому и единственному другу — маму или папу.

    13 марта 2010 | 19:47

    Мало какой деятель от кинематографа умеет удивлять так, как это умеет делать Шванкмайер. Каждый его фильм — это настоящее эстетическое потрясение, выстрел в сознание… ну и все в таком духе. «Полено» — не исключение. С одной стороны, это самая удобоваримая из всех виденных мной работ мастера, с другой стороны, о какой удобоваримости вообще может идти речь?

    Сюжет — трэш-интерпретация чешской сказки про ожившее полено, пожирающее все и вся — вполне явственно отдает «Головой-ластиком». Не знаю, насколько сознательно это было сделано, однако представляется, что предъявлять в связи с этим Шванкмайеру претензии было бы глупо — все равно что плевать в океан. Каждый персонаж фильма — произведение искусства, изящное и странное, как и все происходящее на экране. О чем «Полено» — вопрос не самый корректный. Да, разумеется, можно говорить о том, что в фильме поднимаются проблемы отношений в семье, между соседями, даже влияния рекламы, но прежде всего он ценен тем, что вызывает в голове зрителя буквально шквальный ассоциативный ряд, как и положено сюрреалистическому шедевру.

    В общем, на редкость неординарное и вкусное кино, с бухты-барахты рекомендовать которое рука все же не поднимается, так как оно явно понравится не всем.

    8 декабря 2008 | 20:43

    Выпуклый гротеск. Яркая сатира. Фольклорная подоплёка, маскирующая детское восприятие ночных ужасов абсурдом и вымыслом. Лёгкое весёлое безумие, в которое окунаешься с головой, и обратно вылезать совершенно не хочется. Море чёрного юмора с глубоководными впадинами смысла. Чистейшей воды сюрреализм, немногими любимый, извечно недопонятый, но столь трогательно-обаятельный, что оторваться от него невозможно.

    Режиссёр Ян Шванкмайер взял для основы фильма чешскую народную сказку «Otesanek» («Прожорливый желудок»). В результате получилось нечто ультрасовременное по форме, уходящее корнями в фольклор, ассоциативно напоминающее латиноамериканскую литературу в таком её проявлении как парадоксальное соединение традиционного народного мировосприятия с современными реалиями. Как образец подобной литературы, наиболее точно характеризующей жанр, можно назвать «Жана-Малыша с острова Гваделупа» Симоны Шварц-Барт.

    Бездетная (увы, клинически) семейная пара Хораковых мечтает обзавестись малышом. Но это им, хоть в лепёшку расшибись, не дано, ибо неспособностью к зачатию страдают как муж, так и жена. Болезненно переживающая бездетность жена маниакально воспринимает мир как гротескное скопление округлых форм: детские мячи, арбузы — всё круглое бросается ей в глаза и патологически напоминает беременность. Муж, сумев смириться с неизбежным, смотрит на жизнь проще. А в один прекрасный день креативный супруг, вдохновившись видом уродливой коряги, уподобляется папе Карло и вырезает из неё нечто смешное и одновременно ужасное, очень отдалённо напоминающее маленького человечка-буратинку — безглазое и безносое, с одним только отверстием в центре головы — ртом, но зато со столь замечательным торчащим между ног отросточком, что перепутать пол никак невозможно — это мальчик. В пароксизме переживаний жена всю свою несостоявшуюся любовь к ребёнку перекладывает на это несчастное полено, за которым начинает ухаживать как за самым настоящим младенцем — пеленает, одевает его, стрижёт ему отрастающие корешочки, купает в детской ванночке, кормит молоком.

    Если деревяшке слишком долго и упорно молиться, она, как известно, превращается в идола. Не стало исключением и юное полено. Оно оживает, требует всё больше и больше еды, и строго говоря, надо обладать безумной материнской слепотой, чтобы не заметить, что на человеческого детёныша полено совершенно не похоже, и не только внешне. Аппетит у него акулий, а со временем просыпаются и людоедские замашки. Но кроме этого стремления во что бы то ни стало сожрать всё, что возможно, в нём нет ничего от живого существа. Такая же всё пожирающая бездушная тварь занимает значимое место в аниме «Монстр», только там она однозначно символизирует фашизм, а у Шванкмайера это всё то, чему слепо поклоняются.

    Помимо семейной пары Хораковых, в фильме действуют несколько значимых персонажей, в том числе соседи по лестничной площадке Стадлеровы с дочкой Альджбеткой, чьими глазами в основном и видится происходящее. Очень интересная фигура — эта Альджбетка. Впрочем, лучше будет, если вы сами с ней познакомитесь. Не в жизни, разумеется. В фильме.

    10 из 10

    однозначно — к коллекцию.

    11 сентября 2013 | 21:57

    Карел и Божена никак не могут завести ребёнка, и для обоих это становится своего рода идеей-фикс. Расчищая участок на даче, Карел находит корень, напомнивший ему человеческую фигуру, обтёсывает, чтоб придать весьма поверхностное сходство с ребёнком, и преподносит жене в качестве шуточного подарка (что, несомненно, говорит и об его собственном психологическом состоянии). Однако отчаявшаяся Божена шутки не понимает — теперь у неё наконец-то есть ребёнок! Она начинает нянчиться с поленом и ни за что не хочет его отдавать. Карела, как ни странно, волнует не явное безумие жены, а возможные пересуды, но она находит выход — начинает носить под одеждой подушки, симулируя (впрочем, для Божены всё вполне по-настоящему) беременность, а затем и роды. После того, как ребёнок, получивший имя Отек (после того, как счастливый отец едва при соседях не сказал вслух «otesanek» — «полено»), официально родился, деревяшка оживает: хнычет на руках у «матери» и сосёт её грудь. Карел хочет разрубить чудовище топором, но Божена умоляет не губить их ребёнка… и они начинают воспитывать полено. А кошмар-то, дорогие читатели, только начинается…

    Фильм отчасти напоминает «Химеру» Винченцо Натали (или, скорее, она напоминает «Полено», учитывая хронологию) — а отчасти противоположен ей. Если в «Химере» герои в недостаточной степени относятся к своему созданию как к ребёнку, то в «Полене» оно изначально выступает в такой роли… возможно, необоснованно. В обоих случаях речь идёт о жутковатой семье, родители в которой вынуждены продолжать общаться как с ребёнком с существом, в котором уже опознали чудовище. Хотя, при всей его мрачности, как раз в «Полене» возложить на родителей вину за эту чудовищность, в сущности, нельзя.

    О чём этот фильм? О том, как ребёнок требует, требует и требует, истощая родителей, и том, что деторождение это зло? О семье с ребёнком-уродом, ребёнком-инвалидом — или, напротив, ребёнком-преступником, которого мать готова до конца покрывать? О чудовищном аспекте сексуальности — ведь третий центральный персонаж фильма это Альжбетка, соседская дочка предпубертатного возраста, проявляющая пристальный интерес ко всем их неурядицам с деторождением. Она одновременно и знает о нём уже много — читает медицинские справочники, и не знает ничего, задавая типично «детские» вопросы, на которые не получает от родителей ответов (не считая раздражённых подзатыльников). Она и сама уже объект сексуального интереса — со стороны старого соседа-педофила…

    «Полено» — в сущности, перенесённая в современные декорации экранизация одноимённой чешской сказки, полным аналогом которой, за исключением материала монстра, является русский «Глиняный парень», и даже сама эта сказка весьма открыта для интерпретаций. Что уж говорить о её сюрреалистическом прочтении современным режиссёром. Это может быть история о нежеланных детях и инфантильных родителях, о разрастающихся и всеохватных маниях, о ненастном либидо, растущем в маленькой девочке, может быть, даже о сочувствии и внимании к ближнему… Или обо всём этом.

    Что совершенно определённо — «Полено» прекрасно снято. Помимо прочего, это отличный, по-настоящему страшный фильм ужасов. Когда корни Отека тянутся к очередной жертве — не поверите, но выглядит это жутко. Хотя самый страшный момент всё же, когда он впервые открывает рот. Если, конечно, забыть про первую половину фильма, рисующую замечательно достоверную и безнадёжную картину жизни с женщиной, неуклонно теряющей рассудок — или с мужчиной, которому плевать на психическое здоровье жены. Вообще «Полено» очень просто, по-бытовому жуткое. Как… ну, как сказка.

    Хотелось выделить каких-то актёров, но это решительно невозможно. Как пугающе достоверна Вероника Жилкова — трогательная мать и шизофреничка, как замечательно, ощутимо напряжён Ян Гател… А до чего выразительна, несмотря на юный возраст, Кристина Адамцева! А родители, потрясающе реалистические родители Альжбетки!..

    В общем, я за Шванкмайера принимался как за своего рода опасный аттракцион, ожидая увидеть нечто неудобопонятное, но очень эффектно. Однако «Полено» — не некая аномалия кинематографа, а кинематограф в его лучших проявлениях, каким он и должен быть. Чудесный фильм. Буду ещё Шванкмайера смотреть.

    24 марта 2014 | 23:06

    Фильм шикарный. Не каждый поймёт его смысл. Но смотреть надо. Сам Шванкмайер в интервью говорил, что когда снимал фильм, не понимал его смысла, это дошло немного позже. Я не понимаю, почему этот фильм сравнивают с «Голова-ластиком». Это же бред! Они в совершенно в разных стилях, совершенно разный смысл! И мне очень жаль, если кому-то кажется, что они похожи. Разве что глубиной смысла.

    Смысл действительно глубокий, не зря фильм столько наград отхватил. Фильм можно смотреть по-разному и додумает его кто как хочет. Как говорил сам режиссёр, в фильме всего два простых смысла, точнее призыва.

    Первый. Режиссёр хотел показать, как в нашем мире люди относятся к друг другу, к детям. Их покупают, продают, находят в арбузах… Даже какой-то кусок дерева заменяет нам детей, становится ребёнком, нет, не от большой любви, от сумасшествия и одиночества. Нельзя так обращаться с детьми, как показано в фильме (хотя это был гротескный вариант). Режиссёра всегда смущало то, зачем люди усыновляют детей. Как он сам говорил, — «если тебе не дано иметь детей, не надо их усыновлять и превращать каждого члена своей семьи в ребёночка. Это глупо. Не дано — значит не дано». И я с ним согласна.

    Второй. Это кусок дерева. Всего лишь кусок дерева. Оно не умеет чувствовать. Не умеет любить. Не умеет переживать. Радоваться. Огорчаться. Но его можно полюбить. Так и сделала девочка в этом фильме. Сами подумайте, он пожирал всех и вся! Он никого не жалел! Но как девочка к нему отнеслась, как она за ним ухаживала, на какие жертвы она шла! Да потому что мы, люди, очень любим «вещи». Мы готовы любить технику, посуду, игрушки и всё остальное, но к людям мы так не относимся… Ян Шванкмайер призывал перестать любить вещи, и начать любить людей, детей, любую живность.

    Великолепный фильм, действительно, шедевр. Смотреть обязательно. Может вы найдёте для себя ещё какой-то смысл.

    10 декабря 2008 | 19:11

    «Мир достаточно велик, чтобы накормить досыта всех людей, но он слишком мал, чтобы насытить человеческую алчность». (Ганди)

    Если смотреть фильм «Полено» как поучительную СКАЗКУ-ГРОТЕСК, и внешние персонажи заменить внутренними частями личности, то сюрреализма вы в нём не найдете. Скорее символизм. Режиссёр всё продумал до мелочей, лишая сюжета спонтанности и случайностей.

    Самый реальный персонаж (и в общем-то главный) в этой истории — девочка, читающая сказку. Запичканная тошнотворной «любовью» своих родителей, Альжбетка заполняет свою внутреннюю пустоту и одиночество любопытством — книжками, событиями соседей, эротическими переживаниями. И наконец, игрой в «сыночки-матери» с ожившей куклой из полена, в надежде оказаться хоть кому-то нужной в этом циничном обществе потребления. К «младенцу» она может проявить только ту любовь, которой научилась от мамы и папы — заботу о сытости и безопасности, которым, как известно, нет предела.

    Полено — ОНО, ЭГО, бесконечно растущее в своей алчности, жажде заполнить свою глухую пустоту. Корень внутреннего «Я», лишённый питания своей Матушки-Земли, ищет пищу для себя во внешнем мире. Но выпускать его на свободу противозаконно, выставлять напоказ — неприлично, потому приходится прятать под семью замками в потаённых уголках человеческой души, в чуланах за детскими спальнями, продолжая жестоко пожирать всё вокруг (в том числе близких) ртом и взглядом с ангельской невинностью младенца и чистыми «руками».

    Вопрос: станет ли Альжбетка САМА копаться в земле и выращивать капусту, если мудрая самодостаточная бабушка уничтожит её эго и оставит в живых?

    10 из 10

    13 февраля 2012 | 14:24

    Я от фильма в полном восторге. Такого я ещё не видел со времён «„Головы-ластика“» Дэвида Линча. Всё настолько шизоидно и сюрреалистично что глаз не оторвать. Это нужно приветствовать что сейчас нас пугают не вампирами и вурдалаками а ожившими поленьями. Вобщем просто супер!

    24 декабря 2006 | 11:36

    Сразу скажу, что других фильмов Шванкмайера я не смотрел, но после просмотра стало понятно, что это надо исправлять. Будем смотреть, а потом писать и делиться мнением. И это уже первый плюс в копилку фильма — в нем присутствует собственный стиль. Т. е. ты понимаешь, что режиссер не просто в поте лица придумывает как это круто, если у дядьки с ведрами с углем из штанов вылезет толстый и старый или дутый язык будет слизывать с пола начинку от конфет, — вовсе нет. Удовольствие получаешь от легкости, с которой режиссер все эти ходы делает, как будто гонщик, проходящий поворот на бешеной скорости, но так уверенно и легко, что начинаешь ему верить.

    Как и свойственно сюру, образов тут лопатой греби и каждый из них — отдельная история. Лично мне даже стало под конец жалко уже упомянутого дедулю, который вместо детских ягодиц прописался в животе у Оттика. А вот как вам Мадонна, вскармливающая прожорливую деревяшку грудью? Причем досочинять и додумать автор нам тоже позволяет, он лишь выцеживает из жизни самую малость, которая нужна ему для фильма, и не замахивается на категории типа «мировое зло» и тем более, не приведи Господь, «вселенское благо».

    Жанр картины можно смело определить как трагикомедия, причем, не могу сказать, что тут первично — яйцо или курица. Комедийная составляющая фильма — просто замечательная, это тонкий юмор (преимущественно черный, что придумывается тяжко, зато воспринимается просто на ура), после которого к экрану прилипаешь и смеешься даже один (а это, поверьте, качественный юмор!). С точки зрения ужасов тут тоже всё в порядке, да иначе и быть не могло, потому что в основе сценария сюжет народной чешской сказки про «булимирующее полено». А народные ужастики — это продукт высшей пробы, потому что аккумулирует в себе не просто страх режиссера перед открытой дверью шкафа ночью, которая в детстве наградила его энурезом. Сказки — это эссенция страхов целого народа, поэтому работают наверняка и пугают всех. Вот почему можно сколько угодно грузить спецэффектами и мазать кетчупом Бугимена, но страшнее он от этого не станет, а вот Оттик и так страшный, хоть и склеен покадрово и смешно.

    Так о чем же фильм? Лично я охарактеризовал его, как сагу об одиночестве. Одиночество толкает бесплодных людей создать семью, которая становится одинокой, а иначе с «врожденной стерильностью» и быть не могло. Одиночество доводит их до того, что они готовы приласкать деревянного сына, который все от того же одиночества начинает жрать всех подряд. Всё то же одиночество убивает дедушку, у которого кроме маленькой Альжбетки и радостей-то нет, как впрочем, и бабулю, которая растит свою капусту и не может перенести утрату родных качанчиков (обратите внимание, как перекликаются моменты взросления Оттика и капусты). Да и кровожадная Альжбетка, разыгрывающая на спичках, кого скормить своему новому и единственному другу — маму или папу, тоже страдает одиночеством.

    Фильм стоит смотреть, чтобы понимать, что сказки не заканчиваются в детстве, а ночные кошмары — в армии. Если у фильма есть мын, то игра актеров, композиция кадра и драматургия сюжета становятся уже не так важны, потому что имеешь дело с цельным продуктом, который на предмет состава изучать в общем-то и не стоит. В этом фильме все это работает, а в моей панели задач работает торрент, который качает как исправный цеховой насос «Безумие» и сборник короткометражек режиссера. Поэтому одиноким я себя точно не ощущаю.

    15 октября 2009 | 15:29

    Ну, вы даете товарищ Шванкмайер!

    Полено (я люблю этот фильм)


    Данный фильм вышел в 2000-ом году. Смотрите, начинается 21-ый век, и многие режиссеры стали меняться. Некоторые режиссеры переходили из одного жанра в другой. Ну а режиссер Ян Шванкмайер остался верен себе и снял свой стандартный фильм. Только если для Шванкмайера фильм «Полено» стал всего лишь еще одним, то весь остальной кинематограф был просто потрясен таким безумием. Хотя после его «Фауста» можно было снимать фильмы про что угодно, даже про полено.

    Вообще Шванкмайера (родился в Чехии) трудно назвать режиссером художественных фильмов. Да и мультипликатором его трудно назвать. Он застрял где-то между нормальным и абсурдным кинематографом. Видимо он художник. Позже он построит свой огород, и будет в нем снимать свои шедевры. А понравится вам его «еда» или нет — это уже ваши проблемы. Я люблю этого кудесника. А сейчас — «Полено»…

    Вы даже можете подумать, что Шванкмайер снял своеобразную вариацию рассказа — «Пиноккио». Но на самом деле это далеко не так. Этот фильм основан на старинной чехословацкой сказке про прожорливое полено, которое поедало всех людей, потому что очень сильно хотело кушать. Герои данного фильма не могут иметь детей, и глава семейства приносит домой полено. Жена начинает с ним нянчится как с живым ребенком и позже он, конечно же, оживает.

    Данный фильм как бы делиться на две части. Сначала будет грустная драма про пару, которая не может иметь ребенка, а потом фильм превращается в кровавый фильм ужасов про безумное дерево, которое ест все подряд. Шванкмайер засунул в этот фильм свою любимую анимацию и поэтому его полено действительно может напугать неподготовленного зрителя, который не видел ранних работ Шванкмайера. Хотя все равно это очень неровный фильм. Я смотрел его два раза. Первый раз я сидел весь фильм с открытым ртом и выпученными глазами, потому что в те далекие годы я плохо знал творчество Шванкмайера.

    Ну а второй раз я просто валялся на полу, потому что смеялся очень сильно. Хотя юмор у этого фильма чернейший. Этот фильм стоит посмотреть только ради того, чтобы просто увидеть, как Шванкмайер рассказывает свои истории. А еще у фильма потрясающие ракурсы. Шванкмайер очень часто показывает еду крупным планом и в фильме есть очень неприятные моменты, связанные с едой. Оператор Юрай Галванек постарался на славу. И конечно порадовали актеры во главе с Кристиной Адамцовой. Америка так не снимет никогда.

    Несмотря на преклонный возраст (76 лет) режиссер Ян Шванкмайер до сих пор продолжает копаться в своем удивительном огороде и доставать из него гениальные картины. «Полено» — далеко не самый лучший фильм Шванкмайера, но это один из лучших фильмов, который снимали в 2000-ом году. Максимальная оценка.

    Спасибо.

    P.S.

    Лучшая сцена в фильме — гениальная сцена в самом начале фильма, когда маленьких детей продают на рынке как рыбу…

    10 из 10

    29 ноября 2010 | 21:04

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>