всё о любом фильме:

Полено

Otesánek
год
страна
слоган-
режиссерЯн Шванкмайер
сценарийЯн Шванкмайер, Карел Яромир Эрбен
продюсерКит Гриффитс, Яромир Каллиста, Ян Шванкмайер
операторЮрай Галванек
композитор-
художникЯн Шванкмайер, Ева Шванкмайерова
монтажМари Земанова
жанр ужасы, фэнтези, триллер, драма, комедия, ... слова
сборы в США
зрители
Чехия  56.5 тыс.,    Великобритания  4 тыс.,    Польша  1.9 тыс.
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время132 мин. / 02:12
Один из лидеров кинематографического сюрреализма переложил на язык кино чешскую народную сказку «Otesanek» («Прожорливый желудок»). Бездетная пара взяла себе вместо ребенка из леса обрубок дерева, который принялся пожирать все на своем пути.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
84%
36 + 7 = 43
7.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Трейлер 01:38

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Мы вот все пока не сходим на Алису Бартона, пропуская без очереди участников ВОВ и ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, поэтому сегодня поговорим о Шванкмайере, который вообще по части сказок уже много сказал — по крайней мере Алиса и Буратино сразу вспоминаются. Сегодня про деревянного.

    Шванкмайер притягивает своей простотой, доступностью образа, который сквозь призму сюрреализма не только не теряет сущности, но приумножает ее, возводя в порой уж совсем запредельные величины. Однако потного лица автора не видно, как раз за каждым кадром видится улыбка чешского режиссера, который остановит камеру, и у дедушки с ведрами угля из штанов вылезет толстый и старый. Причем, общаясь с нами на языке наших фантазий и нашего подсознания (дедушку я не случайно упомянул) Шванкмайер совсем не налегает на морализаторство, а наоборот оставляет огромные междустрочья для зрителя, не замахиваясь на категории «мирового зла» и тем более «вселенского блага». Причем игра с нашим внутренним «я» автору дается настолько искусно, что булимирующее полено действительно пугает и кажется бессознательно страшным, первородно пугающим.

    Отбросив всю эту жанровую психологию Юнга, можно сказать, что Шванкмайер создал очень гротескную сагу об одиночестве. Оно сводит людей в семью, врожденная стерильность которой снова рождает одиночество. Это, уже новое одиночество доводит их до того, что они готовы приласкать деревянного сына, который все от того же одиночества начинает жрать всех подряд. Причем триллер про одиноких продолжается и потом: брошенный дедуля, у которого кроме маленькой Альжбетки и радостей-то нет, как впрочем, и у той же Альжбетки, разыгрывающей на спичках, кого скормить своему новому и единственному другу — маму или папу.

    13 марта 2010 | 19:47

    Кто с доброй сказкой входит в дом? Кто с детства каждому знаком? Скажите, как его зовут?

    Ооо-тиии-ккк!

    А у чешского мастера кино Яна Шванкмайера свои сказки. Фильм «Отесанек», или «Полено», пример такой сказки. Адаптация детского рассказа на современный лад. Можно даже смело назвать этот фильм — трэш адаптацией. Настало время, и я решил познакомиться с творчеством чешского режиссера. Критики называют его фильмы аккуратным определением — экспериментальный кинематограф.

    Из банальной чешской сказки Шванкмайер умудрился сделал необычное зрелище. Это кино поможет окунуться зрителю в атмосферу чешского городка, в котором случится неведомое действо. Супружеская пара средних лет Карел и Божена, в исполнении местных актеров Яна Гартля и Вероники Жижковой, мечтает о ребенке, но у природы на сей счет другое мнение. Оба не могут иметь детей. Естественно, сразу же отметаем вариант правового усыновления ребенка и различные медицинские варианты. Легкие пути не для наших героев. Уж лучше найти ребенкоподобную корягу, выстругать из нее подобие Буратино, и вселенской любовью заставить кусок дерева жить. Если зритель готов принять этот факт, а также смириться с тем, что почти все герои этого фильма ведут себя неадекватно и действуют вопреки здравому смыслу, то такому зрителю по пути со Шванкмайером, и стоит посмотреть этот фильм.

    Лично я нашел для себя много интересного просто в наблюдении за персонажами фильма. Все они весьма запоминающиеся товарищи. Обычные такие соседи-жильцы: пан Злабек, старик, который каждый день с трудом поднимает на верхний этаж из подвала ведро угля и питает «интерес» к соседской девочке Альжбетке; семейство Альжбетки, которое в процессе фильма мы видим чаще всего за приемом чешской национальной пищи — мама Альжбетки, типичная домохозяйка, просто таки находка для соседей; папа Альжбетки, любит посидеть у телевизора и выпить; сама Альжбетка, не по годам развитая девочка, знающая все о беременности; угрюмая старушка пани Справцова, сажающая во дворе капусту; а также сами виновники торжества Карел и Божена.

    Огромный плюс, то что оба главных персонажа закреплены за малоизвестными актерами. Это позволяет ассоциировать их с обычными, правда чуть-чуть чекнутыми, людьми. Оба отлично раскрыли свои образы: Карел, напоминает советского инженера, понимает, что все затеянное женой не приведет ни к чему хорошему, но не может противостоять ей; Божена, несчастная женщина, фанатично мечтающая о ребенка, в итоге отдают всю свою любовь Полену.

    Все это подкреплено яркой картинкой и красивыми кадрами, которыми Шванкмайер балует зрителя сполна. При этом все плотно сидит на достаточно продуманной сюжетной линии, которую легко пересказать в нескольких словах. Сначала Карел приносит Божене кусок дерева, добавляя, что он напоминает ему ребеночка. Знал бы бедолага муж, чем обернется безобидная шутка на эту тему с женой, и без того страдающей из-за невозможности завести детей. Жена берется ухаживать за деревяшкой, аки за младенцем. Карел, пусть и со скрипом, впрягается в игру. Затем они решают разыграть беременность, дабы убедить в этом окружающих. Божена берется за дело с фанатизмом: кушает соленые огурцы со сливками, вызывая рвоту, как у настоящей беременной женщины, вышивает специальные подушечки, соответствующие по размеру девяти месяцам беременности и т. д. А затем…Отик, он же ребенок из коряги, оживает.

    Здесь-то и начинается настоящий трэш, который можно охарактеризовать двумя словами — «Покормите Отика». У мальчика, кстати, на «радость» своим родителям, оказался отменный аппетит. Одного детского питания и молока ему мало. Отик начинает добывать себе пищу самостоятельно. Как насчет кошки? А старик почтальон тоже ничего! И это только начало.

    Пару слов об Отике, точнее, реализации его на экране. Да, выглядит он не серьезно, особенно, если сравнивать с лучшими образцами компьютерной графики, и монстрами из бюджетных картин, например, людьми-деревьями, Энтами, из «Властелина Колец». Чешский Отесанек выглядит очень скромно. Пожалуй, органично только в самом раннем детстве, и когда он находится в статичном положении. Был ли у Шванкмайера достаточный бюджет, чтобы изобразить Отика более правдоподобно? Не знаю предыстории, но, наверняка, нет. Снимайся такая картина на доллары, фильм бы скорее всего ушел в другое русло, а посему представление Шванкмайера интересно не этим. Угловатость Отика, во всех смыслах, добавляет «Полену» индивидуальности.

    На мой взгляд, не стоит спрашивать с режиссера строго обоснования того или иного поступка его персонажей. И не нужно искать никакой логики в их действиях. Это все-таки сказка. Правда, по всем канонам оной Шванкмайер все-таки заложил в нее «намек». Несколько серьезных тем лежат на поверхности, некоторые чуть глубже. Проблемы нашего общества, семьи и т. д. И все передано режиссером с долей юмора, местами черного, жесткости, и местами даже драматизма. Уверен, что каждый сможет разглядеть что-то свое, что-то интересное, а это уже весьма ценно для фильма. При желании можно дойти и до философских размышлений, но можно и ограничиться легким прикосновениям к проблемам.

    Так ли уж нереально произошедшее в фильме? К чему может привести фанатичная любовь, не замечающая ничего вокруг? Это кино из разряда «другое кино», а такие фильмы, как правило, либо цепляют и держат до конца, либо остаются чем-то не понятным, чужим. Для меня — первый вариант. Обязательно продолжу знакомиться с фильмографией Шванкмайера, в которой полнометражных картин не так уж много и «Отесанек», наверняка занимает в этом ряду не последнее место.

    10 из 10

    И не забывайте кормить своих Отиков!

    20 августа 2012 | 22:49

    Не секрет, что Ян Шванкмайер — фигура очень колоритная, как сама по себе, так и в рамках мирового кинематографа. Если рассматривать всё его творчество в целом, то «Полено», пожалуй, самая структурная и самая конкретная история из всех, что когда-либо рассказывал этот режиссёр; да-да-да, и это сюрреалистичное «Полено»!

    Впрочем, сюрреализм именно этого конкретного фильма является не сколько жанром, сколько специфической особенностью сказочного сюжета: народные сказки в принципе достаточно сюрреалистичны, и Ян Шванкмайер совершенно блистательно демонстрирует это в «Полене».

    «Полено» — это такой чешский аналог русской сказки «Глиняный парень». При желании, можно найти некоторые соответствия с украинской сказкой про стального волка — где девица влюбилась в стального волка, оживила его, а он сожрал все хозяйство, включая её саму. «Полено» примерно то же самое, но с иными акцентами: влюблёнными в чудовище оказываются его родители (а точнее, мама), и это кардинальным образом меняет проблематику истории. Добавьте к этому начальную экспозицию фильма, в которой представлена безутешная родительская чета, с завистью смотрящая в сторону своих более удачливых детородных соседей — и фильм заиграет совершенно иными красками…

    Впрочем, без сексуального сюжета в «Полене» не обошлось, ведь вторым главным героем является девочка Альжбетка. Она достигла того самого очаровательного возраста, когда ребёнок начинается интересоваться интимной стороной жизни и испытывает противоречивые чувства по отношению к своему взрослению, но при этом всё ещё остается ребёнком. Она первая замечает неестественность Отека, пытается проинформировать об этом взрослых, но постепенно не то влюбляется в него, не то начинает испытывать материнские чувства к плотоядному дитятке. Она заманивает к нему престарелого соседа-педофила, мимоходом наблюдая всякие сюрреалистичные картины, символизирующие собой тёмную и чудовищную природу сексуальности… а затем искренне, как ребёнок, ревёт, когда угрюмая одинокая старуха идёт забивать до смерти сожравшего почти всех соседей Отека.

    В связи со всем этим количество поставленных фильмом вопросов расширяется: всё-таки о чем он? Да о многом. Хотите — рассматривайте его как этакую предтечу «Химеры», хотите — как продолжение шванкмайеровского «Сна Аленки». Больше зацепила история про мать-шизофреничку, прикрывающей своим телом чудовищного ребёнка от топора супруга — пожалуйста, там есть о чём поговорить; а можно — о связи женского начала с природными и какими-то ирреальными силами — ведь именно женщина дала этому ребёнку жизнь, женщина же заметила, что с семьей Божены и Карела творится что-то странное, и в итоге женщина отняла жизнь у чудовища… О слепых в своей любви родителей, о чудовищном эгоизме калечных или преступных детей, о деторождении, воспитании, извращенном либидо… о природе ужасного, в конце концов. Проблем, поставленных «Поленом», очень много, и каждый конкретный зритель найдёт среди всего этого перечня что-то своё, что-то, что беспокоит его особенно сильно.

    Ведь, в конце концов, «Полено» — это лучший представитель киносказки, а сказки всегда удивительно многозначны. И современным голливудским режиссерам следовало бы задуматься над тем, что сказки не всегда бывают светлыми и прямолинейными, и что напускная мрачность и якобы «нестандартная» подача классических сюжетов ещё не делают сказку полноценно оригинальной и связанной с народными первоисточниками… Но это тема для другого, более грустного разговора.

    Вдобавок, следовало бы отметить, «Полено» не только отличное экранное воплощение народного сказочного сюжета, но и жуткий такой фильм ужасов. Не последнюю роль в этом сыграла специфическая анимация Шванкмайера, использование в ткани повествования его любимых сюрреалистических образов (ааа, эти глаза, всплывающие из ниоткуда!!!) и по-настоящему зловещая кукла Отека. Которая, на самом деле, даже не кукла, а действительно корень в форме человеческого ребёнка. Выглядит намного страшнее, чем большинство современных (да и не только современных) спецэффектов…

    25 июня 2013 | 14:02

    Выпуклый гротеск. Яркая сатира. Фольклорная подоплёка, маскирующая детское восприятие ночных ужасов абсурдом и вымыслом. Лёгкое весёлое безумие, в которое окунаешься с головой, и обратно вылезать совершенно не хочется. Море чёрного юмора с глубоководными впадинами смысла. Чистейшей воды сюрреализм, немногими любимый, извечно недопонятый, но столь трогательно-обаятельный, что оторваться от него невозможно.

    Режиссёр Ян Шванкмайер взял для основы фильма чешскую народную сказку «Otesanek» («Прожорливый желудок»). В результате получилось нечто ультрасовременное по форме, уходящее корнями в фольклор, ассоциативно напоминающее латиноамериканскую литературу в таком её проявлении как парадоксальное соединение традиционного народного мировосприятия с современными реалиями. Как образец подобной литературы, наиболее точно характеризующей жанр, можно назвать «Жана-Малыша с острова Гваделупа» Симоны Шварц-Барт.

    Бездетная (увы, клинически) семейная пара Хораковых мечтает обзавестись малышом. Но это им, хоть в лепёшку расшибись, не дано, ибо неспособностью к зачатию страдают как муж, так и жена. Болезненно переживающая бездетность жена маниакально воспринимает мир как гротескное скопление округлых форм: детские мячи, арбузы — всё круглое бросается ей в глаза и патологически напоминает беременность. Муж, сумев смириться с неизбежным, смотрит на жизнь проще. А в один прекрасный день креативный супруг, вдохновившись видом уродливой коряги, уподобляется папе Карло и вырезает из неё нечто смешное и одновременно ужасное, очень отдалённо напоминающее маленького человечка-буратинку — безглазое и безносое, с одним только отверстием в центре головы — ртом, но зато со столь замечательным торчащим между ног отросточком, что перепутать пол никак невозможно — это мальчик. В пароксизме переживаний жена всю свою несостоявшуюся любовь к ребёнку перекладывает на это несчастное полено, за которым начинает ухаживать как за самым настоящим младенцем — пеленает, одевает его, стрижёт ему отрастающие корешочки, купает в детской ванночке, кормит молоком.

    Если деревяшке слишком долго и упорно молиться, она, как известно, превращается в идола. Не стало исключением и юное полено. Оно оживает, требует всё больше и больше еды, и строго говоря, надо обладать безумной материнской слепотой, чтобы не заметить, что на человеческого детёныша полено совершенно не похоже, и не только внешне. Аппетит у него акулий, а со временем просыпаются и людоедские замашки. Но кроме этого стремления во что бы то ни стало сожрать всё, что возможно, в нём нет ничего от живого существа. Такая же всё пожирающая бездушная тварь занимает значимое место в аниме «Монстр», только там она однозначно символизирует фашизм, а у Шванкмайера это всё то, чему слепо поклоняются.

    Помимо семейной пары Хораковых, в фильме действуют несколько значимых персонажей, в том числе соседи по лестничной площадке Стадлеровы с дочкой Альджбеткой, чьими глазами в основном и видится происходящее. Очень интересная фигура — эта Альджбетка. Впрочем, лучше будет, если вы сами с ней познакомитесь. Не в жизни, разумеется. В фильме.

    10 из 10

    однозначно — к коллекцию.

    11 сентября 2013 | 21:57

    Ян Шванкмайер — это не Дэвид Линч с его невнятными историями, перегруженными символами и сюрреализмом, и даже не Ларс фон Триер — создатель затянутых философских драм про психозы и их последствия — Шванкмайер — это страшный человек. Порой, мне кажется, что его фильмы попахивают какой-то извращённостью — тут даже Линч со своими лесбийскими и прочими эротическими штучками в авангардном дизайне кажется безобидным фантазёром.

    Честно говоря, Шванкмайер снимает в определённой мере противные фильмы — не в том плане, что они плохи, а в том, что происходящее на экране может вызвать если не отвращение, то не приятные ощущения. Ну, к «Алисе» (5,5) претензий вроде нет (по крайней мере действительно чего-то неприличного я не помню), в «Уроке Фауста» (7) можно найти не весьма приятное (вспомните хотя бы сцену изнасилования куклы), но всё это ерунда по сравнению с «Поленом». В «Полене» Шванкмайер решил повторить приём, использованный ещё в «Уроке Фауста» — соединение литературного сказочного произведения и современного мира. В итоге создаётся впечатление, что в начале фильма повествование ведётся о психах с галлюцинациями, потом понимаешь, что это не галлюцинации, а к концу фильма осознаёшь — что это всё один большой сумасшедший дом! Шванкмайер видимо ко всему прочему ещё и постмодернист — показать с противной стороны казалось, обыденную жизнь он умеет. Мир то у пана режиссёра получился реалистически-отвратный: реклама-обманка (как символ вселожности, видимо), неприятный семейный быт, пенсионер-педофил, девочка-маньячка и психи, психи, психи. Ну, действительно жуткая до отвращения картина вышла! Получился какой-то странный реализм — что маэстро этим хотел сказать остаётся загадкой (может то, что реально весь мир с ума сошёл?) Я кроме как в качестве психов некоторых персонажей просто воспринимать не могу — они меня раздражают своими поступками! Одни усыновляют монстра, другие его кормят… Сразу вспоминаются фильмы про зомби, когда люди, отказываясь признавать своих родственников живыми мертвецами, продолжают жить с ними, кормить, ухаживать. И кругом крупные планы — во всех картинах Шванкмайера прослеживается — особенно его излюбленные крупноплановые человеческие рты, еда, слюни и прочие выделения — ужасно отвратительно выглядит, аж жуть!

    В целом, «Полено» даже занимательный фильмец (хотя «Урок Фауста» меня заинтересовал больше) — взахлёб я его не смотрел, но, в принципе, не скучал. Но обилие персонажей, которые меня подбешивают (психованная мамаша, ненормальный папаша и девочка-маньячка) в совокупности с прочими шванкмайеровскими мерзостями убедительно меня заставили не ставить относительно высокий бал.

    А ведь у маэстро есть ещё «Безумие»! Насколько оно безумно и противно, учитывая, что это ужасы, я боюсь предположить.

    ОЦЕНКА: объективная — нормально (6,9); субъективная — нормально (6)

    13 ноября 2011 | 03:46

    Я от фильма в полном восторге. Такого я ещё не видел со времён «„Головы-ластика“» Дэвида Линча. Всё настолько шизоидно и сюрреалистично что глаз не оторвать. Это нужно приветствовать что сейчас нас пугают не вампирами и вурдалаками а ожившими поленьями. Вобщем просто супер!

    24 декабря 2006 | 11:36

    Мало какой деятель от кинематографа умеет удивлять так, как это умеет делать Шванкмайер. Каждый его фильм — это настоящее эстетическое потрясение, выстрел в сознание… ну и все в таком духе. «Полено» — не исключение. С одной стороны, это самая удобоваримая из всех виденных мной работ мастера, с другой стороны, о какой удобоваримости вообще может идти речь?

    Сюжет — трэш-интерпретация чешской сказки про ожившее полено, пожирающее все и вся — вполне явственно отдает «Головой-ластиком». Не знаю, насколько сознательно это было сделано, однако представляется, что предъявлять в связи с этим Шванкмайеру претензии было бы глупо — все равно что плевать в океан. Каждый персонаж фильма — произведение искусства, изящное и странное, как и все происходящее на экране. О чем «Полено» — вопрос не самый корректный. Да, разумеется, можно говорить о том, что в фильме поднимаются проблемы отношений в семье, между соседями, даже влияния рекламы, но прежде всего он ценен тем, что вызывает в голове зрителя буквально шквальный ассоциативный ряд, как и положено сюрреалистическому шедевру.

    В общем, на редкость неординарное и вкусное кино, с бухты-барахты рекомендовать которое рука все же не поднимается, так как оно явно понравится не всем.

    8 декабря 2008 | 20:43

    Ян Шванкмаер- чешский кинорежиссёр, сценарист, художник, сценограф, скульптор, аниматор. Автор манифеста нового прикладного искусства «Магия предметов» (Magie pfedmetu), в котором он призывает вернуть «иррациональному официальное пространство, адекватное месту, которое оно занимает в психике человека». Вот так вот, ни много — ни мало.

    Картина «Полено» из разряда тех, от которых одни будут плеваться, другие восхищаться, третьи (подражая вторым) будут аплодировать ничего не видя и не понимая, кто-то скажет что король голый.

    Скажу что увидел я. Автор перенёс сюжет сказки в нашу жизнь. Я бы сказал что здесь символизма больше чем сюрреализма. Во всех образах и поступках Шванкмайер подталкивает к различным ассоциациям. К примеру, семейная пара ("родители» полена), может ассоциироваться с непреодолимым желанием иметь «своего» ребёнка. Для этого люди готовы идти на сомнительные, аморальные эксперименты типа экстракорпорального зачатия или суррогатного материнства. Но кто знает, возможно плодом таких экспериментов и станет чудовище? Хотя детские дома переполнены, хочешь стать матерью, — пожалуйста. Здесь вспомнился замечательный фильм «Свои дети».

    Поведение «матери» типичный пример безрассудной родительской любви. Напомнило тех матерей которые готовы отдать последние деньги на взятки в суде за сына-барыгу, который торгует наркотиками (материнская «любовь» позволит ему заниматься этим и дальше) и «благодаря» которому гибнут дети.

    Семья Эльжбетки — «обычная» семья, в которой воспитание ребёнка сводится к его кормлению и вымытым рукам. Папа же, в критические моменты не скупится на подзатыльники, реагируя только на что-то из ряда вон выходящее. Сама же Эльжбетка, «просвещённая» современным школьным «секспросветом», запросто рассуждает о репродуктивных способностях супругов, «мёртвой» сперме и т. д. «Повзрослев» (какое безумие) раньше времени в тех вопросах, в которых ей ещё положено быть ребёнком, тем не менее она им и остаётся. Не находя ни любви ни понимания у своих родителей, она предпочитает «дружить» с монстром, скармливая ему соседей.

    Можно было бы кратко сказать, что фильм является пародией и психоаналитическим стёбом над перекосами и аномалиями царящими в современных семьях. Вообще картина показывает общество где все персонажи ненормальны, взрослые, дети, дедушка-извращенец… Конечно, можно возразить что во многом это и есть наша жизнь, но фильм оставляет неприятный осадок. Много экранного времени отдано процессу потребления пищи, причём операторская работа вызывает чувство отвращения, крупные планы какого-то варева насыпаемого в тарелку и отправляемого в рот, губы на которых соус… Крупные планы речевого аппарата, во время диалогов. Что это, какие-то личные комплексы режиссёра?

    Подводя итог скажу, это третий фильм Шванкмайера, из которых более всего понравилась «Алиса». «Пережить свою жизнь» не досмотрел, т. к. считаю что для его понимания необходимо быть знакомым с психоанализом. Этот фильм вызвал противоречивые чувства. 50/50.

    Рекомендовать могу только любителям экспериментального кино, всего необычного.

    6 из 10

    29 сентября 2013 | 14:46

    «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел…» — радовался Колобок, пока по его бокам не прошлись зубы лисицы. Чехи в собственной сказке восстановили справедливость: пусть и не говорящая булка, а обрубок дерева, но таки не просто убежал, а еще и пообедал и папой, и мамой, и соседкой коровой, и уж попадись ему Патрикеевна — поживился бы и ей. Сюжетные изыски произведения родного фольклора — невообразимо благодатный материал для творчества сказочника из центральной Европы Яна Шванкмайера, ранее уже адаптировавшего нечто схожего толка — кэрролловскую «Алису в стране чудес». Фабула сказки, понятное дело, для мастера — лишь отправная точка, с которой, закручиваясь в сюрреалистическом вихре, плод народного творчества оборачивается злобной социальной сатирой, где в обшарпанном подъезде скопом — любопытные до крайности соседи, девочка, любовь родителей к которой осталась на уровне бытовых услуг, а также еще целая куча не менее интересных типажей, даже дряхлый старик-сердечник с наклонностями педофила.

    В случае с «Поленом» удивительно не только то, как Шванкмайер, не съезжая с сюжетной колеи первоисточника, умудряется все это сочетать, но и то, как компоненты такой насыщенной причудами смеси гармонично сосуществуют буквально под одной «крышей». Кичевая эстетика, а именно диковатое использование операторских приемов и крупных планов плюс демонстративная жестокость вкупе с черным юмором, придает происходящему подчеркнуто несуразный вид, пуская фильм на тонкую грань между киноискусством и трудами известной в широких кругах студии Troma. Язык, конечно, не повернется сказать, что «Полено» и какой-нибудь «Токсичный мститель»- всё из одной оперы, однако смотрится равно бодро и весело. С другой стороны, то, что где-то было программной установкой, Шванкмайер умело использует лишь в качестве формы. Действительно ведь, фильм занимателен именно своей фактурой, причудливой с налетом эксцентричности манерой режиссерского, как, впрочем, и актерского, исполнения, и притом отсутствием всякого перебора, строгим чувством меры и вкуса. Особенного колорита добавляет, безусловно, фирменный авторский прием — использование вкраплений кукольной анимации (к слову сказать, с которой когда-то брали пример братья Квэй и всеобщий любимчик Тим Бёртон).

    И все это сумасбродство, если присмотреться, не так далеко от истины. Нет, разумеется, малыши нынче питаются не почтальонами и не социальным работниками, но вот фанатичные матери, которые оправдывают своему ребенку совершение ни то что маленьких оплошностей, а, чего мелочится, смертных грехов, встречаются повсеместно. Точно также как и отцы, для которых если и есть в жизни что-то святое, то это — общественное мнение. Хотя при чем тут «отцы», таких 95% населения. Ровным счетом, как и тех, кто после просмотра рекламных роликов и правда думает, что месит тесто не из той муки, гладит не тем утюгом, да и вообще живет как-то не по-человечески. Словом, так пройдясь по каждому конкретному персонажу картины совершенно нетрудно обнаружить в нем обобщенные черты, порок, одолевающий современное общество. Шванкмайер обличает с мастерством Гоголя, методы у него, естественно, проще и жестче — так эффективней в нынешних реалиях. Раньше на неправедных насылали ревизоров, теперь, когда одним смехом уже не отделаешься, пожалуйста, — здоровенное полено с прожорливым желудком.

    11 апреля 2010 | 11:07

    «Полено» — фильм, который поверг меня в настоящий шок. Я привык смотреть разные фильмы: смешные, страшные, высоко духовные, абсурдные — список можно продолжать до бесконечности, но фильмов подобных «Полену», я еще не видел.

    С самых первых минут эта картина начала удивлять меня своей откровенностью и нелепостью происходящего на экране. Складывалось ощущение, что для режиссера снявшего «Полено» нет закрытых тем и каких-либо табу. Многие сцены просто не укладывались в голове — чего только стоит сцена «торговли детьми с лотка» или сцена пеленания коряги. Сильнейшим образом безумную атмосферу картины усиливали диалоги между ее героям, а особенно беседы Альжбетки со своими родителями за обеденным столом.

    Актеры, снявшиеся в этой ленте, как мне кажется, справились со своими ролями очень хорошо. Особенно хочется выделить Веронику Жилкову — исполнительницу роли обезумевшей от собственной бесплодности женщины и Кристину Адамцову, играющую роль не по годам эрудированной школьницы.

    Приятное впечатление на меня произвела и анимация «Полена». Примитивная внешне анимация, добавляла экранному действию какого-то сарказма и что самое главное, поочередно вызывала у меня чувство отвращения, жалости и смеха, что довольно редко случается со мной во время киносеансов.

    В заключении рецензии, мне хочется сказать, что «Полено» — фильм далеко не для всех. Возможно, он будет интересен любителям «черного юмора» или поклонникам восточно-европейского кино, но обычному зрителю фильм покажется полнейшим бредом, а его просмотр лишней тратой времени. Мне же этот фильм понравился и запомнился, хотя я сомневаюсь, что буду смотреть его второй раз в ближайшее время. Моя оценка:

    9 из 10

    20 января 2011 | 21:48

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>