Это только в дорогих блокбастерах пришельцы с жадностью вгрызаются в Большое яблоко или колонизируют окрестности падубовой рощи. В кинолентах с бюджетом куда более скромным они предпочитают высаживать свой десант где-то в одноэтажной Америке, дабы оттуда начать триумфальное шествие по планете Земля. В забытой всеми глухомани, где коротать бестолковые будни остались только окончательно поехавшие личности, такому непохожему на нас пришельцу трудно затеряться в толпе, но можно прикинуться коммивояжером или продавцом банджо, ведь никто и не заметит подвоха.
Канадец Джон Пэйс, не слишком известный широкой публике, снял в год одного из наиболее ожидаемых концов света чуть ли не эталонную пародию на набившие оскомину научно-фантастические опусы про злобных пришельцев, терроризирующих мирный быт тухлого захолустья. Всевозможных клише тут не просто много - из них, собственно, весь фильм и состоит. Когда-то 'Дивный вид' был городом сказкой, но после закрытия фабрики по производству гаек стал мало чем отличаться от всех остальных окрестных селений. Два с половиной жителя прожигают дни в пыльной забегаловке, местный шериф развлекает себя задержанием собственной любовницы, а по отдельным вечерам все собираются вместе, дабы отведать всевозможных рыбных блюд. Нелепые типажи героев этой истории на редкость узнаваемы: вот городской сумасшедший, который знает все наперед, а этот коротышка, что через фразу использует в своей ругани библейские образы, не кто иной, как старина мэр. Вполне очевидно, что главный герой тут разъезжает на автомобиле ВАЗ-2121, он - физик-ядерщик, коему приспичило взять паузу в процессе создания вакцины от перенаселения и заняться изучением флоры и фауны канадской провинции. Его потенциальная возлюбленная, само собой разумеется, не только метко стреляет глазками, но и будничным тоном рассуждает о скорости, с которой происходит отклонение свободного электрона прионной связи в оболочке атомов. Реплики персонажей состоят из околонаучной ереси, любовных воздыханий, споров о нарколепсии, словом, всего того, чем полнится приключенческий кинематограф последнего столетия. Хотя иной раз шаблоны и принимают инверсные формы. Так горожане всецело верят своему правительству, ведь если последнее что-то скрывает, то это для блага самих же горожан.
По совершенно неясной причине, отечественные прокатчики обозвали этот чудный кинофильм 'Марсианским дозором', хотя сама красная планета в нем упоминается даже реже, чем генетически созданная банда серийных убийц дьяволопоклонников. 'Верхушка пищевой цепи' - даже в прямолинейном названии укрыта некая издевка, подтрунивание над безнадежной предсказуемостью жанра. Все ведь прекрасно знают, что пришельцы маскируются под людей, но сами они больше походят на гибридов таракана и росянки. Эти милые взору парни обязательно враждебны, хотя совсем рядом с нами непременно есть что-то такое, что таит в себе смертельную угрозу для захватчиков. С целью остаться в живых в этой неравной схватке разумов, нужно сходу разбежаться кто куда, выбросить в кусты дробовик и полагаться на волю создателя. Главное - не забыть про самого важного инопланетянина, ведь убивать его придется как минимум дважды, и за это время платье подруги главного героя превратится в изодранную тряпку, чтобы зритель смог насладиться видами вдоволь. Среди зашкаливающей карикатуры нашлось место и множеству самых что ни на есть прямых заимствований, от 'Близких контактов третьей степени' до 'Зловещих мертвецов'. Располагая крохотным бюджетом, Пэйс подарил миру комедию, восприятие которой напрямую зависит от количества просмотренных ранее фантастических кинолент, и, вполне возможно, в силу именно данной специфики, 'Вершина пищевой цепочки' так и не вышла в широкий прокат. Но сложно найти более подробную и полную 'энциклопедию' киноштампов, при составлении которой в спешке потеряли разве что честного и вечно живого афроамериканца, а в остальном - всё там есть! Ни на кадр не затянутый, лишенный всякой вульгарщины - этот фильм вполне мог бы встать в один ряд с 'Аэропланом' и 'Горячими головами', вот только в отличие от них он слишком избыточен и снят не ради вполне конкретных кинообразов, но ради жанра в целом.