К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Выход через сувенирную лавку» (Exit Through The Gift Shop, 2010) -документальная картина 2010 года, снятая НЕ режиссером, французом Тьерри Гетта, однажды взявшего в руки видеокамеру и больше не сумевшего с ней расстаться, снимая все фрагменты своего существования. В фильме затронуты десять лет жизни Тьерри, его знакомство со стрит-арт культурой и главным мастодонтом уличного искусства – Бэнкси (ориг. - BANKSY), перевернувшего жизнь Гетта. Лента представляет собой часовой видео-памятник времени зарождения популярного ныне направления - уличных искусств, доказавших за последние двадцать лет свое право претендовать на нечто более широкое и осмысленное, чем обычный вандализм, которым изначально направление воспринималось большинством людей.

Любопытны конспирологические теории, коими фильм оброс в огромных количествах: подвергается сомнению документальный «закос», популярна теория о постановочном художественном характере ленты от начала, до конца, ради масштабного пиар-хода и монетизации работ уличных художников. Так же популярна версия, что и главного героя, Тьерри, вовсе не существует, как личности. Вполне вероятно, что Гетта - выдуманный художником Бэнкси персонаж, цель которого - высмеять общество за коммерциализацию искусства и уколоть общество, и как оно может быть одурачено грамотной рекламой, внушающей дешевые ценности, как искусство Тьерри Гетта, копирующего Бэнкси, но в отличии от настоящего уличного художника, в картинах Тьерри можно увидеть исключительно пустое по смыслу отражение нашей поп-культуры, которое люди охотно принимают за глубокое искусство.

«В фильме все правда, кроме того, что вымысел» - (с) Бэнкси

Все уличные художники, представленные зрителю «Выходом» иллюстрируют любопытный феномен: мы можем видеть бессмыслицу каждый день, однако если её становится слишком много, нас начинает интересовать её смысл. Шэпард Фейри, Космический захватчик, Swoon – все художники, чей творческий процесс захватил фильм, расклеивали по городам полную бессмыслицу для всех окружающих, а порой даже и для самих себя, однако работы многих из них теперь украшают самые культовые музеи современного искусства. Смысл в подобных работах со временем появился за счет зрителя.

Даже, если вы не любитель документального кино и не имеете к культуре уличного искусства никакого отношения, тем не менее «Выход через сувенирную лавку» точно рекомендован к просмотру, покоряя свей легкостью повествования и приятной ироничностью.

16 марта 2022 | 21:47
  • тип рецензии:

Хочу сразу начать со своей точки зрения по поводу стрит-арта, граффити. Для меня не каждый рисунок, надпись произведение искусства. Не во всем заложен смысл.

А теперь к фильму. «Выход через сувенирную лавку» (Exit Through the Gift Shop) - авторский документальный фильм, созданный известным граффитистом Бэнкси. Фильм действительно больше получился о Терри, нежели о Бэнкси, как это подметил сам художник в начале картины. Она состоит из двух частей, и вот как раз вторая часть мне показалась максимально любопытной, и именно вторая часть - история успеха, по сути, бездарности - создает настроение прикосновения к настоящему творчеству, что так может пусть и не каждый, но так возможно. А все сводится к тому, что нужно всегда пробовать что-то делать. Бояться, но пробовать, чтобы понять, нужно было тебе это или нет. По-другому никак.

Фильм идеально скроен, и совершенно не похож на классическое документальное кино. Мне хотелось бы сейчас вставить цитату из рецензии Василия Коорецкого. Он очень здорово подметил резкий взлет и востребованность Мистера Мозгоправа и его работ: «Дело в том, что на самом деле «Выход…» — кино не о рождении, а о смерти стрит-арта. Его могильщик — сам Гетта, в какой-то момент вообразивший себя художником и вывернувший стратегию стрит-артистов наизнанку. Вместо рискованного творческого вандализма на улицах он стал сразу вставлять свои, похожие на плохие пересказы Бэнкси, принты в рамки, и народ повалил валом! Аншлаги, галеристы, успех — и больше никакой критики, провокации и риска. Да, хочется верить, что все это фейк, возможный, но необязательный сценарий развития событий. Но, увы, художник Mister Brainwash действительно продает свое говно за 25 тысяч». Отчасти я с ним согласна. Согласна с тем, что работы похожи на работы Бэнкси, согласна с тем, что кино, в какой-то степени, о смерти стрит-арта. Мне кажется, что именно такие псевдохудожники, как Тьерри, послужили этому. Каждый третий видел в себе потенциал и начинал «творить», где-то копируя стиль, где-то находить уже готовое. Возможно, в Тьерри все-таки что-то и есть, и все вышесказанное чисто мое субъективное мнение. Защищать Тьерри мне хочется только потому, что он рискнул. Главное- что ему комфортно в том, в чем он есть. Он зарабатывает себе и своей семье на жизнь, делая с удовольствием любимое дело.

«В конце концов, я стал самым выдающимся произведением Бэнкси» Тьерри Гетта

06 мая 2020 | 22:50
  • тип рецензии:

Граффити – один из важнейших элементов активизма и искусства. В городе, где вы живете и находитесь каждый день, вам, по сути, ничего не принадлежит. Тогда чьи это вокруг стены, столбы, баннеры? Вам не оставляют выбора, смотреть на рекламные плакаты или нет – они напиханы всюду и сподвигают вас купить тот или иной продукт или услугу, одним словом – это всё коммерция (кстати, как и многое искусство), что для государства и его рабов является веским основанием, чтобы это продолжало существовать. А когда речь заходит о граффити, то все они как один твердят «это незаконно» и продолжают хавать рекламу дальше, ничего с ней не делая. Каждый должен понимать, что он вправе сделать с этой рекламой всё, что угодно, ведь она неправомерно навязана нам, нам же ее и переделывать под себя.

Граффити открывает глаза заблудившимся в системе неверных взглядов и позиций, навязанных шаблонов и ложных идеалов. Разве можно доверять шаблонам полностью и жить по предписанной схеме? Нет. Ибо мир еще не совершенен, общество далеко не совершенно. Есть множество проблем, на которые нужно обращать внимание экспрессивными методами, доставая людей из принудительного сна. Даже если конкретный рисунок не посвящен остросоциальной теме, это даёт маленькую надежду тем, кому есть что сказать. Надежду на то, что многое можно изменить, что кто-то просто выходит на улицу и рисует. А значит в нашей нации под камерами наблюдения есть лазейки для того, чтобы нас перестали контролировать, чтобы мы сами могли влиять на мир и делать его лучше.

Если граффити что-то меняет – оно будет нелегальным, - это слова Бэнкси.

А теперь о самом фильме. Он действительно больше получился о Терри, нежели о Бэнкси, но сумел показать суть работ Бэнкси с более понятной обывателю стороны и раскрыть частичку его загадочной личности, которая, если бы не Терри, так и оставалась бы в тени.

Фильм культовый, ибо второго такого мы не получим, как бы ни старались, ведь время не вернуть вспять. Это не актёры и не постановка, это - реальность, так вовремя взятая под прицел видеокамеры, причём в самый разгар стритарта. Это даже больше, чем фильм.

Хоть Терри и заработал на искусстве, достаточно неожиданным для многих образом, он всё-таки 10 лет потратил на то, что снимал уличных художников, после чего и сам стал одним из них. Ироничное название, конечно, намекает на то, что даже такое важное искусство, цель которого (по крайней мере у Бэнкси) – по-иному взглянуть на вещи и дать пищу для размышлений, распродадут на аукционах для коллекции богатеньких людишек, которые, скорее всего, и не задумаются над чем-то большим, что стоит даже выше культа материального мира и потребительства.

10 из 10

Фильм, который рекомендуем к просмотру каждому!

13 апреля 2020 | 02:39
  • тип рецензии:

Не, ребят, по уровню хитрости и способностям нас всех обвести вокруг пальца Бэнкси мог бы стать 14-м другом Оушена. Сами посудите — в кратчайшие сроки появляются очень подробные рисунки, в труднодоступных местах возникают различные скульптуры и инсталляции. Уверен, вы вспомните ту историю со шредером в картине «Девочка с шаром». Вот и «Выход через сувенирную лавку», который считается единственным фильмом про Бэнкси, не посвящен конкретно этому художнику, а углубляется в жанр стрит-арта в целом и рассказывает историю совсем другого человека.

Дай человеку камеру в руки, и если у него получится снять какой-то фильм (семейные съемки не в счет), то это получится какая-то псевдодокументалка, где акцент делается на истории, а с техсоставляющей можно не заморачиваться. Наша история рассказывает о французском любителе поснимать по имени Тьерри Гетта. Зарабатывал он на жизнь, скупая одежду в секонд-хенде и продавая её втридорога. Но однажды он снимает, как его двоюродный брат, более известный как Космический захватчик, занимается уличным искусством. И сразу у Тьерри появилось желание снимать определенные вещи, учитывая, что до этого он просто таскался с камерой, накопил сотни пленок видеоматериала и просто швырял их в коробку, забывая об их существовании.

Общение с Космическим захватчиком постепенно выводит его на встречу с Бэнкси. Отсняв некоторые свои деяния (в том числе и в Диснейленде), художник попросил показать смонтированный материал. Оставшись в полном шоке от увиденного, Бэнкси заявил, что Гетту самому нужно познать, какого это — заниматься искусством, а потом из этого получится нормальный фильм. И с этого момента рождается Мистер Мозгоправ — стрит-арт художник, известный выставкой «Life is beautiful» и продающий свои картины.

Самого Бэнкси в этой киноленте от силы полчаса. Все свое время он в образе дементора с голосом Дарта Вейдера, переболевшего ларингитом, рассказывает, как познакомился с Тьерри, чем они занимались, и как постепенно разошлись. Однако ты смотришь фильм, и у тебя все время крутится вопрос «Как это возможно?». Ладно, за основу были взяты материалы Гетты, где было засняты графиттисты, рисковавшие каждую ночь быть пойманными. Хотя это тоже вызывает вопросы, что среди километров пленки так удачно затесался именно необходимый материал. Можно допустить, что снимали практически без бюджета, но кого бы допустили монтировать? Сколько раз переснимали, если в кадре светился хотя бы глаз Бэнкси (весь хронометраж мы видим, что лицо замазано не квадратиками в стиле НТВ, а именно затемнено благодаря хорошей работе со светом)? Как так удачно получилось, что подвернулись кадры с бэкграунда различных выставок?

Я верю в то, что некоторые хроники действительно были засняты в нужном месте и в нужное время, однако сцена подготовки выставки «Life is beautiful» попахивает воссозданием. Снимать в условиях бардака — несложно. Набрать массовку, чтобы прикинулись посетителями — несложно. А вот процесс создания картин Мозгоправа — это уже сложно. Он не Бэнкси, его полотна не прям на 100% оригинальны, используя трафареты, француз сочетает известные картины и фото с различными элементами. Хотя, в какой-то степени и Энди Уорхола можно назвать не новатором. Энди рисовал банки с супом, Тьерри воздвигнул двухметровый макет этой банки. Искусство — понятие относительное.

«Выход через сувенирную лавку» — этакий монстр Франкенштейн, где сочетаются хорошая документалка и грамотная театральная постановка. И это наверное, первый раз, когда я не буду жалеть, что картина не удостоилась золотой статуэтки. Понимаете, стрит-арт примечателен тем, что остается вне системы. Не надо превращать его в мейнстрим.

08 февраля 2020 | 15:19
  • тип рецензии:

Не, ребят, по уровню хитрости и способностям нас всех обвести вокруг пальца Бэнкси мог бы стать 14-м другом Оушена. Сами посудите - в кратчайшие сроки появляются очень подробные рисунки, в труднодоступных местах возникают различные скульптуры и инсталляции. Уверен, вы вспомните ту историю со шредером в картине 'Девочка с шаром'. Вот и 'Выход через сувенирную лавку', который считается единственным фильмом про Бэнкси, не посвящен конкретно этому художнику, а углубляется в жанр стрит-арта в целом и рассказывает историю совсем другого человека.

Дай человеку камеру в руки, и если у него получится снять какой-то фильм (семейные съемки не в счет), то это получится какая-то псевдодокументалка, где акцент делается на истории, а с техсоставляющей можно не заморачиваться. Наша история рассказывает о французском любителе поснимать по имени Тьерри Гетта. Зарабатывал он на жизнь, скупая одежду в секонд-хенде и продавая её втридорога. Но однажды он снимает, как его двоюродный брат, более известный как Космический захватчик, занимается уличным искусством. И сразу у Тьерри появилось желание снимать определенные вещи, учитывая, что до этого он просто таскался с камерой, накопил сотни пленок видеоматериала и просто швырял их в коробку, забывая об их существовании.

Общение с Космическим захватчиком постепенно выводит его на встречу с Бэнкси. Отсняв некоторые свои деяния (в том числе и в Диснейленде), художник попросил показать смонтированный материал. Оставшись в полном шоке от увиденного, Бэнкси заявил, что Гетту самому нужно познать, какого это - заниматься искусством, а потом из этого получится нормальный фильм. И с этого момента рождается Мистер Мозгоправ - стрит-арт художник, известный выставкой 'Life is beautiful' и продающий свои картины.

Самого Бэнкси в этой киноленте от силы полчаса. Все свое время он в образе дементора с голосом Дарта Вейдера, переболевшего ларингитом, рассказывает, как познакомился с Тьерри, чем они занимались, и как постепенно разошлись. Однако ты смотришь фильм, и у тебя все время крутится вопрос 'Как это возможно?'. Ладно, за основу были взяты материалы Гетты, где было засняты графиттисты, рисковавшие каждую ночь быть пойманными. Хотя это тоже вызывает вопросы, что среди километров пленки так удачно затесался именно необходимый материал. Можно допустить, что снимали практически без бюджета, но кого бы допустили монтировать? Сколько раз переснимали, если в кадре светился хотя бы глаз Бэнкси (весь хронометраж мы видим, что лицо замазано не квадратиками в стиле НТВ, а именно затемнено благодаря хорошей работе со светом)? Как так удачно получилось, что подвернулись кадры с бэкграунда различных выставок?

Я верю в то, что некоторые хроники действительно были засняты в нужном месте и в нужное время, однако сцена подготовки выставки 'Life is beautiful' попахивает воссозданием. Снимать в условиях бардака - несложно. Набрать массовку, чтобы прикинулись посетителями - несложно. А вот процесс создания картин Мозгоправа - это уже сложно. Он не Бэнкси, его полотна не прям на 100% оригинальны, используя трафареты, француз сочетает известные картины и фото с различными элементами. Хотя, в какой-то степени и Энди Уорхола можно назвать не новатором. Энди рисовал банки с супом, Тьерри воздвигнул двухметровый макет этой банки. Искусство - понятие относительное.

'Выход через сувенирную лавку' - этакий монстр Франкенштейн, где сочетаются хорошая документалка и грамотная театральная постановка. И это наверное, первый раз, когда я не буду жалеть, что картина не удостоилась золотой статуэтки. Понимаете, стрит-арт примечателен тем, что остается вне системы. Не надо превращать его в мейнстрим.

15 января 2020 | 19:59
  • тип рецензии:

Выход через сувенирную лавку / Exit Through the Gift Shop (2010)

Начинал смотреть этот фильм, немного опасаясь его документальной природы - часто такие фильмы бывают просто эдакой записью интервью разных людей безо всякого смысла. Но я был приятно удивлен - документальный фильм про стрит-арт парадоксальным образом оказался замечательным на мой взгляд художественным произведением. И заслуга тут - по всей видимости - именно Бэнкси. Хотя он и говорит, что фильм получился не о нем, а о маньяке-операторе, который десять лет не отрывался от объектива камеры. Фильм-то может и про оператора, но послание в нем - явно от самого Бэнкси.

Фильм состоит из двух частей, и вот как раз вторая часть мне показалась максимально любопытной, и именно вторая часть - история успеха, по сути, бездарности - создает неуловимое настроение прикосновения к настоящему творчеству. Бэнкси очень ловко донес мысль о ценности стрит-арта - продемонстрировав наглядно, как его можно 'обесценить' превратив в индустрию, при чем - не имея никаких задатков, кроме предпринимательской жилки. И вот это обесценивание удивительным образом и дает на контрасте понять, насколько тонкая вещь - творчество, вкупе с несколькими финальными цитатами от самого Бэнкси и других уличных художников. Не буду их озвучивать, посмотрите сами. Фильм очень понравился, это не просто уникальная документальная хроника (хотя и это тоже!) - это еще и мощное художественное послание, созданное с фантастическим изяществом. И понимаешь, что Бэнкси успешен не просто так, что он и правда - очень толковый парень.

9 из 10

08 декабря 2019 | 19:41
  • тип рецензии:

Что Бэнкси хотел сказать этим фильмом? Остается очень много открытых вопросов, и споров, действительно ли это документальный фильм, или очередная дерзкая постановка от Бэнкси. Мое мнение - истина где-то рядом.

Самое интересное в 'Выходе через сувенирную лавку' - это взгляд на современное искусство и его представителей. Фильм идеально скроен, и совершенно не похож на классическое документальное кино - сюжет фильма строится как в игровом кино, с завязкой, кульминацией и развязкой. При чем наблюдать за происходящем исключительно интересно. Но выводы каждый для себя сделает сам.

Искусство в принципе субъективно - и Бэнкси в своих диалогах всячески на это намекает - выставляя Тэрри простым трафаретчиком. Но думается есть в словах Бэнкси что-то большое чем зависть к человеку который поставил уличное искусство на конвейер - и это большое - аллюзия на все современное искусство и большая самоирония - сделанная в форме документального фильма номинировавшегося на Оскар. Ну а если этот фильм действительно постановка - то это самый гениальный перфоманс в искусстве за все время.

8 из 10

26 октября 2019 | 22:07
  • тип рецензии:

Об этом фильме споров не меньше, чем вокруг самого автора. Никто уже не надеется узнать, кто он, этот Бэнкси: человек ли это, или целый коллектив, или лишь бренд для зарабатывания денег. По крайней мере, есть и такие теории.

Наверно сомнительное занятие пытаться анализировать и копаться в этом фильме, потому что непонятно: правда это или нет, едва ли это биографическая лента, и даже в конечном посыле присутствует неоднозначность (Может то, что противопоставляется современному искусству тоже всего лишь коммерческая мишура?).

Некий Терри сменяет свой нездоровый энтузиазм по отношению к съемке (в основном бытовуха) на настоящую одержимость, лазая по всюду за колумбами уличного искусства. Их объединяет страсть к своему делу: представители андеграунда стремятся к самовыражению, а Терри хочет запечатлеть это эфемерное явление. После знакомства с самой яркой и скрытной личностью этого течения (Бэнкси) и их совместной работы (синтез страстей), наступает переломный момент.

В диснейленде: Я переоделся, вышел и отправился на 'Индиану Джонса', а потом попробовал позвонить Терри, не дозвонился и пошёл на 'Пиратов карибского моря'.

Герои меняются ролями. Теперь уже Бэнкси занят фильмом, а француз горит идеей организовывать свои выставки. Но если Бэнкси заключает, что деньги и слава его не интересуют, главное - творчество (и здесь опрометчиво было бы принимать это за истину в последней инстанции), то Терри, как раз наоборот, больше желает улучшить свое материальное положение. И его творческое начало лучше всего описывает сам Бэнкси:

Большинство художников годами совершенствуются, ищут свой стиль, манеру... Терри похоже проскочил эту стадию.

Может быть, он всю дорогу был непризнанным гением... или ему повезло... а может, это значит, что искусство вообще нельзя принимать всерьез.

Терри победил, но не с помощью идеи или таланта, а благодаря рекламе и менталитету людей, которые не в состоянии бороться со стадным чувством, а также не в состоянии объяснить ту бессмыслицу, что они пришли лицезреть.

- А как вам американская готика? - Готично.

'Выход через сувенирную лавку' - это шикарно оформленный, комедийно - ироничный мокьюментари, который дает ответы на вопросы (конечно, немало тех, для кого это риторические вопросы, и для них едва ли фильм стал откровением), но и оставляет некоторые открытыми. В любом случае, просмотра он точно стоит.

09 мая 2019 | 00:51
  • тип рецензии:

По началу я не понимал зачем такое внимание уделяется Терри. Фильм же о Бэнкси или нет? Нет. На середине фильма прочёл что это псевдодокументалка, хотя мог бы и не заметить. И это даже лучше. Почему? Так можно уйти в поток сюжета, ощутить всё по-настоящему и уже начать разочаровываться вообще в street art. Терри по-настоящему безумен, его психологический портрет нарисован очень талантливо. Бэнкси удалось изобразить человека, утратившегося собственную личность и ощущение жизни. Необходимость фиксировать всё на камеру, заискивание перед художниками, ложь о проекте хроники стрит арта. И как следствие, безумство множественных идей стянутых у других авторов. Начало рынка, бессмысленные бредовые рассуждения о самом себе, похвалы от «лохов» (ведущихся на тренд пустышек), апофеоз эго. Начинает тошнить от фильма, от его героев, от сюжета. И это и есть суть! Появление тошноты - это вероятно то, чего и добивался Бэнкси. Для чего рассуждать об увиденном? Ощущения самый верный признак. Через них ты способен наглядно увидеть то, о чём можно было бы бесконечно рассуждать. И, конечно, в Терри можно найти и отражение себя самого, вывернутого наизнанку, вовне. А значит, всё это не зря.

10 из 10

13 октября 2018 | 19:31
  • тип рецензии:

Да, примерно к середине этой картины (у кого-то, возможно, и раньше) никаких сомнений по поводу «правдивости» происходящего не остаётся: перед нами очередной розыгрыш, буффонада. Причём в контексте самой тематики стрит-арта это вполне могло бы смотреться естественно и целостно.

Могло бы.

Но автор(ы) либо чересчур прозрачно – и тогда возникают вопросы по выбору жанра, либо попросту бездарно и по-дилетантски* продолжают очевидное повествование.

Бесспорно, идея фильма о Бэнкси, рассказанная им самим – от первого лица, и в то же время, формально повествующая о другом персонаже, т.е. как бы отводящая свет софитов от и без того скрытого лица главного героя – небезынтересна. Очень красивый ход мистификации как нельзя лучше подходит по контексту: действительно выводить на первый план малоизвестных персонажей – будь то Андре Гигант, улыбающийся и подмигивающий мультяшка или пиксельные инопланетные захватчики – и делать это масштабно и последовательно, добиваясь того, чтобы образ переосмысливали, узнавали и верили в его значимость – вполне в духе стрит-арта. И мировой кинематограф готов предложить примеры такого подхода: вспоминается сразу «Ф как фальшивка» или, например, «Проект Ведьмы из Блэр». В таком случае остаётся только удивляться, что же пошло не так – зачем столько «намеренных небрежностей», когда не только персонаж Тьерри Гетта воспринимается как гипертрофированно-фарсовый образ, но и сам он – как бездарный актёр.

Если желанием создателя была очередная констатация того, как непредсказуемо иронично современное искусство и насколько доверчивыми и ведомыми одновременно с этим могут быть его потребители, т.е. в самом деле создать кинематографический социальный эксперимент, то нужно было либо идти до конца, создать нового создателя и заставить весь мир в это поверить, либо в конце фильма признаться, что Mr.Brainwash существовал и будет существовать только в течение 87 минут экранного времени.

Как мы знаем, ни того, ни другого не произошло. Причины этого не хочется искать в банальных лимитах и ограничениях – в бездарности, страхе или творческой лени создателей. Остаётся предположить, что именно такой картина и задумывалась – «как бы»-мистификацией; т.е. вроде бы всем очевидно, что показанное на экране не имеет ценности в виду отсутствия правдивости – и в то же время оказывается, что очевидно это не для всех. И вот тогда авторам «в компании» более проницательных зрителей можно от души покуражиться и поглумиться над теми, кто во всё это поверил.

В таком случае становится противно и мерзко от подобных целей – будь то продажа куска холста с пролившейся на него краской за баснословные суммы или желание выдать отсутствие смысла за смысл с двойным дном – а заодно и подстраховать себя со всех сторон: типа, так и задумывалось.

Искусство творить и искусство заставлять людей верить, что ты творишь – всё-таки разные вещи, и грань между ними зачастую весьма условна. Создателям этой картины, к сожалению или не очень, не удалось ни то, ни другое.

*And I don't say that in a good way

06 августа 2018 | 20:34
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: