всё о любом фильме:

Печальная баллада для трубы

Balada triste de trompeta
год
страна
слоган«Любовь – это смертельный номер»
режиссерАлекс де ла Иглесиа
сценарийАлекс де ла Иглесиа
продюсерВеране Фредиани, Херардо Эрреро, Франк Рибьере, ...
операторКико Де Ла Рика
композиторРоке Баньос
художникЭдуардо Идальго мл., Пако Дельгадо, Федерико дель Сьерро
монтажАлехандро Ласаро
жанр драма, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
$52 878
зрители
Испания  338.1 тыс.,    Франция  48.5 тыс.,    Россия  7.9 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время107 мин. / 01:47
Номинации (1):
Цирковые обезьяны истошно вопят в своих клетках, а снаружи люди умирают и убивают друг друга. Это еще один цирк — Испанская гражданская война. Против своей воли Рыжий клоун призывается в ряды народного ополчения и принимает участие в кровавой бойне. В бой против солдат Национальной гвардии он идет, вооруженный мачете и одетый в шутовской наряд.

Много лет спустя, во времена диктатора Франко, Хавьер, сын того рыжего клоуна, находит работу Белого (печального) клоуна в цирке, населенном удивительными персонажами. Теперь он дружит с человеком-пушечное ядро и сварливой семейной парой дрессировщиков собак, а на арене становится партнером Рыжего клоуна Серхио.

Сердце этой истории — запутанный любовный треугольник, в котором Хавьер и Серхио, подогреваемые страстью и ненавистью друг к другу, пытаются завоевать любовь самой красивой женщины цирка. Каждый из них готов принять смерть, но не поражение в битве за роковую красавицу.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (10 290)
ожидание: 97% (300)
Рейтинг кинокритиков
в мире
77%
23 + 7 = 30
6.7
в России
78%
7 + 2 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 269 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Сегодня решил пересмотреть, давно просмотренный фильм Алекса де ла Иглесиа, который в первый раз показался мне слишком абсурдным и я не в полной мере смог смириться со второй половиной фильма. Тем не менее, спустя, уже почти, 2 года я вспомнил об этом фильме и повторно анализировал его, на основе того, что я сумел вспомнить из этого фильма. Должен сказать — это прекрасное чувство, когда послевкусие фильма, наступает через 2 года, после его просмотра и разумеется хочется пересмотреть и переосмыслить его.

    Редкий случай, когда не хочется писать, именно про картину, потому что, это нужно видеть и самому понять всё происходящее на экране. Естественно, сам факт, что над фильмом нужно думать, уже подразумевает, что он не для всех. К этому надо быть готовым.

    «Печальная баллада для трубы» это эстетичный, эмоциональный и очень странный фильм, с прекрасной актёрской игрой и, безусловно, повторный просмотр, оправдал все мои ожидания (даже больше). Теперь я могу смело сказать, что это один из немногих, моих любимых фильмов, который я буду время от времени пересматривать. Что касается абсурдности данной картины — можно с уверенностью сказать, что за всей этой абсурдностью скрывается шикарный фильм. Это сумасшедшая фантазия Алекса де ла Иглесиа (сценарист и режиссёр) явно демонстрирует, как нужно снимать стильное, хулиганское, эротичное, чуть-чуть смешное и очень умное кино, которое не оставит равнодушным своего зрителя.

    В 21-ом веке среди многих бытовых фильмов, «Печальная баллада для трубы», выделяется своей уникальной фабулой и очень тонко затрагивает темы, которые сегодня так не хватают кинематографу.

    В целом, можно сказать, что над фильмом, точно, работали люди со вкусом, о чём свидетельствуют и режиссура, и сценарий, и костюмы, и вообще ВСЁ. Также отдельного внимания заслуживает основной саундтрек фильма: песня Рафаэля — «Печальная баллада для трубы».

    БРАВО!

    10 из 10

    P.S. Видел бы Феллини этот фильм…

    30 ноября 2013 | 19:32

    Безумная Венеция 2010

    Минувший кинофестиваль в Венеции надолго запомнится любителям хорошего кино с примесями различных жанров. Каждая картина по своему индивидуальна и способна запомниться всякому любителю такого важнейшего аспекта искусства, как кино. «Овсянки», «Черный лебедь», «Необходимое убийство» — это лишь часть фильмов, которые действительно стоит посмотреть. Субъективное мнение — это, пожалуй, один из лучших годов в истории итальянского кинофестиваля. Изюминкой этого праздника кино, такой острой и драматичной стала картина достаточно опытного режиссера и сценариста Алекса де ла Иглесиа «Печальная баллада для трубы».

    Данный фильм представляет собой синтез некого боевика и комикса, а так же помысел новой истории Испании, где отчасти описывается гражданская война, начавшаяся в стране в в 1936 году. Но все таки исторические события и эпические противостояния не являются основной характеристикой ленты. Основной прожект являет нам обычный клоун и в дальнейшем его сын, который является одним из главных героев этого фильма. Своим названием картина обязана музыканту Нини Россо, который в зените своей карьеры сочинил песню и назвал ее так как называется данный фильм.

    Экспозицией картины служит повествование белого грустного клоуна, который становится свидетелем ареста, а затем и гибели своего отца. В этот небольшой по времени исторический хронометраж мы видим заложение фундамента будущего характера главного героя, а так же своеобразное введение в его жизнь, полную отсутствия каких то либо развлечений и удовольствий. Далее в картине мы наблюдаем блистательное столкновение нравов и характеров двух клоунов для детей, и двух врагов по жизни — деспота Серхио и мягкого ранимого (по началу) интеллигента Хавьера. Что же могло стать между ними как не возлюбленная обоими девушка? Вот и вполне обыденная завязка! — скажут многие. Но не говорите заведомо о вещах, которые не видели. Первоначальное впечатление быстро испарится после начала просмотра «Баллады».

    Атмосфера, созданная в картине просто потрясает. Стилистически она выполнена в одном ряде с работами Квентина Тарантино, и поэтому не удивительно, что американский режиссер, который возглавлял 67й кинофестиваль в Венеции, пришел в восторг после просмотра этого фильма и аплодировал стоя. Актеры, к сожалению, не сильно известные у нас в стране и достаточно известные в Европе воссоздали свои роли удивительно и блистательно. А грим, как можно убедиться даже при просмотре трейлера, выглядит просто изумительно.

    Естественно, учтя эти сильные стороны фильм не мог остаться без наград. Как итог приз в Венеции за лучшую режиссуру и специальный приз — премия «Озелла» за лучший сценарий. Думается что «Печальная баллада для трубы» и «Черная Венера» оставили максимально положительное впечатление среди все фильмов — конкурсантов. Со своей стороны я после просмотра фильма очень пожалел, что не увидел его в кинотеатре. Так что всем любителям эстетичного и действительно красивого кино с радостью могу посоветовать этот воистину шикарный фильм к просмотру.

    С уважением

    16 апреля 2011 | 19:55

    Баллада для трубы — печальна…
    Что умерло — вернуть нельзя!
    Она плачет — так отчаянно,
    Также, как и я…


    «Печальная баллада для трубы» — это песня о подлинной истории Испании, выраженная языком захватывающих и безумных кадров. 120 минут удивительной последовательности жестоких и сюрреалистических образов. История фантастического фарса. Водоворот безумного насилия. И все это вокруг одного единственного горячего треугольника государственного масштаба, в который намертво вплетаются любовь, смерть и тоталитаризм.

    Испанское общество и по сей день не достигло консенсуса после падения диктатуры генерала Франко и перехода страны к демократии. События гражданской войны 30-х и последовавший за ним франкизм так и не стали историей. Война расколола страну на два лагеря, которые во многом существуют до сих пор. Их противостоянием мастерски пропитана каждая сцена — как передний план с хронологией событий, которые имели место, так и метафорический фоновый режим с главными персонажами-клоунами.

    Застенчивый «демократ» Хавьер и насильственный «диктатор» Серхио — они оба пытаются завоевать сердце красивой акробатки Натальи. Их соперничество постепенно выходит за пределы бродячего цирка и очень быстро приобретает грандиозное по масштабу и жестокости сражение за олицетворенную в образе гимнастки испанскую нацию. Ненависть между клоунами растет так же быстро, как меняются их ужасные лица. Запущенный аттракцион с каждой минутой набирает скорость, доставляя все больше острых ощущений, ожидания и напряжения. Попытки захвата все больше носят абсурдный и бессмысленный характер, и в какой-то момент кажется, что Испания обречена быть разделенной на две части в этой головокружительной нисходящей спирали.

    Соединяя эпизоды, доводя до кипения ненависть и насилие, совершая трагический танец на вершине креста в Долине Падших, режиссер уже не оставляет враждующим сторонам абсолютно ничего, кроме смеха над бессмысленностью совершенных поступков, которыми они безвозвратно искалечили свои и чужие жизни. Меняются времена, меняются лица, меняется все, что способно умирать и рождаться. И только мелодия звучит как и прежде. Печально. Отчаянно. Обреченно…

    6 октября 2011 | 15:10

    Фильм «Печальная баллада для трубы» рассказывает историю грустного клоуна Хавьера, который стал грустным не по собственной воле, а из за многих обстоятельств. Всё действие фильма, происходит в один из самых трудных периодов в истории Испании, во времена правления диктатора Франсико Франко и включает в себя гражданскую войну, вторую мировую и послевоенное время.

    Хавьер клоун в третем поколении, его отцу пришлось сражаться на стороне республиканской армии с мачете в руках, он вырезал много фашистов Франко, за что и был прозван «Клоун с мачете». В итоге битвы он был ранен и схвачен в плен, в котором и провёл много лет, пока однажды не надоумил своего сына Хавьера, устроить теракт на стройке огромного креста, где он и работал. Так же он узнав что Хавьер хочет стать клоуном как и он, убедил его стать грустным клоуном, потому что с таким тяжким грузом на душе он никогда не сможет никого рассмешить. Хавьер устроил теракт взорвав динамит в шахте под крестом, но побег отца не удался он умер под копытами коня одного из охранников.

    Спустя много лет Хавьер устраивается на работу в цирк «грустным» клоуном, где ему предстоит работать с «веселым» клоуном по имени Серхио. Серхио очень агрессивный и часто пьющий человек, который постоянно издевается и избивает свою девушку акробатку Наталью и держит в страхе всех членов труппы цирка.

    Хавьер влюбился в Наталью с первого же взгляда, только увидев её репетирующей свой акробатический номер. Хавьер понимал что он не добьётся её расположения, ведь он не очень красив и совсем не умеет шутить, на то он и грустный клоун, плюс к тому же ему не очень хотелось связываться с Серхио.

    На этом моменте я перестану пересказываться сюжет и начну размышлять о смысле фильма. Впервые увидев эту картину, я подумал что это аллюзия на средневековые ярмарочные театры. Все персонажи совпадают, Хавьер у это Пьеро, Серхио это Арлекин, ну а Наталья это Бригелла за чьё сердце вечно и спорят два предыдущих персонажа. В наше время мы можем постоянно видеть Пьеро и Арлекина, ведь эти двое, а точнее их маски стали символами самого понятия театр. Ну и раз уж речь пошла о масках, то тут надо понимать что примерив на себя какой-то образ, а тем более вжившись в него, тебе будет очень трудно или даже вовсе невозможно с ним расстаться, особенно если это предначертано тебе судьбой. Это и произошло с главными героями фильма, они попытались ради любви изменить себя, но это привело к ужасным последствиям, из за того что это противоречило им самим. И что получилось в итоге можно узнать досмотрев фильм до конца.

    Но есть также ещё одна версия расшифровки данного фильма, о которой говорил сам режиссёр картины Алекс де ла Иглесиа. Он рассматривает своих персонажей как аллюзии, то есть: Хавьер это армия республики, Серхио это фашистская армия Франко, Наталья это сама Испания и это борьба приводит не к победе одной из сторон, а к поражению обоих сторон.

    7 ноября 2015 | 23:49

    Всё что я слышал о этом фильме, в очередной раз подтвердили расхожее мнение, что большинство критиков не смотрят кино о котором говорят, так вышло и с ОлдБоем, когда все хоть честно признались, что просто не вынесли зрелища вырывания зубов молотком — хоть до середины досмотрели (т. к. сцена именно в указанном месте), это не помешало сравнить его с «Графом Монтекристо» и не больше, в данном случае сравнили фильм сравнивали с «Лабиринтом фавна» и «Хребтом дьявола» — это даже не смешно. Вот почему:

    Первая сцена с отвратительным диалогом вызывает лишь желание закончить просмотр и не зря, так как наивность с которым будет развиваться весь скучнейший и необдуманный сюжет лишь выльется в абсолютную несуразицу — ещё чуть чуть и актеры бы начали просто кричать в камеру: «Почему я это делаю???!!!»… но к «фильму»…

    Клоунам, поначалу, выдают оружие с бесконечными патронами и у самого командира в обоих руках по ТТ, с такими же «волшебными» возможностями как и у остальных, а благодаря отвратной «синхронной озвучке» треск при колке орехов вместо выстрелов до сих пор ассоциируется с данным «шедевром» (сразу видно «школу» «Волкодава» — там вообще работало только одно правило: как бы далеко не стоял бы актер от камеры — звук его речи будет как в шаге от точки съемки), далее количество оружия будет расти пропорционально не оправданности его применения и приводить к идиотизации сцен, про оправданность поступков героев — см. сериалы 90-х, да или нынешние что не лучше…

    Диагноз: очень слабо и скучно.

    8 мая 2013 | 19:10

    Арт-хаус бывает разный: спорный или абсолютный, возмутительный или восхитительный, смелый или скромный, типичный или уникальный. Фильмы такого жанра можно назвать как бы «киночерновиками», в которых допускаются ошибки и рискованные попытки добиться чего-то нового. Только цель у арт-хауса одна — выйти из системы устойчивых правил и задействовать новые приёмы и ходы, совершенствуя кинематографическое искусство и приближая его к новым открытиям.

    К арт-хаусу прибегают чаще европейские страны, наделяя свои картины культурным духом родной страны. В особенности выделяется испанское кино, которое в последнее время всё удивляет и удивляет. «Печальная баллада для трубы» — творение Алекса де ла Иглесиа, которое подверглось спорам и критике, но вместе с тем восторгам и восхищениям. Странно, что зрители, резюмируя данный фильм, по привычке ухватываются за голливудские шедевры и опираются на сравнение с ними, ведь это совершенно не правильно. Некоторые критики, формулируя свой вердикт, затрагивали аж Квентина Тарантино и Гильермо дель Торо, утверждая, что картина представляет собой сумбурную смесь пафоса, фантасмагории и резкой реалистичности, однако это вовсе не так…

    «Печальная баллада для трубы» — это хаос бушующего садизма и грубого насилия, который вот-вот вырвется на свободу, зародя адский беспредел, где обстановка накаляется до кипения, а происходящее превращается в бешеную карусель, заражающую весельем и вместе с тем пугающую своей неуправляемостью. Но те места, в которых этот самый хаос мог бы проявиться в полной мере, создатели аккуратно «закупоривают» пафософичным драматизмом и метким юмором, который не появляется в картине подобно слону в подсобной лавке, а которой ловко вписывается в интерьер военных реалий и жестоких взаимоотношений между людьми. Как комедия эта картина имеет в своём багаже острую иронию и продуманные диалоги, наводящие на тонкую истину происходящего. Как боевик она впечатляюща и умопомрачительна. В конце концов, как драма работа де ла Иглесиа напоминает именно балладу, некую сказку, в которой добро и зло, воплощаясь в двух главных героях, сталкиваются в жарких конфликтах и приносят за собой неожиданные последствия. Причём в данном случае здесь не проявляется чётких контуров добра и зла, потому что оба героя, Белый и Рыжий клоуны, по-своему люди и по-своему психи, в связи с чем зрителю остаётся только следить за развитием событий, а не сострадать персонажам. В этом-то вся и прелесть, уникальность ленты, что в ней не всё так предсказуемо и поверхностно, всё непременно меняется, сюжет перескакивает с одной плоскости на другую, а идея приобретает неоднозначный смысл.

    Клоуны. Кто-то их любит, кто-то просто ненавидит. Одни считают их служителями веселья и радости, дарящими детям позитивное настроение, другие — накрашенными монстрами, которые неестественно постоянно смеются и притворяются нелепыми. Клоуны вызывают улыбку или же отвращение, всё зависит от самого зрителя. Но в «Печальной балладе» клоуны — это и невероятно человечные люди с большим сердцем, и душевнобольные психи с ещё большими автоматами и порезами на лице. Алекс де ла Иглесиа ввёл такой образ, скорее всего, исходя из стиля, в угоду собственному желанию поэкспериментировать с персонажами и сюжетом. Получилось довольно оригинально, ведь не везде увидишь клоуна, который рубит солдатов кровавым мачете. Хотя, конечно же, видно, что Иглесиа не падок только на стилистически эффектное зрелище, он уделяет внимание в первую очередь самим героям, их характерам.

    Именно поэтому стоит упомянуть актёров, который, в принципе, отлично справились со своими сумасшедшими и почему-то симпатичными ролями. Карлос Аресес великолепно вжился в образ вечнопечального Хавьера, постепенно становящегося одержимым любовью психом. Брутален Антонио де ла Торре, который сыграл не менее запоминающегося героя. А вот с Каролиной Банг немного иная ситуация. Актриса, бесспорно, прекрасна и обворожительна, но заметно, что порой играет она как-то неглубоко и даже глупо, но не стоит сильно критиковать девушку, ведь у неё ещё всё впереди, и, может, в скором времени она отточит своё актёрское мастерство и научится внушительно смотреться в драматичных сценах.

    9,5 из 10

    «Печальная баллада для трубы» — ярчайший представитель непреклонного арт-хауса, в котором красивое насилие, элегическая драма и нескромный юмор сочетаются в непревзойдённой гармонии и тесном взаимодействии. В итоге мы видим удивительно качественный испанский фильм с особым стилистическим окрасом, набором фишек и своими формальностями.

    19 апреля 2011 | 21:52

    Белое лицо, черная слеза,
    И трагичности полны печальные глаза…
    Люди надменны, он ненавидит всех,
    Затыкает уши, если слышит чей-то смех


    Андрей Князев

    Мне вот интересно, почему «закулисная» цирковая жизнь, почти всегда показана такой обреченной? Эти люди призваны нести радость окружающим, но, фильмы говорят нам о том, что циркачи сломленные судьбой люди, и цирк это просто напросто их последний шанс. Что подтверждает герой и данного фильма — говоря что если бы он не стал клоуном, то стал бы убийцей…

    На этом, как мне кажется, весь более-менее адекватный посыл заканчивается и начинается не пойми что. Война, фашисты, безумцы, неразделенная или разделенная любовь, клоун с автоматом и летающий мотоциклист. Причем к картинке то претензий нет, а вот к чему это всё — не понятно.

    Сумбур, вот каким словом можно охарактеризовать происходящее на экране. Почему кучка снобов, решившая что она что-то понимает решила что искусство должно быть именно таким, не доступным и не понятным для большинства людей. А ведь большая часть людей, наткнувшись на это фильм, подумает: «Что за бред?», и выключит его не желая тратить свое время. Ну, конечно, что они могут понимать, сам Тарантино стоя хлопал, две награды на венецианском фестивале — это ого-го и что-то значит, и именно поэтому фильм стоит посмотреть, по ходу просмотра выискивая тайный смысл там где его просто нет.

    В итоге, фильм конечно не так и плох: хорошая картинка, красивая актриса, масштабный крест и отличные первые 30 минут. Желания выключить не возникало, но чтобы быстрей закончился проскакивало.

    6 из 10

    Смотреть можно.

    21 декабря 2012 | 01:20

    Balada triste de trompeta

    Шоу испанских гримированных уродцев прерывают уроды настоящие — ряд ополченцев лютой гражданской войны призывает в армию Рыжего клоуна. Отныне он — Клоун с Мачете, истребляющий фашистских мразей одного за другим.

    Десятилетиями спустя его сын Хавьер устраивается на работу в цирк клоуном Белым. Его партнер — дерзкий и задиристый Серхио, у которого есть в наличии прелестная супруга, которая тотчас — корысти ли ради? — вскружила голову несчастному Хавьеру.

    Любовный треугольник — основа, если угодно, фундамент сего произведения и сюжет держится, не умирая, но с каждой минутой отдаваясь безумию, словно девственница, у которой плохо выходит скрывать буйство прошлогодней ночи.

    Будут и драки, и дуэли, и охота, и испанский национальный колорит, а уж юмор — зубов не соберете, обещаю.

    Алекс де ла Иглесиа — режиссер преимущественно малобюджетных картин — наконец-то пронзает наши ушные перепонки, собрав вокруг себя воистину гротескный актерский ансамбль — это и Антонио де ла Торре, звезда испанских телесериалов, и Карлос Аресес — комик, выступающий здесь в сильно искаженном амплуа, а уж про красавицу Каролину Банг и вовсе умолчу.

    Композитором выступил Роке Баньос, знакомый отечественному зрителю по драме «Машинист» с Кристианом Бейлом в главной роли, и по фильму «Камера 211», к которому Баньос также написал музыку.

    Уж где-где, а в «Печальной балладе для трубы» гений Баньоса превзошел все ожидания.

    Впрочем, по поводу музыкального сопровождения — в ленте использован отрывок из х\ф «Не прощаюсь» 1971го года, где всемирно известный тенор Рафаэль исполняет произведение, название которого также стало названием и для этого творенья Алекса де ла Иглесиа.

    balada triste de la trompeta
    por un pasado que murió
    y que llora, y que gime
    como yo!

    Это — явление в жанре кино и, пожалуй, наиболее характерный фильм об Испанской истории XX века.

    Гражданская война — лейтмотив всего художественного фильма, так что если Вы готовы, то милости просим на арену цирка, где с последнего ряда тебе не всегда может быть видно, кто там белый, кто там рыжий.

    Смотреть «Печальную балладу для трубы» — это как снимать любимую женщину в порно. Нелегко, но чрезвычайно динамично и до абсурдности провокационно.

    Сценарий: +.

    Актерская игра: +.

    Постановка: +.

    Динамика: +.

    Музыка: +.

    Вердикт: отлично.

    6 июля 2011 | 04:23

    Рецензировать этот фильм сложно, почти так же сложно, как писать рецензию на собственные сны. Сюжет, актёрская игра, режиссёрское построение кадра, которые выше всех похвал — это хорошо, но как описать атмосферу, тяжёлую, но патологически привлекательную? Впрочем, сделаю, что смогу.

    В Средневековье, когда количество грамотных было не так велико, иллюстрации в книге рисовали так, чтобы любой мог понять по ней весь сюжет: верхняя часть картины — это то, что происходило давно, в правой части не реальность, а мечты главного героя, ну и так далее, соблюдая энное количество правил. «Печальная баллада для трубы» — фильм из этой серии, он читается вне основного сюжета по специально оставленным вешкам. И мой просмотр сводился к «поиску блох». Мне удалось понять не так много, но, надеюсь, мои наблюдения помогут кому-нибудь расшифровать фильм до конца.

    Прежде всего, фильм является политической сатирой. Кадры перед титрами — это ключ к фильму. Политические деятели, а в противовес им — фотографии монстров из немых фильмов, в тех же позах, в тех же одеждах. Связь с политикой возникает время от времени в течении всего фильма. И понятна основная мысль: «Мир — это громадный цирк».

    Само противостояние фалангистов и республиканцев при обороне Мадрида подано в гротескной манере, когда обороняющиеся не нашли ничего лучше, чем взять на помощь артистов цирка.

    «Фашисты, коммунисты — все они теперь здесь. Ничто так не объединяет как смерть».

    Это был 1937-й год, зеркально поменяли последние цифры и получился 1973-й. Хавьер, сын клоуна, которого когда-то втянули в политическую авантюру со смертельным исходом, приходит (что интересно — впервые) работать в цирк грустным Белым клоуном, где влюбляется в гимнастку Наталью — возлюбленную весёлого Рыжего клоуна.

    Избитый сюжет, верно? Главный герой встречает женщину и уводит её от мужчины, потому что Главный герой пусть не такой смелый (красивый, богатый), зато добрый и понимающий. Однако в «ПБдТ» этот треугольник не без чёрного стёба тихонько выворачивают наизнанку.

    Наталья — вовсе не жертва безумного темперамента своего любовника Серхио, она исподволь сама доводит его до приступов ярости, получая удовольствие от его колотушек и последующего яростного секса. В качестве очередного способа позлить любовника она выбирает флирт с Хавьером, а когда это, что ожидаемо, заканчивается плачевно, притворяется будто хочет вернуться к Серхио только ради того, чтобы «защитить Хавьера». Но Наталья просчиталась. Это безумный мир, детка. Чтобы не спойлерить, рассказывать о том, что произошло дальше, не буду. Но на то, во что выливается эта якобы стандартная драма, посмотреть точно стоит.

    Вешки для понимания поведения Натальи: её бесстыдно высунутый и изогнутый от удовольствия язык, который появляется в некоторых кадрах. Как часто это бывает в «ПБдТ», второстепенный персонаж для исключения разночтений точно обозначает всё для понимания сюжета. Жена доктора: «Я вижу, это ты во всём виновата». Рафаэль с экрана: «Брось её, она же шлюха».

    Вернёмся же к противостоянию двух героев. Серхио — человек с безумными вспышками ярости, но очень любящий детей. Хавьер — полная противоположность, он скрытный, тихий и его безумие не так легко обнаружить, детей же ненавидит (это часто мелькает во время фильма, но особое внимание предлагаю обратить на момент, когда в парке он вырывает из рук малыша сахарную вату). Долго пыталась уловить сам символизм, кто есть кто. Кто кого символизирует? Если исходить из начала фильма, то один из этих двоих — это олицетворение одной из противоборствующих в Гражданскую сил: либо фалангист, либо республиканец. Что же в таком случае должна символизировать любовь к детям? Склонность к христианству фалангистов ("Как полюбишь ты малых сих»)? Не исключаю, но для простоты собственного понимания предпочитаю считать, что эти два клоуна — олицетворение всех, любых противоборствующих сил. Оба безумны в своём фанатизме. Разумеется, они ненавидят друг друга и Наталья — не только их цель, но и повод для битвы.

    - Я хочу его убить.
    - Ради меня или ради себя?


    Думаю, зная реалии Испании, расшифровывать фильм было бы гораздо проще. Мне удалось только насладиться пониманием противопоставления безумного республиканца, пришедшего в цирк в начале фильма, и фашистского полковника, принимающего у себя в гостях Франко. Я не знаю ничего ни про Карреро Бланко, ни про Рафаэля, чтобы понять смысл их появления в фильме. Разве что удалось восхититься красотой взрыва (думаю, сам кадр — взрывной волной машину забросило на крышу дома, американцы ещё не раз у малоизвестного испанца украдут) и найти очередную вешку — тонкий социально-политический стёб.

    - Вы, парни, из какого цирка?

    Но не дай Бог показать свою слабость тому, кто любит только насилие. Так Наталья мечется между Серхио и Хавьером. Хавьер считает, что она любит Серхио за то, что он может заставить её улыбнуться, Серхио считает, что она любит Хавьера за сексуальное удовлетворение, но Наталья не может выбрать, кто же более жесток — чтобы одновременно испытывать страх и возбуждение.

    Эпичность происходящему придаёт и сам финал. Во многом он слизан по стилистике с тех старых немых ужастиков, кадры из которых нам показали вначале.

    Что ж, если согласиться с бытующей трактовкой, что Наталья — это Испания (вовсе не бедная и истерзанная, как принято думать, а желающая себе тирана покровавее), то можно объяснить и помощь героям других артистов цирка: простого народа, заворожённого разворачивающимися событиями, и глупо гибнущего от того, что слишком близко приблизился к трагедии.

    Фильм очень красив. Ни разу, ни в едином кадре, ни в едином движении актёров, ни в едином движении камеры, не возникает ощущения, что это — всё понарошку. И поэтому фильм держит в каком-то бешеном напряжении. Ощущение, будто ты одновременно читаешь три книги и тебе ужасно важно, чем же они закончатся. Несколько пластов понимания, выстроенные кадры… История любви. Политические страсти. Месть и безумие. Наверное, лучший европейский фильм за последнее десятилетие.

    10 из 10

    1 декабря 2012 | 17:44

    Унылый зубастый парень Хавьер, с лицом неказистого нытика, продолжатель династии клоунов, у которого не было детства, который не слышал весёлого смеха и не знал семейного счастья, склонен собственными руками ломать свою жизнь. Однако ему удалось дожить до момента своего первого выступления, не озлобившись на окружающий мир, представая перед людьми этаким мягкотелым, рыхлым и податливым ничтожеством, не похожим на других. И всё бы ничего, но тут он увидел Её. Она словно бы спустилась с небес в сияющем шёлковом ареоле, чтобы смягчить горечь обидного падения и навсегда уничтожить его будущее. Акробатка из цирка, вынужденная забыть про кульбиты с собственной судьбой и смириться с течением собственной жизни рядом с Весёлым Рыжим Бесом. Она трепет Хавьера за щёчки, а тот мучается от любви и её детских издевок, ведь воздушным снам нет места в убогой фантазии жизни. Никакого призового плюшевого мишки не будет, удары аттракционной кувалды разят в кровь, а ненависть на грани с любовью и страсть на грани с убийством одержат верх в винтажной феерии циничного абсурда.

    Падать больно, а вставать ещё больнее. Игра взглядов, взмахи ресниц, солнечные лучи, пробивающиеся сквозь пелену абсурдной серьёзности истории — росчерк режиссёрского пера Алекса Де Ла Иглесии по началу не предвещает того гротескного циркового бенефиса декаданса, который будет ждать зрителя в дальнейшем. Иллюзорно-аттракционная детская наивность, проскальзывающая временами, не зря смотрится в «Печальной балладе для трубы» инородным телом, которое вскоре преобразит жёсткое, но пока ещё не жестокое действие в изысканный китч, в котором корёжатся тела и души, а безумие вот-вот проскользнёт над гранью фола. И неожиданные забавные скетчи на подобии общения теряющего крышу Хавьера с изображением певца на киносеансе только дополняют абсурдность и даже не несут казалось бы очевидной цели рассмешить зрителя, вызывая скорее удивление находчивости режиссёра, выносившего столь безумный замысел, отдающий терпким ароматом агонии гниющего человеческого альтруизма.

    Исторический фон и ноты трагической судьбы Испании здесь несущественны и служат только ради очерченности определённого места / времени действия. На первом плане — монохромная лживая усмешка попытки всё исправить, сделать всё «как надо», чтобы прийти к желанной константе счастливой жизни. Но доброй душе нет места среди обычных людей, и потому, разразившись сардоническим смехом, она исчезает. А Хавьер, сшив себе наряд паяца из мантии священника и поцеловавшись напоследок с раскалённым утюгом, наконец налепит улыбку безумия, и праздник зажжёт своим весельем феерия смерти. В день ярости маскарадный Ангел Смерти в лице Печального клоуна без детства придёт вершить правосудие, дабы низвергнуть искорёженного Весёлого клоуна ради безответной и прекрасной любви, которая чаще всего и посылается людям небесами.

    Увешанный оружием Печальный клоун, бредущий в слезах по мадридским окраинам и винящий во всех бедах маленьких детей и мировую несправедливость, воплощает в себе всю неистовость ужаса бескомпромиссности «Печальной баллады для трубы». И всё это китчевое смешение сарказма, цинизма, иронии и садизма, творящееся на экране по мановению режиссёрской руки, можно обрисовать одним коротким словом — «злость». И пусть фильм Де Ла Иглесии зол и жесток, он способен оставить немало положительных впечатлений от просмотра, своим финалом как нельзя лучше доказывая лишь мельком проскакивающую в фильме мысль — «в конце концов, смерть сближает людей».

    24 октября 2012 | 16:26

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>