всё о любом фильме:

Кафе де Флор

Café de Flore
год
страна
слоган«Il n'est pas facile de dire adieu à ceux qu'on aime; pour y parvenir, il faut parfois toute une vie - ou deux»
режиссерЖан-Марк Валле
сценарийЖан-Марк Валле
продюсерПьер Ивен, Мари-Клод Пулен, Николя Копперманн, ...
операторПьер Коттро
композитор-
художникПатрис Верметт, Эмма Пуччи, Жинетт Маньи, ...
монтажЖан-Марк Валле
жанр драма, мелодрама, ... слова
бюджет
CAD 10 000 000
сборы в России
зрители
США  206.9 тыс.,    Франция  82.1 тыс.,    Испания  26 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время120 мин. / 02:00
Две жизненные истории, два времени и две любви, тесно переплетенные в этой картине. Первая — о матери-одиночке Жаклин и её сыне с синдромом Дауна, произошедшая в Париже 1969 года. Вторая — об успешном ди-джее в современном Монреале, который обретает новую любовь, обрекая на страдания старую…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.40 (10 921)
ожидание: 97% (142)
Рейтинг кинокритиков
в мире
63%
33 + 19 = 52
6.4
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 235 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Движение солнца и танец, как начало. Как — будто случайная мелодия в радиоприемнике, откладывающаяся в памяти. Не знаешь к чему автор ведет зрителя, загадываешь.. И самое необычное, что эта непринужденная созерцательная манера, как и музыка, мне очень близка. Переплетение линий, перерождение людей. В немного странных ролях.

    Серая, невзрачная мать-одиночка отсталого ребенка Ванесса Паради, пытающаяся поставить сына на ноги. Вот уж в какой роли не ждешь её увидеть.. В ее жизни нет ответов, нет счастья, но есть энергия, стойкость и стремление к лучшему. Бывшая семья и новая подруга музыканта Энтони в мучительной дилемме его новой жизни.. Сам Энтони, пытающийся утвердить свадьбой свое вроде неотъемлемое, но такое спорное право на счастье с другой. Его бывшая жена, с годами полностью растворившаяся в той, общей на двоих, навсегда, их жизни…

    На всем протяжении пересекаются и пересекаются три мотива — родители, дети, любовь. Приятный, печальный разговор о людях, теряющих искренность, прямоту и о детях — ради которых стоит и хочется жить. Об их будущем, они и сами — его беспокойное олицетворение… Хочется отбросить мистику и просто вглядеться в эти лица в самых разных явлениях. но будто в одной на всех истории… Где люди могут стать счастливыми, что бы ни оставалось за спиной, что бы ни стояло перед собой.. Чтобы жизнь продолжалась.

    8 из 10

    17 июня 2012 | 20:24

    Что столько разных чувств объединяет одним словом… Как сложно нам вырваться за пределы привычных понятий… Многослойный фильм. Я никогда не писала рецензий на этом сайте, но после того, как услышала о нем: «фильм на один раз, простой и понятный, о чувстве собственности», меня будто током дернуло. И очень захотелось, чтобы кому-то мой отзыв и взгляд помог понять его немного глубже.

    Вот тут уже писали, что это фильм о любви. Точнее не сказать. Он просто дышит! И игра всех актеров выше всяких похвал. Если вдуматься, актеры — это краски, которыми написан фильм если его воспринимать как картину. Если цвет плохо подобран, или просто взят чистым из тюбика — это всегда видно, режет глаз. А тут… Ничего глаз не режет, дает возможность наслаждаться прекрасным саундтреком и погружаться с головой. И думать над очень непростой проблемой, даже несколькими, которые затрагивает этот фильм.

    первое мать узнает, что ее ребенок — не такой как все. Очень не такой. Принять это — принять борьбу за него с обществом. Навсегда.

    второе «я никогда не целовала никого другого». Они 20 лет вместе, у них две дочки и полная гармония. Редкое счастье, они встретили друг друга так рано, совсем юными, и им было дано прожить счастливо долгую и красивую жизнь вместе и умереть в один день — полная идиллия. Казалось бы. Но он влюбляется и уходит. Не оставляя ни единого шанса, он полностью уверен в своем выборе. И вот тут Валли так сумел показать любовь Розы и Энтони, что каждое их появление в кадре вместе — это любовь. Каждый взгляд, жест. Слова… Две настоящие любви в жизни одного мужчины? Но кто сказал, что настоящая любовь в жизни может быть только одна? И самое, на мой взгляд, сложное это распознать любовь. Распознать ее тип. Мы все называем одним словом. Почему бывшая жена так тяжело переживает развод? Почему так непросто нам бывает, когда случается отрывать от сердца друзей? И какова разница в чувствах к матери, возлюбленной, другу? К жене, хоть и бывшей? ведь супруг — это человек, которого осознанно делаешь родным. В чем-то сродни подходу к религии: одно дело, когда человека крестят в младенчестве, и дальше он живет в той вере, которую ему выбрали. Но другое дело, когда он приходит к этому сам, обдуманно.

    Все эти градации любви такие тонкие, и настолько сложно бывает в них разобраться из-за каких-то общественных догм, да и чувства собственничества все того же.

    Не хочется повторять все то, что уже говорили об этом фильме и с чем я полностью согласна. От себя хочется добавить, что этот фильм помогает задуматься о том, что мы подразумеваем под любовью.

    10 из 10

    14 августа 2012 | 02:14

    В виду скудости описания, о фильме скажу так:

    История слагается как бы из трёх пазлов…

    То нам показывают сорокалетнего мужчину- Энтони, любящего и любимого белокурой красавицей, то переносят нас в 60-годы, и показывают маму (Ванесса) и мальчика. У мальчика болезнь Дауна… Мама-Жаклин его любит, сильно-сильно, на сколько это возможно, и верит изо всех сил, что эту болезнь можно победить… Мама старательно водит его в школу для обычных детей, и учит постоять за себя…

    Третий пазл, это ещё одна женщина, как мы потом понимаем -бывшая жена главного героя, они вместе прожили 20 лет, и он ушёл к другой…

    Как всё это связано мы поймём к концу фильма…

    Фильм о многом…О том как тяжело матери, когда рождается ребёнок «не как у всех»…

    Обращали внимание, как люди реагируют на таких детей?

    Два вида реакции….

    Либо откровенно пялятся, с выражением удивления, или, упаси Бог, отвращения не лице, либо отворачиваются, чтоб не видеть…. потому что больно, -я из разряда вторых….

    А каково в этот момент матери? Ванесса хорошо нам это показала…. Вообще надо отдать должное ей, как актрисе, и как человеку, как нелегко было ей, матери двух детей, сниматься в этом фильме, целовать, обнимать этих деток… Это ТАК тяжело, это ТАК больно. Так хочется им помочь — и понимаешь что ничего нельзя исправить…Как трогательно мама верила в то, что если пить витамины, учиться в обычной школе -можно выздороветь. Как самоотверженно она отдавала себя всю сыну, живя в этой убогой каморке, вся её жизнь -это ОН. Как тискала и целовала его, при малейшей возможности. Такие женщины обречены на одиночество, практически всегда…Мало кому нужен ребёнок-инвалид, даже собственному отцу… И тем тяжелее героине общаться с другой семьёй, в которой растёт такая же девочка, только растёт с мамой и папой, и в достатке…

    Мальчик очень любит слушать одну пластинку-«Кафе де флор», всё время просит маму включить её.

    Мы тут не увидим ни тени сексуальности и шарма Ванессы, мы увидим уставшую, от бесконечной борьбы за выживание, серую, несчастную женщину.

    Энтони — красивый мужчина средних лет, переживающий наверное тот самый «кризис среднего возраста»…

    Он очень музыкален, и его профессия -ди-джей -продолжение его увлечения, которое корнями уходит в детство… И жена, теперь уже почти бывшая, которая тоже вместе с ним, с подросткового возраста разделяла его любовь к музыке…

    Она на всех фотографиях, она в его воспоминаниях…. Она -это родственная душа, которую он встретил, и которая должна была быть навсегда…

    Но он встретил другую «родственную душу»… -А разве так бывает? -задаёт сам себе вопрос, главный герой… ведь если родственная душа — значит только одна…

    С одной стороны он счастлив, с ним девушка, которую он безумно любит…

    С другой стороны, всё не так просто, за плечами двадцатилетний брак, двое прекрасных дочерей, верная любящая жена, родители которые обожают её. Нет -никогда это не бывает просто, вот так взять и вычеркнуть эти годы, проведённые вместе.

    Герой мучается сомнениями:

    «Как бы хорошо мне сейчас ни было. Все равно такое чувство, что я все испортил. Испоганил свою жизнь. Жизнь моей семьи……»

    А дети…. каково им видеть папу с другой тётей, и видеть как мама превратилась в тень мамы……Все эти вопросы в фильме поднимаются очень остро…

    Жена… она любила его с ранней юности, прошла с ним все периоды взросления, и вот сейчас, когда всё устоялось и должно было идти по накатанной дороге — слетело с катушек…. Она, которая не целовала ни разу другого мужчину, которая виновата лишь только в том, что просто надоела, наскучила мужу, — осталась одна…

    ЛЮБОВЬ… так всегда, как правило, когда двоим хорошо, кто-то третий, четвёртый, пятый при этом страдает…

    ЛЮБОВЬ не должна быть эгоистична, — но это так трудно, «отпустить» любимого человека, пройти пусть к всепрощающей любви, которая «долготерпит, милосердствует… которая никогда не перестает…»

    Как связаны они с Жаклин, и с больным мальчиком…?

    Смотрите кино, если вам хватит мужества……

    9 из 10

    26 марта 2012 | 00:29

    Нашла фильм совершенно случайно — на сайте для изучающих французский язык. Описание и трейлер меня заинтересовали, к тому же картина предоставляла замечательную возможность послушать и французский, и квебекский акценты. В общем, два часа перед полуночью пролетели практически незаметно, и вот мои впечатления:

    Поначалу фильм интригует. Эмоционально насыщенные сцены сменяют друг друга, кадры растворяются один в другом, создавая очень убедительный коллаж. Две истории — о матери-одиночке, воспитывающей сына с синдромом дауна, во Франции в 1960-е гг., и успешном современном канадском диджее, бросившем семью ради новой страсти — рассказываются параллельно, и казалось бы, при таком различии сюжетов должны диссонировать, но благодаря качественному монтажу и саундтреку, все это воспринимается очень цельно. Ближе к финалу фильма становится понятно, к чему такое слияние двух историй в одну, но к этому времени, к сожалению, теряется интрига…

    На мой взгляд, история Жаклин, матери больного ребенка, намного более сильная, трагичная и реалистичная. Намного лучше прописаны и сыграны персонажи. Очень понравилась Ванесса Паради. Раньше видела ее совершенно в других образах. Для меня она раскрылась как серьезная драматическая актриса. Именно сцены с ней я смотрела, забыв обо всем остальном. Она прекрасно передала силу любви и невыносимость блои своего персонажа. Мне кажется, если бы эту историю сняли отдельным фильмом, он получился бы в разы сильнее данной мелодрамы.

    По сравнению с историей Жаклин вторая выглядит плоской и банальной, бледным приложением к оригиналу. Сорокалетний мускулистый красавец Антуан, чувствующий мир через музыку, уходит из семьи к эффектной блондинке, в то время как любящая его жена погружается в пучины депрессии, так как никак не может поверить в предательсвто ее первой и единственной любви. Что мне не понравилось в подаче этого сюжета, это банальность. Настоящая любовь, ради которой жертвуют всем остальным? Такое бывает, но, увы, не здесь… Если бы актриса, сыгравшая Роуз, была не столь демонстративно сексапильна, может быть, да. Но я не разглядела в их отношениях (в том виде как их преподнесли актеры) ничего, кроме 1) скуки, похоти и кризиса среднего возраста у Антуана, 2) легкомыслия и самолюбования у Роуз. И спасает этот сюжет только связь с первой историей.

    В целом фильм неплохой, но не слишком глубокий. Впечатление поверхностности остается из-за скомканного конца, наспех проведенных параллелях и незамысловатых выводах. Музыка, пусть и качественная, также не придает особой глубины — на мой сугубо личный взгляд, слишком много Пинк Флойд… Но это уже дело вкуса.

    Кому смотреть: мистикам, эзотерикам, романтикам, верящим в роковую любовь и карму, людям, пережившим разрыв отношений (чтоб поплакать), поклонникам Пинк Флойд.

    Плюсы фильма: Ванесса Паради, монтаж, визуальные эффекты и в целом операторская работа.

    Минусы: сценарий

    27 марта 2015 | 22:57

    Я не знаю, как можно в одном фильме поднять столько важных, животрепещущих тем, при этом не перегрузив его восприятие. Смотрится на одном дыхании, но вот шлейф в мозгах оставляет надолго. Конечно, во многих картинах есть исключительно те темы, которые окажутся близки конкретному зрителю. В случае с «Кафе де Флор» произошло попадание точно в цель, прямо в мое сердце.

    Жан-Марк Валле, сценарист и режиссер картины, безусловно заслуживает огромного уважения. В картине все основано на чувствах, ощущениях, снах, музыке, интуиции… Эти зыбкие материи сложили воедино мощнейшую тему любви. Но любовь здесь — не конкретные отношения (хотя они, конечно же, присутствуют), а глобальное явление Вселенского масштаба, боль, неизбежность, прощение. Иногда если любишь, то самым правильным выбором будет — отпустить того, кого любишь.

    Эта мелодия, ее невозможно забыть, как судьбоносная заноса в памяти. Что же сильнее: любовь матери к ребенку или любовь мужчины к женщине? Как замечательно, что эти вопросы показаны через реинкарнацию, что есть надежда, есть шанс что-то исправить даже тогда, когда уже совсем поздно.

    Я не порекомендую к просмотру тем людям, которые живут по инерции, не верят в то, что все во Вселенной взаимосвязано, каждая мелочь имеет знаковое значение… Если эти слова для вас — чушь, то, наверное, не стоит зря тратить свое время… Хотя картина настолько сильна, что даже убежденные циники, возможно, найдут, о чем задуматься. Для меня же это практически перманентное внутреннее ощущение, естественно, не в таком трагическом ракурсе. Но я убеждена, что все вокруг — малейший жест, запах, слово порой приобретает совершенно мистический смысл. Я спросила себя вчера после просмотра, а верю ли я в реинкарнацию душ? Думаю, скорее да, чем нет. И неважно, что является правдой на самом деле. Это — скорее суть, образ мышления.

    Я умышленно оттягивала тему воспитания ребенка с синдромом Дауна, так как не знаю, как деликатно и правильно об этом что-то сказать. Я даже в мыслях не могу представить себя матерью такого ребенка, меня просто бросает в дрожь и мысли пребывают в полном замешательстве. По этой причине считаю Ванессу Паради, столь прекрасно сыгравшую эту роль, просто гениальной актрисой. Еще я поняла одну вещь, что люди с синдромом Дауна рождаются не случайно, это как определенная раса со своим собственным пониманием действительности. И мы не имеем права ничего за них решать, мы просто обязаны их принять, как принимаем другие вероисповедания, другие традиции.

    Я долго хотела посмотреть эту картину, но зная лишь приблизительно, о чем она, я долго боялась. Что ж, смотреть ее стоит однозначно. Если вы заинтересовались и спросили себя: стоит ли посмотреть, то смотрите обязательно. Поверьте: эта картина попалась вам на глаза не случайно, в ней вы найдете что-то для себя, что-то о себе. Она точно позволит вам узнать что-то новое о своих чувствах, потому что заставит вас прочувствовать то, чего еще не происходило с вами раньше. Ну а если же «Кафе де Флор» не для вас, то вряд ли вы сейчас читаете эту рецензию…

    17 декабря 2012 | 12:01

    Есть реинкарнация или нет — можно спорить вечно. Кто-то в защиту своей стороны может и будет приводить научные доводы, а кто-то может делать это с использованием художественных средств. Жан-Марк Валле относится ко второму типу людей и для показа вам своего видения использует кинокамеру. Но, что примечательно, он не показывает вам свою точку зрения, он заставляет вас задуматься, давая пищу для размышлений, выражая свои мысли касаемо обеих сторон спора, описанного выше.

    Фильм довольно глубок и очень сложен для понимания, если говорить об основной сюжетной линии картины, связанной непосредственно с «Кафе де Флор». Что это такое, «Кафе де Флор» — это и есть тот вопрос, на который вы сами себе и должны ответить. Режиссер фильма даст вам непосильную задачу и распишет все условия, а решение придется находить вам самим. И мне, так же как и вам, проявящим интерес к сюжету фильма людям, не представит трудностей пересмотреть его еще раз, чтобы убедиться, что были уловлены все нюансы условия задачи.

    Что до актерской игры — кажется, что герои не играют — они живут сейчас, в данный момент. Их истории настолько проникновенны, что вы, даже не поняв или не уловив основную суть, сможете проникнуться ими, понять и полюбить всех героев с их проблемами и переживаниями. И несчастную мать, безумно любящую своего сына, и мужчину, справляющегося с синдромом человека, «берущего от жизни все», и брошенную женщину, которая упивается надеждами на светлое будущее и даже не может позволить себе мысли о новой жизни. Посмотрите, и вы сможете испытать их чувства — настолько хорошо автор смог «нарисовать» переживания.

    10 из 10

    24 августа 2016 | 08:17

    Это моя первая рецензия. Никогда я еще не испытывала такого непреодолимого желания поделиться своими эмоциями по поводу фильма. А также посоветовать его к просмотру сомневающимся (сама всегда сперва читаю рецензии, а потом решаю смотреть или нет).

    Безусловно, это очень сильный фильм, безусловно, это шедевр в своем роде. Но самое главное, не это. Главное, что он никого не сможет оставить равнодушным… но по-разному. В разные периоды нашей жизни, те или иные события, встречи, ФИЛЬМЫ задевают определенные стороны нашей души, пробуждая всевозможные мысли, будоражащие нашу чувствительность.

    На меня это кино произвело ошеломляющий эффект, я проплакала полночи… Хотя если пересказывать сюжет, то он не покажется каким-то уж экстраординарным. Но игра актеров (главным образом, конечно, Ванессы Паради), атмосфера, то, как сняты те или иные эпизоды, все в целом не может не зацепить за те самые струнки. И еще музыка… старые пластинки, потрепанные обложки, проигрыватель… Если бы я это кино посмотрела лет пять назад, то я обратила бы внимание, главным образом, на сюжетную линию супружеской неверности, взаимоотношения мужчины и женщины, вопросу морали и противовесной ей подчас силы страсти и любви. Сейчас, когда я уже сама мама, меня больше взволновало совсем другое — отношения матери и сына, неполноценного ребенка, на жизнь которого мать променяла собственное личное счастье. Хотя разве не сын был ее личным счастьем? И где та грань, когда кончается жертвенность и начинается тирания? Когда вопрос отпустить или нет, решается третьим образом человеческого несовершенства.

    10 из 10

    Но вот смотреть второй раз вряд ли решусь: слишком сильные эмоции, слишком сильные переживания.

    26 декабря 2012 | 02:30

    Мне давно не приходилось испытывать таких сильных и глубоких эмоций к фильму. Это удивительное кино, которое словно электрический ток прошло через меня, оставило след в моей душе, заставило задуматься над многими вещами. Я досматривала фильм и море слез душили меня, но в то же время я испытывала невероятную легкость, будто прикоснулась к чему-то сакральному. Это кино изменило меня, точнее повернуло несколько шестеренок в моей голове и начался процесс представления жизни по-другому. Как бывает, когда подглядываешь в щелку двери и видишь нечто, что тебя ошеломляет и все переворачивается и ты уже не такой, как минуту назад, другой. Совсем другой.

    Мне бы хотелось многое сказать об этом фильме или же обсудить его с кем-нибудь кто прочувствовал его так же как и я. Но описывать все здесь не вижу смысла, получится рассказ, а я пишу лишь рецензию.

    Ванесса Паради. Я никогда не видела фильмов с ней, единственное, что знала о ней это лишь то, что она жена Джонни Деппа. И вот первая сцена с ней и моё сердце остановилось, потрясающая женщина. Она не красива, даже принимая во внимание нынешние эталоны красоты, можно подумать — она уродлива. Но нельзя про нее так сказать, она невероятно прекрасна, в каждом её движении столько грации, вот она — истинная француженка! Красота её глаз невыразима словами! До этого фильма, я знала лишь одну актису, которая поражала меня тем, как передавала чувства глазами, это Анна Торв ("Грань»), многие говорили, что она амебная, неживая и да, соглашусь, но глаза… в них было всё! Простите за отступление! Но Ванесса Паради поразила меня еще больше, таких талантливых актрис очень мало, она сразила меня своей игрой, в каждом движении, в каждом взгляде я видела мать, любящую, отдавшую всю себя своему ребенку! Я благодарна фильму уже только за то, что для себя я открыла эту изумительную актрису!

    Сюжет. Мне нравится эта «вкусность» с родственными душами, с их переселением, это ставит фильм на другой уровень, более духовный и таинственный.

    «Где-то, кто-то создан только для тебя и на всю жизнь…» Красиво, не правда ли?

    Я советую это кино всем! Ощущение после просмотра, точно если бы после долгих холодных дней и ночей вдруг выглянуло солнце и по коже пробежали мурашки, и вы бы полностью наполнились светом и теплом…

    10 из 10

    7 октября 2013 | 20:08

    Жаклин (Ванесса Паради) — мать одиночка, более того её сын Лоран болен синдромом Дауна, так что горя эта хрупкая женщина познала сполна. Однако всё самое страшное ещё впереди. Жаклин всеми силами пытается воспитать сына как нормального ребёнка — добивается его обучения в обычной школе на ровне со всеми. Так как на дворе 1969 год, то это яркий пример женщины-борца за социальные права, что к тому времени всё ещё было редкостью. Жаклин безусловно любит своего сына, однако жизненные трудности надломили её — она то и дело срывается на Лоране, чей характер, ввиду болезни, настоящие испытание на прочность для любого родителя. А «Кафе де Флор» любимая песня Лорана, которую он может слушать хоть целыми днями на пролёт, что временами также выводит Жаклин. Ситуация обостряется, когда в классе оказывается другая девочка Вероник, также больна как и Лоран. Они становятся «не разлей вода» и влюбляются друг в друга настолько сильно, насколько это возможно в детстве. Жаклин видит в этом проблему, т. к. Лоран уже не так много внимания уделяет своей матери, а ревность это страшная вещь, учитывая, что Жаклин всю себя отдаёт своему сыну и имеет право злиться — ведь могла отдать ребёнка в какой-нибудь приют и дело с концом. Параллельная история происходит в нынешнее время — семейная пара распадается, из-за того, что муж Антуан находит женщину своей мечты Розу, к слову, Роза также без ума от Антуана. Всё бы ничего, если ни бывшая жена Кэрол, которая впала в тяжёлую депрессию и находится на грани самоубийства из-за ухода Антуана. Эти две истории переплетаются мистическим образом.

    Я недолюбливаю Ванессу Паради, хотя и очень уважаю французский кинематограф в целом. Причиной тому неудачные роли Ванессы, в особенности «Красотки в Париже» — пошло, глупо и безвкусно. Однако здесь Паради просто таки бесподобна, собственно её актёрская игра и вытягивает фильм на высокий уровень, т. к. история Антуана и Розы выглядит сама по себе слабовато, а Парент сыграл роль Антуана как-то блекло. Также меня напрягали уныло-депрессивная Кэрол и её подружка, которая давала чисто «бабские» советы — в стиле «все мужики козлы, а женщины исключительно жертвы», «забудь его» и т. п. женские псевдомудрости, которые никак не помогут справится с горем. Поэтому ретроспективная история Паради выглядит на две головы мощнее, чем вторая история из современности, которую от провала спасает лишь шарм Эвелин Брошу (Роза).

    К сожалению Жан-Марк Валле пошёл на поводу у своей задумки сделать именно мистическую драму, в результате чего фильм вышел несбалансированным, а развязка надуманной и «чисто женской», как из журнала для незамужних, кому уже за 30. Если бы Валле рассказал только историю с Жаклин и Лораном, сделал акцент исключительно на драме, без какой-либо мистики, то, несомненно, оказался бы в выигрышном положении. История матери-одиночки и сына аутиста вышла у Валле настолько ровной и мощной, что самодостаточна и могла бы претендовать на Оскар как лучший иностранный фильм, а так всего-то пару местных канадских наград, о которых за пределами Канады мало кто слышал.

    За игру Ванессы Паради, Марена Герье и Эвелин Брошу,

    10 из 10

    22 января 2016 | 19:13

    Не хочется думать, что все композиционные лоскуты этого фильма — израненные, кровоточащие кусочки — склеены лишь концепцией: умей любить, прощать и отпускать, прощая и любя. Старо как мир и даже старше! А хочется думать, что склеены они светом и проливнем небес, тоской и снами, исповедями и тайнами, музыкой и еще чем-то более невесомым, бесплотным, родством душ, например. Склеены-сшиты, как терапевтической нитью, чтоб срослись прошлое и будущее, реальность и вымысел, чтобы стала одним целым жизнь, разбитая на зеркальные кусочки, метеорные осколки, растерянные отзвуки. И чтоб кто-то, излечившись, родился заново. И стал светом…

    Сквозная проницаемость и зеркальная взимоотраженность 2-х далеких историй друг в друге — поначалу большой вопрос. Только двойная запевка рассказчика настраивает слушать и смотреть, умножая восприятие на два, и за одним лицом видеть другое, за одной жизнью, болью, смертью — еще одну.

    «Это история о человеке, у которого было все для счастья».

    «И о мальчике, у которого не было ни одного повода для счастья».

    Между этими фразами — не тире и не точка, и не плюс даже, а знак равенства. Ведь по ком бы колокол ни звонил, он всегда звонит по тебе. Закон.

    Все мы и учителя друг другу, и зеркала. И в звонах наших — звуки чужих/других вперемешку. И в стекле наших жизней могут отражаться уже прошедшие. В этом смысле тему реинкарнации, немного раздражающую, скажем честно, своей попсово-упрощенной поверхностностью и наивно-банальной прямотой, можно трактовать как аллегорию неимоверно тесной связи, прочной, словно притяженье земли, всех-всех-всех, кто жил, живет и будет, друг с другом.

    Мне кажется, нет ничего более нравственного, чем, как некогда святой безумец Николай Федоров, переживать свою связь с умершими, причем не только с кровными родственниками, а — до дрожи — со всеми, кто когда-либо был. Будто мы их продолжение на земле, и в чем-то — подобье, и в чем-то их оправдание, и в чем-то — воскрешение, и в чем-то — шанс избавления от, кажется, уже неисправимых грехов и ошибок… Что мы в ответе за них.

    Законной жене Антуана судьба и снами, и виденьями, и пророчицей-медиумом намекает: ты на пороге страшного заблуждения, такого, которое миллионы совершали до тебя и гибли, и сейчас в твоих руках умножить его, прибавив к нему еще одну ошибку, или же прощением погасить и прошлые, и собственные грехи.

    Мы не только в ответе за тех, кого приручили. Мы вообще ЗА ВСЁ в ответе.

    И чьи-то несправедливые боль и смерть должны лечь тяжким бременем на тех, кто, казалось бы, вовсе к ним непричастен. Не потому что реинкарнация и карма так говорят, а потому что так говорит совесть, потому что все должно быть по-человечески, а по-человечески если, то искать надо не счастья, а правды, а правда — в круговой поруке любви, добра, прощения… и того, о чем так мечтал великий Федоров, родства/братства душ всех людей вообще — и умерших, и живущих, и будущих. И счастливее тот, кто обрел это родство, а не свою половинку…

    Я когда-то размышляла над тем, почему никогда не смогу принять буддизм душой, хоть восхищает в нем многое. Буддизм с его реинкарнациями не дает ощущения единственности, неповторимости бытия, а значит, несколько ослабляет ответственность за него — чувства греха, покаяния.

    В чем заслуга того, кто прощает, потому что так велит ужас прошлой жизни? Свободен ли этот выбор? Вот бы из собственных тайников достала брошенная жена это сказочное, почти феерическое финальное прощение, превратившее острый любовный треугольник в круг приятия и любви, именно любви, без примеси самости, гордыни, мести, одиночества и депрессии…

    Мне ближе история Жаклин и Лорана. В ней человеческое, только человеческое, без включения лакомых буддийских чудес и мистерий. Любовь матери — это песнь искалеченной нежности. Безраздельное чувство, которое определяет все в жизни, — «одной лишь силы власть, одна, но пламенная страсть». И страсть эта как бой и проигрыш одновременно. Ведь любит Жаклин идеального и идеализированного ребенка, того, кто пришел в мир опровергнуть статистику, словно иначе и жить не стоит. Все дети с синдромом Дауна учатся в спецшколах, а ее — в обычной, все умирают до 25, а ее будет жить до 100, победив недуг, предубеждения и насмешки, как маленький супермен-волчонок (волк — сила, победа, злость, смелость), как спустившийся с неба ангелок.

    Бедная! Она несет знамя своей любви, как хемингуэевский старик свой парус. Помните? «Он нес свой свернутый парус, как знамя вечного поражения». Поражение похоже на знамя только у гордеца. И Жаклин, маленькая не сдающаяся гордячка, не в силах вынести проигрыш жизни, боли и любви, отнимает сразу три жизни и разнимает три любви. Ее жизнь заканчивается саднящей обидой и горьким вопросом-упреком, брошенным небесам.

    А вот жизнь несчастной жены счастливого мужа начинается заново помилованием и блаженным ответом… А вся их история — не что иное, как школа прощения, учебник (а то и просто рецепт) любви.

    И тут поневоле задаешься вопросом, что же хуже в искусстве — ирония или сентиментальность. Первой в фильме нет вообще, а вторая чуть-чуть слишком переслащивает и так счастливый финал. Благо в фильме финалов несколько. Хотя, впрочем, взорвавшаяся точка самолетика в последнем кадре тоже ведь не иначе как поэтический привет от нирваны, т. е. тоже счастья, но уже предельного. Так примирились линии восхождения и падения, прочерченные двумя историями — Антуана и Лорана. Так восторжествовал свет. И не надо любопытствовать и спрашивать режиссера, кто же кто же сидел в самолетике. Если каждый колокол звонит по тебе, то и самолет взрывается — тоже.

    P.S. Уже намекала на это в основном тексте, но здесь проговорю еще раз. Мне показалось, что дети с синдромом Дауна, как и реинкарнационно-философское пиршество остались в этом фильме лишь художественными эффектами. И за рамки эффектности не вышли. Впрочем, многие фильмы, где режиссер ставит непереносимо сложную задачу — запечатлеть невещественные процессы, имеющие больше отношения к религии, чуду, тайне, чем к искусству, грешат этим. Труднее всего, не упав в банальщину или упрощенье, создать на экране атмосферу доброты и высокой тревоги тайны. Я верю, что гениальные художники могут сделать так, что исчезнет материя и зримо заговорит дух, станет видна душа, и чье-то сердце, а не образ, не вымысел, забьется внутри твоего. Однако тарковских, тех, кто видит ангелов и на умеет говорить с ними, всегда нестерпимо мало. И Жан-Марк Валли — точно не один из них. Он просто хороший режиссер, как Паради — хорошая актриса, правда, в отличие от него, естественная, без нажима и без категоричности школьного учителя.

    27 марта 2016 | 10:59

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>