К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Эх, жаль, что люди не читают отзывы до просмотра... Но если вдруг, кто заглянет на огонек, то вот вам предупреждение - не ждите от 'Анатомии падения' детектива, хотя фильм (даже постером!) старательно притворяется именно детективом, эдаким... в скандинавском духе. Почему притворяется? А потому что он про иллюзорность фактов. Нам кажется мы видим одно, а чувствуем почему-то совсем другое. И заигрывать в этом русле с нами создатели картины начинают уже с постера.

Это очень многослойный фильм, причем даже не созерцательный, а 'слушательный', если хотите, но это точно в наименьшей степени детектив. Даже определение 'судебная драма' по отношению к 'Анатомии' очень поверхностное.

Тут режиссер очень интересные вопросы задает аудитории на подумать: про то, как легко можно перекручивать факты интерпретациями, про тихие омуты, про несовершенство судебной системы, про хрупкость наших мирков, которые легко могут рухнуть в одночасье... И не дает ни одного ответа. Лишь через одну героиню, хотя она и обращается к другому персонажу, косвенно говорит зрителю: 'Ты должен принять решение сам'.

Любопытно, что по факту это, прежде всего, бенефис Сандры Хюллер, где-то читал, что сценарий писался специально под нее, и режиссер, не стесняясь буквально любуется ею в кадре, хотя она нарочито без косметики, уставшая, с осунувшимся лицом, не только чтобы показать, сколько всего навалилось на гг, но и чтобы зрителю казалось, что между ним и героиней нет никакой ширмы. При этом Хюллер сыграла так, чтобы мы видели в ней и жертву, и абьюзера, и потенциальную убийцу одновременно. В равной степени. Такое сыграть дорогого стоит. Не понимаю тех, кто ругает ее за актерскую работу. Если у меня и возникли натянутые претензии, то только к акценту в ее английском (смайл).

И все же у меня есть пара субъективных замечаний посерьезнее. Во-первых, фильм все-таки затянут. Многие метафоры и посылы считались довольно быстро, ни к чему было так долго по ним топтаться. Во-вторых, мне показалось, что авторы фильма пытались слегка пройтись по теме мезогинии, а в результате свалились в мизандрию. Обратите внимание: главная героиня, судья, девушка из соцопеки (или откуда она там), женщина-эксперт по брызгам... и в противовес: истеричный покойный муж, туповатый психолог, нарочито неприятный обвинитель, какой-то скользкий адвокат. При этом, на мой взгляд, главный абьюзер и манипулятор в фильме - все-таки Сандра.

14 ноября 2024 | 02:19
  • тип рецензии:

Камерная диалоговая история о трудностях в браке - звучит как тягомотина для синефилов. На деле же «Анатомия падения» - один из самых интригующих и глубоких фильмов, прогремевших на всех важнейших кинопремиях этого года (5 номинаций на Оскар, в том числе за лучший фильм!)

Писательница неожиданно обнаруживает своего мужа выпавшим из окна их дома. Подозрения следствия падают на неё, а главный и единственный их свидетель - слабовидящий сын героини. В ходе расследования препарируются не только факты гибели её мужа, но и отношения пары. Вообще история мне очень напомнила книгу «Комната Вильгельма» Т.Дитлевсен: там тоже описан брак двух писателей с соответствующими вытекающими: ревностью мужа к таланту и славе жены, болезненной рефлексией и т.д.

Фильм невероятно искусно сделан: несмотря на отсутствие резких поворотов сюжета и хронометраж в 2,5 часа, он тонко держит напряжение. Здесь есть что-то и от детектива, и от судебной драмы, но главное в этом кино - исследование природы отношений в семье. Звучит не очень увлекательно, но смотреть за этим невероятно интересно.

Даже сложно сказать, чья это заслуга, потому что сделано на высочайшем уровне абсолютно все: талантливый сценарий с умело прописанными диалогами, потрясающая актёрская игра (мне впервые понравилось, как играет ребёнок…), интересное музыкальное решение, режиссура сцен, где даже скучное судебное заседание становится динамичным.

В общем, рекомендую!

07 октября 2024 | 00:01
  • тип рецензии:

Всегда приятно, когда в наш прокат пусть и малым экраном выходят стоящие картины, тем более радует, если они к тому же еще и получают главные призы на видных международных кинофестивалях. Такова «Анатомия падения» Жюстин Трие – лента обманчиво простая, но сложно структурированная и умело погружающая зрителя в психологические бездны почти размаха Достоевского. Предчувствую скепсис читающих эти строки, однако, помимо влияния наиболее впечатляющих судебных драм в истории кино (а это, прежде всего, конечно, «12 разгневанных мужчин», «Правосудие для всех» и главным образом «Крамер против Крамера»), фильм Трие представляет собой во многом переработанные для экрана те страницы из последней части «Братьев Карамазовых», что посвящены судебному процессу над Митей. Трие, как и Достоевским, движет желание найти истину, несмотря на те слои умолчания, самообмана и ошибок вечно динамичной памяти, что ее скрывают.

Хотя большая часть «Анатомии паления» разворачивается в здании суда, смотреть фильм не скучно ни в коей мере, хотя длится он целых два с половиной часа. Часто используя крупные планы лиц исполнителей (даже порой и сверхкрупные, выделяя отдельно губы или глаза – почти как Леоне), Трие будто выпытывает истину, якобы не знакомую ей самой, выдавая ее зрителю по частям, дозировано. Почти как постановщица «Жанны Дюбарри», Трие подспудно, косвенно, не в лоб протаскивает феминистский посыл: жертва оборачивается домашним тираном, а обвиняемая – подлинной жертвой. В этом смысле невозможно себе представить фильм без участия Сандры Хюллер – ее актерский труд (именно труд, а не просто исполнение) кажется столь неподъемен в эмоциональном и психологическом плане, что впору вспомнить душераздирающие образы Лив Ульман в лентах Бергмана. Очень хорошо понимая режиссерские задачи, поставленные перед ней и, видимо, полностью разделяя его точку зрения на конфликт персонажей, Хюллер не боится сделать свою героиню некрасивой, своенравной или виктимной.

Важно, что главная героиня на протяжении всего фильма ходит большей частью в мужской одежде и без макияжа, ее сексуальность на нуле, но именно это и нужно режиссеру, чтобы ее героиню воспринимали именно как человека, а не в качестве объекта мужских грез. Сандра максимально человечна и эмпатична, терпима к слабостям других, но это не только не мешает, а даже способствуют, как сейчас говорят, токсичному мужскому «абьюзингу» (в этом смысле каким выразительным контрастом уравновешенной Сандре выступает импульсивный и невротичный муж в не менее блестящем исполнении Сэмюэла Тейса!). Верный тон повествованию задает уже начальная сцена беседы двух женщин под оглушительный рев музыки, включенной мужем героини назло всем.

Полную противоположность мужу Сандры представляет собой ее адвокат – понимающий и трепетно к ней относящийся мужчина (будет ли у них с героиней Хюллер что-то в будущем, мы можем только догадываться: это вынесено режиссером за рамки сюжета). Феминизм Жюстин Трие – это ни в коей мере не мужененавистничество, он предельно конкретен и, как надо полагать, выстрадан постановщицей в собственной личной жизни, иначе фильм просто не получился бы, не поражал бы так своей предельной достоверностью (также, вероятно, поразила в свое время советских зрителей «Жена ушла» Динары Асановой). Для понимания режиссерской расстановки акцентов очень важна фигура ребенка – сына Сандры, запутавшегося в отношениях родителей и обостренно переживающего боль обеих сторон. Именно этот персонаж (неслучайно появляющийся в сцене последнего допроса одетым в красное) – прямой намек на прославленную ленту «Крамер против Крамера» и острую полемику с ней в самой ткани фильма Трие.

Картина Роберта Бентона – яркое проявление идеологии американского неоконсерватизма в кино, отчетливо критикующее феминизм как идеологию и социальное явление: в ней эмансипированная героиня Мерил Стрип показана невротичной эгоисткой, зацикленной на самой себе и своей карьере, а ее муж – ранимым и все понимающим отцом и мужем, бескорыстно любящим своего ребенка, то есть в «Крамер против Крамера» женщина изображена как хищница, а мужчина как жертва. Точно такой же кажется расстановка акцентов и в начале «Анатомии падения», но всем дальнейшим ходом повествования Трие деконструирует и разоблачает сексистский и антифеминистский месседж ленты Бентона, по частям собирая паззл истины. Постепенно все более виктимизируя образ своей главной героини, Трие снимает с нее слой за слоем все обвинения: получается, что даже если и она убила мужа, то на самом деле это не ее вина.

Важно, с каким упорством Трие показывает пресловутую солидарность мужчин в суде: и прокурор (не случайно ли он брит наголо, как неонацист?!), и многочисленные свидетели мужского пола почти хором пытаются оправдать токсичное поведение убитого. Любопытно также, что за исключением адвоката, все остальные участники процесса, выступающие на стороне обвиняемой, включая судью, - женщины. Таким образом, перед нами – война полов, не больше, не меньше. Более того, оба главных героя – писатели, и их амбиции роковым образом сталкиваются (сейчас во Франции каждый второй – писатель, столько книг выходит ежемесячно, что это уже стало поводом для многочисленных анекдотов). В данном смысле «Анатомия падения» несколько тенденциозна в своем отчетливой попытке во всем оправдать женщину и обвинить мужчину.

Однако, фильм Трие не теряет от этого в достоверности: его сюжет и сами переживания героев выглядят именно выстраданными и подлинными без малейшего налета искусственности и абстрактности головных идеологических построений (как в той же «Власти пса»). Феминизм «Анатомии падения» фундирован на реальной экзистенциальной боли неудавшегося супружества в той же степени, что и прекрасная «Брачная история» Ноа Баумбаха, только рассказана она с другой точки зрения. Одним словом, это очень достойное кино, продолжающее благородную бергмановскую традицию психологического копания в чувствах и мыслях, которое, впрочем, не является его мазохистской самоцелью, но искренним желанием человека познать истину о самом себе, как бы она не была неприглядна, а потому «Золотая пальмовая ветвь» Жюстин Трие вполне заслужена.

07 июня 2024 | 18:24
  • тип рецензии:

На этот вопрос зрителю придется постараться найти ответ, ведь дело о гибели Сэмюэла Малески, который выпал из окна в уединенном шале где-то в Альпах. В это время в доме была его жена Сандра Войтер, а слабовидящий сын гулял с собакой. Именно он и нашел тело отца. Причастна ли к смерти мать? Были ли разногласия между супругами? Как так вышло, что мужчина выпал из окна? Сам? Или ему кто-то помог?

Давненько не приходилось видеть таких картин, которые описывали бы судебный процедурал и давали бы возможность насладиться словесными дуэлями между адвокатами, обвинителями, обвиняемой и свидетелями. 'Анатомия падения' в полной мере готова удовлетворить ненасытные потребности поклонников жанра, предлагая увлекательное зрелище с целью найти истину и наказать виноватых.

Сделать это конечно будет сложно, ведь у следствия не так много путей. Есть лишь свидетель, на показания которого сложно полагаться, есть обвиняемая и масса людей, чьи показания кажутся противоречивыми. И это добавляет бонусов картине. Из скудных исходных данных режиссер картины Жюстин Трие выстраивает великолепную историю, в которой зритель до последнего старается определить для себя: как же относиться к Сандре Войтер (эту роль сыграла Сандра Хюллер).

Кто она на самом деле? Жертва или убийца? Как объяснить ее поведение вначале картины за бокалом вина и как понять финал картины, в котором так и подмывает найти какую-то интригу, какой-то подвох, ведь все кажется таким неоднозначным?!

Ну и кстати это то самое, чем данная картина цепляет, ведь персонаж Сандры Хюллер слишком двусмысленен. Сандра Войтер не выглядит невинной, но в тоже время зрителю сложно поверить, что именно она причастна к смерти мужа! И в 'Анатомии падения' главная героиня - единственный подозреваемый и в отличие от многих детективов, тут фильм вряд ли пойдет в другом направлении, а значит, все события будут крутиться именно против Войтер.

Ну и кстати, Жюстин Трие при работе с Сандрой Хюллер, не говорила, виновна ли ее героиня, что автоматически добавляло в кадре реалистичного отношения Хюллер к своему персонажу. Она сама по себе не понимала - кто ее персонаж.

Наличие обвиняемой-женщины выглядит в сюжете весьма категорично, ведь в качестве свидетелей обвинения выступают исключительно мужчины. Очевидно, что это намеренный прием от Жюстин Трие: усилить эффект осуждения одного пола другим. Сделать так, чтобы гендерное разделение играло здесь едва ли не определяющую роль. Мужчины осуждают Сандру Войтер, в том время как женщины выступают в ее поддержку. Не случайно, что свидетели, характеризующие ее с положительной стороны являются именно женщинами.

И здесь вряд ли можно говорить о солидарности мужчин с погибшим мужчиной и солидарности женщин с обвиняемой женщиной.

Тут скорее акцент именно на осуждении на гендерном уровне. Мужчины осуждают, потому что им не нравится именно ЭТА женщина! А это уже добавляет всей истории так называемых «подводных» камней, которые могут иметь очень неприятные последствия для обвиняемой.

Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.

Приятного просмотра.

7 из 10

21 мая 2024 | 05:50
  • тип рецензии:

«Анатомия падения» режиссера Жюстин Трие, получившая «Золотую пальмовую ветвь» минувшего Каннского фестиваля и «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, представляет нам интригующий и напряженный сюжет, вращающийся вокруг смерти Сэмюэля. Это писатель, который живет в доме далеко в Альпах со своей женой Сандрой и слепым сыном-подростком Дэниелом. В фильме рассказывается о полицейском расследовании, целью которого определить, была ли смерть Сэмюэля несчастным случаем или убийством. В ходе расследования раскрываются тайны жизни супругов, в связи с чем возникает вопрос о невиновности Сандры.

Фильм состоит из двух отдельных частей: первая посвящена полицейскому расследованию, которое начинается после смерти Сэмюэля, а вторая углубляется в сложный судебный процесс, с которым сталкивается Сандра. Более того, это не строго юридический процесс: главная героиня оказывается под давлением общества. Её считают иностранкой, плохо говорящей на языке страны. Средства массовой информации и даже ее собственный сын Сандры ставят под сомнение ее невиновность.

Несмотря на то, что в первой части темп может немного замедлиться (в любом другом случае, но не здесь, отсутствие саундтрека в принципе, мне бы показалось недостатком. Единственная музыка, которая звучит в фильме, служит для развития сюжета, что мне кажется очень уместным решением), одной из сильных сторон фильма является построение его персонажей. Сандра, главная героиня, представлена как загадочная женщина, полная нюансов, невиновность которой остается под постоянным сомнением. Остальной актерский состав также сияет солидной и убедительной игрой, особенно стоит отметить Майло Мачадо-Гранера, который играет роль сына.

Определенно, «Анатомия падения» представляет собой психологический триллер замечательного качества с точным руководством Жюстин Трие и мастерской игрой Сандры Хюллер, которая дает жизнь сложной главной героине, полной противоречий, Это картина с продуманным сценарием, затрагивающим такие глубокие темы, как чувство вины, взаимоотношения между людьми и хрупкость человеческого сознания.

23 апреля 2024 | 14:39
  • тип рецензии:

Фильм никакой. В нем нет ничего.

Кто-то видит судебную драму. Я вижу какой-то цирк, в котором адвокат с прокурором соревнуются, у кого лучше рассказ на тему 'а давайте представим' и 'а что если'. Судья при этом почему-то не стучит молотком в стол и не говорит 'А ну заткнулись оба и сели на место, мы тут факты обсуждаем, а не ваши фантазии!', а вместо этого мечтательно смотрит в потолок и послушно представляет вместе с ними. Судебные эксперты вместо скучных отчетов с шаблонными фразами разыгрывают сценки в прямом эфире. Психиатр, который рассказывает всем историю болезни, перемежая её своими фантазиями на тему 'кто и как обидел моего бедняжку пациента'.

Кто-то видит потрясающую актерскую игру. Я вижу неприятные лица с одним и тем же выражением и настолько натужными попытками выдавить из себя хоть что-то, что от фальши хочется перемотать, чтобы эпизод побыстрее закончился. Да Шакил О'Нил на шоу про баскетбол больше артистизма проявляет, чем эти актеры, а про естественность я уж вообще молчу.

Кто-то видит семейную драму. Я вижу какие-то неестественные кривляния персонажей, о которых мы знаем и понимаем ровно ничего, и чувств они вызывают, соответственно, ровно столько же. Пара в кадре появляется один раз. Развития отношений ноль. Но, видимо, именно эта сцена (с дракой и битьём посуды? Мы не узнаем, потому что концовку не показали) призвана была погрузить нас в глубины отношений. Маловато. Если уж брать семейную драму, то Мишель Пфайффер в своем двухминутном монологе из фильма 'Мы' выдает столько драмы, что переплёвывает два часа этого фильма и всех участников вместе взятых.

Кто-то видит детектив. Я вижу полностью необъяснимую бредятину, объяснить которую не берутся ни ряженые в цирке (простите, суде), ни даже сценаристы с режиссером. Жена убила мужа, который размером в два раза больше неё ударом в голову (в прыжке с разворота, как Ван-Дамм, не иначе) и сбросила с балкона? Почему кровища только внизу тогда? Сам сбросился? С третьего этажа на крышу пристройки? Да ему тогда еще повезло, что убился.

Отдельно про звук и картинку. Операторы зачем-то пытаются добавлять какие-то спецэффекты. То периодически начинают закрывать камеру чьей-то головой или еще непонятно чем, создавая видимость чего? Любительской съемки на телефон? То внезапно какие-то съемки от первого лица. Судя по высоте полета камеры - от лица собаки. В микрофонах мы слышим всевозможные чавканья, чмоканья, хлюпанья, глотания, шмыганья и прочие неприятные физиологические звуки, которые должны что? Придать больше драматизма? Или вызвать желание сказать - да перестань уже чавкать, откашляйся и высморкайся?

Короче, смотреть на на что, сюжет бредовый, драма сомнительная, суд смешной.

Собачку только жалко.

3 из 10

20 апреля 2024 | 00:31
  • тип рецензии:

Жизнь успешной писательницы Сандры Войтер переворачивается после загадочной смерти мужа. Ужасный несчастный случай, самоубийство или …? Чем дальше ведется расследование, тем больше всплывает подозрительных обстоятельств.

Рука об руку мы проходим с героиней все стадии расследования. Мы станем свидетелями судебного процесса, холодного и беспристрастного, исследуя и раскапывая все маленькие червоточины взаимоотношений.

А за закрытой дверью семейного шале мы подсмотрим влияние происходящего на маленького сына супружеской пары.

Лауреат Каннского фестиваля, наверное, единственный в своем роде детектив, который не ставит во главу угла вопрос «кто убийца». Главное - это процесс, методичная разборка самого понятия брака на мельчайшие частицы, в надежде докопаться до самой его сути. Вот что действительно важно в самом конце.

14 апреля 2024 | 20:47
  • тип рецензии:

Драма-лауреат Канн, получившая Золотую пальмовую ветвь.

Жюстин Трие стала третьей женщиной-режиссёром, получившим главную награду этого фестиваля. Первой была в 1993 году Джейн Кэмпион с исторической драмой “Пианино”, потом Ветвь получила Жюли Дюкурно в 2021 году за очень необычный боди-хоррор “Титан”. Последний меня обескуражил после первого просмотра, но в итоге я его оценила, и он стал одним из тех фильмов, которые я могу назвать любимыми.

Что касается драмы “Анатомия падения”, то это обычная история – кризис в отношениях супружеской пары, – но оформленная очень точно и остроумно.

По словам Жюстин Трие, ей интересны faits divers. Так называются новостные сюжеты, обычно публикуемые в некоторых французских газетах в краткой форме. В её фильме даже есть отсылка к такого рода публикациям, когда по телевизору в одном шоу мужчина говорит, какая тема сильнее затронет публику. Получается, она развивает эту тему в своей драме, размышляя, что может скрываться за сухими шокирующими строками.

А одним из фильмов, которые вдохновляли режиссёра при работе над собственной постановкой, был мини-сериал Ингмара Бергмана “Сцены из супружеской жизни”, в котором её впечатлил язык, когда градус споров между мужем и женой становится всё более высоким.

Сила этой постановки в искусно преподнесённой метафоре – неудовлетворённость жизнью оставляет человека бездыханным телом с дырой в голове, словно его сбросили с третьего этажа.

Важнейшим в сюжете является эпизод с очень эмоциональным спором между Сандрой и Самуэлем в кухне их шале.

По сути, этих супругов за весь хронометраж ни разу не показали толком вместе. Были ли они близки по-настоящему? И в этом тоже отличный ход режиссёра – всё построить на словах, спорах и судебном процессе, чтобы воссоздать как можно более точную/реалистичную картину чужой жизни, когда истинное положение вещей известно только паре, но не всем остальным. И это дополнительно даёт повод для размышлений – есть ли место осуждению, когда между супругами возник разлад. В этой драме третьим лишним становится судебная система, в прямом смысле осуждающая их брачный провал, сделавшая виновной жену, основываясь на вроде бы очевидных уликах. Но и тут становится ясным, что отношения – это более сложная система, и разбираться в ней могут только два человека.

В целом метафоры тут играют огромную роль. В сюжете, можно сказать, всё на них и построено. Сам факт суда – или осуждения – это как переживания, доросшие до болезненного состояния и вышедшие далеко за пределы просто внутреннего диалога “виновного” с оппонентом, они стали достоянием общественности и обросли сплетнями, догадками и стали жертвами пересудов. Кризис брака выносится на всеобщее обозрение. Судебный процесс – это метафора пересудов, дотошного разбора каждого из споров, каждой ссоры, отдельно взятого разногласия. То, что становится нездоровой нормой общения между супругами, уставшими от взаимных обид и недомолвок, в суде приобретает удвоенную силу и становится уликой против выжившего.

Громкая музыка – инструментальная версия песни PIMP рэпера 50 Cent – это, с одной стороны, “вирус”, мешающий здраво рассуждать. Во время следствия, когда полиция проводила эксперимент, громкий звук заглушал разговоры родителей, что Даниэль не мог точно понять, ведут ли они обыденный разговор, ссорятся ли.

С другой стороны, музыка – это неосязаемая материя, её нельзя схватить руками и почувствовать запах. В сюжете она играет роль слона в комнате, очень видимого (именно для супругов), но его они смиренно терпят.

Сандра и Самуэль имеют разное происхождение. Она родилась в Германии, он – во Франции. Их корни играют важную роль не из-за разности культурного бэкграунда, а опять же это важная метафора.

Разные родные языки символизируют сложность в понимании друг друга, лингвистика исполняет роль барьера в достижении общего языка. И эта романтическая вещь – когда пара имеет свои внутренние шутки, вырабатывает общий язык, и, когда они разговаривают, это понятно только им, – в драме “Анатомия падения” приобретает новый оттенок, более интересный. Они выбрали для общения дома компромиссный язык – английский. Международный язык, который понимают большинство людей на планете. Но судья запретила говорить на нём в ходе слушаний. Есть в этом тонкая ирония. В суде нужно говорить, разумеется, на языке правды. Но это такой язык, который в отличие от английского, французского и немецкого выучить невозможно. Как говорить на языке правды, если у каждого она своя, не укладывающаяся в лингвистические нормы.

И как раз невозможность установить эти нормы правды выявляется в сцене ссоры. И это ключевая сцена во всей драме. В ней как раз прослеживается отсылка к мини-сериалу Ингмара Бергмана – с накалом страстей и повышением градуса споров между супругами.

13 апреля 2024 | 17:12
  • тип рецензии:

Муж популярной писательницы Сандры Войер найден мёртвым с открытой раной головы. Ужасный несчастный случай, самоубийство или чей-то злой умысел? Когда всплывают нелицеприятные подробности жизни супругов, главной подозреваемой становится сама Сандра, а ключевым свидетелем — её слабовидящий 11-летний сын.

Думаю мало кто будет спорить с тем, что в наше время крайне сложно встретить нечто новое в рамках того или иного жанра. Однако авторам данной ленты определенно удалось добиться так называемой легкой перезагрузки жанра судебного триллера. На первый взгляд, фильм развивается по всем лекалам судебного триллера. Естественно с поправкой на несколько иную в отличии от американской систему европейского судопроизводства. Однако на деле история оказывается куда глубже и отчасти даже о совсем другом в принципе.

На протяжении всего экранного времени авторы картины очень тонко исследуют современное общество и медленно отражают её патриархальную внешность. Когда стоит женщине стать чуть успешнее своего партнера, она автоматически воспринимается угрозой всему мужскому и буквальным злом во плоти. Тем самым, создавая впечатление так называемой «правильной» феминистической истории без пресловутых штампов с тупыми мужчинами, «яжемать» и тому подобным. Посему и не удивительно, что авторы данной ленты так и оставляют за кадром интригу того, что же на самом деле произошло с супругом главной героини и убила ли она его на самом деле. Ведь в наше время правда уже не столь важна. Важно лишь общественное мнение, которое готово оправдать убийцу и априори осудить даже самых невиновных.

Режиссер данной ленты Жюстин Трие сняла очень захватывающий фильм. На первый взгляд, картина имеет несколько отпугивающий и уж очень продолжительный хронометраж. Однако стоит начать смотреть фильм, буквально полностью погружаешься в происходящее на экране и все два с половиной часа буквально пролетают за пару мгновений. Позволяя нисколько смотреть, сколько прожить экранные события словно ты и есть непосредственный участник экранных событий.

Безусловно фильм получился бы совсем иным, если бы не отличные актерские работы всей творческой команды. Особенно хороша именно Сандра Хюллер, которой достался очень сложный и неоднозначный образ. Однако она просто мастерски передала все тонкости характера своей героини и неоднозначно преображается от образа невинной жертвы до роковой женщины и наоборот за все два с половиной часа экранного времени.

8 из 10

Анатомия падения – это глоток свежего воздуха в жанре судебного триллера, который прикидывается им на первый взгляд, но оказывается совсем другим на самом деле. Рассказывая «правильную» феминистическую историю и весьма достойно изобличая лицо современного общества.

02 апреля 2024 | 09:13
  • тип рецензии:

Как понять, что происходит в семье героев, ещё не выслушав историю до конца — разглядеть их дом. Местами захламлённый, по большей части недостроенный, увешанный памятью о семейном счастье. Дом ненадёжный, шаткий, холодный и с множеством дыр, из которых будто дует сквозняк — а герои кутаются в тёплые вещи, вместо лестниц — голые деревянные бруски. На глаза постоянно попадаются обрывки совместной жизни, где было место улыбкам и взгляду глаза в глаза. До определённого момента в фильме только фотографии дают рассмотреть лицо погибшего Сэмюэля.

Строительство дома так и не будет окончено, на его завершение у героя не хватит ресурсов ни физических, ни духовных. Единственное место, которое содержится в порядке — комната Даниэля (сын), мальчику комфортнее всего в этой комнате. Когда Сандра уезжает из дома до слушания в суде по просьбе сына, мальчик всё равно существует только в своём пространстве.

Наиболее выразительно чувства герои выражают через музыку, которую играют на пианино. Даниэль первую половину расследования разучивает мелодию — тревожную, резкую, громкую. Буквально стучит по клавишам, нервно и быстро. Сандра ищет место для своей печали среди нескончаемых допросов и подозрений в убийстве. Несколько минут за пианино — она прерывает резкую мелодию сына своей игрой и заманивает в медленную и глубокую печаль. Дуэтом они переживают утрату и на секунду перестают искать ответ на вопрос, как же Сэмюэл погиб.

Сэмюэл пережил несколько падений в жизни, и сюжет по полочкам раскладывает каждое из них, а в некоторых до неприличия глубоко ковыряется. Самое примитивное — падение из окна на землю, что повлекло за собой смерть физическую. Разобрано подробно до каждой капли крови. Несмотря на то, что это падение — физический процесс, который можно объяснить объективно исходя из законов физики, всё равно эксперты не дают однозначного ответа на вопрос, как умер герой.

Творческое падение — несостоявшийся писатель, чьи идеи так и не добрались до бумаги. Трагедию гения пересказывают психолог, жена и аудиозапись ссоры. Падение супружеское — отказ от всякой близости с женой, отдаление, недопонимание, компромиссы, неприносящие никакой пользы семье. Как бы герой ни пытался заниматься строительством и рукотворным созданием в прямом смысле, все его инициативы вгоняли семью в минус — финансовый, эмоциональный. Как под лупой общественность
разглядывает вырванный кусок семейной жизни в виде аудиозаписи, какие-то 5 минут из многих лет совместной жизни, чтобы оценить и рассудить супругов. Героиня напоминает, что эта запись не реальная жизнь, но в ней точно можно услышать предсмертные эмоциональные судороги героя.

Падения в отцовстве — нет, трагедия с сыном не была самим «падением», это была отправная точка. Но кто-то принимает жизненные сложности как точку роста, а кто-то наоборот. Дважды Самюэль пробивает дно в отношениях с сыном в фрагментах в кино — оставляет предсмертную записку через диалог с мальчиком, после смерти наносит глубочайшую травму сыну — именно он нашёл отца мёртвым.

Самюэл не оклемался после жизненной подножки в виде несчастного случая с ребёнком. Герой не встал, не отряхнулся и не попытался пойти вперёд и повести семью за собой. Вину за свои неудачи же переложил на супругу.

Его антагонист — Сандра. Сильная, своевольная, держащая жизнь в своих руках и не перекладывающая ответственность за неудачи ни на кого другого. Именно поэтому она добивается успеха в профессии. И, уверена, научит сына жить полноценную жизнь вкупе с травмой не создавая особенного мира вокруг него в видео скотча не стенах или домашнего обучения. Муж пытался притянуть её к своему дну, но этого не случилось.

Убила ли Сандра Самюэля? Когда она высказывает недоверие адвокату, возникает мысль, что да. Но вот физически — вытолкнув из окна, или додавила эмоционально своим успехом и спокойствием — ответа фильм нам не даёт. А он и не нужен.

«Спасение утопающих — дело самих утопающих».

Огромная роль в фильме отведена журналистам и общественному интересу к делу. Первая сцена начинается с интервью журналистки, вторгшейся в личное пространство героев придя в дом. Зал суда переполнен людьми, кроме дополнительного слушания сына (сидят в зале его крёстная, приглядывающая девушка от суда, Сандра и другие участники процесса). После слушаний героев терзают журналисты и у суда, и ждут около дома. Такое тонкое дело как семья пытаются сделать достоянием общественности. И фраза героини: «Эта запись — не реальная жизнь», обретает глубинный смысл — нельзя судить о человеческих отношениях по маленькому их кусочку. Это не капля крови, которую берут на анализ и интерпретируют результат на весь организм. Отношения — сложный непрерывный процесс. Видимо поэтому он и получат такой интерес у публики, в них хочется разбираться, копаться в новых подробностях и спорить о справедливости, которой на самом деле не существует.

31 марта 2024 | 12:40
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: