Короткометражное кино стоит особняком в современном искусстве, и этому есть простое объяснение. Небольшие, малобюджетные ленты снимают не ради кассовых сборов и красных ковровых дорожек, а по зову сердца, из желания сказать миру то, что лежит на душе, выразить в зрительных образах глубинные чувства. Современное короткометражное кино необычайно искренне и эмоционально. Оно обладает невероятной силой воздействия на зрителя, истосковавшегося по такому кино. Ведь там, где уходит искренность, уступая место прибыли и славе, заканчивается искусство и начинается ремесло, зачастую топорное. Люди устали от “хайповых” тем, от шаблонных героев с их штампованными, наигранными репликами, от стандартных схем и предсказуемых поворотов сюжета, от глупых выходок персонажей, выдаваемых за “находки” сценаристов. Людям, особенно в сложные, переломные моменты истории, хочется естественности и искренности, а значит, подлинного творчества, искусства на века.
Короткометражный фильм “Река памяти” — дебютная режиссерская работа петербургского актера Александра Удальцова — несомненно, относится к числу таких искренних кинолент. Название картины может показаться банальным. Услышав подобную метафору, мы почти наверняка будем ожидать появления на экране героя-ветерана, вспоминающего о войне, — и не ошибемся. Однако с началом просмотра мы очень быстро убедимся, насколько точно образ памяти-реки соответствует и содержанию фильма, и его композиции.
В фильме не происходит никаких особенных событий. Главный герой картины — дядя Боря, ветеран Великой Отечественной войны, отправляется к братской могиле своих однополчан, павших на его глазах в неравном бою. Сцены из военного прошлого и тот роковой бой в замедленном темпе прокручиваются в памяти главного героя, и он заново переживает былое. Все оттенки эмоций, вся буря чувств отражается на его лице, показанном крупным планом. Актерская работа Гелия Сысоева никого не может оставить равнодушным.
С первых кадров фильма мы погружаемся в удивительную реальность. Туманные, словно тронутые сединой пейзажи, неопределенное время года, медленный, тягучий темп событий, — все это сопровождается медитативным звуковым рядом и музыкой. Все, что мы видим на экране, пропущено через сознание главного героя. Это не объективная реальность во всей ее полноте. Это пространство мыслей и воспоминаний пожилого человека, где трудно понять, какие образы реально встречает на своем пути Борис, а какие рождены его воображением или извлечены из глубин памяти. Неторопливая река памяти течет из прошлого в будущее, и зритель, наблюдая ее движение, невольно растворяется в ее водах, теряя ощущение времени и начиная видеть мир глазами главного героя. Именно поэтому действительности в фильме условна, а кое-где и фантастична. Образы прошлого беззастенчиво вклиниваются в современную реальность. Вместо играющих в войну детей внезапно появляется настоящий стрелок, целящийся в ветерана. Возле кладбищенской стены проходит отряд в форме 40-ых годов. Кто это? Исторические реконструкторы или воскрешенные памятью призраки прошлого? Для фильма это не имеет особого значения. Прошлое и настоящее здесь причудливо переплетены. А будущее? Будущее стучится в дверь вместе с героями из новых поколений.
Все персонажи фильма, из прошлого или настоящего, появляются внезапно, без какой-либо предыстории, зачастую заставляя зрителя гадать и искать связи между ними. Многое в судьбах этих людей остается за кадром, хотя в отдельных деталях можно найти подсказки. Впрочем, для режиссера подробности жизни этих героев не столь важны. Достаточно, что они известны главному герою. Мы же плывем по реке его памяти, встречая этих людей, как островки, на своем пути. Каждому из них, живому или мертвому, определено место в сердце и воспоминаниях Бориса.
Главный герой отправляется в путь пешком со старым чемоданом. В конце фильма мы узнаем, что в нем лежит поминальный набор - бутылка и черный хлеб, старые фотографии. Этот груз — один из основных символов художественного повествования, продуманный режиссером до мелочей. Так, герой не несет чемодан в руке, а катит за собой на веревочке в маленькой тележке. Смысл этого образа очевиден: чемодан в руке означал бы “уход” героя, однако этот фильм не о смерти, а о долгой жизни с грузом тяжелых воспоминаний.
И все же, несмотря ни на что, фильм оставляет светлое и доброе чувство, мы проникаемся нежностью и теплотой к главному герою. Мы знаем, что он прожил хорошую и честную жизнь — за себя и за своих павших товарищей, что его все любят, ценят, уважают. Река памяти несет свои воды дальше, ибо это бесконечная река истории, по водам которой плывет каждый из нас.