Этот фильм (по роману А. Моравия) засмотрен до дыр. А что - хорошая новелла в основе сценария. Невозмутимые актеры, все трое стали хорошо известны. Конечно – любовный треугольник - никогда не проигрывающий сюжет. Молодой писатель, журналист встречается с интеллектуальной девушкой, которая ищет новые формы любви, высоких отношений – вдвоем, втроем и т.д. Рассказывает, что новый ее любовник, привыкший рубить правду-матку в лицо, с претензией на оригинальность, на всякий случай ее побил. И она испытала новые ощущения.
Юноша уходит со дня рождения своей подруги, так и не сумев монополизировать ее внимание. Совершенно случайно встречает на улице девушку, в компании со стариком, а затем через несколько дней знакомится с ней, попадая таким образом в новую среду. Она работает натурщицей и настолько, каждой клеточкой, уверена в себе, что даже не использует ложь для обольщения. А видя замешательство партнера, просто предлагает совместное наслаждение. Герой не может устоять перед ней, и роман начинается. У них только физическая любовь, никакой платонической заинтересованности на ниве общих интересов. Герой вначале считает, что нисходит до нее, и в самом деле пропасть кажется огромной. Ключевая фраза – «у меня с ней чистый секс». Он даже намерен с ней расстаться, о чем сообщает своей интеллектуальной подруге. - Ну подари ей что-нибудь, чтобы не так обидно было, - советует она…
Не тут-то было. Бесхитростная (это ключевое для нее слово) девушка сама потянулась к новизне. Познакомилась с актером на вторых ролях (не без надежды попасть в кино) и основала параллельный роман. И тут герой обнаруживает, что завяз в любовной трясине больше чем предполагал. Он недоумевает - ведь кроме музейного тела ничего в ней нет. В лучшем случае потянет на хорошую хозяйку, мать cемейства. Нет в ней ничего «испепеляющего», способного внушить страсть. - Да я и сама так думаю, - соглашается девушка. Однако новый роман у нее в разгаре, о чем она не задумывается сообщить. -Нельзя любить двух мужчин сразу! – Почему нельзя, можно, - уверена девушка. Герой предлагает ей жениться и даже разрешает ей уехать с любовником, и дает средства для этого. Кажется, нет унижения, на которое бы он не пошел…
Если запараллелить с жизнью, то очень правдоподобная история. Мужское понятие «чистый секс» часто оканчивается у дверей ЗАГСа. Ну а здесь девушка оторвалась за всех, реализовав это понятие в женском варианте. Вот и интеллектуальному герою в фильме тоже не удалось пробить броню глуповатой красоты, дающей 100-ную уверенность. Под конец, испив всю горечь и примачивая шишки, наверное, вернется он к своей первой подруге, с ревностью и иронией наблюдающей за его приключениями...
Седрик Кан совершенно определенно имеет вкус и дерзость. Аккуратно и непринужденно он дерзнул потягаться в стилистике с самими Годаром и Вуди Алленом. При этом, полностью выдерживая нить повествования и соответствующее напряжение, он очень изысканно, чуть заметно самым крупным калибром сарказма расстреливает весь этот интеллектуально-возвышенный фон, который в моде с 60-х годов. Безжалостно, точно и четко он совершенно не оставляет шансов главному персонажу - невротичному интеллигенту. Им мог бы быть, пожалуй Мишель Пуакар или Безумный Пьеро. Им мог бы быть любой персонаж исполненный Вуди Алленом. Очень уж изыскано этот персонаж оказывается полностью нейтрализованным собственным желанием, неистовым либидо, которое совершенно неожиданно для самого героя сорвалось с цепи и так до самого конца и не смогло успокоиться. Влюбился в молодую девушку. Ну а чем же еще заниматься одинокому мужчине от которого полгода назад ушла жена. Кстати, скажу я Вам - та еще сте... штучка. Ариель Домбаль очень точно показала записную аристократку, в меру сексуальную, в меру изысканную. Прямо, олицетворение Эллен Безуховой. Прикладная мизантропия.
На первый взгляд, объект этой понятной влюбленности совершенно неочевиден. Мало того, что наша героиня мягко говоря несколько молода для всего того, что может предложить ей главный герой. Так она еще и совсем не изящна. Многие скажут - простушка, une femme ordinaire. И тут, нужно отдать должное создателям ленты. Выбор главной героини просто безукоризненен. Софи Гиймен оказывается не просто органичной и профессиональной. Она просто - 'та самая женщина'. Немного лишнего веса, понятная всем миловидность, большой бюст, немного более допустимого модой массивные бедра. Героиня Рубенса. Проста, молчалива, готова быть искренней даже тогда, когда и лжет. Милая эгоистка и готовая на жертвы Гера, одновременно. Этот живой клубок множества неуловимых противоречий попросту сводит с ума главного героя. Впрочем, в определенной мере она честна и, пусть и с долей некоторого лукавства, вполне готова принимать и отчаянный поток интеллектуальных конструкций, и ревность, и даже делиться своими другими любовным похождениями. Молодая актриса, а это был дебют для двадцатиоднолетней Софи, с кажущейся легкостью выдерживает многочисленные эротические сцены, ни капли не переигрывая или смещая психологические акценты.
Ну и разумеется, абсурдная условность разыгранной комбинации заставляет зрителя улыбаться, представляя не то непримиримые классовые противоречия, при которых интеллектуальная элита несмотря на полное видимое превосходство над рабочим классом, в конечном итоге оказывается совершенно несостоятельна и не готова к обычному диалогу, не то вспоминая те или иные неловкости, связанные с проявлением либидо, бывшие в жизни многих. Так что, при любом раскладе, высмеивая очевидное лузерство главного персонажа, мы не можем не пообсуждать о том, почему его влечение направлено именно на тех женщин, которые явно не могут сделать его счастливыми. Но это жу вопрос философский. А значит, фильм-то, при всей своей заурядности и внешней скучности, полностью достигает своей цели. Ведь любое сравнение, которое наверняка Вы сделали, между героинями Ариель и Софи - уже значительная победа режиссера.
Фильм обращен к проблеме, которая находится ниже пояса. Был бы жив Фрейд - использовал бы его в качестве наглядного пособия своей теории. Владимир Набоков мог с таким же успехом задействовать это кино, как весомый аргумент в защиту опальной 'Лолиты'. А вот его коллега Альберто Моравиа получил бы гонорар за право экранизации, поскольку 'Скука' (а именно так по-русски должно звучать название картины) снята по его одноименному роману La Noia (1960).
Хотя, конечно, можно понять наших дистрибьюторов, которым такой заголовок показался бесперспективным, и они присвоили фильму коммерчески более завлекательный псевдоним «Желание». Хотя буквально можно было перевести и как 'Огорчение', и как 'Неприятности', а если исходить из сути происходящего, то тогда логичнее всего было бы 'Отчаяние'.
L'ennui представляется одним из удачнейших парафразов на тему 'Лолиты'. Но если у Набокова желание Гумберта Гумберта конфликтовало главным образом с общественной моралью, а сама история отдавала острым педофильским душком, то здесь столь неудержимое влечение главного героя вступает в конфликт с собственным разумом.
Именно с помощью интеллекта 40-летний писатель Мартен пытается объяснить, почему дебелая 18-летняя простушка Сесилия вызывает у него «очумелую», неподдающуюся никакому контролю страсть. Хотя при этом по всем параметрам (кроме эротического) ее и рядом нельзя поставить ни с бывшей женой Мартена, ни с теми продвинутыми дамочками, что постоянно вьются вокруг него.
Роман Моравиа принято считать едва ли не «самым эротическим» в ХХ веке. В отличие от фильма, речь в нем идет о художнике Дино, который влюбляется в натурщицу своего друга и по мере развития любовной связи пытается все более подчинить ее себе. Отчаявшись добиться желаемого, Дино кончает жизнь самоубийством.
Француз Седрик Кан перенес действие в современную Францию, назвал героя другим именем и дал ему иную профессию. На этом принципиальные отличия заканчиваются, во всем остальном слышится глубокое дыхание большой литературы.
Портрет сексуальной одержимости получился на редкость убедительным, причем как с точки зрения психологии персонажей, так и по части актерского воплощения. 'Нервно-истощенный' Шарль Берлинг, а еще в большей степени играющая Сесилию Софи Гуильмин, будто специально подобранная на улице лавочница - с одутловатым лицом и неконтролируемо выпирающими формами, создают дуэт, казалось бы, алогичный, но в то же время притягивающий создаваемым вокруг себя магнетическим полем.
Из книги Моравиа следует, что жажда власти над волей сексуального партнера является одной из целей секса наряду с удовольствием и воспроизводством. Тупоумная Сесилия, на уровне чувств абсолютно равнодушная к Мартену, не делает ровным счетом ничего, чтобы расположить его к себе. Просто приходит в назначенный час для получения очередной порции удовольствия, а, насытившись, исчезает, как ни в чем не бывало.
Она ни о чем не спрашивает, да и сама на бесконечные вопросы любовника отвечает нехотя, всякий раз маясь от необходимости что-то анализировать, да и просто-напросто думать, чего, судя по всему, по определению, делать не способна. Мартен же, привыкший всегда проверять гармонию алгеброй, от этого все больше и больше страдает.
В итоге, осознав полную неспособность подчинить своему контролю женщину-растение, у которой даже в сравнении с животными, нет ни извилин, ни чувств, а есть только 'одна ненасытная плоть', он совсем теряет над собой контроль и начинает заходиться раз за разом в истерике.
Финальное резюме вполне соотносится с теорией австрийского доктора: интеллектуала довольно легко «обезвредить» и сделать дееспособным, даже полным идиотом. Для этого нужно всего лишь пробудить его либидо.
Фильм - замечательный пример реалистичных отношений между мужчиной-интеллигентом с высоким интеллектом, склонным к самокопанию и женщиной-примитивом, не склонной ни к чему, кроме как 'любить' мужчин при помощи основного инстинкта. При этом его раздирает буря эмоций, её же психика настолько примитивна, что она не испытывает никаких душевных терзаний вообще. Она не понимает его, да и не может понять в силу своей эмоциональной заторможенности. Его это жутко удивляет, он пытается разбудить в ней хоть какие-то чувства, но она его просто не понимает. Тупой трах - это всё на что она способна.
Я встречал таких женщин по жизни - жалкое зрелище. Но самое печальное то, что и в таких возможно влюбиться. От противного.
Читаем аннотацию на обложке диска: 'Фильм Седрика Кана ('Роберто Зукко') по роману Альберто Моравиа - своеобразный приемник немецкого кинохита 'Беги Лола, беги', портрет безумия, одержимости, страсти'.
Хорошо, что по традиции, писульки на диске я читаю после просмотра, посему имела возможность громко и продолжительно 'поржать'. Дамы и господа, сравнение с 'Лолой' - чистейшей воды замануха для доверчивых зрителей. 'Желание' - ну только если ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ своеобразный приемник последней. 'В топку' такое своеобразие!
Плюс, Моравия, конечно, после 'шедевра' Кана громко просится к прочтению, с целью установления факта сходства литературного первоисточника с получившимся кинобезобразием.
То, что начинается как любопытный, слегка фривольный абсурд, уже через полчаса просмотра становится нудным и затянутым самокопанием не первой свежести преподавателся философии(!) Мартина, пережившего в недавнем прошлом развод с надоевшей женой.
Воплотитель главной роли актер Шарль Берлинг был бы даже по-мужски привлекательным, если б не его неуравновешеный и заурядный персонаж. Посему, в этом месте, вероятно, нужно похвалить игру Берлинга. Ну, так тому и быть: сыграл на славу! Моральный уродец вышел 'ничего себе' так, убедительным.
Весь фильм Мартин бегает, с разной степенью успеха достигая результата, за странной барышней Сесилией, якобы 17 лет отроду (выглядит как минимум на 25), примитивной, как самка носорога (пусть не обижаются любители носорогов).
Ту самую, приснопамятную Сесилию исполняет Софи Гийемен. Долго-долго вспоминалось, где ж я могла видеть ЭТО лицо. Вдруг - БИНГО! 'Гарри - друг, который желает вам добра' Доминика Молла и 'Любит - не любит' Летисии КоломбанИ. И не удивительно, что на память приходит не сразу: в одетом виде она поражает воображение гораздо скромнее, чем голышом.
Отдельно скажу об исполнительнице роли экс-вайф Мартина - Ариэль Домбаль. В принципе, симпатичная мне актриса, но в 'Желании' и ее сделали блеклой и полинявшей. Никакого интереса!
'Желание' - не первая работа Седрика Кана, которую я имела неосторожность видеть. 'Красные огни' в целом более внятная картина, но по сути, Кан - мастер 'много долго говорить, и не сказать НИЧЕГО!'.
На протяжении всего фильма честно старалась находить полжительные моменты, но тщетно. Не хватило сил даже досмотреть до конца, чего со мной практически не случается. Сей пробел пришлось восполнять неделей позже в силу чистого природного любопытства: 'Чем же можно окончить ентот брЭд?'. К слову, финал - единственное, что, пожалуй, не разочаровало: никто не умер, слава создателю! Если б автор туда еще и смерть засунул, получился бы самый настоящий комикс.
Итого: рекомендовано к просмотру любителям пышных женских форм, коих в фильме с избытком. Два часа обнаженной натуры Софи Гийемен способен выдержать не каждый, даже зрелый и полностью здоровый человек.
У героя жестокий сплин, он постоянно на грани нервного срыва и все бесит его: например, негодует из-за того, что, встречаясь с любовнцей, не может получить от нее ничего кроме секса. После бурных оргазмов он испытывает желание ' а поговорить?', но партнерша-плебс не отвечает интеллектуальным запросам профессора философии.
Его не устраивают такие отношения, ему хочется завладеть ее чувствами, мыслями, дабы возыметь полное господство. Но каждый день в один и тот же час она приходит, не говоря ни слова раздевается и ложится в кровать. Все попытки расшевелить в ней хоть какие-нибудь чувства, разговорить и побеседовать, заканчиваются неизменными 'уи' и 'требьен'. Словарный запас красотки лаконичнее, чем у Эллочки-людоедки. 'Тебе не скучно? - 'Нет'. - 'А тебе когда - нибудь бывает скучно?' - 'Да' 'А что ты делаешь, когда тебе скучно?' - 'Скучаю'.
После нескольких встреч неразговорчивая подруга кажется ему настолько примитивной, что он решает порвать отношения. Но выясняется, что профессор философии Мартин так влюбляется в недалекую девушку Сессилию, что в ее отсутствии сначала впадает в панику, а потом в буйное помешательство на почве основного инстинкта. Не он, а она, однажды не явившись в час назначенный, становится смыслом всей его жизни.
Принцип 'чем меньше женщину мы любим...' срабатывает в противоположную сторону на уровне психологии бессознательного. И вот тут-то начнается ад: слежка, допросы, упреки, мольбы, слезы, просьбы, припадки бешенства, переходящие в смирение и еще черт знает что. В простые сексуальные отношения включается личность, сознание, затуманенное первобытным желанием, отключается голова, деградирует душа и наступает практически наркотическая зависимость. А без Сессилии начинается ломка.
В поведении прослеживается ярко выраженный маниакально-депресивный синдром. С окружающими несчастный говорит только о Сессилли, особенно, донимая бывшую жену, пытаясь сделать ее своей наперсницей и советчицей в этом нелегком деле. Преуспевающий молодой профессор превращается в маньяка, готового на все, чтобы овладеть этой женщиной. Его желание возрастает, а она все больше ускользает. Постоянно требуя, чтобы Сесилия во всех подробностях описывала встречи с другим любовником, этот последователь Мазоха, только еще больше распаляется.
Нестребимое желание заставляет героя переступать через все свои принципы, чтобы приблизиться к своему объекту, но, патологически довольная всем героиня, не признает никаких принципов кроме получения удовольствия. Торжествует эго молодого, здорового организма.
На экране эта история выглядит как эрото-психологический триллер, но с изрядной долей доброго сарказма, поскольку это фильм 1999 года (роман был написан намного раньше) и снят молодым режиссером. Без надрыва, с присущей французскому кинематографу легкостью. Обошлось без смертоубийства, хотя в финале казалось, что такая одержимость к добру не приведет.