Главные герои картины - два путника, в душе сохранившие дух озорства, естественности и справедливости, иными словами дух детства.
Герой Аль Пачино желает впервые за пять лет увидеть своего ребенка, не зная даже какого он пола. Это его цель.
Герой Хэкмена желает открыть своё дело, распланированное до мелочей годами ранее. Это его цель.
Их судьбы сплетаются для того, чтобы сделать каждого сильнее и подарить миру истинную дружбу, которую нельзя сломить ни вражеским кулаком, ни смертельным ударом страшной обиды брошенной женщины.
Ради друга можно пойти на многое и герои данной картины доказывают это своими поступками, не боясь признания собственных ошибок и становясь лучше, благодаря избавлению от своих вредных привычек.
Дружите друзья! Не бойтесь меняться! Живите счастливо!
После успеха зрительских предпочтений и воодушевлённых критических отзывов к фильмам 'Беспечный ездок' (1969) и 'Пять лёгких пьес' (1970, где в обоих случаях играл протаптывающий себе путь на голливудский Олимп Джек Николсон, в США зародился особый приключенческий поджанр, названный просто 'road movie', то есть 'дорожное кино'. Это были фильмы о путешествиях, раскрывающие острые социальные и гражданские проблемы тогдашнего общества. В 1973-ем году на экраны вышел новый фильм, созданный в стилистике того же поджанра, названный 'Пугало'. Написанием сценария занимался дебютант Гэрри Майкл Уайт, для которого, впрочем 'Пугало' так и останется лучшей работой в карьере. Режиссурой занимался Джерри Шатцберг, за два года до этого ставший известным за счёт ещё одной остро социальной драмы 'Паника в Нидл-парке', в которой главную роль сыграл Аль Пачино. Он же не отказался сняться и в 'Пугале' вместе с Джином Хэкманом.
Однажды на одном пустынном шоссе встречаются два совершенно непохожих друг на друга человека: верзила Макс (Джин Хэкман), недавно вышедший из тюрьмы, и Лайонел (Аль Пачино), сошедший на берег моряк. Навскидку оба они - бродяги, не нашедшие своего места в жизни, но каждый преследует свою цель. Макс вот хочет на сэкономленные деньги открыть автомойку в Питтсбурге, а Лайонел желает увидеть своего ребёнка, о рождении которого он узнал совсем недавно. Эти два чуждых и странных мужчины неведомо по какой причине поняли, что предстоит им стать друзьями и каждый может помочь друг другу добраться до намеченной цели. И вроде эти цели так близки, но в то же время весьма отдалённые. На их пути ждут встречи с бывшими подружками, попойки в барах, драки и даже тюремное заключение. Но они уверены в том, что никто и ничто не помешает им достигнуть желаемого. Только вот это само желаемое ждёт ли Макса и Лайонела?
'Пугало' было восторжено принято в Каннах, получив сразу две награды, в том числе и основную - 'Золотую пальмовую ветвь'. Но у себя на родине фильм не пользовался широким успехом. Главной причиной того считалась слишком завуалированная драматическая составляющая картины и не каждый зритель старательно докапывался до глубины повествования от Гэрри Майкла Уайта. Скажем так, 'Пугало' получился фильмом для эстетов-гурманов, для которых неприкрытая Америка стала тем важным элементом в поворотном механизме нового Голливуда. Другие же с лёгкостью закрывали глаза на выдающуюся работу Джина Хэкмана и Аль Пачино и таким образом не получали эффекта драматизма, все перипетии путешествия Макса и Лайонела казались простенькими и обывательскими с недостаточной обрисовкой проблематики тогдашнего современного американского общества. Но на сегодняшний день можно сказать, что у Шатцберга и Уайта вышел просветительское кино, которое без прикрас показывает начало 70-х годов, где страна мечты так и остаётся мечтой и редко кому удавалось её на самом деле воплотить в жизнь.
На момент съёмок в 'Панике в Нидл-парке' Аль Пачино исполнился 31 год и он практически не помышлял о кинокарьере, целиком и полностью принадлежав театру. Но следом за успешной ролью наркомана в 'Панике...' он вытянул счастливый билет, будучи приглашённым Фрэнсисом Фордом Копполой играть в 'Крёстном отце'. Персонаж Майкла Корлеоне мгновенно превратил Аль Пачино в звезду международного масштаба и к 'Пугалу' он подошёл именно в таком статусе. Но актёр продолжил доказывать свой великий талант лицедея, создав образ Лайонела не таким как в 'Крёстном отце': вместо жёсткого и будто бы бездушного Майкла Корлеоне зритель получил озорного и неунывающего Лайонела, который явно контрастирует на фоне прижимистого и ожесточённого Макса. И вот такого вот весельчака ждали самые трудные моменты в его жизни, которые должны были закалить его, а не сломать. Джин Хэкман много раз заявлял, что он считает свою роль в 'Пугале' лучшей за всё время. И действительно есть на что посмотреть, что анализировать. Конечно, примером для поведения его Макс не мог бы стать, но Хэкман создал действительно реалистичный образ и безукоризненно воплотил его на экране.
На данный момент многие предпочтут развлечение в поджанре 'road movie', благо, что в последнее время выходит достаточное количество комедий этого типа, например, 'Мы - Миллеры' и перезапуск 'Каникул'. Но в своё время 'road movie' существовал в совершенно ином виде - это были драмы, которые без каких-либо коллизий демонстрировали нарывы формирующегося общества времён хиппи и борьбы за равноправие. Скорее всего, каждый может найти себе более приемлемое по вкусу кино данного поджанра, но при этом обязательно надо увидеть и насладиться безупречной игрой Аль Пачино и Джина Хэкмана, а также работой оператора Вилмоша Жигмонда. На примере подготовки актёров к 'Пугалу' и надо обучать новых исполнителей, потому что лицедейство - это на 90% труд и только на 10% талант.
Пыльная дорога американской глубинки. По ней редко проезжают автомобили, и, кажется, она находится на самом отшибе цивилизации. Обочина унылой магистрали – не лучшее место для знакомства. Двух отщепенцев судьбы на эту дорогу привело желание начать новую жизнь. Только что вышедший из тюрьмы верзила и щуплый молодой человек, недавно вернувшийся с флота. Первый далек от всякой сентиментальности и не ценит юмора. Второй по-детски открыто смотрит на мир, и готов проникнуться даже к хмурому незнакомцу. Разве возможны дружеские отношения между такими разными личностями? Что способно подарить им общую цель? Тихая дорога подскажет ответ. Она понесет по асфальтовой реке двух людей, заставив их по-новому увидеть жизнь вокруг себя, и главное - целый мир в ставшем близким человеке.
Краткий период между двумя частями «Крестного отца» ознаменовался для Аль Пачино ролями, которые лишь на первый взгляд кажутся проходными. В криминальной драме «Серпико» будущая легенда бросала вызов коррупционной сети ценой собственной судьбы. В то же время «Пугало» - картина, в которой Пачино предстал в нехарактерном для себя амплуа комического персонажа. Лайонел или, как зовет его попутчик, Леон, кажется восторженным парнем, который в любой ситуации не теряет оптимизма. По сути, большой ребенок, сбежавший от чуждой семейной жизни на целых пять лет. Он живет, руководствуясь собственной теорией, по которой пугало отгоняет ворон, потому что смешит их, а не устрашает. Абсурдная, на первый взгляд, гипотеза, но она позволяет Лайонелу располагать к себе людей, даже таких, как Макс.
В отличие от коллеги Пачино, Джин Хэкмен к 1973 году уже успел взять «Оскар» и подходил к собственной роли как старший со всех точек зрения товарищ. Суровый нрав его Макса казалось бы не оставляет большого пространства для толкования персонажа. Уже разок схлопотавший срок за необузданные эмоции, этот здоровяк не привык долго думать, чтобы опять пустить кулаки в ход. Такой бузотер плохо годится на роль верного друга и соратника. Однако если копнуть глубже, то взору предстанет одинокий человек, самой судьбой обделенный элементарными радостями. Непривыкший под кого-то подстраиваться, Макс на самом деле очень уязвим, что находит отражение даже в его маниакальном страхе простудиться. Человек с устоявшейся системой ценностей, но совсем не косный и способный ответить на доброту случайного попутчика.
Картина Джерри Шацберга – нетипичное «роуд-муви». Дорога – основная тема фильма, его сущность и ведущая характеристика. Но без двух горемык это кино лишено главного аспекта. Герои Пачино и Хэкмена бегут от прошлого в построенное на манер воздушного замка будущее, но гораздо важнее, что в компании друг друга они обретают радость взаимопонимания. Многое проходит для попутчиков малозначимым фоном: случайные связи, бары, гостиницы, транспорт всех мастей. Дорога к совместному бизнесу, о чем так мечтают друзья, длинна не милями, а чувствами. В нелегком пути будет множество ситуаций, способных рассорить Макса с Лайонелом. Тут и интрижка первого с очаровательной Френчи, грандиозная драка в баре, отправившая обоих за решетку, суровые тюремные порядки и серьезная разница во взглядах на жизнь. Кажется еще момент, новые друзья обменяются массой нелицеприятностей и продолжат путь поодиночке. Как вообще могут ужиться буйный верзила и субтильный остроумец? Шацберг доказывает – еще как могут.
Пугало. Обычное пугало, которое можно увидеть в любом огороде. Оно не появляется на экране и лишь подразумевается. Разница в отношении к садовому «жителю», столь заметная при начале знакомства Макса и Лайонела, становится почти неощутимой по мере такого, как каждый из них, независимо друг от друга, чувствует образующуюся пустоту без товарища, который прежде был рядом. Набравшегося самоуверенности Лайонела ждет жестокое испытание в провинциальной тюрьме, а гордый и прежде независимый Макс поймет, что научился сопереживать. Проходит время, и каждый начнет с гордостью отождествлять себя с пугалом. Не имеет значения, прав ли Лайонел в своей смелой теории. Куда важнее, что смешливая догадка избавляет человека от гнетущих воспоминаний, заставляет радоваться обыденным вещам и позволяет почувствовать возле себя родственную душу.
Жанровая принадлежность «Пугала» так же извилиста, как проселочная дорога. В этой ленте есть место и комедии, и приключениям, и драме. Концовка фильма проверит нервы зрителя на прочность, а заодно и продемонстрирует весь диапазон характеров Макса и Лайонела. Джин Хэкмен и Аль Пачино воплотили сложных персонажей, которым мало что досталось в жизни, но гораздо больше, чем они себе представляют. Однако если оставить в стороне социальную значимость «Пугала», то можно прийти к неутешительному выводу: лента Джерри Шацберга смотрится уныло и имеет в своей протяженности немало разочаровывающих деталей. Поклонники таланта Хэкмена и Пачино должны остаться довольны – мастера и в непривычных амплуа не подкачали. Что до всего остального, то хронометраж фильма выглядит изрядно затянутым. Обилие пространных диалогов на одни и те же темы плохо способствует концентрации внимания. Сцен кривляния и задорного веселья предостаточно, но для понимания сути фильма они не слишком нужны.
Печальные будни двух бродяг заставляют не раз вспомнить знаменитое произведение Джона Стейнбека «О мышах и людях», и сравнение это будет не в пользу «Пугала». Концовка фильма оправдывает томительные зрительские ожидания, но памятуя о насыщенных творческих биографиях Хэкмена и Пачино, стоит констатировать, что для каждого из них это не явно не лучший фильм. Образы Макса и Лайонела крепко западают в душу, а вот само кино все дальше сходит по неровной дороге времени.
Убеждена, что фильмы не стареют. И даже если нам на секунду показалось, что та или иная картина потеряла актуальность, это лишь иллюзия; история циклична со всеми социальными, политическими и иного рода конфликтами.
Сложно сразу точно сказать, о чем фильм 'Пугало'. Ну, о дружбе, о бродягах, о силе слова, если хотите. Таких кинолент тысячи, и здесь речь должна скорее идти о манере подачи материала. С этим Шацберг справился блестяще. Справился настолько, что после просмотра осталось постоянно напоминающее о себе чувство пустоты. И ком в горле.
Режиссер мастерски играет эмоциями зрителя, начиная рассказ со знакомства, с зарождающейся дружбы. Вот оба героя были по разные стороны дороги и самой жизни, а вот они вместе завтракают и обсуждают счастливое будущее. Противоположности притягиваются? Да. Но так ли 'противоположны' Макс и Фрэнсис? Верю, что нет. Оба героя - Люди (именно так, с большой буквы) без дома, почти без денег, пугала, но с широченной душой и большим сердцем, и, кажется, что вместе они добьются всего. Здесь зритель и сталкивается с суровой реальностью. Столкновения были и до этого, но они не производили того впечатления, которое произвело избиение Фрэнсиса в тюрьме. Отчасти наивное, простое начало разбивается о скалистый берег жизни. В том то и дело, что разбивается. Собрать из осколков старого Фрэнсиса уже не получается. Но Макс обещает постараться и меняет свою мечту о Питтсбурге на билет 'туда-обратно'. Такими рывками Шацберг и приводит нас к финалу - надежде. Надежда была незримым главным героем весь фильм, и она не ушла после всего, что произошло. Она остается и после затемнения экрана только уже в душе зрителя.
Писать что-либо об актерской игре бессмысленно. Взгляд Аль Пачино, когда его герой говорит по телефону, и последние слова Джина Хэкмена в больнице разбивают сердце.
Фильм однозначно не из тех, что забываются через годик-полтора. Фильм с горьким послевкусием. Фильм, после которого не остается слов, но появляется необходимость высказаться.
Дорожное кино - мой любимый жанр. Мой самый любимый фильм всегда показывают в квадрате окна, когда я еду куда-нибудь. Могу смотреть часами и пребывать в неком трансовом состоянии. В фильме 'Пугало' есть всё, что мне нравится: пустые дороги, старые скрипящие грузовички, бескрайние пустыни, аутентичные города и их жители, бесконечно обаятельный Аль Пачино, вера в счастливое будущее. На зубах скрипит пыль, вокруг гуляет ветер, шелестит бесцельно бродящее перекати-поле и сердце наполняет ликующее ощущение чего-то светлого, что уже совсем близко, возможно, за следующим поворотом.
Макс и Леон ничего не имеют, кроме надежды. И именно она даёт им сил. Они бродяги, тоскующие по тихому уютному мещанству, но вынужденные быть всегда отщепенцами и пугалами. Они мечтают об успешном бизнесе, но живут Здесь и Сейчас. И подобный принцип жизни заставляет их действовать и чувствовать в разы ярче и сильнее, чем любого среднего жителя успешной Америки. Их спасение друг в друге, а разрушение в самих себе.
И в финале картины надежда не умирает. Жизнь ведь волнами идёт, и вслед за самыми сложными моментами всегда зажигается новая надежда.
Актерский дуэт не подлежал сомнениям с самого начала, эти волшебники актёрского мастерства создали полные и колоритные образы без всякой фальши, пошлости и нагромождений.
Прекрасный саундтрек с харпом и варганом (за варган отдельное спасибо композитору) совсем не веселый, он очень хорошо подчеркивает дорожное настроение картины.
«Ты хороший человек… Ты отдал мне последнюю спичку» — Макс Миллан
Жил да был Аль Пачино. Молодой такой моряк, который пять лет бороздил просторы мирового океана. А в это время где-то на большой земле подрастал его ребёнок, которого он никогда и не видел. Ещё жил да был Джин Хэкман. Жизнь его была, конечно, не столь яркой, как у повидавшего мир моряка Пачино. За решёткой, всё-таки, сильно не разгуляешься…
Но однажды Пачино наконец сошёл на берег и решил отыскать своего отпрыска; а Хэкман таки домотал срок и вознамерился отправиться в банк за своими кровными, которые переводил на свой счёт в течение всего срока заключения. По иронии судьбы дороги этих парней пересеклись, и на пути к своим целям им суждено было разделить на двоих все испытания, невольными свидетелями которых может стать каждый из нас.
Почему не стоит смотреть?
Всё-таки эпоха накладывает отпечаток: сегодня очень сложно воспринимать фильм, где на протяжении двух часов будут сплошные разговоры, а действа чуть менее, чем нуль. Так уж сегодня сложилось: хронометраж – не более полутора часов: обязательно крепкие выражения, двусмысленные шуточки, насилие и постельная сцена. Всё это – в почти любом современном фильме любого жанра. Но в «Пугале» этого нет. И если доминирование первого (диалоги героев) и отсутствие второго (хронометраж с атрибутикой) вгоняют вас в тоску – лучше пройдите мимо этого «Пугала».
Кроме того, «Пугало» - драма, 100%-ая горькая жизненная драма. За 2 часа одна киносудьба очень серьёзно и безжалостно поломается. Не надейтесь на весёлое роуд-муви: всё здесь несколько серьёзней, чем кажется.
Почему стоит смотреть?
Прежде всего – блестящая актёрская работа тандема Хэкман-Пачино. Изображают они людей совершенно разных и совершенно по-разному: герой Хэкмана – строгий, замкнутый, серьёзный мужик без симпатий и иллюзий об окружающем мире. Герой Пачино – (в противовес своему напарнику) жизнерадостный разговорчивый оптимист. Оба они словно две стороны одной медали, и в разных ситуациях находят отличное применение черты кого-то одного: надо проучить подлеца – кулаки Хэкмана помогут; ежели взгрустнулось – хохмач Пачино не даст заскучать.
Лента в целом почти театральная: её легко представить в виде пьесы, поставленной на сценической площадке. Обочина, бар, тюрьма, больница, частный дом, etc.: места действия меняются стремительно. Неизменным остаётся наличие в кадре двух друзей, которые вынуждены противостоять событиям и людям, проверяющим их ещё неокрепшую дружбу на прочность.
Сюжет примечателен тем, что показывает не развитие событий, а развитие людей и их отношений. События мелькают и проходят, выступая фоном: важность их лишь в том, что они сближают людей, которые ещё вчера были незнакомы. Оч. занимательно следить, как происходит зарождение такой важной вещи, как настоящая дружба.
НО, чем крепче становится приязнь героев, тем больше они обретают единый для двоих жизненный вектор, при этом теряя собственный. И тут важно не упустить следующую диспропорцию в их отношениях. Оба нуждались в попутчике, оба нуждались в друге, но Хэкман втянул товарища в авантюру с бизнесом, что привело к далеко идущим последствиям: Пачино лишь хотел скрасить общением свой путь. В довесок же обрёл: арест, избиение, попытку изнасилования и госпитализацию с нервным срывом. Вот такое двойное дно у картины….
ПС:
Герои картины – почти отщепенцы и изгои: у них есть родственники и даже дети, но нет семьи и дома; есть планы на большой бизнес, но пока нет даже временной работы. Лента ярко демонстрирует, как люди, стремящиеся начать «всё заново», имеющие громадьё планов, устремляют свои взоры в светлое будущее; при этом не замечают, что искомое счастье уже у них в руках: верный друг-то на дороге не валяется.
Фильм поднял много проблем: бытовых, социальных, межличностных, каждую из которых изобразил ярко и выразительно. Но работа режиссёра (кстати, отмеченная Каннской Золотой пальмовой ветвью) не просто подымает неприятные темы и проблемы, но и даёт завуалированное решение, которого нам так не хватает. Квинтэссенцией решения стали слова героя Пачино: «А если у меня с кем-то проблемы, я сперва постараюсь его рассмешить… Не надо бояться быть пугалом!»
Драма Джерри Шацберга удивительным образом напомнила мне французскую комедию 'Невезучие'. Видимо Франсис Вебер вдохновлялся именно картиной Шацберга. Фильмов подобных 'Пугалу' довольно много. Сюжет строится вокруг путешествия двух товарищей к какой-либо заветной цели, часто даже призрачной. Вот так и героев ленты Шацберга объединила давняя мечта одного из них - открыть автомойку.
Макс (Джин Хэкмэн) - только что освободился после 6-летнего тюремного заключения, но вряд ли его можно назвать преступником. Причина всех его бед - тяжелый, взрывной характер. Макс быстро отходит, но вот последствия его буйства зачастую тяжело исправить. Но вот наконец он решил начать жизнь сначала, открыть свое дело (специально для этого он откладывал деньги в одном из банков Питсбурга). Джин Хэкмэн воплотил на экране очень забавный персонаж. Особенно странно и несуразно выглядит манера Макса одеваться - он натягивает на себе по десятку рубашек и свитеров, объясняя это своей чувствительностью к холоду. Очень позабавил эпизод с его шуточным стриптизом в одном из баров.
Лайонел (Аль Пачино) - еще один неприкаянный, направляющийся к сыну, которого в жизни никогда не видел. Из его вида можно сделать вывод, что жизнь его тоже не баловала, также как и Макса. Грубо говоря, их обоих можно назвать бродягами, бомжами. В отличие от угрюмого и взрывного Макса, герой Пачино очень веселый малый. Очень смешно было наблюдать, как Лайонел то и дело корчит рожи от нечего делать, либо с целью разрядить обстановку или развеселить окружающих ребятишек. Аль Пачино своим образом в фильме мне напомнил актера-недоучку (в хорошем смысле этого слова). По сути Пачино-актер, сыграл роль Лайонела - потенциального актера.
В фильме звучит очень необычный саундтрек Фреда Майроу, очень трудно поддающийся характеристике - своеобразное чукотское кантри на фортепьяно! Очень веселый, легкий, но быстро вылетающий из головы мотив. Сама картина мне показалось слегка скучноватой, в ней мало действия, она довольно проста. Финал получился сильно смазанным, недосказанным, оборванным не то что на полуслове, а на целом предложении. Режиссер в конце поставил жирное многоточие, которое придало некую нотку трагичности. В общем, смотреть обязательно стоит - ради непревзойденной актерской игры Хэкмэна и Пачино.
Позабытая голливудская классика начала 70-х, заслуженно отмеченная гран-при Каннского фестиваля. Как жаль, что этот фильм так и не был дублирован на русский язык, да и оригинальную английскую версию найти очень трудно, но при желании возможно. «Пугало» - один из малоизвестных фильмов в биографии Аль Пачино, снятый в промежутке между двумя «Крёстными отцами». Но эту картину не стоит обходить стороной, это одна из немногих работ Мастера, где он сыграл положительного со всех сторон парня. Фильм, снятый в жанре road movie, показывает простую и понятную всем историю становления дружбы двух совершенно разных людей.
Макс Милан (Джин Хэкмен) недавно вышел из тюрьмы, он скопил достаточно денег, чтобы осуществить свою мечту открыть автомойку в Питсбурге. Френсис Лайонел «Лев» Делбучи (Аль Пачино) пять лет был в плавании, за это время у него родился ребёнок, правда он не знает кто, мальчик или девочка. В подарок он везёт в Детройт игрушечную лампу, как самый нейтральный, по его мнению, подарок. Их знакомство состоялось на обочине дороги, где они оба ловили попутку. Максу был нужен партнёр для начала своего бизнеса, человек, которому он бы смог доверять, им явился Френсис, не пожалевший для него последней спички.
В фильме показывается, как люди используют различные способы, чтобы оградить себя от боли и негатива. Макс конфронтационный и немного агрессивный, а Френсис простодушный весельчак. Лейтмотивом всего повествования проходит весёлая история рассказанная Френсисом о том, почему вороны не летают на огород, где стоит пугало, птицы не боятся его, а просто смеются над ним. Так и Френсис советует жить Миллану, не применять кулаки, а улаживать проблему мирным способом. Мы можем посмотреть на пугало с разных сторон, но его цель одна - держать ворон подальше.
Весь фильм держится на актёрской игре Джина Хэкмена и Аль Пачино. У них получились неординарные и колоритные персонажи. Роль Макса любимая в карьере Хэкмена, он мастерски изобразил служащего нам примером, готового на перемены человека. Аль Пачино - гениальный актёр, ему не нужно даже реплик, он потрясающе играет мимикой и глазами. Всем, кому понравилась эта картина, рекомендую к просмотру «Беспечный ездок», «Полуночный ковбой» и «О мышах и людях».
Познакомившись по дороге в близлежащий город, двое бродяг решают вместе добраться до Питтсбурга, где один из них собирается устроить себе беззаботную жизнь, построив мойку для машин.
Социальная драма о жизни людей, находящихся буквально на волоске от самого низа социальных слоёв общества с Джином Хэкменом и Алем Пачино в главных ролях является одним из лучших фильмов 70-х годов. Бесподобная и в тоже время до неприличия простая история на удивление надолго остаётся в умах, заставляя ещё не раз проворачивать в сознании отдельные сцены из фильма. Главные герои - малообразованные люди, которым не чуждо сострадание. И пусть судьба не лучшим образом обошлась с ними, их всё равно не покидает чувство какой-то детской наивности и веры в счастливое будущее. Примечательно, что в непростые моменты своей жизни герои легко находят точку опоры в лице своего напарника, причём происходит это как с одним, так и с другим приятелем. И это не может не умилять, а наоборот, способствует ещё более трепетному сопереживанию героям.
'Пугало' - отличный фильм, который нисколько не устарел даже спустя почти четыре десятилетия. Он прекрасно смотрится даже сейчас, неся в себе благодать дружбы и доброты.
Цитата из великого романа Шолохова пришла мне на ум в качестве заголовка рецензии к этой замечательной картине, потому что она как нельзя лучше характеризует образ главного ее героя, великолепного Аль Пачино. Сыграв на пару с Джином Хэкманом (кстати, не менее великолепным актером) роль простоватого бродяги, скитающегося по дорогам одноэтажной Америки в поисках лучшей жизни, Пачино сумел показать в образе ничем с виду непримечательного, бездомного бродяги, человека широчайшей души, простого и несущего светлое и доброе в наш сумрачный жизненный мир.
Встреча двух одиноких и никому ненужных людей на обочине пыльной дороги, словно бы оставленных на обочине жизни, положила начало большой дружбе, завязавшейся между двумя совершенно разными по характеру людьми. Они начинают путешествовать вместе, и герой Хэкмана, Макс, только отбывший заключение в тюрьме и обозленный жизнью, подпадает под влияние героя Пачино, Леона, имеющего в качестве жизненной философии самим же им сочиненную историю о Пугале, 'которого вороны на самом деле не боятся, а смеются над ним и считают его отличным парнем'. Два героя, по воле судьбы оказавшихся бродягами, показываются режиссером Джерри Шацбергом как люди, обладающие богатым внутренним содержанием, твердым моральным стержнем, людьми, не прогибающимися под обстоятельства и стремящимися жить и привнести что-то радостное в жизнь других людей. Но жизнь жестока, и за ошибки, совершенные ранее, она порой спрашивает очень строго.
Блестящий актерский дуэт, великолепный сценарий и режиссерский талант Шацберга подарили нам эту прекрасную картину о великой Дружбе, картину, заставляющую задуматься о многих серьезных вещах и о своей жизненной философии, отношении к людям и о роли судьбы в нашем мире.