К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Помню, как смотрел этот сериал 8 лет назад. Впечатляющие сцены, игра актёров, прекрасно смотрящаяся картинка, операторская работа давали понять, что этот сериал трудно назвать сериалом, так как он производит впечатление полнометражного фильма. Это фильм, самый настоящий фильм, тем более на фоне ширпотреба снимаемого нашими киношниками по тысяче в год.

Кино посвящено великому русскому писателю Фёдору Михайловичу Достоевскому. Тому самому, взирающему прямо в глубину мира, в глубину людей, с портрета Перова. Сериал, кстати говоря, начинается с этой сцены. Режиссёр Владимир Хотиненко и сценарист Эдуард Володарский подошли серьёзно к задаче показать Достоевского, не только как писателя, но и как человека.

Должен заметить, что начинать сериал с момента гражданской казни Достоевского на Семёновском плацу - можно и нужно. Но... Есть одно но. Что до 1849 года, Фёдор Михайлович никак себя не проявил? Было и признание и насмешки, написаны и 'Белые ночи' и 'Бедные люди'. Хотя бы немного рассказать об этом периоде. Да и знакомства с казахским просветителем - Чоханом Валикановым не показано. Что, нельзя было 3 минуты этому эпизоду уделить? Но это мелочь.

Достоевский интересен, как человек переживший многое, человек понимавший людей и верящий в них. Но авторы в своём стремлении очеловечить Федора Михайловича сделали его порочным человеком, нёсшим из своей семьи последнюю копейку на рулетку и изменявшим больной жене. По крайней мере, сложилось такое впечатление. Да, человек играл и играл страшно, запойно. Но поборол свою страсть к рулетке. Нашёл свою женщину в жизни - Анну Григорьевну Достоевскую. А Володарский с Хотиненко немного ударились в клубничку. Но об этом попозже.

Хотя, с другой стороны, прекрасно показано, как Фёдор Михайлович подошёл к написанию своих бессмертных произведений. Создатели сериала очевидно использовали при написании сценария двухтомником воспоминаний современников о Достоевском (издан в 1964 году и переиздан в 1990 году), опубликованными ещё в 1920-ые годы, А.С.Долининым письмами Достоевского и воспоминаниями Л.Ф.Достоевской, дочери писателя. Но о них, я скажу своё слово, попозже. Слова героев сериала близки к первоисточнику, что говорит о качестве сделанной работы. Мне понравилось, что помимо Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой, здесь сыграли Дмитрий Певцов, Дарья Мороз, Юрий Степанов (его последняя роль), Лиза Арзамасова и даже сам Хотиненко снялся в эпизоде, и многие другие замечательные актёры...

Режиссура Хотиненко, музыка Айги, операторская работа Дёмина и поразительная актёрская игра дали нам прекрасный сериал. Киносериал, не боюсь этого слова.

Но, как говорится, нашлась и в этой бочке мёда - ложка дёгтя. Это сценарий. То, что мы увидели на экране - это переработка сценария Володарского, видным достоевистом - Б.Н.Тихомировым. Страшно представить, что было бы, если сценарий не переработали. Сценарий в целом хороший, но некоторые моменты в сериале просто убили. Как например момент с Тургеневым. Корни этой истории идут с письма Страхова Льву Толстому. Страхов просто всю жизнь завидовал Достоевскому, но при жизни улыбался и говорил Фёдору Михайловичу комплименты. В этом письме есть следующие пассажи: 'Я не могу считать Достоевского ни хорошим, ни счастливым человеком (что, в сущности, совпадает). Он был зол, завистлив, развратен, и он всю жизнь провел в таких волнениях, которые делали его жалким, и делали бы смешным, если бы он не был при этом так зол и так умен. Как он похвалялся, что... в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка.'

Вот ответ Льва Николаевича Толстого Страхову:

'Мне кажется, вы были жертвой ложного, фальшивого отношения к Достоевскому не вами, но всеми - преувеличения его значения и преувеличения по шаблону возведения в пророки и святого - человека, умершего в самом горячечном процессе внутренней борьбы добра и зла. Он трогателен, интересен, но поставить на памятник в поучение потомству нельзя человека, который весь борьба.'

Как мы видим, Толстой сомневался в оценках Страхова. Усомнимся и мы. К сожалению, дикая сплетня о Фёдоре Михайловиче попала в фильм.

Вообще, есть передача 'Наблюдатель' на канале 'Культура', где не менее видный специалист по Достоевскому - Людмила Ивановна Сараскина дискутирует с Хотиненко. Вот её слова - 'Вся тяга нынешней культуры сводится к бульварщине, культуры нет – есть досуг: развлечение, праздник, тусовка, фестиваль и вакханалия'. Ещё, Людмила Ивановна сказала, что Достоевский показан был на потребу. То есть таким, каким его хочет увидеть публика. Таким образом, неизбежен уход в 'клубничку', что вызывает негодование публики.

Подытожим. Сериал 'Достоевский' на деле оказался очень хорошим фильмом, с хорошими актёрами, большим бюджетом, но главный минус этого опуса, как я сказал выше - сценарий. Смотреть всем любителям Достоевского и не только.

09 мая 2020 | 16:11
  • тип рецензии:

* * *

Многие критики в качестве главной претензии к фильму выставляют избыточные подробности нескладной личной жизни великого русского писателя и поверхностный показ творческого процесса.

Плохо представляю себе фильм, содержанием которого будет процесс написания того или иного произведения. Как это должно выглядеть? Рука, заснятая крупным планом и выводящая буквы на бумаге? А смысл?

Каждый пишет, что он слышит. А слышит каждый — себя. В романах Достоевского — отражение его жизни. И логично — попытаться представить себе эту жизнь. Да, мы ее не узнаем досконально. Но все же романы писал живой человек, а не перо в чернилах. Человек — со страстями, ошибками, гадостями, жертвами, открытиями, пониманиями, разочарованиями и прочими человеческими слабостями. В конце концов то, что написано, — это продукт обдумывания, рассмотрения, анализа. Это — результат рефлексии. А жизнь — она в процессе. Вот ее и попытался показать нам Хотиненко.

Не нравится оживленный режиссером Достоевский, не нравится попытка из человека мирового значения сделать обывателя, равного простому смертному? Но ведь он смертный. И даже обыватель, которому нужно есть, пить, совершать различные отправления и решать бытовые проблемы. Увы.

Мне же кажется, что такие фильмы приближают писателей к людям. То, что всегда казалось скучной, недосягаемой, безликой иконой, наскоблившей пером умные мысли и создавшей образы, предназначенные для разбора и изучения; иконой, выдумавшей сюжеты, выстроившей композиции и использовавшей средства художественной выразительности, — теперь оказывается просто человеком. Человеком, которого любят и ненавидят, завоевывают и бросают, который совсем не всегда думает о возвышенном. По-моему, это правильно.

Удачен ли фильм? Так ведь это с каким настроем смотреть.

Если вам кажется, что посягнули на святое, то фильм ужасен. Федор Михайлович совсем не велик — мелочен, азартен, суетлив, грешен и прочая. В женщинах и с женщинами разбирается неловко, грязно и даже грубо. А Евгений Миронов — банален и 'даже грим не помогает', как написано в одной из рецензий.

Если все-таки захотеть увидеть человека, то Федор Михайлович суетлив, грешен, азартен и прочая, но, поскольку мы знаем результат, то понимаем, что он подверг свою жизнь гениальному анализу и сделал обобщения такого уровня, что весь мир до сих пор осмысливает его наблюдения и размышления. И Евгений Миронов, разумеется, остается Мироновым, разве что вы внезапно начинаете увиденное на экране принимать за увиденное в замочную скважину. Так пора уже научиться абстрагироваться.

Кроме личной жизни, описание которой вызывает негодование большинства критиков, есть ведь в фильме и то, что с таким трудом приходится объяснять школьникам, — взгляды писателя на политику, жизнь, устройство государства, его взаимоотношения с другими нашими признанными гениями. Разве этого мало? Кстати, и творческий процесс тоже показан: не нужно видеть, как был написан каждый роман, достаточно посмотреть, как создавался 'Игрок'.

Фильм стоит посмотреть, если есть хоть небольшое желание представить себе признанного миром гения как человека, а не мумию.

03 июня 2016 | 17:46
  • тип рецензии:

В продолжении этой цитаты критик Страхов писал, что в Швейцарии Федор Достоевский так помыкал слугой, что тот обиделся и сказал: 'Я ведь тоже человек'. Удивительно, что эти слова сказаны проповеднику гуманности, защитнику 'Униженных и оскорбленных'.

Сериал 'Достоевский' начинается с самого кульминационного момента в жизни этого великого писателя: когда его должны были казнить за участие в кружке Петрашевского, но перед казнью приговор был заменен на тюремное заключение. Далее подробно показано пребывание Достоевского на каторге, произошедший здесь же первый эпилептический припадок, по сериалу, от созерцания страданий другого человека, что оставило отпечаток на писателе, его мировоззрении, душевном состоянии, творчестве.

Хронологически показана его дальнейшая жизнь: он связан с литературой, писатель, который своим творчеством хочет раскрыть, искупить, поняв до самых потаенных глубин преступления и наказания, искупив все. Однако так ли был виновен во всем Достоевский? Нужно обратить внимание на ключевую фразу писателя: 'Я столько терпел, теперь высказаться хочу'. Евгений Миронов в образе Достоевского сам цитирует 'Записки из Мертвого дома'. Во время одной из бесед за обеденным столом писатель сам говорит о Герцене: 'на страшной каторге был не более свободным, чем он в Лондоне'. Теперь Достоевский становится монархистом, защитником престола и Отечества, противником всякого кровопролития, революции. Что становится одной из главных, ведущих мыслей его дальнейшего творчества. Показаны сложные условия безденежья писателя, когда муза творчества загнана в временные рамки необходимости написать произведение к определенному сроку.

Во время его пребывания за границей детально показана формирование у него игровой зависимости: когда он вроде бы и хочет остановиться, перебороть себя, победить эту зависимость, снова срывается, идет играть, потом страдает, мучается. Описывает затем это все в произведении 'Игрок' В этом весь Достоевский.

В сериале показана и сложная личная жизнь писателя: Мария Исаева, Анна Сниткина.

В сериале много интересного творческого подхода: Е. Мироновым хорошо проработан говор, речь Достоевского; показано, как писателя рисует художник Перов, часто показан мотив дороги, пути, очень символичный для России.

Нужно обратить внимание, что финал сериала заканчивается не на том событии, на котором как правило заканчиваются все биографические картины с пометкой: жанр 'драма'. И от этого данному сериалу только большой плюс. Это оставляет некое душевное спокойствие, умиротворение, позитив.

Очень замечательно, что эту роль - Федора Достоевского сыграл именно Евгений Миронов. Он очень правдоподобен в этой роли. Евгению Миронову достоверно удается играть и святых, праведников (князь Мышкин) и многострадальных мучеников, 'маленького, беспомощного человека перед жизнью' (Грегор Замза) и грешников, дошедших до самого края (Прохор в 'Охоте на пиранью'). Весь этот опыт помог актеру в создании столь реалистически неоднозначной, сложной фигуры, как Федор Достоевский, достоверно создавшего от всей своей неоднозначности как образы великих праведников (князь Мышкин, Алеша Карамазов), так и образы грешников на пути искупления (Родион Раскольников). Писатель, который при всем гуманизме, довел слугу в Швейцарии до слов: 'Я ведь тоже человек!'.

В сериале достаточно подробно показана биография Достоевского, он очень информативен в этом плане, но хотелось чтобы больше внимания уделялось самому мировоззрению Достоевского, ходу его мысли, рассуждений, проникнув в самую суть его творческого гения, его философии. Однако возможно ли это?

9 из 10

21 апреля 2016 | 05:25
  • тип рецензии:

На мой взгляд просто замечательная постановка. Я дано перечитываю произведения Ф. М. Достоевского и восхищаюсь его творчеством, его трагичная судьба и тонкость натуры заставляют задуматься о многих важных жизненных моментах, о тонкости души и важности каждого момента жизни. Что касается этого сериала, то мне бы хотелось сказать огромное спасибо режиссеру, а так же блестящей работе актеров и конечно же Е. Миронову. В картине можно четко понять самые важные достижения Ф. М. Достоевского, это умение ценить все испытания, которые его уготовила судьба, умение вынести пользу из самых сложных и тяжелых жизненных испытания, и самое важное это великий дар, так беспамятно любить жизнь и ценить каждый ее момент. Вот главная истина фильма, вот какая самая главная черта великого мыслители, ведь только эти чувства ему и помогли создать великие произведения! Возможно режиссер не стал обращать внимание на некоторые моменты жизни Ф. М. Достоевского, но так ли это важно, ведь нам важна душа его, и страдания, которые выпали на долю этого великого человека, и только мастерская работа актеров, и конечно же главное достижение Евгения Миронова смогла раскрыть нам душу Достоевского, за что Вам огромное спасибо! Восхитительная картина!

31 марта 2015 | 14:42
  • тип рецензии:

'Достоевский' Владимира Хотиненко - в целом хороший 8-серийный фильм. Именно фильм, а не сериал. Впрочем кому как нравится, суть не в этом.

Главную роль играет талантливый Евгений Миронов. Лично поэтому мне и захотелось ознакомится с этой кинематографической мини-биографией. Так как до этого просмотрел не менее интересную и впрочем, что уж скрывать отличную экранизацию 'Идиот' Владимира Бортко, опять же с Мироновым в главной роли (князь Мышкин).

Но вернемся к 'Достоевскому' Хотиненко.

Сам образ Достоевского, пожалуй, вряд ли можно было изобразить лучше, так как было очевидно, что Миронов отдал очень много сил и энергии на проработку данного образа. В этой связи, тем кто уважает и чтит актерское мастерство Миронова, несомненно рекомендую к просмотру данный фильм. Как мне кажется, для Евгения эта роль была весьма сложной, хоть он с ней и справился. К слову, на мой взгляд, справился на отлично. Сложной, наверное потому, что сам по себе главный герой - очень значимый и многогранный человек.

Что же касается самой в целом кино работы - иллюзий строить не приходится. Весьма сложный и очень обширный замах, поэтому, наверное стоит написать, шедевра ожидать не стоит. Впрочем, это не исключает того, что сама по себе попытка и реализация этой кино идеи, вызывает лишь положительную оценку.

Возможно, некоторым ценителям творчества Ф. М. Достоевского что-то не понравится, может быть какие-то интерпретации или быть может образы.

Хотя если подумать, в целом режиссер выполнил очень неплохую и внушительную кино работу. По крайней мере, как мне кажется, актеры были подобраны весьма успешно.

Решать вам, смотреть или нет. Напишу в заключение лишь одно, в целом доволен и не разочарован тем, что потратил время на просмотр данный многосерийной кино-картины.

7 из 10

12 октября 2014 | 23:45
  • тип рецензии:

Для меня сериалы никогда не представляли чего-то особенного. Дело в том, что, по моему мнению, они уничтожают полнометражное кино. Но это, конечно, сугубо мое мнение. Более того, с российскими сериалами дело обстоит еще хуже. Но тут, я думаю, даже говорить ничего не надо, все всё понимают. Но есть одна удивительная вещь. Если российский сериал снимают про какого-то поэта, литератора или по классике его произведений, в большинстве случаев (если не во всех) получается очень достойный и качественный сериал.

Первое, что ассоциируется у меня с этим сериалом – это слово «качественный». Действительно, съемки, декорации, костюмы, атмосфера – всё это выполнено на высоком уровне. Картинка смотрится и зритель переносится в то время. Актеров позвали достойных и играют они очень хорошо. Особенно, конечно же, Миронов, который «примерил» на себе образ великого писателя.

Я, на самом деле, считаю, что в этом сериале есть немалый образовательный контур. И показ в школах на уроках таких вещей – это очень интересная идея, которая будет весьма полезна.

Главное сериал выполняет – после просмотра хочется не только перечитать все произведения автора, но и его письма, и историю его жизни. В общем, полностью погрузится в жизнь этого по истине великого человека!

Советую всем. Получите исключительно положительные эмоции.

01 июля 2014 | 17:59
  • тип рецензии:

Писать о Достоевском? Какая низость, какая ущербность, нелепость, глупость и фальш!!! Пусть даже о экранизированном и в образе Евгения Миронова. Я не смогу вам ничего рассказать, я мал и слаб. Я - никто. Как можно? Это жизнь великого человека. Русского человека. Это жизнь полная страстей. Пусть и дальше судачат либералы, коммунисты, социалисты и др. А мы можем только восхищаться! И Достоевским (в первую очередь!) и этой экранизацией. Только посмотрите на глаза Миронова в первой серии, когда сняли мешок с головы и сказали, что казнь отменяется!

Простите, но и вправду я ничтожен писать о таком. И вы не читайте даже. Просто смотрите! Право же, посмотрите это! И полюбите Достоевского! Как это велико!

Кто я такой, чтобы ставить таким фильмы оценки? Но, для того, чтобы люди видели, поставить нужно.

10 из 10

04 июня 2014 | 22:59
  • тип рецензии:

Товарищи! Господа! Нельзя копаться в кастрюлях гения, а тем более в его постели. Никто не знает, каким он был на самом деле, да нам и не узнать. Ясно, что по жизни он был разным – жестоким, жалким, великим, тяжело страдающим, азартным до помешательства. О плотнике судят по тому, какой дом он построил, об актере - смотря на сцену, о поваре – вкушая, съедобно ли он готовит. О писателе – по тому, что или как он пишет. Жалко видеть Миронова повторяющим интонации своей гениальной Мышкинской роли. И грим не помогает - недостаточно выбрить половину лба, чтобы представить интеллектуального (гениального) человека. Вспоминается Казанова Феллини, но тот фильм вообще был не чужд театральных эффектов. Здесь это не проходит.

Женщины Достоевского (за исключением последней – Анны Григорьевны, его секретаря и переписчицы), его не понимают ни на грамм, слушая только себя. Сцены с легкими женщинами сняты в духе эротической драмы с постельными сценами, какие не снились и Мопассану. Гений, которому, оказывается, ничто человеческое не чуждо, отбивается от стаи приставучих поклонниц. Когда фильм представляет отрывки из произведений, где сам автор – герой (или наоборот), он становится более понятным, оправданным. (Имеются ввиду Записки из Мертвого дома и Игрок). Что касается оценки - всего 3 из 10 за абсолютно неприемлемую концепцию фильма.

3 из 10

26 декабря 2013 | 09:45
  • тип рецензии:

Что сказать по итогам просмотренного сериала-биографии практически 'нашего всего' Фёдора Михайловича? Есть и плюсы и заметные минусы. Из плюсов – естественно Миронов (практически полное вживание в роль, впрочем, как и в случае с князем Мышкиным), очень хороши почти все эпизодические роли и решение ряда сцен (портрет, все эпизоды с Тургеневым, встреча с соседом-террористом). Хотиненко как постановщик со своей задачей справился – сделано довольно добротно, придраться здесь особо не к чему.

Теперь о минусах. Это, конечно, сценарий. Во-первых, в наличии одна из главных проблем экранизации биографий: невозможно охватить всю жизнь персонажа полноценно, поэтому всё зачастую оказывается сделано в стиле «галопом по Европам». Что мы имеем и в данном случае – повествование просто рассыпается на череду, пусть зачастую и высококлассных, но практически никак не связанных друг с другом эпизодов.

Во-вторых, при такой трактовке сценария кино следовало бы назвать не «Достоевский», а «Достоевский и его женщины» - поскольку этому аспекту жизни писателя уделяется львиная доля времени, а всякие там размышления о жизни и литературное творчество отходят зачастую чуть ли не на десятый план.

В-третьих, если размышления в фильме всё-таки более-менее присутствуют, то с творчеством просто беда – создания романов не показаны вообще – «Братья Карамазовы» только упоминаются, «Идиот» ограничен только размышлениями о нетипичном для автора положительном герое и реакцией публики на первую публикацию, «Преступление и наказание» - завязка, услышанная в трактире и пара упоминаний о персонажах далее и т.д. В чём величие Достоевского как писателя, почему на него так реагировала публика? Совершенно не раскрыто.

В целом, не могу сказать, что разочарован, поскольку ожидал большей халтуры, но довольно обидно, что с такими актёрскими работами и с профи-режиссёром вкупе оказался такой слабый сценарий.

7 из 10

23 апреля 2013 | 19:47
  • тип рецензии:

К просмотру я приступал с рекомендацией такого содержания: сериал сам по себе ничем не замечателен, стоит смотреть только ради образа Достоевского. Выяснилось, что это описание принижает достоинства картины Владимира Хотиненко. Интересен далеко не один Достоевский: многие второстепенные роли получились объемными, живыми (брат Михаил, друг Степан, Николай Борисович из Кузнецка, каторжник Петров – про женщин писателя даже не говорю), за счет чего местами сериал вполне тянет на развернутое полотно об имперской России. Полотно, для которого 8 серий – совсем не много. В этом плане ленту сделали актеры: спасибо тем, кто утвердил на роли преимущественно малоизвестных исполнителей, а уж они постарались на славу.

Правда, если брать общее впечатление от постановки, то «Достоевский» - качественное, но все же киноремесленничество. Ничего особенно эстетичного режиссер с оператором не предлагают. Более того, имеют место сыроватые места с точки зрения монтажа (заметно, что сериал перекраивали для ТВ и DVD: швы порой так и лезут) и сценария (в развитии отношений с обеими женами будто бы пропущена пара-тройка ключевых сцен – размолвка с Марьей Дмитриевной и сближение с Анной происходят как-то стремительно и отрывисто). На эти недочеты, впрочем, удается закрывать глаза: явных ляпов все-таки нет, а смотрится живо.

В целом, «Достоевский» - очередной сериал из тех, что сейчас много снимают - вроде ничего особенного, но с познавательной точки зрения весьма полезно. Правда, снимают в основном по произведениям, а здесь как бы экранизация биографии. Что ж, не менее познавательно. Тем более что Достоевский – квинтэссенция национального характера, со всеми достоинствами и пороками, присущими стереотипному русскому человеку. Короче говоря, второй «Наше все» после Александра Сергеича. А вообще даже не знаешь, как относиться к этому потоку качественно-посредственных сериалов, своеобразному русскому ответу Би-би-си: они все одинаково занятны и одинаково блеклы, так что при рецензировании без слова «очередной», увы, не обойтись. Ну хорошо хоть, что это появилось. Будет считать их плацдармом для великого будущего нашего кино.

Возможно, я получил бы качественно иной градус эмоций и гораздо более личное впечатление, если бы вчувствовался в перипетии душевных страданий Федора Михалыча. Отличная игра Миронова к этому вроде как располагает, но… не вышло. По ходу дела, это далеко не «мой» герой.

8 из 10

15 апреля 2013 | 22:35
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: