всё о любом фильме:

Исход: Цари и боги

Exodus: Gods and Kings
год
страна
слоган«Он бросил вызов империи и изменил мир»
режиссерРидли Скотт
сценарийАдам Купер, Билл Колладж, Джефри Кейн, ...
продюсерПитер Чернин, Марк Хаффам, Майкл Шефер, ...
операторДариуш Вольски
композиторАльберто Иглесиас
художникАртур Макс, Рави Бансал, Алекс Камерон, ...
монтажБилли Рич
жанр боевик, драма, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Россия  3.04 млн,    Нидерланды  276.9 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время150 мин. / 02:30
Ветхозаветная история о великом пророке Моисее и освобождении еврейского народа из египетского плена. Моисей появился на свет в те времена, когда фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков еврейского происхождения. Чтобы спасти его, мать положила малыша в корзину из тростника и отправила вниз по Нилу.

Ребенка нашла дочь фараона, которая усыновила его и растила рядом с Рамсесом — будущим фараоном. Много лет спустя, став мужчиной, Моисей бежит из Египта, а затем возвращается туда по велению Господа, чтобы избавить свой народ от оков рабства…
Рейтинг фильма
IMDb: 6.10 (128 160)
ожидание: 95% (18 358)
Рейтинг кинокритиков
в мире
28%
48 + 125 = 173
4.9
в России
31%
5 + 11 = 16
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Первоначально фильм был назван просто «Exodus» («Исход»), но из-за того, что создатели фильма не смогли получить права на использование этого названия, им пришлось добавить подзаголовок «Gods and Kings» («Цари и боги»).
    • Готовясь к роли, Кристиан Бэйл прочитал множество священных для христиан и иудеев книг, посещал воскресную школу и пересмотрел массу фильмов соответствующей тематики.
    • Джоэл Эдгертон узнал о том, что получил роль Рамзеса из поздравительных писем фанатов, которые следили за кастингом онлайн.
    • Фильм снят за 74 дня.
    • Оскар Айзек и Хавьер Бардем отклонили роль Рамзеса.
    • еще 2 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Моисей по колено заходит в море, чтобы достать со дна свой меч, и соответственно его одежда намокает. Когда он выходит, с одежды еще стекает вода, через одну смену кадров Моисей снова стоит полностью сухой.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 18276 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Мы всю жизнь ищем свою вершину, свой Олимп, и когда находим, становимся совершенными в том, к чему шли. Ридли Скотту не нужны больше зрители и похвала. Ему не интересно стало быть гением. Он решил превратится в обывательское безвкусие и пошлость. Может быть это возраст? Пожалуй нет — это закат и закат необратимый. Уважаемый Ридли Скотт: «Пока мы помним ваш гений, пока сияет огонь Ваших незабываемых прошлых работ в наших сердцах, не снимайте больше фильмов». У вас прекрасно получаются сериалы. «Хорошая жена», один из моих любимых. Поверьте, что нам зрителям не интересно смотреть бездушное и глупое творение напичканное спецэффектами.

    Актеры. Кристиан Бэйл (Моисей). Провал полный. Нам показали предурковатого мужичка, который не понимает зачем и почему он что-то там творит руками Господа. Его игра была до нелепости неправдоподобна.

    Сигурни Уивер. Показала мне злую тетку с поджатыми губами. Ну такое в нашей жизни часто встречаешь, а вот что она хотела мне этим сказать, я так и не поняла.

    О Фильме. Не часто мне приходится смотреть фильм в перемотке, а это как раз такой случай. Не за что зацепиться мысли и нет никаких волнений в сердце. После просмотра одно лишь сожаление, о потраченном времени.

    2 из 10

    27 марта 2015 | 15:29

    Исход: Крокодилы и лягушки

    Читая десятки рецензий на данный фильм, возникает стойкое ощущение, что там все плохо, фильм проходной, нудный и лишенный всякого смысла. На деле же это тот самый случай, когда фломастеры разные на вкус. Достаточно лишь заранее знать несколько простых заповедей о фильме, чтобы не быть «разочарованным» им.

    Заповедь первая: не смотря на название (которое, в общем-то, взято из Библии) этот фильм про Моисея, а это значит, что большую часть фильма нам будут показывать именно его (не редко в гордом одиночестве), то бишь Кристиана Бейла. Поэтому да, если Вам не нравятся фильмы о становление одного отдельного взятого персонажа или не нравится сэр Бейл, то проходим мимо.

    Заповедь вторая: история, которую мы наблюдаем в фильме нам уже, в общем-то, знакома и никаких невероятных сюжетных поворотов ждать не стоит, потому как их тут просто нету. В данном случае задача данного фильма красиво рассказать, а главное показать, как это было, а не переписать историю на свой лад (как это любят в Голливуде).

    Заповедь третья: фильм вызывает ряд вопросов с религиозной точки зрения. Кому то может, не понравится, как Ридли Скотт показал Бога. Для них стоит уточнить, что режиссер просто показывает его в том образе, который наиболее подходит для Моисея на данный момент. Если Бог предстанет перед Моисеем в образе 20-ти метрового деда с посохом и километровой бородой то…не будет тут свободы выбора и прочего, будет лишь страх и трепет. Здесь же стоит отметить, что на самом деле Ридли Скотт использует практически все, что было написано в оригинальной истории, просто добавляя туда, свой налет атеизма (что не есть плохо, если вы не фанатик). Если Вы верующий человек, то просто не возводите эту веру в абсолют и тогда Вы сможете спокойно посмотреть этот фильм, в конце концов, у атеистов тоже должно быть право на свое мнение и видение этой истории.

    Заповедь четвертая: если в душе вы являетесь школьником, которому нужен экшен, пафосные речи и супергерои, то тут вы этого всего не увидите. Еще раз стоит вернуться к первой заповеди и вспомнить, что это фильм про Моисея, не про битвы армий (хотя одна битва в фильме все же присутствует), не про сражение с суперзлодеем (который тут тоже присутствует). Да, и еще, Кристиан Бейл не будет напяливать на себя костюм летучей мыши, и садиться в бэт-повозку.

    Заповедь пятая: здесь отметим главные достоинства фильма. Первое — это на памяти автора рецензии самое красивое 3D и фильм, который определенно стоит смотреть именно в 3D формате. Второе — это картинка в целом, Ридли Скотт есть Ридли Скотт и в плане ракурсов, цветов и качества ему нет равных. Когда видишь баталию в начале фильма, ты понимаешь, что вот так их и надо снимать, то же мы наблюдаем в сценах «казней», погони и иных сцен. Третье — это хорошая игра актеров, не выдающаяся конечно, но тем не менее все актеры стараются и кроме пары моментов выглядят весьма убедительно. Четвертая — это сцены «Казней Египетских», которую просто надо увидеть, потому что это действительно красиво и в ней режиссеру очень хорошо удалось нащупать грань между рейтингом «12+» и действительного донесения до зрителя ужасов данных «казней», без излишних жестокостей и пафоса.

    Поводя итог, стоит отметить, что если Вы собираетесь смотреть данный фильм Вам нужно просто понимать, о чем он именно, чтобы не остаться разочарованными. В остальном это очень качественная работа и действительно хороший фильм, с потрясающей картинкой. Из минусов можно отметить уже известную нам всем историю и отсутствие какого-то глубинного смысла. Это очень красивый фильм, но не фильм который заставляет задуматься.

    8 из 10

    5 января 2015 | 13:08

    В основе фильма та самая ветхозаветная история. Режиссировал фильм сам Ридли Скотт, создатель эпического «Гладиатора» и не менее эпического «Чужого» (Сигурни Уивер присутствует в роли мамы Рамзеса). По масштабу и качеству картинки «Исход» не уступает «Гладиатору».

    Режиссер решил подойти к экранизации основательно, и сцены битв и египетских катастроф внушают библейский страх и ужас. Поэтому

    столь низкий возрастной рейтинг: «12+» мне кажется, явно занижен — незачем детям смотреть на непомерную жестокость египетских правителей и страдания египтян.

    Из начальных титров зритель с удивлением узнает, что все величие Египта построено рабами-евреями. Далее сюжет известен каждому образованному человеку. Принц Египта Моисей, пользующийся большим доверием фараона, которые любит его больше сына, узнает, что он еврей. С этого момента начинается его изгнание, переходящее в исход из Египта всего еврейского народа.

    Вот тут в фильме начинаются несуразицы.

    В изгнании неплохо устроившийся Мойша попадает под оползень и видит мальчика, похожего на тибетского ламу, который заявляет, что он Бог его народа. Что еще происходило между ними в тот момент неизвестно, но вдруг Мойша становится ярым сторонником освобождения рабов одной конкретной национальности. Мойша набирает и тренирует из рабов отряды воинов, причем, делает это демонстративно, не особо скрываясь от надсмотрщиков-египтян. У рабов вдруг оказываются лошади и вооружение для ведения войны. Он предлагает саботировать власть фараона с помощью диверсий против мирных египтян. И его бог помогает ему, насылая на Египет такие казни, что грубый и простоватый диктатор Рамзес, который ведет себя в стиле «Египет не ведет переговоров с террористами», понимает, что от него отстанут, пока он не выполнит требований бывшего собрата.

    Ну и британский профиль Кристиана Бейла (Мойша) не вяжется с восточными лицами его «соплеменников». Надо сказать, что мотивация героев фильма спонтанна, решения принимаются «вдруг».

    Непонятно, что именно хотел сказать режиссер. То ли показать жесткость тирании фараонов, то ли свирепость иудейского бога, то ли просто снять эпический боевик по библейской истории. Ощущение от фильма тягостное.

    Эпик в картине присутствует, чего только стоит переход через море или скачка египетской армии.

    В общем, за зрелища

    5 из 10

    16 февраля 2015 | 12:43

    Мой воскресный день завершился просмотром киноновинки, мимо которой я просто не мог пройти. Исход: Цари и боги — пожалуй, лучшее начало года и самый большой парадокс!

    Сразу скажу — мне понравилось. И в этом есть главный парадокс, ведь если на секунду задуматься о картине — это неудачная, но очень красивая работа. С первого кадра в глаза бросилась очень мощная 3D картинка.

    Если обычно для 3D визуализации служит кувшин, пух, дождик или, того хуже, нечитаемые субтитры (как в Хобите), из-за которых я не понимал о чем говорят орки, то здесь это целые декорации, люди. Это правда красиво!

    Второе — это сами декорации. Да, их было не много. Я бы даже сказал, их было неприлично мало, но они были достойными. Я без труда различал, где палаты Рамзеса, а где старая лачуга рабов-евреев. Контраст на 5+. Но, есть одно «но». Уж слишком все кинематографично, слишком красиво. Наверное, только из-за такой вот неестественной художественности и красоты фильм едва ли можно отнести к разряду «драма».

    Собственно о драме. Она была, но ее не было. Наверняка, в других картинах сцена повешения целой еврейской семьи вызвала бы, как минимум, слезу или сочувствие. Все же мы люди. Здесь же это action. Того проткнули мечом, этот сгорел заживо, вот у лошадки носом пошла кровь, быку вдруг поплохело, а вот, гляди, кого-то снова повесили, но я случайно моргнул и уже следующий кадр совсем о другом. На удивление динамичная картина получилась! Но и забавным это не казалось!

    О сюжете:

    Моисей — Бейл. Я не буду вдаваться в историю, просто скажу, что сам он еврей, которого вырастила семья фараона. По сюжету, конечно.

    Узнав о своих корнях, он решает освободить свой народ. Но об этом позже.

    Он воин, и в исполнение Бейла, кажется, что он один может уничтожить армию противника, и вообще, с таким парнем шутки плохи. И я этого ждал! Я ждал, когда же этот непобедимый воин восстанет против бывшего брата и соратника Рамзеса и разрубит негодяя к чертям собачьим.

    Но, вместо этого, он отращивает бороду, на точность кидает камень в корыто с водой, ножом подрезает копыта овцам и меняет золотой меч на палку для горных прогулок. В общем, пинает балду. Воевать он вообще не собирается. Еще и женится на симпатичной девушке с татуировкой на подбородке. И как я понял, свадьба происходит спустя 20 минут после его прибытия в новую для себя деревню. Но это ж Бейл, то есть Моисей!

    Так вот, во время одной их таких горных прогулок, в страшный ливень, (и не понятно, зачем он вообще полез на гору в такую погоду, да еще и с тремя овцами), начинается камнепад (кстати, овец было 3! Случайность? Символизм, видимо). Ожидаемо, один из камней бьет Моисея по голове, и он начинает галлюцинировать. Ну, хорошо, тонуть в жиже и параллельно общаться с Богом, в которого до этого не верил.

    О Боге. Это маленький мальчик, который, как мне показалось, перед встречей с Моисеем посетил Barber shop. Стильненько! Он говорит Моисею идти к евреям, сжечь пару египетских кораблей и ждать. Мол, все сам сделаю, Моисей.

    А дальше я чуть-чуть заскучал. Рамзес отказался освобождать рабов, да у него и дворец еще не был достроен, можно понять человека его положения. И тут начинается чертовщина под названием «Десять казней Египетских». Это все было не убедительно, но очень красиво. В кадре то и дело появлялись люди в косынках (очевидно египтяне), убегающие то от саранчи, то от мух.

    Концовка была на отлично! Много смертей, но не грустно. Даже не буду ничего об этом писать, просто порекомендую вам его посмотреть! Хотя бы для того, чтобы уже осознанно сказать мне, что я прав! Или лев!

    Пару слов об актерском составе: превосходно! Но из-за бород все равно никого не узнать!

    P.S. после фильма, спускаясь вниз на эскалаторе, случайно подслушал диалог парочки в штанах «Адидас». «Ну ничего такой фильм, поржать можно было». Наверное, именно это и навеяло, написать статью в таком вот ключе. Картина нашла своего зрителя, к сожалению.

    6 из 10

    6 января 2015 | 00:38

    Сразу скажу, что «Исход» мне в большей мере понравился, чем нет, хотя, конечно, стоит признать, что всей философии и глубины книжного оригинала он не передал. Но даже при всех своих минусах работа Ридли Скотта заставляет хоть немного задуматься над смыслом библейских текстов. Но начну по порядку, а именно — с художественного наполнения этой киноленты!

    Актёрский состав выше всяких похвал! Кристиан Бэйл, Джон Туртурро, Сигурни Уивер, Бен Кингсли — явно не зря едят свой хлеб. Правда, к моему сожалению Уивер и Кингсли сыграли совсем уж небольшие роли в «Исходе», но даже их маленькие работы смотрятся вполне цельно. Но особенно мне запомнились Джоэл Эдгертон в роли Рамсеса и Мария Вальверде сыгравшая жену Моисея. И если у Джоэла Эдгертона получился просто колоритный и даже естественный в своих действиях персонаж, то Мария Вальверде очень тонко передала отблески настоящей и искренней любви к главному герою, а такое в современном кино не часто встретишь.

    Если же говорить о декорациях, костюмах и гриме, то сразу видно, что люди, работающие над ними, вполне неплохо знали своё дело и среди них явно были опытные историки, которые дельным советом помогали воссоздать на экранах мир древнего Египта. А вот музыка и спецэффекты впечатлили меня не сильно… всё как-то обыденно, без изюминки и масштабности. Хотя, начальная битва войск фараона и хеттов всё-таки смотрится вполне мощно, ну а гибель в конце фильма колесниц Рамсеса в бушующих водах в достаточной мере впечатляет. В остальном, то без особых откровений.

    Теперь выскажу своё мнение о сюжете. На мой скромный взгляд, создатели этой киноленты хотели зрителю показать, как они сами лично понимает библейский сюжет, а именно, что если человечество перешагнёт некую черту дозволенного, то начинают работать механизмы мироздания, которые всё приводят в равновесие. Для тех, кто не понял, то объясняю: Если мы, например сегодня, нещадно уничтожаем и эксплуатируем природу ради собственных благ и прихоти, если мы не прислушиваемся к голосу разума и продолжаем творить страшные дела, то в итоге нас будет ждать вполне заслуженная и справедливая кара. Причём, тот же окружающий мир не пойдёт на уступки человека, он просто уберёт нас как негативный фактор своего существования.

    Вот и создатели Исхода, через призму библейской истории, показывают нам нечто подобное, только в меньших масштабах… 400 лет рабства. Одни строят за счёт боли и страданий других собственное величие и райскую жизнь на земле. Причём хозяева ради своей прихоти без сострадания и жалости тысячами топят детей своих рабов в Ниле (вспомним, как маленький Моисей появился в семье Фараона). Но главное, что человек даже видя последствия своих деяний, продолжает вершить безрассудства и беспредел. Ведь вспомните, как в фильме к Рамсесу приходил Моисей и предупреждал его о бедствиях! И вспомните, как правитель египетский отреагировал на эти предупреждения… А отреагировал он тем, что ещё сильней стал сдавливать удавку на шеи своих рабов. Ну а когда все ужасы пророчеств обрушились на головы египетского народа он в безумстве стал кричать;что он есть Бог и что покажет всему и вся как нужно убивать, а для начала он утопит в Ниле всех еврейских детишек, которые ещё не ходят. Вот и получается, что за пеленой своей гордыни, тщеславия, глупости и упрямства он не увидел главное в своей жизни — пропасть собственного забвения.

    В целом фильм неплохой. Да, в работе Ридли Скотта Библейский сюжет не раскрывает себя в полной мере, да, много авторской отсебятины, но всё-таки экранизация истории Моисея мне показалась намного сильней, чем история рассказанная в недавним «Ное». Так что, 8 балов эта картина заслуживает.

    P.S. Суета этого мира закрывает сознание человеческого разума, которое ведёт к познанию вселенной, где свет и счастье и свободное состояние души от тела.

    30 марта 2015 | 14:29

    Год назад я посмотрела фильм «Десять Заповедей» («Ten Commandments») 1956 года. Если говорить вкратце, то фильм повествует собственно о том, что мы будем рассматривать далее, а именно историю Моисея и исхода евреев из Египта. По прошествии некоторого времени я была приятно удивлена новостью о том, что Ридли Скотт приступил к съёмкам фильма на ту же тему. Я с нетерпение ждала выхода фильма, так как интересно было сравнить подход к одной и той же теме тогда (конец 50-х — начало 60-х) и теперь (2014).

    Итак, приступим же.

    Фильмом «Исход: Цари и Боги» Ридли Скотт продолжает линию своих исторических фильмов («Робин Гуд», «Царство Небесное», «Гладиатор», «1492: Завоевание Рая», «Дуэлянты»). То есть, в принципе, тема для режиссёра не нова.

    Надо сказать, что подход Скотта к фильму оригинален, нестандартен и необычен. Помимо того, что, к примеру, он начинает фильм не со стандартной сцены избиения младенцев и несущейся по волнам корзинки с малышом Моисеем, как это было в «Десяти Заповедях» или в первоисточнике (об этой истории мы узнаём косвенно, из разговора персонажей Кристиана Бейла и Бена Кингсли), но и собственно, самой подачей и трактовкой темы. Ридили Скотт рассказывает нам историю ветхозаветного сюжета так, как она могла бы выглядеть, если бы происходила на самом деле: без чудес и участия Бога. Десять казней египетских, переход через Красное море — это совокупность удачно (для одной из сторон конфликта) сложившихся обстоятельств. Происходит, как я это назвала «обытовление» мифологического (если можно библейский сюжет назвать мифологическим) сюжета.

    О переходе через Красное море несколько слов отдельно. Я очень долго ждала этого момента фильма, так как думала узреть эпично разлетающиеся в стороны волны и так далее, но видимо, Ридли решил, что это банально и так уже многие делали, поэтому вместо этого переход через море осуществляется с помощью внезапно случившегося ночью отлива и обмельчания моря. Обидно, ожидания не оправдались, но зато это правдоподобно, помним о главной теме, которую я обозначила вначале рецензии — обытовление сюжета. Забыли про чудеса.

    Ещё одним интересным ходом, который, так сказать, способствует приближение сюжета к как вполне происходившим на самом деле событии является необычная подача режиссёром образа Бога. Если в фильме 1956 года Господь, как и в первоисточнике, фигурирует, как голос и Горящий Куст (Неополимая Купина), то в нашем случае образ Бога подкрепляется визуальным воплощением в виде ребёнка. Стоит отметить, что в принципе, тема явления Бога в образе ребёнка не нова (вспомним святого Христофора, переносящего через реку младенца Христа, а так же сказку Оскара Уайльда «Великан-эгоист», где из контекста мы понимаем, что маленький мальчик ни кто иной, как Иисус Христос). Но в этом фильме опять же всё не так стандартно, как может показаться на первый взгляд. Если в предыдущих случаях, которые я описала в скобках, явление Бога в образе ребёнка было явлением мистическим, сверхъестественным, то в фильме Ридли, на мой взгляд, явление Бога в образе мальчика является всего на всего плодом воображения Моисея.

    То есть, подводя итог главной мысли рецензии, хочется сказать, что, во-первых, как мы увидели из приведённых мной примеров, подход режиссёра «сегодня» сильно отличается от подхода режиссёра так называемого мной «тогда».

    Если в случае с фильмом «Десять Заповедей» мы сталкиваемся с максимально близкой к первоисточнику трактовкой, то в фильме «Исход» мы видим, как я уже много и много раз подчёркивала, приближение библейских событий к реальным, снятие пелены чудес и мифологии, иными словами иной, новый подход к теме. Эдакая реальная историческая реконструкция событий.

    И ещё несколько слов по поводу других пунктов.

    В целом фильм мне понравился, о чём говорит моя положительная оценка: 8 из 10. Не шедевр, конечно, как например, оскароносный «Гладиатор» всё того же Ридли Скота, но, на мой взгляд фильм достойный.

    Из явных минусов я хотела бы отметить местами СЛИШКОМ вольную трактовку сюжета. Но опять же тут можно всё списать на то, что мы не экранизацию Пятикнижия снимаем, а реконструируем реальное событие. А в книжках и приписать всякое можно.

    Второй же минус это некоторые непонятные, лишённые смысла сцены и провалы в сюжете.

    Но, нет худа без добра.

    Особо хочется отметить работу художника по костюмам и художника — постановщика. Видно, какими источниками они пользовались. Не всегда, но видно и это радует, потому что порой, когда смотришь фильм на историческую тематику, хочется плакать кровавыми слезами от работы художников, ибо она ужасна, анохронична, не аутентична и вообще не про это. Тут по большей части проблем нет и за это большое спасибо.

    Второй плюс, касающийся оформления — это по возможности сведённое к минимуму использование хромокея. Конечно, в наш век высоких технологий, пожалуй, ни один фильм без него не обходится, и это явление неизбежно, но всё же. Поэтому скажем спасибо за то, что хотя бы часть декораций сделали в натуре, а не всё на хромокее нарисовали (тут же в уме сразу всплывает знаменитая шутка про «натуральные» новозеландские пейзажи в «Хоббите»). Поэтому за это второе спасибо.

    Третье моё спасибо адресовано касту актёров. Как мне кажется, все исполнители ролей подобраны удачно, лица не выделялись и не казались современными вкраплениями в историческом полотне.

    Подытоживая теперь всё выше сказанное, хочу сказать, что фильм Ридли Скотта «Исход: Цари и Боги» является неплохим фильмом. Это не шедевр, как предыдущие работы режиссёра («Гладиатор», «Бегущий по лезвию», «Царство Небесное»), но вполне достойное просмотра кино, может даже и не один раз. Есть серьёзные минусы, о которых я говорила, но есть плюсы, которые я тоже отметила, и думаю, в какой-то мере они способны перекрыть описанные мной недочёты. А так же самое главное, я бы не сказала достоинство, но то, что может привлечь в этом фильме — это попытка посмотреть на пересказанную уже тысячу раз историю по-новому, в ином ракурсе. И, на мой взгляд, это попытка была интересной и не до конца, конечно, но режиссёру она удалась.

    8 из 10

    2 апреля 2015 | 09:51

    Библейские истории даже сложнее экранизировать, чем мифы Древней Греции. С мифами всё предельно ясно, там всё легенда. Здесь посложнее. Что-то можно объяснить с научной точки зрения, а где-то приходится руководствоваться теми же принципами, что и с мифами, а именно проводить грань между выдумкой и правдой. И поэтому возникает спор, как следует экранизировать такие истории: мрачнее и реалистичнее, как нынче принято, или добавить фантастических элементов, как то было в «Ное».

    Ридли Скотт пошёл по самому простому пути — экранизация чётко по Ветхому Завету. Особо не утруждая себя осмыслением происходящего, было ли это выдумано или нет — неважно. Пусть каждый сам это решает, а ему главное фабула.

    Большая проблема ещё состояла в том, что неизвестно имя фараона, при котором произошёл исход. Рамсес II слишком великий и серьёзный фараон, чтобы допустить такое. Вряд ли это произошло при нём. Но, видимо, именно известность Рамсеса оказалась главным критерием при выборе фараона на роль главного героя «Исхода».

    Поставлен фильм очень здорово. Трудно сопоставлять его с каким бы то ни было первоисточником, но история действительно интересная. Путь человека, бывшего третьим, а потом и вторым лицом в государстве, затем вставшего на защиту, можно даже сказать на создание, иного государства. От взлёта до падения, и до нового взлёта с довольно-таки странной мотивацией, ибо только в американском кино человек, имеющий почти безграничное влияние может так резко изменить свою жизнь одним неосторожным шагом ради довольно туманных революционных перспектив.

    Не обошлось тут без современных воззрений о том, что рабы имеют права, почти также, как и в пресловутом «12 лет рабства». Ну никак не могут понять американцы, что нельзя переписывать историю! О каком правовом государстве идёт речь за 1300 лет до Рождества Христова?! Но в общем такого нарочитого пафоса, типа «я еврей, и горжусь этим», не было.

    Кристиан Бэйл с таким лицом говорил о том, что он еврей, что складывалось впечатление, что он сам того и гляди рассмеётся. Когда уже у него отросла нехилая борода, тогда вот сходство начинало более или менее проявляться. А вообще Бэйл сыграл отлично. Он показал своей игрой, как его герой разрывается на части: переживает о том, что «казни египетские» убивают народ, который его воспитал, и в тоже время о том, как угнетаем его «новый» народ. И как он стал чужим для своих и своим для чужих.

    Но не уступал ему и Джоэл Эдгертон, игравший Рамсеса. Во-первых, он очень внешне был похож на истинного египтянина. Во-вторых, своей игрой он показал, что он не безликая статуя своему величию, а тоже человек, которому смели возражать, дерзить, а сам он колебался в решениях, боялся смерти, и с депрессивным отчаянием бросался в последний бой.

    Было много таких моментов, когда сюжетная линия повисала в воздухе. Некоторые диалоги здесь явно лишние, некоторые персонажи ненужны или слишком предсказуемы, но в общем плане ветхозаветная история экранизирована очень неплохо.

    Вообще в «Исходе» Ветхий Завет показан с самой тёмной, самой хардкорной своей стороны. Слёзы и слова Рамсеса с мёртвым ребёнком на руках заставляют усомниться в высшей справедливости того божества, которое пришло в этот мир. Почему одни должны умереть страшной смертью, хотя не очень-то и причастны к угнетению, а другим отдаются все блага. Теория «арийской расы», которую хотят осудить в отношении египтян, так хорошо раскрыта в пользу евреев. И где спрашивается, вы были все эти 400 лет, почему надо было восставать именно сейчас?

    Американцы, которые сняв «12 лет рабства», чётко расставили акценты где чёрное, где белое, пытаясь навязать всем свой безапелляционный выбор, в «Исходе» всё-таки оставляют за нами выбор, на чьей мы стороне. И этим история исхода евреев из Египта безусловно подкупила.

    7 из 10

    11 января 2015 | 22:32

    Эта история об освобождении еврейского народа от власти Египта. Люди, живущие в страхе, голоде и нищете идут за Моисеем (Кристиан Бэйл), которым руководит сам Господь Бог.

    Растущие бок-о-бок в храме фараона Сэти (Джон Туртурро) Рамзес (Джоэл Эдгертон) и Моисей становятся хорошими друзьями. Но со смертью отца злые языки доносят Рамзесу — наследнику трона — о том, что Моисей рожден в еврейской семье и не может находится в священных покоях. Узнав об этом, Рамзес изгоняет своего советника Моисея из Мемфиса, полностью сосредотачивая власть в своих руках.

    Ридли Скотт свою картину делает больше не исторической, а эффектной, выгодной с точки зрения спецэффектов. Это слишком сильно бросается в глаза при просмотре. Я не слишком силен в истории данных событий, но думаю найдется не мало людей, которые скажут, что исторически картина не верна, все рассматривается весьма однобоко, египтяне — плохие, евреи — хорошие. Хотя всем понятно, что так однозначно судить нельзя. А спецэффектов действительно много — масштаб съемок виден невооруженным глазом, компьютерная графика почти не заметна, да и нашествие лягушек, крокодилов, мух и саранчи смотрится очень убедительно. 3D-эффекты заметны в паре-тройке моментов, поэтому смотреть рекомендую в обычном формате, не напрягая зрение.

    Понятно, что все декорации в фильме абсолютно вымышленные, потому что сам недавно побывав в Египте и представляя перед глазами его былое величество, ничего похожего я там не нашел.

    Кристиан Бэйл, хорошо известный нам по роли супергероя Бэтмена, на этот раз предстает в роли целомудренного, рассудительного и верующего Моисея. Не скажу, что это его лучшая роль, тем более что играть подобное ему не в первой, но смотрится он весьма убедительно. Приятно увидеть в фильме таких знаменитых актеров, как Джон Туртурро, Бен Кингсли и Сигурни Уивер. Интересно, а причастность Испании к этому проекту заключается в том, что в фильме сыграла Мария Вальверде — звезда «Три метра над уровнем неба»?

    Из работ самого Скотта сравнить фильм можно с «Царством небесным» и «Гладиатором». Но он уступает как первому, так и второму. К сожалению, огромный по масштабам съемок и бюджету проект Скотта не оправдал моих ожиданий. Фильм смотреть достаточно скучно, спасает только игра актеров и музыка.

    Не советую смотреть фильм ярым фанатам Ветхового Завета, историкам и культурологам. Но если просто отдохнуть от повседневной суеты и расслабиться в кинотеатре с попкорном — это ваш вариант — очередной американский блокбастер в претензией на гениальность.

    6 из 10

    3 января 2015 | 12:46

    Новый фильм Ридли Скотта «Исход», уже окруженный неким ореолом скандальности, оказался вовсе картиной не религиозной — хотя обратное было бы странно — а скорее даже весьма скептической. В первую очередь, создателям картины оказалась интересна сама история, захотелось увидеть все рассказанное воочию, и заодно рассмотреть и понять главных действующих лиц этой древней трагедии. В своем исследовании, впрочем, авторы не скупились на средства: в результате «Исход» может похвастаться очень красивой картинкой, определенно довольно стильной, и приличным, пусть и не выдающимся, звуковым сопровождением. А это очень важно в век голливудских блокбастеров: несмотря на определенную склонность к очеловечиванию высокобюджетных фильмов, иногда авторы должны иметь возможность скрыть свою возможную промашку в упомянутом направлении красивой формой самой картины.

    Все-таки сейчас все древние и даже почитаемые истории для Голливуда и его творцов оказываются не священными реликвиями, а источниками вдохновения. Наверное, совсем не плохо то, что люди двадцать первого века стремятся понять людей начала времен, и донести это понимание до зрителей. Отлично, когда делается это как минимум не оскорбительно. Впрочем, в наш век крайностей весьма трудно не оскорбить весь мир, если даже в каком-нибудь «Ну, погоди» можно усмотреть оскорбление тех самых чувств. «Исход» показался мне картиной не оскорбительной, но вызывающе объективной, когда вся произошедшая трагедия показана с точки зрения современного человека, имеющего сложившиеся веками представления о толерантности, гуманности и терпении. Всегда при попытке понять героев стоит себя одергивать: тот век был жесток, и нравы были жестокими. То, что кажется зверством сегодня, тогда могло быть в порядке вещей.

    Интересным в исследовании Ридли Скотта оказывается подход к божеству: он изображает его не как объективно существующее явление, но как представление о нем, существующее в голове думающего. Более того, режиссер использует контраст: его Бог всесилен, но порой проявляет совершенно человеческие слабости и недостатки, он превосходит любого, но кажется одним из слабейших существ на Земле. В этом есть определенная ирония, что для миссии оказывается избран именно Моисей в его тогдашнем облике: довольно грубом, но от которого веет силой.

    Вопрос, что хорошо и что плохо, и какова может быть цена за «хорошо», наверное, главный в этой картине. Ни один из народов не изображен однозначно черными красками. Даже фараон Рамзес в этой картине вызывает симпатию, поэтому совершенно невозможно считать его и его народ достойными той участи, которую они получают. Не оказываются ли в итоге угнетатели более угнетаемыми, не более ли жестоки жертвы, чем палачи, не становится ли главным двигателем ненависть — худшее чувство, которое способен испытывать человек?.. Может ли ненависть быть на стороне правды?.. К сожалению, в этой картине человека ведут какие-то низменные чувства: это и ненависть, и страх, и отчаяние. Любви почти нет места, как и надежде. С другой стороны, возможно, так человек и люди показаны более правдиво: далеко не все способны чувствовать что-то большее, чем требуется для самосохранения.

    Страшное в этом понимании то, что ни для одного из героев не ценна человеческая жизнь. Любые методы борьбы — и человеческие, и божественные — направлены на истребление, мучение, уничтожение людей, вне зависимости от их виновности. Опять приходится одергивать себя, напоминая про жестокий век. Поэтому ужас главного героя перед происходящим в чем-то кажется слегка лицемерным: не этого ли он пытался добиться сам своими силами, разве что не за столь короткий срок?.. С жизнью человека не считается здесь ни один герой, причем одинаково мало значения для них имеет как жизнь гипотетических масс и народов, так и жизнь относительно приближенных людей. Однако можно сказать, что этот самый народ для предводителей — и для Моисея, и для Рамзеса — становится продолжением его самого, и как абстрактная сущность он даже что-то значит. Хотя в целом, люди показаны все-таки как стадо, особенно это заметно, когда мы наблюдаем за происходящим с высоты птичьего полета. Вот растянувшаяся вереница массы людей, и не видно их лиц, их одежды. Они все какие-то одинаковые, и от того безликие. Причем это впечатление равно как для неорганизованной группы евреев, плетущихся, идущих, ползущих, так и для более организованных египтян-солдат, когда уже эта организованность отнимает индивидуальность.

    Отдельно стоит упомянуть о главных героях — Моисее и Рамзесе, причем второй кажется гораздо более интересным, чем первый. Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что Моисей по мере развития событий теряет свою индивидуальность. Если в начале картины — это человек, имеющий собственное мнение, живущий своим умом, то в дальнейшем он становится человеком, смирившимся со своей судьбой и своей ролью в истории. Если в начале этого его пути он верил в то, что он делает, ради чего он делает, то в дальнейшем он будто утрачивает эту веру, но смиряется, становясь не компаньоном, но ведомым, подчинившимся высшим силам после демонстрации их могущества. В этом подчинении он утрачивает себя. Если и есть у него собственное мнение, мы его не знаем, он будто отказывается от права его проявлять. В конечном итоге, перед нами просто человек, избранный на определенную роль. Но помнящий, что все его деяния — теперь не его заслуга.

    Рамзес другой. С развитием истории его характер тоже развивается. Он кажется правителем во власти стереотипов. Часто кажется, что он готов поступить как-то не шаблонно, но всегда вынужден одергивать себя, поступать «как следует», чтобы не казаться странным и плохим фараоном. В нем нет ненависти, и есть даже какое-то благородство. Даже когда он отдает страшные приказы, кажется, что он делает лишь то, что от него ждут, а не то, что он хочет. Возможно, этому герою не хватает смелости принять какое-то свое решение без оглядки на советчиков и окружение. Он разный, когда он правитель и когда он просто человек. Ненависть в нем просыпается только из-за личной трагедии, даже несмотря на то, что происходящее с его народом причиняет ему определенные страдания — и это заметно. Все-таки ослепить человека способно только личное.

    Отдельно интересно видеть диалог Рамзеса и Моисея после получения миссии последним. Очень видно, что Рамзес ведет себя как правитель, не трусливо, но относится к Моисею как к человеку, которого давно знает и даже…ценит. И как относится Моисей: как к правителю и врагу, личность которого его не волнует. Пожалуй, один из героев не хочет слышать другого и договариваться. Один ставит ультиматум, и в этом ультимативном тоне таится опасность.

    Фильм очень красивый, достаточно скептичный, как мне показалось. Однако все-таки несколько затянутый. Динамика картине не помешала бы. 

    6 из 10

    3 января 2015 | 22:49

    Разочарование. И это не обсуждая всерьёз откровенную убогость фильма в отношении истории, нравов и реалий Египта того времени. Это была великая цивилизация, существовавшая несколько тысяч лет, очаг образования и культуры — вспомните великолепные творения их мастеров, которыми по сей день гордятся лучшие музеи мира! Показать египтян безвольными невеждами и казнокрадами — это перебор.

    Пророк Моисей, казни египетские и исход евреев… Чем не поле для эпического проекта? Истории, проникнутой величием и героизмом? Но нет.

    Интерес к происходящему на экране угас очень быстро. По мне, так начать можно было со встречи Моисея с Господом Богом и его (Моисея) решении увести евреев в Землю Обетованную, так как всё, что было до этого, не обременяло себя смыслом.

    Невнятным было и внезапное обретение веры Моисеем, ради которого он покинул свой дом и пришёл в Пифом — прекрасный город той эпохи, малопохожий на каменный карьер, каким его сделали создатели фильма.

    Позабавили нелепые диалоги, особенно, то, как фараон размышлял об экономической целесообразности отмены рабства. А вот шаблонное деление на хороших и плохих огорчило.

    Кристиан Бэйл великолепен, но его присутствие не оправдывает это монотонное и нудное повествование.

    13 марта 2015 | 17:17

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>