всё о любом фильме:

Бункер

Der Untergang
год
страна
слоган«Последние 10 дней жизни Гитлера»
режиссерОливер Хиршбигель
сценарийБернд Айхингер, Иоахим Фест, Траудль Юнге, ...
продюсерВольф-Дитрих Брюкер, Бернд Айхингер, Дорис Й. Хайнце, ...
операторРайнер Клаусманн
композиторСтефан Захариас
художникБернд Лепель, Клаудия Бобсин
монтажГанс Функ
жанр драма, военный, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$15 000
зрители
Германия  4.52 млн,    США  859.4 тыс.,    Испания  712.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время156 мин. / 02:36
Номинации:
Апрель 1945 года. Советские войска сжимают кольцо вокруг столицы Третьего рейха — Берлина. Перед лицом неминуемого поражения нацистская верхушка ищет спасение в секретном бункере, не желая покидать обезумевшего фюрера. Отвергнув предложения о побеге, Гитлер утверждает, что победа близка. Он приказывает сравнять Германию с землей и обсуждает детали своего самоубийства. Последнее убежище палачей пронизано агонией и страхом. И лишь те, кто выйдут живыми из этого бетонного ада, смогут поведать историю о последних минутах жизни и мрачном падении диктатора и его режима.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
124 + 12 = 136
8.0
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам книги Иоахима Феста «Падение. Гитлер и крах Третьего рейха» (Der Untergang. Hitler und das Ende des Dritten Reiches, 2002).
    • Среди 37 исторических личностей, ставших персонажами фильма, к моменту премьеры фильма в живых оставался лишь один человек, Рохус Миш, который был курьером, телохранителем и телефонным оператором Адольфа Гитлера на протяжении 1940-1945 годов. На сентябрь 2008 года он в возрасте 91 года (родился 29 июля 1917 года) вместе с курьером Армином Леманом (родился 23 мая 1928 года) оставался одним из двух последних живых обитателей бункера Гитлера.
    • Бруно Ганц довольно долго отказывался от роли Адольфа Гитлера, но изменил своё мнение после просмотра картины «Последний акт» 1955 года, решив, что и в этот образ можно привнести достаточную глубину.
    • Съемки велись в Санкт-Петербурге при участии киностудии Ленфильм. Объясняется это тем, что в России съемочный процесс стоит дешевле, чем в Европе, и осталось много домов начала XX века.
    • В киноленте приняла участие реальная Траудль Юнге, секретарь Адольфа Гитлера, мемуары которой задокументировала писательница Мелисса Мюллер. Траудль скончалась в возрасте 81 года за несколько часов до премьеры фильма на Берлинском МКФ.
    • Бруно Ганц практиковался в произношении необычного акцента Адольфа Гитлера с помощью специально приглашённого молодого актёра из той же местности, откуда Гитлер был родом.
    • Для того чтобы лучше подготовиться к своей роли, Бруно Ганц провёл некоторое время в швейцарском госпитале, наблюдая за больными болезнью Паркинсона.
    • Многие из фраз Адольфа Гитлера в фильме соответствуют действительности, однако, произносились в более ранний период.
    • В одной из сцен фильма можно заметить, что Магда Геббельс пишет письмо своему сыну от первого брака Харальду Куандту и перед ней стоит его фотография. Он был пилотом Люфтваффе и единственным из детей Магды Геббельс, кто пережил войну. В 1944 году он был ранен в Италии и попал в плен к войскам союзников, в 1947 году был отпущен на свободу и в 1967 году погиб в авиакатастрофе в возрасте 46 лет.
    • Пуговица, которую Гитлер удаляет со своего пиджака и передаёт Магде Геббельс, это золотой значок нацистской партии, которым награждались её высокопоставленные члены, непрерывно числившиеся в ней с 1925 года. Значком с номером 1 Гитлер наградил самого себя.
    • Портрет, на который Гитлер долго смотрит в одной из сцен, принадлежит немецкому императору Фридриху Великому.
    • Одна из сцен в фильме, в которой Гитлер пускается в бешеную тираду о том, что война проиграна, стала основой для многих вирусных видео. Во многих роликах сохранены оригинальные реплики, но добавлены новые субтитры так, чтобы казалось, что фюрер в фильме реагировал на разные события уже в современном мире: в политике, спорте или науке. Популярность этих пародий дошла до того, что студия Constantin Film в апреле 2010 года сделала попытку массового удаления пародий с различных видеохостингов. Более того, в 2012 году одна из сцен фантастической комедии «Железное небо» (2012) практически кадр в кадр воспроизводит сцену с фюрером, как еще одну пародию.
    • еще 9 фактов
    Трейлер 02:06

    файл добавилAIdgar*Sviridov

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.5/10
    То, что этот немецкий фильм четырежды менял название, прежде чем был выпущен на экраны России компанией «Централ Партнершип», с одной стороны, является случайностью, а с другой — выражает противоречивость и неровность самого кинопроизведения. Окончательный русскоязычный вариант «Бункер» отнюдь не кажется удачным, поскольку не отражает суть картины, которая даже по сюжету вовсе не ограничивается пребыванием Гитлера и его приближённых в подземном бункере в момент штурма Берлина советскими войсками. Первоначальная версия «Падение Берлина» слишком уж очевидно вызывала в памяти одиозную ленту Михаила Чиаурели. А название «Взятие Берлина» скорее бы соответствовало нашей точке зрения на исторические события периода завершения второй мировой войны. Пожалуй, наиболее точным было заглавие «Крах», упомянутое в рекламных роликах, но от него почему-то решили отказаться. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1802 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Посмотрел этот фильм, по сути мне многие уже советовали его смотреть, друзья, знакомые, ну и так далее, это не так важно. А важно я думаю всё такие моё мнение о данной картине.

    А оно такое, данная картина меня попросту возмутила, попросту заставила смотреть в экран сжав кулаки. Надо же! Верхушки нашего самого заклятого врага во Второй Мировой показывают с человечной стороны. Надо же, они тоже люди, кто бы подумал! Да ни кто! У меня язык не поворачивается назвать людьми тех, кто отправил в могилы более 27 миллионов человек, тех, кто пытал, унижал, топтал, наш народ. Тех кто принёс самую страшную войну на нашу землю. Образы потеющих генералов и психопата Гитлера, как бы странно не звучало, принесли только моральное удовлетворение. Эти люди должны были в полной мере ответить за то, что они совершили, за их действия, за жестокость, за святую «веру» в мощь и силу арийской нации, за то что осмелились прийти к нам домой, и попробовать сделать из нас по сути рабов. Так и должно было произойти, и меня не покидала мысль пока я смотрел фильм, ни на минуту не покидала. «Во всём виноваты они, и только они». Чем может нравиться этот фильм!? Это возмутительно! Они объявили нам войну! Пусть расхлёбывают! Они погибли легко, пуля в лоб, или яд. А сколько наших умерло куда менее лёгкой смертью!? Сколько наших погибло на разнообразных устройствах для пыток, в концлагерях, в газенвагенах? И тут все эти фрицы одумались. Когда их уже просто припёрли к стене, когда уже отключили воду в Берлине, когда уже стало настолько ясно что деться некуда, что слёзы младенца в сравнении с эти похоже на загрязнённый нефтью океан! И такое ощущение что атмосферу жалости нагоняли специально, вот детишки поют, а вот их убивают ядом… Плачь зритель. И ведь многие плачут. А мне хочется плакать когда я понимаю, что в тысячи раз больше наших пацанов 14-16 лет ушло на фронт! Ушло и не вернулось! В таком возрасте нужно радоваться жизни, гулять с девчонками, ходить в кино, учиться, это молодость. А наши ребята вместе со взрослыми солдатами вставали, и уходили воевать, уходили убивать людей. Разве это не трагедия, разве то, что показали в фильме, хотя бы в 1 миллионную часть может сравниться с тем, что вынесли наши.

    Но особую злость у меня вызвало другое.

    Во-первых. Это момент когда офицер советует барышне уходить через заслоны русских, ну мол женщина, не тронут, однако он говорит ей следующее: «Не смотрите им в глаза». Знаете что, в глаза учат не смотреть диким зверям, потому что они воспринимают это как вызов, и сразу нападают. На мой взгляд, нас здесь просто откровенно сравнили со зверьём, диким, и опасным, однако двуногим и при автоматах. Ну и конечно барышня встречается глазами с одним из бойцов Красной Армии. И эффект слоумоушен. И он так недобро глядит на неё, пьяным, невменяемым взглядом.

    Во-вторых. Это момент когда награждают солдат, возможно для жителей других стран это было бы и интересно, но я попросту промотал это, когда кому то дают награду за уничтожение двух пулемётных точек, и т. д. Каждая награда отзывалась у меня внутри словами: «Погибли наши…»

    Итог: На мой взгляд, хорошо прикрытая попытка оправдать насилие времён Второй Мировой войны со стороны Германии. Попытка показать человечность у тех, у кого её НЕЛЬЗЯ замечать, многие скажут что я пристрастен, просто по мне, существует грань, когда в противнике уже попросту нельзя, ни при каких обстоятельствах видеть человека. По-моему мнению Третий Рейх и Гитлер вместе с ним, давно данную грань переступили. Им нет оправдания, и ни когда не будет, и не может быть, за то что они сделали.

    1 из 10

    25 января 2013 | 22:00

    Не стоит рассматривать эту ленту как историческую хронику, как и любой другой художественный фильм. Изучайте архивные документы или труды историков той или иной идеологической направленности. В крайнем случае смотрите документалистику, если хотите ориентироваться в именах и хронологии, но не в фактах и их оценках. Фильм не содержит пропаганды или чувства вины. Да, вставки с Траудль Юнге, а также предфинальные титры сделаны из соображений политкорректности, но этим дело и ограничивается. Самобичевание, которое до сих пор требуют от современной Германии «освобожденная» Европа, а также потомки жертв холокоста, чем-то напоминает тот комплекс неполноценности, который и привел в итоге к власти национал-социалистов, вполне кстати демократическим путем. Но не будем углубляться в политику, которая еще не стала историей.

    Реалии таковы, что мы, вне всяких сомнений, титульная нация, одержавшая победу во Второй мировой войне, должны собственным примером показать, что война осталась в прошлом, что мы способны трезво и непредвзято осознать те события, муки и горечь утрат, которые пришлось пережить многим семьям по всему миру, но особенно в России и Германии. Пережить по вине кучки людей, которые пришли к власти в ведущих державах после Первой мировой войны, когда произошел крах империй, смена эпох. Мы должны детально разобрать исторические процессы, приведшие к величайшей трагедии в истории, понять логику и мысли людей, по вине которых она произошла. У зла нет национальности, а история имеет свойство повторяться.

    Время идет и победа становится историей. Залечивание ран не может продолжаться вечно, а воинская слава уйдет вместе с последним ветераном, хотим ли мы этого или нет. Мы должны помнить былое, но нужно двигаться вперед. Государственная пропаганда, сопутствующая победе в Великой отечественной войне, должна уступить холодному анализу, в том числе и нашей собственной истории. Мы живем, а часть из нас и родилась, уже в другой стране, и вечная эйфория от победы, как и вечная боль должны перерасти в национальное достоинство и светлую память погибшим.

    Что касается самого фильма.

    В первую очередь это драма. Драма о неминуемом крахе идей, коллапсе системы, где страх граничит с самопожертвованием и обманом. Мельчайшим элементом этой драмы является не война, не государство, не режим, но люди. С исторической точки зрения на экране показан ничтожный отрезок времени — несколько недель, исход которого уже ни у кого не вызывает сомнений, но спектакль должен продолжаться, а действующие лица вынуждены продолжать игру. И современные актеры, кажется, совсем неплохо вошли в эти роли. Бруно Ганц сумел создать цельный образ такого одиозного персонажа как Адольф Гитлер, пусть и с некоторыми поведенческими паттернами, которых возможно не было в реальной жизни, но безусловно добавляющих в образ еще больше трагизма и обреченности. Геббельс усилиями Ульриха Маттеса получился внешне еще более зловещим, чем он был в реальной жизни. Особого внимания заслуживает Коринна Харфух в роли фрау Геббельс, которая была очень убедительна.

    Возможно кому-то покажется, что верхушка третьего Рейха, достигшая таких высот, создавшая могущественную империю в короткие сроки и умело манипулирующая людскими массами за счет навязанной ей с помощью тотальной пропаганды веры, сама не могла состоять из столь идейных личностей, в чем-то одержимых, которым не чуждо даже некое понятие о долге и чести, которые готовы умереть за идею. Современная жизнь учит нас тому, что это невозможно, что истеблишмент по природе своей рационален и не верит в собственные идеи, спускаемым сверху. Как было на самом деле, остается только догадываться, но одно можно сказать точно. Не стоит недооценивать уроки истории и переоценивать собственную уверенность в том, что она больше не повторится.

    8 из 10

    23 декабря 2012 | 01:51

    Ленту немецкого режиссера Оливера Хиршбигеля я посмотрел случайно, наткнувшись на нее в телепрограмме. Но она и до этого привлекала мой взор своими деталями. Во-первых, это немецкий фильм о немецком крахе, было интересно посмотреть, снимет ли режиссер объективную картину или поддастся чувствам национальной принадлежности к 3 рейху и обелит этих ужасных людей. Во-вторых, очень высокие оценки на IMDB, которое, уж извините, я считаю самым объективным рейтингом телезрителей. И наконец, исполнитель главной роли — Гитлера, Бруно Ганц, известный мне по еще одной отличной немецкой ленте Вима Вендерса «Небо над Берлином».

    Бункер, последние дни войны, русская армия всего в 15 км от Берлина и поэтому может их обстреливать уже не с дальнобойных орудий. Брожение умов в окружении Гитлера, и раньше имевшее место, достигает открытости и гласности. Все, причастные к 3 рейху, бегут как крысы с корабля. Остается только группа высших военноначальников, связанных присягой, но при этом осознающих, что все кончено. Апогеем становятся постоянные пьянки прямо под дверью фюрера, что самым красноречивым образом показывает крах это ужасной машине — 3 рейху.

    Паралельно с подковерными интригами и военными действиями проходит линия молоденькой секретарши из Мюнхена, которая желает остаться со своим любимым фюрером в час его смерти. Стоит ли её винить? Не знаю. В те времена в Германии пропаганда велась в таких же масштабах, как и в СССР, нет ничего удивительного, что девушка считает чудовище-фюрера своим вождем. Другое дело, что когда она слышит те ужасные вещи, что он говорит, а также речи на Нюрнбергском процессе, то девушка глубоко раскаивается в пособничестве этому «Молоху». Примечательны вставки из интервью с ней, свидетельствующие о том, что она до сих пор не может простить себе свой выбор служить у фюрера. Именно это в мои глазах снимает все обвинения с нее.

    А теперь о самом главном. Фигура фюрера в «Бункере», как многие замечают, вышла противоречивой. Но при этом не возникает никакого чувства сострадания к этому чудовищу. Оливер Хиршбигель последовательно нам показывает вспышки гнева фюрера, его мнение о народе, о людях, преданных ему. В фильме он показан, как ребенок-параноик, который не желает замечать действительность, хлопает ножками, кричит, когда люди не могут объективно исполнить его приказы. Гитлер жалок и слаб, так, что ни о каких мелодраматических нотках не может быть и речи, так как они все разбиваются о стену жестокости и глупости фюрера. Он получил ту участь, которую заслуживал. Лежат 2 мешка на сырой земле, и их активно поливают бензином испуганные солдаты. Ужасный конец для ужасного тирана.

    Фильс «Downfall» вышел объетивным. Возникает уважение к немцам, которые до сих пор не могут себе простить зверства их дедов и прадедов.

    Актерская игра на высоте, особенно постарался Бруно Ганц, один из лучших актеров Германии прошлого и современности.

    Третий рейх пал в тартарары… туда ему и дорога.

    9 из 10

    15 августа 2010 | 12:03

    Я долго не хотел смотреть этот фильм, потому что думал, что в нем показали камерную историю краха Гитлера и его иллюзии господства над миром. Однако когда все же решился посмотреть, то был поражен: на самом деле картина не только о Гитлере, она о гибели всего Третьего Рейха. Люди привыкли видеть красивый фасад дома, но совершенно не знают ничего о внутреннем интерьере здания. Тысячелетний Рейх просуществовал чуть более 12 лет и похоронил под своими обломками миллионы жизней.

    Картина поражает своим драматическим масштабом. Я читал когда-то одну рецензию, в ней говорилось о том, что «Бункер» является пропагандой нацизма. В таком случае почти вся советская и русская кинопродукция о Второй мировой является пропагандой большевизма.

    Нет, это картина о трагедии народа, о его вине, о его расплате за беспечное существование на костях невинных жертв, за служение и восхваление монстра, который привел государство и мир к полному краху.

    И все же человечность побеждает зло. Когда чета Геббельсов убивают своих детей и кончают жизнь самоубийством, когда расстреливают людей на улицах, когда идет «пир во время чумы» и апофеоз зла, кажется, полностью одержал победу — человечность побеждает. Женщины отдают последнюю корку хлеба защитникам Берлина, мальчик выводит девушку из советского окружения, медик спасает многих солдат тем, что прорывается с медикаментами, а честь остается незапятнанной. И наступает катарсис.

    Очень понравилось сочетание судеб героев картины. Создается впечатление, что эти судьбы — частицы огромной мозаики на фоне войны и последних дней Рейха. Советские солдаты не показаны как какие-то страшные чудовища, или как очередное проявление зла. Нет, просто они освещены как некий враг. Сначала фантомный, а затем вполне реальный.

    Картина «Бункер» Оливера Хиршбигеля является реквиемом и несет в себе искупление «за грехи дедов». Тем более сейчас, в свете последних событий, подобное искусство остается не просто актуальным, а есть жизнеутверждающим и пророческим.

    11 июля 2014 | 18:16

    Отличный фильм, которые немцы сняли про немцев в типичном для них немецком стиле. Фильм показывает последние дни Гитлера и его соратников в мрачном сером бункере. На этот раз я постараюсь быть кратким и объяснить только то, почему данный фильм мне понравился, и почему я считаю, что это вовсе не пропаганда национал — социализма, как считают многие, а совсем наоборот. На мой взгляд, только невнимательный зритель мог не заметить, что автор данного фильма старается на протяжении всего времени показать, насколько фанатичны и безумны были Гитлер и его подчинённые. Да, в фильме также показан и героизм немцев, которые до последнего стояли на защите Берлина, но извините меня, что же здесь не так? На мой взгляд, обязанность любого народа, это защищать свою страну до последней капли крови, и немцы имели на это полное право. Так же и наши прадеды защищали Москву и освобождали Сталинград. С сердцами полными мужества и бесстрашия. А вот кто хороший, а кто плохой, это уже совершенно другой вопрос. Для нормального русского человека, с отсутствием головных расстройств, очевидно, что великая и непобедимая Красная армия загоняла штыком чёрную крысу, под названием нацизм, в своё мерзкое логово, и, в конце концов, заколола её в самое сердце. Для немцев же очевидно, что плохими и ужасными являлись Гитлер с его верхушкой. А немецкий народ отчаянно защищал свой город от восточных некультурных варваров, каковыми они считали нас. Это и было показано в фильме. В отличие от наших режиссёров, немцы никогда не снимут военное кино, в котором немецкий народ был бы показан с какой-либо плохой стороны. Потому, что немцы любят себя, уважают свою историю и не гадят на неё, в отличие от нас. Можно ли их осуждать за это? Я думаю, что ни в коем случае нельзя. В этом плане у наших режиссёров есть чему поучиться у них. Теперь подробнее про фильм.

    Красная армия загоняет немецкую мразь в нору, то есть в огромный бункер. Там доживает свои последние дни Гитлер и те, кто посчитали своим долгом оставаться с ним до конца. Гитлер уже не убедителен, нервы расшатаны, волосы растрёпаны, а руки постоянно сотрясает неумолимая дрожь. Страх предстать перед лицом победителей пожирает его изнутри, и уже полумёртвый фюрер только и делает, что отдаёт бессмысленные приказы и расспрашивает специалистов о способах быстрой и безболезненной смерти. Сразу следует сказать, что Гитлер в данной ленте показан абсолютно правильно и мастерски. Из него не делают безумного психопата, как например в американской ленте «Восхождение дьявола», а представляют коварным, безжалостным, фанатичным и высокомерным человеком, каким он и являлся на самом деле. Такой типичный немец, достойный того, чтобы возглавлять свой народ. И он его и возглавил. А у психопата и параноика из «Восхождения дьявола» такого бы никогда не вышло, его бы скорее упекли бы в психушку. В общем, американскую ленту даже близко нельзя поставить с этой. Гитлер получился отличный, именно такой, каким он являлся на самом деле.

    Про остальных актёров мало что могу сказать. Ну, в основном все отлично справились со своими ролями. Музыкальное сопровождение было какое-то ну совсем незаметное, как-то даже я и не заметил музыки в фильме.

    В целом и общем хорошо, даже очень хорошо. Просто приятно было наблюдать, как издыхают и травятся, словно крысы, последние «герои» Третьего Рейха. Раненые солдаты и горы мёртвых немцев ни на секунду не вызвали сочувствия или жалости. Такие чувства, вероятно, они вызывали только у самих представителей немецкого народа. Лично я просто наслаждался, когда смотрел, как с каждым разом всё больше и больше сходил с ума Гитлер, и как мощно взрывались советские ракеты на головах немецкого народа, который когда-то, в далёком 1933 году сделал свой выбор в пользу кровожадного безумца. Вот за это немецкий народ и поплатился, и вдоволь отхаркался кровью, в уже совсем разрушенном городе под названием Берлин.

    8 из 10

    4 декабря 2010 | 05:36

    Могу сказать, что я познакомилась с этой картиной совершенно случайно, по странному стечению обстоятельств. Был тихий вечер выходного дня, хотелось посмотреть какой-либо интересный фильм. Почему же я потянулась именно к диску с военными фильмами? И выбрала первый фильм, который значился в списке? А на моем диске он значился как «Освобождение. Битва за Берлин.» Но произошла ошибка-это был совершенно другой фильм, «Бункер» Оливера Хиршбигеля. Я посмотрела картину-посмотрела с начала и до конца, только просмотр растянулся на несколько часов. Потому что ощущения от просмотра и эмоции были настолько сильными, что я могла смотреть картину с перерывами-после 10-15 минут я выключала фильм на несколько минут, чтобы успокоиться и осмыслить все увиденное. Причем я даже не помню число первого просмотра-и не вспомню, настолько я была ошеломлена. Это один из немногих фильмов, вызвавших слезы на мои глаза. Во второй раз я дала себе слово быть более бесстрастной при просмотре «Бункера», но я не смогла. Ощущения мои были практически такими же, как и во время и после первого просмотра. Теперь постараюсь описать их.

    Итак, перед нами последняя весна и последние дни «тысячелетнего» Третьего Рейха…

    Государство, которое столько лет держало в страхе столько стран. Двенадцать лет… Так мало… и так много.

    Есть информация, что съемки картины проходили на улицах Санкт-Петербурга, потому что там много старинных зданий, которые вполне можно было бы использовать как фон. А я даже не подозревала об этом, я ясно видела перед собой горящий и лежащий в развалинах БЕРЛИН, видела агонизирующий Третий Рейх своими глазами. Меня поразила натуралистичность происходящего, я словно сама была там…

    Сказать, что мне понравился фильм… нет, это не то слово. Слишком оно будет простым для той бури эмоций, которая обуревала меня.

    Итак, последние дни Третьего Рейха. А ведь как все радужно начиналось для молодой красивой и полной надежд девушки из Мюнхена, фройлейн Траудль Юнге, которой посчастливилось стать секретарем самого фюрера. И вот резкий контраст-фюрер со своими немногочисленными приближенными скрылись в бункере под рейхсканцелярией, Берлин лежит в развалинах, а русские войска на подходе. Каждому ясно, что война проиграна…

    Особенно впечатлил и тронул один момент-разговор простого «гражданского» немца с детьми и подростками из гитлерюгенда. Была там девочка лет 13 с белокурыми косами и огромными светлыми глазами. Ей бы еще в куклы играть, а она стояла в каске и мундире-и с непоколебимой верой в Великую Германию. Видно было, что она преклонялась перед фюрером. А когда надежда рухнула, она приказала своему молодому командиру застрелить себя, потому что думала, что ее жизнь потеряла смысл. И лежала в окопчике девочка с огроными открытыми глазами-как символ погибшей Великой Германии. Ее маленький товарищ, прибежав к месту их сбора, увидел только смерть…

    Траудль Юнге

    «Это все нереально… Это как в страшном сне, из которого невозможно выбраться… Это никогда не закончится…»

    «Молодость-это не оправдание»
    -ее же слова после стольких лет.

    Александра Мария Лара предстает перед нами в образе молодой, нежной, в меру! наивной девушкой. Она только верно служила своему фюреру-и не может оставить его из чувства долга, хотя ее не покидает ощущение, что все это неправильно.

    Адольф Гитлер

    «Если вы думаете, что теперь я покину Берлин, вы ошибаетесь. Лучше я пущу себе пулю в лоб. Делайте что хотите…»

    «Чувство сострадания к слабым-непростительный грех.»

    «Завтра меня проклянут миллионы… Но… такова жизнь.

    Фюрер, фюрер… Актеру Бруно Ганцу мое огромное спасибо. Образ фюрера передан великолепно, с полной самоотдачей и вхождением в образ. Мне так и хотелось сказать ему: «Да, вы и есть фюрер». Мимика, жесты, выражение глаз великолепны. Бруно Ганц показал образ человека жестокого-и отчаявшегося, принципиального-и беспринципного, затравленного, ослабевшего- не желающего принимать действительность-но все-таки личность и человека. Со своими слабостями, по-своему обаятельного.

    Ева Браун

    «Он-наш Фюрер. Он знает, что лучше.»

    «Может быть, это звучит странно, но я счастлива здесь. И мне совсем не страшно.»

    -Фройлейн Браун! -Теперь можете называть меня фрау… Гитлер!

    Фройлейн Браун, фрау Гитлер. Любовь зла. Любить такого человека страшно. Но сердцу не прикажешь, Ева все-таки любила фюрера, несмотря ни на что, это видно из ее слов. «Он-наш фюрер». И этим все сказано. Она задыхалась в бункере, считала бункер каменной гробницей, но уйти не могла, не могла оставить его. Она осталась с ним до конца-и была счастлива, несмотря ни на что. Ведь исполнилась мечта всей ее жизни, хотя и за несколько дней до смерти — она вышла замуж за того, кого любила, за единственного мужчину ее жизни. Хоть он и отравил ей всю жизнь.

    Интересно, что чувствовала фрау Ева Гитлер, поднеся к губам роковую ампулу? Думаю, она все-таки была счастлива.

    Хорошо сыграла актриса Юлиане Келер, в роли Евы смотрелась очень органично и естественно. Только мне показалось, что ей несколько не хватило меланхолии-или то была эйфория последних дней? А мне всегда казалось, что Ева должна была быть грустнее. Но она была яркой и живой, живее всех в бункере.

    Йозеф Геббельс

    «Игра окончена. Ты мне больше не нужен.»

    «Игра», герр министр Геббельс? Вы играли? А как же миллионы загубленных жизней, в том числе и немцев?

    Вот Йозеф Геббельс мне не понравился больше всех в бункере, с первого взгляда не понравился, хотя игра актера Ульриха Маттиса была на уровне, ничего плохого сказать про него не могу.

    Магда Геббельс

    «Я не хочу, чтобы мои дети жили в мире, где не будет национал-социализма… Если не станет фюрера и национал-социализма, жизнь потеряет всякий смысл…»

    Фрау Магда Геббельс именно такая, какая и должна быть. Она жесткая, аристократичная, принципиальная «железная» фрау, приверженка национал-социализма до мозга костей. Раньше мне она не нравилась, и вовсе не потому, как она поступила со своими детьми. Я даже не знаю, жалко ли мне детей Геббельсов, но когда Магда прощалась с ними, я затаила дыхание-это был один из самых сильных моментов во всем фильме. Но теперь я могу сказать, что изменила свое мнение.

    Я не увидела в фильме НИ ОДНОГО актера, который бы плохо справился со своей ролью.

    Ушли из жизни те, кто не мог существовать без великого Рейха. У фюрера не было иного выбора, и многие последовали за ним. Отгорел последний костер-а юная Траудль Юнге осталась жива.

    Траудль осталась жива и пронесла свои воспоминания через многие годы. Воспоминания, которые нельзя забыть. Воспоминания, которые предстают перед тобой снова и снова. Благодаря этим воспоминаниям, живым и ярким, режиссер Оливер Хиршбигель снял прекрасную картину. В этом фильме все ужасно-и прекрасно.

    Спасибо всем создателям фильма за доставленное «горькое» удовольствие. «Бункер»-один из лучших фильмов, который я когда-либо видела. Шедевр. Единственная оценка, которую могу поставить-

    10 из 10

    27 сентября 2009 | 21:28

    Возможно я повторяюсь, но фильм действительно чесен и силен, редко в наше время встретишь картины которые сняты с душой, и просто пропитан такими же эмоциями.

    Фильм не просто о войне, он показывает нам что такое безысходность, и правда мы иногда тоже в ситуациях безысходности до конца будем жить с надеждой о хорошом конце, хотя часть нас та котороя «логика» или та которая «здравый смысл» будет говорить что все конец, оставь. Гитлер был не только душегубом как мы все приняли его считать, но человеком с большими надеждами и идеями, он был патриотом своей страны. И был готов на все ради идей своих и своего народа, просто у каждого свое понимание достижения целей и воплощение своих идей, просто еще и пути достижения их разные. Он просто вернулся к корням, раньше все дела проходили под знаменем законов природы. Выживает сильнейший, но Гитлер и умер от своих же убеждений, он оказался не достаточно сильным в нашей игре под названием жизнь.

    Все образы проработаны четко, актеры играют великолепно, так что посмотреть его стоит обязательно, а если вы еще и фанат такой тематики то уже должны начать просмотр.

    10 из 10

    10 августа 2009 | 17:46

    Фильмы Оливера Хиршбигеля «Эксперимент» и «Der Untergang» («Бункер») относятся друг к другу как лабораторный опыт и натурное наблюдение. В первой ленте автор показывает зарождение жестокости из объективных условий, возникновение желания подчинять, словно спонтанного сгустка разрушительной энергии в абсолютном вакууме, который представляет собой сознание цивилизованного человека, вроде бы лишенного хищнической жажды крови и стремления к подавляющей власти. В следующей работе Хиршбигель вырвался за пределы белых стен научного центра и попал в серые стены последнего пристанища верхушки Рейха, одержимого предсмертной агонией накануне вторжения союзников. Однако этот фильм значительно расширил поле драматургии и масштаб разворачивающихся событий, включив каждую камерную сцену в гигантский исторический контекст и одновременно проведя крушение народов через страдания отдельных людей. Картина тяготеет к театральности и по большому счету состоит из череды эпизодов, разыгранных одними лишь эмоциями актеров и внимательной камерой Райнера Клаусманна, которая, схватывая детали интерьеров и крупные планы взглядов, порой создает ошеломляющее впечатление.

    С точки зрения оригинальности идей, лента не стоит особого внимания: историческая роль Гитлера известна, события после окончания войны — тоже, даже подробности Нюренбергского трибунала можно при желании раздобыть и прочитать, как политики всего мира осуждали «преступление нацизма против человечности». Но «Бункер» все равно бьет наотмашь, заставляя замирать в моменты возвышенных трагедий, в минуты сжигающей самоотверженности, с которой эти монстры фашистского режима идут на смерть и, подобно легендарным титанам, падают в бездну небытия от осознания крушения их мира. И Хиршбигель не даст повода упрекнуть себя в оправдании национал-социализма, ибо ни единым кадром он не вызывает сострадания к фашизму как к строю. Его режиссура превращается в скальпель, разрезающий лозунги, догмы, всю партийную униформу, которая, спадая, обнажает человеческую сущность. Без нагромождения документальных свидетельств обо всех зверствах, без Холокоста, без 50 миллионов погибших — на короткий вздох в дымке экранной иллюзии Гитлер вдруг становится ничтожным стариком, мучающимся паркинсонизмом, с затуманенным рассудком, хватающимся за галлюцинации. Некогда огромная непобедимая армия, преданность генералов, величие арийской расы — все оказалось ложью, плодом одурманенного сознания. И Гитлер, безотчетно и совсем бесцельно рассуждающий о вредности милосердия как противоречащего естественному отбору, видится еще более мерзким. Однако это отвращение возведено в ту степень трагедийной патетики, доходящей до сердца через осознание страшной невыносимой боли, которую переживает в этот момент человеческое существо.

    Хиршбигель использует свойство экрана доносить до зрителя мощь и ярость, величие и силу одним лишь шепотом, оборванными монтажными фразами, драматичной тишиной, когда глаза превращаются в сухие слезы, а вселенская мука глохнет беззвучными спазмами, сдавлено прорывающимися из глубины тела. Единственное, что гремит в фильме, это взрывы снарядов и бутылок шампанского, которым фашизм провожает свою ужасную извращенную эпоху и даже перед кровавым закатом собственной жизни не забывает безумной привычки пировать на костях. Все оборачивается пляской смерти, а в бетонных коридорах этого храма будущих призраков то и дело слышны выстрелы самоубийц. И перед каждым кадр на секунду останавливает оцепеневший, поразительно экзистенциальный взгляд, еще долго резонирующий в обескураженной памяти.

    Картина состоит из целой коллекции блестящих актерских открытий. Ведь, когда человек забывает себя и всем своим существом превращается в другого, это нельзя назвать иначе, кроме как «открытие». Образы Евы Браун, Магды Геббельс, вместе с настоящим творческим подвигом Бруно Ганца, сыгравшего Гитлера, восхищают не только перевоплощением, но и тем, что за этими и другими именами в фильме стоят реальные судьбы. Многие из тех, кто был в том самом бункере, надолго пережили 9 мая 45-го. Среди них и Траудль Юнге, по книге которой был поставлен фильм. И лишь одна мысль не дает покоя: как можно жить дальше с этим неизлечимым шрамом памяти, с прошлым, через которое пролегли мировая трагедия, исторический излом, насколько может быть исковеркана жизнь катастрофой минувшего? В 2002-ом году Юнге, работавшая секретарем Гитлера, не твердит о своей непричастности к преступлениям фашизма, она понимает, что все, кто хоть чем-то помогал этому режиму, приложили руку к смертям миллионов. И потому не избежать ужасающего сочувствия сотням людей, попавших в ловушку истории: тем же женам гитлеровских генералов, которые по собственной воле умирали вместе со своими отпрысками, детям, оборонявшим Берлин от советских войск и в бессилии стрелявшим себе в висок под возглас: «Heil Hitler!» — и врачам, что лечили фашистских солдат и толпы больных гражданских в полуразрушенном городе.

    9 января 2011 | 23:35

    Мой запоздалый просмотр этого фильма совпал с сообщением о том, что 20. 04. 2008 г. в Парке Победы, в Санкт-Петербурге группой из 8 скинов было совершено убийство Дениса Ездауцкиса (как сообщают газеты, убийцы были несовершеннолетними и одной их них была девушка (!). Я не знал этого парня, но не могу оставаться равнодушным к таким новостям. А тут этот фильм, режиссер которого, Оливер Хиршбигель, как мне показалось, тоже не может и не хочет уживаться рядом с такой идеологией, хотя и не все так просто.

    В основу фильма легли биографический трехтомник И. Феста «Гитлер», а также воспоминания и дневники ряда непосредственных участников тех событий. Одним из таких участников была Траудль Юнге, стенографистка и машинистка фюрера, которую в ленте сыграла Александра Мария Лара. Но это не главное действующее лицо и не повествователь «истории», а лишь один из свидетелей, хотя ее личная речь (она умерла в 2002 году от рака на 81-ом году жизни) начинает и заканчивает фильм. Большое количество источников, участников, а также сложность самого времени, в котором разворачивается действие, обусловили решение режиссера взглянуть на все как бы и со стороны, и глазами многих персонажей.

    В фильм вплетено большое количество сюжетных линий, наверно, каждая из которых могла быть удостоена отдельной киноленты. Здесь и Адольф с Евой, во многом противоположные персонажи, но объединенные преданностью своим идеям (Гитлер был предан социал-национализму, а Браун — мужу) и безумием последних дней, и всё фанатичное семейство Геббельсов, и «наивная» (возьму я пока это слово в кавычки) фройлейн Юнге, и рассудительный и спокойный рейхсминистр Альберт Шпеер, и достаточно собирательный образ германского генералитета, хотя и не без отдельных колоритных персонажей.

    Также в картине присутствует персонаж полковника-врача Эрнста Гюнтера Шенка. Для описания таких сложных времен авторы часто прибегают к «выгодному» образу «хорошего» доктора, который руководствуется в первую очередь своей врачебной этикой (доктор Живаго в одноименном романе Пастернака, врач в романе Камю «Чума» и т. д.). В «Бункере» это образ, естественным образом, «отягощен» отличительными знаками войск СС (как мне стало известно, я не специалист в этом деле, со званием Шенка связан один из ляпов фильма — он носит отличительные знаки старшего лейтенанта, а к нему обращаются «полковник»).

    В целом, это большой сложный клубок из нитей судеб и взглядов разных людей одной эпохи, что можно ставить в достоинство киноленты. К плюсам еще можно отнести высокую степень документальности, не смотря на достаточное количество исторических промашек. Но, на мой взгляд, художественные фильмы не должны становится учебниками истории, и присутствующие в фильме фактологические ляпы не должны смущать зрителя, лишь бы суть не менялась.

    Но вот что мне не понравилось, с кинематографической точки зрения, так это недостаточный уровень психологического, душевного, напряжения, что может вызвать скуку у неискушенного зрителя. Иногда кажется, что все это понарошку. Хотя нельзя не отметить сцену умерщвления детей четы Геббельс руками собственной матери, от которой все внутри сжимается.

    В некоторых местах, на мой взгляд, недостаточно сильно или неправильно расставлены акценты. Один из героев фильма, маленький симпатичный мальчик лет десяти, готов с помощью зенитного орудия и нескольких других членов гитлерюгенд постоять за честь Вождя в осажденном Берлине (кстати, Вождь награждает его железным крестом). Отец мальчика отговаривает сына и другую упрямую молодежь от безрассудного поступка, но тщетно, юнцам промыли мозги и в этой отваге они уже видят смысл. Ближе к концу фильма мальчик, заглянув в глаза смерти, как и любой ребенок бежит к отцу, который его ждет дома, несмотря на стихийную эвакуацию и зверства своих же солдат (если быть точнее, солдат СС, не дело это вермахта), веря что блудный сын вернется. Казалось бы, шикарный сильный сюжет! Но он в фильме скомкан и не очень заметен.

    А теперь о главном — за чем сняли это кино? После фильма долго над эти думал — ну, наверное, для исторической правды, покаяние «наследников» или что-то в этом духе. Но вот как-то мне этих целей не хватало, ведь режиссер, как и любой другой художник, как писал, например, Б. Шоу, должен быть ответственным за свое произведение, а при такой тематике — вдвойне. Да и по «Эксперименту» видно что режиссер — Человек. Страшнее Второй мировой войны человечество не знало, и забыть никогда не должно. А та идеология, которая насаждалась умелыми подлецами есть, опуская философские рассуждения о категориях, абсолютное зло (!), и это надо твердо помнить. Видимо, в этом то и все мои сомнения — фильм «мягковат» и даже не фильм, а персонажи, вроде и Гитлер не так «демоничен», вроде и Геббельс внушает уважение своей преданностью, вроде и Гиммлер рассудительный и приятный человек, как, впрочем, и Шпеер. Несомненно, они тоже в чем-то были людьми, но это не главное!

    Поэтому считаю, что фильм хороший, но неподготовленный зритель, особенно подрастающий может неправильно его воспринять, тема то опасная. Вся эта «честь», «отвага», «преданность» и «сила» вполне могут вдохновить молодое поколение, а таких скотов из Питерского Парка победы еще предостаточно. Хотя может они такое кино и не смотрят.

    В конце фильма сама Траудль Юнге покаялась — не может молодость, вроде как наивность, оправдать ее причастности к преступлениям нацистов, — но боюсь, что у меня нет достаточных оснований, чтобы снять кавычки со слов «наивная», она почти три года была рядом со Зверем.

    П. С.: М. А. Булгаков в своих письмах жаловался на то, что люди часто характерность принимают за положительность: «Читал труппе Сатиры пьесу. Все единодушно вцепились и влюбились в Ивана Грозного. Очевидно, я что-то совсем не то сочинил» (Письмо П. С. Попову от 28. 04. 1934 // Булгаков М. Дневник. Письма. 1914-1940).

    6 мая 2008 | 17:58

    У Них фильм называется — «Падение» или «Закат», но Наши решили отжечь и вдруг назвали ещё одним «Бункером».

    Адольф Гитлер (Ганц) считал, что каждое его слово достойно анналов истории. Поэтому он держал штат секретарш-стенографисток, фиксировавших его приказы, письма и застольные высказывания. Одной из них была Траудль Юнге (Лара), проработавшая в бункере фюрера до конца войны. Ее глазами мы видим последние дни Третьего рейха…

    «Бункер» попал в международную номинацию на «Оскар», однако, эта картина предназначена не для всемирного, а для национального просмотра. Во-первых, чтобы проникнуться ее пафосом, нужно неплохо представлять себе историю фашистской Германии (как минимум, стоит ориентироваться в основных нацистских вождях, иначе в увиденном трудно будет разобраться). Во-вторых, чтобы осознать все поднимаемые в «Бункере» проблемы, необходимо поставить себя на место нынешних немцев. Важно понять, что для ФРГ Гитлер и компания — не иноземное зло, а демократически избранные вожди, политика которых одобрялась народом еще до начала государственной пропаганды. Неудивительно, что в Германии практически не создавалось фильмов о фюрере — слишком уж позорна и нелицеприятна для страны оказывалась любая попытка честно разобраться в истории фашизма.

    Нам, зрителям из России, наверно, проще всех оценить этот аспект «Бункера». У нас ведь есть Сталин и связанные с ним моральные дилеммы. Где, например, во время Великой Отечественной кончалась битва за Родину и начиналась война за режим? В одной из сцен «Бункера» отец зовет сына, мальчика из «Гитлерюгенда», выйти из окопа и переждать в убежище последние дни боев. Но это сейчас мы в курсе, как обошлась с берлинцами советская администрация. А что тогда знали немцы о наших войсках? Выгадывая для фюрера лишние часы жизни, последние защитники Германии одновременно бились за свои семьи, спасая их от «унтерменшей». Хиршбигель глубоко чувствует эту драму, отдавая должное и гуманизму, и ненависти к фашизму, и любви к Родине.

    Многомерность картины не у всех нашла понимание, и «Бункер» уже успели заклеймить за то, что он слишком «человечно» изображает фашистских вождей. Но, как в случае с доктором Лектером из «Молчания ягнят», нотки человечности в картине Хиршбигеля не затушевывают, а подчеркивают духовный распад. Когда Магда Геббельс дает малышам яд, она не находит лучшего оправдания, чем «мои дети не должны жить в мире без национал-социализма». Сыграй здесь Коринна Харфоух бездушное чудовище, мы бы просто отвергли ее кошмарную философию. Но мы видим, что Геббельсы действительно любят детей, и потому способны разглядеть за ужасом происходящего трагедию людей, которые хотели создать лучший мир, а породили образцовый геноцид. А раз фюрер и его прихвостни были людьми, а не исчадиями ада, значит, мы тоже можем повторить их ошибки.

    К сожалению, разворачивая пестрое и многофигурное полотно, Хиршбигель становится пленником собственной дотошности. Поначалу это полезно для фильма, потому что спешка и поверхностность в таком сложном материале неуместны. Но картина идет почти два с половиной часа, и никак не может завершиться, пока последняя точка над «i» не встанет на место. Это расхолаживает и портит впечатление от, бесспорно, сильной ленты.

    Немецкий взгляд на заключительные дни рейха получился неоднозначным, драматичным, обстоятельным и замечательно сыгранным.

    27 февраля 2009 | 22:23

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>