всё о любом фильме:

Бункер

Der Untergang
год
страна
слоган«Последние 10 дней жизни Гитлера»
режиссерОливер Хиршбигель
сценарийБернд Айхингер, Иоахим Фест, Траудль Юнге, ...
продюсерВольф-Дитрих Брюкер, Бернд Айхингер, Дорис Й. Хайнце, ...
операторРайнер Клаусманн
композиторСтефан Захариас
художникБернд Лепель, Клаудия Бобсин
монтажГанс Функ
жанр драма, военный, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$15 000
зрители
Германия  4.52 млн,    США  859.4 тыс.,    Испания  712.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время156 мин. / 02:36
Номинации:
Апрель 1945 года. Советские войска сжимают кольцо вокруг столицы Третьего рейха — Берлина. Перед лицом неминуемого поражения нацистская верхушка ищет спасение в секретном бункере, не желая покидать обезумевшего фюрера. Отвергнув предложения о побеге, Гитлер утверждает, что победа близка. Он приказывает сравнять Германию с землей и обсуждает детали своего самоубийства. Последнее убежище палачей пронизано агонией и страхом. И лишь те, кто выйдут живыми из этого бетонного ада, смогут поведать историю о последних минутах жизни и мрачном падении диктатора и его режима.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
124 + 12 = 136
8.0
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам книги Иоахима Феста «Падение. Гитлер и крах Третьего рейха» (Der Untergang. Hitler und das Ende des Dritten Reiches, 2002).
    • Многие из фраз Адольфа Гитлера в фильме соответствуют действительности, однако, произносились в более ранний период.
    • Для того чтобы лучше подготовиться к своей роли, Бруно Ганц провёл некоторое время в швейцарском госпитале, наблюдая за больными болезнью Паркинсона.
    • Съемки велись в Санкт-Петербурге при участии киностудии Ленфильм. Объясняется это тем, что в России съемочный процесс стоит дешевле, чем в Европе, и осталось много домов начала XX века.
    • Бруно Ганц довольно долго отказывался от роли Адольфа Гитлера, но изменил своё мнение после просмотра картины «Последний акт» 1955 года, решив, что и в этот образ можно привнести достаточную глубину.
    • В киноленте приняла участие реальная Траудль Юнге, секретарь Адольфа Гитлера, мемуары которой задокументировала писательница Мелисса Мюллер. Траудль скончалась в возрасте 81 года за несколько часов до премьеры фильма на Берлинском МКФ.
    • Бруно Ганц практиковался в произношении необычного акцента Адольфа Гитлера с помощью специально приглашённого молодого актёра из той же местности, откуда Гитлер был родом.
    • Среди 37 исторических личностей, ставших персонажами фильма, к моменту премьеры фильма в живых оставался лишь один человек, Рохус Миш, который был курьером, телохранителем и телефонным оператором Адольфа Гитлера на протяжении 1940-1945 годов. На сентябрь 2008 года он в возрасте 91 года (родился 29 июля 1917 года) вместе с курьером Армином Леманом (родился 23 мая 1928 года) оставался одним из двух последних живых обитателей бункера Гитлера.
    • В одной из сцен фильма можно заметить, что Магда Геббельс пишет письмо своему сыну от первого брака Харальду Куандту и перед ней стоит его фотография. Он был пилотом Люфтваффе и единственным из детей Магды Геббельс, кто пережил войну. В 1944 году он был ранен в Италии и попал в плен к войскам союзников, в 1947 году был отпущен на свободу и в 1967 году погиб в авиакатастрофе в возрасте 46 лет.
    • Пуговица, которую Гитлер удаляет со своего пиджака и передаёт Магде Геббельс, это золотой значок нацистской партии, которым награждались её высокопоставленные члены, непрерывно числившиеся в ней с 1925 года. Значком с номером 1 Гитлер наградил самого себя.
    • Портрет, на который Гитлер долго смотрит в одной из сцен, принадлежит немецкому императору Фридриху Великому.
    • Одна из сцен в фильме, в которой Гитлер пускается в бешеную тираду о том, что война проиграна, стала основой для многих вирусных видео. Во многих роликах сохранены оригинальные реплики, но добавлены новые субтитры так, чтобы казалось, что фюрер в фильме реагировал на разные события уже в современном мире: в политике, спорте или науке. Популярность этих пародий дошла до того, что студия Constantin Film в апреле 2010 года сделала попытку массового удаления пародий с различных видеохостингов. Более того, в 2012 году одна из сцен фантастической комедии «Железное небо» (2012) практически кадр в кадр воспроизводит сцену с фюрером, как еще одну пародию.
    • еще 9 фактов
    Трейлер 02:06

    файл добавилAIdgar*Sviridov

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.5/10
    То, что этот немецкий фильм четырежды менял название, прежде чем был выпущен на экраны России компанией «Централ Партнершип», с одной стороны, является случайностью, а с другой — выражает противоречивость и неровность самого кинопроизведения. Окончательный русскоязычный вариант «Бункер» отнюдь не кажется удачным, поскольку не отражает суть картины, которая даже по сюжету вовсе не ограничивается пребыванием Гитлера и его приближённых в подземном бункере в момент штурма Берлина советскими войсками. Первоначальная версия «Падение Берлина» слишком уж очевидно вызывала в памяти одиозную ленту Михаила Чиаурели. А название «Взятие Берлина» скорее бы соответствовало нашей точке зрения на исторические события периода завершения второй мировой войны. Пожалуй, наиболее точным было заглавие «Крах», упомянутое в рекламных роликах, но от него почему-то решили отказаться. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1802 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я всегда интересовался историей Третьего Рейха и личностью Адольфа Гитлера и я не мог пропустить фильм «Бункер». Посмотрев его — я не пожалел, наоборот, я увидел то, что так хотел увидеть — последние дни Третьего Рейха, последние дни Нацисткого Берлина и последние дни Адольфа Гитлера.

    Фильм произвел на меня огромное впечатление прежде всего прекрасной игрой Бруно Ганца, он смог крайне сильно сыграть почти сошедшего с ума диктатора, который в последние дни проигранной войны отдает бессмысленные приказы.

    Отдельной похвалы стоят прекрасная операторская работа, также режиссер смог создать атмосферу последних дней войны. Сцена со смертью детей Геббельсов просто шедевральная. Мне было крайне жалко смотреть на то, что ихняя мать ослепленная фанатизмом по Национал-Социализму убивает своих детей.

    Если честно, сам я — бывший Национал-Социалист (по своим причинам отказался от этой идеологии), но даже после отказа я смотрю этот фильм с удовольствием.

    За прекрасную игру Бруно Ганца, атмосферу фильма и за других актеров — 

    10 из 10

    10 июня 2013 | 00:48

    Берлин. Апрель 1945 года. С каждым днём вокруг столицы Германии становится всё больше и больше войск советской армии, которая жаждет добраться до верхушки нацистского командования. Пока артиллерия, танки и почти не прекращающиеся бомбежки с самолетов превращают город в руины, Адольф Гитлер (Бруно Ганц) вместе со своими соратниками укрывается в бункере к северо-востоку от рейхсканцелярии. Глубоко под землей, несколько десятков преданных своему вождю лиц день за днём наблюдают, как их некогда славный лидер превращается в тень самого себя. И чем ближе грохот от взрыва снарядов, тем абсурднее становятся приказы идола.

    Смелая, вдумчивая и познавательная военная драма, повествующая о последних днях жизни фюрера и людей вокруг него. Несмотря на то, что этот фильм принято считать посвящённым Адольфу, я всё же буду всегда утверждать, что гораздо более важным аспектом картины является окружение Гитлера. Нет, безусловно, медленно сходящий с ума монстр (к чести режиссёра и сценариста: обелять немцы символ нацизма даже не попытались и показали его таким, какой он был), которому мерещится, что у него где-то под Прагой есть победоносная армия, которая вот-вот должна отбросить проклятых русских обратно в Сибирь, это интересно. Однако лично я нахожу гораздо более важным то, как показали людей, которые отделились от лагеря фанатичных последователей, но всё ещё находились рядом с фюрером. Думая о нацистской Германии, многие забывают о том, что одержимых мразей, вроде Йозефа Геббелса и его ублюдочной жены Магды, которые отравили во сне своих шестерых маленьких детей (самая душераздирающая сцена во всей работе, которую я скоро вряд ли забуду), потому что не хотели, чтобы те жили в мире без национал-социализма, было совсем мало.

    Гораздо больше было тех, кто был втянут в этот кошмар против своей воли, но не имел права сомневаться до тех пор, пока голова тухлой рыбы не застрелилась под грунтом Берлина. Взять, к примеру, профессора Эрнста-Гюнтера Шенка. Мало того, что Шенк был терапевтом всю свою докторскую карьеру, научившимся на поле боя отпиливать людям конечности, так он ещё и регулярно вступал в конфликты с военной полицией, командирами войск и всеми, кто в последние дни гонялся по улицам за мнимыми предателями, которые якобы помогали большевикам. Шенк, как и многие другие (к слову, все здесь имеют реальный прототип. В конце фильма будет целый список имен и информация о том, что с каждым стало), были ВЫНУЖДЕНЫ подчиняться. Они были ВЫНУЖДЕНЫ выполнять в лучшем случае идиотские (к примеру, бесконечные желания Евы Браун устраивать попойки в бункере, пока соотечественники наверху гибнут от голода, холода и жажды), а в худшем — бесчеловечные распоряжения. Картина потрясающе живо демонстрирует растерянность многих немцев, которые получили обратно свою волю и с того момента не хотят иметь ничего общего с теми, кто устраивает пир во время чумы.

    Я бы мог ещё долго петь фильму дифирамбы о том, как легко он вызывает в зрителе эмоции, как Бруно Ганц шикарно играет Адольфа Гитлера (даже в самых мелких эпизод не забыл по дрожащую руку больного Паркинсоном фюрера, а уж об интонации его голоса я вообще молчу), как все второстепенные персонажи отлично прописаны и сыграны (в частности это касается Кристиана Беркеля в роли профессора Шенка и Александры Марии Лары, сыгравшей секретаршу Гитлера — Траудль Юнге), но это всё лирика.

    «Бункер» — это значительная часть, а может даже и суть Второй мировой, которая не должна оспариваться — есть нацист и есть человек без (свободы) выбора. Это было НЕ одно и то же тогда и это НЕ одно и то же сейчас. «Бункер» рекомендуется к просмотру всем, кто с чего-то стал об этом простом факте забывать и, естественно, любителям фильмов о войне.

    8 из 10

    6 декабря 2013 | 13:41

    Нет слов, просто нет слов, чтобы выразить своё возмущение! Я еле сдерживаюсь, чтобы не вызвать на дуэль всех, кто вообще может оценивать этот фильм иначе. За кровь, за муки, за бомбёжки, концлагеря, пытки, унижения, плен, рабство — миллионов моих соплеменников. Я не понимаю, какая здесь может возникнуть объективность!? Я готов царапаться и драться.

    Вся моя земля усыпана могилами павших в бою с фашистами, памятниками мирным жителям, расстрелянным храбрыми и верными эсэссовцами в парках и рощах моего города, -

    но, правда, слова «Никто не забыт, Ничто не забыто» на многих из них уже плохо видны, и в районных центрах я уже видел погашенные «вечные огни», ведь это «Газпром» — наше всё, а не мои не пережившие войну четыре прадеда и три прабабушки… А вот кладбище погибших солдат и офицеров вермахта вблизи от федеральной трассы, ведущей в мой город, выглядит новеньким и ухоженным…

    Так что ж, — я буду смотреть на слёзки Гитлера?! Сочувствовать детишкам Геббельса?! Отдавать должное высшим чинам самых свирепых дивизий СС?! Слушать их завещания?! — Да вы что!!! Опомнитесь!

    Или, может, вы уже готовы их исполнять? — РНЕ в России не самая последняя по численности и влиянию партия, и этот фильм его члены поставят в красный уголок в коробочке с золотым тиснением, — как фильм «Бригада» или «Бумер» есть в коллекции последней «шестёрки», приносящей букетик на могилу «авторитета»…

    В московском колледже всего лишь несколько учащихся из целого потока, пришедшего в текущем году, смогли правильно расставить последовательность «Оборона Москвы — Сталинградская битва — Курская битва». Об этом я прочитал сегодня в дневнике кандидата философских наук, которая продержалась в этом колледже один семестр. На этой почве обаяние фильма, снятого высокохудожественно и при этом совершенно нейтрально по отношению к самым одиозным фигурам ХХ-го века, — просто опасно.

    Это не фильм, — это пропаганда национал-социализма, неуместная христианизация бесчеловечной идеологии и её носителей. О Гитлере или плохо, или — ничего. Гитлер — проклят, как прокляты змеи. Такие фильмы — только питьё для Кощея, придающее национал-социализму силу. Посмотрите на комментарии, — сколько кильки заглотило наживочку, — это и есть то, к чему исподволь стремился режиссёр. — Немец.

    Мой дед голыми руками задушил майора, закапывавшего в окружении свой партбилет. Его разжаловали. Штрафбат. Но войну он закончил опять офицером, — лейтенантом. Я храню его орден — «Красной звезды»… — а вот этот фильм я сразу выбросил в «корзину» и ни за что не покажу его своей подрастающей подопечной, — она тоже не смогла ответить, какая битва была раньше, — за Москву или за Сталинград… Зато «Гарри Поттер», «Братство Кольца», «Пираты Карибского моря», «Сумерки» пересматривает, как только представляется возможность. Что же это такое?!

    Я не манкурт. Я не собираюсь сопереживать эсэссовцам, их детям, — и даже их секретаршам. Эти подонки, защищавшие Гитлера до последней минуты войны, собирались потом в Бонне каждый год и возлагали венки на могилы соратников и ни в чём не раскаивались. Этот фильм — ещё один такой венок. И мне стыдно за всех, кто этого не понял, как мне стыдно за тех, кто не знает, что было раньше, — Ельня или Корсунь, освобождение Харькова или Севастополя.

    1 из 10

    21 февраля 2010 | 18:22

    Апрель 1945 года. Берлин в шаге от падения под натиском советских войск. Высшее командование Третьего Рейха во главе с Гитлером и Геббельсом укрывается в подземном бункере, надёжно защищённом от бомб и снарядов. Поняв, что сопротивление бесполезно, болеющий и полубезумный диктатор отказывается от побега и готовится к своим последним дням. Но далеко не все обитатели бункера готовы окончить свои дни в подземных катакомбах разрушенной столицы.

    Немецкий режиссёр Оливер Хиршбигель начинал свой путь в большом кино с великолепной, драматически ужасной ленты «Эксперимент», поставленной по мотивам жёсткого психологического испытания, проведённого в 71 году американским психологом Филиппом Зимбардо. И хоть за пределами Европы эта лента не получила широкого признания (по крайне мере, пока американцы не сняли её ремейк), на мой взгляд, это один из лучших фильмов, которые я видел в своей жизни. Хиршбигель продемонстрировал своё умение нажимать на самые чувствительные точки зрительского восприятия, доводя уровень сопричастности до максимальных пределов.

    Уже спустя несколько лет Оливер взялся ещё за одну реальную историю. В качестве первоисточника Хиршбигель выбрал две документальные книги. Во-первых, это произведение известного немецкого историка Иохама Феста под названием «Падение. Гитлер и крах третьего рейха». Во-вторых, это мемуары Траудль Юнге — личного секретаря Гитлера, одной из немногих обитательниц бункера, кому удалось пережить войну и последующие судебные процессы. За моральную основу фильма взято именно её восприятие истории, заключающееся в словах: «Признаю, я была очарована Адольфом Гитлером. Он был приятным начальником и отеческим другом. Я сознательно проигнорировала все звучащие во мне голоса предупреждения и наслаждалась временем, проведённым в его обществе почти до самого конца.». И действительно, лучшее, что есть в фильме это противопоставление образа Гитлера и его деяний. По сути, в этой картине мы видим уставшего, одинокого, печального и в чём-то даже трогательного человека, которого без адекватного понимания ситуации, которого не было у девицы Траудль, хочется даже пожалеть. И я не считаю, что Хиршбигель поступился какими-то принципами или сознательно решил обелить этого человека. Наоборот, в таком свете его деяния становятся ещё более ужасающими. А вот уж кто выведен в качестве действительно мощных негодяев исторической действительности, так это семейка Геббельсов, в особенности Магда, собственноручно отравившая шестерых детей.

    Бруно Ганц идеально подошёл на роль постаревшего, поломанного судьбой и своими же делами, фашистского лидера. Актёр справился с задачей и отбросил в сторону все самые распространённые лекала. Здесь почти нет того самого безумного, одержимого взгляда, резких движений, громких криков. Тем контрастнее выглядит чуть ли не единственная сцена, где всё это проявляется в полной мере. Та самая сцена, которую из-за многочисленных пародий, к сожалению, практически невозможно смотреть без улыбки. А ведь это одно из ключевых мгновений картины. Кажется, что вот, сейчас Гитлер встрепенётся, возродится из пепла, снова станет тем, кем он был на протяжении долгих лет. Но нет, проходит минута, другая — и на экране вновь сломленный старик с болезнью Паркинсона.

    На мой взгляд, «Бункер» — это очень неплохая картина, интересно выстроенная с психологической точки зрения. Не без недостатков, конечно: некоторые второстепенные линии показались мне лишними, да и отдельным актёрским работам я не поверил. Но всё окупают Бруно Ганц и общая постановка вопроса: действительно ли условная Траудль видела Гитлера именно таким, или всё-таки она всё понимала, но сознательно закрывала глаза на его политику?

    8 из 10

    21 декабря 2015 | 11:23

    Честно говоря, ожидал чего-то большего. При таком хронометраже авторы по большому счету превратили в картину в некую последовательность действий, набор сменяющих друг друга эпизодов. Додумывайте, мол, домысливайте, делайте выводы. Да кто против?! Только хотелось бы видеть и авторскую позицию, линию, что ли. А тут…

    В такого Гитлера не верится. Неужели этот человек вел за собой массы? За счет чего? Ничтожное серое существо, почти лишившееся рассудка? Я бы понял, если бы фильм сняли в СССР годах так в 60-х, но ведь нет этого?! Геббельс — вот шикарный образ. «Истинный ариец. Беспощаден к врагам Рейха» До последнего, заметьте.

    Еще несколько цельных персонажей (фамилии не назову, к сожалению) — генералы Вермахта. Тут без вопросов. Четко выстроенная позиция, глубина. Главная героиня — вообще нечто! Весь фильм она позиционируется как верная фюреру немка, а потом за 3 минуты меняет свое мировоззрение. Нет уж, финальный монолог, извините, неубедителен.

    В общем, в очередной раз, доверился рекламе. Не то, чтобы жалею — отнюдь, но… Это не совсем то, что хотелось увидеть.

    7 из 10

    15 мая 2007 | 11:54

    Очень противоречивые чувства вызывает этот фильм. С одной стороны, да, мне было «интересно» его смотреть, т. к. я недостаточно знакома с историей конца третьего рейха. При этом, несмотря на то, что в ленте дается много информации и по-своему она вполне неплохо показана, несмотря на это после просмотра «Бункера» и близко не возникает ощущения, что пробелы по этой теме заполнены. Скорее он вызывает желание дополнительно найти еще больше сведений, чтобы составить свое, независимое мнение. Независимое, потому что история в фильме показана, на мой взгляд, несколько однобоко.

    В «Бункере» так или иначе главным персонажем является А. Гитлер. Он самый «мощный» персонаж всего повествования, он безусловно наиболее обсуждаемый герой этой ленты. Но вот именно о нем лента рассказывает односторонне, очень узко. Конечно, эта лента освещает как бы только последние дни жизни фюрера и его окружения, крах всего этого, их жизней. Но вот то, как это реализовано, на мой взгляд, неверно. Можно было бы сказать, что де «у каждого свое мнение» на верно-неверно в фильме. Но это далеко не так: вся эта тема абсолютно особая.

    Создатели фильма собирались в начале 2000-х годов (т. е. через почти 65 (!) лет после крушения третьего рейха) более 2 часов говорить с людьми (очень большим множеством) о Гитлере, «вождях рейха» и их окружении. Т. е. это значит, что с 45-го года на свете (и соответственно в кинотеатрах) появилось 3(!) новых поколения. Наверняка, будет верным предположить, что в среднем эти последние поколения имеют несколько расплывчатое представление об эпохе/режиме 3-го рейха и его «заслугах»/кошмарах/идеологии и т. п. Т. е. то, что попадает в головы с экрана будет, наверняка, достаточно живо воспринято и, возможно, окажет ощутимое влияние на формирование мнения этих зрителей о фигуре Гитлера и других (Геринга, Гиммлера, Геббельса и т. д.). Т. е. на создателях фильма лежала большая ответственность за то, что они «скажут» с экрана кинотеатра/телевизора.

    Они же в общем показали фюрера таким подуставшим немолодым человеком, достаточно интересным интеллектуально. Человеком, ценящим положительные качества в окружающих людях, ценящим, разумеется, верность, ненавидящим предательство. Человеком, откликающимся на добрую поддержку, «чистоту сердца» и т. д. В итоге получается персонаж, который вполне мог бы быть моим сослуживцем на работе или проосто человеком из московской толпы. Кем-то, кого ты невольно хочешь пожалеть…. Но как ? ? ? Как (?) можно было показывать таким человека, ответственного за миллионы убитых, ответственным за Освенцим, Хатынь, Собибор, лагеря смерти и все остальные миллионы случаев жестокости по отношению к Людям ? Как можно в течение 2-х часов молодежи(!) показывать такого в общем «усталого старичка» с человеческими чувствами и слабостями, многими любимым, кем-то преданным ?…

    Персонаж Бруно Ганца (фюрер) многократно резко ругается с генералами и другими героями, приведшими Германию к поражению; а пару раз произносит «странные» речи о людях, речи, несколько удивившие женщин из его окружения. Но это все настолько бледно отражает «темную» сторону его правления, что по сути не меняет образа достаточно человечного старичка.

    Из плюсов же фильма — возможность увидеть жизнь Берлина в апреле-мае 45-го «по другую сторону баррикад». Это интересно. Что же касается всех остальных компонентов фильма, то сделано, неплохо. Актерская игра, на мой взгляд, ярче, чем режиссерская работа и сценарий. Вполне неплохая картинка и музыка.

    В итоге фильм по многим параметрам интересный, но надеюсь он не будет служить тому, чтобы в будущем в памяти людей Гитлер постепенно стал «нормальным», заурядным человеком.

    6 из 10

    23 мая 2010 | 15:21

    В странах, откуда я приехал, города по ночам лежали темные, будто угольные шахты, и свет фонаря в темноте был опаснее, чем чума в средние века. Я приехал из Европы двадцатого столетия.

    Чем дальше в прошлое уходит весна 1945 года, тем больше вопросов возникает… нет, не тех, которые без устали поднимаются на телевидении и в прессе: не о Сталине, не об ошибках верховного командования, не о штрафбатах и заградительных отрядах. Покоя мне не дают другие вопросы: как стало возможным в ХХ веке в одной из самых образованных и культурных стран Европы существование фашистского государства, что за люди стояли за этим и, наконец, как мы сегодня должны ответить на те события?

    Итак, весна 1945-го. Шестой год Европа утопает в крови, шестой год по спинам лупят свинцовые дожди, шестой год люди задыхаются в предательстве и подлости… Берлин уже окружен со всех сторон, но правительственный район по-прежнему сверкает своим благополучием. Вечеринки Евы Браун искрят весельем, шампанское льется рекой, здесь флиртуют, танцуют, смеются и глупо верят, что уже скоро война будет выиграна.

    Пожалуй, еще ни разу в жизни я не сталкивалась с таким честным взглядом на свою историю, как тот, что предложен нам Оливером Хиршбигелем в картине «Бункер». Здесь невозможно восхищаться верностью — верностью идеям чудовищного уничтожения людей; здесь невозможно жалеть тех, кто заточен в бункер, в то время как старинный город лежит в руинах, похоронив под собой стариков, женщин, детей, мужчин, Берлин теперь — это «город бывших домов»; здесь невозможно испытывать положительных эмоций при просмотре. И все-таки «Бункер» не дает расслабиться, по мере неторопливого и внешне почти бескульминационного повествования напряжение лишь нарастает, заставляя ловить обостренным восприятием каждое слово и движение. Пожалуй, доминантной эмоцией при просмотре становится удивление. Нет, это не то удивление, которое позволяет нам не превратиться в обывателей, а удивление, которое повергает в шок: до чего бесчеловечным может быть человек. Гиммлера больше волнует то, как следует поприветствовать командование союзников, нежели крах мира, созданного не без его непосредственного участия; Гитлер плотно обедает перед самоубийством и устраивает скромную, но проникновенную церемонию прощания со своим окружением; и лишь два врача по прежнему делают свое дело, оставаясь людьми в этом скопище нечисти… Но в подлинный шок ввергает Магда Геббельс. Красивая женщина, верная жена и любящая мать хладнокровно убивает всех своих детей — совсем еще малышей, таких доверчивых к ее словам и указаниям. Актриса Коринна Харфух определенно шла на риск, соглашаясь на роль, и, на мой взгляд, совершила гражданский подвиг. То, что в документальных фильмах и журналистских расследованиях могут преподнести в ореоле, пусть непонятной, но все-таки романтики, рассказано ею так, что еще долго передергивает при вспоминании ее лица, с которым она проверяет судороги в ступнях детей. Она боится, что ее дети будут жить в мире, в котором нет национал-социализма. Но стоит ли жить в мире, где матери убивают детей во имя, какой бы то ни было партии? Где детей сжигают в печах, не забыв, однако, снять с них обувь?

    Бункер уничтожает себя — волна самоубийств превращается в рутину, а похороны уступают место сожжению трупов в бензине. Рушится третий рейх, как картонный макет, что стоит в кабинете Адольфа Гитлера, увлекая за собой тысячи случайных жертв. Оба фронта Второй Мировой сжимаются кольцом вокруг Берлина, но все еще неясно, кто одержит верх на том невидимом фронте… Нация Гёте, Бетховена, Шиллера, Гегеля, Гейне и братьев Манн воюет сама с собой: в концлагерях умирают не только евреи, цыгане и славяне, здесь вся немецкая интеллигенция — журналисты, писатели, врачи, учителя, ученые, художники… Нация уничтожала сама себя, последовательно и тщательно. Но даже несмотря на крах третьего рейха, не так просто восстановить законы жизни, которые были так цинично им попраны…

    Скульптор Курт Бах просидел семь лет в концентрационном лагере и вышел оттуда нетрудоспособным калекой. Нынче, через десять лет после поражения нацизма, он все еще добивается маленькой пенсии, подобно другим бесчисленным жертвам нацистского режима. Он надеется, что ему наконец повезет и он будет получать семьдесят марок в месяц; это составляет… около одной десятой того, что уже много лет получает от государства руководитель гестапо, организовавший тот самый концентрационный лагерь, где искалечили Курта Баха, не говоря уже о гораздо больших пенсиях, которые выплачиваются всякого рода генералам, военным преступникам и именитым партийным чиновникам.

    Все дальше уходит в прошлое весна 1945-го, но вопросов становится больше и больше, они возникают — словесно оформленные и пока еще не сформулированные, и они необходимы нам, даже если ответов мы найти не сможем. Пока мы задаем себе эти вопросы, еще не все потеряно…

    P.S. В отзыве использованы отрывки из романов Эриха Мария Ремарка.

    1 мая 2010 | 23:19

    Перед тем, как посмотреть этот фильм, нужно подготовить себя к тому, что война будет показана с другой стороны, с той, которую еще не показывали на киноэкранах. История, рассказанная в фильме, неразрывно связана со всеми нами, война коснулась наших родных, унесла жизни многих из них. Я старался отбросить субъективную точку зрения, просматривая этот фильм, хотя это было трудно.

    Сюжет фильма — десять последних дней Гитлера, когда русские уже были на подходе к Берлину, и практически все оставшиеся в живых военные оставались в бункере. Гитлера нам показали издерганным больным уставшим человеком, над которым за спиной смеялись все — от рядового до генерала. Фюрер, еще незадолго до самоубийства, отдает нелепые приказы, пытается разработать планы изгнания русских из Берлина, но весь старший состав уже понимает, что эти попытки «показать зубы», оказавшись в западне безнадежны, и открыто перечат своему вождю. Гитлер, не привыкший к такому поведению своих подчиненных, считает их предателями и трусами. «Все генералы, которые заслуживали уважения, уже пали, а вы просто трусы. Надо было перестрелять весь офицерский состав, как это сделал Сталин» — говорил фюрер. В итоге, поняв, что больше ничего не сделать, Гитлер приказывает всем солдатам не сдаваться и раздает им яд. Многие солдаты, сидящие в бункере, в том числе и раненые, застреливаются, многие пытаются заглушить страх перед безысходностью алкоголем. Одним словом, когда пропала надежда фюрера на перелом войны, солдаты пали духом. Сам фюрер вместе со своей женой покончил жизнь самоубийством. Когда оставшимся в живых солдатам было предложено капитулировать, половина из них предпочла застрелиться.

    Игра актеров порадовала. Исполняющий роль Адольфа Гитлера актёр, очень похож на своего героя. Я слышал, что этот актер играл фюрера не только в этом фильме. Также запомнилась роль профессора Эрнста Шенка. И еще произвёл впечатление момент в фильме, когда одетый в парадный костюм генерал Уэйдлинг, подрывает всю свою семью во время ужина.

    Понравилась и работа оператора. Многие кинолюбители знают работы Райнера Клаусманна по фильмам «Эксперимент» и «Вторжение».

    Музыки в фильме немного, но она подчёркивает напряжённые моменты. Зрители в ожидании, что будет дальше с героями фильма. И будет ли?

    Я не очень знаком с работами режиссера Оливера Хиршбигеля, но, судя по фильму «Эксперимент»,его работы глубокие и заставляют задуматься..

    В целом, Бункер — это непростой фильм, и я не думаю, что кто-либо сможет его оценить достаточно объективно. Но факт остается фактом — война показана под совершенно другим ракурсом, и это действительно новое направление в кино.

    22 ноября 2009 | 22:45

    В первую очередь было, очень ново посмотреть на ВОВ глазами врага(немцев). У меня постоянно возникали ассоциации с подобными русскими фильмами. И я отмечал одинаковые режиссерские ходы, музыкальное сопровождение, смысловое содержание, что и в российских фильмах. Это как бы посмотреть наше кино в зеркале, в немецком зеркале.

    Фильм отражает рефлексию германского народа по поводу 2 мировой и 3 рейха. ?Как мы могли, чем мы думали… Что с нами случилось, что мы следовали за Гитлером и восхваляли нсдап?? Этот вопрос задал режиссер по ходу фильма и на него он старался ответить. Неспроста в начале фильма приведена часть интервью Юнге Траудль, личного секретаря Гитлера. Где она ищет раздумывает над собственными мотивами. Я читал выдержки из различных книг, статей, интервью офицеров и солдат Вермахта, в которых те недоумевают как они могли выполнять зверские приказы по отношению к неарийцам. Их можно понять, трудно отстаивать идеологию всеми признанную, как зверская, крайней жестокости. Но, я в этом вижу, к сожалению, лишь лицемерие. ?Как мы могли, чем мы думали…» — но выполняли же. Например, приказ «О применении военной подсудности в районе Барбаросса», который гуманным не назовет ни один здравомыслящий человек.

    В общем, ?Бункер? пропитан любовью, жалостью к немецкому народу, к его страданиям, которые умножались безумным абсолютизмом Фюрера. Он считал, что сильный может и должен уничтожать слабого, что жалость это порок. Но вот мне как русскому человеку сразу вспоминался Иосиф наш Виссарионович, который положил раза в четыре больше своих соотечественников, чем Шикльгрубер. Почему то обратил внимание на то что при эвакуации из бункера на каждом каска, у каждого консервы и это в самый сложный для рейха период, а наших в первый год войны отправляли в атаку без оружия, учили отнимать у немцев. Вспоминал что на артиллерийскую батарею в день приходилось по 2 снаряда.

    В фильме есть пара сцен, которые хотелось бы обсудить отдельно. В конце когда офицер советует Юнге не смотреть русским в глаза. Ну что русские звери что ли, чтобы им не смотреть в глаза. И вообще вся эта сцена напоминает американские фильмы времен холодной войны. Неприятно, но похоже идеи национал-социализма совсем не забыты, и даже пестуются теми, кто пытается откреститься от расизма.

    Также очень тронула сцена убийства Магдой Геббельс своих детей. Ее старший сын до конца жизни не смог простить матери смерти своих братьев и сестер. Это конечно кульминация всепоглощающей и всеразрушающей силы 3 рейха. Монстр сжирает сам себя.

    В общем очень хороший фильм, рекомендую к просмотру.

    9 из 10

    30 января 2013 | 00:50

    Странно, но именно попытка разобраться в личности фюррера вызвала бурю возражений общественности. И это при том, что над Гитлером уже глумились как могли все, начиная с великого Чарли. Тут появилось хорошее, серьезное кино и… его сразу закидали камнями. Все это еще ДО выхода фильма в прокат.

    Почему его стоит смотреть?

    Потому что режиссер взглянул на Адольфа как на человека, а не как на брызжущего слюной дегенерата. Благодаря Оливеру, мы вдруг увидели, что диктатор был жалким, больным, уставшим человеком. Именно уставшим. Я очень боялась, что фильм сведется к зрительской жалости. Но Оливер удержал грань, не заставив нас жалеть Гитлера.

    Холодно и даже отстраненно режиссер за руку провел нас по бункеру и заглянул с нами в комнатки, где травили детей Геббельса, где стрелялась Ева, где обедала в последний раз семья Гитлера.

    Благодаря такому «музейному» подходу, режиссер стал нашим экскурсоводом по ужасам последних дней войны.

    Находка однозначно интересная.

    Что хорошо в «технике» фильма?

    Изначально маленькое пространство и богатство планов. Соединили противоположные вещи. Это добавило ощущение того, что ты сам бродишь по узеньким коридорам бункера.

    Главная роль

    Работа интересная. Очень четко взята характерность. Понравилась проработка деталей характерности: сутулость, трясущиеся руки, взгляд из-под бровей. Многое было в самих глазах актера. По видимому, он действительно «пропустил» через свое нутро персонажа.

    Из других персонажей понравился Геббельс (канонично показан) и его жена.

    Смотреть стоит.

    P.S.: Жаль, что фильм недооценили. Это, конечно, проблема раскрутки. Думаю «Бункер» заслуживает не меньшей славы чем, например «Пианист».

    9 из 10

    26 сентября 2008 | 13:24

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>