Не победили на поле боя; победим в информационном поле
Август 2008г. отметился двумя вещами: Пекинская олимпиада и грузино-югоосетинская война, когда бывший грузинский президент Саакашвили попытался раз и навсегда решить проблему с Абхазий и Южной Осетией, силовым методом. Это не моё мнение, это в 2009г. заключила международная комиссия ЕС. Однако, конфликт сильно повлиял на Россию, Грузию, Европу, потому про него должны были появиться фильмы. Первый шаг сделал Россия, сняв всего через полгода «Олимпиус Инферно», который был хоть и пропагандистским но добротным боевиком и который более-менее правдоподобно показывал события тех дней.
Не желая мириться с этим, в 2011г. грузины сняли свою версию, правда не сами, а с помощью американцев (как символично). И вот американо-финский режиссёр Ренни Харлин(известный другой русофобной агиткой «Рождённый американцем», а также самым провальным фильмом в истории «Остров головорезов») выкатил нечто под названием «5 дней в Августе». И этот фильм вызывает один только смех.
Главные герои фильма – группа американских военных корреспондентов. В начале фильма, они находятся в Ираке и едут в город Самарра, где попадают под огонь местных бандитов. Забавно вот что, в дальнейшем Россию весь фильм будут обвинять, что она варварски хочет захватить маленькую и беззащитную Грузию, но вот то что американцы то же самое сделали с Ираком, породив тех самых бандитов, нашу команду журналистов-пацифистов не смущает.
Журналистов, чудом, спасает грузинский военный контингент. Нарваться во всём Ираке на 2000-ый грузинский контингент, который к тому же располагался в восточной провинции Васит, а не в центре где и находится Самарра, это действительно чудо!
Даже не знаю, стоит ли говорить, что главные герои пустые и блеклые как иракская пустыня, а потому никаких эмоций они не вызывают и следить за ними не хочется. Плевать, даже если их убьют.
Тем не менее, спустя год, они прилетают в Грузию. Однако в стране не спокойно, назревает эскалация российско-грузинских отношений, что не может не вызывать беспокойства у президента Михаила Саакашвили, исполненного Энди Гарсией.
Вообще, Саакашвили в фильме выставлен мудрым и обеспокоенным сострадальцем. Он не хочет войны, призывает не поддаваться на провокации России и пытается решить конфликт с Южной Осетией, миром. Какой лапочка! Так и не скажешь, что это тот самый Саакашвили, который в 2004г. силой подавил автономию в Аджарии; который в 2007г. водомётами и слезоточивым газом разгонял митингующих в Тбилиси; и который в реальности наоборот грозился разобраться с двумя регионами.
Как вы могли догадаться, Россия в фильме выставлена агрессором, который просто тупо хочет захватить Грузию и отбить Южную Осетию. Никакой реальной предыстории нам не расскажут. Например, что Абхазия и Южная Осетия ментально не были частью Грузии, эти регионы были насильно к ней присоединены в 1921г. Что в 1989г. пока Грузия объявляла о своей независимости, Абхазия и Южная Осетия наоборот хотели остаться в СССР, но Грузия и Москва это проигнорировали. Что в 1992г. Грузия уже имела вооружённый конфликт с этими регионами, потому что те пытались провозгласить независимость. Конфликт удалось заморозить только благодаря вмешательству России. Не упоминается, что жители Южной Осетии всё равно тяготели к России, на фоне того что Грузия вводила там грузинский язык единственным официальным.
И вообще в фильме не упоминается, что Грузия хотела стать членом НАТО, из-за чего Саакашвили размешал в Грузии американские базы, что вызывало беспокойство у России, ведь это было прямо у её границ. Не говорится, что Россия имела в Осетии свою миротворческую базу, а большинство жителей Осетии к началу конфликта, имели российские паспорта. Это и стало юридическим предлогом, вмешательства России.
Нет, ничего этого по фильму нет. Зачем же Россия хочет захватить Грузию? Готовьте животы! Из-за того, что Грузия перекачивает нефть в Европу! Видимо имеется в виду нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, только он проходит по территории 3-ёх государств. Во-вторых, никто за этот нефтепровод не воевал, да он и не мог заменить российские нефтерождения.
Потом начинается российское вторжение. Просто так, Грузия никакой Цхинвал не обстреливала. И это вторжение просто смаковка! Русские солдаты изображены ордой небритых, нестриженных, немытых орков, которые бомбят свадьбы, мародёрят, расстреливают мирных жителей, пытают, строят концлагеря. Серьёзно, на архивных кадрах ВОВ нацисты себя более цивилизованно ведут, чем тут русские. При этом оказывается, что русская армия ещё и слабо мотивирована, поэтому здесь служат наёмники. Я реально удивлён, почему не показали заградотряды?! Не канон. В сравнении с этим фильмом, «Олимпиус инферно» воспринимается как документалка, там грузинские солдаты хотя бы были изображены солдатами.
Есть кстати сцена, где российский генерал, в исполнении Раде Шербеджия, ведёт диалог с журналистом на тему природы войны и насилия. Только непонятно к чему этот диалог, ведь он никак не влияет на фильм.
На фоне всех этих зверств, нам показывают храбрый грузинский спецназ, который мужественно спасает граждан из лап орков, но остановить они их не могут, ведь русских больше.
Кстати, замес сюжета в том, что главный журналист пытается доставить до Запада флэшку с записями зверств русской армии. Это не стырено с нашего же «Олимпиуса инферно», где такой же сюжет был?! А ещё меня порвало с того, что Грузия оказывается в международной изоляции, потому что все мировые СМИ транслируют точку зрения России (сейчас где-то Аманда Кокоева поперхнулась). Мне в 2008г. было 12 лет, я и то прекрасно помню, как мировая пресса наоборот, выставляла Россию агрессором и виновником, а Грузию – маленькой, демократической, процветающей страной, которую хочет покорить авторитарная Россия.
И вы спросите, если русские имеют большинство и они хотят захватить Грузию, а весь мир на их стороне, чего же они её не захватили? Не захотели! Я не шучу, это реально расклад фильма. Русские просто не захотели идти дальше.
Вывод: Пиши я эту рецензию лет 10 назад, я бы излил весь свой запас брани на то, как я ненавижу этот фильм. Но сейчас, в 2022г. он у меня вызывает лишь один смех. Ведь история всё расставила по своим местам.
«Ангел мира» Саакашвили сейчас гниёт в грузинской тюрьме, за коррупцию. Грузия не вступила ни в НАТО, ни в ЕС, да ещё и потеряла два региона из-за своей политики. Россия показала всему миру, что готова блюсти свои национальные интересы. А фильм «5 дней в Августе» оказался там же, где и карьера Ренни Харлина, – в забвении.
Если честно, долго не мог уговорить себя посмотреть это кино, так как шумихи вокруг него было много в свое время, и уже тогда фильм преподносился как чистейшей воды кинолента ярковыраженного антироссийского пропагандистского характера. Все же посмотрел… И чуть не проплевался (вместо буквы «п» во втором случае следует поставить букву «б») – столь «эпичного шедевра» давненько не доводилось видеть. С «5 дней в августе» по уровню маразма может сравниться разве что «Рэмбо 3».
Начну с того, что режиссер Ренни Харлин, между прочим поставивший классный «Крепкий орешек 2», отличного «Скалолаза» со Сталлоне и в общем-то неплохих «Охотников за разумом» и «Глубокое синее море», мягко говоря дважды угодил в одну и ту же воронку как шальной снаряд, сняв банальную агитку. Свое режиссерское ремесло он начинал как раз с фильма, рассказывающем о бедных американских студентах, вдруг совершенно нечаянно перешедших финско-российскую границу и оттого впавших в немилость злых и жестоких русских. И вот, спустя четверть века еще одно подобное творение…
Фильм «5 дней в августе» позиционирует себя как достоверное изложение событий, произошедших в 2008 году и получивших условное название «Пятидневная война», глазами, конечно же, американских журналистов. Не хочу пересматривать это кино еще раз, чтобы подтвердить данный факт, но, кажется, во время выпусков новостей где-то в самом начале фильма, журналисты говорят о Владимире Путине как президенте РФ, но вот только в 2008-м президентом был уже Дмитрий Медведев. Да и в так называемой хронике по телевидению везде мелькает лицо В. В. П., а не Д. А. М…Странно…
Вообще этот фильм содержит в себе массу странностей, которые граничат и с безумием, и с полнейшей ахинеей сразу. Так, создатели фильма предлагают взору зрителя «русских солдат» во всей красе – небритых, нестриженных, одетых не как солдаты российской армии (внимание, в фильме ясно говорится, что напали на Грузию именно ВС РФ, а не бандформирования, сошедшие с гор), а как сборище бандюганов, не отличающихся ни умом, ни смекалкой, всех исколотых татуировками и, что самое главное, в старой советской форме. Здесь, кстати, круче всех смотрится герой Раде Шербеджии – российский офицер, у которого на погонах, если не изменяет память, не три большие золотистые звездочки, а три маленькие зеленые (неужто старлей командует «армией русских»). Форма данного гражданина повидала, наверное, не одну войну, потому как на спине у этого вояки видны какие-то пятна, а внешний ее вид дает представление о том, что «русский вояка» по ночам подрабатывает где-то грузчиком или маляром. О чем говорит и его внешний вид –неопрятные грязные волосы, сбившиеся в колтуны по всей голове…
Впрочем, это можно сказать и обо всех «наших вояках». Главный из них – персонаж весь в татуировках (при этом на плечах у него с обеих сторон выбиты звезды внутри подковы – иначе никак не объяснить, почему в середине фильма у него такое тату на левом плечу, а в конце киноленты уже на правом… может фантазии не хватило на разные татушки???)
Отдельного упоминания заслуживают «российские» вояки, чье поведение сродни поведению фашистов. Ребята не стесняются устраивать публичные казни, обливать горючим и сжигать ни в чем не повинных мирных граждан. Более того, эти Звери (напишу с большой буквы, ибо они это заслужили), ведут себя как милые и пушистее ребята, когда доблестные защитники из грузинской армии обстреливают их из автоматического стрелкового оружия в финальных сценах. «Русские» сжаливаются над своими врагами и отпускают их даже несмотря на то, что защитники грузинского отечества убивали их «братьев по оружию». Странно, одним словом.
Как признавался Харлин, он подключился к этому проекту, чтобы выйти из творческой депрессии. Судя по всему, этому же примеру последовали и Вэл Килмер, и Раде Шербеджия, и Эммануэль Шрики, и Энди Гарсия. Последний, кстати, сыграв президента Михаила Саакашвили, почти съел в кадре галстук, а также мастерски изобразил эмоционально неуравновешенного экс-главу Грузии. Все они, равно как и прочие актеры-ребята сыграли из рук вон плохо, не сумев показать в сумме должно игры. Кроме того, так забавно слышать дублированный голос Килмера, говорящий с явным грузинским акцентом.
Удивительным и все таким же странным кажется и то обстоятельство, согласно которому только журналисты остались в разрушенном городе. Причем у одних была фотокамера, у других видео, у третьих выход в Сеть. Интересно, а если бы кому-то там приспичило в руинах – нашелся бы герой с туалетной бумагой? Плюс ко всему в разрушенном городе, оказывается так просто найти похищенную девушку по снимку из мобильного телефона, а также найти неожиданного союзника, которому не в армии Зверей служить в пору, а в машинки играть в песочнице.
В добавок ко всему совершенно неясной оказалась тупая любовная линия фильма, в которой сошлись два одиноких сердца, повстречавшихся посреди жестокой войны. Руперту Френду и Эммануэль Шрики несказанно повезло, ведь ее героиня училась в штатах и свободно говорит по-английски, а он как истинный джентльмен, подвыпивши и под градусом влюбившись с первого взгляда, понял, что обязан защитить ее во что бы то ни стало…
«5 дней в августе» - это жестко агитационное пропагандистское кино, созданное исключительно для коалиции тех государств, которые в последние годы ведут информационную войну против России. Ярким тому подтверждением является финальная сцена на площади, где митингующие граждане в знак солидарности держат флаги США, Объединенного Королевства, Грузии, Украины, Латвии, Эстонии…
Не знаю, понравится ли вам это кино, посмотрите, оцените…
Фильм однозначно понравился. Интересная псевдо-документальная съемка с оригинальным вкраплением спецэффектов (момент, когда подстреливают невесту-сестру даже отматывала пару раз). Яркая игра актеров, пусть не всех, но большинства. Особенно замечательно справился Энди Гарсия - но опять же, вся его эмоциональность может показаться натянутой для Саакашвили тех лет, но опять же - в ленте нет и намека на то, что это чисто документальный фильм. Это художественная кинолента, так что все нападки на сюжет абсолютно неуместны.
Картина показывает войну как она есть, и совсем необязательно акцентировать внимание на факторах Грузия vs Россия. На их месте вполне могли оказаться другие страны, но от этого трагедия не становится меньше.
Это лента о войне, потерях, причем не только физических, но и душевных (здесь не могу обойти вниманием переломный момент в отношениях отца и дочерей), о непростых решениях и жертвах.
Кто-то отрицательно высказывается о неуместном хэппи-энде. Но ведь без него на душе остался бы просто невыразимо тяжелый осадок. Хотя он и так остался, но отнюдь не из-за того, что '5 дней в августе' плох. Он просто раскрывает нелицеприятные моменты, и судя по общему рейтингу фильма, многие по-прежнему не любят смотреть правде в глаза.
Спасибо команде за с пользой проведенные полтора часа.
Это один из самых русофобских фильмов последних лет. Вызванный, естественно, очередным витком противоборства русской недоимперии и англосаксонской сверхимперии, который начался как раз с грузинской войны и пик которого мы переживаем сейчас, когда по прямому назначению применяется армия уже не крошечной Грузии, а огромной Украины. В фильме присутствует одностороннее изображение 'военных преступлений' - как этого и следует ожидать от русофобского фильма (а русофобия будет в тренде до тех пор, пока русская империя не одержала верх), 'военные преступления' совершает только Россия. Здесь показаны 'наёмники', воюющие за интересы России. Главные герои - американские военкоры, стремящиеся передать горячий материал, выгодный, естественно, русофобам. Все эти вещи, естественно, не нравятся русским: ведь считается, что 'военные преступления' и 'наёмники' - это плохо, а работать на 'русофобскую пропаганду' - это быть врагом русского народа. Но!
'Военные преступления' - такая же лицемерная глупость, как 'чрезмерно жестокий палач'. Когда человек делает 'грязную работу - работу убивать', тут не до сантиментов. Каким надо быть мерзким кукловодом, чтобы кричать о каких-то 'кодексах чести на войне', 'законах войны' и 'юридической морали войны'; какой надо быть послушной куклой, чтобы верить в это! Говорят, фашисты под Сталинградом горько сетовали, мол, Красная армия воюет 'нечестно', 'как дикари', 'навязывает грязный бой'. Неужели вы всерьёз воспринимаете бред обречённых фрицев - жертв 'котлов' и 'клещей'?! Это вам бокс, что ли? Борьба классическая?! Нет! Когда воюют, не соблюдают какие-то мифические приличия и нормы. И если уж на то пошло, то как раз американцы совершили самое страшное 'военное преступление' всех времён - применили атомное оружие. И 'пипл схавал'. А как относятся японцы к своим победителям? Есть предположение, что островитяне всегда смотрят на тех, кто может миловать, а может убивать сотнями тыщ в один миг, как на богов и относятся к ним с пиететом! Современный японский язык даже адаптирован под американщину! Японцы болтают на реальной смеси своих слов с английскими! И почему-то не считают это кощунством по отношению к своим предкам, сгоревшим в атомном огне.
А 'наёмники'? Вы серьёзно думаете, что есть огромная стена между гнусными 'псами войны', воюющими за деньги поджигателей войны, и благородными воинами - защитниками своей Отчизны? Как-то я догадался проверить, действительно ли Красная армия была армией рабов, 'работающих пушечным мясом' за пищу и из страха быть расстрелянными своими же. И элементарный поиск в Гугле дал чёткий ответ: ОНИ ПОЛУЧАЛИ ЗАРПЛАТУ. Вот и получается, что разница между этим вашим 'наёмником' и 'защитником Отечества' - лишь в том, кто работодатель: частник или государство. И все претензии - к экономистам и управленцам войны: когда явно не хватает 'наёмников', подключается 'государственная солдатня'...
Идеология же, угодная одним и не угодная другим, остаётся на совести её заказчиков и исполнителей, а воля гражданина - выбирать для себя идеологию или не выбирать никакой. Есть большинство, которому проще жить всю жизнь по принципу 'где родился, там и пригодился', и меньшинство, что чувствует себя 'гражданами мира' и презирает 'серую массу', идущую на поводу у своих правительств и гавкающую на тех, на кого науськивают, восхваляющую тех, кто объявлен героем. Честно признаюсь, что, хотя у меня была такая возможность, я не смог стать 'гражданином мира' и в итоге остался в лоне своей родной русской недоимперии.
Считаю актуальным посмотреть и обсудить именно такой фильм. Сейчас его не проблема найти в более-менее профессиональном русском дубляже, хотя в момент его выхода ожидаемый остракизм в России не давал возможности смотреть не с оригинальной звуковой дорожкой. Не уверен, что ту версию, что смотрел я, озвучили именно в России: сегодня как никогда много охотников на чистом русском языке швырнуть в лицо русскому ужасные вещи о его стране. 'Никогда мы не будем братьями!' спели от лица украинцев прибалты. Не удивлюсь, что и '5 дней войны' с удовольствием озвучили где-нибудь на задворках той части суши, что когда-то (на словах) гордилась, что её сплотила Великая Русь. Где-нибудь в Молдавии или даже в Таджикистане. По крайней мере акцент там во многих местах присутствует, чего не было бы, если бы фильм озвучить взялись специалисты, близкие к какому-нибудь диссидентскому информагентству в Москве или Питере. Ну да бог с ним. Это иллюзия, что русский язык звучит кощунственно в устах, порочащих Россию. Пусть это будет хоть чисто русский диссидент, хоть убеждённый националист - казах, одинаково хорошо владеющий и казахским, и русским. Язык - всего лишь инструмент, а важно, как человек относится к России в своей душе.
А относиться к России можно только как к Империи. Если задать себе вопрос, хотелось бы жить в процветающей империи, в торжестве победы своих идей, видя победное шествие по планете своего языка, своего образа жизни, наверняка любой человек ответит: конечно, хотелось бы! Но штука в том, что мы, русские, видим торжество иной, конкурирующей, империи, а не нашу с вами победу над миром! И разве бы нам было не радостно видеть, что это не американское кино, не американский стиль, не американская речь, а всё наше, родное, желанно и престижно для всего цивилизованного мира?!
Но 'бы' как раз и мешает, и потому имеем, что имеем. Даже в случае, казалось бы, безоговорочной нашей победы, американцы нашли именитого финна-режиссёра, иногда выпускающего фильмы о России (т. е. он знает врага в лицо), дали ему американских, еврейских, хорватских и финских актёров (каких угодно, только не грузинских и не русских) и денежки - и доверили ему снять о войне славной Грузии против отвратительной России непрезентабельный трешак вроде псевдословацкого 'Хостела'. Что вышло? А вышла примерно такая картина. Пьяный дурак полез с кулаками на мощного здоровяка, естественно, отхватил по наглой харе, улетел под стол, выполз оттуда, выплюнул зубы, утёрся рукавом и прошамкал: 'Ну хахово?! получил?! ишо надо?!'
Такие вот фильмы-моськи, пытающиеся тявкнуть на Россию-слона, всегда выходили и будут выходить и впредь (теперь, когда украинцы усмирят Донбасс и доломают последние памятники Ленину, всплеска подобного кино следует ожидать не только на Украине, но и в совсем уж некинематографичных странах типа Молдавии), пока Россия в мире - далеко не победитель и не триумфатор. Но повернись история так, что мы таки нагнём весь мир, уже нас осуждать не посмеют, потому что победителей не судят.
Как сел смотреть этот фильм ожидал увидеть или грузинскую версию Предстояния или качественную агитку (бюджет впечатлил). Увидел агитку, глянцевую и яркую, но невысокого уровня.
Герои сочувствия к себе не вызывают ровным счетом никакого, равно как и восхищения.
Очень ожидал увидеть образ врага (естественно армии РФ) – демонический и харизматичный (всегда был интересен взгляд на нас со стороны врага). Но российских солдат в фильме почти не было. Вместо этого показали толпу то ли ваххабитов, то ли гопников, названную капитаном Резо – «милицией». Причем, как мне показалось, эти самые «милиционеры» сидели за рулями бронетехники и штурвалами вертолетов и самолетов (странное стремление все разломать говорит об этом). Под определение солдат регулярных войск могут подойти только два офицера – полковник Демидов и безымянный майор. Данила – казак-неонацист вызывал смех, а не ужас (один винегрет из наколок чего стоит). Особо следует выделить одного «хорошего» милиционера – рыжего мальчика ущербного вида в сварочных очках (производит впечатление маньяка). Такое ощущение, что Данилу он застрелил за то, что тот ему не дал лично перерезать горло хоть одному пленному (как будто семью для этого семью в теплице и не выдал).
Несколько разочаровал и образ грузинской армии. Не сказано, где капитан Резо долго сражался за свободу Грузии (или может в Ираке). Да и подвигов показано мало. А причина того, что Южная Осетия и Абхазия окончательно отпали от Грузии – миролюбие Саакашвили.
Фильм досмотрел до конца только потому, что ожидал увидеть что-то по настоящему оригинальное, но оно так и не появилось.
Подводя итог, скажу, что весь фильм соответствует информации грузинских и европейских (в основном прибалтийских) СМИ поэтому и представляет некачественно выполненный агитматериал (деньги то немаленькие выделили). Игра Энди Гарсиа и пара красивых пейзажей положение не спасают. «Олимпиус инферно» на порядок выше (по крайнем мере было желание его посмотреть еще раз).
В 1985 году Оливер Стоун снял картину 'Сальвадор', которая рассказывала о военных событиях в этой стране. Режиссер не побоялся показать в картине свою точку зрения на события, несмотря на то, что военные действия еще продолжались. Этот фильм стал одним из самых успешных представителей современной кино-пропаганды.
Нет ничего удивительного в том, что фильм Стоун стал высокой планкой для последователей.
Фильм 'Пять дней войны' получился очень непростым. Все дело в том, что он рассказывает зрителю о событиях, которые произошли сравнительно совсем недавно - российско-грузинский конфликт 2008 года. Режиссер Ренни Харлин постарался эту проблему преодолеть тем, что повествование ведется не от представителей России или Грузии, а от независимых американских журналистов. В определенной мере это снижает напряжение.
Но, несмотря на это режиссер четко занимает позицию одной из сторон. Это вредит фильму и резко снижает его художественную значимость. В данном случае, отрицательно показаны представители России. Хотя в фильме, речь идет фактически об одном доказанном военном преступлении (единичном случае расстрела мирного населения). Таким образом, не только нарушается объективность, но и любые обобщения представляются нелогичными.
В таких обстоятельствах, больший успех получил бы сюжет связанный с тем, что на Грузию напало секретное подразделение зомби или что-то в этом роде. Отнеслись бы как к метафоре хотя бы, да и пофантазировать можно было бы никого особо не задевая. В нашем же случае конфликта, пострадавшие есть в каждой из стран.
На мой взгляд, корректнее было бы выждать паузу - лет 15, и тогда даже это кино, вполне вероятно и произвело бы гораздо больший эффект.
Если же отстраниться от концепта, то фильм получился неоднородным. Первая половина смотрится весьма интересно и динамично. Вторая половина картины, на мой взгляд, затянута и скучна. Ренни Харлин умеет снимать экшн, и мне кажется, что возьммись он за картину воспроизводящую крупную историческую битву - его бы ждал успех.
Что касается игры актеров, то вполне убедителен был Энди Гарсия в роли президента. Остальные актеры сыграли ровно и не особо напрягались. Известные Раде Шербеджиа, Хизер Грэм и Вэл Килмер - имели очень мало экранного времени и ничем особенно не запомнились.
Зато, после этой картины я узнал Микко Ноусиайнена. Он сыграл запоминающийся образ убийцы.
По правде говоря, временами картина возвращала нас к 'Рожденному американцем'. Думаю, что если бы Харлин более подробно вспомнил первую половину своего дебютного шедевра - это бы пошло его картине только на пользу. Ибо его стихия - это экшн.
Думаю, что если уж и браться за подобные картины, то нужно их делать масштабными и интересными, обязательно выдержав паузу. Как, например, это получилось у Брайана Сингера в 'Валькирии'.
В итоге:от этого фильма ждали очень много. Он должен был символизировать позицию одной из сторон в известном конфликте. Позиция показана. Художественные преимущества фильма неочевидны. Сцены боев показаны весьма корректно, но они теряются на фоне журналистко-политического пафоса. А пропаганда мне мало симпатична
Если вам, конечно, интересно моё мнение. Я киноман. На кинопоиске зарегистрирован ещё до службы в армии. Возможно, вам будет интересно услышать мою историю.
Я служил в 135 мотострелковом полку. Тот самый полк, чей батальон стоял на границе с Грузией в Северной-Осетии. В нашем полку было 3 мотострелковых батальона. Второй и третий по году по очереди были миротворцами на границе с Грузией в Цхинвали. А я служил в первом батальоне, мы были группой быстрого реагирования по КБР. (Это так к слову). Я, конечно, не сижу в думе. Я не знаю где правда. Мы были на учениях в горах за месяц до 8 августа. Мы были там всем полком в 120 (примерно, щас не помню) км. От Цхинвали. Конечно, может нас держали рядом для нападения и прятали в горах. Но есть множества НО, которые убеждают меня думать по-другому.
В этом фильме есть существенный минус. В войне, которая длится всего 5 дней, при экранизации надо расписывать всё по часам. Но в фильме последняя дата, которую я слышал 6 августа. Потом шли дни и мне оставалось только гадать, какой день месяца сейчас в фильме. Но когда была свадьба, ребята обмолвились, что сейчас почти полночь, и уже видели, как наши войска едут. Едут куда? Конечно, я не знаю, первыми мы приехали или нет к Осетии. Но даже в интернете пишется, что 135 полк прибыл первыми, да и когда мы приехали, я не видел там никаких подразделений кроме нашего. А других подходов к тому месту не было. Выходит, мы и впрямь приехали первыми. Так вот. Я как раз той ночью стоял в карауле. В 2 часа ночи 8 августа была тревога. Мы долго грузились. Максимум мы выехали в 3 часа ночи. В Цхинвали мы были в 18 вечера. Кто? Кто куда наступал почти в полночь с 7-ого на 8-е? Почему в фильме никогда не говорят сколько время? Мы приехали к Цхинвали вечером восьмого августа, когда миротворческий батальон уже был уничтожен. Остальные подразделения приехали только на утро девятого. На кого мы успели напасть восьмого?
В фильме не редко говорится о том, что мы провоцировали Грузию? А что бы они ответили на рассказ солдата солдату? Уже когда я приехал домой я встретил соседа, который служил в Чечне. У него в миротворцах служил друг снайпер, друг ещё со времён Чечни. Так вот он говорит, что созванивался с ним в августе восьмого. И его друг рассказывал, как он наблюдал через прицел винтовки, как Грузинские солдаты ловили наших солдат и набивали им рот камнями. Не убивали, просто мучили. В ожидании, что наши не вытерпят и откроют огонь. Но нашим солдатам этого не разрешали. Солдат рассказывал такое солдату. Это вам не политические внушения. Это истории тех, кто там был.
Местные жители (Осетины) рассказывали нам как Грузины убивали стариков, детей, женщин. А когда мы приехали в Цхинвали, они прятались в домах и прыгали с третьих этажей, стоило нам зайти в здания. Я даже не стал смотреть этот фильм до конца, потому что это позор. Мнение двух репортеров, которые заведомо дружили с Грузинскими солдатами. Фильм постоянно показывает нас как злодеем. Мы были в шаге от Тбилиси. Мы могли раздавить эту страну.
А как насчёт негров, которые воевали на грузинской стороне? Их я видел лично. Ходят слухи и про помощь Грузии со стороны Украины. Я как бывавший там, много документальных фильмов посмотрел. Конечно, любая война идёт и на информационном уровне. Новости накручивают нам то, что хотят, чтобы мы думали депутаты. Но я был там. Я могу формировать своё мнение из того, что я видел сам. А то, что показали в фильме, - это полный бред.
Помимо Российской армии за Осетию воевали и местные добровольцы. Может, кто-то и проявлял жестокость к Грузинскому народу. Я не был везде и всего не видел. Но народ в Осетинских деревнях всегда встречал нас, как героев. Приглашали домой поесть, выпить и рассказывали ужасные вещи про Грузинских солдат. Наверняка всем этим бедным людям это навязали Медведев, Путин, а не их личные страдания.
Даже обидно, что придётся мне попортить рейтинг режиссёра Ренни Харлин на своей странице. За 6 просмотренных ранее фильмов у него была общая оценка 8.6 у меня лично. Его 'Глубокому синему морю', 'Долгому поцелую на ночь' и 'Кошмару на улице Вязов 4' я поставил 10 в своё время.
Вообщем этот фильм эта Американщина. Для нас тот же Перл Харбл отличный фильм. Но это не наша история. У нас у Перл Харбла хороший рейтинг - 7.976 (60 423), на IMDb средний - 5.70 (158 315). Так же и у этого фильма ужасный рейтинг на кинопоиске - 1.968 (3753). На IMDb - 5.60 (8 567). Потому что это наша история, а не их.
Военный конфликт в Южной Осетии в августе 2008 г. был не просто военным столкновением сил России и Грузии. Тогда развернулась целая информационная война, где активно принимали участие Соединенные Штаты Америки. Итогом конфликта стало провозглашение независимости Южной Осетии и вывод российских войск с территории Грузии. Это все что знал я до того, как посмотреть данный «шедевр». Понятное дело, что когда в России вышел первый художественный фильм об этих событиях - «Олимпиус инферно», на Западе решили снять свою версию августовских событий. Я считаю это вполне нормальным решением. Однако фильм был настолько лжив и неправдоподобен, что вызвал у меня волну негодования. Я все понимаю: он агитационный, снят на деньги американцев, не для российского зрителя. Но почему же тогда он при бюджете в 32 миллиона долларов фильм собрал всего 17,5 тысячи долларов? Сомневаюсь, что он понравился жителям Грузии (особенно теперь, когда они считают своего президента Михаила Саакашвили преступником и требуют его отставки). Ведь в фильме президент Грузии – истинный патриот, который никак не может договориться с Москвой о прекращении боевых действий, потому что его «не слушают». Знаменитое жевание галстука в картине так же присутствует. Однако преподносится это как обычное нервозное состояние (а не тот панический страх за будущее, который испытывал Саакашвили на самом деле, когда позволил жевать галстук в прямом эфире).
Сюжет во многом заимствован из нашего «Олимпиуса инферно». Главные герои – американские корреспонденты, которые по вине России, которая «вероломно и без предупреждения войны» нападает на мирную Грузию, оказываются втянуты в военный конфликт. В чем суть конфликта по фильму «5 дней в августе»: одна маленькая, но гордая страна под названием «Грузия» в последнее время преуспела в добыче нефти (что является сегодня «черным золотом»). Однако это не понравилось другой огромной стране, под названием «Россия», которая не хочет, чтобы Грузия стала полноправным членом НАТО, и тогда она зачем-то решает напасть на Южную Осетию. Помимо того, что создатели фильма дали неверную геополитическую картину, они еще выставили российских летчиков полными идиотами, которые вместо того, чтобы нападать на военные объекты (склады, аэропорты и т.д.) подвергают ракетному удару мирных жителей Грузии. Да-да, именно Грузия, а не Осетия подвергается нападению по версии этого фильма. Об Осетии вообще пару раз сказали в фильме, а основные события происходят в Гори.
Вообще-то, если честно «российской армией» называют карательный отряд наемников, которые никак своим внешним видом не похожи на наших солдат, а скорее больше напоминают чеченских боевиков. Поэтому весь фильм мы наблюдаем как «наши» мародерствуют, насилуют женщин, похищают детей, ставят к стенке мирных жителей, и просто их убивают. К тому же они часто фотографируются на фоне всей этой мерзости, которую сами же и вытворяют, а командует ими наемник с внешностью скинхеда и садистскими повадками. И смешно, и грустно, если честно.
Есть военные драмы, которые хочется пересматривать снова и снова. Есть военные драмы, после которых хочется пустить слезу. Есть военные драмы, основанные на реальных событиях. Так вот «5 дней в августе» не подходит ни под каждый из этих типов. Это абсолютно лживое пропагандистское кино, которое не стоит того, чтобы тратить в своей жизни время на его просмотр.
Хотелось бы сказать 'спасибо' Ренни Харлину, ведь именно благодаря ему американский зритель больше не видет русских как медведей на велосипедах. Теперь они увидят наших солдат в виде варваров и мародеров. Зато Саакашвили - гений стратегии, доблестный лидер, настоящий патриот. Даже жевание галстука в данной картине обретает смысл, тонкий подтекст и выражает беспокойство президента за свой народ. Жаль, что не показали грузинскую народную игру 'поймай президента, пока он пытается спрятаться от своих самолетов'.
Короче, дорогие друзья, можно поискать кто был прав в войне, кто виноват, но война, сама по себе, отвратительна. Как факт, как явления чего-то низкого, одновременно человеческого и животного. Смотреть на войну нельзя однозначно, когда это не касается твоей Родины. Я понял бы, если этот фильм сняли грузины по заказу их правительства, но американец... увольте. Америка вооружила Грузию и решила посмотреть, что будет, Россия была не против. Насмотрелись? Нет, надо было увековечить все это в исскустве. За что вы выбрали кинематограф? Он столько для вас сделал. Дорогой Ренни, при повторном возникновении желания снять подобное, напиши ругательство на стене своего дома и будь спокоен, мы будем знать, что ты имел в виду.
Сразу обращусь к комментирующим людям. Мы здесь пишем рецензии на фильм, а не обсуждаем политику.
1. Про политику: Никто из нас не был там и не воевал. Был там какой-то геноцид или нет с какой-то стороны мы не знаем, так что не в праве говорить никого не бомбили, никого не убивали и т.д.
2. Заказной фильм: Многие писали проплачено американцами, чтоб показать какие русские плохие. К фактам если так сильно хотело правительство америки, показать какие русские плохие сняли б фильм про Чечню и все. Можете прикрываться патриотизмом, но в Чечне русские зеленые солдатики были просто пушечным мясом, которое именно воевало с женщинами и детьми, а сценарист наверно при создании фильма «5 дней в августе» брал сюжет с Чечни.
3. Бюджет фильма: Как увидел бюджет фильма просто поразился почему такая большая сума и сколько составил гонорар Энди Гарсиа, про гонорар Килмера молчу он уже давно снимается за похлебку в малобюджетных картинах.
4. О фильме: В первую очередь он меня заинтересовал именно про войну России с Грузией, так как фильм до этого смотрел «Август. Восьмого», хотелось посмотреть другой взгляд на эти события. Фильм малобюджетный, или ошибка на сайте или не знаю чего цифра именно в 32 миллиона долларов, хотя русская версия стоит всего 19 миллионов долларов и фильм поярче ведь ее снимала «Двадцатый Век Фокс». Если фильм и заказной, то он скорей заказан был для отмывки денег, а не для прославления грузинского народа, так как фильм ужасный сильно. Та и сами события в Грузии не сильно привлекло внимание общества. Оценка сценария ужасна, нету согласованности в действиях героев, то нам демонстрируют президента, то журналиста не плавно перетекает сюжет. Режиссерская работа ужасна, если учесть, что он снимал «Крепкий орешек 2» и «Скалолаз». Хотя последние работы его как режиссера провальные, большой бюджет и малый кассовый сбор. Может стоить ему отказаться от Вела Килмера у него карма неудачника и провального актера.
В общем, фильму ставлю
4 из 10
лишь за то что события показаны в другом свете, а не в таком как в фильме «Август. Восьмого».