Первое впечатление, когда в финале пошли титры – потрясательно! Были разные эмоции и, безусловно, возникали вопросы по ходу фильма. Но, если копнуть чуть глубже, даже без фанатизма, присмотреться к героям и ситуациям, возможно, антигерой не покажется таким уж исчадием ада, а герои во всех отношениях положительные нехотя вынуждены будут снять маску добродетели… и такое всё очевидное будет на грани невероятного.
Негодяй, злодей и деспотичный Дойл в исполнении Дуайта Йоакама не является главным героем, но и второстепенным персонажем его назвать нельзя. Он, как лакмусовая бумажка, помогает остальным героям, кто, так или иначе, входит в круг его общения, проявить свои сильные и слабые стороны характера. У меня нет желания симпатизировать Дойлу, но это единственный персонаж фильма - ясный и понятный, без «подводных камней» и неожиданностей. Каждый вечер он напивается, в результате чего становится буйным и неуправляемым. На следующий день, проспавшись, он извиняется, клянётся и… опять напивается… День сурка да и только. Всем понятно, что человек не изменится, более того, он даже не старается менять себя и образ жизни. А зачем? Его всё устраивает, это главное. Неумело изобразив виноватого, поиграв на чувствах обиженных и оскорбленных, он быстро срывает неуютную маску лицемерия и становится собой… Он не сомневается, что жизнь этой (не его) семьи продолжится исключительно по его сценарию - для него дверь в дом не будет закрыта, ужин на столе, чистая постель и все будут выполнять его приказания… никакого сопротивления, нууу, если только не значительное и совсем смешное…
Любящая и заботливая мать мальчика вызывает больше всего вопросов и негодования. Друг сердечный – наглый самоуверенный алкаш – колотит её, показывает явное пренебрежение, не скрывая, но даже смакуя этим… Она напугано молчит «в тряпочку», когда он унижает или выдаёт распоряжения всем и каждому по списку, как жить, что нужно и чего нельзя делать… Это ладно, как говорится, она взрослая тётка и сама вольна делать выбор и поганить свою жизнь. Но! Она лишает возможности выбора своего сына, который еще ребенок и не в силах постоять за себя и бесконечно испытывает ненависть и агрессию со стороны её дружка-пирожка. Подобные мамаши - заботливые и любящие своих детей - на самом деле безвольные, мягкотелые и не менее опасные, чем всё тот же злобный Дойл. Это мамаши, ловко прикрывающие всевозможными сложностями и «затруднительным положением» свою малахольную натуру и несостоятельность… Это мамаши, несущие скрытую угрозу своему ребенку… Никого не удивил её поступок, когда она позволяет главному герою поселиться (не переночевать, а жить!) у них в гараже?.. Вот так, совершенно незнакомому человеку, сомнительного внешнего вида и поведения, которого видит менее минуты, но только потому, что Он (главный герой) нравится её сыну… Вы серьёзно? По итогу собирательного образа героини не может не появиться вопрос - очевидный вопрос – кто из них более странный? Мать мальчика или главный герой Карл?
Фрэнк. Юный друг главного героя Карла. Тоже персонаж не однозначный. Ребенок, у которого нет друзей. Одна сцена – игра в футбол – где он со сверстниками… но после игры он не продолжает с ними общение… уходит со своим новым другом – Карлом… Ребенок не бука, ребенок общительный, разговорчивый… видно, что вполне социализированный и не понятна проблема такой обособленности? Далее… в любом разговоре с Карлом, Фрэнк каждый раз повторяет, как заученную мантру «мой папа никогда бы так не сделал… мой папа никогда бы не позволил обижать маму… мой папа убил бы любого, кто обижает мою маму…» Звучит навязчиво и уже режет слух…
Сложилось ощущение, что авторы картины решили сыграть на «противоположностях». Есть главный герой – Карл – добрый, молчаливый, безотказный, послушный, безобидный… человек с непростой судьбой, детством, которому сложно позавидовать… и так далее по списку – только плюсы и только хорошее… И есть все остальные герои, несомненно играющие в его новой жизни ту или иную роль, но уступающие ему в своем совершенстве. На одной чаше весов Карл - «излечившийся» (вы серьёзно?) и готовый начать новую жизнь, большой ребенок с чистой душой младенца и доброты Вселенского масштаба… на другой чаше весов – человек-бес, человек-провокатор. Один – молчаливый интроверт, думающий мыслитель, несущий добро. Другой – экстраверт, авантюрист, личность эксцентричная, несущая разрушение. И в этой драме Зритель не может не пожалеть, не проникнуться к Карлу, при этом обязательно закидав камнями злодея. И вот здесь я абсолютна не согласна… Думаю, сама по себе история выхода человека в социум после двадцати пяти лет «курорта» в психбольнице, человека с определенными отклонениями в развитии, человека, который предоставлен сам себе – куда идти, где и на что жить… вопросы без ответов – это история оторвана от реальности жизни… И то, что нашему герою невероятно везет на каждом шагу – пристроили на работу, есть где жить, новый друг и даже новая подруга – ну так всё идеально, так всё шоколадно… всё это тоже сказка и пыль в глаза Зрителю… Не случись этой драмы, я уверена, произошла бы другая… Главный герой в этом случае обречен. И незачем пыжиться, пытаясь увидеть то, чего быть не может… Если авторам картины удалось надеть вам на нос розовые очки и посадить на розовое облачко – спрыгните с небес и снимите очки… и очевидное покажется невероятным…
И тем не менее и как ни странно, фильм понравился. Понравился и не разочаровал только по одной причине – проникновенная игра и невероятное перевоплощение актера Билли Боб Торнтона. К сожалению, остальные актеры на фоне Торнтона малозаметны… Ну, кроме Дуайта Йоакама, конечно же… Его персонаж, тоже яркий, харизматичный и несомненно запоминается.
Поэтому все недовольства, обозначенные выше, не «смазали» общее впечатление от фильма. Для меня этот фильм – игра одного актера. Браво, Билли Боб Торнтон!
Под напором социо-культурных парадигм в обществе сложился стереотип об идеальном герое в виде благородного рыцаря в сверкающих доспехах, который полный решимости и самоотверженности идет в смертельный бой со своим заклятым врагом. Однако в жизни случается так, что настоящими героями становятся те, от кого меньше всего этого проявления героизма ожидаешь. Такое происходит с героями психологической драмы «Отточенное лезвие».
Синопсис Двадцать пять лет назад 12-летний Карл в порыве ярости совершил жестокое преступление, после чего был определен в психиатрическую клинику. Спустя долгие годы он, наконец, обретает свободу и возвращается в свой родной городок, где, несмотря на свое прошлое, сумел более-менее наладить свою жизнь. Там он подружился с местным мальчишкой и его мамой-вдовой, которым старается помогать по дому. Однако знакомство жестоким и аморальным любовником женщины возвращает Карла в воспоминания о прошлом, вынуждая сделать непростой выбор, который определит его дальнейшую судьбу.
Игра актёров На мой взгляд, «Отточенное лезвие» можно назвать вершиной в актерской карьере Билли Боб Торнтона. И дело не только в том, насколько мастерски и удивительно актер вжился в образ Карла, перевоплотившись в сутулого, вечно выпячивающего подбородок, кряхтящего мужчину, который впервые за 25 лет узнает о том, что такое настоящая жизнь. Просто Торнтон делает всё возможное, чтобы выдавить нетипичный для себя образ. Также смело можно отметить еще совсем юного Лукаса Блэка в роли Фрэнка Уитли, который, невзирая на чудаковатость Карла, спокойно подружился с главным героям, раскрывшись перед ним как взрослый человек, который вырос внутри из-за своего трагического прошлого и настоящего.
Режиссура Будучи еще и режиссером картины, Билли Боб Торнтон снял нетипичную голливудскую киноленту. Всё-таки «Отточенное лезвие» следует отнести к разряду именно независимого кино. В фильме он показывает историю человека с непростой судьбой, который почти всю свою жизнь прожил в совершенно иных реалиях, ограничивавшихся стенами тесного психиатрического учреждения, но, оказавшись «на воле», тут же сталкивается с реальностью во всех её проявлениях. К частью для героя большая часть его новых знакомых в радушием принимают его, видя в нем спокойного, честного и ответственного человека. Правда в жизни героя появляются такие люди, чьё поведение, словно триггер, провоцируют внутри героя и его душе воспоминания о прошлом, о котором ему просто стыдно вспоминать, потому что он до сих пор не уверен в том, что правильно поступил. Но всё-таки уверенность в нем закрепляет именно любовь и дружба, которую он получает от своих новых друзей.
Сценарий Сюжет картины крутится вокруг умственно отсталого мужчины по имени Карл, который последние двадцать пять лет своей жизни провёл в психиатрической клинике по причине того, что в 12-летнем возрасте жестоко убил свою мать и её любовника, изрубив обоих тесаком. Однако спустя годы администрация клиники после ряда тестов уверена, что Карл готов к свободе и нормальной жизни, и отпускает его. И вот герой не без труда возвращается в свой родной городок, где устраивается на работу в местной мастерской, а в свободное время играет вместе с подружившимся с ним мальчиком Фрэнком Уитли и помогает маме Фрэнка Линде по дому. В какой-то мере семья Уитли становится для героя той, которой у него никогда и не было. И всё бы у него могло сложится хорошо, если бы не Дойл – любовник Линды, крайне грубый, циничный и жестокий человек, который мнит себя Богом перед окружающими, и не жалеющим ни сил, ни времени, чтобы оскорбить кого-нибудь или изрядно избить невинного человека. Конечно, сам факт существования такого человека в жизнях дорогих Карлу людей не может не спровоцировать воспоминания о прошлом, прежде всего, о любовнике матери. Ну а воспоминания становятся основной для тревог за жизнь и безопасность Линды и Фрэнка, который может повторить судьбу Карла. В итоге Карл встает перед тяжелым выбором, сломать себе жизнь, но спасти жизнь любимых, либо оставить так как есть.
Итог Поначалу «Отточенное лезвие» может оставить непонятное чувство. Ты просто не можешь сообразить, а что же только что увидел. Но, постепенно разбираясь в увиденном, ты понимаешь, что перед твоими глазами разыгралась драматическая история о маленьком человеке, который был вынужден на какое-то время вырасти, чтобы перебороть свои страхи и спасти от трагедии тех, кого он искренне полюбил. Поэтому смело рекомендую к просмотру.
'Отточенное лезвие' с давних времён вился вокруг а нашего внимания, так как никогда не забывали, что у фильма есть настоящий 'Оскар' за лучший адаптированный сценарий. Получил премию сам-то Билли Боб Торнтон, который был Плохим Сантой и плохим парнем для молодой Анджелины Джоли. Обычно комбинация 'главная роль-режиссёр-сценарист' не предвещает лёгких будней. Либо получится действительно кинцо на все времена, либо маленький проект без завышенных амбиций, либо акт чистого самолюбования. Вот снятый только-с за невероятный 1 миллион долларов фильм Билли Боба Торнтона уж определённо включен был в число лучших творений 90-х. Прекрасное окончание XX века.
'Отточенное лезвие' можно уверенно включить в число произведений, которые демонстрируют одновременно уют с теплотой и зло с насилием в типичной одноэтажной да Америке в достаточно сдержанной манерке. Здесь ещё плюс 'Долорес Клейборн', 'Порок', 'Прощай, детка, прощай', 'Таинственная река' (если сделать скидку). Все они не ударяются там в мрачную южную готику в духе 'Настоящий детектив', но стараются показать далёкий от мирового сообщества кусочек страны в простоватой форме без живописного ужаса и голливудского лоска. Так-то первоначально возникает строго положительное впечатление о другом мирке, не похожем вот на фешенебельные Нью-Йорк или Лос-Анджелес. Можно не торопиться, углубиться и решиться.
'Отточенное лезвие' - яркая история о справедливости, которая постоянно охотно теряется в зачастую несправедливом окружении. Казалось бы, вот отбарабанил главный герой кучу лет в специальном учреждении для тронутых умом и душой, вышел на свободу, начинай новую жизнь с чистого листа. Сказать легко, а на практике получишь другое. Кто бы мог подумать, что Форрест Гамп из Арканзаса, любитель картошки фри и мастер с золотыми руками, обратно попадёт в своё доклиническое время. За короткое время он вновь переживёт ключевые моменты прошлой жизни, чтобы благодаря греху совершить праведное дело. Надо понимать, что большие судебные дела далеки от таких маленьких городков. Значит, приходится творить правосудие.
'Отточенное лезвие' легко влюбляет в себя благодаря использованной Билли Бобом Торнтоном интонации. Как мы уже упоминали: просто, доступно, спокойно, без лишних подробностей. Дружба взрослого дурачка с нормальным пацаном есть средоточие настоящего добра, когда мерещится, что такого в захолустном месте не отыскать. В конце, без ненужных вопросов и широколобого пафоса, история расставляет всё по полочкам, смешивая горечь со сладостью. Закончено, закрыто, точка. Умело расставленные акценты плавно подводят к важному решению. В жизни, как известно, не бывает только чёрного и белого. Но в кино это можно изобразить, чтобы порадоваться, почувствовать, прожить лучшие моменты. В этом и красота.
«Я могу писать только о том, что сам видел или пережил. Это мой метод, коли уж на то пошло…»(ББТ)
Билли Боб Торнтон снялся в более чем 80 фильмах, написал сценарии для 8 картин, сидел в режиссерском кресле 5 раз. При огромной широте выбора вариантов ответ на вопрос, какая же работа стала для него самой успешной, самой сильной, самой знаковой в карьере однозначен – «Отточенное лезвие». Не потому, что заслуженно вознаграждена Оскаром, в конце концов, призы лишь – лотерея, в тот год золотых статуэток могло быть получено и две или ни одной, но по причине неограниченной никакими рамками самореализации интереснейшей неординарной закрытой в обычной жизни творческой личности, которая стала возможной благодаря тому, что Билли Боб замкнул на себе все процессы, став одновременно сценаристом, исполнителем главной роли и впервые режиссером. Проект этот он последовательно и планомерно развивал: начал с написания пьесы, успешно поставленной в театре, которую позже адаптировал для кино, после чего обозначил проблематику истории в короткометражном фильме «Некоторые люди называет это отточенным лезвием», и, наконец, продолжил свои рассуждения в полнометражной версии с более четким и однозначным названием. Беспрецедентный в его биографии случай творческого упорства – логичный повод сделать заключение о том, что «Отточенное лезвие» - фильм-послание человечеству.
Четверть века проведший в психиатрической клинике мужчина, отстающий в развитии, попавший туда еще подростком за убийство матери и ее любовника, застигнутых в самый интересный момент, снова возвращается в большой мир условно здоровых людей, так как закон и медицина сошлись во мнении, что он в порядке и опасности не представляет. Что, в общем-то, так и есть. Карл Чайлдерс за время заключения научился читать, не только прочел Библию, но и начал понимать, что в ней написано, принял это, и совершенно честно заявляет на заданный журналисткой в лоб вопрос, что причин кого бы то ни было лишать жизни у него нет. Предсказуемо они появятся, когда недостойным человеком будут многократно обижены только что обретенные друзья.
Казалось бы, что общего у Торнтона и не совсем здорового психически не очень умного убийцы? И что в поступках героя, лишенных неожиданности, может заинтересовать зрителя? На оба вопроса ответ один – мотивация, точнее эволюция мотивации.
«Мама рассказывала, что папа был от меня без ума, пока я не научился говорить. Мне он никогда не нравился, но ненавидеть его я не мог. Я боялся любых отцов, и до сего дня у меня проблема с мужиками старше меня. «(ББТ)
Избиваемому в детстве и игнорируемому отцом ББТ было легко представить чувства мальчика, которого родители стыдились, избегали и унижали, заставив жить в сарае с земляным полом. Точно так же, повзрослевшему и переосмыслившему многое, осознавшему, что таковы тогда были отношения во многих бедных семьях, режиссеру было ясно решение его героя не мстить отцу, несмотря на то, что тот совершил преступление и заставил ребенка принять в нем участие, определив тем самым дальнейшую судьбу того. Однако понять одно, а изжить в себе детские страхи совсем другое. И когда Карл, выросший внешне, но во многом оставшийся ребенком в душе, начинает видеть в агрессивном мужчине непреодолимую угрозу счастливой жизни своего маленького приятеля, этому может удивиться сторонний наблюдатель, но не человек, имеющий такое детство.
«Я же убежден, что мы живем в обществе, которое поощряет, финансирует и вознаграждает леность, цинизм, посредственность и жестокость. «(ББТ)
Эта позиция объясняет, отчего люди вокруг вылечившегося Чайлдерса необыкновенно гипертрофированно добренькие, и в их рядах находится лишь одно гротескное «чудовище», решить участь которого предстоит ему. Вот вы бы разрешили своему 10-12 летнему сыну общаться с только что освободившимся психом-убийцей, пусть себе даже тому и выдали справку о безвредности? Тем более, вряд ли вы пригласили бы такого человека пожить у себя в доме. Под личиной доброты маскируется леность ума, безразличие к жизни, способствующие развитию ситуации, когда даже инстинкт самосохранения не работает. Ведь точно так же, как мать мальчика пустила в свою жизнь оказавшегося неожиданно действительно хорошим человека Карла, она дала зеленый свет и место в койке жестокому циничному ублюдку. Один раз повезло, другой раз нет… И никто вокруг не станет вмешиваться в жизнь этой семьи, чтобы там не происходило, никому до них дела не будет. Посредственное общество избирает самый простой путь – мое дело сторона во всех сложных частных ситуациях.
«Превыше всего прочего, он готов умереть за свою семью». (Джоли о ББТ)
Вот ключевое качество, что подметила в Тортноне женщина, которую любил он, которая любила его и знала лучше прочих. Оно же стало стержнем характера Чайлдерса, оно дало возможность с каждым из трех, совершенных им преступлений, как не парадоксально это звучит, становится ближе к вселенскому добру. Лишив жизни человека, впервые, из жалости и по незнанию, позже сделав тоже, но уже из желания восстановить справедливость, наконец, он убивает ради любви, осознанно и в полной уверенности в правильности своего поступка. Принявший крещение мужчина, по сути этим шагом на микроуровне повторяет великий поступок Иисуса, принося себя в жертву ради спасения одной семьи, как назаритянин сделал подобное ради всего человечества, не задумываясь о том, достойны ли того люди. Вот так недотягивающий до уровня развития среднестатистического человека еще не достигший возраста Христа Карл постиг Бога, а Торнтон поведал миру о высших ценностях.
«…снимаются в кино про то, как герои едут в Мексику, и у них там неприятности с козой... И это сейчас большое кино. раньше фильмы имели что-то в своей основе, они рассказывали какую-то историю, и персонажам в них было что сказать». (ББТ)
Билли Боб Торнтон снял кино в старой манере. Вжившись в своего персонажа так, что стало казаться, что они одно целое, он рассказал миру сразу две истории, прошелся отточенным лезвием критики по нашим головам, предлагая задуматься о том, что ненормальное меньшинство давно убедило пассивное ведомое большинство в том, что ненормальное – и есть норма, и когда появляется кто-то, кто выглядит не так, думает не так, развивается не так, как от него ждут, кто-то действительно нормальный, способный отбросить наносную шелуху, на него тут же указывают пальцем. Если бы мы двигались вперед иначе, если бы поощряли и помогали крепнуть каждой индивидуальности, не примеряя на всех средний уровень, может быть человечество вышло бы на качественно иной уровень?..
P.S. Цитаты курсивом взяты из книги Билли Боба Торнтона и Кинки Фридмена 'Записи Билли Боба. Пещера, полная призраков'
Отточенное лезвие – драма 1996 года, режиссером и главным актером которой выступил Билли Боб Торнтон. Важно упомянуть, что спустя год фильм удостоили премии Оскар за лучший адаптированный сценарий.
Сюжет
Спустя двадцать лет после убийства своей матери и ее приятеля, Карла Чайлдерса ( Билли Боб Торнтон ) выпускают из психиатрической клиники. Для общества он не опасен, и потому главный врач, лечащий его, спокоен и уверен за Карла. Возле ландромата он знакомится с мальчиком Фрэнком ( Лукас Блэк ), и между ними зарождается настоящая дружба. Фрэнк знакомит Карла со своей мамой и ее «странным другом». Вскоре Карл переезжает жить к ним. Обстоятельства складываются просто замечательно, всем хорошо, но есть одна проблема: безжалостный отчим. Он каждый раз устраивает скандалы, напивается, дерется, да и вообще любит поиздеваться над слабыми. Несмотря на то, что фильм смотрится удивительно легко и непринужденно, по ходу повествования понимаешь, что так долго продолжаться не может, ведь гроздья гнева уже посеяны…
Слова, которые произнес Вон в закусочной Фрэнку, запали мне в душу: «Ты знаешь, мы просто другие. Нас не понимают, ведь мы не такие как все».
Сказать, что Билли Боб Торнтон меня удивил – это значит ничего не сказать. Мимика, жесты, походка, речь, эмоции: все было на высшем уровне! Несмотря на свою эксцентричность и казалось бы, несовместимость с ролью умственно отсталого, Торнтон потрясающе с ней справился. Вопросы, которые у меня возникли уже к середине фильма: а кто же все-таки на самом деле болен? Отчим Фрэнка, общество, родители Карла или он сам? Где та грань? Ведь Карл абсолютно безобидный и добрый малый, почему же, зачем он убил двоих людей?
Атмосфера провинциальной американской глубинки мне пришлась по душе, звуковое сопровождение также не подкачало, персонажи превратились в реально существующих людей. Стоит также добавить, что в фильме присутствует множество и комичных сцен. Несмотря на всю драматичность и жизненность «Отточенного лезвия» были моменты, когда я просто не могла удержаться от смеха.
Для просмотра рекомендую любителям сильных и мощных драм, потрясающих до глубины души, да и вообще всем ценителям настоящих и трогательных фильмов.
Лет 5-6 тому назад, точную дату назвать не представляется возможным, я случайно наткнулся на фильм 'Отточенное лезвие'.Бросил все дела и с головой погрузился в это кино. С Билли Бобом Торнтоном до этого фильма я уже был знаком по ленте 'Проснувшись в Рино'.И хоть та картина датирована 2001 годом, стало быть на шесть лет старше той, о которой пойдёт речь, этот человек мне запомнился. Но если в том фильме созвездие и россыпь замечательных актёров, включая Патрика Свейзи и Шарлиз Терон, то это авторское кино. Причём Б. Б. Торнтон совершенно другой образ показал и предъявил миру. Мелькнула мысль, что популярный нынче резидент Александр А. Ревва тоже посмотрел это кино и взял на вооружение парочку фишек от Торнтона.
Фильм о человеке, который четверть века провёл в местах не столь отдалённых. Но если тот же Нельсон Мандела сумел оставить свою психику в неприкосновенности после подобной отсидки, то Карл (Б. Б. Торнтон) таковым похвастаться не может. На свет божий вышел уже совсем другой человек: голос, походка, манеры. От того, каким он был 25 лет назад ничего не осталось. Люди конечно с возрастом меняются, но когда ты находишься в заточении, это совсем другие перемены.
Вернувшись в родной город, он тем не менее смог найти себе друга, мальца лет 10, который к нему привязался. И эта дружба дорогого стоит. Дети, не успевшие за свою относительно малую жизнь, нагрешить как следует тянуться к тому человеку, который, что-то в этой жизни знает, через что-то прошёл и в какой-то степени очистился. Это собственно и составляет весь фильм, в котором будут свои опасные моменты. Мать мальчика связалась с одним плохим парнем и как поведёт себя в этой ситуации Карл сказать сложно, лучше включить кино и посмотреть.
Торнтон-гениальный актёр!Вне всякого сомнения это лучшая его работа на посту режиссёра, актёра и сценариста. Такое кино очень необходимо, чтобы было над чем задуматься и может быть взглянуть на мир по другому. Высокохудожественное кино, исполненное вдохновением Торнтона, заслуживает максимальной оценки!
Никогда не сомневался в том, что Торнтон хороший актер, но в этом фильме он еще показал, что он талантливый писатель, сценарист и режиссер, сняв очень мрачную картину по своему сценарию, а еще выдал шикарную главную роль. Жаль, что ему в основном приходится играть роли второго плана - этой картиной он доказал, что может вытянуть фильм только на себе.
Это фильм о умственно отсталом человеке, которого якобы вылечили в психиатрической клинике и отправили на 'свободу', которая ему совсем не мила - это можно увидеть хотя бы по сцене, где главный герой просится, чтобы его обратно взяли в больницу, но его не берут. На свободе он вынужден знакомится с людьми, как хорошими, так и плохими. Можно сказать - это фильм, своего рода ответ 'Форесту Гампу' - только без Голливудского лоска и хэппи-энда. Мрачный и трагичный финал здесь чувствуется в каждом кадре, но, как ни удивительно, несмотря на всю мрачность фильм смотреть совсем не тяжело - наверное это благодаря детально прописанным персонажам, на которых смотришь и по настоящему сопереживаешь по поводу всего, что с ними происходит. Актеры подобраны просто шикарно - они не просто играют, они как будто живут жизнью своих персонажей - очень уж естественно и живо они сыграли. Удивительно, почему кроме Торнтона никого не выдвинули на Оскар?
Шикарный фильм! Торнтон просто молодчина!
Смотреть картину рекомендую очень внимательно и не отвлекаясь, тогда только получится ее полностью прочувствовать и проникнуться ею.
Билли Боб Торнтон – актер, играющий странных, ненормальных персонажей, маньяков и убийц, президентов и простых обывателей. В жизни, Торнтон, не летает в самолетах, боится большого скопления людей, а главное считает себя реинкарнацией Бенджамина Франклина. В юности, Торнтон мечтал сниматься в кино и мечты сбылись. В 1996 году он написал сценарий к фильму «Отточенное лезвие», где сыграл главную роль - маньяка Карла Чайлдерса, за который получил «Оскар» и награду Гильдии Писателей Америки. Вспоминая, как замышлялся образ Карла, актер говорил: «Сидя в депрессии перед зеркалом, Чайлдерс вдруг полез наружу. Я начал разговаривать голосом персонажа и корчить рожи»…
В картине, Торнтон - убийца, с душой ребенка, он прошел путь от неосознанного преступления в детстве, к осознанию греха, проникаясь законами Божьими. Героя Торнтона сложно назвать душевнобольным, он затачивает лезвие, ради защиты, приобретенной семьи. Настоящий псих в картине – Дойл (Дуайт Йоакам), бьющий женщину, строящий из себя мачо и доминирующий принципами: «Как я сказал, так и будет. Хочу, напьюсь, выгоню вон, обругаю. Я – мужик и значит, я прав»!..
Как и главному герою, мальчику, не хватает отца, поддержки, сочувствия. Странная дружба бывшего заключенного и Фрэнка – отражает проблемы детства обоих. Карл, чувствует ответственность перед мальчиком и берет его судьбу в свои руки. И все же, Чайлдерс – несчастный человек. Его жизнь – отмечена кровью, из-за глупой матери, бездушного отца и ужасной истории, связанной со смертью младшего брата. Всю сознательную жизнь, Карл учится ценить добро. В Линде он видит хорошую маму, которой у него не было, а во Фрэнке – младшего брата, друга и его совесть.
Актеры, снявшиеся в картине – поражают естеством поведения персонажей. Если появляется одинокий парень, то у него обязательно есть укромное местечко, на природе, возле реки. Там он предается мечтам о счастье и хочет забыть о детской усталости. Женский образ – идеал матери, отдающей силы воспитанию сына и знающей, как нужно дружить и любить. Ну, а Чайлдерс (Торнтон) – блистает харизмой и неспешным созерцанием жизни, пока в его маленький мир не вторгается зло. Глаза Карла, на миг, вспыхивают злобой, установки летят в тартарары и из «ребенка» пробивается мужчина, в прямом смысле, готового, на все, ради счастья его любимых людей.
Возвращаясь на родину, в отчий дом, герой поворачивает сознание в сторону «добра», а провидение не дает ему стать праведником. Чайлдерс - убийца, в этом фатальность его судьбы, герой не из тех, кто обидит настоящего человека, он может поклясться на Библии! Психологическая драма – неспешна в ритме, следить за развитием сюжета и раскрытием характеров героев интересно, осуждать можно лишь персонажей-садистов, издевающихся над своими жертвами и родителей, для которых ребенок – ненужный человечек, формирующийся собственными усилиями и страдающий без людской нежности…
Билли Боб Торнтон для меня прежде всего хороший актер, хоть и довольно часто попадающий на роли второго плана, зато когда ему поручают главные тогда он показывает свой актерский талант, и я как-то не особо желал познакомится с дебютной работой Торнтона в качестве режиссера, а оказалось, что зря. Его дебютная режиссерская работа, сценарий которой написан по мотивам насколько я знаю его пьесы, оказалась действительно мощным фильмом.
'Отточенное лезвие' это фильм, такой же острый как порез как раз таки лезвием, и такой же тяжелый как удар по голове кувалдой. По крайней мере после просмотра в голове творится то же самое, это боль замешательство, и удивление которое вызывает финал. После просмотра я еще долго отходил собирая мысли воедино, это действительно мощная работа. Причем вроде бы дебютант Торнтон, снял фильм как признанный мастер, без единой оплошности которые чаще всего случаются у дебютантов.
Уже с самой первой сцены в психиатрической больнице, фильм погружает в мрачную атмосферу, и развитие сюжета идет медленно, но вдумчиво, и действительно мощно, каждая сцена запоминается живыми диалогами, а довольно странный, но подходящий для происходящего саундтрек создает со всем вышеперечисленным невероятно странное, но мощное, и завораживающее кино.
Сценарий действительно отличный, диалоги, хоть их не много, но все прописаны хорошо, логика, все есть, но перенесение на экран во много раз улучшает сценарий. Я могу долго хвалить режиссуру, но Торнтон еще больше проявил себя здесь как актер, его фантастическая игра заставляет считать, что он куда больше, чем хороший актер.Это действительно сложная роль, и для каждого актера роль психически не здорового человека это испытание, и Торнтон выдержал его на все сто процентов.
Этот фильм многие сравнивают с другими подобными лентами, и я могу сказать, что этот фильм идет наравне со всеми, не уступая ни в чем. 'Отточенное лезвие' это еще и очень душевное кино, которое трогает за живое, за главного героя переживаешь при просмотре, ну а финал как я уже говорил оставляет удивление, и действительно заставляет задуматься. Самое главное, что этот фильм нужно смотреть несколько раз что бы в полной мере его оценить. Он не выветрится из памяти, и его помнишь еще долго.
Отдельно стоит сказать про посыл и мораль 'Отточенного лезвия', во многом этот фильм говорит о том, что главный герой на самом деле был лучше, и умнее многих людей которые встречались ему. Карл в душе ребенок, искренний и доверчивый, эмоциональный и честный, он не обманет и не придаст, этим он и отличается от нас, в фильме многие считают его психом, а на самом деле он действительно хороший человек и совершенно не псих, и финал подчеркивает весь образ главного героя, знаете только за мораль фильма стоит уважать и посмотреть 'Отточенное лезвие',самое важное его нужно смотреть не отрываясь, если пропустить что-то, то потом потеряется атмосфера и собьется повествование.
Итог: мощное, умное, жизненное, душевное кино, которое остается в памяти еще надолго. Отличная режиссура, превосходный сценарий, и гениальная игра Торнтона украшают эту ленту, ну и действительно жаль, что у нас этот фильм практически неизвестен, это настоящее кино, которое нужно посмотреть, равнодушным остаться невозможно, особенно способствует мощный финал. А смотреть этот фильм действительно тяжело, но оторваться от экрана невозможно.
Очень интересная режиссерская работа Били Боб Торнтона, и не менее блестящая игра в картине «Отточенное лезвие».
Говорят, игра психически больных героев считается одной из самых трудных в работе актеров, и с такой задачей справиться, способен далеко не каждый актер. «Человек дождя», «Я Сэм», «Форрест Гамп», «Пробуждение» - в принципе, список самых удачных картин, где воплощение актерами в своих героев было отменным, и должен признать, «Отточенное лезвие» можно смело добавить в этот список.
От самого начала до финальных титров, камера держит фокус на главном герое, его попадание в каждый кадр картины стало не легким испытанием для Билли Боб Торнтона, но актер выдержал нелегкое испытание, и продемонстрировал свои наилучшие актерские качества.
Помимо режиссерской и актерской работы, Билли Боб Торнтон написал сценарий к картине, который стал не менее важным элементом в итоговом результате, поскольку, опираясь на актерский состав и имея в производственном бюджете всего один миллион долларов США, не так легко поставить хороший фильм.
Хороший фильм, для любителей подобного жанра, фильм не станет разочарованием, а быть может, некоторым он понравится еще больше, чем вышеупомянутые картины ранее.