Темный город

Dark City
год
страна
слоган«Ты не тот, кто ты думаешь»
режиссер Алекс Пройас
сценарий Алекс Пройас, Лем Доббс, Дэвид С. Гойер
продюсер Эндрю Мэйсон, Алекс Пройас, Майкл Де Лука, ...
оператор Дариуш Вольски
композитор Тревор Джонс
художник Джордж Лиддл, Патрик Татопулос, Ричард Хоббс, ...
монтаж Дов Хениг
жанр фантастика, триллер, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  3.08 млн,    Франция  383.9 тыс.,    Испания  285.2 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
31 июля 2008, «CP-Digital»
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время100 мин. / 01:40
Убийцу, не помнящего своего имени и прошлого, преследует полицейский инспектор Фрэнк Бастед. Его ищет жена Эмма, за ним охотятся чужаки, а он по обрывкам воспоминаний пытается разобраться в том, что происходит.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
75%
61 + 20 = 81
6.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Рабочие названия картины — «Темная империя» (Dark Empire) и «Темный мир» (Dark World).
    • Многие декорации этой картины, включая крыши, здания и другие натуры, использовались при съемке фильма «Матрица» (The Matrix, 1999).
    • Мистера Слипа сыграли близнецы, девочка Сатья Гумберт (Satya Gumbert) и ее брат Ной Гумберт (Noah Gumbert).
    • Фильм снимался в Лос-Анджелесе (США, штат Калифорния) и Сиднее (Австралия, штат Новый Южный Уэльс).
    • Начало съемок — 12 августа 1996 года.
    • Полная версия фильма имеет продолжительность 111 минут.
    • Алекс Пройас начал работать над сценарием в 1990 году.
    • Декорации фильма разрабатывались как дань уважения к «Бегущему по лезвию» и шедеврам немецкого экспрессионизма, особенно легендарному «Метрополису» (1927). До этого в Австралии, где велись съёмки, никогда не строились декорации подобного масштаба. Для более реалистичной передачи движения зданий были использованы новейшие компьютерные технологии.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Первоначальный сценарий «Тёмного города» имел пессимистический финал (фильм заканчивался триумфом инопланетян), но по ходу работы над лентой концовка несколько раз менялась. В своём окончательном варианте фильм заканчивается несколько натянутым хэппи-эндом, больше похожим на открытый финал.
    • Первые кадры фильма сопровождаются закадровым комментарием в исполнении Кифера Сазерленда. «New Line Cinema» заставила Алекса Пройаса добавить его, несмотря на то, что комментарий раскрывает некоторые детали сюжета. Режиссёрская версия фильма вышла уже без этого комментария.
    • Облик инопланетян — вселившихся в человеческие трупы — был вдохновлён внешностью сыгравшего одного из них Ричарда О’Брайэна.
    • еще 8 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Эмма Мёрдок навещает мужа в тюрьме и начинает плакать (на 75 минуте) и улыбаться одновременно, то в отражении при смене кадра видно, что она не улыбается.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    В городе украденных воспоминаний очнулся человек. Он не помнит кто он и что здесь делает. Ему звонит таинственный доктор и говорит о том, что ищущие его скоро найдут. В это время человек видит что-то в соседней комнате. Там лежит труп женщины. Кто её убил — он, потерявший память, или кто-то другой? В поисках ответов человек бежит, бежит в надежде понять, что с ним происходит. То что он увидит и узнает навсегда перевернёт его жизнь. Этого человека зовут Джон Мёрдок, и он главный герой фильма «Тёмный город».

    Имя Алекс Пройас мало кому что говорит. Однако на счету этого человека режиссура таких известных фильмов, как «Ворон» и «Я, робот». И где-то в промежутке между этими двумя постановками, вперемешку с малоизвестными и малоудачными проектами, Пройас снял во многом авторское кино, оказавшее впоследствии немалое влияние на целый пласт кинолент от «Матрицы» тандема Вачовски до «The Adjustment Bureau» Джорджа Нолфи. «Тёмный город», фильм во многом странный и неоднозначный, одним из первых затронувший проблему искусственности нашего мира, навсегда остался одним из самых ярких и, возможно, недооценённых фильмов 90-х.

    Необычный мир этой картины — этакий фантасмагорический нуар, с первых кадров поражает своей мрачной атмосферой. Как будто бы специально подчёркивается вся неестественность этого вечно погружённого во тьму города, которую не замечают живущие в нём люди. Да и что они могут заметить, если все их воспоминания ограничиваются какими-то лишь смутными намёками, ни на толику не приоткрывающими завесу канувших в Лету прожитых лет. И никто из жителей даже не задумывается над тем, а были ли все эти годы? И лишь главный герой, как лабораторная мышь в плену иллюзий мечется по этому странному месту, преследуемый странными людьми и наблюдающий как за несколько минут город вдруг меняет свои очертания и становится другим.

    Одна из отличительных особенность «Тёмного города» — нелинейное, рваное сюжетное повествование, только добавляющее фильму определённого шарма. Бодрая и местами довольно резкая смена эпизодов, создающая временами ощущение хаотичности в развитии фильма, словно бы повторяет ход мечущихся в беспорядке мыслей Джона Мёрдока. Непоследовательное поведение человека, попавшего в место, которое можно охарактеризовать, цитируя сам фильм, зоопарком человеческих душ, во многом определяет ход всей киноленты и приводит к крушению попытки инопланетного разума постичь суть человеческой души, индивидуальности каждого из нас.

    «Тёмный город» можно назвать «фильмом для воображения», ибо он сочетает в себе зачатки всех тех идей, которые впоследствии получат развитие в куда более громких проектах. Мир, в котором люди являются в прямом смысле слова марионетками, лишёнными возможности выбирать свой жизненный путь, сейчас может показаться вторичной и неинтересной идеей. Но не надо забывать, что эта развивающаяся под прикрытием инопланетного эксперимента история о поисках истины и самого себя в мире иллюзий и сомнений вышла на свет в 1998 году, когда ещё не было ни «Матрицы», ни «Тринадцатого этажа», ни прочих подобных фильмов, позднее ставших по-своему культовыми.

    «Ты много помнишь из своего прошлого? — Не больше, чем другие.»

    9 из 10

    15 июля 2011 | 22:01

    категория: с хорошим кофе

    Фильм вне времени. Еще скажу: фильм, каких теперь больше не делают. Еще: фильм околоматричный…

    Матрица стала событием по ряду причин, включая сакральное повезло. Теперь всю фантастику, особенно научную принято мерить матричным метром. А здесь она очень даже научная. Правда, это очень удивительно видеть в кино все эти отсылки к гипнозу, фармакологии, поведенческим теориям и исследованиям мозга, а уж если вы знаете, кто такой Дениэль Шребер, вы рискуете уже за это его полюбить.

    Очень интеллигентное и душевное по подаче… Матрица — это пиршество визуальное, стилевое, Бегущий по лезвию в свое время проехался по чувствительности острой теркой, воспалёнными красками, «Темный город» это больше про говорящий взгляд, про сумрак, неторопливую значительность непонятного происходящего и ценность диалогов, когда важнее не что именно говорится. Здесь действительно самый настоящий нуаровый коп, тот самый чистый придуманный кинематографом тип, которого, я люблю, и самая настоящая дама, которой хочется подарить весь мир.

    Рассказанная история для меня хороша именно потому, что заставляет задуматься о координатах своего тела, сущности, пространства и еще раз убедиться в их зыбкости. Только это, по-моему, и делает историю мощной, не знаю, можно ли придумать что-то совершенно иное, чем знаешь (хороший вопрос, очень хороший), но чем рафинированнее выдумка, чем больше ее обычно пытаются украсить звуками и светом, и движухой, а тут все очень правильно и в выдержке напряжения, и в эстетичности, и в количестве дозы удовольствия от разных сцен.

    Рекомендую.

    25 мая 2013 | 06:37

    Отсмотрел данное произведение.

    Впечатлён.

    Фильм выполнен в стилистике нуар-темнота, музыка в стиле футуристический джаз, разве что дождя не хватает, да повествования от лица детектива, распутывающего головоломку.

    Сюжет ныне очень заезжен — парень приходит в себя, ничего не помня, да плюс ко всему у него в номере труп девушки, обезображенный и обнажённый.

    Если позволите такое сравнение, то мне на ум приходят не какие-то другие фильмы, а Fahrenheit — The Indigo Prophecy — видеофильм, выполненный с использования компьютерного программирования (или попросту, видеоигра). И, хотя сюжеты довольно сильно разнятся, общего очень много.

    В начале герой пытается вспомнить, что он делал в прошлом, а уже распутывая клубочек, приходит к финалу в стиле а-ля научная фантастика.

    Если искать аналоги в мире кино — ближе всего всё же, мне кажется «13-й этаж».

    Что-то подобное, как мне кажется, читалось мною в подростковый период (обожаю хорошую фантастику) то ли у Фредерика Брауна, то ли у Гордона Диксона, не суть.

    По фильму — тяжеловат для восприятия, особенно поколению Pepsi, образно говоря, любящему бабахи и попкорн. Не понравится фильм скорее всего и фанатам арт-хаусного бреда (привет поклонникам «Вечного Сияния Разума»).

    А вот любителям простой хорошей фантастики, которые зачитывались Брэдбери и Кларком с Желязны — смотреть обязательно.

    И ещё раз отмечу прекрасный визуальный и музыкальный ряд картины, сюжет, как я уже отмечал выше, откровением назвать не получается.

    Твёрдая

    8 из 10

    12 мая 2010 | 22:15

    Если даже кинофильм «Темный город» не получит в моем личном рейтинге высший бал, в качестве общей оценки — в этой истории есть несколько весьма красиво поданных идей, чтобы подразнить свою фантазию, а может и поднапрячь свою мировоззренческую философию.

    Итак, перед нами — мир, который является полнейшей иллюзией для его обитателей. А обитатели эти — обыкновенные люди, которые и не подозревают, что все вокруг них — розыгрыш и эксперименты, которые организовывают для них существа из параллельного мира.

    И возможно, коварные пришельцы в конце концов добились бы своей цели, если бы у главного героя ленты, человека по имени Джон Мёрдок (Руфус Сьюэлл), не открылись аналогичные с пришельцами способности — создавать иллюзии. Впрочем, он не слишком-то ими и пользовался в фильме, самое главное — он перестал быть игрушкой в чужих руках, выйдя за отведенные ему границы.

    Фильм снят в атмосфере дизель панка и нуара. Весьма стильно, хотя, как я уже сказал, больше всего на меня произвели впечатления не так «декорации», как оригинально подброшенные сценаристами идейки. Ну, например: если человек вдруг узнает, что его самого и ту, кого он называет своей женой, на самом деле ничего не объединяет, у них нет никакой личной истории, а всё то, что он воспринимает за таковую — лишь иллюзии, которые были созданы специально для них всего несколько часов назад; так вот — каковы будут его действия?

    Что же тут философского, спросит меня зритель? Ну, а разве в большинстве случаев семейные пары не существуют из-за того, что их объединяют совместные воспоминания, прожитые годы, какие-то взаимные обязанности, негласно данные ранее и т. д.? И если вдруг сказать им, что прошлое — это лишь иллюзия, а всё, что у каждого из них есть это «здесь и сейчас» и они вольны поступать так, как им заблагорассудится — сделают ли они опять «тот самый» выбор? Захотят ли быть вместе?

    Или вот ещё: человек живет с приятной ему мыслью о том, что когда-то он поедет в чудесное место, где бывал в детстве, и там ему будет беззаботно, комфортно и здорово. Но опять-таки, он узнает, что места этого не существует в природе, и никогда там он не был в помине. Т. е. сценаристы (вслед за многими философами и эзотериками) словно намекают нам на то, что все наши желания, устремления — выдуманы нами же и теперь мы свято верим в то, что все эти вещи, места, занятия — именно то, что нам нужно. Сможет ли человек существовать БЕЗ цели? Во всяком случае, без какой-то глобальной цели. Всем ли дано при необходимости стать экзистенциалистами?

    Хотя с другой стороны, фильм показывает иную развязку данной ситуации: если человек бросает все свои внутренние ресурсы на достижение того, к чему у него лежит сердце — он может «создать» искомое место под солнцем, даже если до этого его не было на картах. Просто Силой своей воли.

    31 мая 2012 | 17:36

    Фильм — это аудиовизуальное представление. И в этом «Тёмный город» безусловно преуспел.

    Фантастически потрясающая атмосфера. Любопытный сюжет, который держит в напряжении даже несмотря на свою относительную прямолинейность. Уместная игра актеров.

    Я смотрел и радовался тому, как всё потрясающе выглядит, звучит и как всё интересно развивается. Не потому, что я с таким столкнулся впервые, а потому, что так здорово сделан именно этот фильм.

    В «Темный город» вплетены такие темы как память, сознание, человеческая воля, контроль разума, моделирование реальности. Всё это очень любопытно потому, что не до конца понятно. И автор крайне удачно совмещает как смысловую, так и эмоциональную составляющую фильма.

    Фильм превосходен, что во многом подтвердилось множествами последующих заимствований из него, но, к моему огромному сожалению, без этого самого «НО», и достаточно весомого, тут не обошлось.

    Как я был потрясен эстетикой фильма, увлечен развитием сюжета и буквально погружен в атмосферу «Тёмного города» с первых секунд и почти до самого конца, также резко меня пробудил автор своей концовкой.

    Настолько невнятной попыткой сыграть в хэппи-энд, режиссер, видимо, надеялся на «кассовость» своего мероприятия. Но этот типичный голливудский ход оказался настолько натянутым и неуместным, что вызвал лишь недоумение. За первые полтора часа фильма у меня в голове сложилась картина, в которую никак не вписывалось всё то, что я увидел в конце.

    Таким образом, за последние 20 минут повествования фильм превратился из шедевра в просто хороший фильм, который я безусловно посмотрю еще раз, чтобы насладится завораживающей картиной выдуманного автором мира.

    8 из 10

    6 июня 2012 | 17:48

    Алекс Пройас после культового и готического «Ворона» снятого им в 1994 году, во время которого погиб небезызвестный Брэндон Ли возможно решил пойти дальше по «тёмной стезе» и пришёл к абсолютному апогею жанра тёмного наура. «Тёмный город» своей эстетикой не похож ни на один современный фильм в котором присутствуют равные пропорции фантастики, нуара и футуризма. Если говорить объективно, то таких фильмов сейчас не снимают. Вероятно так потому, что подобные проекты не рассчитаны на массовую аудиторию и мало прибыльны. Тем не менее это совершенно нетривиальное явление в кинематографе, стоящее рядом, разве что с «Метрополисом» снятым в 1927 году немецким постановщиком Фрицем Лангом.

    По большому счёту у Пройаса все фильмы с нотками каких-то отрицательных тенденций. В них непременно возобладает какие-либо негативно окрашенное развитие: В «Вороне» — это анархия; в «Я, робот» искусственный разум; В «Знамении» вообще приближение апокалипсиса. Во всех фильма та или иная общественно значимая катастрофа, последний правда на фоне всех остальных мне вообще не понравился. Наверное там просто превысил допустимую норму мистификации предполагаемых событий.

    События «Тёмного города» не описывают какой-то конкретный период времени, но демонстрируют нам тёмный, утопический уклад в котором все без исключения люди — марионетки в руках могущественной секты лысых субъектов, внешне очень напоминающих главного синобита из серии «Восставший из ада». Эта секта манипулирует не только людьми но и всем городом, останавливая его жизнедеятельность ровно в полночь и меняя под свои нужды всю его оболочку.

    Главный герой — некто мужчина просыпается ночью в своей ванне в мотеле, спятном крови на лбу и чётким ощущением того, что находится в незнакомом месте, незнакомой обстановке, а его голова абсолютно опустошена. Вокруг находятся незнакомые предметы, шприц рядом с ванной, рыбка в аквариуме, всё видится ему неизвестным, даже собственная одежда. Вскоре телефонный звонок, в трубке говорит неизвестный голос: «Вашу память стёрли. Я могу вам помочь, я ваш доктор. Уходите скорее, они вот-вот будут здесь!» Обескураженный, без каких-либо догадок о том кто он такой, забрав свои вещи, он поспешно покидает апартаменты в надежде спастись. На выходе его окликает администратор просящий уплатить его пребывание в отеле называя его фамилию — Мёрдок.

    Про музыкальное сопровождение и его значимость в фильме можно написать отдельную статью, так как музыка здесь играет очень значимую роль. Настолько атмосферным саундтрек может быть только у нескольких композиторов по моему мнению: Говард Шор, Эннио Марриконе, Джон Уильямс и непосредственно композитор данной картины Тревор Джонс. Возможно в моём сознании где-то и затесалась парочка другая композиторов, но так как моя рецензия по моему собственному желанию выдана экспромтом, я не буду ковыряться в своей голове ради того, чтобы вспомнить их.

    В итоге, мы получаем очень добротный и качественный фантастический фильм, который несмотря на все свои недочёты свободно может попасть в список лучших нуар-фильмов. Атмосфера и музыка будут держать зрителя сфокусированным на событиях на протяжении всех 100 или 111 минут, в зависимости от того, какую версию он предпочтёт смотреть. Лично я, при наличии нескольких версий фильма смотрю режиссёрскую или расширенную, дабы ловить более полные сюжетные откровения.

    16 июля 2015 | 02:12

    Посмотрев этот фильм, я отчётливо осознал, откуда «ноги растут» у хита 1999-го, «Матрицы» братьев Вачовски (вплоть до конкретного плагиата), и хита этого лета, «Inception» Кристофера Нолана — откуда почерпнута стилистика, визуальные приёмы, образы и т. д. Даже Дэвид Туи, очевидно, из нуара «Тёмного города» подсмотрел мрачные образы для создания мира некромонгеров в «Хрониках Риддика», и сюрреалистичное «Шоу Трумана» тоже стоит рядом.

    Но почему же сам фильм «Тёмный город», определивший лицо будущих хитов, сам хитом так и не стал и почти безвестен? Всё дело в незрелости исполнения: оно сыровато. Заметно, что этому проекту было тесно в отведённых ему рамках 27 миллионов долларов, и как на такой бюджет (и учитывая 1998 год), спецэффекты чудесные, даже с претензией на их запредельность по сравнению с существующими тогда фильмами.

    Однако дело совершенно не в незрелости технического исполнения, а в том, что сама по себе постановка потенциально мощного проекта действительно мощной не оказалась: фильм воспринимается как детский, с его дубовыми диалогами (фразы то слишком пафосные, то слишком наивные), средненькой актёрской игрой, также во многих местах ему явно не хватает музыкального сопровождения, отчего действие сцен «провисает», несмотря на то, что само действие фильма значительно пришпорено — все сцены сменяются чересчур быстро, зритель не успевает проникнуться потенциальной грандиозностью сцены, задуманной в плане, но скомкано осуществлённой в конечном продукте. Режиссёр насытил его таинственными образами, но не раскрыл их силу. Вот почему хитами стали те фильмы, которые сумели донести до зрителя грандиозность — и вот почему у их постановщиков мировое имя, а Алекс Пройяс на порядок менее известен.

    Так что важно не только, как потенциально силён исходный материал проекта, но и насколько верят в него продюсеры (и какой бюджет на его реализацию они могут выделить), и особенно — правильно ли подобран режиссёр-постановщик, под силам ли ему воплотить всё задуманное на экране. «Тёмный город» — это упущенная возможность создать популярный кассовый кинохит, но всё равно это фильм, расширивший кинограницы (без разницы, заметила это публика или нет) и отличающийся весьма самобытной и изобретательной постановкой сцен, которая позволяет безошибочно причислить его к когорте артхаусных лент. Это не жвачка для массового зрителя, а визуальное искусство. Вот если бы за эту постановку взялся Стэнли Кубрик, это был бы фильм века!

    По моему мнению, создателям надо было замедлить ритм фильма, чтобы посмаковать самые красивые моменты, чтобы зритель как следует проникся, а также более тщательно подобрать музыкальное сопровождение каждой сцены и насытить музыкой фильм, чтобы зрителю не приходилось скучать (ведь, к примеру, та же «Матрица» сильна не только спецэффектами, но и саундтреком, который помогает создать атмосферу и погрузить зрителя в действие, а не просто ради галочки), изменить диалоги и быть более требовательными к актёрам. И побольше бюджет выделить на всё это дело. Но в целом смотрится неплохо, и если бы я увидел этот фильм в среднем школьном возрасте (да ещё притом не видев «Матрицу»), то он бы на меня произвёл сильное впечатление. Но что есть, то есть.

    8 из 10

    22 июля 2010 | 00:06

    Внедри человеку память наследного принца и он преобразится. Дай ему память мусорщика — и он скукожится до соответствующего уровня. А если наделить человека памятью убийцы?

    Привычки, рефлексы, манеры — это только образ, обложка. Форма, сложенная из собственного мнения о себе, мнения окружающих и стремления соответствовать чужим ожиданиям. Все это дело поверхностное. И в течение жизни может неоднократно меняться.

    А вот с понятиями добра и зла куда сложнее. Похоже, это не приобретенное, а заложенное в нас еще до рождения. Мне кажется, что внутри каждого есть некий детектор (грань, отделяющая зло от добра, «нельзя» от «можно», муки совести от внутреннего покоя…) И каждый производит свою самонастройку. Ведь не зря в продолжение жизни человек прибывает в вечном поиске: вчера одна правда, завтра — другая. И не важно, что 20 лет меня программировали, к примеру, быть атеистом… Если есть душевный разлад, рано или поздно я очнусь, осознаю себя, самонастроюсь.

    Доверяя своему внутреннему стержню (своей истине), невозможно сбиться с пути, как бы не полоскали мозги.

    10 из 10

    18 сентября 2009 | 07:59

    За год до Матрицы и Тринадцатого этажа появился Темный Город.

    Наверное, если бы я посмотрел этот фильм [страшно сказать] одиннадцать лет назад, то он взорвал бы меня, просто уничтожил.

    Но даже спустя столько лет картина смотрится живой, довольно разумной и яркой.

    Я далек от мысли, что корни Матрицы были отрыты братьями [или уже братом и сестрой?] Вачовски в Темном Городе.

    Такие большие проекты делаются не один год, а сценарии пишутся, понятное дело, еще раньше.

    Просто тогда было такое время. Идеи разных людей сливались в один общий вектор, выдавая схожую основную мысль в разных оформлениях [хотя в данном случае даже декорации Города и Матрицы те же].

    Это большой фильм. Даже сейчас.

    Рассказывать что-то о нем бессмысленно, нужно смотреть, в обязательном порядке.

    3 октября 2009 | 19:01

    Ху из Алекс Пройас? Ординарный, хоть и талантливый постановщик, уже отдавший миру лучшее свое творение, или до конца так еще и не раскрывшийся темный скакун голливудских прерий? После, без дураков, культового «Ворона», но еще до высокобюджетного и глянцевого «Я, Робота» (про нечто с локализованным названием «Неудачники» и последний неоднозначный недоблокбастер «Знамение» упоминать, пожалуй, не будем) Пройас срежиссировал дюже атмосферный фантастический триллер в стиле нуар. О нем, о «Темном городе», и пойдет сейчас речь.

    Объявленный небезызвестным Р. Эбертом лучшим фильмом 98-го года, но вряд ли именно поэтому завоевавший глубокие зрительские симпатии, «Темный город» рассказывает историю о примечательном своей мрачностью и зловещей замкнутостью местечке — некоем населенном пункте, с необычной архитектурой и сонными жителями. В прямом и переносном смысле играя на площадке вышедшей в следующем году «Матрицы», фильм Пройаса абсорбирует в себе атмосферу и идеи многих других жанровых собратьев. К уже упомянутому хиту братьев Вачовски смело можно добавить очередную вариацию на тему искусственных виртуальных миров — «Тринадцатый этаж». Концепция мини-мира отсылает нас к «Шоу Трумэна». Игры с памятью — к «Вспомнить все». А по визуальной части «Темный город» похож на более ранние «Город потерянных детей» и того же «Ворона». Впрочем, о вторичности говорить нет никакого повода, а названные выше тайтлы можно воспринимать только как ключи к одной из главных киноманских задач: максимально приблизить ожидаемое к действительному.

    Обитателями сюжетной фабулы здесь являются пятеро очень разных, но, как это водится в кинофильмах с вменяемыми сценариями, судьбоносно друг с другом пересекающихся героев. Серийный маньяк-убийца (убийца ли?) Джон Мердок, его неверная супруга (неверная ли, супруга ли вообще?) Эмма Мердок, идущий по следу инспектор Бамстед (отчего-то любящий поиграть «Синий платочек» на гармошке; инспектор ли?), знающий куда больше всех остальных вместе взятых доктор Шребер (вроде как настоящий доктор) и приспешник недобрых сил мистер Хэнд. Занятный паноптикум, не находите?

    Изображаемые отличными лицедеями, руководит которыми целеустремленный постановщик Пройас, чьи визуальные задумки реализует опытный Дариуш Вольски, а идеи музыкального сопровождения воплощает Тревор Джонс, наши герои раскрывают для себя и, несомненно, заинтригованного зрителя тайну Темного Города. По мотивам рассказа самого Пройаса сценаристы Доббс и Гойер придумали весьма любопытный, многослойный и мультижанровый сюжет, на базе которого родился если и не выдающийся, то, без вопросов, оставивший свой отпечаток в умах и сердцах поклонников подобного кино художественный фильм. Не шокирующий, за неимением оной, своей высокобюджетностью, в чем-то достаточно условный и что-то недоговаривающий, но очень цепко хватающий и удерживающий за счет перманентной динамики, подчеркнутой отменным аудио-визуальным рядом, до самых финальных кадров.

    Ну а то, что Сьюэлл в заключительных эпизодах откровенно «дает» Нео, а Коннели очень уж напоминает саму себя в сцене на причале в «Реквиеме по мечте», — это ничего: ведь Пройас сделал свой фильм еще до выхода работ братьев Вачовски и Даррена Аронофски. И пусть у него не получилось такой же культовой нетленки, но все-таки благодарного зрителя, хотя бы в лице Роджера Эберта и автора этих строк, «Темный город» нашел.

    23 июня 2009 | 17:01

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: