Деньги

L' Argent
год
страна
слоган-
режиссерРобер Брессон
сценарийРобер Брессон, Лев Толстой
продюсерЖан-Марк Хенчоз, Даниэль Тоскан дю Плантье, Antoine Gannagé
операторПаскуалино Де Сантис, Эмманюэль Машюэль
композитор-
художникПьер Гюффруа, Моник Дюри
монтажЖан-Франсуа Нодон
жанр драма, криминал, ... слова
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
время90 мин. / 01:30
Номинации (1):
Проклятая фальшивая пятисотфранковая банкнота меняет владельцев. Люди цинично передают её из рук в руки, из магазина в магазин, пока она не попадает в руки одного честного человека, который и не подозревает, что купюра-то поддельная! Именно в судьбе этого человека фальшивка сыграет роковую роль…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
26 + 1 = 27
8.2
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Редакционные материалы

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Выдающийся французский режиссёр Робер Брессон существовал как бы особняком в мировом кино, находясь вне моды, не оказывая прямого влияния на других кинематографистов. Впрочем, немало творцов, включая Андрея Тарковского, разделившего с Брессоном в 1983 году Большой специальный приз жюри в Канне, преклонялись перед его редкостным талантом (любопытно, что и «Деньги», и «Ностальгия» появились при содействии одного продюсера — француза Даниэля Тоскана дю Плантье). Несколько десятков лет, начиная с появления шедевра «Дневник сельского священника», искусство Робера Брессона являлось своеобразным проводником нравственных и художественных истин. Католицизм и религиозность, приписываемые Брессону, пожалуй, преувеличены. Прежде всего он — художник-моралист в лучшем смысле этого слова, в каждом фильме утверждающий незыблемость человеческих заповедей: «Не сотвори себе кумира», «Не убий», «Не укради». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Как много в этом слове, всё так и крутиться вокруг них, как Земля вокруг Солнца. Деньги — идеальное воплощение наших желаний. Деньги — это то ради чего мы живём. Деньги, деньги, деньги… Всё можно купить за деньги, особенно сейчас. Кражи, войны, убийства, несчастная любовь — всё из-за пресловутых денег. Поэтому стремление большинства сводится к одному — любой ценой чего бы то не стоило, разбогатеть!

    Герои — молодая бедная семья, подростки, мошенник — хотят заработать, используя при этом разные способы, хотя их всего два: честно или нет. Ивон старается «правильно» прокормить своё семью, он трудиться и живёт на одну зарплату. И в итоге, за квалифицированно выполненную работу, получает фальшивые банкноты, и естественно сразу же попадается. Этот случай ломает его жизнь: увольнение, безуспешные поиски новой работы и…теперь он готов на все, чтобы получить деньги, на любую работу.

    Общество сурово в отношении индивидуума, оно «убивает» даже не подозревая об этом. Именно оно и порождает самых хладнокровных и безжалостных. Законы жизни просто не предусматривают существование невиновных, честных, они, будто, созданы, чтобы вырубить их на корню. Чтобы выжить нужно быть таким как все…

    Это кино, которое нужно смотреть. Да именно, смотреть. Брессон рассказывает показывая, картинка преобладает, диалоги только по необходимости. Это и отличает его «чистое кино» от других.

    24 февраля 2009 | 22:49

    Робер Брессон — режиссер вне стилей и направлений. Он один такой на свете, ни на кого не похожий. Он уверял, что «звуковое кино открыло тишину» и считал актеров не более, чем «моделями». «Я вас выдумываю такими, какие вы есть», — говорил он людям, которые соглашались сниматься в его фильмах.

    В последнем фильме маэстро не просто узнать рассказ Льва Толстого о поддельной банкноте и ее влиянии на жизнь ничего не подозревающих людей. 500-франковая фальшивка ломает судьбу честного человека, превращаясь в смертоносную тишину рока. Открывающихся и закрывающихся дверей в этой истории больше, чем актерской игры. Звуковые ассоциации дополняют изображение. При этом, Брессон остается абсолютно бесстрастным к судьбам героев.

    Робер Брессон был любимым режиссером Андрея Тарковского. Об этом много сказано в дневниках Андрея Арсеньевича. По иронии судьбы, их фильмы («Деньги» и «Ностальгия») встретились в 1983 году на фестивале в Каннах и поделили главный приз. К тому времени, о Тарковском начали говорить, что он «снимает под Тарковского». Тоже самое можно было сказать и о последнем фильме Брессона: под Брессона.

    7 из 10

    9 сентября 2016 | 16:48

    Именно любовь к человеку сподвигала писателей и режиссеров моралистов создавать такие произведения, которые тщательно, шаг за шагом, исследуют природу уклона человека с пути созидания на путь разрушения. В фильме Брессона `Деньги` автору не требуются какие-то эмоциональные воздействия, он не пытается заставить зрителя плакать или ужасаться, но при всей холодности повествования в конце фильма ощущается та горечь, которую чувствовал автор, снимая фильм. Режиссер просто делает зрителей свидетелями обычных действий, которые как будто могут произойти с каждым, приводящих героя к падению.

    Но лично я считаю, что всегда есть выбор отказаться от этого пути, для этого нужно быть немного сильнее, чем обстоятельства, сильнее своих собственных чувств и уязвленного самолюбия. А если человек идет на убийство якобы по причине нехорошего общества или неудачного стечения обстоятельств, то, может, он действительно получает от этого какое-то извращенное удовольствие, как сказал главный герой.

    28 ноября 2009 | 18:17

    Жид: Деньги? — деньги
    Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
    Но юноша в них ищет слуг проворных
    И не жалея шлет туда, сюда.
    Старик же видит в них друзей надежных
    И бережет их как зеницу ока.
    Альбер: О! мой отец не слуг и не друзей
    В них видит, а господ; и сам им служит.
    И как же служит? как алжирский раб,
    Как пес цепной. В нетопленной конуре
    Живет, пьет воду, ест сухие корки,
    Всю ночь не спит, все бегает да лает.
    А золото спокойно в сундуках
    Лежит себе. Молчи! когда-нибудь
    Оно послужит мне, лежать забудет… Александр Пушкин. Скупой рыцарь

    Деньги — это разновидность энергии. Чем их больше, тем шире возможности обладателя. Аксиома.

    Деньги. Человеческие печали и радости.

    Деньги. Мерило жизненного бытия.

    Деньги. Свобода и рабство.

    Деньги. Кандалы наших рук и ног. У некоторых — золотые.

    Литературный классик, наш великий соотечественник, поведал вдохновенную историю денежных коллизий отец-сын. Это азбука и жизненные уроки впитанные с молоком матери. «Маленькие трагедии»(1979г.) М. Швейцера визуализировали историю на экране. И посыл (иметь) приобрёл завершённую форму. Иннокентий Смоктуновский (барон) выше любых похвал:

    … Лишь захочу — воздвигнутся чертоги;
    В великолепные мои сады
    Сбегутся нимфы резвою толпою;
    И музы дань свою мне принесут,
    И вольный гений мне поработится,
    И добродетель и бессонный труд
    Смиренно будут ждать моей награды.
    Я свистну, и ко мне послушно, робко
    Вползет окровавленное злодейство,
    И руку будет мне лизать, и в очи
    Смотреть, в них знак моей читая воли.
    Мне всё послушно, я же — ничему;
    Я выше всех желаний; я спокоен;
    Я знаю мощь мою: с меня довольно
    Сего сознанья…

    Непременно перечитайте… Для полноты ощущения. Деньги-деньги-деньги…

    История Р. Брессона начинается мучениями юнца, страдающего от нехватки «благородного металла». Ограничение возможностей — поиск выхода из затруднения. Искушение обманом — и вот уже согласие на бесчестие. Как итог- совершение поступка. Всё просто.

    Абсолютно идентичная ситуация и у М. Швейцера. Различие лишь в деталях. Итог схож.

    На мой взгляд, фальшивая купюра передаваемая с рук на руки, служит разменной монетой человеческого несовершенства, порока. Автор не делает различий не по половому, не по возрастному, ни по социальному признакам. Лгут и подличают как мужчины, так и женщины. Лгут хозяева и их сотрудники. Лгут-лгут-лгут. Печалит, что мать наставляет сына ни в коем случае не признавать своей вины и не открывать истины даже отцу в случае обвинения. Жалкое зрелище. И это не кажется частностью.

    Можно ли Ивона вычленить из этого порочного ряда? Он — жертва. Верно? Он итоговое звено порочной цепочки? Да? Думаю, вряд ли. Он попросту не обратил внимание на полученные купюры и не имел возможности принять какое-либо решение… Его суть ещё не очерчена окончательно. Она проступает от кадра к кадру. Так кто он и что он? Бытие определяет сознание или сознание определяет бытие? Режиссёр предоставляет ему шанс — суд вынес оправдательный приговор. Где «мы» теперь? Смываем пятно с репутации? Доказываем свою кристальность? Увы, наш «хороший парень» у БАНКА с ДЕНЬГАМИ, за рулём автомобиля преступников. Ограбление. Вина усугубляется. И следует немедленная расплата. Какая забавная, ироничная метаморфоза…

    … но жизнь не стоит на месте. Она продолжается. И деньги вновь и вновь требуют воспроизводства. Как быть? В соответствии со своим Я. Так Ивон и заканчивает своё повествование. СВОИМ ИСТИННЫМ Я. Всё предельно ясно и просто. Круг замкнулся.

    … Ох, вы деньги, деньги, деньги, рублики,
    Франки, фунты-стерлинги да тугрики,
    Ой, день-день-день-деньжата, денежки,
    Слаще пряника, милее девушки,
    Все ищут ответа, где главный идеал,
    Пока ответа нету — копите капитал…

    … все прочие персонажи остались за скобками режиссерского наблюдения. Где они? Что с ними стало? Наверное — КОПЯТ КАПИТАЛ.

    Кино для размышления.

    Чем то напомнило «Фаворитов Луны»(1984г.) Отара Иоселиани — наблюдения-зарисовки без ярлыков.

    8 из 10

    8 мая 2018 | 17:37

    «Если немецкая музыка — это Моцарт, русский роман — Достоевский, то французское кино — это Брессон», — говорил Жан Люк Годар.

    I. Гений французского кинематографа — Робер Брессон. Человек, который всегда шел по краю.

    Робер Брессон родился 25 сентября 1907 года. Учился Робер в Париже и здесь приобщился к искусству, начав с живописи. Вскоре он заинтересовался кинематографом и сделал первые шаги в режиссуре.

    Он снимает свой первый полнометражный фильм «Ангелы греха» — историю духовных исканий героинь, монахини и падшей женщины, нашедшей убежище в монастыре. «Ангелы греха» вызвали восторг как критики, так и публики. Выделяли впечатляющий сюжет, строгость материала, уверенное мастерство режиссера.

    Следующий фильм Брессона «Дамы Булонского леса», поставленной два года спустя, пропитан стремлением проникнуть в глубины духовной жизни человека. «Дамы Булонского леса» были хорошо приняты критикой, но потерпели коммерческий провал.

    За Брессоном закрепилась репутация «трудного» режиссера, не идущего на коммерческие компромиссы. Отныне сценарии он писал сам, нередко используя литературные произведения.

    Режиссер обращается к роману «Дневник сельского священника». Фильм стал настоящей вехой в кинематографе. Картина проповедует спасение души, поиск благодати. «Дневник сельского священника» принес Брессону мировую известность и ознаменовал триумф авторского кино.

    В 1962 году он показывает свою новую работу — «Процесс Жанны Д`Арк». Брессон стремился показать национальную героиню, имеющую чувство смысла жизни, которого нам так часто не хватает. Неожиданно замысел Робена потерпел крах, по весьма приземленным причинам. Потрясенный неудачей, Брессон надолго замолк.

    В 1967 году вышел фильм «Мушетта». «Мушетта» — один из любимых фильмов Андрея Тарковского. Он говорил: «Брессон пользуется минимумом средств, он аскет. Для того, чтобы воссоздать природу, ему достаточно сорвать листок с дерева, взять каплю воды из ручья и от актера взять только лицо его и выражение глаз. Если можно было бы снимать выражение лица, то он вообще не снимал бы актера… И чем картина совершеннее у Брессона, тем мучительнее чувство ускользающей истины, которую открывает для нас Брессон.


    II. Последний фильм Великого: «Деньги» (1983).

    В своей последней картине «Деньги» по рассказу Льва Толстого «Фальшивый купон» Брессон исследует природу преступления.

    Каждый эпизод в картине слишком конкретен, без лишних слов. Все укладывается, но нет поэтичности. Этого эмоционального размаха, сравнимого со взмахом волшебной палочки, пусть незримого, нет никакого. Песни, ту, которую мы запомнили ещё со времен «Дневника сельского священника».

    Ощущение недосказанности нет: все по существу, но, так или иначе, есть боль по утрате какой-то эйфории, привычной в фильмах Брессона. На эту, я бы сказал, «оплошность», несомненно, повлияла подробность каждого действия. Ради чего Брессон следовал этому принципу? Наверное, чтобы «обыватель узрел сквозь очки в оловянной оправе» ту независимую и, безусловно, отягощающую последовательность, которая сопровождает невинного человека, невольно «подтянутого» на воровскую стезю. Если следовать логике, т. е. называть вещи своими именами, выходит, что Брессон оправдывает преступников? Так, получается?

    Да, кому-то это покажется «чистым фильмом», безусловно, понимаю того человека, но где же ниша, в которую должны впадать все успешные/безуспешные полеты мыслей зрителя? Где эта траектория, та, которая обязана преобладать в каждой проекции, именуемой фильмом?

    А «скучную» последовательность обстоятельств, которую впору назвать «тяжелой», как мне показалось, Брессон перенял у Достоевского, которого так любил. Не заметили?

    14 марта 2009 | 22:16

    Последний по порядку, но не по значимости фильм Робера Брессона. По прошествии сорока лет с его первой работы «Ангелы греха» (а также в процессе создав еще 11 фильмов), публика ждала от величайшего аскета чего-то неожиданного, нового и сверхъестественного. Интерес к фильму величайшего минималиста кинематографа возрос настолько, что «Деньги» попали в конкурс Венецианского кинофестиваля. Там же оказалась и картина эмигрировавшего (телом, но не душой) Андрея Тарковского Ностальгия, немедленно подвергшаяся уничижительным эпитетам со стороны советских критиков. В связи с тем, что оба фильма оказались несравненны, наградили и Брессона и Тарковского. Это событие символично отображает сближение, слияние, дисперсию двух культур. Если Андрей Арсеньевич сажал семена своего видение мира, сформированного в послевоенные годы в родном СССР, на иноземную почву, то Брессон ясно сознававший упадок духовности запада вновь и вновь возвращался к русской культуре, идеологии, этике. На этот раз, оставив трижды экранизированного им Достоевского, он берет за основу другого мастодонта этики и морали — Толстого.

    На первый взгляд, может показаться, что ничто так далеко не отстоит от современной техногенной действительности как Лев Николаевич с его моралистическим проповедничеством. Как известно, двадцатый век характерен крушением всех моральных устоев, ускорением жизни, постоянными мутациями общественного сознания. Все стало относительным — категории существования, желания, идеи, стили, направления, даже время и пространство. И все-таки, при подобном сверхтекучем положении дел универсум стремится к одной точке, служащей сверхпроводником и абсолютным мерилом всего и вся. К деньгам.

    Итак, «Деньги» в какой-то мере исключительный фильм, ибо стремится примирить непримиримое, объять этикой необъятное общество. Брессон очень хорошо понимал не только «старину» с ее рыцарской доблестью, неистовой верой ("Ланселот», «Жанна Д`Арк), но и современность с ее апатией, нигилизмом и отчаянием ("Вероятно, дьявол»). Возможно ли смотреть сразу в обе стороны, быть этаким связующим звеном истории?

    Очевидно, что да. И этот фильм тому доказательством.

    От повести Толстого сохранена только первая половина. Вторая, «оптимистическая», в которой герои очищаются от зла и свихнувшийся мир внезапно находит точку опору в нравственности полностью вымарана Брессоном. Преподнесение смысла и морали характерное для романтизма (и не окупившее себя) полностью заменено на сухой реализм без капли нравоучительности. Мир Брессона холоден, отчужден и абсолютно пуст. Люди лишь выполняют придаточную функцию в вечной циркуляции капитала. Без чувств, эмоций и души. И горе тому, кто вдруг покинет этот порочный круг. Конечно, именно это случается с главным героем, неожиданно обнаружившем всю бесчеловечность капиталистической системы. Постепенно маленькая брешь (отец отказывает сын в выдаче карманных денег — факт чисто этический или механический?) перерастает в черную дыру, втягивая в свое бездонное сопло десятки разрушенных жизней. Будучи полностью исключенным из общества, потеряв семью и социальные гарантии (после отсидки), Ивон из жертвы становится палачом. Он сводит знакомство с женщиной, образ которой служил для Толстого идеалом доброты и «кротости» — трудолюбивая, набожная, смиренная и чистосердечная. Конечно, ее убийство предопределено. Но в чем заключается мотив Ивона? Ведь впоследствии он возвращает деньги и сознается в содеянном, ничуть при этом не раскаиваясь? На мой взгляд, этот шаг есть последняя, отчаянная попытка обнаружить в мире всепоглощающего хаоса капитала основание, смысл и последовательность. Хотя бы при помощи зла… Каков результат? Это ведомо только самому убийце, а мы можем лишь удивленно наблюдать за еще одним психопатом, абсолютно «безосновательно» уничтожившем целую группу людей. «Маньяком», некогда бывшим добропорядочным гражданином Ивоном Таржем.

    Как и прочие гениальные творения, Деньги является лишь совокупностью знаков, каждый из которых может читаться по-своему. Также этому способствует минимальные средства визуализации, зачастую, мы даже не видим лиц героев. Поэтому, точка зрения на фильм у каждого рождается своя собственная. Некоторые даже рассматривают Деньги в плоскости многослойной символики и троекратно скрытого смыла. Действительно ли это так? «Я не знаю, почему он так поступил. Он и сам не знает!» — восклицает Брессон на вопросы журналистов. «Все истины парадоксы!» — утверждает Толстой.

    23 сентября 2014 | 19:25

    Заголовок: Текст: