- Мама, как ты могла лечь со слабоумным?(беседуя о своем отце)
Что не так с этой девушкой? Молода, чувственна, тактична. Ей самое время наслаждаться вниманием поклонников и готовиться выйти замуж. По какой причине ходит она с безумным выражением лица, растерянная и печальная. Она вполне спокойно справляется с окружающим ее миром - он не напрягает ее. Девушка вполне легко сходится с людьми, не имеет особых предубеждений, ни расовых, ни гендерных. Ее жизнь - череда проблем. Но с кем бы она не пыталась строить свою жизнь, даже с самыми неудобными или кажущимися неподходящими для этого людьми - она ведет себя достойно, уживается.
- Я старалась держаться за материнские руки, но она всегда убирала их от меня
Ключ ко всему содержится в непростых отношениях девушки с ее матерью. Эта взрослая женщина явно не слишком умна, не слишком многого добилась и сожалений в ее пожилом возрасте куда больше, нежели побед. Но с какой страстью она пытается подавить активность своего ребенка. Лишь замужество позволяет ей на на некоторое время оставить ребенка (а если быть более точным - бросить в важный для человека момент. Героиня фильма ведь действительно не может почувствовать себя женщиной, не может почувствовать себя матерью. Она и вовсе не может понять, что значима, сильна и заслуживает достойной жизни.
- Я не хочу быть матерью. Я не хочу быть женщиной
А вкус меда - это те мгновения свободы, которые получает наша героиня. И не важно с кем. Это радостное любование жизнью, почти лишенное логики сюрреалистическая гонка за моментом, упоение радостью. Та жадность с которой эти моменты представлены в фильме предвосхищает свободные 'семидесятые'. А вопросы расизма и нетрадиционной ориентации тут проходят косвенно, они совсем не основные (увы, многие справочники и критики другого мнения). Фильм о другом. Яркий финал тому свидетельство - это не чучело сжигается детьми. Это иллюзии свободы
Очень яркий и запоминающийся фильм о взаимоотношениях девочки-подростка со взрослым миром, в котором – продолжающая из последних сил веселиться мать, ее молодой любовник со стеклянным глазом, уплывающая в неведомые дали первая и чернокожая любовь, гомосексуалист в образе старшей сестры, нечаянная беременность, осознание себя как ни на кого не похожей личности и страх пройти дорогой своих родителей. Скажите: много? В самый раз для фильма новой британской волны!
«ДЖО. А где эта норма? У меня совсем ненормальная норма, Джеффри Ингрэм, прошу вас не забывать об этом! Я особа необычайная! Я единственная в своем роде, да и вы тоже — единственный.
ДЖЕФ. Мы неповторимые!
ДЖО. Юные!
ДЖЕФ. Несравненные!
ДЖО. Потрясающие!»
А эта история, говорят, появилась так: 18-летняя английская девушка Шейла Дилени как-то увидела пьесу Теренса Рэттигана «Вариации на тему» и сказала: «Я могу не хуже». Друзья подначили: «Ну так напиши!». И юная Шейла за 10 дней написала пьесу «Вкус меда», которая с 1958-го года регулярно ставится по всему миру. И пьеса эта – остроумная, искренняя, жизненная, до сих пор актуальная, но совсем не медовая. И, кстати, расово-гомосексуальная подоплёка в ней не так очевидна на фоне социально-мелодраматической атмосферы.
Как вписаться в этот взрослый мир, когда ты так одинок, и тот, кто приходит к тебе на помощь, сам нуждается в поддержке и понимании? Жизнь, словно заперта в душной комнате, которая гораздо красивее в темноте, чем при ярком свете. Но темнота внутри домов пугает главную героиню. Темнота внутри…
Бонусом можно рассматривать песню «A Taste of Honey», которую написал для бродвейской постановки Бобби Скотт. А прославили эту песню своим исполнением несколько лет спустя – «Битлз».
Очень простая по изложению черно-белая лента о странной импульсивной девушке Джо, ее матушке- вульгарной дамочке приятной во всех отношениях, и людях, которые периодически появляются в их жизни. Снятая на фоне индустриального лондонского квартала, картина не самая радужная.
Напомнило очень 'Пьяного ангела' Куросавы, который тоже был снят примерно в тоже время на другом конце света. Объединяет их многое - попытки маленьких людей вырваться из тоскливого быта послевоенного мира, светлые чувства, надежда. Концовка с троеточием - в данном случае это бенгальский огонек в руке у Джо, который догорит, но вот что будет дальше?
Отличная игра актрисы Риты Ташингем. Ее выразительные глаза, убегающий рот и мимика чем-то напоминает Инну Чурикову в молодости.
Очень интересный фильм. Сначала смотрится легко, коллизии матери и ее несовершеннолетней дочери кажутся комичными, но в тоже время, конечно, трагично наблюдать за тем, как родителя заботит лишь собственное счастье, этакая семейная драма. По развитию сюжета становится понятно, что фильм о одиноких, нелюбимых людях, брошенных на произвол судьбы. Каждый из героев заинтересован лишь в собственном счастье, каждому хочется внимания, любви со стороны других, но никто не собирается жертвовать чем-то в замен. В завершении каждый возвращается к тому, с чего начал. Это вечный круговорот человеческих судеб блуждающих в неизвестности...
В начале фильма мы видим угловатую, неуклюжую девочку Джо (дебютная работа Риты Ташингем) с очень крупными носом, ртом, глазами и некрасиво толстыми лодыжками. Но когда она начинает двигаться, то это оказывается милейшее существо с подвижными прекрасными глазами и неуложенными волосами, выражающими её внутреннюю естественность, жизненность. Человек не принимающий над собой насилий каких либо норм, систем (их воплощает школа, а особенно картинно строгая учительница, оплот нормальности) и тому подобное. Недаром главную героиню всё время носит где-то рядом с водой, материей текучей и незакостенелой.
Говоря о 'прогнившем буржуазном обществе' и протесте против него английской группы 'рассерженных', нужно прежде оценить этот фильм как фильм, принимая во внимание не только социологические подтексты, об этом сказано и без того много и хорошо. Так вот это отличное кино. Тонкое, воздушное и целостное. Герои жизненны, а их поступки естественно вытекают из данных им характеристик.
Мать Джо (Дора Брайан) - женщина эгоистичная и совсем не страдающая приступами морали. Живя себе в удовольствие ('У меня слишком много времени уходит на себя') она игнорирует и постоянно предаёт дочь не слишком раздумывая перед выбором между ней и молодым любовником при деньгах. Ужасно карикатурно смотрится её некрасивое морщинистое вульгарно накрашенное лицо на очень даже приличной фигуре в облегающих не по возрасту платьях, туфлях на высоком каблуке и украшениях. 'Ночью она смотрится лучше', заявляет её любовник. Своим безразличием травмируя девочку, мать Жозефины (сосем неподходящее для девочки с толстыми икрами и большими чертами лица имя, в отличие от мужеподобного Джо) вульгарна до невыносимости. Но даже в этом порочном создании есть что-то ужасно положительное, а именно искренность и органичность. Этим они с Джо похожи. Её трагикомичность подчёркивают интерьеры увеселительных учреждений, в которых она часто находится и птичка в клетке, которую она постоянно таскает из одного дома в другой (аж целых 4 места жительства меняет эта молодящаяся дама во время действия фильма)в то время как при дневном свете, она просто жалкая.
Её очередной любовник - любитель приударить за женщинами не первой свежести, самоутверждаясь таким образом. Он пуст и бездушен и глаз у него стеклянный. Прекрасно осознавая его намерения мать Джо всё же максимально пытается успеть насладиться прелестями сытой жизни.
Покинутая Джо пережив небольшой, но плодоносный роман с моряком-негром бросает школу, идёт работать в обувной магазин и снимает большую обшарпанную комнату в злачном районе индустриальных пейзажей. Встречает утончённого гомосексуалиста Джеффри, который селится у неё и становиться её 'заботливой сестрой'.
Очаровывает свободный и естественный дух повествования, глубоко правдивые характеры и порывистные движения. Джо тянется к 'не таким как все' людям - негр, гомосексуалист и находит в них отклик. Любопытно смотрится она на фоне ухоженных одноклассниц и своей матери. Кстати, между ними периодически проводятся параллели благодаря монтажу. Например эпизод веселящейся в клубе матери, которая сменяется сценой веселящихся Джо и моряка, а потом романтическая сцена между обеими парами, происходящими одна при блеске гирлянд, а другая - в контровом свете фонаря. Или игрушечная машинка в руках Джо сменяющаяся машиной любовника её матери. В искусном ненавязчивом монтаже Тони Ричардсон хорош не только в этом фильме, взять 'Одиночество бегуна...' с перемежающимися сценами в тюрьме и воспоминаниями главного героя медленно, но верно ведущими цепь повествования.
Большую роль играют преимущественно грязные индустриальные пейзажи. Особенно четко сделан эпизод, когда Джеффри узнаёт о беременности Джо: с душной улицы Джеффри перемещается к огромной арке, откуда они с Джо - два маленьких силуэта выбегают на возвышенность, как-будто воспаряя над грязными скучными домиками, потом они уже на природе бегут в стайке детей на ещё одну возвышенность и под ними уже не улицы города, а бескрайние равнины. В следующем кадре они уже в сталактитовых пещерах в таинственном освещении свечей и Джо рассказывает Джеффри, что отец ребёнка чернокожий принц.
Весело было жить в Англии 50-х годов. Эхо войны звучало уже не так назойливо и громко, но его все еще было слышно. Цвели буйным цветом идеи всеобщего равноправия, и молодые люди обоих полов хотели говорить об этом громко, спеша побыстрее избавиться ото всех предрассудков, привитых им поколением детей викторианства. Время удачно совокупилось с идеями, и их союз дал богатые побеги.
Однажды небогатая девушка с окраины Лондона сходила в театр на одну модную пьесу. По завершении представления она долго не могла отделаться от мысли, что может и сама написать вещицу не хуже. Подумалось - сделалось. Шейла Дилэйни написала драму 'Вкус меда '.
Вскоре пьеса была поставлена на сцене реформаторского театра, а через пару лет ее взялся экранизировать сам Тони Ричардсон.
Почему же пьеса привлекла к себе такое внимание? Разумеется, присутствовали и особый шарм, и увлекательность, и злободневность. Но было и еще кое-что. Эта пьеса появилась в нужное время и в нужном месте. Возможно, если бы не она, мы бы знали теперь Великобританию другой. Для того, чтобы вам стали ясны эти выводы, необходимо пояснить ее содержание.
Совсем юная героиня по имени Джо (Жозефина) живет со своей матерью Хелен, которая любит выпить и часто приводит в дом мужчин. Однажды Джо знакомится с чернокожим коком. Он провожает ее каждый день из школы, между ними появляется в начале дружба, а потом и кое-что большее.
Хелен в это время занимается устройством своей собственной жизни, ее новый приятель предлагает ей переехать к нему, и она с радостью соглашается. Джо остается одна, ей приходится бросить школу и устроиться в обувной магазин. Ее возлюбленный отправляется в плавание, пообещав, что обязательно вернется.
Однажды в магазине Джо знакомится с гомосексуалистом Джеффри, которому негде жить. Джо предлагает ему переехать к ней, и они начинают вдвоем обустраивать свой быт. И все было бы совершенно прекрасно, если бы не обнаружилось, что Джо беременна. Теперь Джеф становится ей и сестрой, и братом, и сиделкой, и единственным другом.
Вне зависимости от моего таланта пересказчика, этот фильм произвел в 1961 году настоящий фурор. Рита Тушингэм и Мюррэй Мелвин получили призы на Каннском фестивале за роли Джо и Джеффри. Впервые за историю кинематографа была остро затронута тема гомосексуализма. 'Вкус меда ' стал настоящим откровением для того времени.