Желаете раскрыть секрет шафранового соуса, узнать как правильно выбрать омара и как правильно готовить фуа-гра?
Мартина Гедек и Серджио Кастеллитто всё расскажут и покажут со свойственной поварам страстью. Но этот фильм не только про еду, нет. Он о правильных приоритетах в жизни, умении общаться и доверять людям, о горе и сострадании, о дружбе и привязанности, о тоске и любви. Главные герои, хоть и известные в своем городе шеф-повара - это обычные люди со своими страхами, недостатками и проблемами. В то же время актёры харизматично и незаурядно рассказали истории своих героев. Второстепенные персонажи также были прекрасны - особенно понравились Катя Штудт в роли Леа и Август Цирнер в роли психотерапевта. И особое внимание хочется уделить милой Максим Фоэрсте в роли Лины - очень пронзительная игра для 10-летней девочки. Без всех них атмосфера фильма была бы уже не той. После просмотра создается ощущение, что не актеров подбирали на эти роли, а что сценарий писали именно под них.
Также как и многие зрители смотрела и 'Неотразимую Марту' и 'Вкус жизни'. Для тех кто не знает - этот фильм оригинал, а потом уже по нему сняли американский вариант этой прекрасной мелодрамы вместе с Аароном Экхартом и Кэтрин-Зета Джонс.
В итоге рекомендую вам смотреть 'Неотразимую Марту', если вы:
- Любите хорошее европейское кино.
- Не прочь посмотреть фильм про шефов и рестораны.
- Эмоционально восприимчивы и ищете фильм, чтобы прочувствовать и прожить вместе с персонажами всё, что происходит.
- Любите итальянскую кухню и музыку.
Если же вы любите мелодрамы, но все остальные пункты не для вас, тогда возможно вам подойдёт типично американский вариант, такой как 'Вкус жизни' - более лёгкий, современный и более поверхностный. Однозначно оригинал мне нравится намного больше!
...Неужели вы чувствуете, какой сахар я использовал? -Конечно же нет, но я чувствую какой сахар вы не использовали?
Влюбилась в этот фильм, хотя после первого просмотра не совсем его поняла, решилась все-таки (ввиду отсутствия времени) пересмотреть его еще раз. Фильм хочется смотреть еще, смакуя моменты, вместе с главными героями. Особенно понравилась сцена дегустации соусов, правда для меня осталось загадкой, как они не перемешались в одной огромной кастрюле. А чего стоит сцена с горой грязной посуды в чистой и аккуратной кухне Марты, смеялась от души. Обаятельный Марио притягивает к себе, находит подход и к Лине, когда та отказывается от еды, и к Марте -закрытой и замкнутой, не действует напором, а дает ей время самой решить! Игра актеров просто естесственна. Фильм душевный, действительно сопереживаешь вместе с Мартой, когда она не хочет отпускать Лину. А в финале после титров, как последний штрих -дегустация блюда психоаналитика, заставляет улыбнуться и оставляет за собой шлейф тонкого юмора. Отдельное спасибо за музыку, все гармонично!
Хуже, чем спать в одиночестве, можно только есть в одиночестве
Ужасно жить одной, неловко привыкать к человеку, больно отпускать его. Это прототип нашей героини. Узнаете себя? А я узнала.
Она как сумасшедшая помешана на своей работе. Да даже работой не назовешь. Для нее кулинария стиль жизни, смысл бытия, кайф, нирвана, отдых и так далее. Неотразимая Марта неотразима во всем, кроме своей личной жизни. Одинокая барышня, замкнутая в себе, в своем мире, полным надежд и мечтаний. Но все же, когда то девушка должна повстречать мужчину, который перевернет этот мир с ног на голову, заставит переживать острые эмоции, удивления, влюбленность и тд. Для Марты таким мужчиной стал Марио.
Господа, какая легкая игра актеров, непринужденность в отношениях. Я буквально влюбилась в персонажа 'Марио'. Стиль жизни этого человека такой настоящий, экспрессивный, в каких то моментах наивный. Заметно, что человек живет для себя, у него свои правила жизни: захотел - опоздал на час, захотел - пришел ночью в гости на дегустацию соусов, а не захотел - не пришел. Я 'утонула' в этом человеке. Нам многому надо у него поучиться.
Скажу только: 'Кино со вкусом. Аплодисменты повару!'
В этом блюде ничто не отвлекает от самого главного. Нет ни украшений, ни каких-либо экзотических приправ. Есть только рыба… рыба и соус...
…и разве что рыба с соусом (а также чудеса из глазированного шалота, запеченных в мадере голубей или спелой клубники) некоторое время отвлекают зрителя от личности Марты, bella Марты. Ведь ее маниакальная увлеченность кулинарией вплоть до забвения всего остального сразу определяет героиню в категорию чудачек, дев со странностями, комедийных персонажей, к которым не присматриваешься, покуда они исправно откалывают номера. Она скандалит с клиентами, которые пришли в ресторан не столько поесть, сколько выпендриться, а после убегает охолонуть… в холодильник. Забавно жестикулирует, проигрывая в уме грядущие/так и не состоявшиеся разговоры. Откармливает психоаналитика, который в перерыве между первым и вторым тщетно пытается если не вылечить ее от обсессивного синдрома, так хоть заронить в забитую трюфелями головушку мысль, что некая проблема реально имеет место. Мила. Смешна. Невыносима. Но ведь комедийным персонажам никогда не звонят из полиции, верно? По крайней мере, не со словами: «Знаете, фрейлейн Кляйн, ваша сестра погибла в афтокатастрофе».
Вот так обращаются в руины чьи-то миры. Мир Марты разве что трескается по краям, словно передержанное в духовке печенье. Не потому, что единственный близкий человек значил недостаточно. Наоборот - потому что слишком много. Здесь, среди кастрюлек и маний, нет слов, не самих понятий, чтобы выразить эту утрату, оплакать ее, пережить. Мысли о смерти неизбежно приводят к омарам: жестоко брошенным в кипяток, милосердно умерщвленным ударом ножа. Желание опустить руки разбивается о привычку избыточно планировать, дробить день на минуты, заполняя каждую тысячей дел, готовя разом 43 обеда. Забота об осиротевшей племяннице выливается в ряд попыток накормить ту, которой нужна не еда, не внимание, не любовь, не новая счастливая семья, а только мама, мама, мама. И они отгораживаются друг от друга, от своей неудачи: одна – ожиданием отца- незнакомца, вторая - белоснежной броней передника. Отворачиваются друг от друга, то и дело нервно косясь через плечо. Комедийный фасад осыпается, и мы, наконец, видим Марту настоящей, а она впервые видит себя и пустоту вокруг.
Зияющую брешь не заполнить девочкой, ведь она в силу возраста и обстоятельств неспособна проявить снисходительность. Однако другой человек может проникнуть сквозь эту трещину и найти дорожку к сердцу. Любовь приходит, поманив ароматами тушеных баклажанов и спагетти из солнечной Авзонии, но сам мужчина не имеет решающего значения. Могло бы сложиться с соседом снизу, с любым, кто проявил бы толику сочувствия, позволил привязанности вырасти из повседневных прикосновений и улыбок. Не всегда нужно, чтобы тебя любили до безумия, иногда достаточно, чтобы вовремя взяли за руку. Сандра Неттельбек сняла драму, печальную и светлую, созвучную обрамляющим фортепьяно-саксофонным композициям Кита Джаррета. Здесь нет места нарочитому драматизму, громким уходам, торжественным возвращениям, судьбоносным решениям, внезапным озарениям, вспышкам страсти, простым ответам… готовым рецептам. Разве что – смущенным словам и неловкому поцелую с привкусом звездчатого аниса.
Вкусная еда всегда была и будет одним из главных удовольствий, доступных человеку. Поэтому кино на кулинарную тематику, казалось бы, не может не возбуждать аппетит, обязано накормить зрителя позитивными эмоциями и подарить приятное пряное послевкусие. Однако «Неотразимая Марта» если и не нарушает эти установки, то обходится с ними весьма фривольно. Это не тающий во рту «Рататуй» из миловидных мышат и парижского шарма, подслащенный наивно-очаровательной лавстори, и не ванильно-мармеладная девчачья история Джули и Джулии, готовящих счастье по рецепту. Сандра Неттельбек, несмотря на половую принадлежность, смотрит на мир, не искаженный розовыми стеклами очков: пасмурная, как гамбургское небо, проза жизни и простой, как лосось с базиликом, рассказ о нелегкой женской доле.
Истоки интровертности и социального отчуждения героини стоит искать не в моралистическом пуританском ригоризме, предписывающем обходить стороной мужское внимание, и даже не в желании соответствовать эмансипированному образу современной деловой женщины. Причина лишь в том, что единожды проросшее в сердце ощущение одиночества с годами имеет свойство костенеть и выливаться в формы жизнедеятельности, далекие от романтики. Даже у консервов есть свой срок годности, а некогда цветущее создание под гнетом рутины и подавно далеко не всегда дожидается заветных «ягодка опять». В случае Марты одиночество стало ключевой причиной обсессивной привязанности к любимой работе. Кухня ресторана – как святая святых, языческое капище, где на алтарь кладется личная жизнь и семейное счастье, приносимые в жертву богам чревоугодия. А дома – белоснежные залежи чистых тарелок на полках и переливающиеся сталью столовые приборы – всего лишь инструменты, как гаечные ключи, шланги и сальники в гараже автослесаря. Аппетит все чаще и чаще предательски улетучивается, превращая таинство готовки в комплекс обыденных упражнений, а творца кулинарных шедевров – в сапожника без сапог. И вот, устремив взор в потолок, проминающая кушетку в кабинете психоаналитика королева кухни, вместо ожидаемых душеизлияний о долгих холодных вечерах, сыплет хитростями приготовления лангустов и прочей членистоногой фауны. Не обращая внимания на то, как ее принудительный слушатель давится слюной, она легкомысленно выедает ему мозг, орудуя изысканными фактами своей профессиональной пресуппозиции, словно вилкой для устриц.
Случай-то запущенный. И потому прочная конструкция карьерного благополучия, годами укрепляемая без права на передышку, досуг и вакацию, начинает трещать по швам с внезапной гибелью сестры и свалившимся как снег на голову долгом опеки над малолетней племянницей. Тут-то и приходит откровение, что все прелести бальзаковского возраста не за горами, а искусство владения ножом и кастрюлей не прибавляет поинтов в копилку жизненного опыта. Отчаяние как никогда близко в тот момент, когда осознаешь: ни в одной поваренной книге не найти рецепта того, как заменить ребенку потерянную мать. Метафоричный омар от долгого лежания в баке начинает поедать себя изнутри и потому весит меньше, чем кажется на вид. Клешни, казавшиеся такими острыми и сильными, сами собой опускаются, ведь быть сваренным заживо – долгая и мучительная гибель. С этими мыслями Марта видит его – полного энергии обаятельного конкурента, который поет, танцует, балагурит, пристально смотрит на хмурую владычицу поварешек черными заигрывающими глазками и расплывается в лукавой улыбке, словно ярмарочный щепетильник. И глаза бы не видели эту наглую небритую рожу, если бы не врожденное умение эксцентричного итальяшки обращаться с детьми.
Хорошо там, где нас нет. Рассекая меж серых домов по серой слякоти на сером «ситроене» и проклиная судьбу за все ее тяготы, ненароком погружаешься в мысли о солнечной Италии, о которой знаешь-то только по рассказам. Страна эта предстает чем-то далеким и прекрасным, едва ли не поэтичной Авзонией, утопающей в райских кущах садов и виноградников. Чужих детей не бывает, а материнский инстинкт потому и называется инстинктом, что способен воспарить над болотом социальной дезориентации и ядовитым туманом гордыни. И как бы ни было больно, слишком велико самоубеждение, что родной папка, в глаза не видевший своего чада, все же окажется лучшим родителем, чем несчастная одинокая тетка. Что хрупкий сорванный цветок снова оживет под теплыми лучами в плодородных почвах одной из коммун в Ломбардии – где-нибудь в Лекко, Мерате или Моджо – все равно, лишь бы не в этом дождливом городе, пропитанном тоской и печалью…
Паритет по-европейски академичной кинематографической манеры и почти голливудского мелодраматического подхода делает кино понятным и приятным для восприятия зрителями разных вкусов и предпочтений, как и повседневная актуальность, затрагивающая проблематику семейных ценностей, в сочетании с эстетичной, но не сваливающейся в пошлую смазливость атмосферой грустной сказки. Героиня Мартины Гедек пробуждает эмпатию не только за счет своего трудного положения, но и благодаря целостности и реалистичности самого образа, близкого, пожалуй, любой неглупой женщине. Как, впрочем, и Серджо Кастеллито, подкупающий истинно итальянским обаянием и темпераментом. Драматургически идеальное, классическое чуть ли не до эталонности, соотношение характеров. Все это в совокупности представляет собой набор ингредиентов, сварганить из которых плохое блюдо практически невозможно. Именно такие аппетитные пирожки и скупает со всего мира «фабрика грез», чтобы в условиях конвейера выпотрошить, разложить на составляющие и, добавив перца и глутамата натрия, слепить что-то свое, более калорийное и лишь от случая к случаю не пережаренное.
Так или иначе, на то и существуют в природе женщины-режиссеры, чтобы, несмотря ни на что, давать зрителю надежду (хоть Светлана Баскова и возразит). Да и не гоже кулинарной мелодраме соседствовать с хэштегом «безысходность». Пусть нет в ленте моментов, выжимающих розовые сопли и побуждающих к испражнению бабочками, пусть не разглядишь в кадрах фильма помпезного кинематографического экфрасиса, восхваляющего шедевры кулинарного искусства. Нет ни конфетно-букетной идиллии, ни ангелоподобных детей, давящих на жалость слезящимися глазами а-ля Кот из Шрека. А все же кино чисто женское. Женское не в стереотипном понимании, а в трактовке «о настоящей женщине для настоящих женщин». Так что стандартным синонимическим рядом «баба – кухня – борщ» тут не обойдешься. Иное дело лосось с легким соусом из базилика – блюдо простое лишь на первый взгляд, правильно приготовить которое – истинное мастерство.
Просто удивительно, насколько слоганы и краткие описания фильмов могут не соответствовать их наполнению! И речь здесь даже не столько о спойлерах или неумении прочувствовать суть сюжета, а в том, что такие приблизительные полу-описания зачастую совсем не соответствуют внутреннему, душевному содержанию лент.
Собственно, к чему подобное вступление? К тому, что прочтя краткое описание этого фильма, пожалуйста, не закрывайте окно сайта! Фильм чудесный, и то, что мы видим в описании - лишь призрачная тень, карандашный набросок, не более. Фильм очень проникновенный, тонкий, как аромат изысканного блюда - недаром так смакуются подобные мелочи на протяжении повествования. И просто поразительно, насколько он контрастирует с голливудским 'Вкусом жизни' - как небо и земля! Последний - прилизанный, насквозь американизированный и слащавый (особенно это проглядывается в предсказуемом клишированном хэппи-энде). Причём видишь это только после просмотра обеих картин - немецкая, как оказывается, совершенно другая - более психологичная, искренняя, самодостаточная и может претендовать на звание творения с серьёзным смыслом и мудрым подтекстом, тогда как в голливудском продукте на этот подтекст и сокровенные глубины лишь намекают в некоторых эпизодах. Но надо быть честной - я бы ни за что не стала пускать шпильки в адрес заокеанской тусовки, если бы не видела европейский оригинал (его я посмотрела уже после ремейка). Просто он настолько хорош, что при сопоставлении видишь, как все американские прилизанности вмиг становятся шероховатостями и серьёзно воспринимать голливудский фильм ты уже не можешь. Это как с кулинарией - стоит попробовать правильно приготовленное тирамису, со всем соблюдением пропорций сыра, коржа и коньяка, и тогда уж точно откажешься от подделки с переизбытком, к примеру, теста или алкоголя. Однако, есть и другая параллель - тоже кулинарного свойства. Люди, которые часто питаются, к примеру, в Макдоналдсе, перестают ощущать тонкий вкус тушёной рыбы или различать разнообразие специй из трав - их вкусовые рецепторы забиты сильными вкусовыми добавками, которыми напичкана еда фаст-фуда, и они лишаются возможности воспринимать тонкие грани вкуса, эстетически подходить к вопросу насыщения. Потому кому-то может больше понравиться именно голливудский фильм в силу его внешнего блеска, 'усвояемости' - он и впрямь 'всеядный'. Но если вы ищете глубины и тонких оттенков актёрской игры, непредсказуемости сюжета - включите кино про Марту и Марио, это отличный рецепт уютного вечера в компании близких или в задумчивом, но порой очень необходимом для душевного мира уединении.
Я страстно люблю готовить, и мне нравится смотреть, как готовят другие, но, к сожалению, мне очень редко встречаются хорошие фильмы о кулинарах. На днях, я к примеру, смотрела «Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту», который смело можно было сократить вдвое, оставив только историю Джулии Чайлд, ее прекрасную кухню и медную посуду, поскольку вторая правдивая история, на которой основан фильм, показалась мне слишком уж пресной.
В «Неотразимой Марте», по-моему, нет ничего лишнего: приятный сюжет, любопытная тема, хорошие актеры, дуэт Серджио Кастелитто («Не уходи») и Мартины Гедек («Жизнь других») весьма гармоничен; драматическая линия выстроена очень четко, без лишней слезливости и напускного трагизма, которыми обычно грешат фильмы данного жанра.
Нелюдимая и замкнутая Марта ведет уединенное существование, у нее нет мужа, детей, друзей, она никуда не ходит, кроме работы и психоаналитика, смысл встреч с которым для обоих остается загадкой. Единственное, что у нее есть – работа. Марта лучший шеф-повар города. С артистической виртуозностью она готовит одно блюдо за другим, оттачивая филигранность техники и смакуя процесс. Большая часть фильма происходит именно на кухне, причем снято все настолько искусно, что я практически слышала эвкалиптово-лимонный аромат розмарина, который по преданиям древних греков, способен сделать человека счастливым; приятный бальзамический запах базилика; пряный букет соуса для рыбы, мягкое благоухание сливочного масла, резкие нотки чеснока и нежный шлейф, оставляемый шафраном.
Однажды черные тучи смыкаются над и, без того пасмурной, жизнью Марты: погибает ее сестра, и Марте приходится приютить у себя восьмилетнюю племянницу Лину, до тех пор пока ее доселе неизвестный итальянский отец не приедет за ней. В силу скрытности характеров им обеим приходится нелегко, но Марта и Лина постепенно привязываются друг другу.
В отсутствие Марты, ее начальница Фрида, нанимает на работу еще одного повара харизматичного Марио, который за несколько дней успевает расположить к себе коллектив обаянием и неиссякаемым жизнелюбием.
Встречаются два противоборствующих начала: Сырая Германия и Солнечная Италия, холодность Марты и остроумная привлекательность Марио. Взаимоотношения героев поначалу представляют собой весьма пикантное блюдо, но жизнерадостному Марио удается победить мрачную закрытость Марты и пробудить в ней чувства.
Добротный истинно европейский фильм. Хорошая игра актеров, но ничего особенно выдающегося. Режиссура и работа оператора на мой взгляд тоже хорошие, а вот сценарий несколько неоднородный. Есть моменты, где фильм производит действительно очень сильное впечатление, но есть также ощущение некоторой недосказанности или как будто из сюжета вырезали куски и не очень ладно склеили обратно.
В целом фильм оставляет приятное, доброе ощущение. На мой взгляд, это крепкий европейский середнячок, который можно с удовольствием посмотреть.
P.S. Сравнивать 'Вкус жизни' (No Reservation) с этим фильмом не представляю возможным, не потому что один значительно лучше другого, а потому что как ни странно они совершенно разные, хотя сценарии почти одинаковы. 'Вкус жизни' чисто американское кино и смещенное больше в сторону комедии, а 'Неотразимая Марта' - чисто европейское и смещенное в сторону драмы. Оба фильма мне лично понравились.
- Неужели вы чувствуете, какой сахар я использовал? — Конечно нет. Но я чувствую, какой сахар вы не использовали.
Так уж случилось, что этот фильм я посмотрела намного позже, чем его более поздний аналог - 'Вкус жизни'. Но несмотря на то, что сюжеты фильмов повторяют друг друга до деталей, в целом это два разных фильма: 'Вкус жизни' - легкая комедия, 'Неотразимая Марта' - драма.
Кто такая Марта? Это женщина со сложным характером. Во всем, что касается кухни, она бесконечно педантична. На приеме у психотерапевта, куда она вынуждена ходить по указанию своего работодателя рассказывает ему рецепты блюд... Абсолютно не может себя сдержать, когда какой то посетитель имеет неосторожность высказать претензии по поводу ее произведений. Периодически запирается в кладовке, где пытается справится с нервами... А дома, приготовив себе ужин по всем правилам высокой кухни, она ест его в одиночестве. У нее все под контролем.
И тут ее упорядоченная жизнь летит под откос: погибает сестра, а у нее на попечении оказывается племянница, которая никак не вписывается в ее упорядоченную жизнь. Она не понимает как найти с ней общий язык, с этой маленькой девочкой, у которой только что рухнул целый мир. И на работе, помимо прежних проблем, появляется другой повар - итальянец. А что такое итальянец? Это буря эмоций, громкость, смех, музыка. Другими словами - это большая проблема, для этой богини на кухне... Все катится под откос. И заседания в кладовке учащаются. Но как то постепенно, шаг за шагом, этот итальянец находит ключик к сердцу Марты... Он помог ей с племянницей, он показал ей, что иногда можно расслабится: пустить кого то в свою жизнь, на свою кухню и дать ему там похозяйничать. Это не страшно. Постепенно, при его поддержке, она разбирается в своих отношениях с бунтующей племяшкой, находит ей место в своей жизни и своем сердце, а он находит путь к ее сердцу.
Этот фильм не вызывает бурю смеха, он очень тонко рассказывает о чужих проблемах и чужих жизнях, показывая нам, что не все и всегда надо держать под контролем.
Я под впечатлением. Сегодня случайно натолкнулась на этот фильм по ТВ. Две минуты просмотра, и я уже не смогла переключить программу или выключить телевизор – увлечённо досмотрела фильм до конца. Способность фильма вот так вот меня «поймать» (таких фильмов, к сожалению, крайне мало) является для меня главным признаком того, что я уже с ним не расстанусь. Это любовь на всю жизнь. «Неотразимую Марту» неустанно сравнивают со «Вкусом жизни». Я задалась целью и посмотрела последний. Вывод оказался прост. Сравнивать фильмы можно, но, по-моему, не нужно.
Просто «Вкус жизни» - добротный американский фильм «про любовь» c хорошим бюджетом и минимумом психологии, яркий и красивый, каких в американском прокате много. А «Неотразимая Марта» - это, как было сказано в одном нашем советском фильме, «не ширпотреб, это индпошив». Минимум действия на экране, талантливо подобранная ненавязчивая музыка, отсутствие постоянного текста в кадре. Всё это создаёт неповторимое настроение фильма. Фильм чрезвычайно тонко передаёт психологическое состояние главной героини: и её одиночество, и нежелание вылезти из раковины, которую она сама себе построила и вход в которую сама же тщательно заперла изнутри. Она прячется за своими кулинарными способностями – единственным, что позволяет ей почувствовать себя настоящей, живой, цепляется за готовку с активностью маньяка, боясь остаться наедине с собой и осознать пустоту вокруг себя.
Потрясающая игра актёров, хороший сценарий и, что особенно приятно, счастливый финал.