К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

До картины 'Клещ' у Александра Баранова и Бахыта Килибаева уже имелся опыт совместной работы. В 1988 году они в тандеме написали сценарий к фильму Рашида Нугманова 'Игла' (1988). В том же году сняли ленту 'Трое' - о представителях социального дна. В 1989 году совместно работали над психологической драмой 'Женщина дня'. Все эти картины при абсолютной внешней непохожести, имеют единый стержень - отражение быстро меняющейся действительности позднего СССР. Работая над сценарием, оба режиссёра прекрасно разбирались в теме, которую выносили на суд зрителей.

Совсем неслучайно история злоключений одного из главных персонажей - врача (Сергей Попов) - берёт начало в конце 1970-х годов, когда КГБ СССР вело первые (не особо афишируемые) дела о коррупции и взяточничестве среди высокопоставленных руководителей союзных республик. К 1990-му году ситуация обострилась до предела. Кто-то из режиссёров упивался 'чернухой', смакуя запретные ранее темы. А кто-то - как Александр Баранов и Бахыт Килибаев - пытались своими фильмами достучаться до тех, от кого зависела судьба страны. Видимо, не достучались...

Основных персонажей трое: капитан милиции Адиль Ахтанов (Клещ) (Абдрашид Абдрахманов), полковник милиции (Артык Джаллыев) и врач. Отдавая должное 'всеэротической направленности' того времени, в сценарии прописаны две местами откровенные женские роли: жена Ахтанова (Жанна Куанышева) с которой Клещ ведёт себя довольно жестоко. И Алика Смехова в роли Светы - 'девушки' Клеща. Именно Смеховой, которая в предыдущем фильме режиссёров 'Женщина дня' сыграла главную роль Александры, пришлось воплощать оригинальный режиссёрский замысел по доведению до оргазма... тюбика с зубной пастой!

Фильм спорный, но интересный. Имеются некоторые затянутости, однако все их можно объяснить, если попытаться разобраться в символизме картины. Сцены с разделыванием туш животных вполне укладываются в то, что делали со страной те, кто в первую очередь отвечал за неё. Очень интересны сцены с живой рыбой. Первая - с крупными сазанами, медленно умирающими на горячем асфальте - это словно бы советский народ, вырванный из своего привычного уклада. Он ещё жив, поэтому в кадре появляется рука Клеща, пытающегося облегчить страдания умирающей рыбе.

Финальная сцена с аквариумными рыбками несёт совершенно иной посыл - 'пузатая мелочь', пусть даже и облачённая в большие звёзды и высокие должности, не имеет права на существование. Неоднократные сцены 'избиения' Клещём боксёрской груши - это безуспешные попытки не столько достучаться, сколько пробиться НАВЕРХ, потому что рыба, как известно, гниёт с головы. Трюковая часть картины поставлена хорошо, а задумка с кислородными подушками - вообще на 'отлично'.

Безусловная удача фильма - подбор актёра на главную роль. Абдрашид Абдрахманов крайне харизматичен в роли Клеща. И, что самое главное, - он абсолютно естественен в кадре. Особенно это касается финала, который не мог быть другим даже не в силу логики самой киноистории, а в силу того, ЧТО происходило в стране в те годы. Название картины 'Клещ' в данном случае можно рассматривать не только как способность капитана милиции 'впиваться' в расследование и доводить его до логического конца, но и как способность политической системы высасывать бунтарский дух у тех немногих, кто был способен на сопротивление...

Неоднозначный фильм о трудном времени, в котором немногие честные люди не забывали о том, что мы не можем изменить то, откуда пришли, зато мы можем выбрать, куда идти дальше...

05 марта 2023 | 11:52
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: