К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Необычная комедия известного режиссера Луиса Бунюэля, наполненная специфическим юмором и философскими оттенками...

Картина рассказывает историю группы буржуазных друзей, которые планируют устроить ужин, однако из-за различных обстоятельств, в том числе сюрреалистических, находятся причини, которые срывают его - от трупа менеджера ресторана в соседнем зале до военных маневров. Однажды друзей приглашают на ужин, и как только они садятся за стол, занавес позади них внезапно поднимается и показывает, что они сидят на сцене перед враждебно настроенной аудиторией.

Фильм весьма глубок и философски насыщен, здесь нет места пустым смехам и банальным шуткам. Бунюэль умело передает атмосферу мира буржуазии, где люди постоянно играют роли и прикидываются. Пустое, лицемерное и бессмысленное существование класса буржуазии подчеркивается поверхностным интересом персонажей к еде, сексу, этикету и деньгам, а также их последним путешествием в никуда; или поведение нелояльного посла, который предает своего друга, заводящего любовную связь с его женой. Именно это и становится одним из главных замыслов фильма – показать зрителю иллюзорность и двуличность жизни высшего общества.

Однако, несмотря на все сюрреалистические изыски и философскую глубину, фильм весьма развлекательный. Не без оснований его называют одним из лучших произведений кинематографа. Актерский состав сыграл весьма убедительно, отлично вписавшись в обстановку фильма: Фернандо Рей в роли посла наркоторговцев, который всегда боится быть убитым; вторгающийся в дом Одрана на трапезу со своим штабом Клод Пьеплю в роли колоритного полковника; Дельфин Сейриг, с ее сияющим лицом, ее драгоценностью и ее милой глупостью.

Тем не менее, стоит отметить, что фильм не для всех. Для многих он может показаться чересчур непонятным и слишком специфичным. Кто-то тоже может не оценить довольно скрытый подтекст, скрытый за неожиданностями и нестандартными ситуациями. Но для тех, кто находит в этом фильме что-то свое, он станет настоящей находкой.

Фильм «Скромное обаяние буржуазии» – это еще одно прекрасное произведение режиссера, которое сумело для меня выделиться среди других фильмов своего времени и продолжает занимать заслуженное место на сегодняшний день. Он не теряет своего очарования с годами и продолжает радовать зрителей своей необычностью и глубиной.

06 апреля 2023 | 00:50
  • тип рецензии:

Всего второй просмотренный мною фильм Луиса Бунюэля, а автор уже стал одним из самых интересных для меня европейских классиков. У него потрясающая манера, легко и ненавязчиво рассказывать на первый взгляд странные, но очень символичные истории. А главное его фильмы за счёт приятного юмора и необычных жизненных ситуаций даже сейчас выглядят очень душевными и близкими большинству людей.

Скромное обаяние буржуазии судя по всему возвращение Луиса Бунюэля к сюрреализму который и сделал его известным. Но странные образы и невероятный сюжет, здесь служат не только для того что бы удивлять зрителей, они необходимы для полного отказа от реальности. Лента отказывается принимать законы реального мира как данность и постоянно пользуется логикой сновидений. Когда мы помним только отдельные ключевые точки и совершенно не осознаём какие события нас к ним привели.

И при этом фильм постоянно вызывает улыбку, хотя в нём почти нет привычных по современным комедиям гэгов. Юмор генерируют сами персонажи: их напускная важность, потакание минутным слабостям и особенно их нежелание понимать друг друга. Да и ситуации в которые они попадают веселят своей неординарностью и тем как на них реагируют герои.

Вряд ли мы когда нибудь узнаем, что именно хотел сказать режиссёр этой зарисовкой, но одно понятно точно простор для интерпретации он оставил огромный. Ведь реальность в фильме понятие очень абстрактное и расплывчатое.

8 из 10

04 февраля 2018 | 11:10
  • тип рецензии:

Совершенно случайно наткнулась на этот сюрреалистический фильм 1972 года, снятый Луисом Бунюэлем.

Сюжет (явно тяготеющий к сюрреализму): Они давно знакомы - семья Сенешали, семья Тевено и их приятель иностранный посол. Они богаты. Они буржуа. У каждого есть свои маленькие неподобающие секреты, которые каждый тщательно скрывает. И вот, жизнерадостная компания собирается отобедать. Казалось бы, что может быть проще? Приходите в ресторан и делайте заказ... Но именно в этот момент они будто погружаются в ночной кошмар. И самые простые понятия становятся для них сложными.

Впрочем, почти весь фильм - это паутина снов, внутри которых снится другой сон. Звучит абсурдно, но иными словами это трудно выразить. Герои фильма — шестеро людей, верхние слои среднего класса - буржуи, на протяжении всего фильма пытающиеся сквозь череду препятствий вместе пообедать. Весь фильм построен на контрастах, к тому же, он смешной и впечатления от просмотра остались положительные. Думаю, это кино станет отличной находкой для любителей сюрреализма.

23 марта 2011 | 00:38
  • тип рецензии:

Комедия о мужском цинизме. Мужчина так устроен, что, добившись чего-либо, он перестает ценить это, что, кстати, чувствует женщина, часто ему отказывая. Просто мы быстро показываем свою задницу тому, что далось нам, преследуя … недосягаемое.

Посол Миранды всего добился в Миранде, но ему уже плевать на Миранду и он, с цинизмом, на который способны только старики, подавляет молодежные движения в этой стране. Он многого добился и в Париже, и ему плевать на Париж – он с друзьями поставляет туда наркотики.

Но так получается весь фильм, что он, человек успешный и человек циничный … смешон. Смешно … быть не влюбленным в свою женщину, в свою страну человеком. Смешно … и естественно и Луис Бунюэль рассказывает нам мудрый в общем-то анекдот о компании респектабельных пожилых проходимцев. И это даже не анекдот, а коллекция анекдотов. Бунюэль был режиссером, не стеснявшимся своего воображения, многообразия сюжетных поворотов, приходящих ему на ум. Он не был (как в общем-то большинство из крупных режиссеров) режиссером-реалистом, твердо рассказывающим определенный продуманный и выверенный сюжет. Темпераментный испанец с пылким воображением, он рассказывает их сразу несколько. Чтобы не запутаться самому и не путать зрителя он выдает все свои сюжетные ходы за сновидения, так что теряешься и даже не знаешь, о чем же идет разговор в действительности. Разговор идет о том, что можно порассказать много смешного о старых циниках, но … не спешите смеяться над ними, потому что не меньше смешного можно порассказать и о молодых идеалистах и, позже, Бунюэль будет пытаться снять анекдот о молодой идеалистке в «Смутном объекте желания».

Судя по всему, режиссер не был праведником, но, вместо угрызений совести, чувствовал себя человеком … смешным. Самоирония – вот бич, которым этот гордый человек линчевал себя, что делает его не совсем обычным испанцем. Испанец – человек, пылко верующий, и «добро» и «зло» для него очень серьезные вещи, поводы к большому переживанию. На самом деле Достоевскому, с его пафосом в вопросах добра и зла, куда как далеко до пафоса испанца в этих вопросах! Но… спрятавшийся от своей испанской совести в Париже, Бунюэль не совсем испанец. Вместо того, чтобы показать нам страсть, этот … хладнокровный испанец прячется (от себя самого прежде всего) за масками рассказчика анекдотов-сатирика, снимая фильм об … абсурдности респектабельности.

Жизнеутверждающий и совсем не испанский фильм о «скромном обаянии» … греха.

Фильм режиссера, шутившего … как-то не совсем смешно. Фильм пожилого мудреца о тщете всего, даже доброй воли тридцатилетнего моралиста. Снобистский фильм-насмешка над жизнью, над ее «итогами», ее «плодами». И вот это уже очень по-испански!

15 августа 2011 | 16:45
  • тип рецензии:

«Скромное обаяние буржуазии» - безусловно, самый известный наряду с «Андалузским псом» фильм Бунюэля, при этом те зрители, которые хотят увидеть в нем некий отвязный сюрреализм в духе Дэвида Линча, как правило, бывают разочарованы. Действительно, эта лента столь филигранно сделана, столь изящна в ней антибуржуазная сатира, что многими она так и остается не прочитана. Собрав в своей картине весь цвет тогдашней французской кинематографии (Сейриг пришла из фильмов Рене, Одран – от Шаброля, Ожье – от Риветта), Бунюэлю удается сделать целую галерею неотразимых и при этом отвратительных в своей слащавости психологических и социальных типажей. Часть фильма имеет композицию матрешки, своего рода сна во сне во сне (что позже вдохновило того же Нолана в «Начале», а Александра Пелевина в «Калиновой яме»).

Удачно, без ненужной экспрессии сочетая реалистическое и фантастическое в лишь ему одному доступных пропорциях, постановщик добивается воплощения ситуационистского лозунга мая 1968-го: «К власти приходит воображение». Мне представляется, что именно как отклик на студенческие и молодежные протесты конца 1960-х «Скромное обаяние буржуазии» и следует понимать: молодежь во снах ли она, или в действительности, зримо присутствует в нарративной и символической ткани картины, как едва ли не единственная альтернатива тошнотворной буржуазности. Некоторые символы, пульсирующие в образной системе фильма прочитываются сразу (как например, священник, прислуживающий буржуа, или разнузданность политического и полицейского произвола), другие устроены более сложно (как например колониализм с лукавой улыбкой в исполнении Фернандо Рея).

В «Скромном обаянии буржуазии» вполне по-зрительски размещены необходимые для анализа интерпретационные схемы, вмонтированные в сам сюжет, потому фильм воспринимается и понимается легче, чем допустим, «Призрак свободы» или «Млечный Путь», ризоматичные в своей структуре и устроенные почти как альманахи короткометражных скетчей. В «Скромном обаянии буржуазии» композиция более традиционна: здесь абсурдное и фантастическое произрастает из повседневности и быта. Можно сказать, что в данной ленте, как негде в его творчестве раньше, Бунюэль показывает сны, бессознательное, иррациональность человеческого воображения как подлинную альтернативу буржуазным приличиям, лицемерию и рациональности. Весь этот океан фантазмов лежит под тонкой пленкой разума и цивилизованности, то и дело проявляя себя. Иррациональное требует своей социальной и личностной легитимации, в этом смысле, по Бунюэлю, буржуазия как единый организм существует лишь за счет вытеснения всего непонятного за допустимые общественные и психические пределы.

Как показал май 1968-го, бессознательное всегда обладало и обладает революционным потенциалом (сам Бунюэль признавался, как он был потрясен, увидев на стенах восставших парижских университетов сюрреалистические лозунги) и открыто противопоставило себя буржуазной нормативности. Странное в мире после 1968-го становится обыденным, привычным, а маргинальность и экстравагантность – нормой поведения. «Скромное обаяние буржуазии» при всей своей видимой компромиссности (это, безусловно, не «Большая жратва», которой также не было бы без фильма Бунюэля) – не просто ансамбль точечных сатирических уколов, но действительно серьезное модернистское произведение, заряженное масштабной социальной критикой.

Томные взгляд Стефан Одран, чарующая улыбка Дельфины Сейриг, хулиганское поведение Бюль Ожье, рыцарственность Франкера и Касселя, поведенческая изворотливость Фернандо Рея работают не только для типажной убедительности, в персонажах Бунюэля нет индивидуальности, это настоящие симулякры – эффектные образы без глубины. Да и сам мир обывательщины был бы невыносимо серым и удушливым, как у того же Феррери, если бы Бунюэля оставило чувство такта, вкуса и меры, и он бы «пересолил», уйдя в чистый гротеск. Однако, «Скромное обаяние буржуазии» и сейчас поражает вовсе не кричащим, но при этом ощутимым диссонансом между гламурной обложкой буржуазного бытия (где есть место безупречному этикету, улыбкам и поведенческой утонченности) и той бездной скрытых, часто деструктивных человеческих желаний и влечений, которые революционны по своей сути, каждую минуту угрожая фантому социального порядка, чудом существующему на Западе уже четыреста лет. Май 1968-го показал его хрупкость, а фильм Бунюэля лишь вновь об этом напомнил.

31 марта 2024 | 17:58
  • тип рецензии:

Режиссёр Луис Бунюэль известен своими сюрреалистическими фильмами. Например, его дебютная работа под названием 'Андалузский лес', снятая ещё в 1929 году, считается культовой. Фильм 'Скромное обаяние буржуазии', речь о котором пойдёт в данной рецензии, является одной из поздних работ испанского режиссёра. Важно отметить, что фильм получил премию 'Оскар' в 1973 году как 'Лучший фильм на иностранном языке'.

Режиссёр в этом фильме высмеивает представителей буржуазного общества через свой сюрреалистический взгляд, в котором сплетены несколько вариантов развития событий - в этом заключается основная идея фильма. Все события кажутся бредовыми и абсурдными, но все они оказываются снами, которые чередуются один за другим. Как я для себя выяснил, Бунюэль написал несколько сценариев к будущему фильму, которые в итоге сократил, сложив их в один фильм и представив их сновидениями. Сами главные герои - это три женщины и трое мужчин, которые относят себя к буржуазии. Они ходят в гости, обедают и ужинают, о чём-то рассуждают, и каждая трапеза неожиданно прерывается. И эти люди, которые понятия не имеют о простой жизни, занимаются всякими нехорошими делами (например, торгуют наркотиками), при этом мы видим их страхи. Сцена блуждания главных героев по дороге показывает их непонятный и бесконечный путь, который лишён цели и смысла... Хотя, смысл их жизни - это хорошо поесть. В фильме встречаются такие ситуации, которые можно встретить и в реальной жизни - лицемерие священнослужителей, прикрывание высшими чинами преступников. Действительно, абсурдность в реальной жизни иногда кажется страшным сном, от которого хочешь поскорее проснуться...

Фильм богат интерьерами помещений, которые характерно и ярко показывают жизнь буржуа. Спасибо художнику-постановщику Пьеру Гюффруа и оператору Эдмону Ришару! Гармонично смотрится единый актёрский ансамбль. Очень интересно снят сон солдата, рассказавшего историю из своей жизни. Впечатлила сцена с насекомыми на клавишах рояля, которая снята, как живое художественное полотно. Впервые в своих рецензиях хочу отметить звуковое оформление в фильме, которое тоже носит свой символизм. Очень интересно и комично смотрелись сцены, где звуки летающего самолёта и печатающей машинки заглушали диалоги героев, а они делали вид, будто они уловили суть разговора. Также можно услышать звук сирены в разговоре с террористкой.

Из-за быстрой смены локаций и абсурдности ситуаций фильм может тяжело восприниматься неподготовленному зрителю. Думаю, нужно его пересматривать не один раз, чтобы разглядеть каждую деталь и понять каждую сцену сквозь призму сюрреализма. Выше я уже выделил основную идею, которую хотел донести режиссёр фильма.

Конечно, фильм не для массовой аудитории, но любителям необычного кино стоит посмотреть.

8 из 10

16 августа 2019 | 09:25
  • тип рецензии:

Пожалуй, самый знаменитый фильм Луиса Бунюэля, снятый им уже в почтенном возрасте, когда ему было за 70. Несколько представителей французской буржуазии во главе с харизматичным послом несуществующей республики Миранда в исполнении Фернандо Рея хотят хорошо отобедать, но это им никак не удается в силу различных обстоятельств. То оказывается, что директор ресторана, куда они пришли, умер и его отпевают в соседней комнате, что никак не способствует хорошему пищеварению, то они попали в театр на сцену и еда бутафорская, то их арестовывает полиция.

В фильме много абсурдно-сюрреалистических моментов, но назвать его шедевром жанра я не могу, во всяком случае, до уровня абсурдистского 'Быть Джоном Малковичем ' он не дотягивает. В фильме нет единого сквозного сюжета, а есть скорее набор эпизодов с главными героями, эпизодов, в которых реальность иногда смешивается со снами, а действия персонажей иногда лишены всякого смысла.

Но смотреть реально интересно, это классика кино, которая на удивление не выглядит устаревшей.

8 из 10

25 ноября 2007 | 14:26
  • тип рецензии:

Там есть астрологический пассаж о Рыбах, который мог покорить мое трепетное сердце, когда бы не привычка не доверять особо характеристикам, даруемым солнечным знаком. Но проверять построением натальной карты, что действительно хочет сказать о себе человек. Потому что когда кто-то называет в фильме дату собственного рождения, хотя бы даже передаривая ее персонажу и изменяя год, это именно говорит о том, что он кричит: имеющий глаза - да увидит меня. И, думаю, режиссер был таки знаком с астрологией. Поди узнай сейчас, так ли это. О заключенной внутри собственной карты деструктивной мощной энергетике если не знал, то догадывался. Иначе как сумел бы сделать из нее инструмент самовыражения, которым овладел настолько виртуозно.

В целом сюрреализм достаточно рыбье направление. Однако Рыбы с их обтекаемостью, неопределенностью, умением замутить воду и демонстративным нежеланием правой руки знать о творимом левой, скорее создают фон. Подлинная суть сюра в Водолее. Одна из характеристик которого так и звучит: 'странные предметы непонятного назначения'. А в Водолее у Бунюэля Марс - внешняя активность любого рода, агрессия, маскулинное, мужское в человеке. И Марс образует едва ли не единственный в карте гармоничный аспект. Точный сходящийся трин к Нептуну. Да-да-да, владыке Рыб и покровителю синематографа.

У древних греков был обычай предварять возлиянем богам всякую трапезу: несколько капель вина, пролитых на землю в знак уважения к властям предержащим в исконном смысле слова. Любое действие. повторяемое из года в год, достигает автоматизма и у них получалось пролить не больше одной капли (это мы бы с вами пол-бокала плесканули на ковер, а после чистил его). Так вот, здешнее славословие Рыбам, не иначе возлияние Нептуну. Который жертву благосклонно принял и взял на себя покровительство фильму.

Получился оксюморонный сюр. Как раз в рыбьей стилистике. Люди всю дорогу делают совершенно не то, чего ожидаешь от них по логике вещей. С самым непринужденным видом. Епископ нанимается садовником. А ближе к финалу, разносит голову из ружья несчастному, которого только что соборовал. Посол стреляет из окна своего кабинета по игрушечным механическим собачкам и в полковника французской армии, на обед к которому приглашен. Респектабельная пара с солидным супружеским стажем трахается под кустами в собственном саду, словно кролики. И это во время, когда на званый обед приглашены солидные люди.

До бесконечности можно продолжать. Чего стоят сно- и духовидцы романтики военные. Труп хозяина ресторана на столе в банкетном зале. До бесконечности. И все окрашено даруемой Нептуном легкой эйфорией, какая и сегодня, спустя треть века после создания фильма, делает просмотр его обволакивающе-уютным. А потому не буду говорить о внутренней пустоте героев, в души к ним не заглядывала. Подозреваю - вовсе не пусты, искусно маскируют внешней поверхностностью нежелание быть глубоко препарированными. Зеркалят. Зеркало - один из предметов Нептуна. Здесь один человек хотел, чтобы его увидели. Не персонаж.

18 октября 2016 | 05:06
  • тип рецензии:

Фильм безусловно интересный, примечательно, что он был снят на закате жизни Бунюэля, т.е. стал чем-то вроде венца его режиссерского гения, квинтэссенцией всей его жизни.

Понравилось:

1) Очень тонкий и красивый юмор.

2) Игра актеров.

3) Актуальная тема. Буржуазия одиноко бредущая по пустынным дорогам, боящаяся потерять богатство, лицемерная и пустая.

Не понравилось: рваность сюжета, резкие переходы.

Итог:

9 из 10

Очень рекомендую к просмотру

22 июля 2010 | 22:58
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: