К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Рассматривая винтажные рождественские открытки или картинки в детской Библии, нельзя не заметить нарочитую сусальность во всем: мальчики - розовощёкие ангелочки, девочки сошли с обёртки шоколадок 'Алёнушка', старички милые, небо лазоревое. Конфетки-бараночки. Эта лубочность ставит фильтр восприятия содержимого на одну ступеньку со, скажем, 'Колобком', после которого даже невинное дитя не ужаснется смертью последнего с лёгким привкусом каннибальства.

Одна из ранних работ популярного М. Найт Шьямалана 'Пробуждение' сусальна по максимуму. Главные герои, десятилетние детишки такие обаяшки, с белокурыми локонами, с распахнутыми наивными глазенками, девчушечки в белых платьицах торжественно дарят махровые розы, взрослые заботливы и добры, даже кардинал здесь словно ипостась уставшего Санта Клауса. И малолетний ангел, появляющийся в католической школе, ничуть не выбивается из общего градуса пасторальности.

Между тем, в 'Пробуждении' достаточно умело показываются переломные моменты, происходящие с каждым на пороге взросления. Игрушки, превращающиеся из дарителей волшебства в пластмассовые изделия. Знакомство с неотвратимостью смерти и поиски ответов на вечные вопросы земного и небесного. Детская любовь и взрослый самоанализ в жизни младшеклассника. Вот только вся серьёзность упакована в бесконечные розовые банты подачи материала. Поэтому, несмотря на доступность картины (имя режиссера тому гарантией), 'Пробуждение' совершенно незнакомо большинству зрителей. Не получил фильм никаких коммерческих плюшек, не мелькнул на фестивалях или кончиках пера акул кинокритики, не вошел в домашние видеотеки. Даже название ленты, скорее всего, мало что скажет из-за созвучия с более успешной денировской драмой. И с каждым годом картина все дальше уходит в сумрак, лишь изредка мелькая на каком-нибудь киношном канале.

Большое внимание в 'Пробуждении' отводится теме Бога. Причем, церковные служители здесь, несмотря на безоговорочную положительность, не ведут по пути познания его. Здесь Бога задают домашним заданием, а религиозность у школьников не в почёте, то ли дело прыгнуть зимой в водоём. Показательно названный главный герой Джошуа своими исканиями вызывает у сверстников как минимум удивление. Даже наставники-теологи признаются ему наедине, что вера вещь иррациональная, и практических советов они дать не могут. А мальчишке всего-то и надо было, что получить подтверждение, что умерший дедушка попадёт 'в надежные руки'.

Актерская команда была, разумеется, не звёздная. Что вполне логично для фильма с бюджетом в 6 миллионов и малоизвестным режиссером-индийцем. Да и сюжет изначально не предполагал успешный широкий прокат. Не скажу, что Джозеф Кросс и Тимоти Рейфснайдер со своими старшими товарищами открыли новые горизонты в игре, но то, что требовалось от них, было показано качественно. Конечно, добродетель витала над съемочной площадкой, превращая семейный фильм в сказку со счастливым концом. Но кто считает, что в фильме должны обязательно быть проявления негативизма, даже если они и гарантируют успех и признание работе.

Хороший фильм должен не отвечать на вопросы, он должен их задавать. Даже, если на эти вопросы задают не одну тысячу лет. Ведь каждый из нас, как и мальчик Джошуа, когда-то подспудно искал ответы на них в себе. И то, что многие не смогли решить тогдашние дилеммы, хороший повод вновь пробудиться с картиной М. Найт Шьямалана. Пусть даже в дистилляте радостных школьных монашек и невинных детских улыбок.

14 августа 2013 | 15:21
  • тип рецензии:

- Ты когда – нибудь думал о Боге?
- Мы учимся в католической школе, у нас домашнее задание о Боге.


Стиль и тематика картины разительно отличается от прославивших Шьямалана творений, серьезные детективные триллеры пришли позже, а в начале карьеры он попробовал себя в детской семейной картине. Хотя детская она только по определению, на самом - то деле, лента относится к той категории фильмов, которые через детскую оболочку доносят смысл до самых взрослых зрителей. А тема самая серьезная, религия, Бог, те вечные вещи, о которых задумывается, пожалуй, каждый человек, в «Пробуждении» преподносятся с чистой, непосредственной, но искренней стороны. Пятиклассник искал Бога, серьезно ли это? Да нет, не особо, но вот с какой целью тот его искал вопрос другой, и цель тут настолько благородная и душещипательная, что поневоле проявляешь нешуточный интерес и искреннюю заинтересованность. Такой сильный аспект как божественные поиски, несколько оттеняет самую главную тему проекта, которая стара как мир, но проявляется здесь достаточно забавно и ярко, а именно тема взросления. Вспомнить только одну «биологическую реакцию» героя на девочку, и некоторые другие сцены, кажущиеся нелепыми в своем существовании, но не могут они не вызвать улыбку.

«Пробуждение» очень сильно именно как драма, хотя оно способна подарить самые светлые и теплые воспоминания от просмотра, но если покопаться в самом сердце картины, то это история сильнейшей кровной привязанности, которая лишь окрепла после ухода одного из жизни. Дедушка главного героя побудил того пуститься на поиски самой главной загадки человечества, вопрос веры здесь поднимается с самой неожиданной стороны. Детская непосредственность в этом плане сильно помогает, делая общий семейный фон картины, за которым прячется вполне серьезное рассуждение, закончить которое у Шьямалана не хватило фантазии, и в концовке он ударился в свой любимый мистический приемчик, который еще не раз всплывет в его картинах. Сильно помогает актер в главной роли, совсем еще юный Джозеф Кросс сумел исполнить даже не образ, а обыкновенного ребенка, который совершенно правильно ведет себя в любых ситуациях. Можно отметить Роберта Лоджу, он сыграл немаловажную роль, и его появление не могли не вызывать искренних и самых сильнейших эмоций. Ну и отдельным списком можно вспомнить все мало-мальски запоминающиеся лица картины: Тимоти Рейфснайдер, Рози О’ Донелл, Камрин Мэнхайм, и небольшую роль популярной нынче актрисы Джулии Стайлз.

Возможно у М. Найта Шьямалана в его практически широкоформатном дебюте не хватило рассудительности и зрелости, для того чтобы закончить картину посильнее, однако по остальному содержанию, это пожалуй одно из самых глубокомысленных творений режиссера. Картина полна сильных драматичных сцен, полна светлых моментов, которые в любом случае кому – то напомнят собственное детство, отчего картина становится добрым якорем, способным утянуть на дно воспоминаний, и даже произвести эффект умиротворения. А тема Бога так и останется нераскрытой основой для множества произведений, но именно Шьямалан изобразил ее с такой стороны, которая подойдет каждому, вне зависимости от религиозных взглядов и предубеждений.

7 из 10

22 июня 2013 | 16:38
  • тип рецензии:

Один из самых светлых и добрых диалогов о Боге. Фильм до такой степени идеально поставлен, что в конце понимаешь: все заданные вопросы нашли свои ответы, и что эти поиски в разной степени были или есть у каждого человека, главное всё правильно воспринимать и уметь видеть. Собственно об этом и фильм.

Думаю, каждый должен посмотреть и почувствовать этот фильм, благо на эмоции он давить умеет. Да к тому же, здесь есть приличная доля хорошего юмора, которого так редко сейчас можно встретить.

Хороший фильм с правильной подачей и моралью.

10 из 10

05 июня 2013 | 02:39
  • тип рецензии:

5+

Как-то забавно вышло - творчество Шьямалана я начал постигать с серединки - со 'Знаков', и далее по списку. И только потом уже дорвался до его первых работ. Правда, к сожалению увидеть 'Яростную молитву' по прежнему предел моих мечтаний, но тем не менее, очень занятно, что 'Пробуждение' попало ко мне в руки. Пусть только и сейчас, но как говорится, 'лучше поздно, чем никогда'.

Если говорить простым языком, то данный фильм если не культ, то шедевр как минимум. Хотя бы потому, что в нем нет напыщенных спецэффектов, а во главу угла поставлен сильный сценарий и прекрасная работа актеров. Трогательная история о мальчике и о его вопросах, ответы на которые он ищет на протяжении всей ленты. И находит их! Находит, и видеть его выражение лица в этот момент не просто необходимо, а очень даже нужно! Не смотря на простую завязку, фильм куда глубже, чем это кажется. И смотря его, многое также начинаешь сам как-то понимать и осознавать.

Крепкая режиссура сделала свое дело, стиль человека, который в будущем создаст не менее гениальные ленты хорошо чувствуется и видется. Перечислять все достоинства этого чуда бессмысленно - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 'Пробуждение' определенно даст вам яркий лучик света, и позволит улыбаться чаще. Поверьте, проверено на себе!

9 из 10

26 апреля 2011 | 15:32
  • тип рецензии:

Очень сильное кино. Хорошо написанное, правильно поставленное, отлично сыгранное.

Не понимаю, что не понравилось западному зрителю и даже критикам. Если бы я посмотрел фильм когда он вышел, то поставил бы на то, что при должной финансовой поддержке Шьямалан будет снимать шедевры. (Так кстати и получилось.) Да и этот фильм - выдающийся представитель своего поджанра. Относить его стоит к некоммерческим проектам.

Поэтическое описание очень интересного возраста. С точки зрения структурного анализа личности все выглядит так: Джош взрослеет, но поскольку не сформирована еще его взрослая часть сознания, он выражает свои мысли насколько это способна детская часть.

Данный прием убивает наповал. Звучит столько интересных мыслей. Сначала я думал записывать все, но вскоре понял, что так я перепишу весь сценарий. Настолько своеобразная ирония (которая почти не переходит в сарказм).

Фильм также полон символов. Это простой, 'доступный' символизм, когда на примерах небольших ситуаций нам показывают большие поступки.

Глубокое, теплое произведение. Для хороших людей.

07 ноября 2010 | 23:08
  • тип рецензии:

С этого фильма благодаря каналу TV 1000 начался мой субботний день. А благодаря Шьямалану сам день стал превосходным.

Я бы прошла мимо этого фильма, спутав его с одноименным кинотворением с де Ниро, но всё же этого не случилось. Первое, что привлекло взгляд, - это яркая картинка, дети, бегающие по школьному двору.

'Пробуждение' буквально затянуло меня внутрь экранных событий. Фильм пронизан потрясающей искренностью, он по-настоящему интересен!

Для меня это кино, прежде всего, о поиске Бога. До сих пор мне не попадались фильмы на подобную тематику, а тем более преподнесенные через призму детского сознания.

Маленький Джошуа Билл жил в своем мире, где вместе с ним жили его родные и друзья. Он очень любил дедушку, ходил на мессы в церковь, учился в католической школе. Но однажды дедушки не стало, и Джошуа, переживая потерю близкого человека, начинает свой духовный поиск. За игру юному актеру следовало бы дать Оскар, настолько он органичен.

В фильме масса идей, над которыми стоит задуматься. Есть моменты, которые мы все переживали, когда были детьми. Например, сцена в магазине игрушек. 'Раньше я приходил сюда и будто попадал в волшебный мир. А теперь я вижу лишь пластмассу'. После этих слов в сердце вкрадывается щемящее чувство грусти. Для каждого из нас детство однажды заканчивается.

Может показаться странным, но в фильме на столь серьезную тематику есть над чем посмеяться. Будни католической школы показаны очень красочно. Особо запомнилась монахиня, объясняющая детям Новый Завет на примере игры в бейсбол. 'Домашнее задание: подумать, кого бы выбрали вместо Иисуса на место капитана команды апостолов'. Вот это инновации в образовании!

'Пробуждение' оставляет после себя очень светлое впечатление, от него становится легко на сердце. Здесь есть небольшой элемент мистики, но он несущественен. Это фильм о поиске маленького человека чего-то невыразимо Большого.

Спасибо Шьямалану за его творчество!

9 из 10

07 ноября 2010 | 12:06
  • тип рецензии:

Старая и затертая до дыр поговорка - 'устами младенца глаголит истина'... Но именно ребенку в этом грустном и добром фильме суждено искать истину - и найти ее. Мы видим мир глазами мальчика, впервые столкнувшегося с самым страшным - со смертью близкого человека и пытающегося понять и принять те вещи, изменить которые не дано никому. Джош пытается найти опору для своего пошатнувшегося мира, он не знает, что делать, во что верить и кому верить, но в конце концов после долгих поисков - духовных, как ни пафосно это звучит - он понимает, что жизнь продолжается, что нужно идти вперед и быть открытым миру.

В детстве я не любила фильмы про детей, как ни странно это звучит. Мне казалось, что дети -актеры просто 'кривляются' и 'выставляются'. Но этот фильм стал исключением - так искренне и просто в нем говорится о сложных и важных вещах.

Очень трогателен момент, когда Джош приходит в опустевшую комнату дедушки и раскачивается в его кресле качалке... и думает, думает... И как ребенок мог так сыграть - не понимаю, но - восхищаюсь!

22 июля 2010 | 21:20
  • тип рецензии:

Вот я и добрался до второй полнометражной режиссерской работы Маноджа Нелльятту Шьямалана. Дебютный фильм на русском языке найти не удалось, но второй фильм нашел без особого труда, хотя у нас, к сожалению, этот фильм малоизвестен.

Многие удивятся, что этот фильм снял данный режиссер. Просто для большинства людей он всего лишь «чувак который снимает триллеры с неожиданной концовкой». А данный фильм оказывается мелодрама про маленького ребенка, удивились? Лично я нет. Во-первых, дело в том, что еще в 1995 году он написал сценарий к фильму… «Стюарт Литтл», так что фильмы для детской аудитории ему не впервой делать. А во-вторых, наш герой не делает просто триллеры с неожиданной концовкой, а делает он драмы с социально-религиозным подтекстом хоть и завернутые в мистическую оболочку. Если это понять, то данная лента как раз самая показательная в его творчестве.

Сюжет фильма очень прост. Жил-был маленький мальчик, он любил своего дедушку, но однажды он умер. После этого мальчик перестал верить в Бога, хотя это только он так сам думал, просто он его искал и хотел убедиться в его существовании. Но фильм не совсем о Боге, он скорее о том, что нам всегда нужно во что-то верить, даже в какую-то сказку или научные факты, но верить хоть во что-то хорошее все равно надо. Так что религиозной пропаганды тут точно нет.

Этот фильм очень легко смотреть, он совершенно не скучный и ни капли не затянут. В нем нет мрачной или нагнетающей атмосферы, он какой-то очень милый и добрый. Но чувствуется какая-то наигранность, хотя это как ни странно не является недостатком, да и то, что это в какой-то степени дебют (бюджет уже более приличный, чем у первой его ленты, с 750 000 поднялся до 6 000 000 долларов) только подчеркивает его необычность. В то же время он очень качественно сделан. Особенно радует глаз работа оператора Адама Холендера и неплохой для бюджета монтаж. Да и, кстати, о бюджете, это, пожалуй, его единственный фильм, где цифра не преувеличена, а даже выглядит несколько заниженной. И в нем отлично подобрана музыка, довольно таки красивая. И еще, говорят, что этот фильм не для детей и не для взрослых, я категорически с этим не согласен. Он конечно не для всех детей, но все же для многих где-нибудь в семилетнем возрасте я бы точно полюбил этот фильм, да и взрослым будет, о чем поразмыслить над ним.

Очень порадовали актерские работы. Молодой Джозеф Кросс, пожалуй, сыграл свою самую лучшую роль, здесь он просто великолепен, мальчику надо было Оскар дать за актерскую игру. Отлично сыграл Роберт Лоджа, это точно самая добрая из его ролей. Неплохо сыграла Дана Дилэйни. Ну и тут еще засветилась и запомнилась Джулия Стайлз, это одна их самых первых ее ролей в кино.

Вывод: очень милый, добрый и трогательный фильм с отличным смыслом. Жаль, что его практически никто не знает. Не лучшая. Но точно самая душевная работа М. найта Шьямалана. Смотреть обязательно!

Оценка:

10 из 10

19 июля 2010 | 20:15
  • тип рецензии:

Чудесный фильм, такой лёгкий, искренний и настоящий. В «Пробуждении» нам показан один учебный год из жизни маленького мальчика Джоша. За этот год в его жизни изменится всё – ему предстоит повзрослеть. Умирает его горячо любимый дедушка, лучший друг болен серьёзной и опасной болезнью, сам он испытывает первые нежные чувства к девочке, учится по-другому смотреть на окружающих его людей и хочет найти Бога. И всё это показано так трогательно и честно, без какой-то ненужной фальши и неискренней надрывности. Я сразу вспомнила себя в детстве – ведь у каждого из нас был такой период в жизни, когда беззаботное и ни чем не обременённое детство постепенно отступало, уступая место юношеству с его подростковыми исканиями и надеждами, открытиями и разочарованиями. Главные роли в фильме у детей – и они изумительно справились со своими ролями, особенно хочется Джозефа Кросса ему веришь с первого до последнего кадра.

«Пробуждение» - это фильм, который смело можно порекомендовать к просмотру взрослым и детям, его одинаково хорошо смотреть как в одиночестве, так и в кругу семьи.

03 мая 2010 | 18:18
  • тип рецензии:

Поразительно, сколько подчас людей идёт смотреть заведомую дрянь, чтобы потом ломать копья и тупить перья, соревнуясь в описании изъянов этой самой дряни.

А вот вам фильм `Пробуждение`. Абсолютный провал в прокате. Добрая и мудрая сказка о мальчике, который начал взрослеть и постигать мир. Не в силах осознать суть своего интереса, он сужает и конкретизирует свою цель: он просто ищет Бога. Самое удивительное, сказочное и замечательное, что после долгих тщетных поисков он его находит. И это оказывается проще, чем кто-то мог себе представить, потому что Бог, чудеса, счастье не где-то там, в Волшебном Зазеркалье. Они рядом, они вокруг нас, стоит только раскрыть им навстречу своё сердце.

Блестящий сценарий. Никакими `Оскарами` не оценить его гармоничность и цельность.

26 ноября 2009 | 19:30
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: