К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

18 век. Артель поморов из Архангельска выступает на промысел в Белое море. Во время стоянки на Груманте (современный Шпицберген) на судно нападают пираты. В живых остается четверо моряков. Им придется провести на необитаемом острове более 6 лет.

Произведения Константина Бадигина, капитана первого ранга, героя Советского Союза и писателя, я читал в детстве. Он писал историко-приключенческие книги из жизни поморов. Это единственная экранизация его произведений, дебютной повести 'Путь на Грумант'. В основу легли реальные события, описанные французским ученым Пьер Луи Леруа в книге 'Приключения четырёх российских матросов, к острову Ост-Шпицбергену бурею принесённых, где они шесть лет и три месяца прожили'.

Фильм Константина Егорова представляет из себя такую историческую драму. Хорошо показан быт и нравы поморов 18 века. Основное же место в картине занимает робинзонада 4 русских моряков на одном из островов архипелага Шпицберген. Поистине надо обладать недюжинным мужеством и силой воли, чтобы выжить 6 лет на полярном острове. В фильме неплохо показаны тяготы и лишения, с которыми столкнулись поморы. Ну и в духе времени немалое место занимает линия с противостоянием с иностранцами, которые хотят вырубить редкий корабельный лес. Присутствует морской бой с пиратами, неплохо, кстати, снятый.

Фигуры главных героев показаны в таком былинном стиле, настоящие русские богатыри: Алексей Химков (Николай Крючков), Степан Шарапов (Геннадий Юдин), Федор Веригин (Михаил Кузнецов). Им под стать сын Химкова подросткового возраста Иван, кстати за 6 лет он так и не повзрослел на экране. Его играет юный Валентин Грачев (ныне наиболее известный ка стрелец из 'Иван Васильевич меняет профессию', кричавший 'Живьем брать демонов').

В остальных ролях можно заметить молодую и красивую Эльзу Леджей в роли невесты Шарапова Варвары, Марка Бернеса как купца Окладникова, Георгия Милляра, Валентину Телегину и других звезд советского кино того времени.

Крепко поставленная с замечательным актерском составом историко приключенческая драма. Хорошое внимание к историческим деталям, костюмам, быту того времени. Пафос и идеологическая выдержанность присутствуют, но не сильно мешают просмотру.

7 из 10

17 декабря 2018 | 05:52
  • тип рецензии:

С какой радостью, с каким восторгом открываешь для себя старые, почти забытые советские ленты! Посмотришь такое чудо, а потом подумаешь - ведь мог пройти мимо, не обратить на него внимания, и тем самым сильно обеднить себя. К счастью, не прошёл, 'зацепившись' взглядом за фамилию одного из сценаристов: Константин Сергеевич Бадигин - капитан дальнего плавания, исследователь Арктики, Герой Советского Союза, известный русский писатель. Одни названия его исторических и приключенческих романов уводят в чудесный мир странствий: «Покорители студёных морей» (1957), «На затонувшем корабле» (1970), «Кораблекрушение у острова Надежды» (1978) и другие. От этих названий веет романтикой, веет 'русским духом', который не могут сломить никакие трудности. К огромному сожалению, из всех сочинений Бадигина экранизировано всего одно - «Путь на Грумант» (1953), зато КАК экранизировано! Соавтором сценария выступил Владимир Михайлович Крепс - автор сценариев одной из самых популярных детских радиопередач «Клуб знаменитых капитанов», выходившей в эфир с декабря 1945 года до начала 1980-х годов. Вместе эти два талантливых человека написали историю, которая служит прекрасным примером того, как именно нужно снимать исторические фильмы. Режиссёр-постановщик Юрий Егоров уже имел опыт создания приключенческих лент - 'Случай в тайге' (1953), поэтому с воодушевлением приступил к съёмкам.

Актёрский состав оказался крайне удачным. Николаю Крючкову даже не пришлось играть Алексея Химкова, потому что по характеру и по стати он - настоящий помор. Геннадий Юдин наделил Степана Шарапова целой гаммой положительных качеств, главное из которых - терпение. Фёдор Веригин, без сомнения, самый эмоционально ранимый персонаж, несмотря на всю его былую силу. Глядя на своих старших товарищей, даже юный Ваня Химков (Валентин Грачёв) предстаёт настоящим бойцом. Сценаристы посчитали нужным несколько изменить 'тональность' великолепной повести, сделав акцент на противостоянии поморов 'пришлым' мноземцам, ради личной наживы готовым уничтожить редчайший корабельный лес. Подобный идеологический 'реверанс' нисколько не портит картину, добавляя ей 'приключенческих ноток'. Тем более, что главное в фильме - это многолетняя зимовка, и вот ей-то уделено много внимания. Материала повести с лихвой хватило бы на несколько серий, потому что выживание человека в столь суровых условиях заслуживает не только пристального внимания, но и глубокого уважения. К тому же авторский текст - это настоящая поморская поэзия: 'Друг на друга мы взглянули, тяжелёхонько вздохнули: «Ну, ребята, не тужить! Надо зиму здесь прожить. Поживем, попромышляем, зверей разных постреляем, скоро тёмная зима проминуется сама; там наступит весна крАсна - нам тужить теперь напрасно»' (песенка грумаланов).

Отличный фильм о малоизвестных страницах славной истории русского северного мореплавания. О мужестве, взаимовыручке, о широкой самоотверженной душе свободолюбивых поморов. Об ответственности не только перед своими близкими, но и перед землёй, на которой родился и вырос.

P.S. 'Но напрасно стали бы мы искать на карте Алексеевский остров. Нет на ней и Студёного моря, нет и Груманта, нет Берунов — ни Малого, ни Большого. Баренцево море, а не Студёное, написано на карте. Шпицбергеном назвали Грумант. Остров Эдж, а не Алексеевский остров обозначен там. Не обратили внимания невежественные правители царской России на труды поморов. Много славных имён русских мореплавателей было погребено в пыльных архивах и забыто. Много чужих имён незаслуженно попало на карту нашей родины. А народ русский не забывает и никогда не забудет подвигов сынов своих, отважных мореходов и землепроходцев. Не забудет он первооткрывателей Груманта кормщиков Старостиных. Не забудет Алексея и Ивана Химковых, Федора Веригина, Степана Шарапова.' ('Путь на Грумант' К. С. Бадигин)

12 декабря 2016 | 09:29
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: