Сколь редки произведения искусства, что являют собой родник с живой водой. Источник, к которому возвращаешься снова и снова. Размышляя об этом, задаешься вопросом – в чем же причина? Талант создателей? Безусловно. Но достаточно ли этого для любви зрителя?
«Михайло Ломоносов» был создан на излете советской эпохи. Ещё не было разрушено Госкино, ещё был жив дух советского кинематографа, для которого всегда был важен гуманистический посыл, вера в добро и справедливость, вера в Отечество, вера в Человека.
И это большая удача для всех нас, что Александру Прошкину и его команде удалось завершить свое великое кинополотно до того момента, когда все ориентиры в стране были потеряны, все настоящие ценности были осмеяны и подменены фальшивкой.
Да, сегодня происходит или уже произошла самая подлая подмена. Культивируется индивидуальный успех любой ценой – бери от жизни всё! Но в глубине души мы знаем, что это неправда. Не может быть по-настоящему счастлив тот, кто живет лишь своими личными интересами. В реальности можно долго жить в таком самообмане, но когда мы видим всё это на экране, то чувствуем и понимаем эту горькую истину.
Удивительно, как в картине поднимаются эти же самые проблемы. История начинается со смерти Петра I. Все его начинания и свершения предаются забвению. Россия погружается в эпоху дворцовых переворотов, а затем в «бироновщину». А в это время в далекой Архангелогородской губернии ходит на рыбный промысел простой крестьянский сын, которому суждено было сделать для своего Отечества гораздо больше, чем многие коронованные особы.
Две линии – судьба самого Михайло и судьба правителей России в начале истории идут параллельно, но затем начинают соприкасаться, и в конце мы видим, как уже сама Екатерина Великая хвалит хозяйские щи в доме Ломоносова. Гений этого подвижника, его труд и рачение во многих областях науки, искусства, дела просвещения на благо государства не могли остаться незамеченными.
Это главный лейтмотив произведения – как усилия человека, его вера и упорство направлены не на личный успех, а неразрывно связаны со служением своей Отчизне, своему народу. Ломоносов не мыслил себя без России. Он чувствовал эту глубокую связь человека со своей землей. Недаром в заглавной музыкальной теме фильма бьют в самое сердце им же написанные строки:
«О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих…»
Но при всей величине фигуры Ломоносова, она не заслоняет собой тех, кто помогал ему на протяжении всего пути. В фильме дана обширная панорама ученых, государственных деятелей, соратников, многие из которых составили как российскую, так и мировую славу науки и искусства. Нашлось место даже Иоганну Себастьяну Баху. Их портреты иногда даются очень кратко, но сценарий и режиссура настолько сильны и точны, что персонаж остается в памяти, у каждого свой яркий, самобытный образ. В нём ты видишь его особенную историю, его чаяния, таланты и пороки, взлеты и падения.
Редко когда историческое кино оставляет настолько достоверное впечатление изображаемой эпохи. Можно долго говорить о прекрасной работе художественной группы, великолепном русском языке, звучащем с экрана, актерских работах, режиссерских находках, музыке – для всего не хватит места. Но кроме этого фильм обладает очень редким качеством – в нем есть сила и свет человеческого духа.
Ведь вся жажда познания Ломоносова, его достижения и открытия в основе своей таят желание вырвать у природы ответы на главные вопросы. Когда он смотрит на свою новорожденную дочку и спрашивает: «Вот она — тайна-то вековечная… Откуда жизнь? И для чего она дадена?». И как пронзительно звучат в вещем сне Михайло слова его отца: «Помер я... потонул… Прошла жизнь… А зачем?..».
И здесь мы приближаемся к разгадке – что же вызывает искреннюю любовь зрителя, кроме необходимого таланта создателей.
Это как раз попытка авторов понять – что есть Человек? Что есть Жизнь?
Каждый художник отвечает на это по-своему. Но вспомните всеми любимых героев книг и фильмов – кого вы там увидите? Чаще всего это – Образ, каким может быть человек в своем высшем проявлении. А заодно подумайте – много ли таких героев в современном кино, где сегодня в фокусе обратная установка — насколько низко человек может пасть. Много ли современных фильмов, которые хочется пересматривать, даже тех, что собрали огромную кассу? А ведь это и есть та самая проверка временем.
«Михайло Ломоносов» прошел её – это животворное произведение искусства, не теряющее свою силу и по сей день. Да, сейчас его практически не показывают по центральным каналам телевидения, потому что у их хозяев совершенно другие задачи, прямо противоположные тому, о чем повествует жизнеописание великого сына России.
Но, может быть, тот, кто прочитает эту рецензию, откроет для себя замечательную картину и ощутит её жизнеутверждающее прикосновение.
Совсем недавно, 19 ноября, Россия вспоминала о великом, просто величайшем человеке нашего отечества, Михайло Васильевиче Ломоносове. Вспоминала потому, что этот день, был днём его рождения. В связи с этим в школе у моей дочери (4 класс) проводилась неделя Ломоносова. Они проводили там разные мероприятия приуроченные к этой дате, читали его произведения, дома мы писали реферат по этой теме, и ещё нужно было выучить одно из стихотворений, и почитать о нём какую-нибудь книгу. Как оказалось книг о нём у нас дома нет, а детям предстояло писать сочинение об этом великом человеке (да, да, в 4-м классе они уже пишут сочинения на такие темы, мы помню, в своё время писали сочинения только с 6-го класса). Поэтому мы решили посмотреть этот фильм «Михайло Ломоносов», т. к. он самый полный, самый достоверно показывающий жизнь и путь в науке Михайло Василича.
Посмотрели сразу все три фильма (по 3 серии каждый), и как раз это заняло неделю, и мы вовремя успели, через день как мы закончили смотреть сериал, дети писали в школе сочинение, и нам это очень помогло (я тоже в школе часто так делала, когда проходили какое-нибудь классическое произведение, а времени на прочтение его почти не было, я всегда смотрела кино, снятое по этому произведению. Это всегда очень спасало при написании сочинения).
Девятисерийный биографический фильм о знаменитом учёном, поэте и просветителе. Создателям этой масштабной ленты удалось исторически точно восстановить ход событий и общий культурно-исторический фон и атмосферу России XVIII века. Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всём: сложно назвать хотя бы одну сферу, в которую Ломоносов не внёс свой вклад. В литературе он утвердил основы современного русского языка, первым дал определение физической химии, наиболее близкое к современному, в физике заложил базу термодинамики. Исследователь во многом предвосхитил свою эпоху, и некоторые его открытия стали толчком к дальнейшему развитию тех или иных наук. Его также можно назвать энциклопедистом, астрономом, естествоиспытателем. Наш великий соотечественник, которым Россия гордится по праву, и будет гордится всегда.
Великий фильм, о великом человеке, которого сыграли великие актёры. «Как страшна жизнь гения» - это фраза из фильма, сказана она была автором о величайшем композиторе времени Ломоносова - Иоганне Себастьяне Бахе. Её можно отнести также и к некоторым актёрам, которые были удостоены чести играть роль Михайло Васильевича. Воистину, это огромный успех. Особенно хочу выделить Игоря Волкова – человек с невероятным талантом и неуёмной энергетикой! Он был рождён для этой роли, и никто лучше него не справился бы с этой работой, так как он. Блестящая, потрясающая, завораживающая жизнь в перевоплощении. Так же как и Михайло Васильевич в «возрасте» в исполнении великолепного Виктора Степанова (в своё время сыгравшего ещё одного великого человека в истории России - Ермака Тимофеича). Тоже прекрасно исполнил роль, этого великого человека.
В 2021 году, фильму «Михайло Ломоносов» исполнится 35 лет, но он ни на день не постарел! Этот фильм всегда будет молод и свеж, как прохладная вода в знойный полдень! Потому, что проливает яркий свет в сердца всех тех, кто его смотрит и видит… Ведь художественные произведения, касающиеся жизни великих людей носят не только познавательный характер, но и являются уважением к памяти того, о ком идёт речь. Этот фильм - шедевр всех времён! Я выросла на этом фильме, трудно сказать столько раз его пересматривала... Отличное музыкальное сопровождение, особо стоит отметить песню в исполнении персонажа Олега Меньшикова.
Огромное спасибо всем создателям этого прекрасного фильма за их работу! Это фильм, который сразу выполняет две задачи: прививает интерес к истории России и знакомит с историей жизни Ломоносова, которая сама по себе и чрезвычайно увлекательна, и поучительна: это как же много может совершить человек, несмотря на все препятствия... Не достойно ли это восхищения!
Начинаешь смотреть этот фильм, и понимаешь, что не можешь оторваться. Прошкин тщательно подошёл к материалу, плюс высокое качество. И я рада, что в школе была неделя посвящённая этому великому человеку земли русской, и мы посмотрели этот прекрасный фильм ещё раз. О таких людях нужно снимать фильмы, нужно смотреть эти фильмы, нужно узнавать о них как можно больше. Этот фильм достойный пример для молодёжи, хорошо бы включить его в обязательную школьную программу!
Я не очень люблю исторические фильмы. Но они, как и многое в рамках одного жанра, бывают разными. Всякое произведение искусства не парит над экономическим базисом, а очень от него зависит. Поэтому не удивляешься тому, что из современных картин данного направления очень часто получается то ли фестиваль реконструкторов на экране, то ли, простите, ролевая игра. Это, в свою очередь, формирует соответствующий, довольно 'развлекательный' взгляд на историю, приводит к отказу от принципа историзма, и даёт вполне конкретные результаты в конкретных интересах. Хотя создатели, конечно, надевают на себя 'беспристрастный костюм', стремясь к полной нейтральности, но зато как можно правдоподобнее воспроизвести предметный мир.
Здесь ситуация совершенно иная, и идеологическая выдержанность фильма даже бросается в глаза. Несмотря на довольно позднее время, нет ни намёка на пресловутую 'фигу в кармане', или стремление отойти от 'направляющей роли искусства'. Более того, в отдельных эпизодах фильм кажется немного прямолинейным - в первую очередь, в вопросах, касающихся восприятия героями Петровской эпохи. А в самом конце Михайло чуть ли не Октябрьскую Революцию предсказывает словами 'Ежели не пресечёте - великая буря...'. И завершается картина видом на главное здание МГУ, что весьма символично. Но вспомнив об упомянутом принципе историзма, и целеполагании киноискусства, скажем следующее:
Экранный Ломоносов учится сам и одновременно учит зрителя вещам довольно простым и банальным: несгибаемый дух, неутомимая тяга к знаниям, вера в правое дело народного просвещения, наконец, вера в человека. Всё это было ещё более банально в советские времена, даже в 1986 году, и некоторым людям поднадоело, о чём те не без стыда рассказывают сегодня. Но это отнюдь не означает бесполезности данных идей. Другое дело, что не всякий творец способен был сделать 'воспитывающего героя' убедительным. А Михайло как раз вышел именно таким, правильным борцом, я бы даже сказал, привлекательным. Он не идеальный во всех отношениях Супергерой и не в одиночку сражается с несправедливым миром, у него есть сторонники и последователи. Благодаря этому уже мы, зрители, после просмотра картины думаем в той или иной ситуации: 'А как бы поступил Ломоносов'?
Картина хороша и художественно. Несмотря на весьма опрятный вид Петербурга 18-го века, не возникает ощущения, что создатели напускают романтики и зазывают в ту эпоху. Визуальная составляющая не доминирует, а дополняет атмосферу тяжёлого становления российской науки. Эта тяжесть хорошо формируется работой со светом - во всех помещениях мы видим тусклые краски, которые как будто становятся совсем тёмными в сцене последнего присутствия Ломоносова на заседании Академии. Всякий раз к месту музыка Владимира Мартынова - где-то тревожная, где-то суровая, а где-то радостная. Сопровождение сцен с каменным лабиринтом, прохождением Венеры по диску солнца, в самом деле заставляет воскликнуть 'О сколько нам открытий чудных...'. Игра актёров? Возможно, я и не прав, но в этом вопросе придерживаюсь принципа анализа работы футбольного арбитра - не писать о нём, если судил хорошо.
Предельно кратко смысл фильма выражен в цитате юного гения, выведенной мной в заголовок. В наш век апатии, патернализма и прокрастинации 'Михайло Ломоносов' обрёл новую ценность, как многие другие картины советской эпохи. Ведь сегодня вопросы, казалось, решённые раз и навсегда, многих ставят в тупик: Надо ли знать, если верить проще, а ведь ещё проще не верить? Людям надо понять, что со знанием и веры станет больше. Фильм может им в этом помочь.
В СССР почти любой фильм превращался в '17 мгновений весны', или разоблачение немецких шпионов.
Не отрицая художественных достоинств сериала, он явно выполнял заказ партии - все немецкие учёные Российской академии наук того времени представлены как шпионы или вредители (Швейцер, Шумахер, Тауберт и т.д.). Такого толкования истории нет даже в современной русскоязычной Википедии, большинство этих деятелей описано вполне нейтрально.
В качестве шутов представлены также царицы немецкого происхождения - Анна Иоанновна, Екатерина II.
Россия, как обычно - ещё в 18 веке приглашала итальянцев-архитекторов, немцев-учёных, они её развивали, а потом эта страна их оплёвывала и выкидывала.
В то же время Пётр I, прорубавший 'окно в Европу' и выступавший за европеизацию России - как в общем-то те же самые царицы немецкого происхождения - представлен как образ царя, идеал и фактически портрет Дзержинского на стене. Нелогично, не правда ли?.. Зато свой, сермяжный.
'Русский путь' и оплёвывание 'иностранных шпионов' в СССР через 4 года после снятия фильма, как известно, закончился тем, что цены на нефть упали и все остались без штанов и еды. (Ну не все - 0,5% осталось с министерскими квартирами и дачами, и детьми в Сорбонне). История, как известно, развивается по спирали) И скорее всего повторится. 'Джон Ланкастер, в одиночку, преимущественно ночью - щелкал носом - в нем был спрятан инфракрасный объектив'.. .
10 из 10 за художественность, половину сбавляем за идеологический заказ. Итог 5 из 10.
«Михайло Ломоносов»…. Хорошо помниться, как поздней осенью, благодаря очень талантливой работе авторского коллектива, создавшей какое то волшебство, удивительный российский осьмнадцатый век, с его «просвещёнными» нравами пришёл к нам в дом. И, за несколько вечеров, создал совершенно неизгладимое впечатление…. Это было настоящее, путешествие во времени, где совершенно по родственному, было показано рождение и развитие сакральной сущности, русской государственности. Которая в своей евроазиатской уникальности, не имеет аналогов в мировой истории, и которая определила российскую жизнь на протяжении более чем трёх веков. Не зря, Ульянов-Ленин, самым первым русским революционером, называл Петра Первого - Алексеевича.
По глубине мистического взгляда, в сущность тех событий, с «Михайлом Ломоносовым» не сравняться ни советские сериалы вроде «России молодой», ни российские, начиная от «Гардемаринов» и заканчивая «Екатериной». Появление «Михайлы Ломоносова» - это удивительный синтез мироощущения создателей сериала, талантливых и сильных людей, достающих свою сокровенную любовь к России, из самых глубин своей души…. И глубокий, многогранный смысл этой картины, оставлял совершенно отчётливое предощущение того что произойдёт, со всеми нами и Страной в будущем. В результате, хорошо всем известным действий Горбачёва.
Фильм 'Михайло Ломоносов' охватывает временной промежуток с 1725 по 1765 годы. Он показывает путь жизни выдающегося ученого, литератора России - Михаила Ломоносова.
Фильм состоит из трех частей: 'От недр своих', 'Врата учености', 'Во славу отечества'.
В первой части - исконная родина великого Ломоносова - Архангельская губерния. Он живет среди поморов. И здесь с любовью и гордостью за родину переданы очень достоверно мировоззрение, быт, нравы, культура Руси 18 века. Однако очевидно, что эта обстановка не способствовала развитию огромного потенциала, заложенного в Ломоносове, полностью реализованного им впоследствии. Родные не понимали желания Ломоносова учиться, получить знания, стать просвещенным человеком.
Во второй части показано обучение Ломоносова в славяно-греко-латинской академии в Москве, в Петербурге, в Германии. При этом очень достоверно показан процесс обучения того времени как в России, так и за рубежом, научная жизнь того времени, мир ученых, их взгляды, открытия. Показана и культурная жизнь - И. С. Бах. Жизнь студенчества. Военная служба Ломоносова.
В третьей части возвращение Ломоносова на родину и плодотворный труд, научная деятельность ученого. Одновременно и общественно-политическая жизнь России в эту пору: правление как Елизаветы Петровны, так и начало правления Екатерины Второй.
Михаила Ломоносова играет не один актер. И Игорь Волков (Ломоносов в юные годы) и Виктор Степанов (Ломоносов в зрелые годы) сыграли свою роль прекрасно.
Фильм подробно, детально раскрывает судьбу одного великого человека, разностороннего гения во всех проявлениях его таланта и как ученого - прекрасного химика, физика, сделавшего великие открытия в этих областях, основавшего первый в России университет и как прекрасного литератора, реформатора литературы, оставившего огромный след и в этой области.
Фильм раскрывает тот огромный подвиг, который совершил Михаил Ломоносов, от его личной колоссальной силы духа, которая двигала им, когда он шел учиться, делал открытия. Фильм показывает, что Михаил Ломоносов написав строки 'что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать' доказал это прежде всего на своем личном примере.
Фильм показывая путь Ломоносова от недр своих, раскрывает и еще одну важную деталь, пожалуй, самую важную, что Михайло Ломоносов, добившись таких огромных высот в науке, литературе, вышел из простого народа. Что эти самые гении могут выйти из самого сердца народа. И он так может сделать не один и не только в тот исторический период, когда ему суждено было жить.
Вот уже на протяжении ряда лет я периодически пересматриваю этот фильм и каждый раз испытываю восторг, гордость и невероятный душевный подъем после просмотра: сразу так многое хочется сделать!.. А главное – очень хочется поблагодарить всю съемочную группу и актеров за такой великолепный фильм!
Я думаю, что снимать кино о великих и неординарных людях, да и вообще историческое кино – дело очень сложное, а главное, ответственное. Ведь надо, чтобы и историческая линия была сохранена, и зритель не заскучал, и выглядело все при этом самым достойным образом. Фильм «Михайло Ломоносов» в этом отношении просто шедеврален! Возможно, что картине просто очень повезло, ведь создавалась она в самый удачный период советского времени: тиски идеологии уже ослабли, а эпидемия бездуховности еще не успела заразить кинематограф… Фильм создавался в той необыкновенной атмосфере, где Искусство правило бал, и прикасаться к таковому имели право только посвященные. Наш фильмофонд создавали настоящие мастера - те, кто испытывал «священный трепет» и ответственность за содеянное.
Вот за это я и хочу поблагодарить режиссера Александра Прошкина, сценаристов Олега Осетинского и Леонида Нехорошева, композитора Владимира Мартынова, актеров и всех тех, кто работал над фильмом - за тот самый священный трепет, за сердце и душу, вложенные в эту картину! Все в ней продумано до мелочей, и все девять серий смотрятся на одном дыхании. Очень удачное решение – голос кадром, который по ходу событий дает необходимые пояснения. Музыка просто великолепна – умели раньше музыку для кино создавать - вносит и романтизм, и торжественность, и загадочность. Лирическая линия снята душевно и красиво, без пошлости, какое счастье, что ее не успело коснуться влияние «нового времени»! И, конечно, особый шарм придают картине стихи самого Михаила Васильевича Ломоносова, а исполненные под музыку они вообще вызывают мурашки по коже… Финальная песня во второй серии звучит почти как гимн…
Актеры на главную роль подобраны просто идеально: Александр Михайлов, Игорь Волков, Виктор Степанов. Низкий им поклон за их талант! Каждый раз, смотря фильм, восхищаюсь каждым из них. Даже представить не могу, что кто-то мог бы сыграть роль Ломоносова лучше и убедительнее, чем они.
Сам образ великого ученого раскрыт настолько глубоко и психологично, что можно только догадываться, сколько сил и труда было положено, чтобы собрать весь этот материал и воплотить идею на экране. Ведь это просто титанический труд...
Михаил Васильевич Ломоносов был Гением, но величие гения не затмило в нем человека. В нем прекрасно уживались человеческая простота и величие духа, гениальные способности и чисто человеческие слабости, служение высоким идеям и любовь к жизни. Но главное, и это проходит основной идеей и в фильме - это состояние бесконечной борьбы, в котором он жил, постоянное преодоление препятствий, которые с самого начала вставали на его пути и сопровождали этого необыкновенного человека до конца его жизни. Судьба неоднократно испытывала его… Ведь Ломоносов мог всю жизнь прожить безбедно, в достатке и почете, но он сам повернул свою планиду и предпочел скитания, крайнюю бедность и нужду ради единственной цели - Просвещения. На это способны только Титаны Духа. Фильм максимально воссоздает перед нами внутренний мир и душевную борьбу великого ученого, показывая, что Ломоносовым двигало именно его величие, а не просто научный фанатизм. Возможно он еще с самого начала интуитивно чувствовал свое предназначение, умел предвидеть события. Ведь великие люди нередко бывают наделены даром предвидения, прозрения… Начиная с того момента, когда помор Михайло слышит Зов Судьбы и уходит из дома и вплоть до финальной сцены, когда академик Ломоносов отчитывается пред теми, кто когда-то благословил его на Путь, мы понимаем, что во всем, что этот человек делал, чем он жил, был Высший Смысл…
Михаил Васильевич Ломоносов. Основоположник российской науки, великий учёный-энциклопедист, поэт и философ, фамилия которого известна любому русскому человеку. Однако много ли мы знаем об этом гиганте российской научной мысли? Увы, но за столетия, прошедшие со времён смерти Ломоносова, он успел превратиться в почитаемый, но успевший давно окаменеть хрестоматийный образ, который в массовом представлении сводится к упитанному человеку в парике, восседающему за письменным столом, и пареньку, который покинул родное село с рыбным обозом, чтобы грызть гранит науки. Между этими двумя стадиями у большинства людей зияет провал, и заполнить его, показав, как поморский паренёк превратился в солидного господина, и призван этот замечательный девятисерийный фильм. Сразу скажу - на мой взгляд, это не только лучший фильм-биография учёного из всех, которые я только видел, но и один из лучших отечественных исторических фильмов, а также один из лучших советских телесериалов. Переоценить работу авторов и игру актёров просто невозможно - они не играют, а живут своими персонажами. Фильм захватывает с первой же минуты и не отпускает - каждая серия представляет собой полноценный фильм, которого хватило бы на десяток серий современных сериалов. Сложно даже представить, какие усилия потребовались съёмочной группе, чтобы организовать подобные съёмки - благодаря органическому сочетанию академических экскурсов в историю и сцен из жизни всех слоёв общества мы с каждым фильмом всё глубже погружаемся в XVIII век и в конце концов начинаем воспринимать современников Ломоносова как своих собственных. Герои 'Михайло Ломоносова' - не картонные персонажи из учебника истории, призванные олицетворять идеологические штампы советского времени, а полноценные люди, несовершенные и противоречивые, начиная от Ломоносова, Тредиаковского и Мартова и заканчивая Прокоповичем, Шумахером и Разумовским. Благодаря искусству всей съёмочной группы и исторических консультантов воссоздаётся тот самый исторический контекст, который в книгах не передать иначе, кроме скучных академических комментариев в конце, не интересных никому, кроме исследователей. Этот контекст превращает строки из учебника в живую историю и наполняет страстью те строки Ломоносова, которые когда-то вызывали у нас усмешку. Вспомните, как мы воспринимали в школе 'Оду на восшествие Елизаветы' 1741 года (в лучшем случае сочувственная жалость к поэту - мол, продался царскому режиму). Но после фильма так воспринимать этот стих, да и другие стихи Ломоносова будет уже невозможно - столь много подробностей того времени, того ушедшего навсегда духа вложили авторы в свой фильм. Воскресить дух времени - задача не из простых, на это не тянут не только документальные исторические фильмы, занятые в основном перечислением фактов, но и многие вроде бы полноценные художественные - в которых, увы, зачастую не актёры, а костюмы. Создатели 'Ломоносова' со своей задачей справляются просто блестяще. И, конечно же, сам образ Ломоносова, великолепно воссозданный Александром Михайловым, Игорем Волковым и Виктором Степановым. Где тот 'упитанный, женственный и неопрятный' человек, скульптуру которого вешали на станции метро в рассказе Довлатова? Его нет - мы видим человека 'от корней народных', живущего полной и насыщенной жизнью, в которой первое место занимает наука, но есть в ней место и страстям, и любви, и дружбе. Знакомство с раскольниками, жизнь с мачехой, мытарства при получении 'пашпорта', студенческая жизнь, веселье в Марбурге, побег из немецкого замка, битвы с консерваторами и невеждами, научная жизнь - все эти сцены раскрывают великого человека во всей его полноте. Единственный, на мой взгляд, недостаток фильма - это любовная история. Что в начале романтических отношений, что в конце ощущение такое, что данная история просто вырезана ножницами из другого фильма и приклеена в данную ленту, настолько она, увы, шаблонна. Но этот мелкий недостаток нисколько не портит фильм, который представляет собой полотно эпического размаха и просто обязателен к просмотру. После фильмов, подобных 'Ломоносову', хочется запоем читать исторические книги, настолько 'вкусно' подана в нём история.
Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать!
Когда-то в детстве этот сериал казался бесконечным, но смотрели его запоем. Но запоем его смотрели не только потому, что смотреть было нечего, хотя и вправду фильмы выходили не как сегодня, не конвейерным методом. А бесконечным, даже в сравнении с сегодняшними сериалами он был потому, что последние - это именно сериалы, цель которых посадить на свою 'иглу' телезрителя. Советские сериалы были телевизионными фильмами, поэтому каждый кадр наполнен информацией - притом не только и не просто текстом, но и бытом, характерами, музыкой... Поэтому одна серия советского фильма равна примерно 5-6 сериям современного сериала. Короче говоря, каждая минута была не только важна в сюжетном построении, но и отличалась глубиной и насыщенностью. Отсюда и бесконечность, но не скука и не затянутость.
Кроме того, советские телефильмы всегда были дидактичны, то бишь поучительны. Плюсом такого подхода можно считать достижение образовательных и этических целей. Минус - пропагандистско-идеологический подход, грешащий необъективностью.
'Михайло Ломоносов' - довольно показательный пример вышеизложенного. Насколько можно судить, это был государственный заказ к 175-летие великого русского ученого, в котором через биографию Ломоносова рассказывается история России и русского народа. Поэтому смело можно рекомендовать фильм и современным школьным учителям и их воспитанникам.
Благо иллюстративный материал чрезвычайно богат - быт, нравы и культура Русского Севера с поморскими промыслами, Соловками и старообрядчеством; система образования и науки в России середины 18 века; власть в России; Германия и ее нравы... Про галерею образов и говорить нечего - те же поморы, старообрядцы, крестьяне, священнослужители, немецкие бюргеры, русская аристократия, академики. И имена-имена-имена... Поэтому как нигде уместен закадровый комментарий, рисующий героев времени, ничтоже сумняшеся раздающий характеристики, порой совсем уж нелицеприятные, пусть и несколько в духе советского учебника истории. Но и другой критерий понятен - верность гуманизму как вере в творческие силы человека и верность России с ее наукой.
Но все это работало бы с трудом, если бы не художественная убедительность, с которой все сделано. Прежде всего, стоит отметить помянутую глубину и насыщенность, которые рождены вниманием к деталям, символам и характерам. Поразительно, насколько точно в режиссуре Прошкина угаданы поворотные пункты в биографии Ломоносова. И угаданы они не на уровне дат, а на уровне событий и судьбоносных встреч, не только с людьми (старик Мошкарь, Иван Шубнов, Каргопольский, Прокопович, Постников, Вольф, Шувалов...), но и с книгами ('Арифеметика' Магницкого, старообрядческие тексты, Коперник и Бруно). Довольно убедительно показаны моменты выбора Ломоносова и его жертвы, которые были абсолютно предопределены фанатичным стремлением к познанию и верности России.
Особая роль отведена музыке: Владимиру Мартынову, одному из выдающихся русских композиторов позднесоветского времени, удалось соединить народные мотивы, православные песнопения и электронные эксперименты. Пожалуй, в этом отражение русского национального характера, абсолютно воплощенного Ломоносовым - природная мощь и неукротимая воля, мистическая тема судьбы и веры и стремление к прогрессу. К сожалению, этот саундтрек доступен только в самом фильме.
Притом что в фильме нет звездных имен (звезд того момента), но крепких актерских работ хватает - лучшие свои роли сыграли Виктор Степанов и Игорь Волков (Ломоносов), одни из самых ярких своих ролей сыграли Олег Меньшиков (лихой студент и будущий создатель русского фарфора Виноградов), Алексей Жарков (Постников), Андрей Болтнев (Каргопольский), попала в образ и Илзе Лиепа (Елизавета Цильх, затем - Ломоносова).
Примечателен и режиссер: Александр Прошкин, в будущем автор 'Доктора Живаго', 'Русского бунта' и других достойных фильмов, в которых, как и здесь, звучит тема русского национального характера, почти неприкрыто высказывается не как интернационалист (в духе советского патриотизма), а скорее как русский националист (национализм как уважение к собственной традиции, а отнюдь не ненависть к другим).
Но самое ценное все же в другом. Помнится, относительно недавний проект 'Имя России' пытался выбрать главное лицо российской истории. В основном участниками, не говоря уже о победителях, стали политики. Своим фильмом Прошкин как раз являет Ломоносова как противовес политическому идолопоклонству и как фигуру, наиболее полно воплощающую беспокойный и неостановимый дух русского человека, идущего порой не зная куда, но уверенного в своей правоте. Особенно остро это понимаешь на контрасте ученых изысканий и политических отступлений. Именно поэтому первые два фильма трилогии (От недр своих и Врата учености) смотрятся много динамичнее, чем полный интриг и политических игр третий фильм. Кстати, именно там совсем теряется объективное понимание ученых и властных позиций, в коих легко можно затеряться не знакомому с историей государства и российской науки человеку. Но смотреть все равно полезно.
Удивительно, что этот весьма достойный телефильм так и не показали на 200-летие Ломоносова по центральным каналам, что, видимо, свидетельствует о явном отходе от идеалов Просвещения в наши дни...
Первое впечатление после просмотра данной картины-это глубокое разочарование от того, что посмотрел я её только к тридцати годам. А ведь, как могла бы сложиться жизнь, если бы увидел этот шедевр в ещё в школе...
Сегодня, когда уже просмотрены практически все достойные фильмы, когда с надеждой ожидаешь фильмы современных гуру, а получаешь очередной 'шедевр' в стиле'бей, беги в гламурной упаковке, с претензией на глубокий смысл',я был буквально поражен величием сего фильма.
'Михайло Ломоносов' заряжает той редкой энергией, которая заставляет тебя по-другому смотреть на многие вещи! Знания, Наука, Патриотизм, Родина, Истина, Вера, Воля, Характер, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ-вот малый список того, что по-настоящему приходится переосмыслить, видя эту глыбу Российской истории, великого Михаила Ломоносова.
Прекрасная игра актёров-с первой до последней минуты, я верил им и происходящему. Верил, что именно такой он и был это ГЕНИЙ, намного опередивший современников. Даже не представляю кто лучше Степанова и Волкова справился бы с этой работой.
10 из 10
Рекомендую всем молодым людям, которые ставят перед собой великие цели!