«Мерзавец» Азербайджан фильм 1988 год.
Автор сценария: @Рамиз Фаталиев.
Режиссер: @Вагиф Мустафаев.
Кто фильм не видел, лучше не читайте. Вернетесь, когда посмотрите его.
Впервые я посмотрел Фильм «Мерзавец» очень давно. Тогда в силу моих скромных знаний, фильм показался мне не только непонятным, но и абсурдным. Если посмотреть комментарии к фильму, то можно увидеть совершенно разные мнения. От «Фильм шедевр» до «Тупой фильм».
Время в фильме так называемая «Горбачевская перестройка», развал моральных устоев, человеческих ценностей и нравственности. Хатаму (Мамука Кикалейщвили) нравятся поезда. Его сны наполнены их звуками. Он любит и одновременно до смерти боится их.
Как он сам говорит: «Когда в землю спускаешься, как будто умираешь, а когда поднимаешься, как будто заново рождаешься».
Хатам всю жизнь закрывался от любых проявлений человеческого зла. Он даже спит так. Он напоминает композицию из трёх обезьяньих фигур, закрывающих лапами глаза, уши и рот. Эти три фигурки символизируют собой идею недеяния зла и отрешённости от не истинного. «Если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нём, то я защищён от него» Возможно это отсылка к этим фигуркам. Но в какой-то момент он сдался и перестал закрывать глаза. Теперь он не только видит зло, но сам вершит его.
Внутри своих видений, Хатам всегда задувал в конце свечи, таким образом эти видения выключались. И на этот раз на столе были свечи и мать сидела на против. Хатам задул свечи, но на этот раз видение не выключалось. Он остался в своем видении писающим мальчиком с колпаком на голове. Хатам просто встал и покинул дом матери. Увидев, что его сын уходит, мать попыталась его вернуть: «Хатам, сынок не уходи, вернись, а то ты меня больше никогда не увидишь». Но Хатам не слышит. На улице он проходит мимо большого адского котла, в котором, варится битум и направляется в сторону яркого солнца.
Мне кажется это замечательная история о глубинных психологических переживаниях, связанных с матерью Хатама. Талантливый грузинский актер Мамука, играющий в фильме Хатама, трагически погиб в 2000 году в возрасте 40 лет. А роль матери Хатама играет настоящая мать Мамуки.
Именно такой должна быть хорошая история. Зрителю нужно дать пищу для размышления, желательно на несколько дней.
Также очень хорошо прописаны арки персонажей, даже у самых кажущихся не значительных персонажей все они к концу фильма закрыты. Вообще сценарий просто поражает своей математически продуманностью. Просчитаны все сюжетные завязки, развития, развязка и прочие тонкости драматургии. Нет лишней болтовни в диалогах, режиссёр следовал главному принципу кино «Показывай, а не рассказывай».
Смелые монтажные склейки очень бодрят фильм. Для того времени это очень круто. Чего стоят резкие переходы в мир иной «Добро пожаловать!»
Еще о некоторых ништяках в фильме:
В сценах где появляется Ирада, всегда звучит романтическая музыка.
Весь фильм народный артист, певец Балаян звонит и просит у директора фабрики «писающего мальчика». Я прогуглил и нашел реального человека, народного артиста Балаяна, Роман Гургеновича. Он из Нагорного Карабаха.
Очкарик в метро —продажный врач психиатр. Он снова появляется в сцене где Хатам бьет покойного Чингиза, вы помните Хатам должен был отомстить. Так вот, психиатр, не разобравшись зачем бьют парня, тоже пинает его пару раз.
Дед Мирза в сцене с кражей на стройке говорит, как Иосифа Виссарионович Сталин.
В фильме затронуты многочисленные темы, как социального характера, так и личного.
В фильме есть еще очень много интересного про которые стоило бы написать.
Вообще Рамиз Фаталиев, большой профессионал и по-мне он один из лучших драматургов своей эпохи.
Лично для меня этот фильм оказался одним из лучших среди написанных и снятых азербайджанскими киноделами. Очень рекомендую, посмотрите!